Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДМЕТНОЙ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ'

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДМЕТНОЙ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
328
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Язык и культура
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ / УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ / ИСТОРИЯ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игна Ольга Николаевна, Гуль Наталия Владимировна

В российской системе профессионального педагогического образования особое место традиционно отводится методической подготовке. Содержание данной подготовки учителей иностранных языков и ее учебного обеспечения закономерно меняется, корректируется под влиянием различных тенденций и реалий иноязычного образования, приоритетов государственной языковой политики, технического прогресса, достижений соответствующих научных исследований. При этом ряд тематических разделов, включаемых в содержание отечественных учебных программ и пособий по методике обучения иностранным языкам прошедшего и текущего столетий, остается стабильно практически неизменным (по крайней мере, формулировки их названий) вне зависимости от времени издания. Это в значительной степени касается таких тематических разделов, как «методы обучения иностранным языкам», «история методики обучения иностранным языкам». С одной стороны, в последнее время в отечественных научных исследованиях наблюдается очевидное возрастание интереса к историческим аспектам становления и развития методики обучения иностранным языкам (увеличивается количество научных трудов, разнообразных учебных изданий данной направленности). Значимость включения таких аспектов в содержание методических дисциплин вузовских образовательных программ не подвергается сомнению со стороны и теоретиков, и преподавателей методики. С другой стороны, реальное практическое воплощение названной задачи пока обнаруживает ряд противоречий и проблем. Так, при необходимости изучения достаточно большого количества методов обучения иностранным языкам, существовавших в различные временные периоды, объем учебных часов, отводимых на изучение данных тематических разделов, как правило, минимален. Нередко знания у студентов истории методов и методики обучения иностранным языкам поверхностны и бессистемны, а традиционно применяемые основы и способы обучения «историческим» темам (изучение лекционного материала и содержания пособий, подготовка докладов для семинарских занятий) существенно не меняются и не дают желаемого результата. Обозначенные противоречия свидетельствуют об актуальности исследования наиболее приемлемых и эффективных основ, способов обучения историческим аспектам методики обучения иностранным языкам как науки и образовательной практики в процессе подготовки учителей данного предмета. Проанализировано учебное обеспечение методической подготовки учителей иностранных языков относительно содержания в нем «исторической» тематики; выявлены основные проблемы, ошибки и ложные представления у студентов при изучения тем, касающихся исторических аспектов развития методики предметного обучения; предложены оптимальные основы и способы обучения данным аспектам в процессе вузовской подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Игна Ольга Николаевна, Гуль Наталия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF ICT IN TEACHING ORAL TWO-WAY ECONOMIC TRANSLATION TO STUDENTS-LINGUISTS OF THE CHINESE DEPARTMENT

In the Russian system of professional pedagogical education, a special place is traditionally given to methodological training. The content of this training of teachers of foreign languages and its educational support naturally changes, it is adjusted under the influence of various trends and realities of foreign language education, priorities of state language policy, technical progress, and the achievements of relevant scientific research. At the same time, a number of thematic sections included in the content of domestic educational programs and manuals on the methods of teaching foreign languages of the past and current centuries remain stably almost unchanged (at least the wording of their titles), regardless of the time of publication. This largely applies to such thematic sections as "methods of teaching foreign languages", "history of methods of teaching foreign languages as a science". On the one hand, in recent years in domestic scientific research there has been an obvious increase in interest in the historical aspects of the formation and development of teaching foreign languages (the number of scientific papers and various educational publications in this direction is increasing). The importance of including these aspects in the content of the methodological disciplines of university educational programs is not questioned by both methodologists-theoreticians and teachers of these disciplines. On the other hand, the real practical implementation of this task still reveals a number of contradictions and problems. So, if it is necessary to study a sufficiently large number of methods of teaching foreign languages that existed in different time periods, the volume of teaching hours allocated for the study of these thematic sections is, as a rule, minimal. Often, students' knowledge of the history of methods of teaching foreign languagesis superficial and unsystematic, and the traditionally used basics and methods of teaching within these thematic sections (studying lecture material and manuals, preparing reports, etc.) do not change significantly and do not give the desired result. The indicated contradictions indicate the relevance of the study of the most acceptable and effective basics, ways of teaching the historical aspects of the methods of teaching foreign languages as a science and educational practice in the process of methodological training of teachers of this subject. The study considers the provision of methodological training for teachers of foreign languages on the subject of the content of "historical" sections in them. The main problems, mistakes and misconceptions among students when studying themes related to the historical aspects of the development teaching methods of the subject are revealed; the optimal basics and methods of teaching the history of the development of methods of teaching foreign languages are proposed.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДМЕТНОЙ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ»

Научная статья

УДК 378.147

doi: 10.17223/19996195/59/12

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДМЕТНОЙ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Ольга Николаевна Игна1' 2, Наталия Владимировна Гуль3

1 Национальный исследовательский Томский государственный университет,

Томск, Россия

2 Томский государственный педагогический университет, Томск, Россия

3 Санкт-Петербургский государственный экономический университет,

Санкт-Петербург, Россия 12 onigna@tspu.edu.ru 3 gulnawl@mail.ru

Аннотация. В российской системе профессионального педагогического образования особое место традиционно отводится методической подготовке. Содержание данной подготовки учителей иностранных языков и ее учебного обеспечения закономерно меняется, корректируется под влиянием различных тенденций и реалий иноязычного образования, приоритетов государственной языковой политики, технического прогресса, достижений соответствующих научных исследований. При этом ряд тематических разделов, включаемых в содержание отечественных учебных программ и пособий по методике обучения иностранным языкам прошедшего и текущего столетий, остается стабильно практически неизменным (по крайней мере, формулировки их названий) вне зависимости от времени издания. Это в значительной степени касается таких тематических разделов, как «методы обучения иностранным языкам», «история методики обучения иностранным языкам».

