Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОБОРОННО-МАССОВОЙ РАБОТЫ В ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В 30-Е ГОДЫ XX ВЕКА'

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОБОРОННО-МАССОВОЙ РАБОТЫ В ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В 30-Е ГОДЫ XX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПИОНЕРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ОБОРОННО-МАССОВАЯ РАБОТА / КОМПЛЕКС «БУДЬ ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ» / ВОЕННОЕ ДЕЛО / ВОЕНИЗИРОВАННЫЕ ИГРЫ / НАЧАЛЬНАЯ И ДОПРИЗЫВНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Орлова Людмила Николаевна

Целью исследования является изучение вопросов организации оборонно-массовой работы в пионерской организации в 30-е годы XX века. Анализируются материалы съездов ВЛКСМ, пленумов ЦК ВЛКСМ, Центрального Совета пионерской организации имени В.И. Ленина по решению задач в области оборонно-массовой, патриотической работы среди детей и молодёжи в период обострения международной обстановки. Рассматриваются основные направления данной работы, среди которых - проведение военных и военно-физкультурных игр, соревнований, сдача норм на значки: «Готов к труду и обороне», «Юный Ворошиловский стрелок», «Готов к санитарной обороне» и др., организация оборонно-массовых кружков различной направленности, шефская работа частей Красной Армии над школами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Орлова Людмила Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF THE MASS DEFENSE WORK DEVELOPMENT IN THE PIONEER ORGANIZATION IN THE 30S OF THE XX CENTURY

The purpose of the study is to study the organization of mass defense work in the pioneer organization in the 30s of the XX centuries. The materials of the Komsomol congresses, the Central Committee of the Komsomol Plenums, the Central Council of the pioneer organization named after V. I. Lenin on solving problems in the field of mass defense, patriotic work among children and youth during the aggravation of the international situation are analyzed. The main directions of this work are considered, among which are conducting military and military-physical culture games, competitions, passing standards for badges: «Ready for Labor and Defense», «Young Voroshilovsky shooter», «Ready for Sanitary Defense», etc., organization of mass defense circles of various orientations, patronage work of Red Army units on schools.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОБОРОННО-МАССОВОЙ РАБОТЫ В ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В 30-Е ГОДЫ XX ВЕКА»

УДК 351.862:329.78(470)"1930/_" DOI: 10.22394/2225-8272-2021-10-2-144-152

ОРЛОВА Людмила Николаевна, кандидат политических наук, доцент, зав. кафедрой социально-культурной деятельности, Орловский государственный институт культуры (Россия, Орёл), email: orlova.iz.orla@gmail.com

ORLOVA L.N., Candidate of Political Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Social and Cultural Activities of the Federal State Budget Educational Institution of Higher Education Orel State Institute of Culture (Russian Federation, Orel), e-mail: orlova.iz.orla@gmail.com

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОБОРОННО-МАССОВОЙ РАБОТЫ В ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В 30-Е ГОДЫ XX ВЕКА

HISTORY OF THE MASS DEFENSE WORK DEVELOPMENT IN THE PIONEER ORGANIZATION IN THE 30S OF THE XX CENTURY

Аннотация. Целью исследования является изучение вопросов организации оборонно-массовой работы в пионерской организации в 30-е годы XX века. Анализируются материалы съездов ВЛКСМ, пленумов ЦК ВЛКСМ, Центрального Совета пионерской организации имени В.И. Ленина по решению задач в области оборонно-массовой, патриотической работы среди детей и молодёжи в период обострения международной обстановки. Рассматриваются основные направления данной работы, среди которых - проведение военных и военно-физкультурных игр, соревнований, сдача норм на значки: «Готов к труду и обороне», «Юный Ворошиловский стрелок», «Готов к санитарной обороне» и др., организация оборонно-массовых кружков различной направленности, шефская работа частей Красной Армии над школами.

Ключевые слова; пионерская организация, оборонно-массовая работа, комплекс «Будь готов к труду и обороне», военное дело, военизированные игры, начальная и допризывная военная подготовка учащихся.

Abstract. The purpose of the study is to study the organization of mass defense work in the pioneer organization in the 30s of the XX centuries. The materials of the Komsomol congresses, the Central Committee of the Komsomol Plenums, the Central Council of the pioneer organization named after V.I. Lenin on solving problems in the field of mass defense, patriotic work among children and youth during the aggravation of the international situation are analyzed. The main directions of this work are considered, among which are conducting military and military-physical culture games, competitions, passing standards for badges: «Ready for Labor and Defense», «Young Voroshilovsky shooter», «Ready for Sanitary Defense», etc., organization of mass defense circles of various orientations, patronage work of Red Army units on schools.

