УДК 008.001 ЛУКЬЯНОВА Е.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СУБКУЛЬТУРЫ АВТОМОБИЛИСТОВ.
Аннотация: в статье рассматривается происхождение субкультуры автомобилистов, ее развитие и структурно-функциональные особенности.
Ключевые слова: субкультура автомобилистов, автомобиль, развитие.
Субкультура автомобилистов появилась непосредственно с изобретением самих автомобилей. Первый автомобиль, который приводился в движение при помощи парового двигателя, был сконструирован в 1769 году при помощи Николаса Джозефа Кагнота и М. Брецина. Вторая модель автомобиля появилась в 1770 году, и его максимальная скорость равнялась 3,5 километров. По большей части автомобиль использовался для того, чтобы перевозить пушки по городу. Большим минусом первых автомобилей был их вес, и поэтому они могли работать только на абсолютно гладкой поверхности. Поэтому постепенно люди стали пользоваться железными дорогами и со временем появились поезда. В 1860 году был создан первый автомобиль использующий газ. Мощность двигателя составляла 1,5 лошадиные силы. Но по-прежнему, автомобиль был довольно тяжелым и неповоротливым.
Примерно в то же время, в 1862 году появляется двигатель, работающий на бензоле. Именно эту дату можно считать датой появления автомобилей основанных на нефтяном топливе. В 1868 году появляется автомобиль, который был прозван Strassenwagen. Он был оснащен большими деревянными колесами с полосой железа на них. В 1885 году появляются первые мотоциклы. При их конструировании тоже использовались железо и дерево. Мотоциклам повезло больше, так как они поначалу оказались более быстрыми и неприхотливыми к дороге. Так один из конструкторов вполне мог проехать 70 километров. На тяжелых автомобилях это было довольно проблематично, особенно если учесть, что дорога была далека от идеала. Во время Гражданской Войны в Америке было построено множество паровых автомобилей, правительство даже назначило награду в 10,000 долларов тому автомобилю, который сможет проехать 200 миль и не сломаться. Всего в гонке участвовало 7 автомобилей, проехали это расстояние всего 2. Максимальная зарегистрированная скорость была 8 километров в час. С этого времени практически в каждом американском городе был безумный ученый, который пытался сделать свою, самую лучшую, паровую машину.
В 1890 году был сконструирован довольно хороший паровой автомобиль, на него нашлись даже несколько покупателей. Был даже покупатель из Индии, правда он так и не получил свой автомобиль, так как по пути в Индию корабль вместе с автомобилем утонули.
В 1893 году братья Чарльз и Фрэнк Дюрэ, создали первый в Америке автомобиль, работающий на газе. Первое тестирование автомобиля прошло в том же году, двигатель был установлен в тележку, купленную за 70 долларов, а его мощность составляла 4 лошадиных силы. У Г енри Форда в 1893 году уже был работающий двигатель, но он построил автомобиль только в 1896 году. В конце этого же года Форд продал свой первый автомобиль за 200 долларов, и эти же деньги потратил на постройку другого автомобиля. В 1899 году был создана первая автомобильная компания Форда. Несколько автомобилей было построено, но ничего толком не производилось, и в 1901 году компания закрылась, и до 1903 года Форд не продал ни одной машины. Что касаемо изобретения автомобиля в России, здесь так же имеются свои интересные факты. Так, среди историков российского автомобильного транспорта считается, что первым автомобилем с двигателем внутреннего сгорания в Российской империи была машина французской марки «Панар-Левассор», привезенная в 1891 г. редактором «Одесского листка» Василием Навроцким. Исследования Музея истории Москвы показывают, что в первопрестольной автомобиль появился только в 1899 г. Согласно исследованиям специалистов Конюшенного музея, первый автомобиль появился в столице Российской империи 9 августа 1895 г., причем в конце того же года в столицу было ввезено еще несколько автомашин. Но еще раньше произошло самое знаменательное событие в истории автомобилизации России - в 1896 г. в Петербурге был построен первый российский автомобиль. Вот, что было написано в заметке: «Производство экипажей с бензиновыми двигателями в России», опубликованной в «Журнале новейших открытий и изобретений» за 1896 г.: «Производство экипажей с механическими двигателями, принявшее во Франции, Германии, Англии и других государствах довольно обширные размеры, не имело до сих пор предпринимателей в России, если не считать немногих и малоудачных попыток строить велосипеды с бензиновыми двигателями по образцу немецких». История первого российского автомобиля началась в 1893 году в Чикаго, на всемирной выставке, где демонстрировался автомобиль "Бенц" модели "Вело". Он и привлек внимание двух петербуржцев, представляющих здесь свою продукцию. Что интересно: впервые встретились они только на выставке. Это были владелец завода керосиновых и газовых двигателей Евгений Александрович Яковлев и управляющий фабрики конных экипажей Петр Александрович Фрезе. Решение изготовлять совместными усилиями аналогичный "самобегательный экипаж" напрашивалось само собой. И через три года, в 1896 году, первый российский серийный автомобиль был представлен широкой публике. Нетрудно догадаться, что двигатель и трансмиссия были изготовлены заводом Яковлева, а корпус, ходовая часть и колеса - фабрикой Фрезе.
