Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ САНИТАРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В АРМЕНИИ В ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ'

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ САНИТАРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В АРМЕНИИ В ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
42
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ САНИТАРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В АРМЕНИИ В ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ»

ного воздуха и почвы; д) санитарное оздоровление Полесской низменности и др.

Значительная часть этих работ по своей методике, содержанию и выводам далеко выходит за пределы местного значения. Меньший удельный вес занимают работы по гигиене питания и гигиене труда.

Из работ по гигиене питания следует отметить работы по эрготизму, по безалкогольным напиткам, по витаминам, по питанию рабочей молодежи и по общественному питанию (И. П. Лыновский, Л. Ф. Ромыш и др.).

По гигиене труда заслуживают быть отмеченными работы по изучению заболеваемости рабочих швейной промышленности, по изучению микроклимата и снижению заболеваемости на промышленных предприятиях, условий труда при первичной обработке льна, условий труда электросварщиков (А. М. Раскин, 3. В. Гордонова, В. Н. Новицкий, О. Г. Не-ронский, В. С. Шадурская и др.). Совсем малое место в БССР занимают исследования по школьной гигиене.

Результаты санитарно-гигиенических исследований находили и находят свое применение в практике социалистического строительства и служат также руководством в практической деятельности санитарно-эпидемиологической службы по санитарному оздоровлению городов и сел республики.

Дальнейший подъем санитарных условий труда и быта населения республики предопределен решениями XX съезда КПСС и XXII съезда КП Белоруссии и особыми постановлениями партии и правительства. Трудно переоценить и общеоздоровительное значение постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 31 июля 1957 г. «О развитии жилищного строительства в СССР». Задача органов здравоохранения, особенно санитарно-эпидемиологической службы, претворять в жизнь общеоздоровительные мероприятия, достигая самого высокого гигиенического эффекта.

Поступила Ю/УШ 1957 г.

^ # *

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ САНИТАРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В АРМЕНИИ В ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

Заслуженный врач Армянской ССР доцент Г. А. Гевондян

Бескультурье, антисанитария, отсутствие мероприятий, направленных на охрану здоровья населения, были характерны для дореволюционной России. Положение на Кавказе, по свидетельству старых врачей, было еще печальней в силу отсутствия земских органов самоуправления.

В 1910 г. врачи 3. Б. Андреасов и С. И. Шахбазов на I съезде служащих врачей докладывали о том плачевном состоянии, в котором находились сельские врачебные участки Эриванской губернии — нынешней территории Армянской ССР. На сельских врачебных участках работали ротные фельдшера — «доктора для мужиков». Сами же врачи были заняты разъездами по селам и занимались почти исключительной дачей заключений, связанных с судебно-медицинской экспертизой. Участковые карликовые больницы пустовали, в амбулаториях не было лекарств, на селе безнаказанно орудовали знахари и бабки.

Архивные материалы, хранящиеся в Министерстве здравоохранения Армянской ССР, красноречиво свидетельствуют о жалком состоянии медицинских учреждений в дореволюционный период. В годовом отчете сельского врачебного участка Сурмалинского уезда написано: «Высокая степень заболеваемости среди населения объясняется неоднократно ука-

занным мною плохим санитарным состоянием сел и жилищ, условиями домашнего быта и обработки земли, когда крестьянину во время полевых работ, зачастую при самых неблагоприятных условиях погоды, приходится стоять целый день в воде выше колен Из инфекционных болезней в отчетном году по числу больных и умерших первое место заняла азиатская холера. Лечение больных или, лучше сказать, наблюдение за ними и то не систематически производилось медицинским персоналом по разъездной системе, никаких постоянных пунктов учреждено не было.

Ни изоляции, ни дезинфекции не могло производиться как за отсутствием приспособленных помещений, достаточного персонала и дезинфекционных средств, так главным образом за отказом жителей, даже армян, наиболее привыкших к врачебной помощи».

