ПРАКТИКА.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АВТОРСКОГО ДОГОВОРА
В РОССИИ
HISTORY OF DEVELOPMENT OF THE AUTHOR’S
AGREEMENT IN RUSSIA
УДК 347.78(470)
в.л. михАйликов,
кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД России)
Аннотация: в условиях современного развития рыночных отношений имущественные права авторов стали своеобразным товаром, который может свободно передаваться и отчуждаться на основании гражданско-правовых сделок. В статье рассматриваются вопросы оформления передачи прав авторов, правообладателей, их правопреемников в отношении результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации.
Ключевые слова: автор, право, имущество, договор, обязательство, интеллектуальная деятельность.
V.L. Mihajlikov, the candidate of jurisprudence the senior teacher of the chair of civil-law disciplines of the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs in Russia
Abstract: In the conditions of modern development of market relations the authors’ estate right became the peculiar goods that can freely be transferred and alienated on the basis of civil-law transactions. The article is devoted to questions in registration of assigning rights of authors, legal owners, and their legal successors concerning results of intellectual activity and individualization’s means equal to them.
Keywords: the author, the right, property, the agreement, the obligation, intellectual activity.
Немногим более 200 лет назад в экономический оборот вошел новый вид объекта - результаты интеллектуальной деятельности. До этого в нем участвовали только материальные объекты - природные ресурсы и результаты материального производства, и правовую основу их экономического оборота составляло право собственности. На новом этапе объектом рыночных отношений стал принципиально новый - нематериальный - объект. Появление категории «исключительных прав» обусловлено возникшей значимостью результатов интеллектуальной деятельности (интеллектуального продукта) для экономического товарного оборота [1, с. 34].
Однако договоры в сфере интеллектуальной деятельности являются сравнительно новыми в системе договорных обязательств [2, с. 49].
Пожалуй, первым в мире писателем, поднявшим вопрос о договорах в авторском праве, стал великий французский писатель Оноре де Бальзак, автор многотомной «Человеческой комедии». Так, еще в 1834 году Бальзак опубликовал письмо «Французским писателям XIX века», где доказал, что издатели их грабят, и предложил создать Общество литераторов, существующее до сих пор.
В вопросах пропаганды, разъяснения и защиты авторских прав выступил в России в свое время известный русский цивилист Габриэль Феликсович Шершеневич (1863
- 1912). Он первый представил наиболее полный и четкий анализ взаимоотношений автора и издателя, а точнее - издательского договора. При этом автор уделил особое внимание общим и частным условиям авторского договора, раскрыл его роль и значе-
ние в реализации прав автора. По существу, его сочинение в общем плане явилось классическим примером рубежа XIX - XX веков российской цивилистики.
Идеи, заложенные автором в труде «Издательский договор», актуальны и по сей день, ибо они так или иначе востребованы современным законодательством в качестве основы авторского права. «Издательский договор есть соглашение между издателем и автором, в силу которого первый приобретает право и принимает на себя обязанность размножить и распространить за свой счет литературное, художественное или музыкальное произведение второго», -так определяет издательский договор Г.Ф. Шершеневич. Многие фрагменты определений и формулировок, данные автором применительно к основным положениям издательского договора, его рассуждения и выводы об особенностях условий авторского договора - все эти идеи Г.Ф. Шершеневича дошли до наших дней [3].
Первые законы, регулирующие авторские отношения, были приняты в России лишь во второй четверти XIX в. Столь позднее появление авторского права в нашей стране имело объективные основания: особенности общественно-политического устройства России и своеобразие ее исторического развития. А первый закон, непосредственно касающийся авторского договора, был принят в 1911 г., и назывался он «Положение об авторском праве» [2, с. 26-27]. Положение разрешало отчуждение авторского права. Этот вывод можно сделать из ст. 8 Положения, согласно которой договор об отчуждении авторского права, об уступке права на издание или о предоставлении права перевода, публичного исполнения произведения или какого-либо из принадлежащих автору прав другому лицу должен быть изложен на письме [4, с. 53-54].
10 октября 1919 г. принят Декрет «О прекращении силы договоров на приобретение в полную собственность произведений литературы и искусства», который объявил недействительными все договоры издательств с авторами, по которым произведения перешли в полную собственность издательств. Было закреплено, что издательства могут приобретать у авторов только право на издание произведения на ограниченный издательским договором срок.
Следующий этап развития российского авторского договора связан с действием «Основ авторского права» 1925 и 1928 гг.,
а также принятого в их развитие Закона РСФСР от 8 октября 1928 г. «Об авторском праве» [2, с. 29]. Первый законодательный акт РСФСР об авторском праве - Основы авторского права (1925 года) прямо допускал всякого рода его отчуждение. Согласно ст. 12 Основ авторское право в части или в целом может быть отчуждено по издательскому договору или иным законным способом, причем характер использования авторского права должен быть определен в точности договором.
