Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ЧЕШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ И КАЗАХСТАНЕ (1990-1999 ГОДЫ): СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ'

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ЧЕШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ И КАЗАХСТАНЕ (1990-1999 ГОДЫ): СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

143
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ЧЕШСКАЯ РЕСПУБЛИКА / КАЗАХСТАН / ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вацулик Я., Сатанов А.

В исследовании проведен сравнительно-исторический анализ развития систем образования в Казахстане и Чехии в 1990-х годах, когда произошел переход этих стран от социалистического к капиталистическому режиму. Сравнительный исторический анализ образовательных реформ двух стран выявил ряд сходных закономерностей и существенных различий в развитии их систем образования из-за многих контекстуальных и структурных факторов и исторических предпосылок. Сравнительный анализ показал, что как в образовательных системах Чешской Республики, так и в Казахстане демократизация, гуманизация и дифференциация были приняты в качестве основных принципов реформ, но эти процессы развивались на разных уровнях и направлениях. В результате было выявлено, что Чешская Республика имела тенденцию к децентрализации и диверсификации школьной системы в постсоциалистическом контексте, делегируя практическую реализацию образовательной политики различным организациям и лоббистским группам, а Казахстан поддерживает высокоцентрализованную систему сверху вниз, что оставляет мало административных, финансовых, управленческих, исполнительных функций для низших структур государственного аппарата и общественности, что ограничивает систему строгим планированием и стандартами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF THE DEVELOPMENT OF EDUCATION IN THE CZECH REPUBLIC AND KAZAKHSTAN (1990-1999): A COMPARATIVE HISTORICAL ANALYSIS

The objective of the article is to examine patterns of similarities and differences across educational reforms in the Czech Republic and Kazakhstan in post-socialist context. The study conducted a comparative-historical analysis of the development of education systems in Kazakhstan and the Czech Republic in the 1990s when there was a transition of these countries from the socialist to the capitalist regime. The comparative historical analysis of the educational reforms of these two countries identified a number of similar patterns and considerable differences in the development of their education systems due to many contextual and structural factors and historical prerequisites. The comparative analysis demonstrated that both in the educational systems of the Czech Republic and Kazakhstan democratization, humanization and differentiation were taken as main principles of the reforms, but these processes developed in the different level and directions. As a result, it was stated that both the Czech Republic and Kazakhstan intended to democratize educational systems in post-socialist context. While the Czech Republic tended to decentralize and diversify the school system, delegating the practical implementation of educational policies to various organizations and lobbying groups, however, Kazakhstan maintains a highly centralized system from top to bottom, which leaves little administrative, financial, managerial, executive authority for the low structures of the state apparatus and the public, which limits the system to strict planning and standards.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ЧЕШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ И КАЗАХСТАНЕ (1990-1999 ГОДЫ): СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»

MРНТИ 03.20

Я. Вацулик1, А.Б.Сатанов2

1Масарик университет, Брно, Чешская республика 2Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Нур-Султан, Казахстан

(Е-mail: 1vaculik@ped.muni.cz, 2arstanbs@gmail.com)

История развития образования в Чешской республике и Казахстане (1990-1999 годы): сравнительно-исторический анализ

Аннотация. В исследовании проведен сравнительно-исторический анализ развития систем образования в Казахстане и Чехии в 1990-х годах, когда произошел переход этих стран от социалистического к капиталистическому режиму.

Сравнительный исторический анализ образовательных реформ двух стран выявил ряд сходных закономерностей и существенных различий в развитии их систем образования из-за многих контекстуальных и структурных факторов и исторических предпосылок. Сравнительный анализ показал, что как в образовательных системах Чешской Республики, так и в Казахстане демократизация, гуманизация и дифференциация были приняты в качестве основных принципов реформ, но эти процессы развивались на разных уровнях и направлениях.

В результате было выявлено, что Чешская Республика имела тенденцию к децентрализации и диверсификации школьной системы в постсоциалистическом контексте, делегируя практическую реализацию образовательной политики различным организациям и лоббистским группам, а Казахстан поддерживает высокоцентрализованную систему сверху вниз, что оставляет мало административных, финансовых, управленческих, исполнительных функций для низших структур государственного аппарата и общественности, что ограничивает систему строгим планированием и стандартами. Ключевые слова: история образования, сравнительно-исторический анализ, Чешская Республика, Казахстан, постсоциалистический период.

DOI: 10.32523/2616-7255-2020-131-2-22-35

Введение. В условиях глобализации огромный интерес вызывает вопрос о том, как развиваются образовательные системы постсоциалистических стран. В этом контексте можно широко использовать потенциал сравнительно-исторического анализа, для того, чтобы не только описать развитие систем образования постсоциалистических стран, но и сравнить закономерности различий и сходств процесса модернизации и реформирования образовательных систем.

В данном исследовании мы провели сравнительный анализ развития образования Казахстана и Чехии в 1990-е годы, когда

произошел переход этих стран от социалистического к капиталистическому пути развития. Также эта тематика актуальна в рамках исследований транзитологии, которая изучает переход стран от одной политической системы к другой. Очень много исследований посвящено именно политическому развитию в переходный период Южной и Восточной Европы, в том числе широко применен сравнительный анализ переходного этапа от социализма к капитализму этих стран. Однако меньше научных работ посвящено именно сравнению среднеазиатских и восточноевропейских стран в переходный

период, в том числе и в образовании. Немаловажной является необходимость исследований развития образовательных систем постсоциалистических стран. Если учитывать тот факт, что становление рыночных отношений, а также конкурентоспособность этих стран в XXI веке, во многом зависят от уровня развития именно образовательных систем.

Как Чешская Республика, так и Казахстан в постсоциалистический период пытались сохранить уже достигнутый опыт в образовании, однако также стремительно пытались реформировать свои системы образования в условиях перехода к рыночной экономике и современных тенденциях развития. Ввиду этого возникает вопрос, каковы закономерности сходств и различий между реформами образования в Чешской Республике и Казахстане в переходный период?

Цель и задачи исследования. Целью статьи является изучение закономерностей сходств и различий между образовательными реформами в Чешской Республике и Казахстане в постсоциалистическом контексте.

Исходя из этого, были определены следующие задачи:

- выявить исторические предпосылки, концепции, закономерности, основные процессы в развитии образования Чешской Республики и Казахстана;

- определить объекты для изучения для того чтобы описать процесс развития образования двух стран в 90-ые годы во всех его проявлениях, отраженных в исторических источниках тех лет;

- использовать системный метод, исходя из представления системы образования как Казахстана, так и Чехии как совокупности взаимосвязанных элементов;

- проанализировать и интерпретировать исторические источники для объяснения исторических процессов в образовании двух стран.

