Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В РОССИИ'

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2222
332
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В РОССИИ / ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Носкова Ю.А.

Приведены результаты анализа исторического развития защиты прав потребителей как института гражданского права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В РОССИИ»

УДК 366.54

Носкова Ю.А.

магистрант 2 курса ВИУ РАНХиГС, г. Волгоград, РФ

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В РОССИИ

Аннотация

Приведены результаты анализа исторического развития защиты прав потребителей как института гражданского права.

Ключевые слова

Защита прав потребителей, история развития института прав потребителей в России,

гражданское право.

Во времена СССР в законодательстве не было понятий «приобретатель», «защита прав потребителей». Данные категории в основном употреблялись в социально-экономической сфере или на бытовом уровне. Естественно, это не определяло специального статуса потребителей8.

Как отрасль права законодательство о защите прав потребителей возникло сравнительно недавно, а именно в 1990-х гг. До этого момента подобные отношения регулировались гражданским законодательством и не учитывались специфические взаимоотношения потребителя с организациями из сферы обслуживания. Некоторые фактически существовавшие договоры вовсе не попадали в рамки гражданско-правовых соглашений.

Помимо всего прочего, в законодательстве отсутствовали гарантии прав граждан при заключении договоров для удовлетворения своих потребностей.

Кроме гражданского законодательства существовало еще и много подзаконных актов в этой сфере, которые регулировали отдельные сферы, связанные с участием потребителей. Такие акты в некоторых случаях прямо противоречили законодательству и содержали нормы, которые ущемляют интересы потребителей в целом9.

Такое законодательство имело противоречие и с нормами международного права, особенно с руководящими принципами для защиты интересов потребителей10.

В 1988 году была предпринята первая попытка создания специального законодательства. Осенью этого года был разработан проект Закона СССР «О качестве продукции и защите прав потребителей». В данном законопроекте большая часть посвящена была проблемам обеспечения качества товаров и услуг, а нормы по защите интересов потребителя содержались всего в одном разделе.

Проект закона долго обсуждался и в итоге был отвергнут в виду того, что большую часть положений невозможно было реализовать на практике.

7 февраля 1992 г. вступил в действие принятый Закон Российской Федерации N 2300-1 «О защите прав потребителей»11. Пожалуй, самым значимым положением является то, что был введен запрет на принятие других нормативных актов, которые затрагивают интересы потребителей, снижающие установленные Законом гарантии прав. Таким образом, Правительство Российской Федерации и напрямую запретила поручать принятие актов этой сфере министерствам и ведомствам.

Впервые в законодательстве Российской Федерации были закреплены права и гарантии

8 Чурочкина О.С. Эволюция развития института защиты прав потребителей в России (исторический и нормативно-правовой аспекты) // Гражданское общество в России и за рубежом. 2013. N 4. С. 22

9 Чурочкина О.С. Эволюция развития института защиты прав потребителей в России (исторический и нормативно-правовой аспекты) // Гражданское общество в России и за рубежом. 2013. N 4. С. 23

10 Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 39/248 от 09.04.1985

11 Российская Федрация. Законы. О защите прав потребителей: закон от 07.02.1992 г. № 2300-1 // Ведомости СНД и ВС РФ, 1992, № 15, С. 766.

реализации, признанные международным сообществом. Законом были предусмотрены даже повышенные гарантии защиты в случае, когда причиняется вред жизни и здоровью или же имуществу граждан. Это проявилось в том, что была установлена десятилетняя ответственность не только перед потребителем, но и перед другими лицами вне зависимости от наличия договора между ними.

Помимо указанного Закона о защите прав потребителей, источником регулирования отношений с потребителем выступают также нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, руководящие принципы для защиты интересов потребителей, закрепленных в Резолюции от 09.04.1985 г. N 39/248, принятой на 106-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН.

История развития защиты прав потребителей берет свое начало еще в древние времена, свои предпосылки оно получило еще во времена Хаммурапи, люди уже тогда понимали всю необходимость регулирования данной сферы. Само понятие «потребитель» появилось значительно позже после появления различных норм регулирующих данную сферу. На протяжении всей истории развития данной сферы были предусмотрены санкции за нарушение прав покупателя и приобретателя услуг, что является не маловажным.

Список использованной литературы:

1. Руководящие принципы для защиты интересов потребителей [Электронный ресурс] : (приняты 09.04.1985 резолюцией 39/248 на 106-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН). - Доступ из СПС КонсультантПлюс.

2. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Текст] : от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ / Российская Федерация. Законы // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.

3. Российская Федерация. Законы. О защите прав [Текст] : федер. закон от 07.02.1992 г. № 2300-1-ФЗ / Российская Федерация. Законы //Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 3. Ст. 140.

4. Чурочкина, О. С. Эволюция развития института защиты прав потребителей в России (исторический и нормативно-правовой аспекты) [Текст] / О. С. Чурочкина // Гражданское общество в России и за рубежом. - 2013. - № 4. - С. 22-26

© Носкова Ю.А., 2022

УДК 366.54

Носкова Ю.А.

магистрант 2 курса ВИУ РАНХиГС, г. Волгоград, РФ

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Аннотация

Приведен анализ сложности применения законодательства в сфере защиты прав потребителей.

Ключевые слова

Проблемы правоприменения, защита прав потребителей, применение законодательства,

вопросы, возникающие на практике.

Анализируя теоретическую часть вопроса о защите прав потребителя, мы видим, как хорошо урегулирован механизм защиты прав потребителей, но так ли хорошо он работает на практике?

Давайте рассмотрим момент, связанный с покупкой сложной копировальной техники именуемой многофункциональным устройством (МФУ). Мы идем в магазин и выбираем товар, у которого примерно совпадают цена и качество. Вот перед нами отличный вариант, по привлекательной цене и мы не задумываясь его приобретаем. Далее мы сталкиваемся с проблемой под названием чипированный

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.