Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РОССИИ'

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
286
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИТ-УСЛУГИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никитина А. В.

В статье рассматриваются основные этапы развития облачных технологий. Особое внимание в статье уделено развитию облачных технологий в России, а также проблемам, которые влияют на их развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF THE DEVELOPMENT CLOUD TECHNOLOGIES IN RUSSIA

In the article the main stages development cloud technologies. Special attention the article given development cloud technologies in Russia, and issues which affect on their development.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РОССИИ»

УДК.004

Никитина А.В. студент магистратуры 2 курса Институт экономики и управления ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет им.И.С.Тургенева»

Россия, г. Орел

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РОССИИ

Аннотация: в статье рассматриваются основные этапы развития облачных технологий. Особое внимание в статье уделено развитию облачных технологий в России, а также проблемам, которые влияют на их развитие.

Ключевые слова: облачные технологии, ИТ-рынок, ИТ-услуги, дата-центры.

Nikitina A. V. master's student 2 course Institute of Economics and management Orel state University n. Ivan Turgenev

Russia, Orel

THE HISTORY OF THE DEVELOPMENT CLOUD TECHNOLOGIES IN RUSSIA

Abstract: in the article the main stages development cloud technologies. Special attention the article given development cloud technologies in Russia, and issues which affect on their development.

Keywords: cloud technology, IT -market, IT- services, data-centers.

За последние десять лет тема облачных технологий приобрела широкое распространение не только среди ИТ-специалистов, но и в сфере бизнеса. На российском рынке облачные услуги стали занимать одну из ведущих ролей, к ним присматриваются не только крупные игроки, но и представители малого и среднего бизнеса. На сегодняшний день российский рынок облачных технологий составляет миллиарды рублей.

Развитию облачных технологий предшествовал непростой и длительный путь. Впервые идеи виртуализации вычислений получили развитие в 50-х гг. прошедшего века при оптимизации работы больших вычислительных машин (мейнфреймов). Основной проблемой в то время было обеспечить максимальную загрузку компьютеров, чтобы уменьшить время простоя вычислительных мощностей. Именно тогда возникла идея обеспечения временного удаленного доступа пользователей к мейнфреймам для возможности полной загрузки компьютеров.

Развитие персональных компьютеров привело к отходу от дорогих мейнфреймов в сторону недорогих серверов, поэтому дальнейшего развития технологии облачных вычислений не получили.

Следующими важнейшими вехами в истории концепции облачных вычислений стали заявление Джона МакКарти о том, что «вычислительные мощности могут когда-нибудь стать публично доступными ресурсами», и выпуск в 1966 г. книги Дугласа Пар-хилла «The Challenge of the Computer Utility», в которой он описал практически все основные характеристики существующих сегодня облаков [2].

Впервые идея того, что мы сегодня называем облачными вычислениями была озвучена J.C.R. Licklider в 1970 г. В те годы он был ответственным за создание ARPAnet (Advanced Research Projects Agency Network). Его идея заключалась в том, что каждый человек на земле будет подключен к сети, из которой он будет получать не только данные, но и программы. Другой ученый — John McCarthy высказал идею о том, что вычислительные мощности будут предоставляться пользователям как услуга (сервис) [3].

В 90-е гг. происходит быстрое развитие глобальной сети — Интернет, оказывающее косвенное влияние на развитие облачных технологий. Наряду с развитием компьютерных сетей усовершенствовались аппаратные технологии, появились многоядерные процессоры, значительно увеличился объем хранилищ информации. Все это привело к развитию следующих компьютерных технологий, обеспечивших возможность появления облачных сервисов.

Дальнейшее развитие технологий облачных вычислений произошло в середине 2000-х гг. В 2006 г. компания Amazon запустила сервис под названием Elastic Compute cloud (EC2) как веб-сервис, который позволял его пользователям запускать свои собственные приложения, а еще через год свои облачные услуги предложили такие гиганты IT-индустрии, как Google, Sun и IBM.

В 2008 г. корпорация Microsoft предложила не просто сервис, а полноценную облачную операционную систему Windows Azure, которая на сегодняшний день является одной из самых крупных и всеохватывающих проектов в сфере облачных сервисов.

В 2010 г. появились облачные сервисы, которые были ориентированы не просто на разработчиков программного обеспечения, а на простых пользователей.

Говоря о развитии облачных технологий в России, следует отметить, что, по мнению аналитиков IDC, российский рынок облачных ресурсов находится на начальной стадии развития, хотя рост интереса к облачной модели предоставления ИТ-услуг заметен. По исследованию IDC, объем рынка облачных ИТ-услуг в 2010 г. в России составил около $35,08 млн, что составляет около 0,006% от общего ИТ-рынка России, тогда как в мировом масштабе доля ИТ-сервисов публичных облаков составила за тот же период около 7,5% мирового ИТ-рынка [2]. Объясняется это отчасти тем, что в

России доля услуг в общем объеме ИТ-рынка составляет около 20%, тогда как на ИТ-рынке Запада на услуги приходится более 60%.

