Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С КОМСОМОЛОМ И ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ В 40–50-Е ГОДЫ XX ВЕКА'

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С КОМСОМОЛОМ И ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ В 40–50-Е ГОДЫ XX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пионерский лагерь / пио-нерские отряды / политико-воспитательная ра-бота / экскурсии / трудовое воспитание / межкол-хозный лагерь / туристический лагерь / Положение о загородном пионерском лагере / pioneer camp / pioneer groups / political and educational work / excursions / labor education / interkolhoz camp / tourist camp / Regu-lations on a rural pioneer camp

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Цыганкова Елена Александровна

Целью данной статьи является изучение развития системы отдыха и оздоровления детей во взаимодействии с ком-сомолом и пионерской организацией в 40–50-е годы XX века. Отмечаются особенности орга-низации пионерских лагерей в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы, в том числе их воспитательно-трудовой харак-тер. Анализируются нормативные документы ЦК ВЛКСМ в данной сфере, рассматривается содержание политико-воспитательной рабо-ты, в том числе трудового воспитания как важнейшей составляющей политического вос-питания. Отмечаются особенности появив-шихся в 1950-е годы новых типов пионерских лагерей: туристических, межколхозных, приш-кольных. Анализируется Положение о загород-ном пионерском лагере (1951 год), в котором определялись: задачи, структура; требования к территории и помещениям; руководство пионерским лагерем; порядок финансирования; учет, отчетность; планирование работы; примерный режим дня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Цыганкова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF THE DEVELOPMENT OF THE CHILDREN RECREATION AND WELLNESS SYSTEM IN COOPERATION WITH THE KOMSOMOL AND THE PIONEER ORGANIZATION IN THE 40-50S OF THE 20-th CENTURY

The purpose of this article is to study the development of the children recreation and wellness system in cooperation with the Kom-somol and the Pioneer organization in the 40-50s of the 20-th century. The organization peculiarities of the pioneer camps during the Great Patriotic War and the post-war years, including their educational and labor character, are emphasized. The Komsomol normative documents are analyzed; the content of political and educational work, as well as labor training, is considered as the most important com-ponent of political education. The features of the new types of pioneer camps that appeared in the 50s such as tourist, inter-collective and school are studied. The article analyzes the "Regulations on the rural pioneer camp" (1951), which defined the tasks, structure; requirements for the territory and rooms; the pioneer camp management; financing; accounting, reporting; work planning; approximate daily routine.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С КОМСОМОЛОМ И ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ В 40–50-Е ГОДЫ XX ВЕКА»

УДК 379.8

DOI:10.22394/2225-8272-2023-12-3-40-48

ЦЫГАНКОВА Елена Александровна, аспирант, Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС (Россия, Орёл),e-mail: lenaorel07@mail.ru, SPIN-код: 2294-4973, Author ID (elibrary.ru): 1125184

TSYGANKOVA E.A., Postgraduate Student, Central Russian Institute of Management, Branch of RANEPA (Russian Federation, Orel), e-mail: lenaorel07@mail.ru

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С КОМСОМОЛОМ И ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ В 40-50-Е ГОДЫ XX ВЕКА

THE HISTORY OF THE DEVELOPMENT OF THE CHILDREN RECREATION AND WELLNESS SYSTEM IN COOPERATION WITH THE KOMSOMOL AND THE PIONEER ORGANIZATION IN THE 40-50S OF THE 20-th CENTURY

Аннотация. Целью данной статьи является изучение развития системы отдыха и оздоровления детей во взаимодействии с комсомолом и пионерской организацией в 40-50-е годы XX века. Отмечаются особенности организации пионерских лагерей в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы, в том числе их воспитательно-трудовой характер. Анализируются нормативные документы ЦК ВЛКСМ в данной сфере, рассматривается содержание политико-воспитательной работы, в том числе трудового воспитания как важнейшей составляющей политического воспитания. Отмечаются особенности появившихся в 1950-е годы новых типов пионерских лагерей: туристических, межколхозных, пришкольных. Анализируется Положение о загородном пионерском лагере (1951 год), в котором определялись: задачи, структура; требования к территории и помещениям; руководство пионерским лагерем; порядок финансирования; учет, отчетность; планирование работы; примерный режим дня.

Ключевые слова: пионерский лагерь, пионерские отряды, политико-воспитательная работа, экскурсии, трудовое воспитание, межколхозный лагерь, туристический лагерь, Положение о загородном пионерском лагере.

