Л.Л. Салехова
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛАХ РОССИИ
(1950-2000 гг.)
Российская школа на старшей ступени должна стать профильной. Министерство образования РФ намерено воплотить в жизнь это решение, принятое на всероссийском совещании работников образования в январе 2000 года и зафиксированное в стратегии модернизации образования. По словам министра образования В. Филиппова, Россия единственная из европейских стран, которая официально не перешла на профильное обучение, однако, российская школа уже созрела для этого, поскольку в течение последних лет она « без указки сверху, отчасти интуитивно, исходя из реалий жизни, занималась дифференциацией и индивидуализацией.» Это проявляется в углубленном изучении отдельных предметов, в совместной работе школ и вузов, в создании гимназий,
лицеев и колледжей, которые начали реализовывать вариативную систему обучения с учетом заинтересованности учащихся в выбора собственной образовательной траектории. По данным ВЦИМО, около 30% старшеклассников намерены получить высшее техническое образование, примерно 38% - высшее гуманитарное, 14% ориентированы на колледжи и техникумы, 18% еще не определились с выбором. Школьники и их родители видят необходимость дополнить существующее содержание образования информационными технологиями (85%), углубленным изучением отдельных предметов (42%), иностранными языками (55%).
В формирующейся системе образования статус иностранного языка меняется. Появилось много форм его включения в образовательно-воспитательный процесс. При осмыслении эмпирически сложившегося положения обучения иностранному языку на сегодняшний день можно говорить: о системе раннего обучения, системе базового обучения, системе обучения второму иностранному языку, системе сверхбазового обучения иностранному языку [ 1 ]. Сверх-базовое обучение иностранному языку осуществляется на языковых курсах двух видов: 1) курсах углубленного изучения иностранного языка, 2) курсах профильно-ориентированного обучения иностранному языку. Профильно-ориентированные курсы, как показывает практика, могут иметь большое количество вариантов, соотносимых с множеством профессий, научных знаний и других сфер человеческой деятельности, требующих знания иностранного языка. Они делятся на три основных профиля: гуманитарный, естественно-научный, экономический. При этом каждый из них может быть реализован в конкретных курсах: а) с общепрофильной направленностью, б) с предметной направленностью. в) с профессиональной направленностью, г) а также в интегративных курсах [2].
Задача методистов и практиков наполнить языковым содержанием конкретные курсы и разработать методы и приемы обучения иностранному языку на старшей ступени , которая должна стать профильной. Для этого необходимо тщательно изучить существовавшие ранее подходы реализации профессионально-направленного и профильного обучения иностранному языку.
Особого внимания заслуживает опыт работы школ с преподаванием ряда учебных предметов на иностранном языке, начиная с 50-х годов прошлого столетия. В эти годы реализуются основные положения постановления Совета Министров СССР 1947 года «Об улучшении преподавания иностранных языков в средней школе», согласно которому предусматривалось введение изучения иностранного языка с 3 класса при наличии учителей в средних школах республиканского подчинения и открытие школ с преподаванием ряда предметов на иностранном языке. В общеобразовательной школе обучение иностранному языку начиналось либо с 5, либо с 3 класса. В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР 1947 года в 1948/49 учебном году были открыты две школы в Москве и одна школа в Ленинграде, в которых углубленное изучение иностранного языка предусматривалось пока лишь в старших классах. Цель создания школ такого типа диктовалась необходимостью подготовки для на-
родного хозяйства кадров, в совершенстве владеющих иностранными языками. В декабре 1958 года Верховный Совет Союза ССР принял закон «Об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования», в соответствии с которым вводилось обязательное восьмилетнее образование, производственное обучение, продолжительность обучения увеличивалась до 11 лет. В стране расширяется сеть школ с преподаванием ряда учебных предметов на иностранном языке. Так, в связи с ходатайством Министерства просвещения Татарской АССР, Пермского, Воронежского, Горьковского, Ростовского, Тамбовского, Свердловского, Сталинградского, Читинского и Рязанского областных отделов народного образования о создании в 1959/60 учебном году школ с преподаванием ряда предметов на иностранном языке Министерство просвещения РСФСР разрешило организовать с 1 сентября 1959 года в городе Казани две такие школы: одну с преподаванием на немецком языке, другую - на английском языке. В городе Пермь одну среднюю школу с преподаванием ряда предметов на английском языке, в Сталинграде - три школы данного типа, в Рязани - одну с английским языком преподавания, одну с немецким языком и одну школу с французским языком. В итоге 8 школ было открыто в 1959/ 60 учебном году, из них 10 с преподаванием ряда предметов на английском языке, 6 - на немецком языке, 2 - на французском языке [3]. В первые годы своего существования школы данного типа работали без специальных учебников и программ. Преподавание осуществляли учителя - энтузиасты.