История. Сегодня казахстанские и другие исследователи изучают исторический опыт

реформирования образования в современном мире. Появляются монографии, брошюры, статьи и т.д., включающие материалы по модернизации образования и воспитания в Чехии и Казахстане.

О состоянии образования в Чешской республике были написаны труды под редакцией Вульфсона Б.Л. [1], Мальковой З.А. [2]. Огромный вклад в исследование государственной образовательной политики в Чехословакии (в настоящее время в Чешской Республике), состояния и тенденций развития системы образования, его содержания, направлений воспитания чешской

молодежи; педагогического образования, развития педагогической науки, в том числе сравнительной педагогики и других вопросов, охватывающих сферу образования в Чешской Республике; развития педагогического образования и содержания общего образования на постсоветском пространстве внесла Долгая О.И. [3], [4], [5].

Среди европейских ученых, посвятивших исследования развитию образования в Чехии в переходный этап, необходимо выделить Блазека Б. [6], Близковского Б. [7], Колаба М. [8], Сингле Ф. [9].

С 90-ых гг. российские, чешские и европейские ученые изучают проблемы реформи-рования школы Чешской республики в современном мире. Вместе с тем накопилось много фактического и теоретического ма-териала, относящегося к развитию чешского образования в переходный этап от социализма к капитализму, что актуализировало задачу его анализа и обобщения.

В научно-педагогической литературе в годы независимости Казахстана появился ряд публикаций, анализирующих различные аспекты системы образования в Республике. Это, прежде всего, работы Зуевой Л.И. [10], Альжановой А.Б. [11], Омаровой Т.К. [12], Кунантаевой К.К. [13], Джумагалиевой Д.И. [14], Коханец А.И. [15], Жакеновой К.А. [16] и др. Однако, несмотря на указанные выше исследования особенностей развития казахстанской системы образования на

ВЕСТНИК Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева. № 2(131)/2020 23

Серия Исторические науки. Философия. Религиоведение

современном этапе, в научной литературе отсутствуют работы, ориентированные на системное изучение данной тематики.

Интересной является международная работа «Образовательная реформа и интернационализация» авторского

коллектива под редакцией Дэвида Бриджес [17] из Кембриджского университета, в этом труде рассматриваются ключевые темы международной образовательной повестки дня с главами ведущих деятелей, вовлеченных в процесс реформ, и соответствующих исследователей Центральной Азии и Казахстана.

Одним из тех, кто успешно применил сравнительный анализ в изучении нескольких образовательных систем с разными культурно-историческими предпосылками, является Карни С., который сравнил образовательные реформы Дании, Непала и Китая, освещая насколько процессы глобализации влияют на ход реформ совершенно разных по политическим, экономическим и культурным признакам стран [18, 63-68].

Карни продемонстрировал, как политический ландшафт связывает эти предположительно разнородные страны, когда они реформируют свои системы образования таким образом, что демонстрируют поразительно похожие «видения». При таком подходе сравнение может быть использовано для демонстрации того, как поразительно разнородные страны реформируют образовательные системы с помощью аналогичной политики.

Методология. Для исследования истории развития образования Чешской республики и Казахстана в 1990-1999 годы был использован сравнительно-исторический анализ. Это научный метод, с помощью которого путём сравнения выявляется общее и особенное в исторических явлениях, достигается познание различных исторических ступеней развития одного и того же явления или двух разных сосуществующих явлений. Метод является одной из разновидностей исторического анализа.

Сравнительный исторический анализ, помимо общего упоминания о круге

сравниваемых процессов, рассматривает то, что характеризует каждый данный предмет в отдельности.

Данное исследование состоит из четырех этапов систематического качественного сравнительно-исторического анализа:

(1) разработка предпосылок, выявление процессов, концепций, закономерностей и т.д., которые могут объяснить явления; (2) отбор объектов для изучения; (3) исследование сходств и различий систем; и (4) анализ и интерпретация источников для объяснения явлений [19].

Результаты исследования. В результате исследованиябыловыявлено,чтозначительное влияние на образовательные реформы Казахстана и Чешской Республики оказали внутриполитические и внешнеполитические факторы, а также экономическое и культурное развитие страны. Сравнительный анализ показал, что в образовательных реформах Чешской Республики и Казахстана в 90-ые годы имели место такие процессы как демократизация, деидеологизация, гуманизация и дифференциация. Однако в рассматриваемых странах эти процессы протекали по-разному, имея своеобразные закономерности развития [20].

Чешская Республика и Казахстан намеревались демократизировать системы образования в постсоциалистическом контексте. В то время как Чешская Республика имела тенденцию к децентрализации и диверсификации школьной системы, отдавая исполнение образовательной политики в руки народа, Казахстан продолжает сохранять высокоцентрализованную систему сверху вниз. Даже на сегодняшний день образовательная система Казахстана является сильно централизованной [21].

Поэтому стремление демократизировать систему образования не может быть ограничено только принятием законодательных норм, необходимо, чтобы этот процесс был запущен на практике, то есть часть функций центрального правительства должна быть передана местным органам власти и общественности. Без демократизации

образования его гуманизация также невозможна. Если гуманизация образования проявляется во взгляде на трансформацию профессиональной школы с точки зрения интересов личности, то демократизация образования заключается в его трансформации с точки зрения установления отношений между обществом, государством и учебными заведениями. Без последовательной демократизации образования страны рискуют повторить ошибки советской модели образования.

Основная часть. К середине 1980-х годов страны социализма выступили в полосу кризиса. Бюрократическая экономика уже не могла обеспечить растущих потребностей населения, неэкономное расходование ресурсов привело к их значительному сокращению, культурный уровень людей вырос настолько, что они начали осознавать своё бесправие, необходимость перемен. В 1990 году в правительства большинства стран Восточной Европы пришли сторонники скорейшей вестернизации, то есть перестройки по западному образцу. Реформы, которые они начали осуществлять, привели к изменениям в обществе. В конце 1980-х годов СССР вошел в полосу острого социально-экономического кризиса. В СССР начались реформы, затронувшие все стороны жизни общества, в том числе и образование.

Политические процессы по-разному протекали в Восточной Европе и Средней Азии, однако вызывают большой научный интерес те процессы, которые охватили сферу образования постсоциалистических стран. В этом контексте мы провели сравнительно-исторический анализ, развития систем образования Чешской Республики и Казахстана.

