Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ В ТУРКМЕНИСТАНЕ'

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ В ТУРКМЕНИСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Туркменистан / государство / общество / учитель / школа / культура / искусство / литература / образование / развитие. / Turkmenistan / state / society / teacher / school / culture / art / literature / education / development.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Языев Ы.Б., Языева А.

В статье рассматривается история распространения образования и культуры в Туркменистане в XX веке. В это время проводилась борьба с неграмотностью, создавались культурно-просветительские учреждения. Неграмотность была связана с незнанием современного письма, хотя многие туркмены свободно владели и писали на арабском и персидском языках. Только с обретением независимости Туркменистан получил широкие возможности для развития своей национальной культуры, опирающейся на традиции, духовность и всесторонние связи с народами мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF THE DEVELOPMENT OF CULTURE AND EDUCATION IN TURKMENISTAN

The article examines the history of the spread of education and culture in Turkmenistan in the 20th century. At this time, the fight against illiteracy was carried out; cultural and educational institutions were created. Illiteracy was associated with ignorance of modern writing, although many Turkmens were fluent and wrote in Arabic and Persian. The authorities tried to spread a new worldview among the population of Turkmenistan through education and culture. Only after gaining independence did Turkmenistan receive many opportunities for the development of its national culture, based on traditions, spirituality and comprehensive ties with the peoples of the world.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ В ТУРКМЕНИСТАНЕ»

УДК 904

Языев Ы.Б.

Преподаватель, Кафедра «Обществоведения» Туркменский национальный институт мировых языков имени

Довлетмаммета Азади Туркменистан, г. Ашхабад

Языева А.

Учитель, предмет «История» Средняя школа №3 Туркменистан, г. Ашхабад

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ТУРКМЕНИСТАНЕ И ИХ ВКЛАД В ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ РЕГИОНА

Аннотация: В статье рассматривается история распространения образования и культуры в Туркменистане в XX веке. В это время проводилась борьба с неграмотностью, создавались культурно-просветительские учреждения. Неграмотность была связана с незнанием современного письма, хотя многие туркмены свободно владели и писали на арабском и персидском языках. Только с обретением независимости Туркменистан получил широкие возможности для развития своей национальной культуры, опирающейся на традиции, духовность и всесторонние связи с народами мира.

Ключевые слова: Туркменистан, государство, общество, учитель, школа, культура, искусство, литература, образование, развитие.

Туркмены являются одним из древнейших народов, который сумел создать очаги древнейших цивилизаций на своей земле. Однако последние несколько веков народ переживал периоды развития и упадка. К началу XX века территория Туркменистана находилась в составе царской России. Это было время сложных политических, экономических и социальных отношений.

В 1924 г. была образована Туркменская Советская Социалистическая Республика. В результате национального размежевания в Туркменскую ССР вошли Туркменская область Туркестанской Автономной ССР в составе Полторацкого, Тедженского, Красноводского и Мервского уездов; пять районов из бывшей Хорезмской республики - Ташаузский, Тахтинский, Ильялинский, КуняУргенчский и Порсинский; из бывшей Бухарской республики - Чарджуйский и Керкннский округа и часть Ширабадского района (район Келифа). Во всех этих уездах, округах и районах проживало более миллиона человек. Больше 80% составляли туркмены, остальные -русские, узбеки, казахи, белуджи и представители других народов. Территория Туркменской ССР занимала 443,5 тыс. кв. км или 42% всей территории Средней Азии [10, с. 253].

Первый съезд Советов Туркменистана провозгласил образование Туркменской ССР и принял постановление о вхождении ТССР в Союз Советских Социалистических Республик. С образованием национальной республики начинаются коренные преобразования во всех городах и селениях. Это вызвало ожесточенное сопротивление как врагов, так и не согласных с новой политикой властей. Особую трудность для населения создавало вооруженное выступление басмачества. Однако, несмотря на все сложности и огромные проблемы, была одержана нелегкая победа. После ликвидации социального неравенства, советская власть стала проводить культурную революцию, в результате которой распространяли новую советскую идеологию. В туркменские села и аулы были отправлены

агитаторы, которые пытались разъяснять дайханам новую политику. После образования Туркменской Советской Социалистической Республики начали проводить и первые социальноэкономические и культурные мероприятия.

Первые мероприятия властей в области культурного строительства были направлены на ликвидацию неграмотности населения и создание культурно-просветительных учреждений. Неграмотность населения была связана с незнанием современного письма, хотя многие туркмены свободно владели и писали на арабском и персидском языках. Новая власть ставила своей целью распространение идей построения коммунизма, и пыталась увеличить число своих сторонников среди населения Туркменистана. В этот период были основаны первые интернаты и краткосрочные курсы по подготовке учительских кадров. В Полторацке (Ашхабаде) начала функционировать учительская семинария, впоследствии преобразованная в Туркменский институт просвещения (Инпрос).

Новая власть приложила немало усилий, чтобы включить туркменских женщин в общественно-политическую жизнь республики. С этой целью для них были организованы курсы подготовки учителей [8, с. 35]. Началась компания по ликвидации неграмотности населения (1929 - 1931 гг.). В 1930 г. Центральный Исполнительный комитет и Совет Народных Комиссаров Туркменистана приняли постановление о введениии в республике всеобщего обязательного начального образования, и началось проведение семилетнего всеобуча. Политическое просвещение как элемент формирования нового мировоззрения занимало значимое место в учебно-воспитательном процессе школ. Это нашло отражение в учебном планировании, составлении программ, написании учебников. Была введена оплата труда учителей по единым ставкам, учреждены почетные звания для выдающихся педагогов.

