Научная статья на тему 'История развития налогового контроля в России'

История развития налогового контроля в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2852
427
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / ФИНАНСОВЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яковлева Екатерина Сергеевна

В статье рассматривается история становления налогового контроля в России, определяются основные этапы. Исследуется формирование налоговой системы, вследствие чего выявляются особенности налоговых органов. Отмечена важность изучения причин возникновения налогового контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История развития налогового контроля в России»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-3/2017 ISSN 2410-700Х

России)» и Федеральный Закон «О банках и банковской деятельности Российской Федерации». Не раз реформировалось и на сегодняшний день в соответствии со ст.2 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» российская банковская система «включает в себя Банк России, кредитные организации, а также представительства иностранных банков» [1].

Таким образом можно отметить, что в становление российской банковской системы происходила характерным путем. Ей были присущи такие признаки как: нечётко сформированная государственная банковская политика; несбалансированная законодательная база; недостаточное количество квалифицированных и опытных банковских специалистов. Необходимо подчеркнуть, что современную жизнь невозможно человечеству представить без существования банков. Они, как и ранее продолжают выступать составной частью всей экономической системы страны. Список использованной литературы:

1. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1-ФЗ «О банках и банковской деятельности» // Собрание законодательства РФ, 05.02.1996. - № 6. - Ст. 492.

2. См.: Белоглазова Г.Н. Деньги, кредит, банки: учебник. - М.: Юрайт, 2014. - 620 с.

3. Боровой С.Я. Кредит и банки России (сер. XVIII в. - 1861 г.). - М.: Госфиниздат, 1994. -288с.

4. Бобин С.С. Развитие банковской системы в России // Финансы и кредит, 2010. - № 7. - С. 84-91.

5. Коновалова М. И. Возникновение, формирование и структура банковской системы России // Актуальные проблемы российского права, 2011. - №1. - С. 97-104.

6. Мхитарян Р.А. Современное состояние банковской системы России // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2015. - № 8-4. - С. 723-726.

7. Сидорова А.В., Коннина Е.С. Конституционное регулирование экономики Российской Федерации // Бюллетень науки и практики. Электр.журн. 2016. № 11 (12). С.203. Режим доступа: htth://www.bulletennauki.com/sidorova-konnina (дата обращения 12.04.2017).

© Яковлева Е.С., 2017

УДК 336.226(091)

Яковлева Екатерина Сергеевна

студент СГЭУ г. Самара, РФ E-mail: [email protected] Научный руководитель: Казанкова Т.Н.

К. п. н., доцент СГЭУ E-mail: [email protected]

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ

Аннотация

В статье рассматривается история становления налогового контроля в России, определяются основные этапы. Исследуется формирование налоговой системы, вследствие чего выявляются особенности налоговых органов. Отмечена важность изучения причин возникновения налогового контроля.

Ключевые слова

Налоговый контроль, налоговые органы, налоговая система, финансовые учреждения.

Важным элементом управления налоговой системой, который поддерживает стабильное функционирование экономики страны, является налоговый контроль. При этом нужно отметить, что роль и задачи налогового контроля достаточно подробно могут быть освещены в историческом аспекте, что

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-3/2017 ISSN 2410-700Х_

обуславливает актуальность исследования проблемы становления и развития налогового контроля в России. Необходимо заметить, что развитие налогового контроля неразрывно связано со становлением налоговой системы. Его деятельность также неотделима от развития государства и общества в целом. Появление государства является причиной первых общественных потребностей, возникновения товарно-денежных отношений. В отсутствие финансовых учреждений взимание налоговых платежей во времена Киевской Руси осуществлялось князем Киевским лично. С увеличением роли государства самостоятельно осуществлять функцию сбора дани князьям стало сложнее. Так, киевский князь объективно вынужден был опираться на помощь назначаемых им военных начальников и администраторов, которые, как правило, избирались из членов своей семьи и доверенных лиц [3, с. 127]. Незадолго до распада Древнерусского государства, с XI в. в княжеском дворе появляется ряд должностей, которые непосредственно отвечали за сбор податей. К ним относились так называемые данщики, таможенники, верующие и т. д. [8, с. 9]. Следовательно, появляются первые попытки создания должностей, занимая которые лица непосредственно собирали налоги и осуществляли контроль за их уплатой. Во времена Золотой Орды сбором налогов («выход ордынский») занимаются уже специально назначенные чиновники — баскаки, а также откупившие это право богатые восточные купцы (в основном, хорезмские и хивинские) [2, с. 101]. В это время происходит зарождение учёта лиц, с которых взимались налоги и сборы, на основе которого создавались писцовые книги, что является отражением современного реестра налогоплательщиков. К XIV в. создается система «кормления с произволом кормильщика и его чиновников». В данный период возникают должности казначеев, дьяков и подьячих, которые ведали сбором оброков и вели соответствующие книги и записи. Период от основания государства до 1464 года характеризовалось отсутствием специальных финансовых учреждений. Прообразом государственного контрольного органа стал действовавший с 1655 года Счетный приказ. Задачей его был контроль сумм, которые поступали в приход и расход по разным учреждениям [4, с. 93]. Таким образом, для этого этапа эволюции налогового контроля было характерно: раздробленность всех элементов осуществления налогового контроля в результате недостаточного развития государства; контроль за взиманием налогов принадлежит непосредственно власти; создаются должности, находясь на которых лица должны были собирать налоги.

