Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 40-Х ГОДОВ ХХ СТОЛЕТИЯ'

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 40-Х ГОДОВ ХХ СТОЛЕТИЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
620
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ВООРУЖЕНИЕ И ТЕХНИКА / ВНУТРЕННИЕ ВОЙСКА / ОРГАНЫ СНАБЖЕНИЕ ВОЙСК / ДИВИЗИЯ / БРИГАДА / ПОЛК / БАТАЛЬОН / РОТА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иванов В. С., Гридюшко Е. И., Армяншин В. В.

В статье представлены материалы исследования истории технического обеспечения внутренних войск МВД СССР в послевоенный период (1945-1950). Рассмотрен порядок обеспечения войск вооружением и техникой, система снабжения материальными средствами, совершенствование управления техническим обеспечением и организационно-штатной структуры подразделений технического обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF THE DEVELOPMENT OF TECHNICAL SUPPORT FOR THE INTERNAL TROOPS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA IN THE SECOND HALF OF THE 40S OF THE TWENTIETH CENTURY

The article presents the materials of the study of the history of the technical support of the internal troops of the Ministry of internal Affairs of the USSR in the post-war period (1945-1950). The order of providing troops with weapons and equipment, the supply system with material resources, improving the management of technical support and the organizational and staff structure of technical support units are considered.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 40-Х ГОДОВ ХХ СТОЛЕТИЯ»

уДК 94(47)1945/49:356/359(47)

10.52070/2500-347Х_2021_1_842_153

В. С. Иванов, Е. И. Гридюшко, В. В. Армяншин

Иванов В. С., доцент кафедры эксплуатации автобронетанковой техники

факультета технического обеспечения

Пермского военного института войск национальной гвардии;

SIROY3591@YANDEX.RU

Гридюшко Е.И., доцент кафедры эксплуатации автобронетанковой техники

факультета технического обеспечения

Пермского военного института войск национальной гвардии;

gridiusho1852@mail.ru

Армяншин В. В., доцент кафедры эксплуатации автобронетанковой техники

факультета технического обеспечения

Пермского военного института войск национальной гвардии

bizon6319@yandex.ru

история развития технического обеспечения внутренних ВОЙСК МВД РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 40-х годов хх столетия

В статье представлены материалы исследования истории технического обеспечения внутренних войск МВД СССР в послевоенный период (1945-1950). Рассмотрен порядок обеспечения войск вооружением и техникой, система снабжения материальными средствами, совершенствование управления техническим обеспечением и организационно-штатной структуры подразделений технического обеспечения.

Ключевые слова: техническое обеспечение; вооружение и техника; внутренние войска; органы снабжение войск; дивизия; бригада; полк; батальон; рота.

V. S. Ivanov, E. I. Gridyushko, V. V. Armyanshin

Ivanov V. S., Associate Professor of the Department of Operation of Armored Vehicles of the Faculty of Technical Support of the Perm Military Institute of the National Guard Troops SIROY3591@YANDEX.RU

Gridyushko E. I., Associate Professor of the Department of Operation of Armored Vehicles of the Faculty of Technical Support of the Perm Military Institute of the National Guard Troops; gridiusho1852@mail.ru

Armyanshin V. V., Associate Professor of the Department of Operation of Armored Vehicles of the Faculty of Technical Support of the Perm Military Institute of the National Guard Troops bizon6319@yandex.ru

THE HISTORY OF THE DEVELOPMENT OF TECHNICAL SUPPORT FOR THE INTERNAL TROOPS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA IN THE SECOND HALF OF THE 40S OF THE TWENTIETH CENTURY

The article presents the materials of the study of the history of the technical support of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of the USSR in the post-war period (1945-1950). The order of providing troops with weapons and equipment, the supply system with material resources, improving the management of technical support and the organizational and staff structure of technical support units are considered.

Key words: technical support; weapons and equipment; internal troops; troop supply agencies; division; team regiment; battalion; company.

Введение

Научные работы по истории внутренних войск МВД СССР стали публиковаться только в конце 1950-х годов. Однако в этих публикациях вопросам истории технического обеспечения войск уделялось мало внимания. Системы технического обеспечения внутренних войск в это время еще не существовало, все мероприятия технического обеспечения выполнялись в системе тылового обеспечения.

В настоящей работе представлены результаты исследования технического обеспечения внутренних войск, пути совершенствования обеспечения войск вооружением и техникой, структуры органов управления, наличие сил и средств технического обеспечения.

Целью работы является обобщение данных по развитию технического обеспечения войск во второй половине 1940-х годов, рассмотрение истории и особенностей технического обеспечения в этот период, показ путей и способов совершенствования структуры и технической оснащенности войск.

Изменение средств вооруженной борьбы внутренних войск после окончания войны

После освобождения территории СССР соединения и части НКВД продолжили деятельность по охране тыла на территории европейских государств. Нередко они вели активные боевые действия с остатками разгромленных Красной армией войск, пытавшихся минировать и взрывать мосты, поджигать склады с топливом и боеприпасами, продовольствием [Платонов, Башкатов 2017].