С одной стороны, в последнее время в отечественных научных исследованиях наблюдается очевидное возрастание интереса к историческим аспектам становления и развития методики обучения иностранным языкам (увеличивается количество научных трудов, разнообразных учебных изданий данной направленности). Значимость включения таких аспектов в содержание методических дисциплин вузовских образовательных программ не подвергается сомнению со стороны и теоретиков, и преподавателей методики. С другой стороны, реальное практическое воплощение названной задачи пока обнаруживает ряд противоречий и проблем. Так, при необходимости изучения достаточно большого количества методов обучения иностранным языкам, существовавших в различные временные периоды, объем учебных часов, отводимых на изучение данных тематических разделов, как правило, минимален. Нередко знания у студентов истории методов и методики обучения иностранным языкам поверхностны и бессистемны, а традиционно применяемые основы и способы обучения «историческим» темам (изучение лекционного материала и содержания пособий, подготовка докладов для семинарских занятий) существенно не меняются и не дают желаемого результата.

Обозначенные противоречия свидетельствуют об актуальности исследования наиболее приемлемых и эффективных основ, способов обучения историческим аспектам методики обучения иностранным языкам как науки и образовательной практики в процессе подготовки учителей данного предмета.

© О.Н. Игна, Н.В. Гуль, 2022

Проанализировано учебное обеспечение методической подготовки учителей иностранных языков относительно содержания в нем «исторической» тематики; выявлены основные проблемы, ошибки и ложные представления у студентов при изучения тем, касающихся исторических аспектов развития методики предметного обучения; предложены оптимальные основы и способы обучения данным аспектам в процессе вузовской подготовки.

Ключевые слова: иностранные языки, учителя иностранных языков, профессиональное образование учителей иностранных языков, методика обучения иностранным языкам, история методики обучения иностранным языкам

Для цитирования: Игна О.Н., Гуль Н.В. История развития предметной методики обучения в подготовке учителей иностранных языков // Язык и культура. 2022. № 59. С. 227-241. doi: 10.17223/19996195/59/12

Original article

doi: 10.17223/19996195/59/12

HISTORY OF THE DEVELOPMENT OF THE SUBJECT METHODS OF TEACHING IN THE TRAINING OF FOREIGN LANGUAGE TEACHERS

Olga N. Igna1, 2, Natalia V. Gul3

1 National Research Tomsk State University, Tomsk, Russia 2 Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russia 3 St. Petersburg State University of Economics, St. Petersburg, Russia 1 2 onigna@tspu.edu.ru 3 gulnawl@mail.ru

Abstract. In the Russian system of professional pedagogical education, a special place is traditionally given to methodological training. The content of this training of teachers of foreign languages and its educational support naturally changes, it is adjusted under the influence of various trends and realities of foreign language education, priorities of state language policy, technical progress, and the achievements of relevant scientific research. At the same time, a number of thematic sections included in the content of domestic educational programs and manuals on the methods of teaching foreign languages of the past and current centuries remain stably almost unchanged (at least the wording of their titles), regardless of the time of publication. This largely applies to such thematic sections as "methods of teaching foreign languages", "history of methods of teaching foreign languages as a science".

On the one hand, in recent years in domestic scientific research there has been an obvious increase in interest in the historical aspects of the formation and development of teaching foreign languages (the number of scientific papers and various educational publications in this direction is increasing). The importance of including these aspects in the content of the methodological disciplines of university educational programs is not questioned by both methodologists-theoreticians and teachers of these disciplines. On the other hand, the real practical implementation of this task still reveals a number of contradictions and problems. So, if it is necessary to study a sufficiently large number of methods of teaching foreign languages that existed in different time periods, the volume of teaching hours allocated for the study of these thematic sections is, as a rule, minimal. Often, students' knowledge of the history of methods of teaching foreign languagesis superficial and unsystematic, and the traditionally used

basics and methods of teaching within these thematic sections (studying lecture material and manuals, preparing reports, etc.) do not change significantly and do not give the desired result.

The indicated contradictions indicate the relevance of the study of the most acceptable and effective basics, ways of teaching the historical aspects of the methods of teaching foreign languages as a science and educational practice in the process of methodological training of teachers of this subject.

The study considers the provision of methodological training for teachers of foreign languages on the subject of the content of "historical" sections in them. The main problems, mistakes and misconceptions among students when studying themes related to the historical aspects of the development teaching methods of the subject are revealed; the optimal basics and methods of teaching the history of the development of methods of teaching foreign languages are proposed.

Keywords: foreign languages, teachers of foreign languages, professional education of teachers of foreign languages, methods of teaching foreign languages, history of methods of teaching foreign languages

For citation: Igna O.N., Gul N.V. History of the development of the subject methods of teaching in the training of foreign language teachers. Language and Culture, 2022, 59, рр. 227-241. doi: 10.17223/19996195/59/12

Введение

Небезызвестно, что отечественная методика обучения иностранным языкам начала свое становление во второй половине XIX в., когда иностранные языки вышли за рамки повседневной коммуникации привилегированных слоев общества и стали учебным предметом [1]. Далее, в XX в., ее статус как науки эволюционировал: от приложения сравнительного языкознания (в 30-х гг.), прикладной отрасли языкового языкознания (в 40-х гг.), прикладной психологии (в 50-х гг.) и педагогики (в 60-х гг.) до самостоятельной науки (с 70-х гг.) «о закономерностях языкового образования и обучения иностранным языкам» [2. С. 32]. Таким образом, как абсолютно самостоятельная наука российская методика обучения иностранным языкам существует более полувека и обоснованно заслуживает не только дальнейшего научного исследования в историческом контексте, но и изучения, осмысления будущими практиками в области иноязычного образования в процессе их профессиональной подготовки.

