Научная статья на тему 'История развития толерантного отношения к инвалидам на основе изучения письменных источников восточных мыслителей Средней Азии'

История развития толерантного отношения к инвалидам на основе изучения письменных источников восточных мыслителей Средней Азии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
525
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВЕСТА / ВИНДЕДАТ / БЕДНОЕ / POOR / СЛЕПОЕ / BLIND / НЕМОЕ / ПРОСТОЕ ОБЩЕСТВО / ОТНОШЕНИЕ / RELATIONSHIP / ЗЕМЛЯ / LAND / AVESTO / VENDIDAT / DUMB / PRIMITIVE COMMUNITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Халикулова Хулкар Юлдашевна

Это статья о толерантном отношении людей к инвалидам. С древних времен люди на востоке относились к инвалидам с толерантностью и заботились о них. Эти отношения формировались на основе религиозных верований. Именно Авеста является фундаментом формирования толерантности по отношению к инвалидам. В ней отражены слова «Добрая мысль, доброе слово, доброе дело». В статье доказывается, что в Авесте уделяется особое внимание не лечению, а предотвращению инвалидности. Священная книга Авеста также взывает всех к заботливости по отношению к людям с ограниченными возможностями и бедным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История развития толерантного отношения к инвалидам на основе изучения письменных источников восточных мыслителей Средней Азии»

4. Отчет о деятельности СНК и Экономического Совета Туркестанской Республики. Ташкент: ТЭС, 1922. С. 53.

5. Киргизы // Жизнь национальностей. Москва, 1919. № 13 (21). С. 77.

6. ЦГА РУз., Ф.Р.86, оп. 1, д. 3332, лл. 24-25. Согласно переписи за 1926/1927 гг.

7. СафаровГ. Национальный вопрос и пролетариат. М.: Петроград, 1922. С. 187.

8. Киргизы. Хозяйственный быт степей // Жизнь национальностей. Москва, 1919. № 13 (21). С. 119; Туркестанские проблемы // Жизнь национальностей. Москва, 1920. № 22 (79). С. 223.

9. Зарубин И. И. Список народностей Туркестанского края. Л., 1925. С. 13.

10. Литвинов П. П. Антитатарская политика царизма в Средней Азии и Казахстане // Материалы по истории татарского народа. Казань, 1995. С. 378.

11. Расулов А. Такдир так;озаси билан Туркистонга келиб долган татарлар // Жамият ва бошк;арув. Тошкент, 2003. № 4. С. 73.

12. Полян П. Не по своей воле. История и география миграций в СССР. М.: ОГИ-Мемориал, 2001. С. 54.

13. Перепись населения в Туркестанской Республике. Материалы всероссийских переписей. Вып. 4. Ташкент: Издание ЦСУ Туркреспублики, 1924. С. 22.

History of the development tolerates relations to invalid on base study written sources of the east thinkers of Central Asia Halikulova H.

История развития толерантного отношения к инвалидам на основе изучения письменных источников восточных мыслителей Средней Азии

Халикулова Х. Ю.

Халикулова Хулкар Юлдашевна /Halikulova Hulkar - старший научный сотрудник, кафедра истории Узбекистана, исторический факультет, Национальный университет Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: это статья о толерантном отношении людей к инвалидам. С древних времен люди на востоке относились к инвалидам с толерантностью и заботились о них. Эти отношения формировались на основе религиозных верований. Именно Авеста является фундаментом формирования толерантности по отношению к инвалидам. В ней отражены слова «Добрая мысль, доброе слово, доброе дело». В статье доказывается, что в Авесте уделяется особое внимание не лечению, а предотвращению инвалидности. Священная книга Авеста также взывает всех к заботливости по отношению к людям с ограниченными возможностями и бедным. Abstract: this article about a tolerant attitude of the people to invalids. It is carried out in the Avesta meaning in relation to persons with disabilities. Since ancient times, people in the east were treated with tolerance. The nature of attitudes towards disability and life of every nation is based on the mentality and religious relations that nation. Especially, in Central Asia in ancient times, human life was determined on the basis of religious beliefs. For example the pre-Islamic religion Zorastrism religion was existed. In it there are the words «good thoughts, good words, good work». This is proof of the tolerant attitude to the disabled. The holy book of Zorastrism in the Avesta also called all for tolerance towards people with disabilities and the poor.