С царствованием Петра I начинается второй этап развития налогового контроля. Отдельного внимания заслуживает организационная система сбора налогов во времена его правления. Так, Петр I ввел «управленческий» Сенат — постоянно действующий высший орган государственного управления, наряду с другими функциями выполнял обязанности контролера в сфере государственных налогов и расходов. В 1706 году издан Указ о создании губерний во главе с губернатором. На губернатора возложены обязанности по контролю за сбором налогов [6, с. 119]. Пётр I также утвердил вместо многочисленных приказов Камер-коллегию, которой было поручено следить за окладной и неокладными приходами. Петровская эпоха характеризуется переходом от подворного налогообложения к подушной подати, то есть объектом налогообложения становится лицо мужского пола. Тем самым были созданы «ревизские сказки» — списки, в которые заносилось мужское население. Екатерина II внесла кардинальные изменения в организации налогового контроля. Ею была создана экспедиция о государственных доходах, которая в дальнейшем была разделена на четыре самостоятельных экспедиции, одна из которых занималась взысканием недоимок и недоборам налогов. В губерниях для сбора податей, ревизии отчетов было создано коллегиальные губернские казенные палаты. Эти палаты осуществляли свою деятельность вплоть до XX в. Но с XIX в. контроль количества налогоплательщиков начал осуществляться ревизионными переписями [5, с. 243]. В период царствования Александра I было создано Министерство финансов, которое ведало всеми государственными доходами, а также разрешало вопросы по налогообложению. Вопросы налогообложения решались на местах казенными палатами, которые подчинялись Министерству финансов, а в 1885 г. указом Александра III в их штате появились должности податных инспекторов. Штатная численность для них была установлена в количестве 500 человек [2, с. 103]. Таким образом, данном этапе происходит централизация и усиление осуществления налогового контроля и создаются не должности, а специальные органы государственного аппарата, осуществляющих налоговый контроль.

Возрождение налоговой системы после Октябрьской революции происходит с переходом к новой

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-3/2017 ISSN 2410-700Х_

экономической политики. В соответствии с Положением о Народном комиссариате финансов, утвержденным ВЦИК 26 июля 1921 г., в составе Народного комиссариата финансов было создано организационно-налоговое управление, которое позднее переименовали в управление налогами и государственными доходами [7, c. 338]. При этом на местах функции налогового контроля вместо податных инспекторов осуществляли финансовые инспекторы, которые находились в подчинении губернских финансовых отделов. Сбор налогов с населения введен в 1930 году. Налоговые инспекции (территориальные налоговые органы) — структурные подразделения районных и городских финансовых отделов. В 1931 г. вводят государственную регистрацию — обязательную процедуру становления на учет налогоплательщиков (государственных, кооперативных и общественных организаций) с целью контроля законности их возникновения, реорганизации, прекращения деятельности и объектов налогообложения (отдельных видов имущества). Без прохождения регистрации предприятия не могли участвовать в хозяйственном обороте, заключать договоры, открывать в учреждениях Госбанка расчетные и текущие счета [6, с. 126]. В 1959 году были переименованы налоговые инспекции в инспекции государственных доходов, но их компетенция практически не изменилась. Следовательно, для этого периода характерно усиление роли органов, имеющих полномочия осуществлять налоговый контроль на местах. С переходом к рыночной экономике возникает необходимость реорганизации налоговых органов. Созданная в 1991 г. Государственная налоговая служба Российской Федерации в 1998 г. была преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, которое в свою очередь в 2004 г. было преобразовано в Федеральную налоговую службу. Вместе с преобразованием структуры налоговых органов изменялись и расширялись выполняемые ими функции [1, с. 35].

