Научная статья на тему 'История развития системы менеджмента качества в России'

История развития системы менеджмента качества в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2841
307
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История развития системы менеджмента качества в России»

I. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

УДК 005.6

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В РОССИИ

Горошко А.А.

Московский Инженерно-Физический Институт (государственный университет) г. Москва

В процессе становления и развития рыночных отношений в России вопросы обеспечения качества продукции, выпускаемой отечественными предприятиями, становятся все более актуальными. В последние годы уровень качества продукции российских предприятий, поступающей на внутренний и внешний рынок, несколько вырос, но, в большинстве случаев, пока еще далек от западных аналогов. Чтобы понять, насколько в России развита система сертификации и какие проблемы необходимо решать для улучшения качества продукции, необходимо изучить

с» с» /* с» с» с» /* /—ч с» /*

российский и зарубежный опыт, имеющийся в данной области. Сейчас большинство организаций, не имеют или не используют зарубежные и отечественные наработки, накопленные при решении данной проблемы, поэтому в своей деятельности допускают одни и те же ошибки.

Существующая на данный момент в России система стандартизации и сертификации достаточно громоздка и нуждается в дальнейшем пересмотре.

В России на качество производимой продукции внимание обращалось еще давно. В 1982 г. СССР стал участником международных систем сертификаций. В те годы в стране была принята двухуровневая аттестация продукции, включающая первую и высшую категории качества. При этом продукция высшей категории отмечалась государственным Знаком качества. В период с 1986 по 1990 гг. в СССР существовала государственная приемка продукции.

Однако подлинное значение сертификации было определено лишь в условиях перехода экономики страны к рыночным отношениям, с принятием следующих Законов:

■ «О техническом регулировании»;

■ «О стандартизации»;

■ «О защите прав потребителей»;

■ «Об обеспечении единства измерений».

В настоящее время в РФ действуют:

■ 18 систем обязательной сертификации, установленных законами

РФ («О пожарной безопасности», «О санитарно-эпидемиологическом

благополучии населения» и др.);

■ Система сертификации ГОСТ Р;

■ Система сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности;

■ Система сертификации «Электросвязь»;

■ Система сертификации на федеральном и железнодорожном транспорте;

■ Система сертификации морских и гражданских судов;

■ Система сертификации авиационной техники и объектов гражданской авиации;

■ Система сертификации иммунобиологических препаратов;

■ Система сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения;

■ Федеральная система сертификации космической техники научного и народнохозяйственного значения;

■ Система обязательной сертификации по экологическим требованиям;

■ Система сертификации безопасности взрывоопасных производств;

■ Система сертификации на воздушном транспорте РФ;

■ Региональная система сертификации услуг общественного питания в Москве;

■ Система сертификации средств защиты информации по требованиям безопасности;

■ Система сертификации средств защиты информации по требованиям безопасности для сведений, составляющих государственную тайну;

■ Система сертификации средств защиты информации Минобороны РФ по требованиям безопасности информации;

■ Система сертификации геодезической, топографической и картографической продукции;

■ более 100 систем добровольной сертификации.

Для проведения работ по обязательной сертификации Госстандартом России разработана Система сертификации ГОСТ Р. Именно эта система во многом определяет практику массовой сертификации в Российской Федерации.

С 1993 г. Госстандарт ежегодно определяет перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации.

В соответствии с принятым в 2002 году законом «О техническом регулировании» в системе ГОСТ Р предусмотрена процедура подтверждения соответствия продукции путем принятия изготовителем (продавцом) декларации о соответствии. Такая процедура широко распространена в странах ЕС при подтверждении соответствия продукции установленным требованиям.

Необходимость интегрирования российской экономики в международную экономическую систему требует конструктивного пересмотра организационных, технологических и прочих подходов к деятельности отечественных компаний.

Важнейшим инструментом решения этой задачи является разработка и внедрение в российскую практику современных стандартов сертификации в соответствии с международными нормами 1БО 9000.