После окончания войны организационно войска НКВД СССР включали в себя: пограничные войска, внутренние войска (ВВ), войска по охране тыла действующей Красной армии, конвойные войска, войска по охране железных дорог, войска по охране особо важных предприятий промышленности, войска правительственной ВЧ-связи и войска местной ПВО [Войска национальной гвардии Российской Федерации 2018].

На завершающем этапе войны и в первые послевоенные годы стала задача по обеспечению безопасности освобождаемых территорий СССР, очищение их от ставленников и пособников врага [История внутренних войск 2013, т. IV, ч. 1].

В 1946 году внутренними войсками (ВВ) на территории Прибалтики, на западе Украины и Белоруссии было осуществлено более 21 тыс. специальных операций по ликвидации националистов [От внутренней стражи ... 2018]. В результате специальных операций только на территории Украины потери Украинской повстанческой армии составили 56,6 тыс. человек убитыми и 108,5 тыс. человек взяты в плен [Исмаилов 2016].

Не было спокойно и на Северном Кавказе. После освобождения Северного Кавказа от фашистских захватчиков, как правило, из-за коллаборационизма, было проведено массовое переселение ингушей, чеченцев, карачаевцев и других народов. Отмечался разгул бандитизма. «В 1944-1948 гг. органами охраны правопорядка и внутренними войсками были задержаны 2 213 чеченцев и ингушей, в том числе 1818 уклонившихся ранее от принудительного переселения» [Епифанов, Павленко 2015].

В Литовской ССР в 1945-1955 годах создавались оперативные группы, возглавляемые работниками госбезопасности, которым придавались подразделения ВВ численностью по 200-500 человек. Для повышения огневой мощи подразделений согласно распоряжения начальника ВВ НКВД от 15 ноября 1945 г. № 19/9-00745 в 1-й мотострелковой дивизии им. Ф. Дзержинского был сформирован автобро-нетранспортерный батальон (абтб) и откомандирован в Литву. Техническим обеспечением батальона руководил помощник командира по технической части. В составе абтб имелись рота бронеавтомобилей в составе трех взводов по четыре бронемашины БА-64 в каждом (всего 16 ед.) и рота бронетранспортеров в составе трех взводов по четыре бронетранспортера в каждом (в роте всего 16 бронетранспортеров:

десять МК-1 и шесть «Доджей» 3/4). В техническую часть батальона входили писарь, кладовщик и четыре шофера (на автобензовоз ЗИС-5 и три грузовых автомобиля ГАЗ-АА). Техническое обслуживание и ремонт автобронетранспортерной техники осуществляли специалисты мастерской: бригадир, два слесаря, электрик и шофер-слесарь [Неизвестные страницы ... 2019].

В Прибалтике подвергались нападениям части и подразделения ВВ. Немаловажной была задача обеспечения собственной безопасности военнослужащих внутренних войск. В течение 1947-1948 гг. имели место попытки нападения лесных братьев на гарнизоны внутренних войск Прибалтийского округа [Бугаев 2019].

Специальные операции по ликвидации бандформирований проходили в сложных географических условиях: как правило, местность была лесисто-болотистая и пересеченная. Условия ограниченной видимости в лесу определяли внезапность начала боя. В этих условиях эффективность специальных операций определялась как упреждением в открытии огня, так и созданием необходимой его плотности. Преимущество в скоротечном бою зависело от наличия пистолетов-пулеметов (ППШ и ППС), создававших более высокую плотность огня по сравнению с винтовкой.

Автоматического оружия в частях ВВ было недостаточно для успешного ведения боевых действий. Поэтому при проведении полковых и дивизионных спецопераций по ликвидации крупных бандформирований, вооруженных немецкими автоматами, подразделения, действующие в первом эшелоне, усиливались автоматчиками из подразделений старшего начальника. В октябре 1945 года в результате изменений в организационно-штатной структуре подразделения были доукомплектованы автоматами.

Вводились требования по выполнению отдельных мероприятий технического обеспечения. Так, в условиях активизации борьбы с националистическим подпольем «предусматривалось провести проверку боя всех видов оружия. Со всем личным составом прорабатывался порядок содержания оружия и ухода за ним в зимних условиях. Своевременно обеспечивались подразделения и отдельные гарнизоны зимней смазкой, личному составу разъяснялся при этом порядок ее применения» [История внутренних войск 2013, т. IV, ч. 1, с. 216].

Для ликвидации бандформирований, размещенных в хорошо оборудованных опорных пунктах, а также оборонявшихся в населенных

пунктах, применялись артиллерия, автоматическое оружие и минометы, имевшиеся в соединениях и частях. Например, на вооружении 1-й мотострелковой ордена Ленина Краснознаменной дивизии им. Ф. Э. Дзержинского Особого назначения ВВ на август 1947 года состояли в:

• 3-м мотострелковом полку: четыре 82-мм миномета, 30 станковых пулеметов, 105 ручных пулеметов ДП, 17 легковых автомобилей (в автотранспортной роте) для Главного управления ВВ Министерства государственной безопасности;

• 9 и 10-м мотострелковых полках: по четыре 76-мм орудия ЗИС-3, 30 станковых пулеметов, 98 ручных пулеметов ДП;

• артиллерийском полку: 22 ед. 76-мм орудий, восемь 122мм гаубиц, четыре 82-мм миномета, 24 ед. 122-мм гаубицы образца 1927 года для салютов;

• кавалерийском полку: четыре 76-мм орудия, 14 станковых пулеметов и 22 ручных пулемета ДП;

• отдельном танковом батальоне: 25 средних танков Т-34 (из них два учебных), четыре бронеавтомобиля БА-27 (один учебный), два танка БТ-7 (учебные) и три трактора ЧТЗ;

• отдельном батальоне обеспечения: 12 ручных пулеметов ДП [Неизвестные страницы ... 2019].