Keywords: pioneer organization, mass defense work, complex «Be Ready for Labor and Defense», military affairs, paramilitary games, initial and pre-conscription military youth training.

Введение

В настоящее время, в отличие от 90-х годов прошлого века, большое внимание уделяется патриотическому воспитанию юных граждан: создаются и поддерживаются детские и молодежные общественные объединения патриотической направленности, реализуются государственные программы, в образовательных учреждениях введены дополнительные ставки педагогов, ведущих работу в данной сфере. Однако стоит обратиться к истокам оборонно-массовой работы в пионерской организации в 30-е годы, чтобы понять, каким образом выстраивалась такая мощная система гражданского и патриотического воспитания юных граждан.

Патриотическая и оборонно-массовая работа всегда была приоритетом деятельности Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина.

Обострение международной обстановки, начало создания антисоветского блока капиталистическими странами (1925 год) требовало укрепления Красной Армии и изменения в системе допризывной подготовки молодежи СССР.

В резолюции V Всесоюзной конференции ВЛКСМ, проходившей в марте 1927 года, говорилось, что пионерскую работу необходимо использовать для проведения военной пропаганды среди пионеров и детей. В обращении Центрального Бюро юных пионеров (январь 1928 года) содержался призыв, направленный на укрепление связи между пионерами и частями Красной Армии и Красного флота, на распространение среди всех детей военных знаний: санитарной работы, топографии, сигнализации, стрелкового дела. Заканчивалось обращение словами: «К укреплению обороны Советского Союза - будьте готовы!» [1, С. 73].

Задачи военной работы комсомола были серьезно затронуты в 1929 году на VI Пленуме ЦК ВЛКСМ в период опасности «непосредственного военного нападения на Советский Союз, особенно в связи с захватом Китайско-Восточной железной дороги».

Пленум признал неудовлетворительной дан-

ную работу, причинами чего стали разрыв между «готовностью членов ВЛКСМ и трудящейся молодежи защищать СССР и необходимостью изучения конкретных знаний военного дела» (Постановления и резолюции VI декабрьского Пленума ЦК ВЛКСМ. Издательство «Молодая гвардия»); недооценка важности военной работы; неподготовленность руководящих органов; несоответствие большинства форм и программ военной работы запросам молодежи (сухость, однообразие); недостаточность наглядных пособий и неудовлетворительность материальной базы.

В частности, отмечая важность данного вопроса, пленум рекомендовал вести систематическую военную работу среди детей 12-6 лет, а также оживить данную деятельность в пионерских отрядах не путем выделения в самостоятельное направление, а через максимальное распространение во всех сферах пионерской жизни: в труде, физкультуре, досуге, общественно-политической работе. Пленум обратил внимание на такие формы работы, как организация различных походов и прогулок (военно-туристских, военно-физкультурных с целью изучения прикладных военных знаний); организация военных и военно-физкультурных игр, карнавалов, сборов и др. Вся работа по данному направлению должна была строиться в красочных формах, доступном для детей объеме. Для более тесного взаимодействия Красной Армии с детьми и молодежью предлагалось практиковать оказание помощи в культурно-политическом обслуживании, широко освещать вопросы жизни военных частей в местной печати, проводить различные совместные кампании.

Конечно, эпизодические акции оборонно-массовой работы в пионерской организации были и до этого. Например, Неделя обороны СССР (июль 1927 года), в которой пионерские отряды принимали участие в стрелковых соревнованиях, изучали топографию, сигнализацию флажками, правила противовоздушной и химической обороны; парад на Красной площади в Москве 1 мая 1928 года, где юнармейцы Красной Пресни приняли активное участие.

Но ярко прозвучала мысль о подготовке к обороне СССР, зафиксированная в новых комплексных программах, изданных для сельских и городских школ первой ступени, в 1929 году.

IX съезд ВЛКСМ, состоявшийся в 1931 году, также подчеркнул важность данной работы, поручив «обеспечить все необходимые меры для более широкого участия союза в деле укрепления обороноспособности СССР» [2, С. 410].