Поскольку «методика обучения иностранным языкам как наука сама являет собой определенный результат процесса научно-методического познания» [3. С. 19], знания о ее достижениях и эволюции, исторических (временных) этапах ее развития, безусловно, должны входить в содержание методической подготовки учителей иностранных языков, так как данные знания позволяют лучше понимать и интерпретировать вопросы, рассматриваемые в цикле методических дисциплин, прогнозировать развитие методической науки, критически оценивать глобальные и локальные тенденции развития иноязычного

образования, что закономерно способствует повышению качества профессиональной подготовки учителей.

Исторически менялись методы обучения иностранным языкам (как в начале своего становления, так и в дальнейшем развитии отечественная методика преимущественно адаптировала западные методы обучения, что обусловлено спецификой школьного предмета и вузовской дисциплины «Иностранный язык»), увеличивалось и продолжает увеличиваться их количество. Современные прогрессирующие тенденции технологизации, цифровизации образовательной сферы обусловили появление цифровой лингводидактики с комплексом технологий обучения иностранным языкам, также требующих изучения и осмысления не только в прикладном, методическом, но и в научно-историческом контексте.

Однако при значительном возрастании в текущем столетии количества научных исследований по истории развития методики обучения иностранным языкам содержание методической подготовки по изучению данной истории существенно не меняется, что прослеживается в соответствующем вузовском программном и учебном обеспечении. На изучение данного раздела в программах методических дисциплин, в лучшем случае, выделяется не более трех тем, связанных с характеристикой комплекса исторических, современных и интенсивных методов. Одновременно спектр исторически и методически ценных данных, фактов, которые следовало бы изучать студентам (будущим учителям иностранных языков), расширяется и пополняется в современных научных изысканиях, однако их реальный объем у выпускников вузов недостаточен и ограничен. В этом плане методика как вузовская дисциплина существенно уступает педагогике, также профессионально значимой дисциплине для будущих учителей, где истории развития педагогического знания (фактам, тенденциям, персоналиям) уделяется самое пристальное внимание.

Как результат, в процессе методической подготовки студенты успевают хорошо усвоить суть очень ограниченного количества методов, у большинства из них отсутствует четкое представление о временном периоде их возникновения, и единицы способны назвать основателей методов обучения. Нередко искажается суть того или иного метода, «приписываются» несвойственные ему характеристики. Далеко не всегда студенты осознают важность погружения в исторический контекст развития методики обучения предмету именно в процессе изучения методических дисциплин. Данное осознание появляется позже, в период педагогической практики, самостоятельной профессиональной деятельности, когда возможности восполнить существующие дефициты обозначенных исторических аспектов методического знания ограничены.

Названные проблемы и противоречия свидетельствуют о необходимости пересмотра существующих основ, способов преподавания будущим учителям иностранных языков истории развития методики обучения предмету. Соответственно, цель данного исследования состоит в том, чтобы, выявив современное состояние и обобщив ключевые проблемы обучения будущих учителей иностранных языков историческим аспектам становления и развития методики обучения предмету как науки и образовательной практики в процессе профессиональной подготовки, определить наиболее приемлемые и эффективные основы, способы данного обучения.

Методология и методы исследования

Методологической основой исследования выступает компаративный (сравнительный) подход, позволяющий сопоставить, проанализировать, охарактеризовать и оценить исторические аспекты развития методики обучения иностранным языкам как науки в содержании подготовки учителей соответствующей предметной области.

Теоретическую базу исследования составляют научные труды, содержащие историографический анализ преподавания иностранных языков в России; раскрывающие эволюцию научно-методического познания, историческую периодизацию, количество и временные границы этапов становления и развития российской методики обучения иностранным языкам, их суть и направленность - Д.В. Буримская [4], Н.Д. Гальскова [2, 3, 5], Н.И. Дорохова [6], О.Ю. Левченко [7], А.А. Миролюбов [1], Л.Ю. Никшикова [8] и др.

В ряду использованных методов исследования:

— теоретический анализ научно-педагогической литературы по проблеме исследования;

— анализ отечественного учебного обеспечения методической подготовки учителей иностранных языков различных временных периодов издания (с 1930-х гг. по настоящее время);

— наблюдение за учебной деятельностью студентов - будущих учителей, преподавателей в области иноязычного образования в процессе их методической подготовки;

— решение авторских методических задач для обучения терминологии и историческим аспектам развития методики обучения иностранным языкам.

Исследование и результаты

Обращение к научно-педагогической литературе по истории развития методики обучения иностранным языкам позволяет констатиро-

вать, что данное направление исследований в текущем веке заметно прогрессирует. В основном в научных публикациях рассматриваются этапы развития отечественной методики обучения иностранным языкам и приоритетные в том или ином временном периоде методы обучения. Признавая, что каждый из этапов обозначился существенным вкладом в развитие названной науки, отражая изменения в государственной языковой политике и эволюцию статуса иностранного языка как школьного учебного предмета, вузовской учебной дисциплины, нельзя не заметить разночтения в выделении этапов становления и развития данной науки. Так, если Д.В. Буримская выделяет лишь три этапа (российский, советский, современный) [4], то у А.А. Миролюбова [1] их шести (первый - 1860-1917 гг.; второй - 1917-1930 гг.; третий -1930-1941 гг.; четвертый - 1940-1950-е гг.; пятый - 1960-е гг.; шестой -1970-1980-е гг.). Авторы пособия «История методики обучения иностранным языкам» С.С. Куклина и М.Н. Татаринова дают следующую аргументацию таких разночтений: «... история развития отечественной методики после 1917 г. еще не дописана, поэтому нет единой точки зрения на количество ее этапов и толкование их содержания» [9. С. 41].