В конце 80-ых годов XX века Чехословакия начала переход от планового к рыночному типу экономики. Этот процесс затронул образовательную систему, которая была адаптирована на исполнение требований социалистического типа экономики. Прежде всего, нужно было решить, каким образом нужно начать реформирование, на что ориентироваться и что менять.

В первую очередь ученые подвергли критике моноидеологизацию и

политизацию образования и воспитания; унификацию содержания образования; ударение на коллективное воспитание в противовес индивидуальному развитию личности; централизм и бюрократизм в управлении образованием, превалирование директивного метода руководства; отставание в системе профессиональной подготовки, а также недостаток новых современных специальностей.

Так, в общественных и педагогических кругах СМИ происходят обсуждения, анализирующие положение образования в Чехословакии на конец 80-х гг. Среди них можно отметить таких видных исследователей, как Блазек Б. [6], Близковский Б. [7], Колаб М. [8], Сингле Ф. [9] и другие.

Бесспорно, одним из важных результатов образовательных реформ в Чехии было искоренениемарксистскойидеологии,которая до ноября 1989 года была обязательной для изучения во всех университетах страны, кроме того, эта идеология являлась единственным философским базисом для важных предметов в средних и высших учебных заведениях. В январе 1991 года Федеральный Парламент утвердил Документ о правах и основных свободах человека, который в части 33-й провозгласил демократичность и плюрализм системы образования в Чехословакии [20]. Марксизм был замещен новыми предметами, такими как социальные науки, политико-экономическая теория, история культуры и религий, направленных на формирование разнообразногомышленияисамоопределения обучающихся. Многие учебники или темы в предметах, которые освещали марксистский взгляд на общественное развитие, подверглись искоренению.

В социалистический период в Казахстане гуманитарные и социальные науки были под влиянием марксистско-ленинской идеологии [22], более того, все отрасли науки были под воздействием идеологического ценза.

Еще одной важной характеристикой советской образовательной философии была

концентрация преподавания на изучении «фактов». Считалось, что интерпретация знаний должна быть осуществлена через учителя или преподавателя, вооруженных теорией марксизма-ленинизма [23].

Однако на первом этапе развития образования в независимом Казахстане был принят Закон «Об образовании» [24]. Закон сформулировал образовательную политику, которая основывалась на идее сохранения положительного опыта советской системы образования и включения национального компонента в ее содержание. Были введены новые стандарты среднего образования и написаны новые учебники. Правительство приняло решение деидеологизировать образовательные учреждения, ослабив влияние марксизма-ленинизма на

обучающихся. Содержание курсов, которые находились под давлением коммунистической идеологии, такие как история Казахстана, казахский язык и культура, были пересмотрены.

В условиях социализма в Казахстане, как и в Чехословакии, существовала модель единой школы. Не существовало альтернативных учебников и тем более школ.

Важным изменением в Чехословакии в постсоциалистический период было развитие плюрализма в образовательной системе. Система единой школы в стране была изменена.Особенноэто было сильновыражено в программе начальной школы, которые имели одни и те же предметы, учебники и содержание. Новая школьная система была направлена на дифференцированное образование, которое учитывало возможности и интересы учащихся. Кроме того, стало ясно, что необходимо учитывать материальные возможности школ. В 1990 году в стране было издано несколько важных указов, которые позволили создать частные (альтернативные) школы [20].

С 1992 года в Казахстане cтaли рaзвивaтьcя aльтернaтивные школы, причем чacтные школы, неcмoтря та выгокую oплaту зa учебу, стали oчень популярными. Увеличилocь тaкже количество школ, где препoдaвaние вело^

на родном языке: та узбекжом, уйгурcкoм, тaджикcкoм. В ряде школ азербайджажкий, гречеcкий, кoрейcкий, турецкий, польжий, тaтaрcкий языки cтaли изучaтьcя как родные и были введены в учебные планы.

Языковая политика в Чешской Республике и Казахстане в постсоциалистический период имела свои различия, это касалось и русского языка. В Казахстане русский язык по-прежнему занимает одну из важных позиций, в школах продолжают преподавать русский язык, чего не скажешь о Чехословакии, после 1989 года русский язык потерял свою значимость в стране.

В постсоциалистический период, когда в Казахстане разрушились идеологические и языковые скрепы процесса русификации образования, вполне явным стал процесс дезинтеграции на этнической почве, определяющий и положение в системе образования. Наиболее ярко этот процесс проявился в делении школы на казахскую и русскую или русскоязычную. Возрождение казахской школы сопровождается

противопоставлением ее школе

русскоязычной. Это связано, прежде всего, с устранением прежнего доминирования в преподавании русского языка. С другой стороны, в соответствии с Конституцией Казахстана (1995) [25] русский язык получает статус «официально употребляемого в государственных организациях и органах местного самоуправления», и в обязательном порядке изучается во всех типах школ (русских, национальных, смешанных). В то же время в первые годы независимости во всех школах Казахстана введены такие обязательные предметы, как казахский язык и казахская литература.

По мере интеграции Чешской Республики и Казахстана в международное образовательное пространство все больше улучшались отношения этих стран с международными образовательными организациями, такими как ЮНЕСКО и другими.

Содействие интеграции и углублению международного сотрудничества в

области образования осуществляется по

различным направлениям и оказывает свое положительное влияние на развитие высшего образования, содействие академической мобильности, внедрение интегрированных учебных программ, изменение системы управления учреждений, повышению качества образования.

Учacтие Кaзaхcтaнa в междунaрoднoм coтрудничеcтве в cфере oбрaзoвaния теcнo cвязaнo c coздaнием Нaциoнaльнoй кoмиccии Кaзaхcтaнa го делaм ЮНЕCКO и пoдпиcaнием Мемoрaндумa o coтрудничеcтве Кaзaхcтaнa и ЮНЕCКO в cфере oбрaзoвaния; нaуки и техники; coциaльнoй и гумaнитaрнoй туки; культуры; кoммуникaций и инфoрмaции [26].

Определяющим фактором в развитии образования в Чехии и Казахстане послужила внешняя и внутренняя политика стран, например, Чехия стремилась стать членом ЕС, что требовало от нее решительных реформ во многих сферах, в том числе и в образовании. Казахстан после обретения независимости, прежде всего, намеревался обеспечить межнациональное согласие в стране. В годы провозглашения независимости многие иностранные эксперты предрекали раскол Казахстана по национальному признаку, поскольку в стране проживало около 130 различных национальностей. Установление взвешенной межнациональной политики отразилось в образовательной политике правительства Казахстана, которое способствовало открытию этнических школ, обеспечению преподавания родного языка различных этносов.