VII Всесоюзная конференция ВЛКСМ (1932 год), говоря о состоянии политико-воспитательной работы в комсомоле и среди пионеров, рекомендовала «широко развернуть военно-физкультурную работу... знакомить детей с элементарными навыками военного дела (строй, военно-воздушная оборона, топография, сигнализация, связь, маскировка, стрелковое дело) ...». Конференция считала целесообразным установить специальные нормы для пионеров и детей на сдачу значка «Готов к труду и обороне» («Товарищ комсомол»). Кстати говоря, в 1934 году была введена детская ступень комплекса БГТО («Будь готов к труду и обороне»), и, по данным на 1 июля 1935 года, «свыше четырехсот тысяч детей было охвачено подготовкой к сдаче норм на этот значок, а пятьдесят шесть тысяч ребят сдали эти нормы полностью».

Пионерские отряды активно подключаются к выполнению решений VII Всесоюзной Конференции. В учебные планы семинаров вожатых, разработанных Центральным домом вожатого и утвержденных отделом пионеров ЦК ВЛКСМ, кроме традиционных форм (разучивание «Торжественного обещания юных пионеров», игр, песен и др.), включаются строевые занятия и фигурная маршировка, занятия по нормам БГТО, топографии, разведке, азбуке Морзе. В задачи вожатым вменяется привлечение к работе на форпостах и площадках физкультурников, активистов Осоавиахима, мастеров спорта, которые смогли бы создать оборонные кружки, детские спортивные команды, устроить физ-

культурные праздники для детей, походы, военные игры, соревнования по стрельбе, сдачу норм на оборонные и физкультурные значки.

В качестве методического обеспечения для вожатых выпускаются специальные книги. Например, «Юные друзья обороны», изданная «Молодой гвардией» в 1935 году, содержала большой справочный и практический материал для работы юных связистов, стрелков, разведчиков, моряков; здесь же давались материалы по сдаче норм на детский значок БГТО, а также на значок «Юный ворошиловский стрелок». Еще один сборник «Юные осоавиахимовцы» (издательство ЦС Осоавиахима, 1935 год) был посвящен подробному описанию работы кружков стрелков-разведчиков, ПВХО, телефонистов, голубеводов, топографов. Книга И. Дебрина «К обороне готовы» (издательство Западного областного Госиздательства, 1934 год) давала ряд ценных указаний по организации оборонной работы среди детей и подростков в условиях села; сочетанию военно-физкультурной и охотоведческой работы; проведению военных игр, экскурсий в красноармейские части. Подобные пособия способствовали развитию оборонно-массовой работы среди подростков.

Ежегодно в канун дня Красной Армии (23 февраля) становилось традицией проводить специальные отрядные сборы, на которые приглашались командиры, красноармейцы подшефных частей с интересными и захватывающими рассказами об эпизодах «борьбы Рабоче-крестьянской Красной Армии против врагов революции». Этот праздник способствовал оживлению оборонно-массовой и военно-физкультурной работы в отрядах.

В. Мускин, заведующий отделом пионеров, член бюро ЦК ВЛКСМ, в своем докладе на X съезде ВЛКСМ (1936 год), отмечая высокую активность пионерских отрядов и дружин в оборонно-массовой работе, говорил, что «введение значков «Будь готов к труду и обороне», «Готов к санитарной обороне», «Юный ворошиловский

стрелок» ответило живейшим устремлениям ребят, попало в точку... Военное дело стало для пионеров одним из любимейших занятий в отряде. С какой любовью изучают они правила противовоздушной и химической обороны, учатся стрелять, пользоваться противогазами, оказывать первую помощь. С каким интересом разучивают они сигнализацию, азбуку Морзе, устраивают полевые телефоны, изучают различные виды связи, топографию. Как увлекаются ребята, особенно в национальных областях, кавалерийской ездой в кружках юных ворошиловских всадников. Как захватывает пионеров приморских и речных областей военно-морское дело».

II Пленум ЦК ВЛКСМ (1936 год) указал, что основа оборонной работы в пионерском звене и отряде - подготовка и сдача норм на оборонные значки, организация соревнований, в которых можно применить знания, полученные при сдаче норм. Но в то же время, как отметил Пленум, нельзя ограничиваться только этим, так как можно «засушить всю работу, сделать ее неинтересной... Юному ворошиловскому стрелку, сдавшему нормы, хотелось бы проявить свое умение метко стрелять, а значкисту БГСО («Будь готов к санитарной обороне») хотелось бы показать всем, как ловко он умеет делать перевязки, применять необходимые меры помощи пострадавшему.».