Оценка и интерпретация самими учеными содержания тех или иных изданий по методике обучения исторической направленности иногда неоднозначны, что вызывает вопрос о возможности их объективного восприятия студентами - будущими учителями иностранных языков. К примеру, монография А.А. Миролюбова «История отечественной методики обучения иностранным языкам» (2002) оценивается одними исследователями как явление знаковое (Н.Д. Гальскова, Е.С. Полат), а другими подвергается критике (Г.Е. Ведель) [10]. В своей статье О.Н. Горошко в результате изучения вышеназванного издания приходит к довольно поверхностному и дискуссионному, на наш взгляд, выводу: «Подводя итог об истории отечественной методики в период с 1860-2000 года, можно сказать, что существенно ничего не изменилось в уровне владения иностранным языком нашими учениками» [11. С. 111]. Признавая неоспоримую значимость данной монографии, к ее единственному относительному недостатку отнесем лишь то, что характеристика исторических этапов заканчивается здесь 1980-ми гг., и это ограничивает использование издания в методической подготовке учителей на современном этапе.

В последнее время активно развивается отдельное направление исследований, изучающее вклад выдающихся российских ученых в развитие методики обучения иностранным языкам как науки, например И.Л. Бим [12], И.А. Грузинской [13], Р.П. Мильруда [14], Е.И. Пассова [15, 16], И.В. Рахманова [17], Г.В. Роговой [18], Р.К. Миньяр-Белоручева [19], С.Ф. Шатилова [20], Л.В. Щербы [21]. Стоит также положительно оценить публикации, освещающие и обобщающие раз-

витие и достижения научно-методических школ в области иноязычного образования [22-24]. Таким образом, актуальность научного изучения отдельных аспектов исторического развития методики обучения иностранным языкам неоспорима, и результаты данного изучения должны учитываться и отбираться при проектировании содержания методических дисциплин на основе таких принципов, как достоверность, непротиворечивость и актуальность информации.

Если говорить о вузовском обеспечении методической подготовки учителей иностранных языков, то в ряде пособий уделялось и уделяется внимание истории развития методической науки. Проведенный авторами публикации анализ учебной литературы указанной направленности свидетельствует о том, что примерно в трети соответствующих изданий разных временных периодов, начиная с появления первых отечественных пособий по методике обучения иностранным языкам, содержатся отдельные параграфы, главы исторической направленности. Примечательно, что такие пособия периода становления методики содержали больше исторических параграфов, чем современные пособия. К примеру, книга И.А. Грузинской «Методика преподавания английского языка в средней школе» (издание 1947 г.) включает более 10 параграфов, содержащих сведения об истории методических учений в преподавании иностранных языков. Соответствующие пособия различных временных периодов содержат преимущественно ограниченное количество разделов исторической тематики (1-3 параграфа) и ограничиваются фрагментарным описанием методов обучения иностранным языкам (цель метода, авторы/основатели, общая специфика, достоинства и недостатки). В настоящее время рассматриваемые в пособиях методы обучения чаще всего подразделяют либо на исторические, интенсивные (альтернативные) и современные, либо на традиционные и нетрадиционные, отечественные и зарубежные.

Существуют малочисленные пособия, полностью посвещенные истории методики обучения иностранным языкам [9, 25], современным методам обучения иностранному (английскому) языку [26].

Разработчики пособий для подготовки учителей иностранных языков в последнее время предпринимают небезынтересные попытки «подать» исторические аспекты развития методики как науки в схематичном, «сжатом» формате. Например, в 2021 г. было издано учебное пособие по истории методов обучения иностранным языкам в схемах и таблицах [27]. Его преимущество состоит в том, что наряду с представлением информации в схемах и таблицах авторы (С.Л. Буковский и А.Н. Щукин) предлагают краткие биографические очерки выдающихся ученых-методистов, представителей научных школ, разработчиков научных методических концепций. Одновременно в 2021 г. был опубликован биографический энциклопедический словарь

«Специалисты в обучении иностранным языкам» [28], содержащий информацию (биография, достижения/вклад, ключевые труды) о 200 известнейших исследователях (отечественных и зарубежных), которые внесли существенный вклад в развитие методики обучения иностранным языкам. Это стоит оценить как положительную тенденцию, поскольку аналогов подобных отечественных изданий не существует. При этом весь научный и дидактический потенциал обновления содержания данной подготовки историческими аспектами развития методики обучения иностранным языкам далеко не исчерпан.

Многолетнее наблюдение за учебной деятельностью будущих учителей, преподавателей иностранных языков, результаты их тестирования в рамках промежуточной аттестации по методическим дисциплинам (в Национальном исследовательском Томском государственном университете - с 2016 г., в Томском государственном педагогическом университете - с 2004 г.), собственный продолжительный опыт реализации методических дисциплин позволили обобщить те наиболее часто встречающиеся проблемы, ошибки и ложные представления, которые обнаруживаются у студентов в процессе изучения тем, раскрывающих исторические аспекты развития методики предметного обучения:

— отождествление интенсивных (альтернативных) методов обучения с современными методами обучения;

— недостаточно точное понимание сути тех или иных методов, например убежденность в том, что использование видеоматериалов в обучении - это всегда аудиовизуальный метод, а упор в процессе обучения на грамматику - всегда грамматико-переводной метод и т.д.;

— представление, что все без исключения современные учебники иностранных языков строятся только на коммуникативном методе;

— отсутствие знаний или очень скудные знания о вкладе отечественных исследователей в развитие методики обучения иностранным языкам как науки в государственном и мировом масштабе;

— путаница во временных периодах появления тех или иных методов обучения;

— больший интерес к методам с интересными, «говорящими» названиями, например методу гувернантки, армейскому методу;

— нежелание знать, запоминать авторов методов обучения, ведущих ученых в области методики.

