Научная статья на тему 'История развития кредитных учреждений России в восемнадцатом столетии'

История развития кредитных учреждений России в восемнадцатом столетии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
172
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История развития кредитных учреждений России в восемнадцатом столетии»

УЧЕНЫЕ - ПРАКТИКЕ

Н.С. Россиина

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КРЕДИТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИИ В ВОСЕМНАДЦАТОМ

СТОЛЕТИИ

Забота о формировании кредитных ресурсов для всех слоев населения присутствовала в правительственной и чиновничьей среде середины 18 столетия.

Поэтому предусмотрена была возможность решать эти проблемы на разных уровнях. «Для содействия мелкому кредиту в столицах и в особенности для оказания помощи страдавшему от отсутствия кредитных учреждений провинциальному населению в последней четверти прошлого столетия возникает целый ряд казенных установлений, так, например, 20 ноября 1772 года открыты в ведомстве опекунских советов Ссудныя и Сохранныя казны, а 7 ноября 1775 года учреждены в губернских городах Приказы Общественного призрения [33].

Сохранные казны были открыты в 1763 году при организации Московского воспитательного дома. До 1775 года обороты были не очень значительными, поэтому в некоторых изданиях именно 1775 год называется годом их создания под руководством И.И.Бецкова и в Москве, и в Санкт-Петербурге. Целью создания этих учреждений было привлечение вкладов в депозит и выдача ссуд с учетом возможности содержания на доходы от кредитных операций воспитательного дома в случае недостаточности бюджетных средств. При официальном открытии этих учреждений в 1775 году основной капитал составлял 307427 руб. Его основой были «Высочайшие пожалования и пожертвования» [33]. Устав предусматривал широкие возможности, которые в полной мере были использованы. Ссуды выдавались лишь под очень солидное обеспечение - залог домов, фабрик, заводов. Сроки кредитования были длительными - от одного до пяти лет. Более того, впоследствии они неоднократно

увеличивались. Например, в 1819 году предельный возможный срок кредитования был увеличен до 12 лет, в 1820 году -до 24 лет, в 1830 - до 36 лет. Процентные ставки тоже изменялись в сторону увеличения, однако, по меркам того времени, они были умеренными. Например, в 1830 году процентные ставки составляли только шесть процентов годовых, причем два процента шли на покрытие основного долга. С 1797 года воспитательные дома были приняты под покровительство императрицей Марией Федоровной и обороты этих учреждений стали еще солиднее. Исследователи [33. 10. 22] отмечали, что обороты сохранных казен были значительными и поэтому цели, ради которых они создавались, были реализованы в полной мере. В качестве примера З.Евзин приводит данные за 1859 год. В Санкт - Петербургской Сохранной казне в этом году находилось собственных капиталов и вкладов 187 млн. рублей, а в Московской - 314 млн. рублей. Соответственно во вкладах числилось 187 и 311 млн. рублей [10]. Доходы сохранных ка-зен достигали 4 млн. рублей в год. В 1859 году они были подчинены министру финансов, а ведомство Марии Федоровны стало получать средства в размере установленной суммы из Государственного Казначейства. В 1862 году выдача ссуд этими учреждениями была прекращена. Их упразднение состоялось позже: в 1888 году - Московской, а в 1895 году - Петербургской. Их дела были переданы в Особую канцелярию по кредитной части [10].

Ссудные казны открыты 20 ноября 1772 года, по инициативе И.И. Бецкова (1704 - 1795), видного деятеля екатерининской эпохи. Он писал, что ссудные казны созданы для помощи «всем нужду