Вопрос автономности школ по-разному получилразвитиевКазахстанеиЧехии.Первые образовательные реформы в Чехии объявили об автономности школ, значительные функции по управлению образовательными учреждениями были переданы в управления общественности. Образовательные реформы в Казахстане объявляли о демократизации школьной системы, однако управление учреждениями по-прежнему оставалось под централизованном надзором государственных учреждений.

В 1990-е годы высшие учебные заведения в Чешской Республике получили автономность,

в вузах были сформированы Академические Сенаты, которые имели право назначать ректоров и деканов университетов, однако в Казахстане главное руководство вузов назначалось Президентом страны.

Одним из важных факторов для развития образования являются исследования в этой отрасли. Научные исследования в образовании в Чехии имели достаточно долгий исторический опыт развития, который возник в XIX веке [27, 100]. В Казахстане исследовательские организации возникают лишь в советский период. Как известно, в социалистических странах наука была сильно идеологизирована, марксизм являлся единственной научной методологией в социалистических странах, что колоссально отразилось на развитии науки, более всего пострадали общественно-гуманитарные

науки. Университеты не имели возможности свободно развивать науку. Многие известные ученые работали при Академии наук, которая контролировалась партийными органами. После распада СССР в Казахстане и Чехословакии отказались от марксизма. Однако в Казахстане марксизм долгое время оставался главенствующей концепцией в научных исследованиях, а также эта теория долгое время является идеологический основой при написании учебников общественно-гуманитарных наук.

В постсоциалистический период Чешская Республика восстановила исследовательские центры, наладила прошлые связи с научными центрами ближнего и дальнего зарубежья. Последовательному развитию научно-исследовательской сферы в стране содействовал огромный исторический опыт в этих сферах, что позволило Чешской Республике активно интегрироваться в современные тренды развития общемировой науки. Преобладание марксистской теории в науке Казахстана сильно тормозило овладение страной современного мирового опыта научного развития, однако Казахстан активно предпринимает шаги для последовательного развития науки.

Ключевым фактором в реализации образовательных реформ в Чешской

Республике было названо отношение к ним учителей. Основной причиной провала всех предыдущих образовательных реформ было признана безучастность учителей и игнорирование педагогического мнения. Главными задачами на будущее стали: улучшение педагогического образования и повышение их квалификации; создание профессиональных ассоциаций учителей; приобщение учителей к образовательным реформам. Организация курсов по менеджменту в образовании для директоров и старших учителей стала важнейшей задачей 1992 года. В Казахстане при реформировании образовательной системы мнение учителей не имело решающего значения. Возможно, именно поэтому образовательные реформы 1990 годов не имели желаемого эффекта. Образовательная система в Казахстане требовала коренного изменения не только в структуре и организации, но и в подходах управления, содержании стандартов и программ, концептуальной направленности.

Сравнительный анализ образования в Чехии и Казахстане позволяет выделить 4 приоритетныхнаправлениявобразовательных реформах этих стран:

1. Администрирование и управление в образовании.

Ориентация на демократизацию в образовании в Чехии и Казахстане требовала формирования точных правил и организации по управлению образования, чтобы определить роль государства в этом направлении. Сравнительный анализ позволяет определить, что в Чехии и Казахстане государственный контроль распространился на обеспечение стандартов, вопрос количества, качества и характера учебных программ, основные правила школьной организации и школьной сети, основные правила мобильности обучающихся. Однако изменения в правилах школьного менеджмента и администрирования, финансирования и в политике бюджетного планирования в двух странах развивались в противоположных направлениях. В Чехии сферы управления и финансирования были

переданы в руки общественности, однако в Казахстане они остаются в руках государства.

Обязательный государственный стандарт в двух странах разрабатывался экспертами. Здесь необходимо отметить, что в Чехии в процесс создания государственных стандартов вовлекались представители разных социальных групп (ученых, артистов, учителей, бизнесменов, психологов, социологов, врачей и т.д.) под руководством Министерства образования. В Казахстане принятие образовательных стандартов осуществлялось при большом участии государства.

Еще одной значительной разницей в направлении образовательных реформ двух стран - это то, что образовательная система Чехии была ориентирована на либерализм. Либерализм в образовании Чехии был направлен на индивидуальную программу обучения, предоставляющую обучающимся как можно большую свободу выбора, на широту предметного охвата с углубленным изучением. В либеральном образовании Чехии методология основывается на значении образования как творческого процесса. Цель либерального образования -развитие неповторимой индивидуальности каждого обучающегося. В законодательстве Казахстана, хоть и был объявлен принцип демократизации образования, либерализм так и не получил широкого развития.

2. Школьная среда, климат и философия

Фундаментальный вопрос, на который необходимо ответить в данном направлении -это является ли жизнь, философия и климат школы демократическими. Таким образом, изменения в этом направлении Чехии и Казахстана затронули взаимоотношения учителей и учеников, произошли переоценка отношения общества к школе, демократизация всей школьной жизни. Необходимо отметить, что трансформация школы - это развивающийся процесс, меняющий условия существования школы, в котором должны быть учтены множество значительных факторов, нацеленных на перспективы развития общества в будущем.

Чехия - страна, которая находилась в сфере влияния развитых демократических стран Европы, демократизировала образовательную систему намного быстрее, чем Казахстан. Однако нужно отметить, что демократизм в образовании Казахстана был объявлен одним из фундаментальных признаков. Хотя, как известно, образовательным учреждениям в Казахстане так и не было предоставлено достаточно автономности, которая широко распространилась в Чехии, где управление было передано в руки общественности, то есть муниципальным советам при школах и Академическим Сенатам при университетах.

3. Программа

Было ясно, что необходимо было основательно поменять школьные

программы, однако ключевым вопросам было - в каком русле и качестве? Исходной точкой в этом направлении стала концепция «всеобразованного человека». Одной из актуальных задач Чехии и Казахстана в 1990-е годы являлось создание образовательных программ. В первую очередь, ученые двух стран подвергли критике моноидеологизацию и политизацию образования и воспитания; унификацию содержания образования, методов обучения, учебников, учебных программ и планов; чрезмерный акцент на заучивании знаний. Сравнительный анализ позволяет сделать вывод, что обновление содержания и программ в образовании Чехии протекало намного быстрее, чем это происходило в Казахстане. В Чехии было решено сосредоточить главное внимание на интеграции и взаимосвязи гражданского и национального образования, соблюдении прав человека в образовании и заимствовании передового международного опыта. В Казахстане хоть и были пересмотрены программы советского периода и приняты новые стандарты образования, все же программа оставалась перегруженной и сохранялся акцент на знании.