Значительная часть территории нынешней Армянской ССР издавна была очагом тяжелой эпидемической малярии, принимавшей в отдельные периоды характер опустошительных эпидемий. По данным помощника губернского врача Д. М. Малюженко за 1911 г., в Эриванской губернии на 10 ООО населения первичных обращений по малярии было: в 1906 г.— 612, в 1908 г.—687, а смертность среди больных малярией доходила до 5%.

Передовые врачи Закавказья, принимавшие активное участие в ра* ботах Закавказского медицинского общества, неоднократно ставили вопрос об улучшении медико-санитарной помощи. Так, члены комиссии Кавказского медицинского общества по организации врачебной помощи сельскому населению Закавказья С. И. Вацадзе и Т. Е. Хазарян в 1902 г. составили докладную записку, в которой, признавая хорошую постановку земской медицины Московской губернии, высказывали пожелание, чтобы организация врачебной помощи в Закавказье была бы устроена так же, как в Московском земстве.

Однако в условиях царского режима пожелания комиссии не могли быть выполнены. Все оставалось по-старому вплоть до захвата власти дашнаками.

В период владычества заклятых врагов армянского народа—дашнаков— дело медицинского обслуживания представляло еще более вопиющую картину. В это время в Армении имелось громадное количество беженцев, оставшихся без крова, среди них свирепствовали эпидемии холеры, малярии, паразитарных тифов и желудочно-кишечных заболеваний.

Эчмиадзинский санитарный врач 3. И. Тер-Минасов в отчете от 29 февраля 1920 г., накануне установления советской власти в Армении писал: «Санитарное состояние всего уезда находилось в крайне неблагоприятных условиях. Разгромленные, превращенные в развалины селения были заполнены сгнившими остатками павших животных, всевозможными нечистотами и отбросами. Население страдает не только от отсутствия доброкачественной воды, но и вообще от недостатка ее. Речная вода всюду заменяет колодезную. Там, где имеются оросительные канавы, пользуются этой водой, но она крайне нечиста, загрязнена мытьем белья и купанием скотины, в силу чего часто служит причиной распространения заразных болезней. Отсутствие хорошей питьевой воды состазляет наибольшее зло для народонаселения, а между тем обширная Араратская равнина в уезде отличается богатством подпочвенной хорошей воды».

Получив в наследие от дашнакского правительства нищую, разоренную страну, без промышленности, с примитивным сельским хозяйством и населением, измученным долгими годами голода, болезней и нечеловеческой эксплуатацией, советская власть в Армении приступила с помощью братских народов к созидательному труду.

Годы советской власти в Армении являются годами бурного роста социалистического строительства во всех областях народнохозяйственной жизни и культуры.

в Гигиена и санитария, № 10

81

В первые же годы советской власти на местах были созданы санитарные органы. Развитие пищевой, химической и горнорудной промышленности республики вызвало к жизни учреждения санитарно-гигиенического характера. Для удовлетворения растущих потребностей широко раскинувшейся сети санитарных организаций в 1932 г. при Ереванском медицинском институте был организован санитарно-гигиенический факультет. Новые кадры санитарных врачей дали возможность органам здравоохранения республики, округов, затем районов организовать борьбу с бичом населения Армении — малярией и другими тропическими заболеваниями.

Большую и систематическую помощь оказывал санитарным организациям основанный в 1923 г. Республиканский тропический институт как по линии подготовки и переподготовки врачебных кадров, так и по внедрению лечебно-профилактических мероприятий по борьбе с малярией, гельминтозами и желудочно-кишечными заболеваниями.

В результате диспансеризации больных малярией, больших гидромелиоративных работ по осушению болот и из года в год растущего благосостояния населения заболеваемость малярией в Армянской ССР стала резко снижаться. В настоящее время малярия в Армении как массовое заболевание ликвидирована.