Постановление Совета Министров СССР от 27 мая 1961 года «Об улучшении изучения иностранных языков» явилось новым стимулом перестройки преподавания иностранных языков в школах страны. В постановлении отмечалось, что «знание иностранных языков специалистами различных отраслей науки, техники и культуры, а также широкими кругами трудящихся нашей страны имеет большое значение для развития международных связей и взаимного обмена культурными и научно-техническими достижениями». В нем говорилось о необходимости подготовки высококвалифицировашгых кадров, «умеющих читать, понимать, переводить оригинальную литературу по специальности, популярную общественно-политическую литературу..., владеющих основными навыками разговорной речи на изучаемом языке».
Советам Министров союзных республик было поручено открыть в течение 1961 - 1965 гг. дополнительно не менее 700 общеобразовательных школ с преподаванием ряда предметов на иностранных языках, улучшить изучение иностранных языков в школах-интернатах. С 1961/62 учебного года предполагалось переводить школы-интернаты, имеющие квалифицированных преподавателей иностранного языка, на занятия по учебным планам и программам общеобразовательных школ с преподаванием ряда предметов на иностранном языке. Например, в Москве в 1961/62 учебном году девять школ-интернатов было реорганизовано в школы-интернаты с преподаванием ряда предметов на иностранном языке: четыре школы-интерната с английским языком, два с немецким языком, два с китайским языком, один с языком хинди [4]. Всего в 1962 году в РСФСР функционировала 61 средняя школа и 39 школ-интернатов с изучением ряда предметов на иностранных языках.
Совет Министров СССР обязал Советы Министров союзных республик и Министерство высшего и среднего специального образования СССР организовать в университетах и педагогических институтах, начиная с 1961 года, подготовку учителей по общеобразовательным дисциплинам для работы в школах с преподаванием ряда предметов на иностранных языках. Министерству высшего и среднего специального образования СССР было дано право в необходимых случаях продлевать срок обучения указанных специалистов на 1 год. Такой учитель должен был быть специалистом широкого профиля, владеющий гуманитарными и естественнонаучными знаниями и иностранным языком.
Большие перспективы улучшения обучения иностранным языкам через школу открывались благодаря именно новым формам организации обучения иностранным языкам. К числу этих новых форм, как уже говорилось выше, относится прежде всего организация школ с преподаванием ряда учебных предметов на иностранном языке. Особенностью таких школ является сочетание обычных форм общего и политехнического образования с повышенным удельным весом иностранного языка в учебном плане. Обучение иностранному языку в этих школах должно было начинаться со второго класса, количество часов, отводимых на уроки иностранного языка, составляло за весь курс обучения 1253 часа (по сравнению с 726 часами в других школах). Кроме того, с шестого класса преподавание ряда учебных предметов велось на иностранном языке: географии частей света (6 класс), экономической географии зарубежных стран (9 класс), новой и новейшей истории (9-11 классы), электротехники и машиноведения (9-11 классы), что составляло дополнительно 713 часов обучения на иностранном языке. За счет часов, отводимых на иностранный язык, в старших классах изучалась литература сооответствующей страны и проводилось обучение техническому переводу. На уроках иностранного языка классы делились на группы численностью примерно 10 человек.
Первые школы такого типа, открытые еще в 1948-1949 годах, дали очень хорошие результаты и завоевали большую популярность у родителей. Оканчивающие эти школы учащиеся хорошо владели иностранным языком, при этом их общеобразовательная и политехническая подготовка по сравнению со школами обычного типа не снижалась. За ними закрепилось краткое название - спецшколы.
