Научная статья на тему 'История развития инноваций в гостиничном бизнесе'

История развития инноваций в гостиничном бизнесе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2275
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ / ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ УКЛАДЫ / INNOVATION / HISTORY OF DEVELOPMENT / ECONOMIC STRUCTURE / HOSPITALITY / INDUSTRY / TECHNOLOGICAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Якимович Галина Борисовна

Рассматривается история развития гостиничного бизнеса в рамках исторического подхода к теории развития инноваций. Показано, что гостиничная индустрия, как и любые другие предприятия, развивается циклично и обусловливается инновационным развитием и изменениями рыночной экономике в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The history of innovation in the hospitality industry

This article examines the history of hospitality in the historical approach to the theory of innovation. It is shown that the hotel industry, like any, develops cyclically driven by innovation and the development and changes in the market economy as a whole.

Текст научной работы на тему «История развития инноваций в гостиничном бизнесе»

4. Принцип УТП - Уникального торгового предложения (Unique Selling Proposition - U.S.P.) [Электронный ресурс]. URL: http://www.media-planning.ru/ru/advertising (дата обращения 05.04.2011).

5. Бойченко Ф.А. Стратегия развития индустрии туризма в экономике региона: Автореф. дис. ...канд.эк.н [ Электронный ресурс] URL: www.rags.ru/files/dissertation/229.doc (дата олбращения 21.03.2011).

6. За 2010 год Псковскую область посетили более 350 тысяч туристов [Электронный ресурс]. URL: http://www.dp.ru/a/ (дата обращения 21.03.2011).

УДК: 338.48(075.8) ББК: 75.81я73

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИЙ В ГОСТИНИЧНОМ БИЗНЕСЕ

Г.Б. Якимович

Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7, лит. А

Инновационное развитие экономики подвержено общим законам экономического развития, поскольку туриндустрия является элементом или даже подсистемой этого рынка. Для успешного развития этой отрасли важно правильно оценить суть и характер ее инновационного развития. Особенную актуальность приобретает такая постановка вопроса при острой необходимости инновационного развития туристической индустрии региона, каковым является Санкт-Петербург и его замечательные окрестности. Теоретическое обоснование сути инновационных процессов - это первый шаг в оценке потенциальных возможностей туристической индустрии.

В настоящее время в экономической литературе и в законодательнонормативной базе имеются различные трактовки терминологии в области инновационной деятельности. По замечанию научного обозревателя «Известий» С.Лескова, «Про инновации говорят чаще, чем о футболе, но каждый под инновациями понимает что-то свое» [8]. И действительно, сравнительно недавний социологический опрос, проведенный ВЦИОМ, показал, что в России 47% толкуют этот термин по-разному, а 53% вообще не знают - что это такое [16].

Наиболее серьезное исследование процессов обновления производства и в целом влияния новых товаров и новых

технических и управленческих решений было предпринято в начале XX в. австрийским экономистом Й.Шумпетером. Он впервые ввел в экономическую теорию понятие «инновация». В своей работе «Творческая активность, инновации -эффект» [12] он определяет инновации как «любые изменения с целью внедрения нового товара...».

Концепция Й. Шумпетера была развита и некоторыми другими западными специалистами, в частности ведущим американским ученым П. Друкером в его книге «Инновации и предпринимательство». «Нововведение, - отмечает он, - это особый инструмент предпринимателей, средство, с помощью которого они используют изменения как шанс осуществить новый вид бизнеса или услугу» [3].

В оксфордском экономическом толковом словаре понятие «инновация» разъясняется следующим образом: «Любой новый подход к конструированию, производству или сбыту товара, в результате чего новатор или его компания получают преимущество перед конкурентами» [14].

С.Н. Мазуренко (руководитель Федерального агентства по инновациям) делает акцент на том, что инновация - это такое нововведение, которое «. включает в себя разработку новой технологии и в результате - создание нового продукта, конкурентоспособного на рынке».