В Законе «Об авторском праве» 1928 г. (ЗоАП) издательский договор трактовался как соглашение, «в силу которого автор уступает на определенный срок исключительное право на издание произведения, облеченного в объективную форму, а издатель обязывается издать и принять все зависящие от него меры к распространению этого произведения».
В литературе советского авторского права после принятия Основ 1925 года, а также в период действия Основ 1928 года не прекращалась дискуссия о возможности заключения договора об отчуждении авторского права. Некоторые цивилисты (Я.А. Канторович, М.В.Гордон, В.И. Серебровский) допускали возможность отчуждения авторского права по договору. Немалое число ученых отрицали действительность такого договора (И.А. Грингольц, М.И. Никитина, Б.С. Антимонов, Е.А. Флейшиц, А.К. Юрченко), по существу относили авторские договоры только к лицензионному типу (хотя слово «лицензия» могло не употребляться).
Понятие авторского договора начало формироваться в юридической литературе 1930
- 1940-х гг. Это был издательский договор, т.е. один из видов авторских договоров. Его определение было дано в Законе «Об авторском праве» 1928 г. В 1950-е гг. в СССР возникла теория «разрешения»: по договору автор разрешает опубликование произведения. Издательства могут осуществлять издание и распространение произведения только с разрешения автора, которое выражено в форме издательского договора, т.е. соглашения об использовании произведения [2, с. 29-30].
В 1964 году был принят Гражданский кодекс (далее - ГК) РСФСР. Смысл авторского права по ГК РСФСР 1964 года заключался в ограничении оборотоспособности произведений, именно так проявлялось действие командно-административной системы в области авторского права [5, с. 19]. Надо
ПРАКТИКА.
сказать, что если Основы 1925 года прямо указывали на возможность заключения договора об отчуждении авторских прав, то ГК РСФСР 1964 года уже не содержал такой нормы, а предусматривал два типа авторских договоров (в соответствии с внесенными в него изменениями Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 марта 1974 г.): авторский договор о передаче произведения для использования и авторский лицензионный договор. На этом фоне говорить об отчуждении авторского права было еще труднее [4, с. 56-57].
За первым типом авторского договора сохранялось определение, которое охватывало все виды авторских договоров, все они рассматривались как договоры о передаче произведения для использования.
Авторский лицензионный договор - это такой договор, по которому автор или его правопреемник предоставляют организации право использовать произведение, в том числе путем перевода на другой язык или переделки, в обусловленных договором пределах и на определенный договором срок, а организация обязывалась уплатить вознаграждение за предоставление этого права.
Ситуация изменилась с переходом на новую экономическую систему. Полноценное ее функционирование, в том числе и в области авторского права, было установлено Основами гражданского законодательства 1991 года, которые стали применяться в Российской Федерации с 3 августа 1992 г. С этой даты авторские договоры об отчуждении авторского права, его передаче соответствуют основным началам и смыслу гражданского законодательства [5, с. 19]. Авторский договор был определен как договор, по которому автор обязан создать и передать заказанное произведение для использования, а пользователь обязан использовать произведение предусмотренным договором способом в обусловленном им объеме и в определенный срок и уплатить автору установленное договором вознаграждение [2, с. 30-31].
До 3 августа 1992 г. в России (а еще ранее - в СССР) были приняты и применялись различные типовые авторские договоры. Положения этих типовых авторских договоров (было утверждено свыше 20-ти таких договоров) применялись к взаимоотношениям сторон автоматически, то есть даже в тех случаях, когда конкретный договор не включал то или иное положение типового договора.
С 3 августа 1992 г., с момента введения на территории России нормативного акта - Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик (этот акт был принят Верховным Советом СССР 31 мая 1991 г.), типовые авторские договоры утратили правовое значение. Однако положения, содержащиеся в этих типовых договорах, по-прежнему широко используются на практике [6].
Провозглашенная в России в начале 1990-х годов свобода экономических отношений привела к необходимости новой кодификации норм об авторском праве
- 09.07.1993 года принимается Закон «Об авторском и смежных правах», который подробно регламентировал порядок заключения авторских договоров [7, с. 42]. При этом в законе прямо назывались только лицензионные договоры. Хотя самого термина «лицензионный договор» не содержалось, авторский договор, о котором говорится в статьях 30 и 31 Закона, - это именно традиционный лицензионный договор [5, с. 21].