В 2010 г. компания Softline запустила в коммерческую эксплуатацию первый в России проект, построенный на полноценной «облачной» SaaS-платформе, - Softcloud. Это первый в России портал, предоставляющий клиентам большой выбор «облачных» решений, а разработчикам -платформу для разработки и полный цикл продвижения и продаж SaaS. Однако при имеющемся предложении со стороны крупнейших международных корпораций Microsoft, IBM, Intel, NEC, а также российского системного интегратора - компании КРОК и других отечественных ИТ-поставщиков спрос на облачные сервисы в России пока невелик. Тем не менее, исследование IBM 2011 CIO Study показало, что 60% организаций готовы к внедрению в течение следующих пяти лет решений на базе технологии облачных вычислений [1].

Проблема распространения облачных технологий имеет тесную связь с неурегулированностью законодательной базы, в частности, в отношении требований закона от 27.07.2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных», который накладывает огромные ограничения на поставщика услуг, что закономерно не способствует развитию бизнеса.

Среди важных ограничений для России можно назвать слабо развитую структуру дата-центров. В России количество дата-центров постоянно растет: для этого переоборудуются существующие здания, а также строятся новые. Но в основном их местоположение ограничено крупными региональными центрами, такими как Москва и Санкт-Петербург. На их возникновение влияет наличие в том или ином месте централизованных точек обмена трафиком. Внедрение дата-центров помогает повысить эффективность решения бизнес-задач. В то же время, судя по опубликованным данным, среди крупнейших компаний в России 43% не только не имеют собственных дата-центров, но и не пользуются услугами внешних центров обработки данных (ЦОД). Как известно, строительство и эксплуатация современного дата-центра является сложным техническим проектом, требующим значительных финансовых затрат. Именно по этой причине в той или иной степени к аутсорсингу ЦОД прибегают компании практически всех секторов экономики. Арендуя в ЦОД место в стойке или сервер, клиент использует и оплачивает, по сути, только вычислительный ресурс. С виртуализацией инфраструктуры дата-центра заказчик услуг получает масштабированные мощности уже на виртуальных машинах. В очень многих областях РФ тарифы на доступ к сети велики, а качество соответствующих услуг (скорость доступа, время устранения неисправностей и т.д.) имеет противоположный вектор. Несмотря на стабильный ежегодный рост интернет-проникновения в России, в целом интернет-инфраструктура в России остается недостаточно качественной для серьезных облачных проектов федерального масштабах.

Тем не менее, на основе изученных данных об основных тенденциях и проблемах развития облачных сервисов в России, можно утверждать, что облачные вычисления становятся все более привычной практикой потребления информационных технологий в России, растет число поставщиков подобного рода услуг. Становится очевидным тот факт, что для разрешения основных вопросов безопасности и надежности, повышения конкурентоспособности на рынке облачных технологий необходима система согласованных мер государственного вмешательства для содействия в развитии компаниям ИТ-сферы.

Использованные источники:

1.Восканян М. Облака меняют IT-пейзаж [Электронный ресурс]/М. Восканян/ZCRN/RE («ИТ-бизнес»). - [30.06.2011]. - Режим доступа: http://www.crn.ru/numbers/specnumbers/detail.php?ID=53250.

2.Демурчаев Н. Г. Проблемы обеспечения информационной безопасности при переходе на облачные вычисления//Н. Г. Демурчаев, С. О. Ищенко // Информационное противодействие угрозам терроризма. - 2009. - №13. - С. 147-151.

3.Прохоров А. Рынок облачных услуг на взлете/А. Прохоров//ИКС-журнал. -2011. - №3. - С. 50-51.

4.Рихтер К. Chris Richter on Cloud Computing Security and Compliance //[Электронный ресурс]//Режим доступа:// blog.savvis.net.

УДК 336.711

Новик Т.В. старший преподаватель УО «Полесский государственный университет»

Республика Беларусь, г. Пинск

Солтан Г.В. студент

3 курс, факультет «Банковское дело» Полесский государственный университет Республика Беларусь, г. Пинск ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДИСТАНЦИОННОГО БАНКОВСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Статья посвящена вопросам развития дистанционного банковского обслуживания физических лиц в Республике Беларусь. Изучены преимущества системы дистанционного банковского обслуживания. Проведен анализ основных каналов системы дистанционного банковского обслуживания. На основе проведенного исследования выявлены основные направления привлечения клиентов в систему дистанционного банковского обслуживания в Республике Беларусь.

Банковская деятельность, система дистанционного банковского обслуживания, SMS-банкинг, Мобильный банкинг, Интернет-банкинг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.