При уничтожении бандформирований эффективно применялись легкие колесно-гусеничные танки типа БТ-7М и танки Т-60, Т-70, а для перевозки подразделений - автомобили ГАЗ-АА и ЗИС-5.

Отрицательное влияние на своевременное и качественное проведение спецопераций по уничтожению бандформирований оказывало недостаточное количество автомобильной техники в частях ВВ, не позволяющее быстро доставлять подразделения к исходным позициям, из-за чего не обеспечивалась внезапность спецопераций. Из-за недостаточного количества автомобильного транспорта использовался гужевой, а при проведении спецопераций в масштабе полков - их усиливали автомобилями за счет других частей, что увеличивало время подготовки операций.

Для своевременного восстановления вышедших из строя автомобилей было недостаточно запасных частей, слабой была и ремонтная база. Так, ремонтно-восстановительный батальон 1-й мотострелковой дивизии вообще в 1947 году не имел подвижных средств

технического обслуживания и ремонта. Его экспериментальный штат составлял 42 офицера, 107 сержантов, 91 человек рядового состава. Всего было 240 человек [Неизвестные страницы ... 2019].

Особенно плохое положение было с наличием автомобильной техники в конвойных войсках и войсках по охране промышленных объектов.

Все эти недостатки были учтены в результате организационно-штатных мероприятий в октябре 1945 года. Изменилось штатное количество автомобильной техники. Например, в стрелковом полку ВВ в 1944 году было 29 автомобилей, а стало 51, в мотострелковом полку ВВ вместо 101 стало 133 автомобиля [Войска называются внутренними 1982].

В частях были в ограниченном количестве передвижные автомобильные мастерские («летучки») типа «А», изготовленные на базе автомобилей ГАЗ-АА или ГАЗ-ААА и мастерские типа «Б» на базе ЗИС-5 или ЗИС-6. Передвижная мастерские типа «А» была предназначена для технического обслуживания и ремонта всех автотранспортных средств, как боевых, так и вспомогательных. Кузов мастерской представлял собой каркас из установленных на платформе автомобиля деревянных стоек и крыши из фанеры, закрепленной на брусьях, которая обтягивалась брезентом. Над кабиной располагался ящик для инструментов, доступ к которым был со стороны кузова. Левая, правая и задняя стенки крепились к крыше, откидывались и использовались в качестве навесов. В транспортном положении боковые стенки закреплялись путем прижатия бортами автомобиля, а задняя стенка имела специальные крепления-запоры. Оборудование летучки позволяло производить слесарные работы с использованием тисков, закрепленных на верстаке, кузнечные и медницко-жестяницкие, слесарно-мон-тажные и смазочно-заправочные работы. В «летучке» имелись ручные таль, дрель и точило, рычажный пресс, бензорезак, комплекты съемников и инструмента различного назначения, смазочно-заправочное оборудование. Экипаж состоял из четырех человек.

«Летучка» типа «Б» позволяла производить текущий и средний ремонты бронетанковой техники, автомобилей и тракторов. Кузов «летучки» аналогичен кузову мастерской типа «А», за исключением того, что у него было пять окон, боковые стенки состояли из нижней части (борта) и верхней части, откидывающейся вверх в качестве

навеса. В рабочем положении правая нижняя часть использовалась в качестве пола при работе на верстаке, а левая нижняя часть - в качестве верстака при работе на земле. Оборудование мастерской было разнообразное. В ней был установлен в качестве силового агрегата четырехтактный двигатель АЛ-6/2 мощностью 6 л. с., который легко запускался в холодном состоянии и был экономичным. Кроме широкого набора различного инструмента имелся токарный станок, вулка-низационный и сварочный аппараты, электрическая дрель.

Постепенно в частях ВВ стало улучшаться положение с состоянием автомобильной техники, в том числе со специальными автомобилями (для перевозки продуктов, тюремные и др.). Этому способствовали успехи в послевоенном восстановлении народного хозяйства страны, увеличение объема выпускаемой продукции отечественной автомобильной промышленностью. В части стали поступать автомобили послевоенного производства, а затем и новые образцы: ГАЗ-69, ГАЗ-51, ГАЗ-63. Они были более совершенные и надежные в эксплуатации, что, безусловно, повысило мобильность частей и подразделений ВВ.