Подобное обучение осуществлялось и в ряде других стран. В Болгарии, Венгрии, ГДР и Польше преподавание предметов на иностранных языках велось или в особых школах или в специализированных классах. Среди иностранных языков, изучаемых в Школах этих стран, большое место занимал русский язык. В организации учебного процесса в школах и классах с иностранным языком обучения в каждой стране имелась своя специфика [5].
Для школ с преподаванием ряда предметов на иностранном языке в России создаются программы и учебники. По структуре программа идентична программе общеобразовательной школы и отражает уровень развития методической науки того времени. В программе большое внимание уделяется практическому владению иностранным языком. В 1966 году в связи с сокращением
срока обучения в средней школе с И до 10 лет программа переиздается, однако без каких - либо изменений. Вплоть до 1983 года ора является основным документом, определяющим цели, содержание обучения дающим рекомендации общего типа по обучению иностранным языкам в школах рассматриваемого типа. Что касается учебников, то к их изданию привлекались учителя-энтузиасты. Учебники по предметам чаще всего были переводными с русского языка на иностранный. Например, «География частей света и важнейших государств» на английском языке для 6-8 классов, авторы П.Н. Састнев, Л.Г.Терехов, перевод А. Альперина, напечатан в издательстве «Просвещение» в 1967 году. Учебник для средней школы «Органическая химия» на английском языке, автор Л. А. Цветков, перевод Б. Белецкого, изданный там же и т. д.
В семидесятые и последующие годы растет число школ с преподаванием ряда предметов на иностранном языке в связи с тем , что государству нужны граждане, которые после окончания школы могли бы использовать свои знания иностранного языка в различных сферах народного хозяйства. Создается новая программа [6] и параллельно учебно-методические комплексы (УМК). Например. серия учебников, книг для чтения и раздаточный материал к учебникам для 2,3 классов, авторы И.Н. Верещагина, М.И. Дубровин, Т.А. Прыткина. Программа для школ с преподаванием ряда предметов на иностранном языке строится по типу программы общеобразовательной школы. В нее включены развивающие задачи обучения и указывается на то, что учебный процесс основывается на устной речи. Конкретизированы требования к видам речевой деятельности и знаниям по классам. Существенно модернизируется методика обучения иностранному языку. Меняется общая стратегия обучения в школе в отношении коммуникативной направленности, в понимании практической цели обучения, овладении изучаемым языком как явлением социальным, служащим средством общения между людьми в устной (аудировании и говорении) и письменной формах (чтении и письме).
Однако в этот период изменились условия обучения иностранным языкам как в общеобразовательных школах, так и в школах с преподаванием ряда предметов на иностранных языках. Было сокращено время на изучение предмета, что налагало на учителей дополнительную ответственность в обеспечении учащихся элементарным уровнем коммуникативной компетенции, в некоторых вузах упразднены экзамены по иностранному языку, обучение сведено к факультативным занятиям, что, несомненно, снизило интерес к предмету у учащихся . Вместе с тем потребность в специалистах со знанием иностранного языка в 80 годы неуклонно росла.
Отметим, что и в Министерстве просвещения СССР заслушивалась информация о деятельности школ с преподаванием ряда предметов на иностранном языке. В итоге Министерство просвещения сочло целесообразным сохранить имеющиеся учебные заведения с преподаванием ряда предметов на иностранном языке, переименовав их в школы с углубленным изучением иностранного языка, не изменяя существующую в них организацию учебного процесса и условия работы педагогов. Приказом МП СССР №5 от 13.03.87 «О школах
(классах) с углубленным изучением иностранного языка» разрешено создание школ с углубленным изучением иностранного при наличии соответствующих условий. Это:
1) не более 30 учащихся в VII-VIII классах и 25 учащихся в 1Х-Х классах, данные классы могут быть разделены на две подгруппы для занятий иностранным языком,
2) квалифицированных учителей,
3) соответствующей материально-технической базы, оборудованного кабинета иностранного языка, ТСО, учебно-методической литературы,
4) разрешения соответствующих органов.
Целью учреждения школ и классов с углубленным изучением иностранного языка является предоставление школьникам, проявляющим интерес к предмету и желающим добиться большей результативности в овладении им, реальные возможности для более глубокого его изучения.