По существу, та же мысль (но в еще более конкретной форме) проводится и в работе М.А. Федотовой и А.М. Камалова, в которой отмечается: «В инновациях создаются радикально новые технологии и продукты, которые призваны совершить революцию на рынке» [11].

В современной литературе встречаются три основных подхода к толкованию термина «инновации».

Первый подход. Этим термином обозначают только некий процесс. С.Н. Ма-зуренко утверждает: «Инновации - это трехэтапный процесс...». Близкая трактовка содержится и в Большом экономическом словаре, где под финансовыми инновациями понимаются «методы, позволяющие повысить эффективность финансовых ресурсов компаний» [1].

Инновацию как процесс понимает и, например, Б.Е. Лужанский, который считает, что инновация - это выпуск и реализация конкурентоспособной продукции (работ, услуг) [7]. В западной экономической литературе Б. Твист определяет инновацию как процесс, в котором идея изобретения приобретает экономическое содержание.

Ф. Никсон считает, что инновация -это «совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования» [17].

В понимании Б. Санто инновация -это такой «общественный, техникоэкономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий и, в случае если она ориентируется на экономическую выгоду, прибыль, т.к. появление инновации на рынке может привести добавочный доход» [10].

Наконец, «Руководство Осло» [9], документ, который является действующим методологическим документом, подготовленным Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) совместно с Евростатом и содержащим рекомендации в области статистики инноваций, которые в ЕЭС призна-

ны в качестве международных статистических стандартов, инновацию рассматривают как деятельность, процесс изменений.

Второй подход. Этим термином обозначают только результат некоего процесса. Например, схожим с термином «инновация», другим термином - «новация» (от позднелатинского novatio - обновление, изменение) обозначают что-либо новое, только что вошедшее в обиход, новшество. Отсюда и лицо, обеспечивающее инновацию как результат, называют не отсутствующим в русском словаре термином «инноватор», а устоявшимся словом «новатор» (от латинского novator - обновитель, то есть человек, вносящий и осуществляющий новые, прогрессивные принципы, идеи, приемы в какой-либо области деятельности.

Третий подход. Этим термином чаще всего обозначают и процесс, и результат этого процесса.

Исследуя нормативно-правовую базу инновационной деятельности, можно отметить, что инновация является конечным результатом основанной на использовании достижений науки и передового опыта деятельности по реализации нового или усовершенствования реализуемого на рынке продукта, технологического процесса и организационно-технических мероприятий, используемых в практической деятельности.

В научно-техническом словаре инновация (нововведение) означает результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных форм и т.д.

На основании комплексного подхода к определению инновации можно выделить следующие ее свойства:

Во-первых, инновации присуща новизна, и целью ее создания является получение превосходства над остальными.

Во-вторых, развитие инновационной деятельности находится в прямой зависимости от научно-технического прогресса.

В-третьих, инновация создается с целью получения экономического, управленческого, экологического, научнотехнического или другого вида эффекта.

В-четвертых, инновации относятся к процессу творческой деятельности и всегда являются конечным результатом.

В-пятых, инновация является совокупностью коммерческих, социальных и других мероприятий, средством для достижения конкурентоспособности.

В становление научной концепции инновационного менеджмента внес значительный вклад выдающийся русский социолог и экономист Н.Д.Кондратьев.

Исследовав обширный статистический материал с конца XVIII века, то есть с начала промышленной революции, связанный с цикличностью чередования сменяющихся фаз в промышленном производстве, Н.Д. Кондратьев установил существование длинных волн, или больших циклов конъюнктуры, протяженностью в 40-60 лет.

Каждый цикл состоит из двух частей: понижательной и повышательной волны. Академик РАЕН Юрий Яковец, изучив труды ученого, дает описание этим волнам: повышательная волна - это период длительного преобладания высокой хозяйственной конъюнктуры в мировой экономике и ее бурного развития, сравнительно легкого преодоления кратковременных кризисов; а понижательная волна - это период длительного преобладания низкой хозяйственной конъюнктуры, когда, несмотря на временные подъемы, доминирует депрессия и вялая деловая активность, а мировая рыночная экономика развивается неустойчиво [13]. В период понижательной волны мировое хозяйство как бы накапливает силы и ресурсы для нового рывка, нового витка эволюции.