в деньгах имеющим и в той самой нужде ростовщиками утесняемым», «не для обогащения воспитательного дома, но человеколюбия ради, к помоществова-нию терпящим нужду» [33]. Заимствования из Сохранной казны записывались долгом Ссудной казны. По уставу 1772 года ссуды выдавались от 10 до 1000 рублей ассигнациями под залог золота и серебра в слитках и изделиях (3/4 оценки) и под изделия из прочих металлов (не более / оценки).Прием в заклад алмазов, часов, табакерок и других галантерейных вещей допускался, но «с крайним рассмотрением». Ссуды выдавались сроком от трех до двенадцати месяцев. Процентная ставка составляла 6% годовых. Они взимались при выдаче ссуды и без возврата в случае досрочного выкупа. Сверх этого за каждый ломбардный билет, который выписывался на предъявителя, взималось за каждые три месяца «по деньге с рубля, а с алмазных закладов вдвое; в общей сложности это составляло 8 - 10% годовых» [33]. Если учесть, что 5% платились за заем средств, то в пользу Ссудной казны оставалось от трех до пяти процентов годовых. Московская и Петербургская Ссудные казны учреждены одновременно. В соответствии с учредительными документами основной капитал им ассигнован из казны не был. Это было одним из основных отличий их от других «кредитных установлений», открытых в это время. Основной капитал они должны были заимствовать из Сохранной казны с учетом выплаты за это пяти процентов годовых. Уставом было определено, что средства в ссуду будут выдаваться лицам всех сословий, под различные заклады. В качестве заклада можно было использовать, как определялось в документах, даже «носильное платье». Уровень процентной ставки по тем временам был достаточно невысок - восемь процентов годовых. Целью создания этих учреждений было решение проблемы предоставления кредитных ресурсов всем (!) слоям населения и преодоление монополии ростовщиков (!). В Уставе указывалось: «... учреждаемая с1я Стр. 2

казна, при безпристрастномъ оною управленш, неутомимую алчность корысти ростовщиковъ безъ нарушешя пра-восуд1я не токмо мало по малу приводить будет в пределы, но современем и вовсе истребитъ, когда учреждеше с1е въ непоколебимости своей на будущие веки останется» [10]. Просуществовали они в таком режиме сравнительно недолго. «Но эти правила доброго и человеколюбивого постановления нарушались злоупотреблениями, в оное вкравшимися, ибо вместо неимущих и действительно крайними нуждами гнетомым, начали пользоваться оною, т. е. казною, ухищренными и непозволительными путями люди, более прихотями, нежели скудостью руководимые» [10].

15 декабря 1796 года правительство приняло решение о нецелесообразности их дальнейшего существования. Это решение через год было пересмотрено и определено как преждевременное. Сохранные казны были открыты вновь 15 декабря 1797 года. Более того, в Устав были введены изменения, как представлялось, увеличивающие возможности использования ссуд неимущими. Размер ссуды был определен от 5 до 500 руб. ассигнациями. Размер процентов утвержден был в размере 8% годовых, а плата за ломбардные билеты - полностью упразднена. Однако введено было четырехпроцентное подаяние в пользу воспитательного дома; это привело к тому, что плата за пользование кредитом составляла 13,65 годовых. У самой Ссудной казны оставалось 3,1%. Эти правила показались невыгодными для заемщиков и Ссудной казны. Поэтому в 1800 году максимальный процент ссуды был повышен до 3000 руб. ассигнациями, а ссудный процент понижен до 6% годовых, как тогда писали - «интереса», и 3% подаяния в пользу воспитательного дома. В пользу казны оставался 1%. Анализ показал, что казна могла легко понести убытки, и в 1811 году ссудный процент был повышен до 9,6% годовых, а подаяние отменено. В пользу Ссудной казны оставалось 4 1/2 % годовых. К 1 января

1817 года наличность Санкт - Петербургской кладовой состояла из 25812 закладов, под которые в ссуду было выдано около 4 У млн. руб. ассигнациями. Изменения производились в дальнейшем неоднократно. Учреждения существовали очень успешно. Когда капитал достигал значительных размеров, он направлялся на благотворительные цели.

Например, к 1817 году капитал ссудных казен достиг двух млн. рублей, его передали в полном объеме воспитательным домам Российской Империи. Постоянные изменения в условиях выдачи ссуд были направлены на то, чтобы создать условия доступа к кредитным ресурсам неимущим слоям населения. С 1 января 1828 года они, например, выдавались под шесть процентов годовых. Кредитные ресурсы выдавались « под белье и одежды», а проценты взимали только при выкупе залога.

