УДК.004
Никитина А.В. студент магистратуры 2 курса Институт экономики и управления ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет им.И.С.Тургенева»
Россия, г. Орел
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РОССИИ
Аннотация: в статье рассматриваются основные этапы развития облачных технологий. Особое внимание в статье уделено развитию облачных технологий в России, а также проблемам, которые влияют на их развитие.
Ключевые слова: облачные технологии, ИТ-рынок, ИТ-услуги, дата-центры.
Nikitina A. V. master's student 2 course Institute of Economics and management Orel state University n. Ivan Turgenev
Russia, Orel
THE HISTORY OF THE DEVELOPMENT CLOUD TECHNOLOGIES IN RUSSIA
Abstract: in the article the main stages development cloud technologies. Special attention the article given development cloud technologies in Russia, and issues which affect on their development.
Keywords: cloud technology, IT -market, IT- services, data-centers.
За последние десять лет тема облачных технологий приобрела широкое распространение не только среди ИТ-специалистов, но и в сфере бизнеса. На российском рынке облачные услуги стали занимать одну из ведущих ролей, к ним присматриваются не только крупные игроки, но и представители малого и среднего бизнеса. На сегодняшний день российский рынок облачных технологий составляет миллиарды рублей.
Развитию облачных технологий предшествовал непростой и длительный путь. Впервые идеи виртуализации вычислений получили развитие в 50-х гг. прошедшего века при оптимизации работы больших вычислительных машин (мейнфреймов). Основной проблемой в то время было обеспечить максимальную загрузку компьютеров, чтобы уменьшить время простоя вычислительных мощностей. Именно тогда возникла идея обеспечения временного удаленного доступа пользователей к мейнфреймам для возможности полной загрузки компьютеров.
Развитие персональных компьютеров привело к отходу от дорогих мейнфреймов в сторону недорогих серверов, поэтому дальнейшего развития технологии облачных вычислений не получили.
Следующими важнейшими вехами в истории концепции облачных вычислений стали заявление Джона МакКарти о том, что «вычислительные мощности могут когда-нибудь стать публично доступными ресурсами», и выпуск в 1966 г. книги Дугласа Пар-хилла «The Challenge of the Computer Utility», в которой он описал практически все основные характеристики существующих сегодня облаков [2].
Впервые идея того, что мы сегодня называем облачными вычислениями была озвучена J.C.R. Licklider в 1970 г. В те годы он был ответственным за создание ARPAnet (Advanced Research Projects Agency Network). Его идея заключалась в том, что каждый человек на земле будет подключен к сети, из которой он будет получать не только данные, но и программы. Другой ученый — John McCarthy высказал идею о том, что вычислительные мощности будут предоставляться пользователям как услуга (сервис) [3].
В 90-е гг. происходит быстрое развитие глобальной сети — Интернет, оказывающее косвенное влияние на развитие облачных технологий. Наряду с развитием компьютерных сетей усовершенствовались аппаратные технологии, появились многоядерные процессоры, значительно увеличился объем хранилищ информации. Все это привело к развитию следующих компьютерных технологий, обеспечивших возможность появления облачных сервисов.
Дальнейшее развитие технологий облачных вычислений произошло в середине 2000-х гг. В 2006 г. компания Amazon запустила сервис под названием Elastic Compute cloud (EC2) как веб-сервис, который позволял его пользователям запускать свои собственные приложения, а еще через год свои облачные услуги предложили такие гиганты IT-индустрии, как Google, Sun и IBM.
В 2008 г. корпорация Microsoft предложила не просто сервис, а полноценную облачную операционную систему Windows Azure, которая на сегодняшний день является одной из самых крупных и всеохватывающих проектов в сфере облачных сервисов.
В 2010 г. появились облачные сервисы, которые были ориентированы не просто на разработчиков программного обеспечения, а на простых пользователей.
Говоря о развитии облачных технологий в России, следует отметить, что, по мнению аналитиков IDC, российский рынок облачных ресурсов находится на начальной стадии развития, хотя рост интереса к облачной модели предоставления ИТ-услуг заметен. По исследованию IDC, объем рынка облачных ИТ-услуг в 2010 г. в России составил около $35,08 млн, что составляет около 0,006% от общего ИТ-рынка России, тогда как в мировом масштабе доля ИТ-сервисов публичных облаков составила за тот же период около 7,5% мирового ИТ-рынка [2]. Объясняется это отчасти тем, что в
России доля услуг в общем объеме ИТ-рынка составляет около 20%, тогда как на ИТ-рынке Запада на услуги приходится более 60%.