По материалам журнала «Стандарты и качество», российские компании, сертифицированные на соответствие требованиям 1БО 9000 в 2000-2001 гг., распределились по отраслям следующим образом:

Таблица 1

Отрасль Число организаций

Машиностроение 32

Услуги 23

Электротехника 18

Металлургия 18

Химия 14

Пищевая промышленность 7

Нефтяное машиностроение 6

Кабельная промышленность 6

Электронная промышленность 5

Авиационная промышленность 5

Военная промышленность 5

Приборостроение 4

Электросвязь 4

Хлебная промышленность 3

Другие отрасли 26

В настоящее время, когда уже близок к завершению процесс приема России в члены ВТО, многие российские производители устремляются на зарубежные рынки. В последнее время объем экспорта из России неуклонно возрастает, но эти темпы могли бы стать еще выше, если бы предприятия-поставщики были сертифицированы в соответствии со стандартами ISO 9000.

Подавляющее большинство российских предприятий-экспортеров работает без соответствующего подтверждения качества авторитетным агентством. И при этом они многое теряют: отсутствие международной сертификации вынуждает отечественных предпринимателей продавать свой товар на международных рынках на 30-40% дешевле.

Потенциальный западный партнер встречает российского производителя не столько по «уму», сколько по «одежке». Вы можете быть абсолютно честны, и продукция Ваша по качеству может быть замечательной, но все это Вас попросят доказать, причем документально.

Действительно некоторые отечественные экспортеры пытаются предъявлять зарубежным партнерам сертификаты соответствия государственного образца, или даже дипломы различных выставок и конкурсов. Однако для зарубежного бизнеса все это малозначимо. С точки зрения партнеров, работающих в экономически развитых

странах, наличие у компании системы управления качеством, сертифицированной по общепризнанному международному стандарту, служит не только гарантом качества конечной продукции, но и существенно снижает риски страховщика при заключении сделок. А это позволяет достичь немалой экономии на страховых платежах и делает Вашу продукцию более конкурентоспособной. Следовательно, необходимо активнее внедрять в практику международные стандарты качества, на соответствие которым проводится международная сертификация (КО, МЭК, регистр Ллойда и др.). Наиболее широко в странах ЕС, куда, прежде всего, стремятся наши экспортеры, распространены стандарты серии КО 9000.

Решение проблемы сертификации Систем Качества, связанных с удовлетворением коммерческих интересов отечественных предприятий и страны в целом, заключается в создании условий обеспечения заинтересованности предприятий в такой сертификации.

В настоящее время Г осстандартом России предусмотрено прямое применение всех новых международных стандартов семейства КО 9000 (включающего определенные стандарты КО серии 10000) на территории РФ. При этом проекты стандартов ИСО, входящих в «семейство», как это предусмотрено законом РФ «О стандартизации», до начала работы с ними принимаются в качестве предварительных государственных стандартов.

В 1995 г. в связи с утверждением ИСО и МЭК новых международных документов по аккредитации и сертификации в области систем качества, в Госстандарте создан Регистр по сертификации систем качества, цель которого удовлетворять потребности российских организаций в добровольной их сертификации и выполнять заявки системы ГОСТ Р по сертификации Систем Качества при проведении обязательной сертификации продукции.

В России сертификацию Систем качества проводят органы по сертификации, аккредитованные и зарегистрированные в порядке и по правилам, установленным в системе сертификации.

Проверка Систем Качества предприятий органом по сертификации производится в соответствии с ГОСТ Р КО 10001-1 в части, относящейся

к проведению проверки Системы Качества третьей стороной, которая содержит указания по назначению, планированию, проведению и документированию проверок. Проверка Системы Качества обеспечивает получение объективных доказательств, касающихся необходимости сокращения, устранения и предотвращения несоответствий. Результаты проверок могут быть использованы руководством проверяемого предприятия для улучшения деятельности в области качества продукции.

Применение на предприятиях страны Систем Качества и их сертификация являются одним из важнейших направлений содействия повышению эффективности российской экономики, поддержки отечественных производителей, повышения экспортных возможностей предприятий. Развитие сертификации Систем Качества позволит создать экономические, правовые, технические и организационные основы для широкомасштабного внедрения на предприятиях Систем Качества, соответствующих международным требованиям, с целью решения на этой основе проблемы повышения конкурентоспособности продукции российских предприятий и их интеграции в международный рынок.

Наличие на предприятии эффективной системы управления качеством гарантирует его способность к повышению качества выпускаемой продукции и обеспечению его стабильности в соответствии с запросами рынка. Подтверждение существования на предприятии такой системы производится путем сертификации системы качества.