С 1 января 1830 года проценты были снижены до четырех и такая процентная ставка распространялась на все залоги. Из взимаемых четырех процентов в пользу Ссудной казны оставалось только два процента. Деятельность их признавалась эффективной, поэтому Опекунский совет «определил необходимым уплату процентов Сохранным казнам в тех размерах, которые оставались у Ссудных казен после покрытия расходов. Перечень этих расходов рассматривался и утверждался Опекунским советом.

В 1840 году Опекунский совет предложил взять «на себя работы с платьяным закладом» частным предпринимателям. Цель была прежняя - не лишить беднейшую часть населения возможности доступа к кредитным ресурсам. В Санкт - Петербурге была открыта даже «Компания для хранения и залога движимостей» [10].

С 5 декабря 1862 года перечень ценностей, принимаемых к залогу, был увеличен. В залог стали приниматься золото, серебро, драгоценные камни, и количество комитентов возросло.

В 1860 году ссудные казны были переданы под контроль Министерства

финансов. Одновременно была изменена и система организации деятельности этого учреждения. Средства для организации операций стали предоставляться уже из Государственного банка. Процентная ставка была вновь установлена на уровне шести процентов годовых. Вплоть до событий 1917 года процентная ставка оставалась на таком уровне и доход этого учреждения был постоянным - два процента годовых. Этот доход позволял не просто успешно вести коммерческие дела, но и постоянно накапливать капитал. Например, на 1 января 1910 года в Санкт -Петербургской Ссудной казне было накоплено 3439726 руб. 34 коп, а в Московской - 33361054 руб. 94 коп.

«...заслуга Сохранных и Ссудных казен огромна. За время своего более чем столетнего существования они много принесли пользы неимущим, и, кроме того, на собственном примере показали, что, взимая лишь шесть процентов, то есть втрое, вчетверо меньше, чем взимают теперь частные ломбарды, и даже не имея своего собственного капитала, учреждения эти могут не только безубыточно существовать, но даже приносить некоторого рода доход» [10].

В словаре Брокгауза приводятся интересные данные о деятельности ссудных казен за тридцать лет их развития и упрочения. Например, данные о выдаче ссуд свидетельствуют о постоянном спросе на мобилизованные организацией ресурсы в период проведения экономической реформы:

В 1895 году выдано ссуд - 70536 на 5363690 руб.

В 1896 году - 69349 на 5546798 руб.

В 1897 году - 75462 на 7277506 руб.

В 1898 году - 80640 на 64884289

руб.

В 1899 году - 86491 на 7458106 руб.

В 1775 году Екатериной Второй (1729 - 1796) были основаны Приказы общественного призрения, достаточно своеобразные и удивительные учреждения, которые должны были проделать работу не только по обеспечению неимущих, но и обосновать возможность

получения средств на эти цели от организации кредитных операций.

Разделение России на губернии привело и к формированию различных учреждений этого типа на губернском уровне. В каждой губернии было открыто по одному Приказу общественного призрения. Целью создания подобных учреждений была благотворительность, а для изыскания средств им было разрешено заниматься кредитными операциями. Начальный капитал приказам общественного призрения был выдан из казны -по 15 тыс. рублей каждому. Им было разрешено принимать пожертвования, доброхотные даяния и депозитные вклады частных лиц. Была определена необходимость выдачи ссуд только под устойчивое обеспечение - «недвижимыя имения своей губернии». В одни руки можно было выдать не более одной тысячи рублей. Приказы общественного призрения подчинялись Министерству Внутренних Дел. С момента создания этих учреждений и до 1859 года в их ведении находилось устройство школ и надзор за их деятельностью, а также организация богаделен. В журнале «Министерство внутренних дел» в статье «Обзор деятельности Приказов общественного призрения» [10, 28, 33] указывалось, что управление этими организациями и их деятельность подвергались нареканиям. В результате только Иркутский Енисейский Приказ и Приказ Области Войска Донского сохранили права выдачи ссуд и приема вкладов. 10 июля 1859 года по Указу о разграничении во всех государственных учреждениях благотворительной и кредитной деятельности подобная деятельность была прекращена совсем. Все кредитные учреждения (операции) были переданы в ведение Министерства финансов.

