Научная статья на тему 'История развития связи в Татарстане в первой половине 20-х годов ХХ века'

История развития связи в Татарстане в первой половине 20-х годов ХХ века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
232
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЧТОВАЯ СВЯЗЬ / ИСТОРИЯ / ТАТАРСТАН

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гатина Рахима Рафиковна

В статье исследуется проблема истории развития связи в Татарстане в первой половине 20-х годов ХХ в. Приводятся архивные данные по количеству почтово-телеграфных учреждений связи. Обсуждается вопрос влияния кризисного положения в экономике на техническую оснащенность предприятий связи и качество обслуживания населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF DEVELOPMENT OF COMMUNICATION IN TATARSTAN IN FIRST HALF 20TH YEARS OF XX CENTURY

In this article, we are researching the history of development of communications in Tatarstan in first half 20th years of XX century. There are given archival dates about number of post-telegraph offices. We discuss some questions of influence of crisis in economy on technical equipment of communication and quality of service of people.

Текст научной работы на тему «История развития связи в Татарстане в первой половине 20-х годов ХХ века»

Р.Р. ГАТИНА

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗИ В ТАТАРСТАНЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 20-х ГОДОВ ХХ ВЕКА

Ключевые слова: почтовая связь, история, Татарстан..

В статье исследуется проблема истории развития связи в Татарстане в первой половине 20-х годов ХХ в. Приводятся архивные данные по количеству почтово-телеграфных учреждений связи. Обсуждается вопрос влияния кризисного положения в экономике на техническую оснащенность предприятий связи и качество обслуживания населения.

R.R. GATINA

HISTORYOFDEVELOPMENTOF COMMUNICATION IN TATARSTAN IN FIRST HALF 20TH YEARS OFXX CENTURY

In this article, we are researching the history of development of communications in Tatarstan in first half 20th years of XX century. There are given archival dates about number of post-telegraph offices. We discuss some questions of influence of crisis in economy on technical equipment of communication and quality of service of people.

Всестороннее изучение закономерностей развития средств связи как в стране в целом, так и в отдельных регионах является одной из актуальных проблем исторической науки, так как ее решение позволяет определить степень влияния системы связи на развитие общества. Нами для изучения процесса истории развития связи в Татарстане впервые в научный оборот вводится широкий круг архивных источников.

До образования ТАССР сеть почтовой связи в Казанской губернии состояла из предприятий стационарного типа, что позволило охватить связью лишь 3% всех населенных пунктов. Такая сеть, построенная еще до революции, не отвечала ни экономическим, ни политическим условиям. Новые советские государственные и общественные организации оказались вне этой сети и вместе с населением вынуждены были удовлетворять свои потребности в связи поездками за десятки километров в ближайшее предприятие почтовой связи. Корреспонденция, в том числе и газеты, из предприятий и прикрепленных селений пересылались неорганизованно, в большинстве со случайными попутчиками, и в лучшем случае достигали места назначения с большим промедлением, в худшем - терялись [1]. Такой низкий уровень обеспеченности предприятиями почтовой связи в 1921 г. был характерен для всей территории республики. В 53 волостных центрах из 70 не было ни одного учреждения связи [2].

В начале 20-х годов ХХ в. в республике предприятия связи чаще закрывали, чем открывали. Происходили так называемое «уплотнение связи» и сокращение штатов. Специалисты понимали, что такое «уплотнение» оставляло без связи значительную часть населения, в первую очередь крестьянства, замедляло экономическое и культурное развитие края. Поэтому на заседании коллегии Управления почт и телеграфов Татарской Республики 1 августа 1921 г. было решено: связь, существовавшую на день заседания, не сокращать. И только в случае дальнейшего ухудшения положения с продовольствием сократить «малодеятельные» учреждения связи и «прекратить открытие вновь вспомогательных почтовых пунктов, почтовых и почтовотелеграфных учреждений, а также приостановить развитие курьерской связи»

[3].