Abstract. The purpose of this article is to study the development of the children recreation and wellness system in cooperation with the Komsomol and the Pioneer organization in the 40-50s of the 20-th century.

The organization peculiarities of the pioneer camps during the Great Patriotic War and the post-war years, including their educational and labor character, are emphasized. The Komsomol normative documents are analyzed; the content of political and educational work, as well as labor training, is considered as the most important component of political education. The features of the new types of pioneer camps that appeared in the 50s such as tourist, inter-collective and school are studied. The article analyzes the "Regulations on the rural pioneer camp" (1951), which defined the tasks, structure; requirements for the territory and rooms; the pioneer camp management; financing; accounting, reporting; work planning; approximate daily routine.

Keywords: pioneer camp, pioneer groups, political and educational work, excursions, labor education, interkolhoz camp, tourist camp, Regulations on a rural pioneer camp.

ВВЕДЕНИЕ

Укрепление физического и духовного здоровья подрастающего поколения являлось важнейшей задачей Советского государства с первых лет его существования. Эта задача решалась последовательно с учетом политической и социально-экономической ситуации в стране. Масштабы деятельности по организации отдыха и оздоровления детей в комплексе с их нравственным и патриотическим воспитанием увеличивались от десятилетия к десятилетию.

Ранее автором рассматривались основные подходы к построению системы летнего отдыха и оздоровления в тридцатые годы XX века. В числе наиболее значимых успехов того времени можно назвать следующие: организацию пионерских экспедиций, проводимых в летнее время, создание многочисленных колхозных лагерей, большую работу по подготовке кадров и их методическому обеспечению, формирование основ подготовки лагерной смены, заезда и выезда детей, оборудования лагеря, режима дня, организации общественной жизни, финансирования [14, С. 76].

Как же продолжала развиваться система летнего отдыха и оздоровления в сороковые - военные и послевоенные - годы XX века?

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Сразу стоит отметить, что в суровые годы Великой Отечественной войны работа пионерских лагерей не прекращалась, но их задача была другая: туда в основном направлялись физически ослабленные дети для восстановления сил, дети фронтовиков и дети-сироты. Кроме того, подростки занимались сбором лекарственных трав, дикорастущих плодов и ягод для нужд Красной армии. ЦК ВЛКСМ было рекомендовано, чтобы вся деятельность лагерей носила не развлекательный, а воспитательно-трудовой характер.

Так, в Постановлении бюро ЦК ВЛКСМ

«О возобновлении работы Всесоюзного лагеря «Артек» (1944 год) говорилось, что в первую смену (15 июля - 15 августа 1944 года) в лагерь должны быть направлены дети фронтовиков, инвалидов войны, сироты, нуждающиеся в отдыхе и лечении, из городов Симферополь, Севастополь и Керчь в количестве пятисот человек, из которых двести мальчиков и триста девочек. 20 сентября 1944 года в «Артек» была принята первая всесоюзная смена [11, С. 22].

Государственный подход позволил в послевоенные годы быстро восстановить систему оздоровления детей в рамках пятилетнего плана восстановления и развития народного хозяйства СССР (1945-1950 годы).

Понятно, что оздоровление детей было организовано в основном в палаточных лагерях либо в приспособленных под лагерь школах, клубах и т. д., что требовало особого отношения взрослых. Так, Н.А. Семашко, заслуженный деятель науки, действительный член Академии медицинских наук, в своих рекомендациях по обустройству лагеря обращал внимание на следующие составляющие: участок для лагеря необходимо выбирать там, где почва сухая, лучше песчаная, местность высокая, богатая лесом, лугами; где имеются доброкачественные источники питьевой воды. В качестве нормы размера участка принималось два гектара на сто пионеров.

«...В спальных комнатах следовало помещать не более пятнадцати детей, из расчета три квадратных метра на ребёнка. В столовой все должно содержаться в абсолютной чистоте. Для медицинского осмотра детей в лагере должны быть амбулатория и изолятор. Все отправляемые в лагерь ребята за две-три недели до отъезда должны быть тщательно осмотрены врачом. По приезде в лагерь детей обязательно нужно подвергнуть санитарной обработке: вымыть в бане или под душем. В лагере необходимо установить такой распорядок дня, который лучше всего соответствовал бы укреплению здоровья детей.» [1, С. 14]

XI съезд ВЛКСМ (1949 год) в резолюции

«О работе комсомола в школе» подчеркнул, что работа среди пионеров в летнее время должна быть содержательной, способствовать укреплению здоровья детей и разумной организации их отдыха [18, С. 45].