С 1 сентября 1859 года ссуды не выдавались, а с 1 января 1860 года этими учреждениями не стал производиться и прием вкладов. Кредитные дела приказов были для ликвидации переданы в Государственный банк. Приказы стали суще-

ствовать за счет целевых ежегодных пособий казны.

При слабом развитии промышленности и торговли, по свидетельству исследователей, в России организация краткосрочного кредита стояла на втором плане, а основная забота правительства соотносилась с обеспечением возможности получать земельный долгосрочный кредит [10, 22, 28, 29, 30, 31].

Государственный Заемный Банк был организован 26 мая 1786 года. Основной капитал был составлен из оставшихся и переданных ему средств Санкт - Петербургского и Московского Дворянских Заемных банков. Кроме того, ему было выдано 22 млн. рублей, выданных из Ассигнационного банка. В «Энциклопедическом Словаре» Брокгауза указывалось, что «он основан главным образом с целью оказать содействие дворянскому землевладению, дабы всякий хозяин был в состоянии удержать свои земли, улучшить их и основать навсегда непременный доход своему дому» [33].

Таким образом, потерпев неудачу с организацией Дворянского Заемного банка, но не оставляя намерения осуществлять поддержку землевладельческого дворянства путем предоставления кредитных ресурсов, власть предержащими лицами была предпринята следующая попытка осуществления организации долгосрочного кредита. Субъектом кредитования были те же лица, главным образом, дворяне.

Ссуды должны были выдаваться под залог:

1)помещичьих населенных имений, считая на каждую ревизскую мужского пола душу по сорок рублей;

2)фабричных населенных горнозаводских имений;

3)домов каменных и фабричных строений в Санкт-Петербурге.

Дворянству ссуды выдавались на двадцать лет под восемь процентов с по-гашением(это означало 5 % «интереса» и 3 % погашения).

Вместе с тем, негативный опыт, не в полном объеме, но все же был учтен. В

случае неуплаты срочных платежей заложенное имение после льготной отсрочки в три месяца бралось под опеку. Руководители Государственного Заемного банка в организации операции были более осторожны и аналитично настроены. В начале своей деятельности Государственный Заемный банк даже не принимал вклады, а осуществлял кредитные операции только за счет средств, переданных ему Ассигнационным банком. Свидетельством недостаточности объема организуемых кредитных операций явилось создание при Павле Первом (1754 - 1801) специального Вспомогательного Дворянского банка (18 декабря 1797 года). Режим деятельности его тоже был определен недостатком денежных ресурсов. Ссуды выдавались специальными пятипроцентными билетами, которые должны были погашаться в течение 25 лет (под залог недвижимых имений в размере от 40 до 75 рублей на душу, в зависимости от класса губернии) Билеты должны были погашаться в 25 - летний срок, принося 5% в год. Возможность их приема как частными лицами, так и казной соотносилась с нарицательной их ценой. Заемщик должен был уплачивать 6% и погашение «по расчету сообразно взимаемого по частям капитала». За невзнос платежей также определялась возможность передача имения в опеку. Было определено, что выпускаемые билеты должны приниматься во всех платежах так же, как и ассигнации. Билетам был придан принудительный курс, так что они, только увеличив сумму и без того громадного количества бумажных денег, выпущенных в обращение, не смогли приобрести доверия как к самостоятельным кредитным обязательствам. Они тут же обменивались на ассигнации. К июлю 1802 года их осталось в обращении всего 1 млн. 395 тыс. рублей, а 19 июля 1802 года банк уже прекратил существование. Этот период развития российского государства характеризуется исследователями как период достаточно расстроенного денежного обращения. Избыточная и без того денежная масса была увеличена на

дополнительно выпущенные процентные билеты, что значительно ухудшило положение дел. За время первых двух лет существования Вспомогательный банк роздал до 59 млн. руб. в ссуды. Разрешение ситуации произошло только 19 июля 1802 года, когда Вспомогательный Дворянский банк был присоединен к Государственному Заемному банку. Вновь созданное учреждение стало именоваться «Двадцатипятилетней Экспедицией». Это название было обусловило тем, что процентные билеты были выпущены на срок 25 лет.