В 2010 г. компания Softline запустила в коммерческую эксплуатацию первый в России проект, построенный на полноценной «облачной» SaaS-платформе, - Softcloud. Это первый в России портал, предоставляющий клиентам большой выбор «облачных» решений, а разработчикам -платформу для разработки и полный цикл продвижения и продаж SaaS. Однако при имеющемся предложении со стороны крупнейших международных корпораций Microsoft, IBM, Intel, NEC, а также российского системного интегратора - компании КРОК и других отечественных ИТ-поставщиков спрос на облачные сервисы в России пока невелик. Тем не менее, исследование IBM 2011 CIO Study показало, что 60% организаций готовы к внедрению в течение следующих пяти лет решений на базе технологии облачных вычислений [1].
Проблема распространения облачных технологий имеет тесную связь с неурегулированностью законодательной базы, в частности, в отношении требований закона от 27.07.2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных», который накладывает огромные ограничения на поставщика услуг, что закономерно не способствует развитию бизнеса.
Среди важных ограничений для России можно назвать слабо развитую структуру дата-центров. В России количество дата-центров постоянно растет: для этого переоборудуются существующие здания, а также строятся новые. Но в основном их местоположение ограничено крупными региональными центрами, такими как Москва и Санкт-Петербург. На их возникновение влияет наличие в том или ином месте централизованных точек обмена трафиком. Внедрение дата-центров помогает повысить эффективность решения бизнес-задач. В то же время, судя по опубликованным данным, среди крупнейших компаний в России 43% не только не имеют собственных дата-центров, но и не пользуются услугами внешних центров обработки данных (ЦОД). Как известно, строительство и эксплуатация современного дата-центра является сложным техническим проектом, требующим значительных финансовых затрат. Именно по этой причине в той или иной степени к аутсорсингу ЦОД прибегают компании практически всех секторов экономики. Арендуя в ЦОД место в стойке или сервер, клиент использует и оплачивает, по сути, только вычислительный ресурс. С виртуализацией инфраструктуры дата-центра заказчик услуг получает масштабированные мощности уже на виртуальных машинах. В очень многих областях РФ тарифы на доступ к сети велики, а качество соответствующих услуг (скорость доступа, время устранения неисправностей и т.д.) имеет противоположный вектор. Несмотря на стабильный ежегодный рост интернет-проникновения в России, в целом интернет-инфраструктура в России остается недостаточно качественной для серьезных облачных проектов федерального масштабах.
Тем не менее, на основе изученных данных об основных тенденциях и проблемах развития облачных сервисов в России, можно утверждать, что облачные вычисления становятся все более привычной практикой потребления информационных технологий в России, растет число поставщиков подобного рода услуг. Становится очевидным тот факт, что для разрешения основных вопросов безопасности и надежности, повышения конкурентоспособности на рынке облачных технологий необходима система согласованных мер государственного вмешательства для содействия в развитии компаниям ИТ-сферы.
Использованные источники:
1.Восканян М. Облака меняют IT-пейзаж [Электронный ресурс]/М. Восканян/ZCRN/RE («ИТ-бизнес»). - [30.06.2011]. - Режим доступа: http://www.crn.ru/numbers/specnumbers/detail.php?ID=53250.
2.Демурчаев Н. Г. Проблемы обеспечения информационной безопасности при переходе на облачные вычисления//Н. Г. Демурчаев, С. О. Ищенко // Информационное противодействие угрозам терроризма. - 2009. - №13. - С. 147-151.
3.Прохоров А. Рынок облачных услуг на взлете/А. Прохоров//ИКС-журнал. -2011. - №3. - С. 50-51.
4.Рихтер К. Chris Richter on Cloud Computing Security and Compliance //[Электронный ресурс]//Режим доступа:// blog.savvis.net.
УДК 336.711
Новик Т.В. старший преподаватель УО «Полесский государственный университет»
Республика Беларусь, г. Пинск
Солтан Г.В. студент
3 курс, факультет «Банковское дело» Полесский государственный университет Республика Беларусь, г. Пинск ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДИСТАНЦИОННОГО БАНКОВСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Статья посвящена вопросам развития дистанционного банковского обслуживания физических лиц в Республике Беларусь. Изучены преимущества системы дистанционного банковского обслуживания. Проведен анализ основных каналов системы дистанционного банковского обслуживания. На основе проведенного исследования выявлены основные направления привлечения клиентов в систему дистанционного банковского обслуживания в Республике Беларусь.
Банковская деятельность, система дистанционного банковского обслуживания, SMS-банкинг, Мобильный банкинг, Интернет-банкинг.