В январе 1922 г. коллегия Управления почт и телеграфов Татарской Республики из-за нехватки средств и дороговизны фуража постановила закрыть 90 вспомогательных почтовых пунктов. Одновременно было решено закрыть 7 почтовых отделений в Арском кантоне, 5 - в Бугульминском, 5 - в Буинском,

10 - в Елабужском, 10 - в Лаишевском, 6 - в Мамадышском, 5 - в Свияжском

[4]. Эти решения были выполнены.

Архивные документы убедительно показывают, что такие факты не были единичны. В 1922 г. из-за дефицита бюджета и убыточности предприятий были закрыты два почтово-телеграфных отделения, 68 почтовых отделений и 6 вспомогательных почтовых пунктов [5].

В 1922 г. на территории Татарской Республики связь обслуживала лишь 3,5% населенных пунктов. Остальные 96,5% селений были прикреплены к предприятиям связи, причем радиус прикрепления в среднем был около 60 километров [6]. Такая разреженная сеть предприятий связи не могла удовлетворить потребности экономики, культуры, а самое главное - населения. Поэтому попытки закрыть некоторые почтовые отделения вызывали протест граждан. Так, 4 января 1923 г. в Народный комиссариат почт и телеграфов был направлен протест населения Забулачного района г.Казани против закрытия Забулачного почтового отделения. В апреле того же года «вопрос о закрытии почтового отделения Казань-Забулачное» было решено «с очереди на закрытие снять» [7].

Состояние сети связи в республике в 1922-1924 гг. отражено в таблице [8].

Количество почтово-телеграфных учреждений связи в ТАССР

Название учреждений В абсолютных цифрах

на 01.01.1922 г. на 01.01.1923 г. на 01.01.1924 г.

Почтовые, телеграфные и почтово-телеграфные конторы 29 19 17

Почтовые, телеграфные и почтово-телеграфные отделения 155 77 76

Вспомогательные почтовые пункты 88 18 144

Всего 272 114 237

Из приведенных в таблице данных видно, что прирост шел исключительно за счет открываемых при волисполкомах и сельсоветах вспомогательных почтовых пунктов, где производились лишь прием и выдача простой и заказной корреспонденции, количество же крупных почтово-телеграфных контор и отделений продолжало неуклонно падать.

На каждое предприятие связи в 1922/23 бюджетном году в среднем приходилось по 2 волости, одна из которых оставалась вне почтовой сети. «Небывалый голод, отсутствие фуража, продовольствия и деньзнаков [тяжелое финансовое положение] вынудили Употельтат [Управление почт и телеграфов Татарской республики] отказаться не только от развития почтово-телеграфной сети, но и сокращать таковую ... » [9] - было отмечено в отчете Управления о работе системы связи в 1922 г. Чтобы иметь возможность содержать крупные и более значительные и важные почтово-телеграфные учреждения, для рациональной эксплуатации средств связи было решено в 1922 г. закрыть малодоходные почтовотелеграфные учреждения Татарской Республики.

Такое болезненное состояние связи требовало от только что организовавшегося Волжско-Камского округа связи ряда мероприятий к оздоровлению аппарата. Такая мера, как сокращение сети, была отвергнута, так как сеть и без того была признана слишком редкой. При ближайшем рассмотрении вопроса оказалось, что одинаковый финансовый результат может дать: «сокращение штатов по всем предприятиям, ликвидация параллельных трактов, перенесение расходов по возке почт на трактах местного значения, а также расходов по найму помещений и отоплению, заготовке столбов по ремонту линий - на средства мест-

ного населения. Затем преобразование некоторых дефицитных почтовых отделений во вспомогательные пункты» [10]. Осуществление этих мероприятий, хотя и не в полном объеме, явилось выходом из положения менее болезненным.