На Пленуме также отмечалось, что особый интерес к оборонному делу вызовет проведение военно-тактической игры, которая «ценна тем, что в ней смогут проявить себя и связисты, и топографы, и собаководы, и значкисты ПВХО (противовоздушная и противохимическая оборона) и ГСО («Готов к санитарной обороне»), и юные ворошиловские стрелки в конце тактических занятий в стрелковом тире стрельбой по мишени смогут показать, насколько ценными бойцами они будут в настоящем бою».

Новая Конституции СССР 1936 года (статья 132) гласила, что защита Родины от «посягательств фашистских бандитов» являлась

«почетной обязанностью граждан СССР» [4].

Задачу по защите Родины поставил перед комсомольскими и пионерскими организациями X съезд ВЛКСМ, говоря о том, что «беззаветная защита социалистического Отечества есть самая святая и кровная обязанность члена ВЛКСМ» [3, С. 429]. Съезд обязал готовить себя к защите Родины от всяких опасностей и покушений на нее со стороны врагов, призвал вести пропаганду военных знаний, активно участвовать в работе общественных оборонных организаций, чтобы еще «до вступления в ряды армии и флота овладеть искусством меткой стрельбы, изучить одну из военных специальностей» [3, С. 430].

Таким образом, задача всемерного развертывания оборонной работы, подготовка достойных защитников Родины активно ставилась перед комсомолом и пионерией. Газеты и журналы тех лет публиковали различного рода обращения о том, чтобы подростки и молодежь активнее включались в эту работу.

Так, например, как отмечал вожатый первого отряда школы № 325 г. Москвы, Д. Гриль, когда в «Пионерской правде» появилось обращение одного из московских отрядов о трёх оборонно-физкультурных значках к 20-летию Советской власти, пионеры школы «уже имели по три значка (ЮВС, ПВХО, ГСО). У шести пионеров, кроме того, были еще и значки БГТО. На обращение наш отряд ответил решением сдать нормы и на значок БГТО».

Нормативы на значки «Ворошиловский стрелок», «Юный ворошиловский стрелок», «Готов к санитарной обороне» были положены в основу Всесоюзных оборонных соревнований пионеров и школьников 1939 года, объявленных ЦК ВЛКСМ.

Стоит отметить, что даже дети из зарубежных стран включились в эту работу. Так, пионеры Барселоны в 1937 году прислали в «Пионерскую правду» свое знамя, которое должно было быть вручено пионерскому отряду, лучше всех наладившему оборонное дело.

Дома и Дворцы пионеров активно включились в работу по подготовке пионеров-инструкторов, руководителей кружков военно-технической направленности. Так, в Московском доме пионеров и школьников в 1939 году занималось до двух тысяч пионеров и школьников в оборонных кружках. Знания, получаемые подростками, были весьма разнообразны и обширны: правила пользования противогазом, знакомство с отравляющими веществами, обучение защите при воздушном и наземном химическом нападении, изучение телефонных аппаратов, практическая работа по связи в поле, маскировка и т.д. За 1938 год оборонным отделом было подготовлено 270 инструкторов ПВХО, 40 инструкторов морского дела, 60 связистов, 90 пулеметчиков и гранатометчиков. Звание инструктора и право руководить кружками пионеры и школьники получали после соответствующей проверки в Осоавиахиме. 50 пионеров и школьников получили право на самостоятельный прием норм ПВХО первой ступени.

Сотни пионерских отрядов боролись за право присвоить своим отрядам имена генералов, маршалов Советского Союза. В свою очередь, воинские части, шефствуя над школами, оказывали им всемерную помощь при организации работы военных кружков, оборонного дела. Так, в ответе командира отдельного танкового батальона Н-ской стрелковой дивизии капитана Масленникова пионерскому отряду 1 -й неполной средней школы г. Бобруйска (БССР) говорилось: «В своем письме к Маршалу Советского Союза Егорову А. И. пионеры дали обещание учиться на «хорошо» и «отлично», а также овладевать военным делом. Они просили тов. Егорова о присвоении отряду его имени.

В своем ответном письме тов. Егоров, давая согласие, пожелал ребятам старательно изучать военное дело. Письмо тов. Егорова поставило перед нами задачу как можно полнее удовлетворить запросы детей. Мы сейчас еще больше помогаем пионеротрядам в оборонной

работе. Уже создан кружок по изучению мотора. Вместе с активом школы мы разрабатываем план военной игры».