В частях улучшалась материально-техническая база по содержанию техники, начали строить автомобильные парки, утепленные гаражи, совершенствовалась база частей для ремонта техники. В войсках упорядочилось обеспечение частей горючим и смазочными материалами. Стали поступать подвижные средства технического обслуживания и ремонта автобронетанковой техники. Вместо довоенных танкоре-монтных мастерских типа «А» и «Б» появились новые мастерские по ремонту бронетанковой техники полкового и дивизионного звена.

Войсковая автомобильная ремонтно-эксплуатационная мастерская (ВАРЭМ) на шасси ЗИЛ-151 имела металлический кузов или деревометаллический, комплектовалась передвижной электростанцией, компрессором, выпрямителем для зарядки аккумуляторных батарей, электродрелью и электрическим точилом, дистиллятором, вулканизатором, газосварочным и кузнечным оборудованием, винтовым прессом, различными съемниками, инструментом и оборудованием автомеханика, карбюраторщика, столяра, маляра, медника-жестянщика, смазчика и др.

Некоторые мастерские, такие как ТРМ-А и ТРМ-Б, ЭГСМ (электрогазосварочная мастерская) и ПРЗС (подвижная ремонтнозарядная станция) имели автономные силовые агрегаты. В войска стали поступать

подвижные ремонтные мастерские ПРМ, оснащенные токарно-винто-резным станком и комплектом различного инструмента. Штат мастерской включал шесть специалистов-ремонтников.

В комплект новых мастерских входили кран-стрела, широкий ассортимент специализированного оборудования, а также обеспечивающая качественный ремонт технологическая оснастка. Мастерские предназначались для ремонта машин в полевых условиях при ведении боевых действий и проведении специальных операций. Для обогрева ремонтников в зимнее время в кузове были установлены чугунные печки-буржуйки или каталитические печки.

Снабжение войск оружием, боеприпасами, автотракторной техникой и запасными частями к ним, горючим и смазочными материалами (задачи технического обеспечения) в рассматриваемый период продолжали выполняться в системе тылового обеспечения войск [Белокудря, Фитерер 2014].

Органы военного снабжения внутренних войск материальными средствами

Получение ВВ оружия, боеприпасов и автотракторного имущества осуществлялось через окружные управления военного снабжения (ОУВС). Накануне и в годы войны в составе окружных управлений военного снабжения «был отдел артиллерийского и автобронетанкового вооружения, в составе которого было отделение автобронетанкового имущества (в некоторых ОУВС - автобронетанковое отделение)» [Иванов 2018].

Рост парка автотракторной техники в войсках привел к увеличению объема работ по снабжению частей автотехническим имуществом и реформированию ОУВС. В 1945 году отделение автобронетанкового имущества ОУВС было переформировано в автобронетанковый отдел; в 1946 году ОУВС и военные склады переформированы по новому штату. Военным складам присваивалась новая нумерация, например: в Ленинградском округе был Окружной военно-технический склад № 3 - стал № 154; межокружная оружейно-пулеметная мастерская № 87 переименована в Окружную оружейно-пулеметную мастерскую ОУВС; автобронетанковый отдел - в автомобильный отдел1. В качестве приме-

1 URL: http://www.uumts.utk.ru/hist. php?page=umts. 160

ра на рисунке 1 приведена структура Уральского окружного управления военного снабжения [История Уральского окружного управления URL].

Окружное управление военного снабжения

Рис. 1. Управление военного снабжения Уральского округа (июль 1946 г.)

В марте 1946 года в соответствии с Законом СССР от 15 марта 1946 года было произведено переименование НКВД СССР в МВД СССР, войска НКВД в войска МВД СССР1.

Возложенные на Главное управление военного снабжения НКВД СССР обязанности стало выполнять Главное управление военного снабжения (ГУВС) МВД СССР. В регионах страны обеспечением материально-техническими средствами (МТС) занимались ОУВС, содержались МТС в окружных объединенных военных складах. В ОУВС вопросами технического обеспечения занимались отдел вооружения и автомобильный отдел. Материальные средства отдела вооружения и автомобильного отдела содержались в соответствующих отделениях объединенного склада. В ОУВС ремонтом автомобильной техники занималась объединенная авторемонтная мастерская (АРМ), ремонтом вооружения - окружная оружейно-пулеметная мастерская, входившие с состав военного склада. Кроме того, в состав

1 Закон СССР от 15 марта 1946 г. «О преобразовании Совнаркомов в Совми-ны». URL: http://www. ru.wikisource.org>wiki.

военного склада входили автотранспортный взвод и взвод погрузоч-но-разгрузочных работ.

«В 1947 г. из ведения МВД СССР были переданы в ведение МГБ СССР следующие подразделения: транспортное управление милиции ГУМ МВД СССР; ГУВВ и внутренние войска МВД; Управление специальными объектами в Крыму МВД СССР» [Лубянка ... 2003].

В 1948-1949 годах изменились задачи, возложенные на ОУВС и, соответственно, изменялась их организационно-штатная структура (ОШС), принимались наиболее оптимальные решения, способствующие улучшению снабжения войск. Так, в январе 1948 года из Свердловской и Тюменской контор 3-го управления ГУЛАГа МВД СССР передали на обеспечение ОУВС Уральского округа подразделения ГУЛАГа. В апреле этого же года ОУВС МВД Уральского округа разделили на два управления: Уральское ОУВС МВД СССР и Молотовское ОУВС МВД СССР. При этом Молотовскому ОУВС передали функции снабжения частей и подразделений Молотовской (ныне Пермской) и Кировской областей (http://www.уоумтс.мвд.рф>document/6638156).