Названные проблемы возникают по ряду причин. Так, некоторые преподаватели методики сами считают вопросы истории развития данной науки, методов обучения «проходными», теоретизированными, поэтому освещают их поверхностно или предлагают студентам для самостоятельного изучения. Преподавание методических дисциплин не всегда осуществляется по авторитетным пособиям, содержащим достоверный, объективный материал исторического характера. Даже специаль-

но разработанные пособия по истории методики обучения иностранным языкам содержат преимущественно теоретические аспекты тех или иных методов (авторы, суть метода, период и причины возникновения и реализации, преимущества и недостатки), но очень ограниченно представлены или совсем не представлены практические примеры реализации данных методов в форме фрагментов учебников, пособий, учебных материалов. Это создает у студентов либо недостаточно точное представление о методах, либо восприятие их как мифологических, нереалистичных и, соответственно, не заслуживающих внимания и требующих забвения на современном этапе, что, в свою очередь, приводит к определенной недооценке их значимости. Студентам также сложно в условиях ограниченного количества учебных часов усвоить абсолютно все некогда существовавшие и применяемые сейчас методы обучения иностранным языкам (например, в пособии С.Л. Буковского, А.Н. Щукина [27] их более 20). Не менее сложно им представить реализацию того или иного исторического метода в образовательной практике, поскольку нередко недоступны учебники, разработанные на их основе, и студенты должны принимать всю информацию на веру без должной рефлексии.

Возможности для обогащения содержания методической подготовки учителей иностранных языков посредством включения значимых исторических аспектов развития методического знания в области иноязычного образования стоит рассматривать на уровнях учебного обеспечения и основ, способов обучения.

Учебное обеспечение методических дисциплин должно дополняться таким видом издания, как хрестоматия, включающая научные труды наиболее известных ученых-методистов, отражающие особо значимые достижения методической науки и практики. Необходимо переиздание лучших пособий и монографий соответствующей направленности и тематики различных исторических периодов. История методической науки может изучаться и в рамках учебной (исследовательской) практики. На сегодняшний день на просторах сети Интернет доступны интересные издания выдающихся ученых прошлого века (например, И.А. Грузинской, Л.В. Щербы); видеолекции по истории методики; документальные фильмы о разработчиках учебников по иностранным языкам (например, фильм о Н.А. Бонк), видеоинтервью (к примеру, с Г. А. Китайгородской), видеолекции выдающихся ученых-методистов (Е. И. Пассова, Р. П. Мильруда, Г. А. Китайгородской и др.).

Стоит расширять соответствующую тематику студенческих научно-исследовательских (курсовых и выпускных квалификационных) работ. Данная деятельность широко внедряется на факультете иностранных языков (сейчас - Институт иностранных языков и международного сотрудничества) Томского государственного педагогического университета. Здесь успешно защищаются выпускные квалификацион-

ные работы как по современным приемам, методам и технологиям обучения, так и по эволюции учебного обеспечения методической подготовки учителей иностранных языков, терминологических словарей по методике, технических средств обучения иностранным языкам. Такая тематика весьма привлекательна для студентов.

Еще одной из апробированных и востребованных студентами форм работы, позволяющей оптимизировать изучение истории развития методики обучения иностранным языкам, является решение методических задач [29]. Названные задачи, к примеру, предусматривают: определение временных периодов издания методических пособий по небольшим цитатам из них; анализ фрагментов пособий начала _ середины XX в. на предмет используемой в них методической терминологии и соотнесение ее с современными аналогами; отбор заданий в учебниках по иностранным языкам (отечественных и зарубежных), отражающих определенный метод обучения. В процессе их решения студенты не без удивления обнаруживают, что методические пособия раннего советского периода не более идеологизированы, чем пособия позднего советского периода, а методические рекомендации в пособиях «давно минувших дней» нередко значимы и сегодня. Интерес у них вызывают актуальные для того или иного периода средства обучения, тематика школьных кружков для изучения иностранных языков, используемая терминология.

Безусловно, названный перечень основ, способов обучения историческим аспектам развития предметной методики в процессе профессиональной подготовки учителей иностранных языков может быть расширен.

Заключение

Абсолютно очевидно, что историю развития методики обучения иностранным языкам и в дальнейшем будут «дописывать», уточнять, переосмысливать. Научные изыскания в названном направлении исследования должны найти полноценное отражение в содержании и учебном обеспечении методической подготовки учителей обозначенной предметной области. «Историческую» тематику стоит рассматривать как обязательную в ряду тематических разделов содержания названной подготовки, однако теоретическое изложение специфики методов обучения необходимо полноценно дополнять конкретными наглядными примерами их реализации в учебниках и образовательной практике.

Наблюдаемое в последнее время увеличение количества разнообразной научно-педагогической литературы сугубо по истории развития методики обучения иностранным языкам пока не восполняет те проблемы, которые обнаруживаются в вузовской подготовке учителей (от-

сутствие интереса к данной тематике, поверхностные знания методов и пр.), поскольку такая литература, во-первых, мало используется в подготовке учителей (в силу ее узкопрофильной направленности), во-вторых, она больше известна и интересна теоретикам методической науки, чем вузовским преподавателям. Однако данная литература может и должна более широко использоваться при выполнении студентами научно-исследовательских работ, служить основой для включения в содержание хрестоматий по методике обучения, для разработки преподавателями разнообразных учебных заданий, таких, например, как методические задачи.