Ключевые слова: Авеста, виндедат, бедное, слепое, немое, простое общество, отношение, земля. Keywords: Avesto, vendidat, poor, blind, dumb, primitive community, relationship, land.

Каждое суверенное государство разрабатывает и осуществляет собственную политику в самых разнообразных сферах своей деятельности и общественной жизни. В общегосударственной, национальной политике формируется сложная система самостоятельных, взаимосвязанных между собой разделов, политик.

Одно из важнейших задач государственной политики современного Узбекистана является сохранение в стране обстановки мира и спокойствия с целью обеспечения благоприятных условий для успешного политического и социально-экономического развития страны в целом и для реализации прав и свобод каждого человека. Мощным фактором при этом выступают толерантность, мир и согласие в узбекском обществе.

Толерантность представляет собой весьма важную общественную ценность, которая способствует формированию в обществе атмосферы взаимопонимания и недопущения конфронтации.

Узбекистан имеет полное право гордиться тем, что в условиях полиэтничности главным выразителем общечеловеческих интересов и потребностей, главным трендом общественного развития является толерантность [1].

В условиях независимости в Республике Узбекистан созданы благоприятные условия и возможности национальным и этническим группам для их саморазвития, утверждения культурной, духовной самобытности, реализации собственного нравственного и интеллектуального потенциала.

Государственная политика в области обеспечения свободы совести, гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений дает свои добрые плоды.

Суверенный Узбекистан выбрал свой путь социально-экономического и политического развития с учетом своей истории, особенностей геополитического положения, природы страны, демографической ситуации, менталитета народов республики.

При выборе своего пути развития руководством республики важное значение придавалось исторической многонациональности республики, обеспечению созидательной работы во имя прогресса страны и благосостояния её населения.

В данном контексте национальная политика рассматривается в смысле государственной политики, которая включает в себя следующие основные элементы: национальную, экономическую, социальную, внешнюю, военную (оборонную), научно-техническую, экологическую политику и др.

Каждая из национальных политик, в свою очередь, состоит из ряда отраслевых разделов. В частности, в национальной экономической политике выделяются - макроэкономическая, финансовая, внешнеэкономическая, индустриальная, аграрная и др.

Разветвленную систему представляет собой национальная социальная политика, в составе которой имеются: национальная политика образования, здравоохранения, жилищная, семейная, молодежная, собственно национальная политика, направленная на совершенствование межнациональных отношений и др. Особым самостоятельным разделом государственной социальной политики является национальная политика народонаселения.

Сегодня важнейшей задачей является поднятие узбекской нации на соответствующий уровень материального благосостояния, образования и культуры, науки и техники, нравственности и просвещения. В основе этого должна лежать научно-обособленная и политически выдержанная национальная идеология, которая должна составлять возрождение узбекского народа и его государственности.

Многие разделы общенациональной политики Узбекистана разработаны на высоком научном уровне и последовательно осуществляется в жизнь президентом нашей республики Исламом Каримовым. В частности, можно выделить национальную экономическую политику, внешнюю политику и национальную политику безопасности, собственно национальную политику, которые получили высокую оценку мировой общественности и имеют широкий резонанс в мире.

В основе государственной, общенациональной политики Узбекистана лежит идеология всестороннего учёта менталитета узбекского народа, его национальной культуры, традиций, особенностей семейно-бытового уклада и т. д. Именно поэтому подчеркивается, что Узбекистан имеет свой путь обновления и прогресса. Речь сегодня даже идет об особой и эффективной узбекской модели осуществления социально-экономических и политических реформ.

Исходя из вышеперечисленных факторов, одним из актуальных тем на сегодняшний день является вопрос изучения толерантного отношения к людям с ограниченными способностями.

В письменных источниках основные моменты изучения данной проблемы на сегодняшний день мы определяем по следующим направлениям: состояние здоровья населения; уровень общей, детской и материнской смертности; средняя продолжительность жизни населения; уровень образования населения и его структура; уровень и структура профессионально-технической подготовки населения; социальный состав и социальная мобильность населения; состояние и отраслевая структура занятости населения; характер и интенсивность территориальной подвижности населения; нравственность, духовность и национальная культура населения; национальные ценности, семейно-бытовые обычаи, народные традиции и их сохранность; приверженность к общечеловеческим ценностям.