Во время летних каникул в городах и районах должны выделяться одна-две школы для работы с детьми, отмечалось в резолюции, деятельность в которых обеспечивают учителя. В соответствии с планом «должна проводиться широкая культурно-воспитательная работа, организация экскурсий, походов, массовых спортивных игр, показ кинофильмов...» [18, С. 47].

В крупных домах пионеров рекомендовалось организовывать пионерские отряды, цель которых - проведение политико-воспитательной, культурно-массовой и физкультурной работы. В свою очередь, комсомольские организации городов и рабочих поселков должны были принимать активное участие в устройстве и оборудовании детских парков, спортивных площадок и стадионов [18, С. 50].

Содержание политико-воспитательной работы в лагере предполагало, кроме бесед, докладов и лекций о советской Родине, победе в Великой Отечественной войне, развитии народного хозяйства, еще и организацию экскурсий на места исторических битв русского народа, посещение исторических памятников, чтение художественной, научно-популярной литературы, выпуск стенных газет, боевых листков, просмотр и обсуждение кинофильмов, спектаклей [1, С. 16].

Рекомендовалось проводить экскурсии, например, на лесозаготовительный пункт («Использование наших лесных богатств»), в лес, на луг («Флора и фауна нашего района»), на торфяное болото («Торф и его значение в местном хозяйстве»), на метеорологическую станцию («Климат нашего района») и др. Кроме того, в лагере желательно было организовать большие коллективные работы, как то: постройка пешеходного мостика через ручей, разбивка спортивной площадки, постройка плотины и водяного колеса на ручье (для мальчиков); изготовление для колхозного

детского сада игрушек, елочных украшений, плетение лукошек и корзин (для девочек).

В примерном режиме пионерского лагеря 1946 года было специально выделенное время для общественно полезной работы в колхозе, на огороде лагеря, сбор лекарственных трав и т. д. [1, С. 17].

На примере пионерского лагеря Академии наук (1945 год), расположившегося на берегу Москвы-реки, около Звенигорода, и включавшего в себя: спортивный городок, восемь брезентовых палаток, кухню, столовую, -можно увидеть, как реализовывались данные положения.

За лето 1945 года здесь отдохнуло более семисот подростков. В ходе пионерских смен проводились военизированные игры, отрядные костры, внутриотрядные соревнования, походы, диспуты, работало 19 кружков, в том числе юных историков, которые изучали историю окружающих мест, делали топографическую съёмку дороги и древних курганов, участвовали в исторических раскопках.

Полезную работу организовали подростки в деревнях Сальково, Марьино, детском саду Академии наук: пионеры пололи огороды, пилили дрова, производили мелкий ремонт в хозяйстве, «.а семье колхозника Ерёмина помогали строить новую усадьбу. Колхоз вынес тимуровцам благодарность...» [1, С. 3].

Младшие пионеры в этом лагере тоже отвечали за чистоту лагерной территории, составление различных гербариев, осуществляли уход за обитателями живого уголка [1, С. 4].

На трудовом воспитании следует остановиться особо. Практически везде пионеры не только отдыхали, но и зарабатывали трудодни. Постановлением бюро ЦК ВЛКСМ (1956 год) «Об организации трудового воспитания пионеров и школьников в период летних каникул» данное направление стало являться приоритетным наравне с оздоровлением и политико-воспитательной работой.

В постановлении рекомендовалось привлекать пионеров к труду в пределах самого лагеря, работам по самообслуживанию, дежурству на кухне, в столовой, благоустрой-

ству территории лагеря, ее озеленению, разбивке цветников, уходу за садами, сбору дикорастущих хозяйственно ценных растений. Предлагалось также привлекать пионеров и школьников, находящихся в лагерях, к посильным сельскохозяйственным работам в близлежащих колхозах и совхозах. Труд школьников, говорилось в постановлении, «должен быть посильным, соответствовать физическому развитию пионеров, способствовать их хорошему отдыху» [17, С. 267268].

Так в деревне Родионцево Верхотурского района Московской области подростки за лето 1947 года заработали двести трудодней, которые передали многодетным матерям и семьям погибших воинов [3, С. 15].