Наряду с методическими задачами оптимальными основами, способами обучения истории развития предметной методики выступают: просмотр и обсуждение видеолекций, документальных фильмов соответствующей тематики, вебинаров известных ученых-методистов, представляющих те или иные методы обучения, авторов школьных учебников; также исторические аспекты должны быть шире представлены в тематике курсовых и выпускных квалификационных работ по методике обучения.

Повышение интереса будущих учителей иностранных языков к историческим аспектам методической науки и практики иноязычного образования позволяет мотивировать их к педагогической и научно-исследовательской деятельности, избежать искаженного понимания сути методов обучения, культивировать ценностное и внимательное отношение к истории развития предметной методики, сформировать осознанное критическое отношение как к существующим, так и ко вновь появляющимся методам обучения.

Список источников

1. Миролюбов А.А. История отечественной методики обучения иностранным языкам. Москва : СТУПЕНИ ; ИНФРА-М, 2002. 446 c. ISBN 5-94713-005-Х (СТУПЕНИ).

2. Гальскова Н.Д., Василевич А.П., Коряковцева Н.Ф., Акимова Н.В. Основы методики обучения иностранным языкам : учеб. пособие. М. : КНОРУС, 2017. 390 с. ISBN 978-5-406-05677-6.

3. Гальскова Н.Д. Эволюция научно-методического познания: от методики преподавания иностранных языков к методической науке // Преподаватель XX век. 2018. № 1-1. С 18-31.

4. Буримская Д. В. История развития методики преподавания иностранного языка в вузах России // Педагогические науки. 2008. № 5 (32). С. 118-122.

5. Гальскова Н.Д. Отечественная лингводидактика: этапы становления и развития // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2021. № 1 (838). С. 28-38. doi: 10.52070/2500-3488_2021_1_838_28

6. Дорохова Н.И. Развитие отечественной методики преподавания иностранных языков в послереволюционный период // Евразийское научное объединение. 2017. Т. 2, № 3 (25). С. 131-134.

7. Левченко О.Ю. Историографический анализ преподавания иностранных языков в России // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 1 (33). С. 31-35.

8. Никшикова Л.Ю. Историко-педагогические основы преподавания иностранных языков в России XIX - начала XX в. : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Н. Новгород, 2007. 27 с.

9. Куклина С. С., Татаринова М.Н. История методики обучения иностранным языкам : учеб. пособие. Киров : Изд-во ВятГГУ, 2012. 111 с. ISBN 978-5-456-00107-8.

10. Ведель Г.Е. Соображения об истории отечественной методики обучения иностранным языкам // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2003. № 2. С. 65-83.

11. Горошко О.Н. Краткий обзор отечественной методики обучения иностранным языкам // Приоритетные направления развития науки и образования. 2016. № 1 (8). С. 110-112.

12. Памяти И.Л. Бим / редакция журнала «Иностранные языки в школе» // Иностранные языки в школе. 2011. № 10. С. 8-10.

13. Игна О.Н. Книга И.А. Грузинской «Методика преподавания английского языка в средней школе»: отражение раннего советского периода развития отечественной методики // Научно-педагогическое обозрение. 2019. Вып. 2. С. 190-199. doi: 10.23951/2307-6127-2019-2-190-199

14. Радислав Петрович Мильруд / редакция журнала «Иностранные языки в школе» // Иностранные языки в школе. 2008. № 7. С. 26.

15. Карташова В.Н. Учитель и ученый (к юбилею Е.И. Пассова) // Психология образования в поликультурном пространстве. 2020. № 2 (50). С. 109-118. doi: 10.24888/2073-8439-2020-50-2-109-118

16. Колобова А.А. О педагогическом наследии Е.И. Пассова // Педагогический журнал. 2019. Т. 9, № 6А. С. 367-375. doi: 10.34670/AR.2020.46.6.209

17. Миролюбов А.А. Корифеи отечественной методики обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2006. № 6. С. 15-17.

18. Безукладников К.Э., Никитенко З.Н., Ромашина С.Я. Научное наследие профессора Галины Владимировны Роговой // Язык и культура : сб. ст. XXVIII Междунар. науч. конф. (Томск, 25-27 сентября 2017 г.) / отв. ред. С.К. Гураль. Томск, 2018. С. 115-122.

19. КолобковаА. А О педагогическом наследии Р.К. Миньяр-Белоручева // Педагогический журнал. 2020. Т. 10, № 1-1. С. 128-136. doi: 10.34670/AR.2020.1.46.182

20. Барышников Н.В. Научно-методическое наследие С.Ф. Шатилова в контексте ин-новатизации отечественной лингводидактики // Шатиловские чтения. Концептуальная образовательная парадигма в контексте глобализации: инноватика в иноязычном образовании : сб. науч. тр. СПб. : Изд-во СПб. политехн. ун-та Петра Великого, 2019. С. 8-13.

21. Алямкина АН. Вклад Л.В. Щербы в становление методики обучения иностранным языкам // Молодежь в науке и творчестве : сб. тр. конф. Гжель : Гжельский гос. ун-т, 2016. С. 285-287.

22. Гураль С. К Преподавание иностранных языков в Томском государственном уни-верситете. Связь времен: традиции и современность // Язык и культура : сб. тр. XVIII Междунар. науч. конф., посвящ. 10-летнему юбилею факультета иностранных языков Томского государственного университета (Томск, 18-20 апреля 2005 г.) / под ред. С.К. Гураль. Томск, 2006. С. 3-14.