В 1949 году изменения коснулись ОШС окружных объединенных военных складов, заключавшиеся в объединении отделений хранения, например отделения стрелкового вооружения и отделения хранения боеприпасов. Автотранспортный взвод был расформирован: водители и слесари стали комплектоваться гражданским персоналом1.

Изменение организационно-штатной структуры органов технического обеспечения

В 1946 году начинается сокращение внутренних войск. В последующем часть задач по охране железнодорожных сооружений, важных объектов промышленности, охране осужденных и т. п. передается в другие ведомства. Структура и количество войск постоянно меняется [Белокудря, Фитерер 2014].

Части и подразделения внутренних войск, дислоцированные в западных областях СССР, осенью 1945 года перешли к единой штатной структуре [Материкин 2018].

Изменения коснулись и структурных подразделений, осуществлявших решение задач технического обеспечения [Иванов 2012].

1 URL: http://www.уоумтс.мвд.рф>document/6638537.

Так, в дивизиях и бригадах по охране особо важных объектов промышленности и железных дорог вопросами тылового обеспечения занимался заместитель командира дивизии (бригады) по снабжению - начальник отделения. Кроме помощников по службам тыла в его подчинении были старший помощник начальника отделения по вооружению и старший помощник начальника отделения по транспорту.

В стрелковом полку артиллерийско-техническим обеспечением занималась служба артиллерийско-технического снабжения, возглавляемая начальником службы, подчинявшимся заместителю командира полка по снабжению. В ее составе были мастерская по ремонту артиллерийско-технического вооружения и склад. В штате мастерской по ремонту артиллерийско-технического вооружения значились начальник и три мастера (оружейный, пулеметный и химический), а также токарь. Складом ведал заведующий складом. В некоторых полках у заведующего складом был помощник. Заместителю командира полка по снабжению подчинялся и автомобильный взвод, на который возлагались все задачи автотехнического обеспечения. Командовал взводом командир взвода -автотехник. Взвод состоял из двух отделений, в которые входили пятнадцать шоферов, а во втором отделении, кроме шоферов, были тракторист, вулканизаторщик и кладовщик. Из техники по штату во взвод входили два легковых автомобиля, шесть грузовых автомобилей и четыре грузовые машины грузоподъемностью три тонны, два «пикапа», автомобиль для перевозки хлеба и трактор.

В некоторых полках вместо автомобильного взвода был автотранспортный в составе двух отделений. Возглавлял его начальник автотранспорта. Во взводе числились автотехник, два командира отделения, десять шоферов, механик-водитель автодрезины с помощником, тракторист и кладовщик. В штате взвода были два легковых автомобиля, шесть грузовых машин, один санитарный автомобиль, один автомобиль для перевозки хлеба и «пикап».

В отдельном батальоне в подчинении заместителя командира батальона по снабжению находилась хозяйственная часть, состоящая из заведующего делопроизводством, старшего писаря батальона и хозяйственного отделения. Кроме тылового обеспечения, на нее возлагались задачи технического обеспечения. В состав хозяйственного отделения входили младшие специалисты тыла, оружейный мастер, водители -по количеству штатных машин, механик-водитель автодрезины с помощником - по количеству единиц железнодорожного транспорта.

В штат отдельного стрелкового батальона входила служба артилле-рийско-технического снабжения, возглавляемая начальником службы. Для ведения учетных и отчетных документов в службе числился делопроизводитель. Штат мастерской состоял из начальника - оружейного техника, оружейного, пулеметного и химического мастеров (три человека), в складе артиллерийско-технического снабжения - заведующий складом и кладовщик.

Согласно новому штату в подчинении помощника командира батальона по снабжению находился транспортный взвод, состоящий из управления и двух отделений. В управление входили командир взвода, автотехник, старшина и кладовщик-писарь. В штате первого отделения транспортного взвода состояли водители, а второго, кроме водителей, - вулканизаторщик.

В случае, когда в батальоне был не автомобильный взвод, а автотранспортный, он состоял из автомобильного отделения и мастерской. В автомобильном отделении должны быть семь автомобилей, один трактор и одна автодрезина, в мастерской - бригадир, слесарь и электромеханик. Обязанности начальника автотранспорта батальона исполнял командир взвода.

В стрелковой роте специалистом технического обеспечения был оружейный мастер. В отдельной стрелковой роте к специалистам технического обеспечения можно отнести оружейного и пулеметного мастеров, заведующего складом и шофера машины-«полуторки».

Изменение нормативной правовой базы технического обеспечения

Техническое обеспечение войск НКВД в годы войны осуществлялось по требованиям, разработанным перед войной с учетом опыта технического обеспечения боевых действий и особенностей применения частей и соединений [Войска НКВД ... 2015]. После окончания войны необходимо было скорректировать основные положения по техническому обеспечению.