Н.Д.Кондратьев также делил изменения на качественные и количественные. Количественные изменения - это изменения числа элементов экономической жизни, их объемных показателей. «В тех случаях, когда элементы экономической жизни и их связи подвергаются изменениям, не исчерпывающимся изменением

их числа, объема и вообще не сводимым к количественным изменениям, мы говорим о наличии качественных изменений»,

- пишет Н.Д. Кондратьев [5].

К качественным изменениям он относил, в частности, изменения в технике производства, в организации хозяйства, в составе и характере общественных потребностей и т.д.

В своей статье «Большие циклы конъюнктуры» он писал, что «считать доказанным наличие таких циклов нельзя, но вероятность их существования велика».

Одна из теорий длинных волн - инновационная теория. Эта теория была разработана австрийским экономистом Й.А. Шумпетером, который одним из первых воспринял и применил идею «кондратьевских» циклов в 1913 го-ду[13]. Соединив свои труды и познания с достоянием Кондратьева, он впервые ввел в экономическую теорию понятие «инновация».

В своей работе «Теория экономического развития» Й.А.Шумпетер определяет инновации как «любые изменения с целью внедрения и использования новых товаров, рынков и форм организации компании».

По Шумпетеру, процесс внедрения нововведений характеризуется скачками и рывками.

Свое продолжение эти теории нашли в трудах ученого и политика С.Ю. Глазьева, которому принадлежит теория технологических укладов.

По Глазьеву, технологический уклад характеризуется «единым техническим уровнем составляющих его производств, связанных вертикальными и горизонтальными потоками качественно однородных ресурсов, опирающихся на общие ресурсы квалифицированной рабочей силы, общий научно-технический потенциал и пр.». Существует пять технологических укладов.

Жизненный цикл технологического уклада основывается на базе новых технологий. Есть три фазы жизненного цикла: первая фаза приходится на его зарождение и становление в экономике пред-

шествующего технологического уклада; вторая фаза связана со структурной перестройкой экономики на базе новой технологии производства и соответствует периоду доминирования нового технологического уклада примерно в течение 50 лет; третья фаза приходится на отмирание устаревающего технологического уклада. При этом период доминирования нового технологического уклада характеризуется наиболее крупным всплеском в его развитии.

С.Ю. Глазьев [3] отмечает, что «становление нового технологического уклада требует создания новой инновационной системы, важной чертой которой является развитие малого инновационного бизнеса».

Теории Н.Д. Кондратьева, Й.А. Шумпетера и С.Ю. Глазьева во многом между собой перекликаются:

- развитие рыночной конъюнктуры происходит не планомерно, а циклично;

- на базе новых технологий, инноваций происходит скачок в развитии мировой экономики;

- инновативность - это существенный фактор конкурентоспособности любого предприятия.

Основываясь на данных теориях, можно выявить, как инновации влияли на развитие гостиничной индустрии и проходило ли это развитие в рамках технологических укладов, является ли это развитие цикличным.

Рассмотрим хронологию технологических укладов и их характеристику:

1) К периоду доминирования первого уклада, по теории Ю. Глазьева, относятся года с 1770 по 1830. Этот уклад в мире характеризуется инновациями в текстильной промышленности, в машиностроении, а это, в свою очередь, привело к механизации и концентрации производства на фабриках. Соответственно, у людей становится больше свободного времени, и они могут проводить его в путешествиях, но период этот отличал примитивизм средств передвижения.

В те времена путешествие было не самоцелью, а необходимым условием и

средством к достижению собственно цели, как-то: торговые дела, расширение образовательного кругозора, лечение, паломничество. Всех путешественников объединяло то, что они относились к меньшинству, занимавшему привилегированное положение в обществе. «Маленький человек» оставался в стороне.