Принятие решения о внедрении СМК на предприятии необходимо по следующим причинам:

во-первых, без системы менеджмента качества и соответствующего сертификата невозможно выйти со своим продуктом на зарубежный рынок; во-вторых, система качества на предприятии упрощает и систематизирует деятельность организации; в-третьих, это подтверждение качественности выпускаемой продукции или услуги (следовательно, доля затрат на некачественную продукцию, сокращается до 0); в-четвертых, при распределении госзаказов государство обязательно отдает

предпочтение тем компаниям, у которых есть сертификат системы качества (в некоторых областях деятельности сертификат системы качества обязателен).

В связи с тем, что есть огромная польза не только от самой системы менеджмента качества, но и от сертификата её подтверждающего, возникла ситуация так называемых «серых» сертификатов. Причем, такая ситуация вполне нормальна для России. Поскольку Россия новичок на рынке систем менеджмента качества, то и получается так, что каждый хочет быстренько ухватить свой кусок прибыли, пусть даже и таким путем.

Это явление получило особенно широкое распространение за последние три года. Проверить, является ли сертификат просто «бумажкой» или за ним стоит реальная система, можно четырьмя способами. Первый способ - когда заказчик удовлетворен одним лишь утверждением о наличии у поставщика системы качества. В этом случае на вопрос заказчика: есть ли у вас система качества? - достаточно утвердительного ответа. Казалось бы, просто. Но всегда остается риск того, что заказчик захочет сам убедиться в наличии системы, соответствующей его представлениям. Второй вариант доказательства - когда заказчик просит представить документы в подтверждение вашего утверждения. Эта проблема обычно решается высылкой заказчику сокращенной редакции руководства (справочника) по качеству, которая дает возможность в первом приближении ознакомиться с системой, действующей на фирме, оценить, насколько полно она охватывает фазы жизненного цикла продукта, на какие изделия распространяется и как совершенствуется. Третий вариант - когда заказчик хочет сам проверить и оценить вашу систему качества. Это так называемый аудит заказчика, при котором его представитель по своему плану проводит проверку надежности функционирования системы качества в наиболее ответственных точках. Здесь уже дальнейшие отношения целиком и полностью зависят от результатов такой проверки. Возможно привлечение и третьего лица к проверке СМК. И, наконец, четвертый вариант доказательства своих способностей в обеспечении качества - удовлетворить требование заказчика сертификации системы качества только тем органом, которому он сам доверяет. Тогда поставщик, получив сертификат, высылает его копию заказчику, и подлинность сертификата легко

проверить через регистрационный номер в органе по сертификации. В любом случае за заказчиком всегда сохраняется право самому убедиться в наличии системы.

Как видим, использование «серых» сертификатов легко проверяется. Причем, если выявляется подлог, то это может очень пагубно отразиться на дальнейшем развитии данной компании-нарушителе.

Еще один, принципиально новый подход к проверке систем менеджмента качества на предприятиях, это проверка самой структуры предоставляющей сертификат соответствия. Таким образом, можно «убить двух зайцев»: выявить организацию предоставляющую документы несоответствующие действительности и организацию, использующую заведомо ложные документы.

На наш взгляд, представленный в работе аналитический обзор развития системы менеджмента качества в России может быть положен в основу дальнейших исследований и разработки предложений по решению обозначенной проблемы.

УДК 323.173

ОЦЕНКА УРОВНЯ СЕПАРАТИЗМА ТЕРРИТОРИИ

Грузин А.П.

ГОУВПО «Московский государственный университет сервиса»

г. Москва

Сепаратизм (фр. séparatisme, от лат. separatus - «отдельный») - стремление отделиться, обособиться; политико-социальное явление, основанное на движении за отделение части государства и создание нового государственного образования или за предоставление части страны автономии.

Актуальность данной темы заключается в огромной значимости изучения проблем сепаратизма в нашей стране, поскольку стремление регионов к отделению порождает огромные социальные, экономические и политические проблемы, несет угрозу вооруженного противостояния, открытой конфронтации. Это приводит к человеческим жертвам, появлению беженцев, разрушению региональной хозяйственной инфраструктуры, социальных институтов, снижению эффективности территориальной власти. Очевидно, что сепаратистские процессы являются

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.