В целях упорядочивания организации эксплуатации и ремонта, вооружения и техники, снабжения войск материальными средствами в 1948-1950 годах в войсках ввели в действие вновь разработанные инструкции, которые регламентировали такие вопросы технического обеспечения, как проведение инвентаризации вооружения

и боеприпасов, автомобильного имущества, горючего и смазочных материалов и другого имущества. Инструкциями устанавливались категории артиллерийского вооружения и порядок категорирования; был определен порядок хранения паспортов на машины, нахождения у водителей талонов паспорта машины, установлен порядок заполнения паспортов машин; регламентировались правила присвоения номерных знаков транспортным средствам, правила их нанесения; предписывались правила истребования денежных средств, устанавливались правила их расходования. Нормативными правовыми актами были установлены нормы расхода горючего и смазочных материалов при эксплуатации машин и для технического обслуживания транспортных средств. Предусматривались мероприятия по сбережению артиллерийско-технического вооружения, боеприпасов и другого имущества.

Огромную роль в поддержании должной боевой готовности частей внутренних войск сыграло «Временное положение о техническом обслуживании автомобилей». В нем были разработаны основные требования к видам технического воздействования на транспортные средства; было установлено, что перед каждым выездом необходимо производить осмотр машины и установлено время для этого - 20 минут. Предусматривалось проведение осмотра машин в пути через каждые 1-2 часа движения либо через 80-100 километров пути и устанавливалось время осмотра - 20 минут; предписывалось проведение осмотра продолжительностью 1 час по возвращении с рейса; устанавливалось через 800-1000 км пробега проведение технического осмотра № 1 трудоемкостью 4 чел*ч, технического осмотра № 2 трудоемкостью 14 чел*ч - через 2 700-3 000 км пробега, технического осмотра № 3 трудоемкостью 25-36 чел*ч - через 5 400-6 000 км пробега, а при переводе машин на осенне-зимний и весенне-летний режим эксплуатации - сезонный технический осмотр или технический осмотр № 4 трудоемкостью 45-60 чел*ч.

В 1949 году вышло «Наставление по автотракторной службе (АТС) ВВ МГБ СССР», которое упорядочивало задачи автотракторной службы войск и определяло мероприятия для выполнения этих задач в новых условиях мирного времени и в военное время. Основной задачей АТС являлось организация и осуществление технического и материального обеспечения по службе в мирное и военное время. На АТС возлагалось:

- организация и осуществление технически правильного использования, обслуживания, содержания (хранения), ремонта и эвакуации автотракторной техники (АТТ);

- своевременное обеспечение соединений и частей АТТ и автотракторным имуществом (АТИ) по установленным нормам (штатам, табелям);

- руководство автотракторной подготовкой личного состава войск и специальной подготовкой специалистов службы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- руководство совершенствованием существующих и обеспечение создания новых образцов АТТ.

В Наставлении определялось, что относится к АТТ и АТИ, порядок и правила их эксплуатации, ремонта и эвакуации; организация автотракторной подготовки личного состава войск и специальной подготовки специалистов автотракторной службы; обязанности должностных лиц службы.

В 1949 году вышел приказ МВД СССР от 4 июня 1949 года № 0349 «О введении в действие нормы расхода ГСМ, норм ходовых часов кораблей и катеров и инструкции по премированию личного состава морских частей пограничных войск МВД за экономию ГСМ».

После окончания Великой Отечественной войны остро встал вопрос повышения образовательного уровня сотрудников милиции и военнослужащих ВВ. В приказе МВД СССР от 10 ноября 1946 года № 378 отмечалось, что, «подготовка и переподготовка руководящих и оперативных кадров в органах МВД поставлена неудовлетворительно». В приказе МВД СССР по итогам боевой подготовки войск в 1946 году и задачам на 1947 год отмечалось, что «количество аварий автотранспорта, а также чрезвычайных происшествий, связанных с неумелым обращением с оружием и боеприпасами, оставалось в войсках еще высокими, являлось следствием неудовлетворительной подготовки этих специалистов» [История внутренних войск 2013, т. IV, ч. 1, с. 131]. Принятые меры (реформирование ведомственной системы учебных заведений, увеличение срока обучения курсантов и слушателей) дало положительные результаты; улучшилась боевая подготовка обслуживающих подразделений. «Организовывалась и обеспечивалась всем необходимым подготовка для войск младших специалистов - шоферов, автомехаников, авторемонтников, оружейных мастеров.» [Проценко 2008, с. 122].

Заключение

В послевоенной истории развития войск национальной гвардии РФ во второй половине 1940-х годов происходили сокращение численности войск, а также неоднократные их реорганизации [там же, с. 305]. Это отразилось и на технической оснащенности войск. В послевоенный период продолжилось перевооружение ВВ на более современное и автоматическое вооружение, увеличилось их количество, а также количество транспортных средств в частях ВВ МВД согласно новым штатам, в войска стали поступать новые подвижные средства технического обслуживания и ремонта вооружения и техники.

Система снабжения войск материальными средствами продолжала совершенствоваться и в вопросах технического обеспечения. Исходя из развития вооружения и техники, происходило создание новой нормативной правовой базы для качественного проведения мероприятий технического обеспечения в войсках.