Государственный Заемный Банк существовал до реформы кредитной системы, проведенной в период царствования императора Александра Второго.

В «Настольной книге банкира» акцентируется внимание на очень интересном факте в жизни Государства Российского. В восемнадцатом столетии возникает и общественная инициатива в банковском деле. Начинают создаваться городские банки на средства общественности и на пожертвования частных лиц. П.Х. Спасский классифицирует их с точки зрения времени создания на две категории:

1) начавшие свои действия ранее введения положения 1862 года [22].

В целом к первой группе относилось только 21 учреждение.

Их деятельность набирает силу к середине 19 века. Увеличилось значительно и их количество, и объем организуемых ими операций. Появилась необходимость упорядочения деятельности городских банков. 10 июня 1857 года было Высочайше утверждено Положение о деятельности городских банков, в котором предусматривалась возможность придания им характера ссудо-сберегательных касс с ограниченным кругом деятельности. Положение содержало определенный ряд ограничений для городских банков с тем, чтобы не создавать конкуренции правительственным кредитным учреждениям.

2) банки, действующие на основании положения 1862 г., измененного и

дополненного в 1866, 1870, 1879, 1883 годах.

Грамота Императрицы Екатерины Второй, которая была дана в 1785 году, определяла возможность «городским обществам добровольными складками составлять казну и заводить банки для ссуды жителям тех городов на разные торговые дела, а также в случае нужды и несчастий». Первый такой банк возник в Вологде в 1788 году. Он руководствовался собственным уставом. Целью деятельности банка в Вологде было предоставление кредитов купцам, мещанам, проживавшим в данном городе, «на насущные потребности» [22].

В Банковской Энциклопедии сообщается: он возник под названием «Заемный Банк» [35]. П.Х.Спасский сообщает, что он был организован на добровольные пожертвования: купцы вносили по 50 копеек с тысячи их капиталов, мещане и ремесленники по 10 копеек с души в год. Образовавшаяся таким образом сумма позволила в 1790 году начать осуществление банковской деятельности. В 1811 году к основному капиталу были присоединены пожертвования трех купцов: Лаптева, Колесова, Филиппова

Сбор капитала продолжался до 1888 года [22].

Позднее городские общественные банки возникали в других городах, например, в городе Слободском Вятской губернии - в 1809 году был организован банк купцом Анфилатовым. В этом году он подал заявление Слободской Думе: он жертвует 25 тыс. руб. на устройство банка с учетом того, что банк должен будет выдавать ссуды под залог недвижимых имений, а также производить учет векселей. По его определению, банк должен был находиться в ведении Городской Думы и быть собственностью города. П.Х.Спасский указывает, что городское общество не приняло этих предложений, поскольку не смогло оценить пользы для города создания такого учреждения. Жертвователь обратился к министрам внутренних дел и коммерции. Заявление было рассмотрено в Комитете минист-

ров, который разрешил Анфилатову учредить Банк под собственным «начальством и попечением». В честь директора банка определено было назвать его «Банком Анфилатова» и оставить это название даже тогда, когда банк поступит в ведение Думы. 2 января 1811 года банк стал осуществлять операции. Основной капитал его составил 28800 руб., поскольку за прошедшее время прирос за счет пожертвований жителей города. С 10 марта 1837 рода этот банк (на основании Высочайше утвержденного решения Государственного совета) имел право расширить деятельность на всю Вятскую губернию, выдавать ссуды, учитывать векселя лицам всех сословий.