4. Структура в образовании

Система образования в переходный этап должна была стать гибкой, динамичной и создавать возможности для альтернативных путей развития.

Для социалистической модели

образования, как в Чехословакии, так и в Казахстане, наблюдалась неясность в структуре, функционировании, делении и слабой преемственности ступеней образования, существовали неопределенность в типологизации учебных учреждений, нерешенность вопросов присвоения академических титулов в высшей ступени образования. Однако в 1990-е годы в условиях принятия новых законов об образовании обе страны предпринимают значительные шаги в этом направлении. Прежде всего в законодательных актах двух стран была определена терминологическая ясность понятия образования, был объявлен принцип непрерывности и преемственности в образовании, а также структурированы и типологизированы образовательные учреждения страны.

При социалистической модели образования отсутствовали научный механизм и инфраструктура для развития конкурентоспособной системы образования, которая могла бы позволить решить осуществление подготовки квалифицированных кадров для удовлетворения потребностей рынка. Эта проблема оставалось одной из самых злободневных на протяжении 1990-х годов как для Чехии, так и для Казахстана.

Необходимо отметить, что в образовательных реформах Казахстана были примечательные шаги, которые оказали значительное и положительное влияние на общество. После обретения независимости первый Президент Казахстана принял историческое решение, в 1993 году была инициирована такая уникальная международная программа, как «Болашак», по предоставлению возможности наиболее талантливой молодежи страны отправиться за рубеж для получения образования полностью за счет государственного бюджета [28]. После окончания образования молодые люди должны были вернуться на родину и применить полученные знания на благо страны. Международная программа «Болашак» не имеет аналогов в мире.

Кроме того, необходимо подчеркнуть, что по инициативе правительства в конце 1990-х годов в Казахстане были открыты cпециaлизирoвaнные школы, которые выпутают инициaтoрaми многих иннoвaциoнных проектов в сфере oбрaзoвaния и вocпитaния, нaпрaвленных нa всестороннее гaрмoничнoе развитие утащихся [29].

Заключение. В начале 90-х гг. в чешском образовании были переосмыслены и переоценены результаты развития социалистической модели образования, что предоставило возможность обозначить перспективные пути и необходимые преобразования в этой отрасли.

Резкий переход от плановой к рыночной экономике, глубокие культурные и общественные перемены требовали формирования совершенно новой концепции в развитии образования. Новый закон об образовании должен был оптимизировать систему образования, основываясь на существующих традициях и уже достигнутых успехах, вместе с тем, взят в расчет мировой опыт и тенденции в области модернизации образования.

В 90-ые годы политика в сфере образования в основном развивалась под воздействием двух факторов: желание стать равноправным членом ЕС и стремление решить проблемы молодежи. Таким образом, Чехия поставила перед собой задачи развивать условия для физического, духовного и творческого потенциала молодежи, воспитать молодое поколение в духе граждан не только своей страны, но и Европейского сообщества. Образование развивается на основе принципов демократии, гуманизма, соблюдения прав человека, что формирует условия для личностно-ориентированного обучения, расширения местного самоуправления и самостоятельности образовательных учреждений.

Несмотря на это, в образовании оставались нерешенными вопросы недостаточного финансирования образования, системы подготовки педагогических кадров, отвечающих современным требованиям

общемировых трендов в образовании, а также предупреждения формирования негативных социальных явлений среди молодежи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 1990-ые годы Кaзaхcтaн приступил к строительству тациотальной системы oбрaзoвaния та зaкoнoдaтельнoм,

инфрacтруктурнoм уровнях. В Кaзaхcтaне cфoрмирoвaлиcь интеллектуaльнaя элитa, мaтериaльнaя бaзa, передовой опыт рaзвития oбрaзoвaния.

Нa стыке веков Кaзaхcтaн определил ключевые приоритеты рaзвития

школьного oбрaзoвaния, которыми являются трaнcфoрмaция oбрaзoвaтельнoй пaрaдигмы, coкрaщение рaзрывa в обучении, рaзвитие ИКТ-технологий в oбрaзoвaнии, a тaкже дaльнейшее укрепление школьной инфрacтруктуры. В свою очередь целевые установки рaзвития высшего oбрaзoвaния Кaзaхcтaнa были выстроены с учетом мировых трендов. Приортетвми в рaзвитии высшей школы были определены мaccификaция высшего oбрaзoвaния, интернaциoнaлизaция и интегрaция oбрaзoвaния, нaуки и прoизвoдcтвa. Установилось и рacширилocь сотрудничество Кaзaхcтaнa со cтрaнaми ближнего и дгльнего зaрубежья, a тaкже междунaрoдными oргaнизaциями в сфере oбрaзoвaния.

В рамках социалистической модели образования не было научного механизма и инфраструктуры для развития конкурентоспособной системы образования, которая могла бы позволить осуществлять подготовку квалифицированных кадров для удовлетворения потребностей рынка. Эта проблема оставалась одной из наиболее актуальных в 90-х годах в двух рассматриваемых странах.

Образовательные реформы в

постсоциалистический период имели важное значение для динамичного развития Чешской Республики и Казахстана. Сравнительный исторический анализ образовательных систем этих двух стран выявил ряд сходных и различных закономерностей развития. Этому способствовали исторические предпосылки, а также целый ряд различных политических, экономических, социальных и культурных

причин. Историческое развитие Чехии и Казахстана все еще требует дальнейшего изучения в силу стремления двух стран

установить конструктивные международные отношения, стабильные экономические, научные и культурные взаимосвязи.

Список литературы

1. Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции / Воскресенская

H.М., Вульфсон Б.Л., Долгая О.И. и др.; Редкол.: Вульфсон Б.Л. (отв. ред.) и др.; Рос. Акад. образования. ин-т теорет. педагогики и междунар. исслед. в образовании, Рос. открытый ун-т. - Москва, 1995. - 271 с.

2. Особенности организации и учебно-воспитательной деятельности 12-летней школы в восточно-европейских странах/ Под ред. Мальковой З.А. - Москва, 2002. - 250 с.

3. Долгая О.И. Вопросы стандартизации содержания образования: опыт Чешской Республики// Повышение качества образования в период школьных реформ: Материалы международной заочной научно-практической конференции. -Москва-Ярославь, ноябрь 2011г. -Ярославль. -2011. -С.107-114.

4. Долгая О.И. Закон о школе - главный документ чешского образования// Право и образование. -2006. - №3. - 50 с.