23. Коряковцева Н.Ф. Научно-методическая школа Московского государственного лингвистического университета: 90 лет истории и векторы развития // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2021. № 1 (838). С. 11-27. doi: 10.52070/25003488 2021 1 838 11

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Языкова Н.В., Макеева С.Н. Вклад научной школы профессора Г.В. Роговой в развитие отечественной концепции методической подготовки учителя иностранного языка // Преподаватель XX век. 2018. № 1-1. С. 9-17.

25. Гез Н.И., Фролова Г.М. История зарубежной методики преподавания иностранных языков : учеб. пособие. М. : Академия, 2008. 256 с. ISBN 978-5-7695-4653-2.

26. Конышева А.В. Современные методы обучения английскому языку. 2-е изд., стер. Минск : ТетраСистемс, 2004. 176 с. ISBN 985-470-203-0.

27. Буковский С.Л., Щукин А.Н. История методов обучения иностранным языкам в схемах и таблицах. Иллюстративно-графический курс : учеб. пособие. М. : Прометей, 2021. 214 с. ISBN 978-5-00172-072-0

28. Буковский С. Л. Специалисты в обучении иностранным языкам : биографический энциклопедический словарь. М. : Прометей, 2021. 438 с. ISBN 978-5-00172-084-3.

29. Игна О.Н., Игна Я.Д. Учебная литература по методике обучения иностранным языкам как основа разработки терминологических задач // Язык и культура. 2017. № 40. С. 174-187. doi: 10.17223/19996195/40/14

References

1. Mirolyubov A.A. (2002). Istoriya otechestvennoi metodiki obucheniya inostrannym yazykam [History of domestic methodology of foreign language teaching]. M. : STU-PENI: INFRA-M. 446 p.

2. Galskova N.D., Vasilevich A.P., Koryakovtseva N.F., Akimova N.V. (2017) Osnovy metodiki obucheniya inostrannym yazykam : uchebnoe posobie [Fundamentals of methodology of teaching foreign languages : textbook]. M.: KNORUS. 390 p.

3. Galskova N.D. (2018) Evolyuciya nauchno-metodicheskogo poznaniya: ot metodiki prepodavaniya inostrannyh yazykov k metodicheskoj nauke [Evolution of scientific and methodical knowledge: from the method of teaching foreign languages to methodological science]. Prepodavatel' XX vek. 1-1. pp. 18-31.

4. Burimskaya D.V. (2008) Istoriya razvitiya metodiki prepodavaniya inostrannogo yazyka v vuzah Rossii [The history of development of methodology of teaching a foreign language in Russian universities]. Pedagogicheskie nauki. 5 (32). pp. 118-122.

5. Galskova N.D. (2021) Otechestvennaya lingvodidaktika: etapy stanovleniya i razvitiya [Russian linguodidactics: stages of its formation and development]. Vestnik Mos-kovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obrazovanie i pedagogicheskie nauki. 1 (838). pp. 28-38.

6. Dorokhova N.I. (2017) Razvitie otechestvennoj metodiki prepodavaniya inostrannyh yazykov v poslerevolyucionnyj period [Development of domestic methodology of teaching foreign languages in the post-revolutionary period]. Evrazijskoe nauchnoe objedi-nenie. Vol. 2, 3 (25). pp. 131-134.

7. Levchenko O.Yu. (2013) Istoriograficheskij analiz prepodavaniya inostrannyh yazykov v Rossii [Historiographic analysis of foreign languages teaching in Russia]. Gumanitarnyj vektor. Seriya: Pedagogika, psikhologiya. 1 (33). pp. 31-35.

8. Nikshikova L.Yu. (2007) Istoriko-pedagogicheskiye osnovy prepodavaniya inostrannykh yazykov v Rossii XIX - nachala XX v. [Historical and pedagogical foundations of teaching foreign languages in Russia in the 19th - early 20th centuries]. Abstract of Pedagogics cand. dis. Nizhniy Novgorod. 27 p.

9. Kuklina S.S., Tatarinova M.N. (2012) Istoriya metodiki obucheniya inostrannym yazykam : uchebnoe posobie [History of methods of teaching foreign languages: textbook]. Kirov: Publishing house of VyatGGU. 111 p.

10. Vedel' G.E. (2003) Soobrazheniya ob istorii otechestvennoj metodiki obucheniya inostrannym yazykam [Considerations about the history of Russian methodology of teaching foreign languages]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Lingvistika i mezhkul'turnaya kommunikaciya. 2. pp. 65-83.

11. Goroshko O.N. (2016) Kratkij obzor otechestvennoj metodiki obucheniya inostrannym yazykam [A brief overview of the domestic methodology of teaching foreign languages]. Prioritetnye napravleniya razvitiya nauki i obrazovaniya. 1 (8). pp. 110-112.

12. Pamyati I.L. Bim [In memory of I.L. Bim] (2011). Inostrannye yazyki v shkole. 10. pp. 8-10.

13. Igna O.N. (2019) Kniga I.A. Gruzinskoi 'Metodika prepodavaniya anglijskogo yazyka v srednej shkole': otrazhenie rannego sovetskogo perioda razvitiya otechestvennoj metodiki [Methods of Teaching English in Secondary School by I.A. Gruzinskaya: reflection of the early soviet period of the national methodoloigcal science development]. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie. 2. pp. 190-199.

14. Radislav Petrovich Mil'rud (2008) Inostrannye yazyki v shkole. 7. p. 26.

15. Kartashova V.N. (2020) Uchitel' i uchyonyj (k yubileyu E.I. Passova) [A teacher and a scientist (to Passov's anniversary)]. Psihologiya obrazovaniya v polikul'turnom pros-transtve. Vol. 2 (50). pp. 109-118.

16. Kolobkova A.A. (2019) O pedagogicheskom nasledii E.I. Passova [About the pedagogical heritage of Passov]. Pedagogicheskii zhurnal. 9 (6A). pp. 367-375.