В санитарно-эпидемиологической области большую ^работу провел и проводит организованный в 1930 г. Институт эпидемиологии и гигиены и действующие в настоящее время санитарно-эпидемиологические станции. Благодаря проведенным комплексным мероприятиям ликвидированы натуральная оспа, возвратный тиф и сведен к единичным случаям сыпной тиф. Из года в год снижается заболеваемость брюшным тифом, скарлатиной и желудочно-кишечными заболеваниями. Построены инфекционные больницы в Ереване, Ленинакане, Кировакане. Во всех районных больницах имеются инфекционные отделения. Благодаря усилению борьбы с туберкулезом заболеваемость и смертность от туберкулеза значительно снизились. В борьбе с туберкулезом большое значение имели и имеют ежегодные флюорографические и рентгенологические обследования населения, а также организация широкой сети специальных больниц и санаториев на курортах Дилижан и Гюллакараке.

Снизилась общая смертность.

К началу 1941 г. в республике уже работали 54 государственных санитарных инспектора, 78 их помощников, 40 эпидемиологов, 35 бактериологов, 38 маляриологов, 36 общесанитарных врачей, свыше 60 бони-фикаторов, 51 помощник санитарного врача.

Для проведения общесанитарных и противоэпидемических мероприятий санитарные организации имели 15 санитарно-эпидемиологических станций и лабораторий, хорошо оснащенную дезинфекционную станцию в Ереване, 26 дезинфекционных пунктов, из них 21 в сельских местностях, 14 противомалярийных станций, из них 12 в сельских местностях, 11 противомалярийных врачебных пунктов, из них 8 в сельских местностях.

В 1956 г. число санитарно-эпидемиологических станций дошло до 37, из которых 15 развернуто в сельских районных центрах. В районах республики функционируют 10 домов санитарного просвещения. Число санитарных врачей всех профилей и врачей санитарно-эпидемиологических станций дошло до 336 человек, среди них 97 эпидемиологов, 56 бактериологов, 56 инфекционистов. Соответственно увеличилось число среднего медицинского персонала санитарно-гигиенических учреждений. Общее число дошло до 598, среди них 154 помощника санитарных врачей, 44 дезинструктора и 76 химизаторов и бонификаторов.

Для помощи периферийным лечебно-санитарным учреждениям республики были созданы научно-практические советы. Эти советы ставили перед собою задачи: улучшения связи центральных специализированных учреждений с местами, организации постоянной помощи в работе по пла-

нированию медико-санитарной сети с целью максимальной увязки научных достижений с медицинской практикой. Советы проделали существенную работу, в частности в области борьбы с малярией.

Научно-практические советы всех профилей оказали активную помощь Народному комиссариату здравоохранения в деле планирования научной и практической работы, более целесообразного использования врачебных сил в диспансерной работе. Советы помогли органам здравоохранения устранить замкнутость центральных научных учреждений, поднять роль профессорско-преподавательского персонала медицинского института в деле повышения качества работы лечебно-профилактических и санитарно-гигиенических учреждений.

Немало сделано кафедрами медицинского института и Институтом эпидемиологии и гигиены в области улучшения водоснабжения. Особое место занимало в Армянский ССР водоснабжение населенных мест Ара-

Ёатской долины, так как население долины пользовалось речной водой, аучные работники коммунального отдела Института санитарии и гигиены под руководством Н. Б. Акопяна разработали ряд вопросов водоснабжения, получивших отражение в итогах деятельности органов коммунального хозяйства за 35 лет.

За это время в республике построено 96 водопроводов, в населенных пунктах Араратской долины вырыто свыше 6Э артезианских колодцев с хорошей питьевой водой.

В дореволюционной Армении водопровод существовал только в Ереване (с 1912 г.), однако водой из этого водопровода тогда пользовалась незначительная часть населения города из-за дороговизны воды. Водопровод не мог удовлетворить потребностей бурно растущей социалистической промышленности столицы, население которой увеличилось в 12 раз. Еще к концу первой пятилетки все работы по проведению нового водопровода были закончены, и столица республики получила безупречно чистую и здоровую воду, полностью удовлетворяющую потребности населения. В конце третьей пятилетки второй по величине город Армении — Ленинакан также получил доброкачественную воду, по своим качествам не уступающую ереванской воде.

Со второй половины второй пятилетки приступили к устройству канализации в Ереване, где работы по проведению основных магистралей уже закончены. Канализируются крупные населенные пункты республики— Кировакан и Ленинакан.