В селе Свидивок (Черкасская область, Украина) в пионерском лагере, созданном на базе колхоза имени XIV партсъезда (1947 год), отряд из тридцати двух человек помогал колхозу в уборке урожая, устраивая в свободное время походы, занимаясь физкультурой и играми. В то время как старшие ребята работали в поле, младшие ухаживали за колхозным садом, помогали огородной бригаде в прополке грядок, шефствовали над молодняком [4, С. 18].

В лагере, созданном при Бегощанской семилетней школе (Курская область, 1950 год), пионеры решили сосредоточить на пришкольном участке все основные виды растительности своей области. Как итог, в школьном саду - около тысячи фруктовых и декоративных деревьев и кустарников, принадлежащих к сорока видам; десятки видов культурных и лесных цветов; шестьдесят видов зерновых, бобовых и бахчевых культур, что давало подросткам полное представление о растительном мире родного края [9, С. 4].

В своих воспоминаниях о летних каникулах 1950 года старшая вожатая железнодорожной школы № 1 города Свердловска сосредоточила свое внимание на трудовом воспитании как «важнейшем моменте политического воспитания... В течение нескольких дней во время уборки пионеры помогали уби-

рать хлеб в совхозе. Кроме того, откликнулись мы на опубликованный в «Пионерской правде» призыв собирать семена для полезащитных полос. Пионеры лагеря собрали 596 кг семян акации» [7, С. 9].

В 1947 году ЦК ВЛКСМ принял Постановление «О проведении пионерских лагерей летом 1947 года», где главной задачей ставилось укрепление здоровья и организация разумного отдыха детей. Своим постановлением ЦК ВЛКСМ определил, что в пионерские лагеря в первую очередь направлялись дети, чьи родители погибли на фронтах Великой Отечественной войны, дети инвалидов, а также дети из семей многодетных и низкооплачиваемых рабочих и служащих. Кроме того, в постановлении говорилось об умелом сочетании труда, отдыха и занятий пионеров: «.сотни тысяч подростков ежегодно сдают в лагерях нормы на значок БГТО; в лагере прививаются навыки походной жизни; пионерский актив приобретает богатый опыт, который необходим для работы в звеньях, отрядах, дружинах...» [3, С. 1]. Отмечалась необходимость усиления руководства воспитательной работой в пионерских лагерях. Особо обращал внимание ЦК ВЛКСМ на необходимость тщательного отбора старших и отрядных вожатых [2, С. 2]. В 1947 году планировалось организовать отдых для двух миллионов детей в загородных лагерях, для четырехсот тысяч детей - в лагерях санаторного типа, для четырнадцати тысяч детей - в туристских лагерях, для пятисот тысяч детей - участие в многодневных походах и экскурсиях по родному краю [2, С. 2].

Естественно, что не все желающие могли поехать в загородный лагерь или пойти в поход. Для этой категории детей существовали летние площадки при домоуправлениях, школах, городских парках. Кроме того, всюду, где собирались подростки, должна была проводиться культурная и воспитательная работа [4, С. 2].

Так, в пионерской дружине школы № 204 города Москвы заранее учли, кто из пионеров остался в городе, а кто выехал. Оставшихся объединили по отрядам, которые регулярно

собирались на школьной площадке. В результате в течение лета подростки на школьном дворе посадили овощи, разбили фруктовый сад, оборудовали летнюю читальню, поставили столы, скамейки. В школьной мастерской пионеры изготовляли спортивное оборудование, учились ремонтировать электрические приборы, паять, работать лобзиком и рубанком. Они своими силами оборудовали спортивную площадку, на которой устраивались состязания по бегу, прыжкам и др. Эта же пионерская дружина осуществила путешествие по Подмосковью, где была собрана геологическая коллекция для школы, составлен альбом, посвященный защитникам столицы [4, С. 3].