В 20-х годах XX века на территории Туркменистана насчитывалось 170 школ, в которых работало 549 учителей и обучалось 16 900 учащихся. Это были ученики первых туркменских советских школ. В 1933/34 учебном году

в республике было уже 1 537 школ, в которых обучалось 116 476 детей. Создавались рабочие клубы, избычитальни, красные чайханы, библиотеки и, в том числе, театральные кружки.

С увеличением числа школ возникла необходимость обеспечения учительскими кадрами. Увеличилась сеть учительских и заочных педагогических институтов. Бывшие учителя, приняв новую власть, стали возвращаться в школы. Много учителей приехало по направлениям из Ташкента, Баку и городов Центральной России.

Расширялась и увеличивалась периодическая печать. Газеты и журналы издавались большими тиражами. Стали печатать книги на туркменском языке. В 1925 г. было издано 90 наименований учебников и множество учебнвых пособий. Число грамотных среди населения быстро увеличивалось.

Народные поэты-шахиры продолжали традиции классической туркменской литературы. И прежде всего Махтумкули Фраги, почитаемый всеми туркменами, основоположник классической туркменской литературы. В своих произведениях они воспевали любовь к родине, свободолюбие, лучшие черты народа: гостеприимство, верность, дружбу, честность, порядочность и т.д.

Живя среди людей, путешествуя по городам и селениям, они прекрасно знали быт и нужды народа, были готовы не просто выступить на стороне угнетенного народа, но и готовы к новым вызовам времени. Мечтая о счастливой жизни народа, многие писатели и поэты выступили на стороне новой власти и поддержали те изменения, которые происходили в стране.

Театральные постановки и музыкальное искусство также служили развитию общества. Шукур-бахши, Сары-бахши, Ораз Салыр и другие народные певцы обогатили свой репертуар новыми произведениями. Туркменские бахши играют особую роль в духовном возрождении народа [6, с. 16].

Туркмены с особой любовью и наслаждением слушали музыку бахши, певших под аккомпанемент дутара (двухструнный щипковый инструмент), тюйдука (туркменская флейта) или гиджака (струнный смычковый инструмент) народные произведения, посвященные мужеству, отваге, любви, героические поэмы, исторические былины и др. [9, с. 369].

Только с обретением независимости в конце XX века Туркменистан получил широкие возможности для развития своей национальной культуры, опираясь на традиционную духовность и всесторонние связи с народами мира. В настоящее время формируются ценности, необходимые для будущего [2, с. 8].

Все что связано с культурой и образованием имеет огромное значение. Современный мир будет развиваться в зависимости от справедливого решения этого вопроса, считает национальный Лидер Туркменистана: «Имплементация духовно-нравственных категорий в систему международных отношений как гуманизирующего и гармонизирующего компонента культуры сегодня является значимой идеологической задачей. От ее решения во многом зависит состояние политической морали, социальных, межэтнических и межконфессиональных отношений. От ее решения зависит будущее человечества!» [5, с. 255].

В новый период истории туркменского народа возникают и новые вызовы, которые требуют мобилизации всех сил и средств. Исходя из этого, Лидер Нации указывает на необходимость решения важнейших задач развития туркменского общества: «Эта новая историческая веха всестороннего прогресса страны требует наряду с другими направлениями отечественной экономики планомерного совершенствования и образовательной системы. Для решения поставленной задачи по превращению Туркменистана в мощное государство с прочной политической, экономической и культурной базой необходимо наращивать

ее научный и образовательный потенциал в соответствии с требованиями времени»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. История Туркменистана. Издательсто «Туркменистан». Ашхабад,

1966.

2. История Туркменской ССР. I т. Кн.2. Ашхабад. Издательсто Академии наук Туркменской ССР, 1957.

3. История Туркмен4. Дуйсембеков, К., и др. Археологическое исследование Туркменистана. - Алматы: Институт археологии им. А. Х. Маргулана, 2014.

4. Матулис, Т. Археологическая карта Туркменистана. Том 1-11. -Ашхабад: Институт истории и археологии Туркменистана, 2011.

5. Труды Института истории и археологии Академии наук Туркменистана. Выпуск 1-4. - Ашхабад: Академия наук Туркменистана, 1945-1950.

Yazyyev Y.

Lecturer, Social Sciences Department Turkmen National Institute of World Languages named after Dovletmamed Azadi

Turkmenistan, Ashgabat

Yazyyeva A.

Teacher, subject "History" Secondary school No. 3 Turkmenistan, Ashgabat

EDUCATION AND CULTURE OF TURKMENISTAN IN THE 20th

CENTRY

Abstract: The article examines the history of the spread of education and culture in Turkmenistan in the 20th century. At this time, the fight against illiteracy was carried out; cultural and educational institutions were created. Illiteracy was associated with ignorance of modern writing, although many Turkmens were fluent and wrote in Arabic and Persian. The authorities tried to spread a new worldview among the population of Turkmenistan through education and culture. Only after gaining independence did Turkmenistan receive many opportunities for the development of its national culture, based on traditions, spirituality and comprehensive ties with the peoples of the world.

Key words: Turkmenistan, state, society, teacher, school, culture, art, literature, education, development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.