Городской Осташковский банк организован по инициативе купца К.А. Савина, внесшего в основной капитал 25 тыс. руб.(дополнительно прочими лицами пожертвовано 3363 руб.) в городе Осташкове Тверской губернии - в 1818 году. Руководил банком сын основателя - И.К.Савин. К 1 января 1897 года в банке, благодаря его умелому управлению, было основного капитала 244 213 руб, а запасного - 5334 руб. На средства Банка были построены в городе казармы, дом для инвалидов, дом для училищ и благотворительных заведений, приобретен дом для городских учреждений, обустроена гавань, содержалась пожарная команда и т. д.

21 апреля 1838 года был открыт городской Общественный банк в Иркутске на средства купцов Медведниковых. Банк назван «Иркутским при сиропита-тельном доме Елизаветы Медведниковой банком» в честь матери купцов и взят под покровительство императрицей Марией Федоровной вместе с сиропитатель-ным домом. Дела Банка шли очень успешно, несмотря даже на то, что правительственная комиссия обнаружила хищения в 1892 году. Капитал банка составлял в1897 году - 920 544 руб., а запасной - 205 020 руб. В 1895 году он был передан в ведение городской управы.

Положения, на основании которых действовали городские общественные

банки до 1862 года, не определяли основные параметры действия банков, варианты профессионального и действенного контроля за их деятельностью, делали невозможной организацию ряда операций. Многочисленные неурядицы и обращения о пересмотре положения дел привели к тому, что 6 февраля 1862 года было утверждено новое Положение о городских общественных банках. Этот документ предоставлял городским банкам возможность существенно расширить круг совершаемых операций, обеспечивая коммерческую деятельность. Согласно этому положению основной капитал не должен был быть меньше чем 10000 тыс. руб. Отчитываться они должны были перед Городскими Думами, которые отвечали за целостность ресурсов. Недостатком Положения была недостаточная обоснованность или (в ряде случаев) даже и отсутствие четких правил организации банковских операций. Кроме того, не были определены и контрольные показатели соотношения между капиталом банка и принимаемыми обязательствами, активными и пассивными операциями, предельные суммы кредитования и т. д. Отсутствие контроля приводило к злоупотреблениям и неэффективному использованию ресурсной базы. (Положение пересматривалось в 1866, 1870, 1879, 1883 г.) Пересмотр документа, как отмечает П.Х Спасский, был, в частности, обусловлен тем, что банки стали образовываться «во всех местах, где можно было набрать 10 тыс. руб. для учреждения банка». К 1868 году их существовало уже 160. Быстрое открытие банков привело к тому, что они не могли зачастую найти грамотного применения привлеченным ресурсам. На основе формирования пассива за счет долгосрочных вкладов выдавались долгосрочные кредиты. Поэтому в в 1870 году Государственный Совет оп-

ределил, что общее количество вкладов в банке не должно превышать десятикратную сумму его основного капитала. Положение 1883 года запрещало совместительство государственных и банковских должностей.

Особенного роста операций не наблюдалось, поскольку определенную конкурентную среду формировали коммерческие банки. Однако они были доступны не всем, и спрос на операции этих учреждений был. Прибыль только за 1895 - 1900 составила 2300 тыс. руб.

На 1 января 1908 года по данным Особенной Канцелярии по кредитной части в губернских городах было 43 таких банка, а в уездных городах - 235. На эту же дату их операции характеризовались таким образом: учтено векселей -72209 тыс. руб.; выдано ссуд 63, 75 тыс. руб.; принято вкладов - 111000 тыс. руб. Основной капитал их составлял 38614 руб., запасный - 9503 тыс. руб.; чистая прибыль - 4000 тыс. руб. (Больше 30 банков закончили 1908 год с убытком).

Большинство исследователей выражают мнение о том, что коммерческие банки в конце 19 - начале 20 столетия составили уже достаточно сильную конкуренцию городским общественным банкам, однако вытеснить их с рыночного пространства они не смогли.