В Кировском районе г. Москвы райком комсомола совместно с отделом народного образования при подготовке летней кампании 1949 года подобрал и обучил кадры вожатых, а также распределил отпуска учителей, чтобы в каждом городском лагере работало не менее двух учителей. Кроме того, район был разбит на определенные микрорайоны и закреплен за определенной школой, которая несла полную ответственность за организацию отдыха детей на своей территории. В свою очередь, школы привлекли к работе городского лагеря родительскую общественность, домоуправления, профсоюзные организации предприятий. Вопрос о выборе места для лагеря решался каждой конкретной школой в отдельности. Из четырнадцати лагерей восемь работали при школах, шесть - в больших дворах, что обусловливалось условиями для работы. Так, лагерь школы № 524 находился во дворе домоуправления, но поблизости располагалась школа, где на спортивной площадке велись занятия по физической культуре; в случае плохой погоды сборы звеньев, отрядов, а также работа кружков были организованы в специально выделенных классах школы.

Лагерь школ № 520 и № 527 находился на территории детского районного парка. В его работе принял активное участие клуб шефствующего предприятия - химического завода имени Сталина. При планировании особо

обращалось внимание на организацию общественно полезной трудовой деятельности пионеров. В частности, подростки лагеря школы № 627 своими силами оборудовали спортивную площадку. В лагере школы № 624 пионеры проводили большую работу с дошкольниками: организовывали игры, читали книги, учили делать игрушки из картона. В августе был проведен праздник «Проводы малышей в школу» [5, С. 8].

В Подольском районе Киева (УССР) в 1949 году при школах было создано одиннадцать сводных дружин, в которые входили отряды, организованные при домоуправлениях микрорайона. Во всех отрядах работали кружки художественной самодеятельности, рукодельные, спортивные, проводились костры, сборы, коллективное чтение и обсуждение произведений художественной литературы, культпоходы, экскурсии. Путешествия по изучению родного края приобрели также широкий размах. В них приняло участие до пяти тысяч пионеров района [5, С. 10].

В пионерской дружине мужской школы № 26 города Ростова во время летних каникул (1947 год) пионеры оборудовали в одном из дворов уголок для дошкольников: из бумаги вырезали затейливые фигуры, из глины вылепили игрушечных животных; привезли песку и соорудили песочницу; каждый день звенья по очереди дежурили на площадке, читали сказки, проводили игры; устроили даже кукольный театр с представлениями [7, С. 7].

В Орловской области фактически во всех районах области в 1947 году были организованы и пионерские лагеря, и летние площадки. Например, в Новодеревеньковском районе работали летние площадки при Шатиловской ГСС, при отделении совхоза «Хомутовский Дуб» (в здании клуба). «Кроме занятий в кружках, походов, спортивных соревнований, дети 1-2 часа работали на школьном участке, на поле Хомутовского совхоза собирали колосья. Всего было собрано 15 ц колосьев» [12, С. 24].

В Урицком районе в 1947 году работало две оздоровительные площадки: при Себя-

кинском сельском совете и совхозе МЮД. Всего отдохнуло 150 человек. Воспитательная работа отрядов планировалась на каждый день. Устраивались экскурсии, проводился сбор лекарственных трав, 2-3 часа в день дети были заняты на работах по прополке культур в колхозе и совхозе. «Велась политико-воспитательная работа: чтение книг, беседы о пионерском долге и чести, просмотр кинокартин. Проводились прогулки в лес, организовывались игры в мяч, волейбол» [12, С. 33]. В 1947 году Малоархангельский район за период летних каникул на оздоровительных площадках принял отдыхать сто пятьдесят человек. «.Все отдыхающие дети были круглые сироты, родители которых погибли в годы Великой Отечественной войны. Оздоровительные площадки были открыты в трех местах: вблизи от речки, леса и лугов. На всех оздоровительных площадках работа велась планово: прочитано пять книг художественной литературы; проведены костры, смотры художественной самодеятельности, разучивались новые песни, поставлены небольшие инсценировки.» [13, С. 14].

Попытки организовать деятельность пионерских лагерей во дворах предпринимались неоднократно, но наиболее системная работа была выстроена к середине 50-х годов. Подобный опыт стоит рассмотреть на примере города Свердловска. В начале 1953 года партийные и комсомольские органы провели совещание различных организаций, общественности, педагогов, родителей по вопросам организации работы среди детей в летнее время в городе, во дворах. Позднее были выявлены те дворы, где можно создать для детей спортплощадки, организовать работу кружков. Комсомольские организации крупных предприятий: Свердловского трамвайно-троллейбусного управления, завода имени Воровского, инструментального завода и другие - взяли шефство над рядом дворов. В частности, во дворе дома № 22 на улице 8 Марта был основан кружок связи; во дворах дома № 72 на улице Степана Разина и дома № 44 на улице Шмидта заработала спортплощадка и появилась передвижная библио-

тека, а, кроме того, заводской комитет профсоюза организовал для подростков десятидневный туристский поход; во дворе дома № 33 на улице Хохрякова для детей сделаны качели, песочницы, простые аттракционы и др. По итогам летней работы этих площадок во дворах было намечено продолжить работу и в зимнее время, а, кроме того, в больших домах выделили комнаты для детей (комнаты школьника. - Авт.) [10, С. 28-29].