И, наконец, 1 января 2008 года вступила в силу четвертая часть Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ). Регулирование договорных отношений в сфере авторских прав оказалось одной из наиболее затронутых изменениями областей.
Разработчики части четвертой ГК РФ, во-первых, ввели новую терминологию, а во-вторых, допустили возможность заключения договора об «отчуждении исключительного права на произведение», т.е. его передачи правоприобретателю в полном объеме и навсегда.
Ранее в период действия ЗоАП существовала двучленная система авторских договоров об использовании произведения. В ГК РФ была введена система трехчленного деления договоров о приобретении прав, необходимых для использования произведений. При этом изменению подверглась терминология
- вместо термина «авторский договор» был введен термин «лицензионный договор», а кроме того, к существующим возможностям приобретения прав на исключительной или неисключительной основе была добавлена также возможность приобретения прав по новому для сферы российского авторского права «договору об отчуждении исключительного права на произведение» в полном объеме (ст. 1285 ГК РФ).
Таким образом, с 1 января 2008 г. появилась возможность заключения трех основных видов договоров об использовании произведения:
1) договор об отчуждении исключительно- совсем не велика - она ограничивается
го права на произведение в полном объеме, рамками с начала XX по начало XXI века. С
ранее законодательством не предусматри- 1911 до 1925 года право на отчуждение авто-
вавшийся; рских прав признавалось полностью; ближе
2) лицензионный договор о предоставле- к середине 20 века вплоть до 1964 года по
нии права использования произведения на этому поводу развивались дискуссии в двух
исключительной основе (исключительная направлениях: признание и непризнание, так
лицензия) - в основном соответствует дейс- же в это время формулируется само поня-
твующим в настоящее время положениям, тие авторского договора. После 1964 года
относящимся к авторским договорам о пе- и до начала 1990-х годов право отчуждения
редаче исключительных прав; авторских прав в его буквальном значении
3) лицензионный договор о предоставле- не признавалось, так как была распростра-
нии права использования произведения на нена командно-административная система; неисключительной основе простая (неис- с 1993 года до 2008 года регламентирова-
ключительная) лицензия - в основном соот- лось существование по сути современного
ветствует действующим в настоящее время лицензионного договора, к которому в 2008 положениям, относящимся к авторским году четвертая часть ГК РФ прибавила до-
договорам о передаче неисключительных говор об отчуждении исключительных прав,
прав [8, с. 146]. окончательно признав это право за авторами
Как следует из всего вышеизложенного, и отменив все ранее действовавшие норма-
история развития договорных отношений тивные акты в рассматриваемой сфере.
Литература
1. Дозорцев, В. А Понятие исключительного права / В. А. Дозорцев // Юридический мир.
2000. № 3.
2. Елизаров, Е. А. Авторский договор в гражданском праве России / Е. А. Елизаров // Вне-
шнеторговое право. 2006. № 2.
3. Завидов, Б. Д. Издательский (авторский) договор в дореволюционном и современном праве России / Б. Д. Завидов // Подготовлен для системы Консультант Плюс, 2002.
4. Богатырев, Ф. Залог авторского права / Ф. Богатырев // Хозяйство и право. 2004. № 3.
5. Дозорцев, В. А. Право на фильм как сложное многослойное произведение / В. А. Дозорцев
// Вестник ВАС РФ. 2000. № 3-4.
6. Гаврилов, Э. П. Авторские договоры в России / Э. П. Гаврилов // Подготовлен для системы
Консультант Плюс, 2005.
7. Головань, П. Авторский договор - ошибки практики заключения и исполнения / П. Головань
// Авторское право и смежные права. 2007. № 1.
8. Близнец,, И. А. Авторское право и смежные права / И. А. Близнец, К. Б. Леонтьев. - М. :
Проспект, 2010.
References
1. Dozortsev VA. Concept of an exclusive right. // Legal world. 2000. № 3. P. 34.
2. Yelizarov EA. Author’s the agreement in Civil law of Russia. // Foreign trade law. 2006. № 2.
P. 49.
3. Zavidov B.D. The publishing (author’s) agreement in the pre-revolutionary and modern law of
Russia. // Prepared for system of Adviser plus. 2002.
4. Bogatyrjov F. Pledge of author’s right. // Economy and law. 2004. № 3. P. 53-54.
5. Dozortsev VA. The right to a film as complicated multilayered product. // Bulletin BAC RF. -
2000. № 3-4. P. 19.
6. Golovan P. Author’s agreement - errors in practice of the conclusion and exicution. // Author’s right and neighbouring rights. 2007. № 1. P. 42.
7. Bliznets IA, Leontev K..B. Author’s right and neighbouring rights. - M.: the Prospect, 2010.
P.146.