5. Долгая О.И. Сравнительная педагогика как научное направление: дискурс чешских исследователей // Ян Амос Коменский и современность: Я.А. Коменский и современность: сб. науч. тр. Международной научно-практической конференции, посвященной 425-летию со дня рождения великого педагога и 250-летию первого издания его произведений на русском языке (28 ноября 2017 г.) / Под научной редакцией В.Г. Безрогова, К.Ю. Милованова. - Москва: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2018. - 243 с.

6. Blazek B. (1990/91) Co nam skola nedala. Nezavisny revue pro vychovu a vzde-lani // Demokracie, odbornost a vuchova Bohumir Blizkovsku Pedagogickya orientace/Journal of the Czech Pedagogical Society, Vol 1. - 1991. - No 1. - 20-28.

7. Blizkovsky B. Demokracie, odbornost a vychova. Pedagogicka revue. №9. // Demokracie, odbornost a vuchova Bohumir Blizkovsku Pedagogickya orientace/Journal of the Czech Pedagogical Society.- 1991. -Vol

I. - No 1. -Р. 20-28.

8. Долгая О.И. Развитие школьного образования в Чехии на современном этапе: дис.канд. пед. наук: 13.00.01. -Москва, 2003, 165 c.

9. Долгая О.И. Государственная политика в области образования в Чешской Республике (конец XX-начало XXI вв.) // Право и образование. - 2006г. - №1. - 50 с.

10. Зуева Л.И. Развитие школьного исторического образования Казахстана в контексте мировых тенденций обучения истории. 1985-2000 гг.: автореф. Дис. Канд. Ист. Наук: 07.00.02. - Караганда, 2009. - 24.

11. Альжанова А.Б. Тенденции развития образования в Казахстане // Вестник КазНУ им. Аль-Фараби. Серия журналистика. - 2014. -Т. 36. - №2. -С. 131-138.

12. Омарова Т.К. Профессиональный стандарт учителя: вопросы введения в Казахстане// Педагогика жэне психология. - 2015. -Т. 24. - №3. -С. 21-27.

13. Кунантаева К.К. Развитие образования в Казахстане 1917-2000 годы / гл.ред. С.Ж.Пралиев. - Алма-ты: КазГосЖенПИ, 2001. - 208 с.

14. Джумагалиева Д.И. Современное состояние системы образования Казахстана и ключевые ориентиры ее развития // Транзитная экономика. - 2013. -Т. 93. - №1. - С. 28-33.

15. Коханец А.И. Неотложные проблемы развития человека и общества в Казахстане: аспект реформы образования, - Астана, 2007. - 19 с.

16. Жакенова К.А. Развитие негосударственного высшего образования в Казахстане: социалогоческий анализ. - Астана, 2006. - 28 с.

17. Educational reform and internationalization: The case of school reform in Kazakhstan/ edited by David Bridges. -Cambridge: Cambridge University press, 2014. - 382 с.

18. Carney S. Negotiating Policy in an Age of Globalization: Exploring Educational "Policyscapes" in Denmark, Nepal, and China// Comparative Education Review. - 2009. -Vol. 53. № 1. -Р. 63-88.

ВЕСТНИК Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева. № 2(131)/2020 31

Серия Исторические науки. Философия. Религиоведение

19. Schutt R.K. Investigating the Social World The Process and Practice of Research. 5th Edition. - London: SAGE Publications, 2006. - 688 p.

20. Школьный закон Чешской Республики [на чешском Skolsky zakon. Sb.zakonuCR. Praha, 1990] [Электрон. ресурс]. -1990 -URL: https://www.msmt.cz(4aTa обращения 01.11.2019)

21. International bank for reconstruction and development project appraisal document on a proposed loan to the republic of Kazakhstan for an education modernization project, February 6, 2017 education global practice Europe and Central Asia region. [Electr. resource]. - 2017 - URL: https://www.worldbank.org (Accessed: 03.11.2019).

22. Kanaev A., Daun H. Nationalism and educational transition in Central Asia// In H. Daun (Ed.), Educational restructuring in the context of globalization and national policy. -New York: PoutledgeFalmer, 2002. -265p.

23. DeYoung. Problems and trends in Education in Central Asia since 1990: The case of General Education in Kyrgyzstan. Central Asia Survey. -2006. -Vol. 25. -№ 4. -Р. 499-514.

24. Об образовании: Закон Республики Казахстан от 18 января 1992 г. № 1153-XII. [Электрон. ресурс]. -1992 -URL: https://online.zakon.kz (дата обращения: 04.11.2019).

25. Конституция Республики Казахстан 1995 года. [Электрон.ресурс]. - 1995 - URL: https://online.zakon. kz (дата обращения: 04.11.2019).

26. Меморандум о сотрудничестве между Республикой Казахстан и ЮНЕСКО (9 августа 1995 года). [Электрон.ресурс]. - 1995 - URL: http://interorga.ru/mezhdunarodnye-otnosheniya/kazahstan-v-mezhdunarodnyh-organizatsciyah/kazahstan-i-unesko.html (дата обращения: 11.02.2020).

27. Prucha J. - Walterovya, E. Education in a changing society: Czechoslovakia. Jinocany: H & H. -1992. -100

р.

28. Об учреждении междунaрoдных стипендий Президент Решублики Кaзaхcтaн «Бoлaшaк» для пoдгoтoвки кaдрoв зa рубежюм: Пocтaнoвление Президент Решублики Кaзaхcтaн oт 5 жября 1993 гoдa № 1394. [Электрон. ресурс]. -1993 -URL: https://online.zakon.kz (дата обращения: 04.11.2019).

29. О Государственной поддержке и развитии школ для одаренных детей: Распоряжение Президента Республики Казахстан от 24 мая 1996 г. N 3002. [Электрон. ресурс]. -1996 - URL: https://online.zakon.kz (дата обращения: 04.11.2019).

References

1. Reformy obrazovaniya v sovremennom mire: global'nye i regional'nye tendencii / Voskresenskaya N.M., Vul'fson B.L., Dolgaya O.I. i dr.; Redkol.: Vul'fson B.L. (otv. red.) i dr.; Ros. Akad. obrazovaniya. in-t teoret. pedagogiki i mezhdunar. issled. v obrazovanii, Ros. otkrytyj un-t. [Education Reforms in the Modern World: Global and Regional Trends / Voskresenskaya N.M. , Wulfson B.L. , Dolgaya O.I. and etc.; Editorial: Wulfson B.L. (ed.) and others; Rus. Acad. education. institute theoretically. pedagogy and international researched in education, Rus. open university]. Moscow, 1995. 271 p.