Для того чтобы обеспечить население хотя бы самыми необходимыми услугами связи, в 1923 г. при волисполкомах и сельсоветах были открыты десятки вспомогательных пунктов, что, конечно, не могло в полной мере компенсировать закрытие ряда стационарных контор и отделений. Большинство сохранившихся предприятий связи было понижено в классе. Дело в том, что предприятия связи республики, как и всей страны, были разбиты на шесть классов (первый был низшим, шестой - высшим). Наиболее крупные и хорошо технически оснащенные предприятия с высокопрофессиональными коллективами были внеклассными (в дальнейшем им был присвоен седьмой класс). Передвижения предприятий из класса в класс как вверх, так и вниз происходили в зависимости от результатов их работы.

На 1 декабря 1925 г. в ТАССР было 13 почтовых отделений, но не было ни одного телеграфного отделения. Сохранилось 15 почтово-телеграфных контор против 19 в 1923 г. Произошло уменьшение числа почтово-телеграфных отделений до 51 [11].

В Волжско-Камский округ связи со дня его организации 01.10.1922 г. и по 01.07.1925 г. входили Татарская, Чувашская республики, Вятская и Марийская автономная области. Проведенное районирование всего округа привело к тому, что хозяйство связи Татарской Республики было поделено на районы и имело в себе следующий состав: Казанский, Агрызский, Арский, Бугульмин-ский, Буинский, Елабужский, Лаишевский, Мамадышский, Мензелинский, Сви-яжский, Спасский, Тетюшский, Набережно-Челнинский, Чистопольский [12].

В первой половине 1920-х годов работа по развитию почтово-телеграфного хозяйства и упорядочению связи происходила в республике в чрезвычайно трудных условиях, обусловленных разрушениями гражданской войны и голодом 1921 г. Финансовая деятельность в почтово-телеграфной сфере была убыточной, дефицит ежегодно составлял до 31%. [13]. Такое кризисное положение в экономике приводило к сокращению наиболее технически оборудованных предприятий связи. Увеличение количества вспомогательных пунктов было призвано компенсировать работу закрытых почтовых и телеграфных контор, однако в имевшихся условиях повысить качество обслуживания населения связью было сложно. Тем не менее в республике удалось сохранить основную почтово-телеграфную сеть и начать работу по приближению аппарата связи к сельскому населению.

Проведенное исследование позволило выявить сложную картину становления и развития государственной системы средств связи во вновь образованной Татарской Автономной Республике в один из наиболее сложных переломных моментов истории российского общества.

Литература

1. Национальный Архив Республики Татарстан (НА РТ). Ф. 1220. Оп. 1. Д. 92. Л. 3-6.

2. НА РТ. Ф. 1220. Оп. 2. Д. 180. Л. 248.

3. Там же. Д. 228. Л. 24.

4. Там же. Д. 252. Л. 9-11.

5. Там же. Ф. 5852. Оп. 1. Д. 320. Л. 14-15.

6. Центральный Государственный Архив историко-политической документации Республики Татарстан (ЦГА ИПД РТ), Ф. 15. О. 1. Д. 589. Л. 104.

7. НА РТ. Ф. 1220. Оп. 1. Д. 12. Л. 11. 16.

8. Там же. Ф. 4580. Оп. 1. Д. 13. Л. 75-76.

9. Там же. Ф. 1220. Оп. 2. Д. 260. Л. 290-291.

10. Там же. Оп. 1. Д. 4. Л. 6.

11. Там же. Д. 54. Л. 36.

12. Там же. Ф. 4580. Оп. 1. Д. 60. Л. 1-3.

13. Там же. Ф. 1220. Оп. 1. Д. 92. Л. 5, 6; Там же. Ф. 4580. Оп. 1. Д. 60. Л. 19.

ГАТИНА РАХИМА РАФИКОВНА родилась в 1978 г. Окончила Ташкентский электротехнический институт связи. Соискатель отдела новой и новейшей истории института истории Академии наук Республики Татарстан (г. Казань). Область научных интересов - история развития связи. Автор более 10 научных статей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.