Шефская работа частей Красной Армии над школами приобрела массовый характер. Создавались стрелковые, кавалерийские, мореходные и другие кружки; с помощью красноармейцев подростки изучали ручные гранаты, пулемет, азбуку Морзе, сигнализацию. Командиры и красноармейцы помогали устраивать оборонные соревнования, военные игры, на проведении которых стоит подробнее остановиться.

В 20-й школе Ленинского района Москвы в 1937 году проходили зимние военно-спортивные соревнования, куда были включены стрельба, топография, дальность полета моделей, умение обращаться с противогазом, действия при химической атаке. По окончании игры ребята тщательно разобрали недостатки учения и сами вывели себе оценку «хорошо с минусом».

Военно-спортивные соревнования, проходили в принципе по одной схеме с небольшими вариациями, зависящими от времени года, подготовленности подростков, места проведения и определенных условий.

В практике пионерской организации присутствовал еще один вид подобных соревнований - пятиборье. В него входили такие виды, как глазомер, определение предметов по запаху, подкрадывание, наблюдательность, ориентирование с завязанными глазами.

Даже младшие школьники не оставались в стороне от оборонной работы. Для них проводились специальные сборы, посвященные жизни и быту Красной Армии. Например, в клубе имени Дзержинского (Москва) (вожатая клуба Т. Гинзбург), где проходил подобный сбор, помещение, в котором проводился сбор, назывался «лагерь», в нём размещались «санитарный пункт», «казарма», «красный уголок», «штаб» и «учебная комната». Был даже тир -на стенах развешаны самодельные ружья,

установлены несколько больших ярко окрашенных мишеней. У входа в «штаб» находился дежурный пост, где каждые пять минут сменялись «часовые». Отряды и «звездочки» назывались взводами и отделениями, октябрята - бойцами.

После построения приглашенный командир Красной армии рассказал о жизни и быте бойцов, о том, как в любой момент они готовы встать на защиту Родины. Затем началась игра «Один день из жизни красноармейцев», которая включала в себя побудку горном, занятия физкультурой, завтрак, политбеседу (чтение «Пионерской правды»), занятия в тире, изучение противогаза, дежурство в штабе и на посту. Для того чтобы внести оживление в игру, использовался момент военной тревоги - появление рядом с лагерем неприятельского парашютиста (кукла-парашютист, спрятанная в укромное место), которого следовало отыскать в течение пяти минут. По окончании выполненного задания - объявление благодарности «красноармейцам» и завершение игры. Все мероприятие в целом заняло примерно 40 минут.

В 1939 году был принят новый закон «О всеобщей воинской обязанности», где говорилось, что «воинская служба в Рабоче-крестьянской Красной армии представляет почетную обязанность граждан СССР, а защита Отечества есть священный долг каждого гражданина СССР» [5].

Проведенный в августе Пленум ЦК ВЛКСМ, посвященный оборонной и физкультурной работе в комсомольских организациях, отмечал, что необходимо добиться того, чтобы оборонно-физкультурная работа в школах была направлена на проведение начальной и допризывной военной подготовки учащихся, для чего практиковать детские спортивные состязания, военные игры, стрелковые соревнования [6, С. 591].

Большим толчком к развертыванию оборонной работы в каждом отряде должны послужить оборонные соревнования пионеров и школьников 1940 года.

Оборонная работа должна стать неотъемлемой частью работы каждого пионерского отряда.

В этом же году в измененных «Правилах юных пионеров» появилась формулировка: «Пионер любит Красную армию, военно-морской флот и сам готовится защищать Родину от врагов» [1, С. 122].

В школах, отрядах и звеньях по всей стране в 1939 году активно продолжалась данная работа. Так, например, в г. Баку, во дворе школы № 132 был открыт хорошо оборудованный стрелковый клуб пионеров и школьников, а в школе № 80 г. Киева организован кружок юных ворошиловских кавалеристов, где два раза в неделю сорок пять человек изучали кавалерийское дело. В это же время в г. Махачкале начал работать кружок юных моряков, а в первичной организации Осоавиахима Архангельской средней школы № 3 сто семь пионеров занимались в трех стрелковых кружках и двух кружках по подготовке юных значкистов ПВХО.