2. Osobennosti organizacii i uchebno-vospitatel'noj deyatel'nosti 12-letnej shkoly v vostochno-evropejskih stranah/ Pod red. Mal'kovoj Z.A. [Features of the organization and educational activities of a 12-year school in East European countries/ Ed. Malkova Z.A.]. Moscow. 2002. 250 p.

3. Dolgaya O.I. Voprosy standartizacii soderzhaniya obrazovaniya: opyt CHeshskoj Respubliki [Standardization of the content of education: experience of the Czech Republic], Povyshenie kachestva obrazovaniya v period shkol'nyh reform: Materialy mezhdunarodnoj zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Improving the quality of education during the period of school reforms: On Collection Materials of the international correspondence scientific-practical conference]- Moscow-Yaroslavl, November 2011. Yaroslavl. 2011. Р. 107-114.

4. Dolgaya O.I. Zakon o shkole - glavnyj dokument cheshskogo obrazovaniya [The School Act is the main document of Czech education], Law and education[Pravo i obrazovanie]. 2006. - No. 3. - 50 p.

5. Dolgaya O.I. Sravnitel'naya pedagogika kak nauchnoe napravlenie: diskurs cheshskih issledovatelej [Comparative pedagogy as a scientific direction: discourse of czech researchers], YAn Amos Komenskij i sovremennost': YA.A. Komenskij i sovremennost': sb. nauch. tr. Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj

konferencii, posvyashchennoj 425-letiyu so dnya rozhdeniya velikogo pedagoga i 250-letiyu pervogo izdaniya ego proizvedenij na russkom yazyke (28 noyabrya 2017 g.) / Pod nauchnoj redakciej V.G. Bezrogova, K.YU. Milovanova [Yan Amos Komensky and Modernity: Ya.A. Komensky and the present: Sat. scientific tr International scientific and practical conference dedicated to the 425th anniversary of the great teacher and the 250th anniversary of the first publication of his works in Russian (November 28, 2017) / Edited by V.G. Bezrogova, K.Yu. Milovanova] (FGBNU «Institut strategii razvitiya obrazovaniya RAO» [Federal State Budgetary Institution "Institute of Education Development Strategy of the Russian Academy of Education"], Moscow, 2018, 243 p.).

6. Blazek B. Co nam skola nedala. Nezavisny revue pro vychovu a vzde-lani. №1., Demokracie, odbornost a vychova Bohumir Blizkovsky Pedagogicka orientace [What the school gave us. Independent review for upbringing and education. №1., Democracy, Expertise and Education Bohumir Blizkovsky Pedagogical Orientation], Journal of the Czech Pedagogical Society, 1(1), 20-28(1991).

7. Blizkovsky B. Demokracie, odbornost a vychova. Pedagogicka revue. №9, Demokracie, odbornost a vychova Bohumir Blizkovsky Pedagogicka orientace [Democracy, Expertise and Education. Pedagogical review. №9, Democracy, Expertise and Education Bohumir Blizkovsky Pedagogical Orientation], Journal of the Czech Pedagogical Society, 1(1), 20-28(1991).

8. Dolgaya O.I. The development of school education in the Czech Republic at the present stage [The development of school education in the Czech Republic at the present stage]: Dis.cand. ped. Sciences [dis. ped. Sciences: 13.00.01:] Moscow, 2003, 165 p.

9. Dolgaya O.I. Gosudarstvennaia politika v oblasti obrazovania v Cheshskoi Respublike (konets 20 - nachalo 21 vv.) [State policy in the field of education in the Czech Republic (late XX - early XXI centuries)], Law and education, 2006. № 1. 50 p.

10. Zueva L.I. Razvitie shkolnogo istoricheskogo obrazovania Kazahstana v kontekste mirovyh tendensii obuchenia istorii. 1985-2000 gg. [The development of school history education in Kazakhstan in the context of world trends in history teaching. 1985-2000]: abstract. of dis. cand. hist science: 07.00.02 / L.I. Zueva. Karaganda, 2009. 24 p.

11. Alzhanova A.B. Tendensii razvitia obrazovania v Kazahstane [Trends in the development of education in Kazakhstan], Bulletin of Al-Farabi KazNU. Series journalism, 36(2), 131-138(2014).

12. Omarova T.K. Professionalnyi standart uchitelya: voprosy vvedenia v Kazahstane [Professional standard for teachers: introduction issues in Kazakhstan] / T.K. Omarova, Pedagogy, psychology, 24(3), 21-27(2015).

13. Kunantayeva K.K. Razvitie obrazovania v Kazahstane 1917-2000 gody [The development of education in Kazakhstan, 1917-2000] / ed. S.Zh. Praliev. - Almaty: KazGosZhenPI, 2001. 208 p.

14. Dzhumagalieva D.I. Sovremennoe sostoianie sistemy obrazovania Kazahstana i kluchevye orientiry ee razvitia [The current state of the education system of Kazakhstan and key guidelines for its development], Transit Economy, 93(1), 28-33(2013).

15. Kokhanets A.I. Neotlojnye problemy razvitia cheloveka i obshestva v Kazahstane: aspekt reformy obrazov [Urgent problems of human and society development in Kazakhstan: Aspect of education reform] (Astana, 2007, 19 p.).

16. Zhakenova K.A. Razvitie negosudarstvennogo vysshego obrazovania v Kazahstane: sosialogocheskii analiz [The development of private higher education in Kazakhstan: a sociological analysis] (Astana, 2006, 28 p.).

17. Educational reform and internationalization: The case of school reform in Kazakhstan/ edited by David Bridges. (Cambridge University Press, Cambridge, 2014, 382 p.).

18. Carney, S. Negotiating Policy in an Age of Globalization: Exploring Educational "Policyscapes" in Denmark, Nepal, and China, Comparative Education Review. - 2009. - 53(1), 63-88(2009).

19. Schutt, R.K. Investigating the Social World The Process and Practice of Research. 5th Edition. (SAGE Publications, London, 2006, 688 p.).

20. Shkolnyi zakon Cheshskoi Respubliki [Skolsky zakon. Sb.zakonu CR]. Praha. 1990. Available at: https:// www.msmt.cz [In Czech]. (Accessed: 01.11.2019).

21. International bank for reconstruction and development project appraisal document on a proposed loan to the republic of Kazakhstan for an education modernization project, February 6, 2017 education global practice Europe and Central Asia region. Available at: https://www.worldbank.org. (Accessed: 03.11.2019).

ВЕСТНИК Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева. № 2(131)/2020 33

Серия Исторические науки. Философия. Религиоведение

22. Kanaev, A.-&Daun, H. Nationalism and educational transition in Central Asia. In H. Daun (Ed.), Educational restructuring in the context of globalization and national policy. ( Poutledge Falmer, New York, 2002, 265p.).

