Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КИБЕРСПОРТА В РФ'

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КИБЕРСПОРТА В РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
86
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
киберспорт / правовое регулирование / законодательство / нормативно-правовые акты / компьютерный спорт / киберспортсмены / спортивное право / cybersport / legal regulation / legislation / regulations / computer sports / cybersportmen / e-sports law

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Брагина В.В.

В статье рассматривается хронология формирования законодательной базы киберспорта в РФ. Процесс создания нормативно-правовых актов, регулирующих основные аспекты киберспорта, начался после признания его как официального вида спорта в Российской Федерации. Процесс формирования национального законодательства относительно киберспорта основывается на нормах международного законодательства. На современном этапе развития правовое регулирование киберспорта имеет недостаточную степень развития на государственном и межгосударственном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF DEVELOPMENT OF LEGAL REGULATION OF CYBERSPORT IN RUSSIA

The article examines the chronology of the formation of the legislative framework for cybersport in the Russian Federation. The process of creating regulations governing the main aspects of cybersport began after it was recognized as an official sport in the Russian Federation. The process of forming national legislation regarding eSports is based on the norms of international law. At the present stage of development, the legal regulation of cybersport is insufficiently developed at the state and interstate levels.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КИБЕРСПОРТА В РФ»

УДК 34

Брагина В.В.

студентка 1 курса магистратуры Высшей школы государственного аудита

направления: Компьютерное право информационная безопасность Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

(г. Москва, Россия)

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КИБЕРСПОРТА В РФ

Аннотация: в статье рассматривается хронология формирования законодательной базы киберспорта в РФ. Процесс создания нормативно-правовых актов, регулирующих основные аспекты киберспорта, начался после признания его как официального вида спорта в Российской Федерации. Процесс формирования национального законодательства относительно киберспорта основывается на нормах международного законодательства. На современном этапе развития правовое регулирование киберспорта имеет недостаточную степень развития на государственном и межгосударственном уровнях.

Ключевые слова: киберспорт, правовое регулирование, законодательство, нормативно-правовые акты, компьютерный спорт, киберспортсмены, спортивное право.

Признание киберспорта как официального вида спорта в Российской Федерации произошло в 2001 г. Однако через 5 лет компьютерный спорт был исключен из официальных видов спорта по причине того, что уровень развития данного вида спорта перестал отвечать требованиям п.3 Положения о Всероссийском реестре видов спорта.

По прошествии 10 лет содержанием Приказа Министерства спорта РФ от 29 апреля 2016 года № 470 киберспорт возвращает себе статус официального вида спорта в Российской Федерации. Нахождение киберспорта во Всероссийском реестре видов спорта определяет и необходимость формирования законодательства, предметом регулирования которого будут

правовые отношения в области компьютерного спорта. В 2017 г. киберспорт определяется в нормативно-правовой базе как вид спорта, развивающийся на общероссийском уровне.

Формирование национального законодательства в РФ в сфере киберспорта не должно противоречить нормам международного законодательства. Следует отметить, что главным органом, регулирующем деятельность киберспортивных организаций на международном уровне, является Международная федерация киберспорта (IeSF), штаб-офис которой находится в Южной Корее. Цель деятельности данного международного органа определяется как совершенствование нормативно-правой базы, регулирующей спортивную деятельность и правовые отношения между киберспортсменами в сфере компьютерного спорта.

На современном этапе развития национального законодательства, регулирующего положение киберспортсменов и правила компьютерного спорта в РФ, не разработан и не принят закон «О киберспорте» в РФ на федеральном уровне. Так, правовой статус спортсмена в киберспорте основывается на положениях следующих нормативно-правовых актов: Правила по виду спорта «Компьютерный спорт», которые были утверждены Министерством спорта Российской Федерации и не относятся к нормативно-правовым актам федерального уровня. В указанном нормативно-правовом акте содержится определение киберспорта: «вид соревновательной деятельности и специальной практики подготовки к соревнованиям на основе компьютерных игр и/или видеоигр, где игра представляет среду взаимодействия объектов управления, обеспечивая равные условия состязаний человека с человеком или команды с командой». Также в данном документе закрепляются права участников соревнований по компьютерному спорту, определяются системы проведения соревнования по компьютерному спорту, список противоправных деяний и характеристика применяемых санкций. Нормативно-правовой акт раскрывает и определение содержания киберспорта, которое составляют такие соревновательные дисциплины, как:

- «соревновательные головоломки»,

- «боевая арена»,

- «технический симулятор»,

- «стратегия в реальном времени»,

- «спортивный симулятор»,

- «файтинг».

Правила по виду спорта «Компьютерный спорт» также закрепляют в своей правовой основе корректное отношение киберспортсменов к соперникам, правила поведения на соревнованиях по киберспорту, правила обращения со спортивным инвентарем и др.