Мероприятия совершенствования системы технического обеспечения внутренних войск в 1945-1949 годах являются актуальными и в современных условиях при разработке структуры технического обеспечения войск национальной гвардии Российской Федерации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ / REFERENCES

Белокудря В. В., Фитерер Д. В. История становления и развития тыла внутренних войск МВД России. Отчет о НИР. Пермь: ПВИ ВВ МВД России, 2014. [Belokudrya V. V., Fiterer D. V. (2014). Istoriya stanovleniya i razvitiya tyla vnutrennikh voisk MVD Rossii (History of the formation and development of the rear of the internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia). Otchet o NIR. Perm': PVI VV MVD Rossii. (In Russ.)]. Бугаев В. Н. Внутренние войска НКВД - МВД - МГБ СССР на территории советской Прибалтики в 1944-1953 гг.: институциональные аспекты деятельности // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. №» 183. Т. 24. С. 237-243. [Bugaev, V. N. (2019).Vnutrennie voiska NKVD - MVD - MGB SSSR na territorii sovetskoi Pribaltiki v 1944-1953 gg.: institutsional'nye aspekty deyatel'nosti (Internal troops of the NKVD - Ministry of Internal Affairs - Ministry of State Security of the USSR on the territory of the Soviet Baltic in 1944-1953: institutional aspects of activity.). Vestnik Tambovskogo universiteta. Series: Humanities, 183, (pp. 237-243). (In Russ.)].

Войска называются внутренними. Краткий исторический очерк. М.: ДОСААФ СССР, 1982. [Voiska nazyvayutsya vnutrennimi (1982). Kratkii istoricheskii ocherk. (The troops are called internal. A brief historical outline). Moscow: DOSAAF SSSR. (In Russ.)].

Войска НКВД в Великой Отечественной войне: в 3 т. Т. III. Войска НКВД в третий период Великой Отечественной войны и в Советско-японской войне (1944-1945). М.: На боевом посту, 2015. [Voiska NKVD v Velikoi Otechestvennoi voine (2015): v 3 t. T. III. Voiska NKVD v tretii period Velikoi Otechestvennoi voiny i v Sovetsko-yaponskoi voine (1944-1945). (Vol. III. NKVD troops in the third period of the Great Patriotic War and in the Soviet-Japanese War (1944-1945). Moscow: Na boevom postu. (In Russ.)].

Войска национальной гвардии Российской Федерации. Исторический очерк. М.: На боевом посту, 2018. [Voiska natsional'noi gvardii Rossiiskoi Federatsii. Istoricheskii ocherk (2018). (Troops of the National Guard of the Russian Federation. Historical outline). Moscow: Na boevom postu. (In Russ.)].

Епифанов А. Е., Павленко Е. М. Из опыта борьбы с «политическим бандитизмом» на Северном Кавказе в период Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы // Вестник Дагестанского государственного университета. 2015. С. 104-109. [Epifanov, A. E., Pavlenko, E. M. (2015). Iz opyta bor'by s «politicheskim banditizmoм» na Severnom Kavkaze v period Velikoi Otechestvennoi voiny i v pervye poslevoennye gody (From the experience of the struggle against «political banditry» in the North Caucasus during the Great Patriotic War and in the first post-war years). Vestnik Dagestanskogo gosudarstvennogo universiteta, (pp. 104-109). (in Russ.)].

Иванов В. С. История становления и развития системы технического обеспечения внутренних войск МВД России: Монография. Пермь: ПВИ ВВ МВД России, 2012. [Ivanov, V. S. (2012). Istoriya stanovleniya i razvitiya sistemy tekhnicheskogo obespecheniya vnutrennikh voisk MVD Rossii (The history of the formation and development of the system of technical support of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia). Perm: PVI VV MVD оf Russia. (In Russ.)].

Иванов В. С. Материально-техническое обеспечение войск в предверии Великой Отечественной войны: сб. Материально-техническое обеспечение силовых структур государства. Сбор. статей V Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, 2018. С. 182189. [Ivanov, V. S. (2018). Material'no-tekhnicheskoe obespechenie voisk v predverii Velikoi Otechestvennoi voiny. Sbornik: Material'no-tekhnicheskoe obespechenie silovykh struktur gosudarstva. Sbor. statei V Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii: v 2-kh chastyakh. (Material and technical

support of troops on the eve of the Great Patriotic War). Permskii voennyi institut voisk natsional'noi gvardii Rossiiskoi Federatsii. (pp. 182-189). (In Russ.)].

Исмаилов А. М. Деятельность внутренних войск МВД России по обеспечению государственной и общественной безопасности страны в послевоенный период: c6. науч. ст. Межвузовской научно-практической конференции, посвященной 205-летию внутренних войск МВД России. На страже закона и правопорядка. Новосибирский военный институт им. генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации. Новосибирск, 2016. С. 53-56. [Ismailov, A. M. (2016). Deyatel'nost' vnutrennikh voisk MVD Rossii po obespecheniyu gosudarstvennoi i obshchestvennoi bezopasnosti strany v poslevoennyi period. Sb. nauch. st. Mezhvuzovskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, posvyashchennoi 205-letiyu vnutrennikh voisk MVD Rossii. Na strazhe zakona i pravoporyadka. Novosibirskii voennyi institut im. generala armii I. K. Yakovleva voisk natsional'noi gvardii Rossiiskoi Federatsii. (The activities of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to ensure the state and public security of the country in the post-war period). (pp. 53-56). Novosibirsk. (In Russ.)].