В 1988/89 учебном году углубленное изучение иностранного языка начинается с VI класса (3 часа в неделю). Далее по схеме
Класс VI VII VIII XI X
часы 3 3 3 4 5
В школах и классах данного типа более полно реализуется огромный ценностный, воспитательный, образовательный и развивающий потенциал иностранного языка как учебного предмета, более последовательно осуществляется коммуникативная направленность процесса обучения. Предоставляется возможность лучше учитывать интересы школьников, опираться на их профессиональную ориентацию для практического использования иностранного языка как средства развития и удовлетворения этих интересов, в том числе и неязыковых.
В 90-е годы в преподавании иностранных языков в школе происходят большие изменения. Они были вызваны децентрализацией и плюрализмом школьного образования, появлением школ нового типа: гимназий, лицеев, школ и классов естественного и гуманитарного профиля. Тогда же в России начал интенсивно развиваться социокультурный подход к обучению языкам международного общения [7]. Базой для социокультурного образования служит куль-туроведение соизучаемых стран и сообществ, посредством которого обогащаются знания обучаемых о социокультурном портрете изучаемых языков, стран и регионов, историко-культурном фоне их развития на основных этапах движения человеческой цивилизации. Наряду с речевой и языковой компетенцией социокультурная компетенция стала одним из компонентов коммуникативной компетенции.
В конце XX века коммуникационные и технологические преобразования в обществе вовлекли в непосредственное и опосредственное общение (например, через ИНТЕРНЕТ) довольно большое количество людей самых разных профессий, возрастов и интересов. Значительно возросла образовательная и
самообразовательная функция иностранного языка, его значимость в школе, вузе, на рынке труда в целом, что способствует усилению мотивации в изучении языков международного общения.
Следовательно, если на начальном этапе обучения иностранный язык выступает как учебный предмет, то на следующей ступени обучения в школе он уже должен быть инструментом образования и самообразования. Иностранный язык должен способствовать развитию иноязычной коммуникативной компетенции, обеспечивающей использование иностранного языка в ситуациях официального и неофициального общения как в учебной, социально-бытовой, культурной, так и профессиональной сферах коммуникативного воздействия. Задачи и содержание иноязычного обучения старшеклассников варьируются с учетом профиля школы и расширяются за счет междисциплинарного подключения иностранного языка к изучению других предметов. Встает вопрос о развитии коммуникативно-когнитивного подхода к изучению иностранного языка. Преподавание предметов гуманитарного цикла на иностранном языке не представляет особой сложности, так как знание политической жизни, экономики, геграфического положения страны изучаемого языка, ее истории, уровня развития науки, искусства, литературы являются компонентами профессиональной подготовки учителя иностранного языка. Сложным представляется обучение естественнонаучным дисциплинам, так как преподавание таких предметов как химия, биология, физика, математика, информатика на иностранном языке требует специальной предметной подготовки.
Изучение и обобщение положительного опыта работы школ с преподаванием ряда предметов на иностранном языке позволит в дальнейшем разработать новые концептуальные подходы профильного обучения иностранному языку на старшей ступени школы и поставить вопрос о необходимости подготовки педагогических кадров, программ и учебно-методических материалов.
Литература
[1] Бим И.Л. Интеграция и дифференциация в школьном обучении иностранным языкам и подготовка учителя иностранного языка. //Сб. Интеграционные процессы в школьном образовании. М. 2001.
[2] Денисова Л.Г. Вариативность обучения иностранному языку на старшем этапе средней школы (10-11 классы) // Иностранные языки в школе. 1996. №2. С.4.
[3] Хроника // Иностранные языки в школе. 1959. №4. С.72
[4] Из опыта работы методического объединения учителей иностранного языка г. Москвы за 1961 год.// Иностранные языки в школе. 1962. №5. С. 125.
[5] Володина С.А. В школах с иностранным языком обучения. // Народное образование. 1965. №7. С.76-78.
[6] Программы. Иностранные языки для школ с преподаванием ряда предметов на иностранном языке. М. 1983.
[7] Сафонова В.В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам . М. 1991.