Пиком данного технологического уклада в рамках гостиничной индустрии и мира в целом стали два нововведения: изобретение Фултоном в 1807 году парохода и в 1814 году Стефенсоном паровоза. Это обусловило большую надежность и скорость передвижения при снижении расходов на путешествия. Вследствие массового наплыва переселенцев из Старого Света в Америку бурными темпами развивается морское сообщение, в середине XIX века возникают крупные пароходные компании. Повышение качества и надежности транспортных перевозок в совокупности с их удешевлением, а также постепенное сокращение рабочего времени обусловили существенное увеличение потоков путешествующих. Соответственно возникли первые предприятия, специализировавшиеся на обслуживании временных посетителей. На смену скромным пансионам и «комнатам для гостей» в домах священнослужителей, в монастырях и религиозных миссиях приходят первые гостиницы. В 1801 г. в Германии, в Баден-Бадене, открывается первоклассная гостиница «Бадише Хоф». В Германии на рубеже 18-19 веков возникают первые курорты минеральных вод - в Хайлигендаммене, Нордернее, Травемюнде. В 1812 г. в центральной Швейцарии вступает в строй отель «Ри-ги-Клестели», в 1832г. - гостиница в городе Фаульхорн. В этот период становления туризма строились в первую очередь роскошные гостиницы, которые обслуживали представителей аристократических кругов, «нового дворянства», «высшего офицерства». В зависимости от времени года элита либо пребывала на французской или итальянской Ривьере, либо отдыхала на термальных курортах в Швейцарии и Германии, либо предпринимала длительные путешествия в Се-

верную Африку, Египет, Грецию.

Гостиницы Петербурга данного периода - это «специальные учреждения со сдачей внаем жилых помещений» [21]. В гостиницах Петербурга XIX века должно было быть не менее 6 жилых комнат со спальными принадлежностями и мебелью.

2) Период доминирования второго уклада охватил 1830-1880 годы. В это время полным ходом идет массовое строительство железных дорог, открывая все новые и новые горизонты для путешественников. Ну, и, конечно же, пароходостроение не стоит на месте. Тем самым развитие транспортной системы увеличивало поток туристов, для которых необходимо было строительство все большего количества гостиниц.

В этот период была признана и объявлена свобода международной торговли, это подтолкнуло к созданию бизнес-отелей, которые бы обслуживали предпринимателей, создавая все нужные им условия.

Во второй половине XIX века индустрия отдыха расширяет сферу своего производства: к предприятиям гостиничного хозяйства добавляются первые бюро путешествий, в задачу которых входила организация туристических поездок и реализация путевок потребителю. В Германии первое бюро путешествий - «Рай-зебюро Штанген» - было основано в Бреслау в 1863 г. В 1850 и 1851 гг. открывалось по 3 новые гостиницы в Петербурге ежегодно. В 1852 году клиентов принимали уже 53 гостиницы Петербурга. Для сравнения в Москве того времени было всего двенадцать гостиниц [18].

Уже во второй половине XIX века в Петербурге появились привычные в нашем восприятии гостиницы. Например, гостиница «Европейская». В числе постояльцев этой гостиницы Петербурга были самые известные люди того времени.

3)К периоду доминирования третьего уклада относятся годы с 1880 по 1930. Этот период ознаменован инновациями в области электротехнического, тяжелого машиностроения, был создан электродви-

гатель, что привело к повышению гибкости производства, и даже средний класс уже мог себе позволить отдых в гостинице в свободное время.

Проведенные в это время исследования в области неорганической химии и стали привели к увеличению масштабов строительства бизнес-отелей, и у отелей появилась новая функция - проведение конференций.

В 1894 года в Санкт-Петербурге было 40 гостиниц, к 1917 году - 120 гостиниц. После октября 1917 года большинство гостиниц закрыто, остались лишь «Европейская», «Большая Северная» (гостиница «Октябрьская») и «Астория». В 1925 в Ленинграде действовали 7 гостиниц и 6 «домов ночлега». В 1929 построена первая советская гостиница -«Приморская».

4) Период доминирования четвертого уклада длился 40 лет с 1930-1970, и он как никакой другой подтверждает теории Н.Д. Кондратьева, Й. Шумпетера и С.Ю. Глазьева о цикличности развития рыночной экономики, что обусловливается коренными изменениями в производстве.