История внутренних войск: в 5 т. 2-е, доп. М.: На боевом посту, 2013. Т. IV Ч. 1. Военно-исторический труд. (1946-1966).[Istoriya vnutrennikh voisk (2013) (History of Internal Troops): in 5 vols. Voenno-istoricheskii trud. IV vol. Part 1. (1946-1966). 2nd ed. Moscow: Na boevom postu. (In Russ.)].

История Уральского окружного управления материально-технического снабжения МВД России. [Istorija Ural'skogo okruzhnogo upravlenija material'no-tehnicheskogo snabzhenija MVD Rossii. (History of the Ural District Administration of Material and Technical Supply of the Ministry of Internal Affairs of Russia.) (In Russ.)]. URL: http://www.уоумтс.мвд. рф>document/6638156.

Лубянка: Органы ВЧК - ОГПУ - НКВД - НКГБ - МГБ - МВД - КГБ. 1917-1991. Справочник. Кокурин А. И., Петров Н. В. М.: Международный фонд «Демократия» : Россия. ХХ век. Документы, 2003. [Kokurin, A. I., Petrov, N. V (2003). Spravochnik. Lubyanka: Organy VCHK - OGPU - NKVD - NKGB - MGB -MVD - KGB. 1917-1991. (Lubyanka: Bodies of the Cheka - OGPU - NKVD -NKGB - MGB - MVD - KGB. 1917-1991. Directory). Moscow: Mezhdunarodnyi fond «DemokratiYA» : Rossiya. ХХ vek. Dokumenty. (In Russ.)].

Материкин П. П., Жемчужникова А. В. Техническое обеспечение внутренних войск НКВД - МВД, привлекавшихся к борьбе с бандитскими формированиями националистического подполья в западных областях СССР (1944-1946) // Актуальные вопросы совершенствования системы технического обеспечения: сб. трудов конференции. Пермь:

Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, 2017. С. 105-109. [Materikin P. P., Zhemchuzhnikova A. V. (2017). Tehnicheskoe obespechenie vnutrennih vojsk NKVD - MVD, privlekavshihsja k bor'be s banditskimi formirovanijami nacionalisticheskogo podpol'ja v zapadnyh oblastjah SSSR (1944-1946). (Technical support of the internal troops of the NKVD - Ministry of Internal Affairs involved in the fight against gangster formations of the nationalist underground in the western regions of the USSR (1944-1946). Сonference proceedings. Aktual'nye voprosy sovershenstvovanija sistemy tehnicheskogo obespechenija (pp. 105109). Perm': Permskii voennyi institut voisk natsional'noi gvardii Rossiiskoi Federatsii. (In Russ.)].

Неизвестные страницы истории войск национальной гвардии Российской Федерации. Вып. 5. М.: Редакция журнала «На боевом посту» войск национальной гвардии Российской Федерации, 2019. [Neizvestnye stranitsy istorii voisk natsional'noi gvardii Rossiiskoi Federatsii (2019). (Unknown pages in the history of the troops of the National Guard of the Russian Federation. Issue 5). Moscow: Redaktsiya zhurnala «Na boevom postU» voisk natsional'noi gvardii Rossiiskoi Federatsii. (In Russ.)].

Платонов В. Е., Башкатов И. В. О роли А. В. Хрулева в деятельности войск НКВД СССР в годы Великой Отечественной войны // Выдающийся организатор материально-технического (тылового) обеспечения (к 125-летию со дня рождения генерала армии А. В. Хрулева): материалы межведомственной научно-практической конференции, 22 сентября 2017 г., Санкт-Петербург, 2017. С. 136-139. [Platonov, V. E., Bashkatov, I. V (2017). O roli A. V. Khruleva v deyatel'nosti voisk NKVD SSSR v gody Velikoi Otechestvennoi voiny. (About the role of A. V Khrulev in the activities of the troops of the NKVD of the USSR during the Great Patriotic War). Vydayushchiisya organizator material'no-tekhnicheskogo (tylovogo) obespecheniya (k 125-letiyu so dnya rozhdeniya generala armii A. V. Khruleva) (pp. 136-139): materials of the interdepartmental scientific-practical conference, September 22, 2017. St. Petersburg. (In Russ.)].

Проценко Е. Д. Правовые основы развития профессионального образования в системе МВД в послевоенный период // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2008. № 1 (37). С. 37-45. [Protsenko, E. D. (2008). Pravovye osnovy razvitiya professional'nogo obrazovaniya v sisteme MVD v poslevoennyi period. (Legal basis for the development of vocational education in the system of the Ministry of Internal Affairs in the post-war period). VestnikSankt-Peterburgskogo universitetaMVDRossii, 1 (37), 37-45. (In Russ.)].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.