Естественно, эта машина была очень похожа на конструкцию Бенца и по внешнему виду, и по конструктивным решениям. Однако она была не повторением немецкой конструкции, а своей оригинальной разработкой. Чертежей не сохранилось, и параметры автомобиля историки восстанавливали по имеющимся фотографиям и описаниям. Заслуживает внимания вопрос о марке первого русского автомобиля. Судя по публиковавшейся в те годы рекламе, например в петербургской газете "Новое время" (с 27 мая 1896 г. по 17 апреля 1900 г. по старому стилю), машина однозначно была представлена как изделие завода Е. А. Яковлева. В то же время "Журнал новейших открытий и изобретений" (1896. № 24. с. 2-3) сообщал, что "за это дело взялась известная фирма в Петербурге "Фрезе и Ко " оканчивающая постройку двухместного экипажа с бензиновым двигателем, предназначающегося для отправки на нижегородскую выставку. Фирма "Фрезе и Ко" построила только экипаж, двигатель же построен С.-Петербургским заводом газовых и керосиновых двигателей Е. А. Яковлева". Но далеко не все люди интересовались только созданием своего, единственного и неповторимого автомобиля, многие стали увлекаться гонками на близкие и дальние расстояния.
Первые автомобильные гонки прошли в Наррагансетте на Род-Айленде в Сентябре 1896 года. В гонке участвовало 4 автомобиля. Вскоре на рынке появляются автомобили: «Curved Dash Oldsmobile», которые оснащены одноцилиндровым двигателем. Они продавались по 650 долларов. В первый год продаж было продано 600 моделей. Во второй 2,500, на третий год было продано 4,000, а на четвертый уже 5,000. Как видно из этих цифр, автомобили пользовались очень большой популярностью и с каждым годом популярность росла.
С усовершенствованием автомобиля, появилась и субкультура, в которой люди были очень заинтересованы автомобилями, и мечтали приобрести его себе. В 1906 автомобильная индустрия уже набирала обороты, и люди начали раскупать автомобили. Большинство парней работали только для того, чтобы купить себе автомобиль. С покупкой автомобиля, человек невольно входил в субкультуру автомобилистов. Чем больше развивалось автомобилестроение, тем больше люди заинтересовывались этой субкультурой. Для них, автомобиль становился не просто средством передвижения, но и своеобразным ярлыком, показывающий его статус, социальную свободу и бросал всем вызов. Ненормативное поведение молодых людей впервые стало объектом внимания ученых в Соединенных Штатах Америки в 30-50 гг. XX века. Первоначально подход к субкультурам был чисто социологическим. Затем интерес к этому феномену перемещается в более широкую сферу гуманитарных интересов — сферу культурологии. После второй мировой войны термин "молодежная субкультура" вошел в обиход социологов и стал употребляться не только применительно к преступным формированиям, но и ко всем явлениям культуры, связанным с молодежью. Непосредственно первая субкультура автомобилистов крепко обосновалась в Российской империи в 1903 году. Российское автомобильное общество,
которое с участием последнего императора Николая II занималось, в частности, разработкой и внедрением международных эталонов вождения, постигла совсем иная участь — после революции 1917 г. оно было незаслуженно закрыто. И возродилось оно лишь в 1973 г. — в период развития автомобилестроения (ВАЗ, АЗЛК, ГАЗ) — под известной в СССР аббревиатурой ВДОАМ — Всероссийское добровольное общество автомотолюбителей. Подобные организации были созданы во всех советских республиках, но самым влиятельным стало все-таки ВДОАМ. Создание Общества было необходимо для решения вопросов, связанных с растущими темпами автомобилизации для организации хранения и безаварийной эксплуатации автотранспорта, принадлежащего индивидуальным владельцам, защиту их прав и законных интересов. Главной целью Общества стало повышение безопасности дорожного движения, профилактика аварийности и дорожно-транспортного травматизма. При государственной поддержке члены Общества в регионах России создали собственную учебнопроизводственную базу: автомобильные школы и курсы, автодромы для подготовки водителей, станции и пункты технического обслуживания, автомагазины, автостоянки, собственные административные здания и сооружения. На этой базе осуществляется 21 вид деятельности в том числе: подготовка водителей, авто-экспертиза, инструментальный контроль, хранение автотранспорта на собственных стоянках и в гаражах, страхование, юридическая помощь, спортивные и туристические секции и клубы, юношеские автошколы. В эпоху горбачевской перестройки в 1990 г. его не обошли изменения, в результате которых и появилось новое название — Всероссийское общество автомобилистов (ВОА), но суть его деятельности осталась прежней.
Таким образом, автомобили стали пользоваться популярностью с 1769 года, когда был сконструирован первый автомобиль Николасом Джозефом Кагнотом и М. Брецином и, с тех пор популярность росла день ото дня. В каждом городе был хоть один сумасшедший ученый, который пытался создать свою, лучшую машину. Даже было денежное вознаграждение тому автомобилю, который смог бы проехать 200 миль и не сломаться. С ростом автомобилестроения рос интерес к автомобилям. Все хотели приобрести его себе. Некоторые парни работали только ради того, чтобы приобрести себе автомобиль. Автомобиль был не только роскошью, но и способом заводить знакомства и найти себе работу. Но далеко не все люди интересовались только созданием своего, единственного и неповторимого автомобиля, многие стали увлекаться гонками на близкие и дальние расстояния. Первые автомобильные гонки прошли в Наррагансетте на Род-Айленде в Сентябре 1896 года. В гонке участвовало 4 автомобиля. С большим спросом на автомобили, появилась и субкультура автомобилистов. Первое общество автомобилистов появилось в Российской империи 1903 году, которое занималось разработкой и внедрением международных эталонов вождения. Позднее главной целью субкультуры автомобилистов стало повышение безопасности дорожного движения, профилактика аварийности и дорожно-
транспортного травматизма, что положительно сказалось на вождении автомобиля.