Общие аспекты спортивной деятельности в сфере киберспорта определяет содержание Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Однако данным нормативно-правовым актом не конкретизируются основные правила регулирования киберспорта в РФ, указывается только правовой статус, права и обязанности киберспортсмена, основы финансового обеспечения киберспорта, меры по медицинскому обеспечению спортсменов и ряд других аспектов. Так, к примеру, положениями законодательства определяется, что участником соревнований является «физическое лицо (спортсмен), команда спортсменов, сборная команда спортсменов, которые являются единицами турнирной сетки, достигшие на начало соревнований 14-летнего возраста, с соответствующим уровнем спортивной квалификации». Поскольку нормы Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» определяют, что спортсменом является «физическое лицо, которое занимается выбранными видом или видами спорта и выступает на спортивных соревнованиях», то киберспортсмена можно определить как физическое лицо, которое занимается киберспортом и выступает на соревнованиях. Положения статьи 24 «Права и обязанности спортсменов» Федерального закона № 329-ФЗ также относятся к киберспорту как официальному виду спорта в РФ.

Киберспорт как правовая категория упоминается в содержании различных нормативно-правовых актов и судебной практики. Примером такого нормативно-правового акта на федеральном уровне является Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493, Заключение по патентным спорам, Постановление Губернатора МО от 31.08.2018 №389-ПГ, Решение Суда по интеллектуальным правам от 17.09.2020 по делу №СИП-343/2020 и др.

Из этого следует, что правовой статус компьютерного спорта определяется положениями нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

В 2020 г. происходит разработка и принятие «Дисциплинарного регламента ФСК России», содержание которого конкретизирует применение санкций в киберспорте к физическим и юридическим лицам. В 2021 г. был принят приказ Министерства спорта РФ от 1 декабря 2021 г. № 938 «Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «компьютерный спорт», содержание которого определяет требования к таким аспектам данного вида спорта, как:

- структура и содержание,

- лица, которые проходят спортивную подготовку и которые ее осуществляют,

- результаты реализации,

- условия реализации.

На современном этапе развития правовое регулирование киберспорта имеет недостаточную степень развития на государственном и межгосударственном уровнях. Так, нормативно-правовыми актами в Российской Федерации определены правила компьютерного спорта и основные аспекты проведения соревнований по киберспорту. Однако открытыми в российском правовом пространстве остаются вопросы, связанные с отграничением ответственности в реальном пространстве и киберпространстве. Также существующие нормативно-правовые акты практически не регулируют вопросы, связанные с правообладанием на игры в киберспорте.

Подводя итог анализу процесса развития правового регулирования киберспорта, следует отметить, что основным уровнем правового регулирования киберспорта является подзаконный уровень. Специфика киберспорта определяется тем, что правовые отношения, существующие в данной спортивной сфере, не относятся однозначно ни к одной правовой отрасли.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/;

2. Приказ Министерства спорта РФ от 29 апреля 2016 г. № 470 «О признании и включении во Всероссийский реестр видов спорта спортивных дисциплин, видов спорта и внесении изменений во Всероссийский реестр видов спорта, а также в приказ Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 17.06.2010 № 606 «О признании и включении видов спорта, спортивных дисциплин во Всероссийский реестр видов спорта». Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71317030/;

3. Правила по виду спорта «Компьютерный спорт». Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/pravila-vida-sporta-kompiuternyi-sport-utv-prikazom-minsporta-rossii_1/;

4. Агафонов А. С. Правовое регулирование киберпространства / А. С. Агафонов // Трансформация права. 2022. С. 684-689;

5. Аслаев С. Т. Правовое регулирование фиджитал и киберспорта в России / С. Т. Аслаев // Образование и право. 2023. №. 7. С. 342-345;

6. Белецкая А. А. Киберспортивное право / А. А. Белецкая //Актуальные вопросы и перспективы развития науки, техники и технологии. 2022. С. 36-39;

7. Залилов М. А. Организационно-правовые аспекты деятельности киберспортивных организаций в России / М. А. Залилов, Е. Н. Скаржинская, А. М. Щепотьев // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2022. №. 2 (245). С. 87-97;

8. Кадомский А. И. Правовое регулирование киберспорта в различных странах / А. И. Кадомский // Правовое регулирование спорта в условиях современных вызовов. 2022. С. 3034;

9. Коваленко Е. Ю. Правовое регулирование киберспорта в России и за рубежом / Е. Ю. Коваленко, Н. В. Тыдыкова // Евразия-2022: социально-гуманитарное пространство в эпоху глобализации и цифровизации. 2022. С. 116-120;

10. Попов Л. А. Аспекты правового регулирования киберспорта в России / Л. А. Попов, А. К. Ефремов //Актуальные проблемы правового регулирования спортивных отношений (21 апреля 2022 года) - материалы XII международной научно-практической конференции, посвящённой сохранению гуманистических ценностей спорта. Челябинск: УралГУФК, 2022. С.153-158;

11. Сутырина Е. В. Новации правового регулирования киберспорта в Российской Федерации в 2021 году: законотворческие инициативы 2022 года / Е. В. Сутырина // Отечественная юриспруденция. 2022. №. 1 (49). С. 21-26.

Bragina V.V.

Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia)

HISTORY OF DEVELOPMENT OF LEGAL REGULATION OF CYBERSPORT IN RUSSIA

Abstract: the article examines the chronology of the formation of the legislative framework for cybersport in the Russian Federation. The process of creating regulations governing the main aspects of cybersport began after it was recognized as an official sport in the Russian Federation. The process offorming national legislation regarding eSports is based on the norms of international law. At the present stage of development, the legal regulation of cybersport is insufficiently developed at the state and interstate levels.

Keywords: cybersport, legal regulation, legislation, regulations, computer sports, cybersportmen, e-sports law.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.