Знания, полученные в оборонных кружках, закреплялись, как правило, проведением военизированных игр, таких как «Захват воздухоплавательной станции» (один отряд охраняет ее, а второй старается захватить); «Сила и меткость» (так называемые танки противника, сделанные из камней или хвороста, замаскированы, отряды должны обнаружить их, двигаясь по разным маршрутам, ориентируясь по компасу, затем с помощью гранат необходимо уничтожить или повредить «танки», израсходовав при этом как можно меньше гранат); «Лыжный кросс со стрельбой» (аналог современного биатлона); «Встреча разведчиков» (задача - «обнаружить как можно больше противников» (запомнить номерные знаки участников команды-соперника, нашитые на одежду спереди и сзади), по возможности, не попадаясь на глаза, маскируясь любыми возможными способами); «Бой за переправу» (на участке местности, пересеченной небольшим ручейком или оврагом, располагаются по обе стороны команды «крас-

ных» и «синих». Цель игры - захватить «вражеский» флаг. Побеждает команда, у которой больше разведчиков переправятся на сторону «противника») и др.

Деятельность оборонных кружков юных авиастроителей, юных гранатометчиков, служебного собаководства, почтового голубеводства и других являлась основой всевозможных соревнований и праздников. Например, в честь двадцать первой годовщины Рабоче-крестьянской Красной Армии в рамках пионерского праздника проводились соревнования лучших пионерских команд по стрельбе из духовых винтовок, запуск на дальность и высоту шаров-монгольфьеров и воздушных змеев, соревнования на быстроту и правильность надевания противогазов, соревнования гранатометчиков на меткость и дальность, выставка моделей кораблей.

Подводя итоги военно-спортивных соревнований пионеров и школьников, Бюро ЦК ВЛКСМ в своем Постановлении от 23 июля 1940 года отмечало, что школьные, районные, областные, краевые и республиканские военно-спортивные соревнования помогли улучшить работу в данном направлении. В них приняло участие «по Украине, Узбекистану, Казахстану и сорока областям РСФСР 1 559 015 учащихся. За период соревнований создано 48 260 военных кружков, а 611 705 учащихся сдали нормы на оборонные значки». В оборонных соревнованиях 1940 года, в отличие от 1939 года, принимали участие все пионеры и обучающиеся с пятого по десятый класс. Среди пионеров пятых-седьмых классов соревнования проводились по пяти видам оборонной работы: стрельбе, ПВХО, связи, военной топографии и ГСО. В старших классах добавлялся еще один вид -гранатометание [1, С. 124].

По итогам заседания Бюро ЦК ВЛКСМ было принято решение о принятии мер, обеспечивающих закрепление достигнутых результатов и расширение военно-спортивной работы среди детей. Кроме того, было предложено отделу

школьной молодежи и пионеров ЦК ВЛКСМ к 1 сентября 1940 года разработать программы военных соревнований 1941 года с включением в них элементов строевой и физической подготовки.

Говоря о военном воспитании в пионерском отряде, комдив П. Кобелев, Председатель Центрального Совета Осоавиахима СССР, отмечал, что пионерская организация имеет достаточно сил и опыта, чтобы справиться с этой задачей. Если каждый пионер-значкист подготовит к сдаче норм одного-двух своих товарищей, это будет в значительной мере способствовать выполнению задачи. «В настоящий момент при той заинтересованности, которую проявляют советские дети к военным наукам, вполне своевременно продвигать в практику пионерской оборонной работы и более сложную военно-тактическую игру».

Обобщая имеющийся опыт, Секретариат ЦК ВЛКСМ 13 декабря 1940 года утвердил Постановление о проведении военной игры пионеров «На штурм», которая должна была состояться в 1941 году. В «Пионерской правде» опубликован Приказ № 1 Главного штаба военной игры. Формировались подразделения - в игре должны были принимать участие пионерские отряды 5-8-х классов одной или двух школ. Одновременное количество участников каждой игры не должно было превышать 400 человек. Участники игры назывались юнармейцами. На первом месте, безусловно, стояли соревнования, связанные, с умением стрелять, но добавились конкурсы с элементами строевой и физической подготовки.

Начало Великой Отечественной войны нарушило планы по проведению военно-спортивных игр, ведь теперь готовность к защите Родины, свои военно-прикладные умения и навыки необходимо было проявить в суровых условиях реальных боевых действий.