Особенно хотесь бы остановиться на деятельности еще одного типа лагерей. Это туристические лагеря или лагеря юных туристов. В 1950 году при Минском дворце пионеров (БССР) был организован туристический лагерь для старших пионеров - учеников минских школ и кружковцев-краеведов (подобные лагеря проводились и ранее, но не так масштабно, как в Белоруссии). При создании лагеря работники Дворца пионеров ставили перед собой задачу закрепить теоретические знания и практические навыки, полученные кружковцами, заинтересовать краеведческой работой как можно больше обучающихся. Место для лагеря было выбрано в пятидесяти девяти километрах от Минска (деревня Павловщина). Вместе с учеными составили карты, подробно разработали маршруты походов.

Жизнь и режим дня лагеря планировались с учётом того, что за короткий срок подростки должны были познакомиться с походной жизнью, научиться самообслуживанию (жили в палатках, готовили сами на костре), получить некоторые навыки краеведческой работы. Формы работы, использовавшиеся в лагере: длительные походы, экскурсии на заводы, МТС, колхозные фермы, изучение растительности, геологической структуры местности, -способствовали расширению кругозора подростков, формированию их жизненной позиции [6, С. 20].

Если колхозные лагеря появились в тридцатые годы, то межколхозные лагеря получили распространение в послевоенные годы. Так, в Краснодарском крае в 1953 году работало семьдесят колхозных и межколхозных лагерей. Наиболее жизненным, а потому и

распространенным оказался межколхозный лагерь, позволявший объединить силы и средства двух-трех соседних колхозов. Например, в Тбилисском районе в подобном лагере в 1952 году отдыхало пятьдесят пионеров из колхозов имени Фрунзе, Шевченко, Буденного. Такое количество путевок не могло удовлетворить запросы всех желающих, поэтому родители, убедившись в пользе лагеря, внесли предложение о его расширении. В 1953 году было принято решение открыть лагерь для ста тридцати пионеров на двадцать пять дней. Штат лагеря составляли десять человек. Стоимость путёвки была триста тридцать четыре рубля. Для детей, нуждающихся в укреплении здоровья, многодетных семей колхозников и пионеров-отличников стоимость путёвки оплачивали кассы взаимопомощи колхозов [10, С. 14].

Вся работа в межколхозных лагерях строилась примерно так же, как и в загородных лагерях обычного типа.

Стоит отметить, что в период 40-50-х годов между лагерями начинает разворачиваться соревнование за право называться «Лучший пионерский лагерь». Например, в 1950 году Киевский ГК ЛКСМУ присвоил одному из городских пионерских лагерей (располагавшемуся во дворе по ул. Жилянской, д. 63) имя «Лучший пионерский лагерь города Киева лета 1950 года». Лагерю был вручен почетный вымпел и почетная грамота Киевского ГК ЛКСМУ [10, С. 21].

Осуществлялось и методическое обеспечение деятельности пионерских лагерей, в том числе выпускались сборники и пособия в помощь вожатым пионерских лагерей тиражом от ста тысяч экземпляров. Одна из книг, «Пионерский лагерь» [15, С. 120], содержала инструкции поэтапной организации и руководства лагерной жизнью. В пособии было рассказано, чем заняться в первые дни, как провести открытие лагеря, давалась характеристика обязанностей вожатого и построение лагерного дня. Кроме того, в книге можно было найти практические указания по проведению бесед, организации общественно полезного труда, военно-физкультурных занятий,

пионерских походов, работы юных натуралистов.

VI пленум ЦК ВЛКСМ, состоявшийся в апреле 1951 года, констатировал, что в послевоенные годы значительно выросла сеть пионерских лагерей. Восстановлено и вновь создано большое количество лесных школ и детских санаториев. Только по линии профсоюзов было создано около шести тысяч указанных учреждений. Отмечалось, что за 1950 год в загородных пионерских лагерях и на оздоровительных площадках отдохнуло свыше пяти миллионов детей - почти вдвое больше, чем в 1940 году. Шесть миллионов пионеров и школьников участвовали в походах и путешествиях по родному краю [16, С.15].