Таким образом, кредитные учреждения, сформированные на протяжении 18 столетия в государстве Российском, были достаточно разнообразны по сфере деятельности, целям и месту в экономической системе государства, находящейся в процессе становления.

Однако еще более значимыми для развития Российской империи были преобразования кредитно-банковской системы, осуществленные в 19 столетии.

Продолжение следует.

Библиографический список

1. Абрамов Я. Крестьянский банк и переселение // Наблюдатель. 1887. № 5.

2. Акциферов А.И. Центральные банки кооперативного кредита. 3 изд. СПб, 1919.

3. Арсеньев К.К Сборник статей. За четверть века (1871 - 1894). Петроград, 1915.

4. Бишоф А. Краткий обзор истории и теории банков. Ярославль, 1887.

5. Бух Л. Государственный Банк и денежная реформа // Народное хозяйство. Кн. 10. Декабрь. 1901.

6. Видеман К.И. Банковая бухгалтерия: Руководство по изучению ведения счетоводства по двойной бухгалтерии и операций банков краткосрочного кредита. СПб.: Типография М.Стасюлевича, 1901.

7. Вреден И. Финансовый кредит. М., 1871.

8. Головин К. Наша финансовая политика и задачи будущего. 1887 - 1898. СПб., 1899.

9. Гурьев А. Денежное обращение в России в 19 столетии. СПб., 1903.

10. Евзлин Е. Банки и банкирские конторы в России. СПб., 1904.

11. Еврейская энциклопедия. СПб.: Изд.Брокгауз и Ефрон, 1898.

12. Знаменитые евреи мужчины и женщины в истории культуры человечества. Т. 2. Одесса, 1903.

13. Кауфман И.И. Кредитные билеты, их упадок и восстановление. СПб., 1888.

14. Кашкаров В. Денежное обращение в России. СПб., 1888.

15. Книга циркуляров и правила по операциям срочных вкладов в кредитной валюте и другие правила. 1910. Ф. 518. Оп.1. Д. 199.

16. Косс Луиджи. Основы финансовой науки. М., 1900.

17. Краковский Н. Теоретическое и практическое руководство коммерческой корреспонденции. СПб.: Типография П.П. Сойкина, 1896.

18. Министерство Финансов. Ч.1. СПб., 1902.

19. Новосельский Н. Обеспечение крестьян землей и крестьянский поземельный банк // Русский вестник. 1895. № 7.

20. Огурцов Н.Г. Опыт местной библиографии. Ярославский край (1718-1924). Ярославль, 1924.

21. Озеров И.Х. Основы финансовой науки. М., 1905.

22. Спасский П.Х.История торговли и промышленности в России. СПб., 1911.

23. Озеров И.Х. Финансовое право. М., 1905.

24. Проект Устава Ярославского земского банка. Ярославль, 1905.

25. Собрание узаконений и распоряжений Правительства от 16 июня 1895 г., №98. «Об утверждении положения об учреждениях мелкого кредита». Государственный архив Ярославской области. Ф. 518. Оп. 1. Ед.хр. 1.

26. Устав Угодичского кредитного товарищества. 28 июня 1905 .Государственный архив Ярославской области. Ф.518. Оп. 1. Ед.хр.103.

27. Фабрично - заводская промышленность и торговля России. СПб., 1893.

28. Финансовая экциклопедия / Под ред. И.А. Блинова и И.Р. Буковецкого. М.: Государственное изд-во, 1923.

29. Хрулев С.С. Финансы России и ее промышленность. Петроград, 1916.

30. Энциклопедический словарь. М., 1923.

31. Экономическая история России / Под ред М.Н. Чепурина. М.: Филин, 1998.

32. Экономическая теория / Под ред. В.Д. Камаева. М.: ВЛАДОС, 1999.

33. Энциклопедический словарь / Под ред. Брокгауза и Эфрона. М., 1891.

34. Янжул И.И. Основные начала финансовой науки. СПб., 1899.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35. Яснопольский А.И. Банковская энциклопедия. СПб., 1888.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.