Широко развернулось за годы советской власти строительство бань по линии коммунального хозяйства, промышленных предприятий и колхозов. Если в 1920 г. к моменту установления советской власти ни в одном селе не было бани, то в настоящее время бани имеются во всех населенных пунктах. С каждым годом жилищный фонд столицы республики обогащается новыми благоустроенными корпусами.

Ведется бурное жилищное строительство в Ленинакане, Кировакане, Кафане, Каджаране и других промышленных центрах и городах республики.

После установления советской власти в Армении коренным образом изменился облик армянского села, в быт колхозника прочно вошли электричество, радио.

Ежегодно в селах строятся тысячи новых индивидуальных колхозных домов с большими окнами вместо небольших отверстий в потолке, с деревянным полом вместо земляного, с оштукатуренными, выбеленными стенами.

Органы здравоохранения республики, организовывая сеть медико-санитарных учреждений, руководствовались строгими показаниями действительных нужд производства и в первую очередь нужд ударных участков социалистических строек, базируясь на известном постановлении ЦК ВКП (б) от 29 декабря 1929 г. Исходя из этого, органы здравоохра-

■6*

83

нения республики начали развертывать медико-санитарные учреждения в первую очередь в местах дислокации промышленных предприятий.

По схеме, разработанной Народным комиссариатом здравоохранения Армянской ССР в 1931 г., республика была разделена на пять медико-санитарных районов.

Практическое осуществление медико-санитарного районирования, являясь оригинальным методом разрешения организационных задач в Армянской ССР, оказало положительное влияние на рост и развитие как лечебно-профилактических, так и санитарно-гигиенических учреждений. Это обстоятельство следует иметь в виду при оценке достижений здравоохранения в целом.

Н. А. Семашко, ознакомившись с планом медико-санитарного районирования Армянской ССР, дал положительную оценку этому мероприятию.

За годы советской власти в Армянской ССР произошли огромные сдвиги в показателях, характеризующих состояние здоровья населения.

Этим достижениям мы обязаны и медицинским кадрам, в частности врачам, кузницей которых стал, начиная с 1922 г., Ереванский медицинский институт.

За годы функционирования санитарно-гигиенический факультет Ереванского медицинского института выпустил свыше 600 врачей. Основными путями повышения квалификации санитарных врачей стали курсы усовершенствования врачей, стажирование врачей при соответствующих отделениях Республиканского института эпидемиологии, микробиологии и гигиены и в отдельных случаях — при соответствующих кафедрах медицинского института. Широко были использованы союзные курсы усовершенствования врачей, куда направлялись местные санитарные врачи по тем специальностям, по которым не было курсов усовершенствования в пределах республик Закавказья.

XX съезд КПСС поставил перед органами здравоохранения задачи по улучшению работы лечебно-профилактических и санитарно-гигиенических учреждений. Эти задачи успешно разрешаются и в Советской Армении.

Поступила 21 /V 195Г г.

•Ь Ъ Ъ

К 35-ЛЕТИЮ ДЕКРЕТА «О САНИТАРНЫХ ОРГАНАХ РЕСПУБЛИКИ»

Из воспоминаний

Действительный член АМН СССР И. Д. Страшун (Москва)

В июне на киноэкранах страны вновь демонстрировалась старая ки нолента «Путевка в жизнь», и этот фильм невольно воскресил в моей памяти тяжелую обстановку, создавшуюся в молодой Советской республике в 1921 —1922 гг. Страна недавно отбилась от интервентов. Начала слабеть вражеская блокада. Наметилось снижение заболеваемости паразитарными тифами, казалось, пришло время приступить к излечению последствий первой мировой и потрясений гражданской войны. Но голод 1921 г. в Поволжье явился грозным бедствием. Он значительно усугубил тяжелое санитарное состояние страны.

В то врг>мя я заведовал отделом санитарного просвещения Нарком-здрава РСФСР, куда был вызван из армии поздним летом 1921 г. заместителем наркома и начальником Главсанупра 3. П. Соловьевым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.