Становление налогового контроля в России позволяет сделать вывод о том, что по мере развития государства изменялись способы государственного управления налогами и сборами. При этом нужно отметить, что эффективность системы налогового контроля на каждом этапе истории России зависели от уровня развития государственного аппарата, степени социально-экономического развития общества, самого государства и налоговой культуры населения.

Список использованной литературы:

1. Гончарова Ю.В. Налоговый контроль основной элемент налогового администрирования // Юридический вестник РГЭУ. Ростов-на-Дону: РГЭУ "Ринх", 2009. - № 1 (49). - С. 31-38.

2. Елькина Э. Н. История налоговых проверок // Аграрный вестник Урала, 2014. - №6. - С. 100-104.

3. Захарова Н. А. Правовые проблемы регулирования налогового контроля в свете административной реформы: дис.... канд. юрид. наук: спец. 12.00.14. - М.: 2005. - 186 с.

4. Мусаелян А. К. Генезис системы государственного налогового контроля в РФ // Новые технологии, 2014. - №2. - С. 92-98.

5. Нестеров Г. Г., Попонова Н. А., Терзиды Н. А. Налоговый контроль: учебное пособие. - М.: Эксмо, 2009. -384 с.

6. Нелюбин Д. Е. Система налогового контроля в Российской Федерации: теория и практика правового

регулирования, актуальные проблемы и направления реформирования: дис.... Канд. юрид. наук: спец.

12.00.14. - М.: 2003. - 183 с.

7. Романовенов М.В., Врублевский О.В., Сабанти Б.М. Финансы. - М.: Перспектива, 2000. - 520 с.

8. Янжул И. И. Основные начала финансовой науки. - М.: Старт, 2002. - 555 с.

© Яковлева Е.С., 2017

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-3/2017 ISSN 2410-700Х

МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ

УДК 331.446.3

Васильева Мария Васильевна

ассистент

кафедры общей гигиены ВГМУ им. Н.Н. Бурденко

Либина Ирина Ивановна к.б.н., ст. преп.

кафедры общей гигиены ВГМУ им. Н.Н. Бурденко Натарова Анастасия Алексеевна

к.м.н., ассистент

кафедры общей гигиены ВГМУ им. Н.Н. Бурденко

г. Воронеж, РФ E-mail:[email protected]

ОЦЕНКА РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ КАК ОДНА ИЗ ВАЖНЕЙЩИХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация

Все живое на земле для осуществления своей жизнедеятельности нуждается в пищи. Многочисленные научными исследованиями доказано влияние питания на здоровье человека. В настоящее время организация правильного здорового питания студенческой молодежи имеет большое социальное значение как фактор определяющий здоровье будущих поколений.

Ключевые слова Здоровье, студенты, рациональное питание, общество, заболевания.

Здоровье человека во многом формирует правильное питание. Однако, сегодня неадекватное отношение к питанию является одной из глобальных проблем современного общества. На сегодняшний день трудно найти тех, кто, заботясь о своем состоянии, старается принимать только здоровую пищу. Нехватка времени, некомпетентность в вопросах культуры питания, темп современной жизни - все это привело к неразборчивости в выборе продуктов. Особенно эта тенденция имеет место среди учащихся высших учебных заведений [1 с.408].

Неправильное питание становится серьезным фактором риска развития многих заболеваний. В последнее время многими российскими учеными отмечен рост хронических заболеваний среди молодых лиц, в том числе желудочно-кишечных расстройств [3 с.179].

Целью нашей работы явилась оценка фактического питания студентов Воронежского государственного университета.

В работе использовалась анкета для субъективной оценки фактического питания студентов. В исследовании приняли 102 человека 3 курса Воронежского государственного университета.

При оценки качества питания студентами ВГУ, установлено, что хорошим питание считают 47%, удовлетворительным - 27% и неудовлетворительным - 26% студентов.

Исследования показали, что для рациона студентов характерно 3-4-х разовое питание только для 27% студентов. Вместе с тем, 63% студентов ВГУ считают свое питание регулярным.

Причем, студенты завтракают лишь периодически (57%), ужинают непосредственно перед сном 20%, за 2 и 3 часа до сна 27% и 30% соответственно. 73% студентов игнорируют прием горячей пищи каждый день, употребляя первые блюда раз в 2-3 дня (23%) и раз в неделю (30%).

Обучающиеся в ВГУ питаются в буфете 2-3 раза в неделю (23%) или реже (33%).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.