Эффективность работы по военно-патриотическому воспитанию в пионерской организации в 30-е годы XX века была обуслов-

лена ее масштабностью (вовлечение практически каждого ребенка), системностью (обеспечение преемственности форм и методов работы от октябрят до старших пионерских вожатых, плановый характер), серьезным материально-техническим обеспечением, мощной идеологической пропагандой. Проведение оборонно-массовой или военно-патриотической работы со школьниками в 30-е годы XX века явилось одним из главных факторов победы советского народа над фашистской военной машиной, так как способствовало формированию боевого духа, героизма, готовности к самопожертвованию молодежи, позволило в кратчайшие сроки подготовить из вчерашних юных участников оборонно-массовых соревнований миллионы обученных бойцов.

Гордость за великие боевые подвиги предков, осознание причастности каждого поколения к истории России, политика современного Российского государства, направленная на нравственное и патриотическое воспитание детей и молодежи, дают сегодня позитивные плоды, и в государственной системе образования через деятельность детских и молодежных общественных объединений реализуется целенаправленная система военно-патриотической работы. И в большинстве своём традиционные и инновационные методы и технологии этой работы содержат в своей основе формы оборонно-массовой работы 30-х годов XX века.

Библиография:

1. Всесоюзная пионерская организация имени В.И. Ленина. Документы и материалы 1920-1972 гг. - М.: «Молодая гвардия», 1972. -457 с.

2. IX Всесоюзный съезд ВЛКСМ. Стенографический отчет. - М.; Ленинград: «Молодая гвардия», 1931. - 440 с.

3. X съезд ВЛКСМ. Стенографический отчет, ч. II. - Партиздат ЦК ВКП(б), 1936. - 551 с.

4. Конституция (основной закон) Союза Со-

ветских Социалистических Республик. Утверждена Чрезвычайным VIII съездом Советов Союза ССР 5 декабря 1936 года (с последующими изменениями и дополнениями). - URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1936.htm#10 (дата обращения: 11.05.2021).

5. Закон о всеобщей воинской обязанности. Закон СССР от 01.09.39. - URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1& documentId=80250 (дата обращения: 11.05.2021).

6. Товарищ Комсомол: Документы съездов, конференций и ЦК ВЛКСМ. В 2-х т. Т. 1. 19181941 / Сост.: В. Десятерик и др. - Москва: «Молодая гвардия», 1969. - 606 с.

References:

1. Vsesoyuznaya pionerskaya organizatsiya imeni V.I. Lenina. Dokumenty i materialy 19201972 gg. [All-Union pioneer organization named after V.I. Lenin. Documents and materials 19201972] - M.: Molodaya gvardiya, 1972. - 457s. (In Russ.).

2. IX Vsesoyuznyy s"yezd VLKSM. Steno-graficheskiy otchet [IX All-Union Congress of the Komsomol. Verbatim report]. - M.; - Leningrad: Molodaya gvardiya, 1931. - 440s. (In Russ.).

3. X s"yezd VLKSM. Stenograficheskiy otchet, ch. II, Partizdat TSK VKP(b), 1936 god [X Congress of the Komsomol. Verbatim Report, Part II. -Party publication of the Central Committee of the All-Union Communist Party]. - 551s. (In Russ.).

4.Konstitutsiya (osnovnoy zakon) Soyuza So-vetskikh Sotsialisticheskikh Respublik. Utverzhde-na Chrezvychaynym VIII s"yezdom Sovetov Soyuza SSR 5 dekabrya 1936 goda(s posleduyush-chimi izmeneniyami i dopolneniyami) [Constitution (basic law) of the Union of Soviet Socialist Republics. Approved by the Extraordinary VIII Congress of Soviets of the USSR on December 5, 1936 (with subsequent amendments and additions)] - URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1936.htm#10 (data obrashcheniya 11.05.2021). (In Russ.).

5. Zakon o vseobshchey voinskoy obyazannos-ti. Zakon SSSR ot 01.09.3939 [The law on general conscription. Law of the USSR dated 01.09.39] URL: https://clck.ru/WFg6Y (data obrashcheniya 11.05.2021). (In Russ.).

6. Tovarishch Komsomol: Dokumenty s"yezdov, konferentsiy i TSK VLKSM. [Comrade Komsomol: Documents of congresses, conferences and the Central Committee of the Komsomol] V 2-kh t. T. 1. 1918-1941 / Sost.: V. Desyaterik i dr. - M.: Molodaya gvardiya, 1969. - 606 s. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.