23. DeYoung. Problems and trends in Education in Central Asia since 1990: The case of General Education in Kyrgyzstan, Central Asia Survey, 25(4), 499-514(2006).

24. Ob obrazovanii: Zakon Respubliki Kazahstan ot 18 ianvarya 1992 g. № 1153-XII [Education Law of the Republic of Kazakhstan (1992)]. Available at: https://online.zakon.kz > document [in Russian]. (Accessed: 04.11.2019)

25. Constitution of the Republic of Kazakhstan (1995). Available at: https://online.zakon.kz > document [In Russian]. (Accessed: 04.11.2019)

26. Memorandum o sotrudnichestve mejdu Respublikoi Kazahstan i IUNESKO (9 avgusta 1995 goda) [August 9, 1995 Memorandum of Cooperation between the Republic of Kazakhstan and UNESCO]. Available at: http://interorga.ru/mezhdunarodnye-otnosheniya/kazahstan-v-mezhdunarodnyh-organizatsciyah/kazahstan-i-unesko.html [in Russian]. (Accessed: 11.02.2020)

27. Prucha J. - Walterovya, E. Education in a changing society: Czechoslovakia. Jinocany: H & H, 1992. -100 p.

28. Ob uchrejdenii mejdunarodnyh stipendii Prezidenta Respubliki Kazahstan «Bolashak» dlya podgotovki kadrov za rubejom: Postanovlenie Prezidenta Respubliki Kazahstan ot 5 noiabrya 1993 goda № 1394. [Resolution of the President of the Republic of Kazakhstan dated November 5, 1993 No. 1394 « on the establishment of international scholarships of the President of the Republic of Kazakhstan «Bolashak» for training abroad»]. Available at: https://online.zakon.kz > document [in Russian]. (Accessed: 04.11.2019).

29. O Gosudarstvennoi podderjke i razvitii shkol dlya odarennyh detei: Rasporyajenie Prezidenta Respubliki Kazahstan ot 24 maia 1996 g. N 3002. [Decree of the President of the Republic of Kazakhstan (1996)]. Available at: https://online.zakon.kz > document [in Russian]. (Accessed: 04.11.2019).

гЯ. Вацулик, 2А.Б. Сатанов

1Масариков университетi, Брно, Чех республикасы 2Л.Н. Гумилев атындагы Еуразия улттъщ университетi, Нур-Султан, Казахстан

Чех Республикасы мен K,a3aK,eraHflaFbi б^мнщ даму тарихы (1990-1999 жылдар):

салыстырмалы тарихи талдау

Авдатпа. Макаланыц манаты - Чех республикасы мен Казакстандагы бШм беру реформаларыньщ постсоциалиспк жагдайдагы уксастьщтары мен айырмашыльщтарыньщ зацдыльщтарын зерттеу. Мака-лада 90-жылдардагы Казахстан мен Чехиядагы бШм беру жуйесшщ дамуына салыстырмалы тарихи талдау журпзыд^ бул кезде ею ел социалистштен капиталиста режимге еттг

Ею елдщ бШм беру жуйелерш салыстыра талдау аркылы осы салалардьщ дамуына кептеген кон-тексттш жэне курылымдьщ факторлар мен тарихи алгышарттар ьщпал егкенi аньщталды. Салыстырмалы талдау керсеткендей, Чехия мен Казакстанныц 90-жылдардагы бiлiм беру жуйесшде демократия-ландыру, гуманизация жэне саралау реформалардьщ негiзгi кагидаттары рет1нде кабылданды, бiрак бул процестер эргYрлi децгейлерде жэне багыттарда дамыды.

Нэтижес1нде Чехия мен Казахстан бiлiм беру ЖYйесiн посгсоциалисгiк жагдайда демократияланды-руга багыт алганы аньщталды. Чехия бiлiм беру саясатын iс ЖYзiнде ЖYзеге асыруды эргYрлi уйымдар мен лоббисгiк топтарга бере отырып, мектеп ЖYйесiн ортальщсыздандыруга жэне эртараптандыруга умтылганына карамастан, Казахстан жогарыдан теменге карай ортальщтандырылган ЖYйенi сактады, Yкiмег мемлекеггiк аппараттыц темени курылымдарына экiмшiлiк, каржыльщ, баскарушылык, атка-рушы функцияларын шекгеулi ГYрде бердг

ТYЙiн сездер: бiлiм беру тарихы, салыстырмалы-тарихи талдау, Чех республикасы, Казахстан, пост-социалисгiк кезец.

Vatsulik, 2A.B. Satanov

1Masaryk University, Brno, Czech Republic 2L.N. Gumilyov Eurasian National University, Nur-Sultan, Kazakhstan

The History of the Development of Education in the Czech Republic and Kazakhstan (1990-1999):

A Comparative Historical Analysis

Abstract. The objective of the article is to examine patterns of similarities and differences across educational reforms in the Czech Republic and Kazakhstan in post-socialist context. The study conducted a comparative-historical analysis of the development of education systems in Kazakhstan and the Czech Republic in the 1990s when there was a transition of these countries from the socialist to the capitalist regime.

The comparative historical analysis of the educational reforms of these two countries identified a number of similar patterns and considerable differences in the development of their education systems due to many contextual and structural factors and historical prerequisites. The comparative analysis demonstrated that both in the educational systems of the Czech Republic and Kazakhstan democratization, humanization and differentiation were taken as main principles of the reforms, but these processes developed in the different level and directions.

As a result, it was stated that both the Czech Republic and Kazakhstan intended to democratize educational systems in post-socialist context. While the Czech Republic tended to decentralize and diversify the school system, delegating the practical implementation of educational policies to various organizations and lobbying groups, however, Kazakhstan maintains a highly centralized system from top to bottom, which leaves little administrative, financial, managerial, executive authority for the low structures of the state apparatus and the public, which limits the system to strict planning and standards.

Keywords: history of education, comparative historical analysis, the Czech Republic, Kazakhstan, post-socialist

Сведения об авторах:

Вацулик Я. - PhD, профессор Масарик Университета, PofiCi 7/9, 603 00, Брно, Чешская республика. Сатанов А.Б. - основной автор, докторант Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева, Сатпаева, 2, Нур-Султан, Казахстан.

Vacu.Uk J. - PhD, Professor of Masaryk University, Porici 7/9, 603 00. Brno, Czech Republic. Satanov A.B. - main author, Phd student, L.N.Gumilyov Eurasian National University, Satpayev str. 2. NurSultan, Kazakhstan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.