17. Mirolyubov A.A. (2006) Korifei otechestvennoj metodiki obucheniya inostrannym yazykam [The coryphaei of domestic methodology of teaching foreign languages]. Inostrannye yazyki v shkole. 6. pp. 15-17.

18. Bezukladnikov K.E., Nikitenko Z.N., Romashina S.Ya. (2018) Nauchnoe nasledie professora Galiny Vladimirovny Rogovoj [Scientific heritage of Professor Galina V. Rogova]. Yazyk i kul'tura : sbornik statej XXVIII Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii (Tomsk, 25-27 sentyabrya 2017 goda). Otvetstvennyj redaktor S.K. Gural'. pp. 115-122.

19. Kolobkova A.A. (2020) O pedagogicheskom nasledii R.K. Min'yar-Belorucheva [About the pedagogical heritage of Minyar-Beloruchev]. Pedagogicheskii zhurnal. Vol. 10. 1-1. pp. 128-136.

20. Baryshnikov N.V. (2019) Nauchno-metodicheskoe nasledie S.F. Shatilova v kontekste innovatizacii otechestvennoj lingvodidaktiki [Scientific and methodological heritage of Shatilov in the context of the innovation of Russian linguodidactics]. Shatilovskie cht-eniya. Konceptual'naya obrazovatel'naya paradigma v kontekste globalizacii: innovatika v inoyazychnom obrazovanii : sbornik nauchnyh trudov. SPb.: Izd-vo Sankt-Peterburgskogo politekhnicheskogo universiteta Petra Velikogo. pp. 8-13.

21. Alyamkina A.N. (2016) Vklad L.V. Shcherby v stanovlenie metodiki obucheniya in-ostrannym yazykam [Scherba's contribution of in the formation of methods of teaching foreign languages]. Molodyozh' v nauke i tvorchestve: sbornik trudov konferencii. Gzhel: Gzhel State University. pp. 285-287.

22. Gural S.K. (2006) Prepodavanie inostrannyh yazykov v Tomskom gosudarstvennom uni-versitete. Svyaz' vremyon: tradicii i sovremennost [Teaching foreign languages at Tomsk State University. The connection of times: tradition and modernity]. Yazyk i kul'tura: sbornik trudov XVIII Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii, posvyashchennoj 10-letnemu yubileyu fakul'teta inostrannyh yazykov Tomskogo gosudarstvennogo universi-teta (Tomsk, 18-20 aprelya 2005 goda) ; pod redakciej S.K. Gural. pp. 3-14.

23. Koryakovceva N.F. (2021) Nauchno-metodicheskaya shkola Moskovskogo gosudarstven-nogo lingvisticheskogo universiteta: 90 let istorii i vektory razvitiya [Moscow State Linguistic University's scientific school of foreign language teaching: 90-years of history and prospects of development]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obrazovanie i pedagogicheskie nauki. 1 (838). pp. 11-27.

24. Yazykova N.V., Makeeva S.N. (2018) Vklad nauchnoj shkoly professora G.V. Rogovoj v razvitie otechestvennoj koncepcii metodicheskoj podgotovki uchitelya inostrannogo yazyka [Contribution of Professor Rogova's scientific school to the development of the national concept of methodological training of foreign language teachers]. Prepodavatel' XX vek Teacher XX century. 1-1. pp. 9-17.

25. Gez N.I., Frolova G.M. (2008) Istoriya zarubezhnoj metodiki prepodavaniya inostrannyh yazykov: uchebnoe posobie [History of foreign methods of teaching foreign languages: textbook]. M. : Akademiya. 256 p.

26. Konysheva A.V. (2004) Sovremennye metody obucheniya anglijskomu yazyku [Modern English teaching methods]. Minsk: TetraSistems. 176 p.

27. Bukovsky S.L., Shchukin A.N. Istoriya metodov obucheniya inostrannym yazykam v skhemah i tablicah. Illyustrativno-graficheskij kurs : uchebnoe posobie [History of methods of teaching foreign languages in diagrams and tables. Illustrative graphic course: textbook]. M. : Prometheus. 214 p.

28. Bukovsky S.L. (2021) Specialisty v obuchenii inostrannym yazykam : biograficheskij enciklopedicheskij slovar' [Specialists in teaching foreign languages: a biographical encyclopedic dictionary]. M. : Prometheus. 438 p.

29. Igna O.N., Igna Ya.D. (2017) Uchebnaya literatura po metodike obucheniya inostrannym yazykam kak osnova razrabotki terminologicheskikh zadach [Educational literature on the methods of foreign language teaching as a basis for the development of terminological tasks]. Yazyk i kul'tura. 40. pp. 174-187.

Информация об авторах:

Игна О.Н. - доктор педагогических наук, профессор, Томский государственный педагогический университет; Национальный исследовательский Томский государственный университет (Томск, Россия). E-mail: onigna@tspu.edu.ru

Гуль Н.В. - кандидат педагогических наук, доцент, заместитель декана гуманитарного факультета, Санкт-Петербургский государственный экономический университет (Санкт-Петербург, Россия). E-mail: gulnawl@mail.ru

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors:

Igna O.N., D.Sc. (Education), Professor, Tomsk State Pedagogical University; National Research Tomsk State University (Tomsk, Russia). E-mail: onigna@tspu.edu.ru Gul N.V., Ph.D. (Education), Associate Professor, Deputy Dean of the Faculty of Humanities, St. Petersburg State University of Economics (St. Petersburg, Russia). E-mail: gul-nawl@mail.ru

The authors declare no conflicts of interests.

Поступила в редакцию 14.06.2022; принята к публикации 02.08.2022 Received 14.06.2022; accepted for publication 02.08.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.