Начался этот этап с бума в Германии. Осуществляя идею «единства нации», руководство страны стимулировало массовый организованный туризм с целью отдыха, причем эту деятельность направляла специальная организация национал-социализма «Сила через радость» (Kraft durch Freude).

В 1933 г. был основан имперский комитет по туризму, который подчинялся министру просвещения и пропаганды. Общую идеологическую установку в этой области сформулировал лично А.Гитлер: «Я хочу, чтобы рабочему был обеспечен достаточный отпуск и чтобы этот отпуск, а также свободное время в целом стали настоящим отдыхом для него. Я желаю этого, потому что я хочу иметь народ с сильными нервами, так как только с таким народом можно делать большую политику» [6].

История уже вынесла обвинительный вердикт «большой политике» Гитлера, а для нас в данном случае интересен тот факт, что нацистский режим уделял столь

большое внимание организации массового отдыха трудящихся и вовлекал в туризм все новые слои населения, расширяя тем самым его социальную базу. Германское государство оказывало содействие в организации групповых поездок на отдых

- круизов, железнодорожных туров, туристических походов. Умеренные цены способствовали первому «туристическому буму» в Германии: число туристических поездок возросло с 2,3 млн в 1934 г. до 5 млн в 1935 г., 9,6 млн - в 1937 г. 10,3 млн - в 1938 г. [17]. Это требовало строительства гостиничных предприятий разных видов, начиная от гостиниц курортного типа и заканчивая бизнес-отелями для деловых поездок.

В Швейцарии интерес в данном отношении представляет возникновение и деятельность фирмы «Отельплан», которая в настоящее время является одним из крупнейших производителей туруслуг в этой стране. В основании фирмы в 1935 году лежали идеи ее создателя Г. Дут-твайлера о том, что вовлечение «маленького человека» в туризм оказало бы неоценимую помощь страдающему от кризиса гостиничному хозяйству. «Следует обратиться к публике, до сих пор не приобщенной к туризму и не привыкшей к путешествиям», - отмечал Г. Дуттвайлер [2]. Массовые дешевые турпоездки становятся основным продуктом фирмы. «Народный туризм» имел успех: уже в первом финансовом году фирма реализовала 52 648 туристических поездок. Внимание теперь уделялось гостиницам эконом-класса.

Итак, Германия и Швейцария стали первопроходцами в области гостиничного маркетинга.

В 1940 году в Ленинграде было 10 гостиниц и Дом крестьянина. В советском государстве полностью отсутствовала возможность индивидуального выбора средств размещения.

В годы Великой Отечественной войны с 1941 по 1945 года гостиницы использовались как госпитали и стационары для страдавших дистрофией ленинградцев.

Вторая мировая война парализовала гостиничное хозяйство, и дальнейшее развитие оно получает уже в послевоенные годы. Именно этот период ознаменован спадом, и его можно отнести к понижательной волне цикла.

В западноевропейских странах 50-60-е годы - это период активного массового строительства гостиниц, мотелей, разного рода увеселительных заведений. Строительство гостиничных предприятий в эти годы отличает дифференцированный характер. Дифференцированный туризм отличают разнообразная палитра потребностей и мотивации туристов, множественность узкоспециализированных сегментов в туристическом спросе, разнообразие предлагаемых услуг и ярко выраженная специализация туристического предложения. Для дифференцированного туризма характерен не только широкий, но и весьма разнообразный ассортимент услуг. Иными словами, гостиница предлагает не огромное количество видов турпродукта, а ограниченное число видов, каждый из которых имеет большое число вариантов. Переход от конвейерного к дифференцированному туризму совершался одновременно с переходом от рынка производителей к рынку потребителей.

Лидерами в области гостеприимства остаются США и Европа, где повсеместно появляются новые формы организации гостиничного хозяйства, например объединение в гостиничные цепи. Базовый принцип гостиничной сети - использование имиджа торговой марки для продвижения гостиничного продукта на внутреннем и зарубежном рынках. Это предполагает качественно новую ступень в развитии гостиничного предложения, возникающую, как и любое качественное изменение, на базе существенного количественного роста.