В 1951 году секретариатом ВЦСПС и секретариатом ЦК ВЛКСМ было утверждено Положение о загородном пионерском лагере (далее - Положение), в котором давалось определение пионерскому лагерю как «оздоровительному учреждению, организуемому для пионеров и школьников во время летних каникул центральными, республиканскими, краевыми, областными, фабрично-заводскими и местными комитетами профсоюзов и советами профсоюзов» [11, С. 35].

В Положении определялись задачи пионерского лагеря, где, кроме оздоровительной, основной являлась задача патриотического воспитания, беззаветной преданности социалистической Родине [8, С. 7]. Кроме того, в Положении определялись структура, представлявшая собой пионерскую дружину с входящими в нее отрядами; требования к территории и помещениям пионерского лагеря (местность должна быть возвышенной, сухой, поблизости от зеленых массивов и водоемов с проточной водой; здания - сухие, светлые, с несколькими выходами в каждом из них; размещение в спальнях - из расчета три квадратных метра на каждого пионера; руководство пионерским лагерем (руководство осуществляла профсоюзная организация, которой принадлежал лагерь; вся работа направлялась соответствующим РК, ГК ВЛКСМ); порядок финансирования, учет,

отчетность, планирование работы (средства пионерского лагеря составлялись из средств бюджета государственного социального страхования; средств профсоюзного бюджета; средств фонда директора предприятия; средств родителей, получаемых от продажи путевок, в пределах, установленных ВЦСПС); примерный режим дня (для детей 7-9 лет; для детей 10-14 лет); штаты пионерского лагеря (начальник, старший пионерский вожатый, отрядные пионерские вожатые, педагоги, инструктор физкультуры, врач и медицинская сестра). Много места в Положении уделялось охране жизни детей [8, С. 8-10].

В мае 1951 года секретариатом ЦК ВЛКСМ было утверждено «Инструктивное письмо о работе городского пионерского лагеря», которое в феврале 1953 года легло в основу утвержденного секретариатом ЦК ВЛКСМ Положения о городском пионерском лагере [11, С. 42].

В данных методических пособиях и нормативных документах подробно регламентировались организация работы детских оздоровительных лагерей, места их базирования, содержание деятельности, кадровое обеспечение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Деятельность детских оздоровительных лагерей в 40-50-х годах XX века была неразрывно связана с комсомолом и пионерской организацией. Идеология пионерии являлась основой воспитательной работы в загородных лагерях и лагерях с дневным пребыванием. Руководство организацией и обеспечением отдыха и оздоровления детей, подбором и обучением кадров осуществлялось ЦК ВЛКСМ, информационные и инструктивные материалы печатались в пионерских средствах массовой информации. Функционировала единая воспитательная система, объединяющая учебный и каникулярный периоды, комплексно решающая общие задачи.

Библиография / References:

1. Вожатый. - 1946. - № 5-6. - С. 3-17.

2. Вожатый. - 1947. - № 6. - С. 2.

3. Вожатый. - 1948. - № 3. - С. 1-15.

4. Вожатый. - 1948. - № 5. - С. 2-18.

5. Вожатый. - 1950. - № 3. - С. 8-10.

6. Вожатый. - 1951. - № 4. - С. 20.

7. Вожатый. - 1951. - № 5. - С. 9.

8. Вожатый. - 1951. - № 6. - С. 8-10.

9. Вожатый. - 1951. - № 7. - С. 4.

10. Вожатый. - 1954. - № 6. - С. 14-29.

11. Всесоюзная пионерская организация имени В.И. Ленина. Документы и материалы съездов, конференций, пленумов, Бюро, Секретариата ЦК ВЛКСМ, Центрального Совета пионерской организации имени В.И. Ленина. -М., 1972.

12. ГАОО. - Ф. № П-1283. - Д. 1184.

13. ГАОО. - Ф. № П-1283. - Д. 544.

14. Ливцов В.А. История формирования духовных начал в образовательной системе России в XVIII веке // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. - 2013. -№ 6 (35). - С. 57-60.