Древнейшими письменными источниками, рассказывающими о толерантном отношении к социально слабым людям, проживавших на территории Средней Азии, являются священная книга зороастрийцев «Авеста», клинописные надписи ахеменидского периода, труды древнегреческих, древнеримских, древнекитайских авторов. Ученые историки, используя эти письменные памятники в целях восстановления истинной исторической картины, проводят их сравнение с результатами археологических исследований.

Ценнейший письменный источник по Отечественной истории - это «Авеста». До сегодняшнего времени идут споры о точной дате и месте её появления. Многие ученые высказывают мнение, что география «Авесты» тесно связана с рядом областей Средней Азии - Хорезмом, Согдианой, Бактрией и Маргианой. Именно этот регион и, прежде всего, Хорезм исследователи считают родиной «Авесты».

Тексты «Авесты», созданные в незапамятные времена, долгое время передавались из уст в уста хранителями священных знаний. Древнейшие части «Авесты» появляются уже на рубеже II -I тыс. до н. э. Все тексты проповедей Заратуштры были собраны в III в. до н. э. в 21 книге, которые составили основу «Авесты» (комментарии к ее текстам получили название «Зенд») [2].

«Авеста» является основным источником для изучения древности, социального строя, политической истории и культуры племен, проживающих в Средней Азии, Иране, Афганистане, а также в некоторых областях Закавказья и Передней Азии. В 2001 году мировая общественность вместе с народом Узбекистана отмечала 2700-летие «Авесты». Основные торжества проходили в Хорезме под эгидой ЮНЕСКО.

В работах последующих античных авторов Арриана, Курция Руфа, Страбона и других, в отличие от ранних античных авторов, сведения о среднеазиатском регионе даются более обширно. Также не менее важны и письменные источники китайских авторов - «Исторические записки» Сима-Цзяня (II-I вв. до н. э.) и «История ранней династии Хань», написанная Бань Гу. Эти источники также содержат материалы по древней истории Средней Азии, о социальном строе населения, об их быте и нравах.

Таким образом, большой период древней истории Узбекистана изучается не на основе письменных источников, а на археологических данных.

Литература

1. Базаров С. Д. История психологии. Москва, 1958.

2. Муртазаева Р. Х. Межэтническая толерантность - гарант стабильности общества // Вестник развития науки и образования. Москва, 2015. № 2.

National policy of the Soviet state in 1920-1930 Lastochkina V.

Национальная политика Советского государства в 1920-1930 годы

Ласточкина В. Б.

Ласточкина Валентина Борисовна / Lastochkina Valentina - аспирант, исторический факультет, Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова, г. Чебоксары

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы национальной политики Советского государства в 1920-1930-е годы. В эти годы советское государство столкнулось с рядом проблем, главной из которых стало экономическое отставание, в этой связи необходимо было принятие решений. В основу этих решений были заложены ленинские принципы национальной политики. Abstract: in this article the problems of national policy of the Soviet state in 1920-1930 are considered. Those years the Soviet state faced a number ofproblems, the main of which was economic lag, in this regard it was necessary to make a lot of decisions. Lenin principles of national policy were on the basis of those decisions.

Ключевые слова: национальная политика, ликвидация неравенства наций, экономическое отставание, политика «коренизации».

Keywords: national policy, elimination of the inequality of the nations, economic lag, policy of «indigenization».

В современной России происходит ряд преобразований, которые затрагивают систему отношений между нациями и народностями Российской Федерации. Для того чтобы выяснить причины межнациональных конфликтов в нашей стране, необходимо обратиться к периоду образования СССР, когда была предпринята попытка создания государства, не знающего национальных различий.

Деятельность союзного государства в области национальной политики в 1920-1930-е годы определялась решениями по национальному вопросу, принятыми X [11] и XII [12] съездами Коммунистической партии.

На Х съезде РКП(б) И. В. Сталин выступил с докладом по национальному вопросу: «Федерация советских республик является той искомой формой государственного союза, живым воплощением которой является РСФСР» [11]. Эти слова вызвали резкую отрицательную реакцию со стороны представителей республик. На Х съезде было решено ориентироваться на различные виды федераций, что не было поддержано И. В. Сталиным и его сторонниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.