В 1970-е годы в индустрии гостеприимства появились новые типы заведений, например, Days Inn, Super 8 Motels и Comfort Inns. Такие корпорации, как Four Seasons, Canadian Pacific, Marriott, Hyatt, Sheraton, Hilton, Radisson, Ramada и другие сетевые структуры высшего класса,

начали активно распространяться в Северной Америке и за ее пределами [20].

В СССР же в послевоенный период гостиничный фонд развивался главным образом за счет переоборудования общежитий.

5) В пятом технологическом укладе период доминирования приходится на время с 1970 по настоящее время. Этот период характеризуется инновациями в области электроники, вычислительной техники, роботостроении, телекоммуникаций, информационных технологий.

Благодаря таким изобретениям, как компьютер и Интернет, стало возможно создание систем компьютерного обеспечения. Начиналось все с использования простейших приложений Интернета: электронной почты и поисковых систем. Но постоянные нововведения в области информационных технологий привели к компьютерным системам централизованного управления гостиничным комплексом, что позволяет координировать работу даже крупного отеля без особых затрат времени и сил. Инновации в области информационных технологий также привели к таким инновациям в области гостеприимства, как он-лайн бронирование номеров.

Появление теле- и радиотехники позволило гостиничным предприятиям иметь более тесный контакт с потенциальными клиентами с помощью рекламы.

Массовый спрос на гостиничные услуги породил массовое гостиничное производство: гостиничный продукт был

стандартизирован, а производство услуг

и товаров поставлено на конвейер. Возникли разнообразные предприятия и общественные институты, производящие различные компоненты и виды гостиничного продукта. Масштабная дифференциация гостиничных услуг отразилась в разнообразии средств размещения: мотели, апарт-отели, бизнес-отели, акваотели, курорты и т.д.

Конец прошлого века - эпохальный период в истории России. Он не только поставил нашу страну в один ряд с ведущими экономическими державами, но и открыл границы для въездного туризма. Да и сами россияне стали гораздо чаще ездить по собственной стране. Как следствие - активно начал развиваться рынок средств размещения. Теперь западные и российские инвесторы вкладывают немалые средства в создание гостиниц, центров отдыха, пансионатов и других мест для проживания туристов, бизнесменов, командировочных и отдыхающих.

Таким образом, проанализировав инновации в области гостиничного хозяйства в рамках технологических укладов Ю.К. Глазьева можно сделать вывод о том, что гостиничная индустрия, как и любые другие предприятия, развивается циклично и обусловливается инновациями и изменениями в рыночной экономике в целом. Для оценки потенциальных возможностей туристической индустрии Санкт-Петербурга и его окрестностей необходимо рассматривать этот процесс в рамках экономического развития региона и всех его составляющих.

ЛИТЕРАТУРА

1. Большой экономический словарь. М.: Книжный мир, 2001.

2. Браймер Р.А. Основы управления в индустрии гостеприимства. М.: Аспект Пресса, 1999.

3. Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития: Научный доклад. М.: ЦЕМИ РАН, 2001.

4. Друкер П. Инновации и предпринимательство. М.:ЭКО, 2004.

5. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения: Избранные труды. М.: Экономика, 2002.

6. Линн Ван Дер Ваген. Гостиничный бизнес. Серия «Учебное пособие». Ростов-н/Д: Феникс, 2001.

7. Лужанский Б.Е. Оценка стоимости научно-технической продукции и инновационного бизнес-процесса для целей управления инновациями // Становление, развитие и перспективы оценочной деятельности в России: Науч. доклад 1-й международной конференции. М.:ЦЕМИ РАН, 2008.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Мазуренко С. Инновации - это симбиоз государственной политики и рыночных отношений // Извес-тия.2008. №12. С. 12-13.

9. Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям / Пер.с англ.М.:ГУ «Центр исследований и статистики науки», 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.