15. Орлова Л.Н., Цыганкова Е.А. История развития системы летнего отдыха детей в 30-е годы XX века в Советском Союзе // Вестник государственного и муниципального управления. - 2021. - Т. 10. - № 4. - С. 75-83.

16. Пионерский лагерь, сборник. - М.: Издательство «Молодая гвардия», 1947. - 120 с.

17. Постановление VI Пленума ЦК ВЛКСМ 3-5 апреля 1951 года. - М.: Издательство «Молодая гвардия», 1951. - 15 с.

18. Сборник постановлений ЦК ВЛКСМ 1954-1957 гг. - М.: Издательство «Молодая гвардия», 1958. - С. 267-268.

19. Товарищ комсомол. Документы съездов, конференций ЦК ВЛКСМ. 1918-1968 гг. Т. 2. - М.: Издательство «Молодая гвардия», 1969. - 496 с.

1. Vozhatyj [Counselor]. - 1946. - № 5-6. -S.3-17. (In Russ.).

2. Vozhatyj [Counselor]. - 1947. - № 6. -S.2. (In Russ.).

3. Vozhatyj [Counselor]. - 1948. - №3. -

5.1-15. (In Russ.).

4. Vozhatyj [Counselor]. - 1948. - № 5. -

5.2-18. (In Russ.).

5. Vozhatyj [Counselor]. - 1950. - № 3. -S.8-10. (In Russ.).

6. Vozhatyj [Counselor]. - 1951. - № 4. -S.20. (In Russ.).

7. Vozhatyj [Counselor]. - 1951. - №5. - S.9. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Vozhatyj [Counselor]. - 1951. - № 6. -S.8-10. (In Russ.).

9. Vozhatyj [Counselor]. - 1951. - № 7. -S.4. (In Russ.).

10. Vozhatyj [Counselor]. - 1954. - № 6. -S.14-29. (In Russ.).

11. Vsesojuznaja pionerskaja organizacija imeni V.I.Lenina. Dokumenty i materialy s#ezdov, konferencij, plenumov, Bjuro, Sekretariata CK VLKSM, Central'nogo Soveta pionerskoj organizacii imeni V.I.Lenina [All-Union Pioneer Organization named after V.I. Lenin. Documents and materials of congresses, conferences, plenums, the Bureau, the Secretariat of the Komsomol Central Committee, the Central Council of the Pioneer Organization named after V.I. Lenin]. - M.,1972. (In Russ.).

12. GAOO. - F № P-1283. - D.1184. (In Russ.).

13. GAOO. - F № P-1283. - D.544. (In Russ.).

14. Livcov V.A. (2013) Istorija formirovanija duhovnyh nachal v obrazovatel'noj sisteme rossii v XVIIIveke [History of the formation of spiritual principles in the educational system of Russia in the 18th century] // Vestnik Orlovskogo gosudar-stvennogo universiteta. Serija: Novye gumani-tarnye issledovanija. - №6(35). - S.57-60. (In Russ.).

15. Orlova L.N., Cygankova E.A. (2021) Is-torija razvitija sistemy letnego otdyha detej v 30e gody XXveka v sovetskom sojuze [History of the development of the system of summer recreation for children in the 30s of the 20th century in the Soviet Union] // Vestnik gosudarstvennogo i municipal'nogo upravlenija. - T.10. - №4. -S.75-83. (In Russ.).

16. Pionerskij lager' [Pioneer camp]: sbornik. - M.: Izdatel'stvo CK VLKSM «Molodaja gvardija», 1947. - 120s. (In Russ.).

17. Postanovlenie VI Plenuma CK VLKSM 35 aprelja 1951 goda [Resolution of the VI Plenum

of the Komsomol Central Committee April 3-5, 1951, Young Guard, 1951]. - M.: Izdatel'stvo CK VLKSM «Molodaja gvardija», 1951. - 15s. (In Russ.).

18. Sbornik postanovlenij CK VLKSM 1954-1957gg. [Collection of resolutions of the Central Committee of the Komsomol 1954-1957]. - M.: Izdatel'stvo CK VLKSM «Molodaja gvardija», 1958. - S.267-268. (In Russ.).

19. Tovarishh komsomol. Dokumenty s#ezdov, konferencij CK VLKSM [Comrade Komsomol. Documents of congresses and conferences of the Komsomol Central Committee]. 1918-1968gg. T.2. - M.: Izdatel'stvo CK VLKSM «Molodaja gvardija», 1969. - 496s. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.