15.3. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АТТЕСТАЦИИ СЛУЖАЩИХ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И СССР
Кучмин Александр Юрьевич, аспирант кафедры трудового права; руководитель юридического отдела Место работы: Региональная общественная организация «Московская федерация футбола» Место учебы: ОУП ВО «Академия труда и социальных отношений»
aleksandrkucmin@gmail.com
Аннотация: в статье описывается история развития института аттестации работников. Анализируются нормативно правовые акты, регулирующие аттестацию военнослужащих в Российской империи. Автором подробно рассмотрен советский период, при котором оценка работника подразумевала не только проверку деловых качеств работника, но и выявление его морально-политических знаний и убеждений. Дан анализ порядку проведения аттестации, а также решениям работодателя принимаемым после аттестационных процедур.
Ключевые слова: аттестация, аттестационная комиссия, Российская империя, работодатель, служащий, СССР, деловые и политические качества.
HISTORY OF EMPLOYEES' CERTIFICATION DEVELOPMENT OF IN THE RUSSIAN EMPIRE AND THE USSR
Kuchmin Alexander U., post-graduate student of the labor law Department; head of the legal department Place of employment: Moscow Football Federation
Study place: Educational Institution of the Trade Unions of the Higher Education «Academy of Labor and Social Relations»
aleksandrkucmin@gmail.com
Abstract: the article describes the development of the workers attestation system. Laws regulations on vetting processes for servicemen in the Russian Empire is analyzed by author in the article. The author examined in detail the Soviet period in which the employee's formal evaluation involved not only checking business skills, but also revealing his moral and political knowledge and beliefs. The analysis of the procedure for attestation, as well as the decisions of the employer, which were taken after it, is given in the article.
Keywords: attestation, attestation commission, Russian Empire, employer, employee, USSR, professional and political aptitude.
Предыстория аттестации работников, а также установление различных квалификационных требований к работникам уходит в древние времена, она связана с проверкой навыков и квалификации человека. В Древнем Вавилоне в середине III тысячелетия до н. э. предъявлялись особые квалификационные требования к писцам. Они должны были уметь производить арифметические действия, знать единицы измерения, иметь творческие навыки, разбираться в ботанике.
В Древнем Египте существовала особая система испытаний для жрецов. Кандидат в жрецы проходил тестирование, в процессе которого выяснялась его биография, уровень образованности и умение вести беседу. В период служения, жрец проходил проверку на трудоспособность, умение хранить молчание, испытания огнем, водой, находился в подземельях в полном одиночестве1. Подобная система испытаний существовала также и в Пифагорейской школе.
При приеме на гражданскую службу в Китайской империи около 3000 лет назад соискатель проходил через систему специализированных заданий. Существовала система конкурсного кадрового отбора лиц, желавших занять должности в административном аппарате. Чиновники экзаменовались лично у императора каждые три года по шести искусствам: музыке, стрельбе из лука, верховой езде, умению писать, считать, знанию ритуалов и церемоний. Подобная система проверок для государства являлась средством отбора людей для их
1 Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании. М.: Наука, 1982 - С. 199.
последующего использования на службе2
Процедура аттестации служащих, а также наличие различных квалификационных требований для замещения соответствующей должности, в нашей стране также имеет свою историю. Так, в Указе Петра I «О вредности для государственного интереса порядка повышения по старшинству в службе и о неприменении его в России» указано, что плохо, когда не по достоинству дела, но по старшинству службы повышают и талантливому молодому полковнику надо годами дожидаться назначения в генералы полковников с большим стажем службы или их кончины» 3 В своем указе Петр установил, что производство унтер-офицеров в офицеры, а также капитанов в штаб-офицеры необходимо предварять обязательным выбором кандидатов, в которой участвовали бы все офицеры части4 Созданная при Петре I система аттестации была достаточно эффективной, так как она устанавливала персональную ответственность руководителя лица прошедшего аттестацию, и в случае неудовлетворительных показателей аттестуемого командир рекомендовавший его увольнялся со службы вместе с ним5.
В 1833 г. в Своде законов Российской империи опуб-
2 Dubois, Charles, 1874-1954. ; Fouss, E. P. Vieux-Virton romain : le vi-cus romain de Vertunum,- С.70.
3 Маталин А.С. «Аттестация служащих в трудовом праве» Дис. канд. юрид. наук : Москва, 2004 172 с. РГБ ОД, 61:04-12/1547
4 Коровин В.М., Свиридов В.А. «Надев форму полка, всякий становился полноправным его членом» Аттестация офицерских кадров в русской армии// Военно-исторический журнал. 2004. №3. С.2-5
5 И А. Белозерцев Аттестация офицеров в России исторический аспект //ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 10/2007, С.68
ликован «Свод устава о службе по определению правительства», где, особое внимание уделяется не личным качествам аттестуемого, а конкретным результатам его деятельности. «При удостоении кого-либо к открывшейся вакансии, если он прежде состоял уже в службе, обязаны не только рассматривать послужной его список, но и стараться удостовериться в поведении его и радении при исправлении прежней должности, дабы тем основательнее можно было заключить способности его к занятию нового места»6.
Наличие родственных отношений между чиновниками, осуществляющими административные функции в одном и том же государственном учреждении запрещалось. Кроме того, устанавливалась ответственность за непотизм. «Если кто по дружбе или из подарков поместит или представит на вакансию недостойного или неспособного, а достойного и способного несправедливым донесением обойдет, то таковый, несмотря и в лица, яко неверный слуга отрешается от места и передается суду»7.
Стоит отметить, что в Российской империи, исторически имеющей большую армию и аппарат чиновников, аттестационные процедура имели большое значение и нормативное закрепление именно для военнослужащих и должностных лиц
Право проводить аттестацию военнослужащих присваивалось командиру полка8. Аттестация не носила системного характера и представляла собой оценку профессиональных качеств каждого офицера и его характеристику. Не прохождение аттестации могло привести к отказу в повышении по службе, при этом недобросовестное проведение аттестации могло повлечь дальнейшее увольнение со службы самого командира полка.
Необходимо отметить, что увольнение со службы в связи с неудовлетворительными результатами аттестации первоначально не осуществлялось, однако уже в 1839 году командирам полка, проводившим аттестацию, было дано право представлять лиц, не прошедших аттестацию к увольнению9
Неблагоприятный исход русско-японской войны стал поводом для реформирования системы аттестационных процедур и введения централизованной аттестации военнослужащих. Приказом Военного совета от 01 декабря 1906 года утверждено «Временное положение об аттестации капитанов (ротмистров, есаулов), штаб-офицеров и генералов строевых частей и о выборе кандидатов на некоторые должности» (далее - «Временное положение»)10.
В соответствии с данным положением выявление необходимых служебных навыков основывалось:
а) на аттестациях, составляемых в соответствии с положением;
б) на обсуждении данных аттестаций в Аттестационных Совещаниях;
в) на окончательном заключении соответствующего начальника.
Процедура аттестации определяла:
а) достоин ли аттестуемый к продвижению по службе;
6 Там же
7 «Методология моделирования при подготовке и оценке персонала государственной службы»// ЧиновникЪ. №5.2002 г. С.24.
8 Свод военных постановлений 1869 года. 2-е изд. Кн.УИ.СПб., 1896. С. 468
9 Там же
10 Полное собрание законов Российской Империи. Собрание 3-е //
СПС КонсультанПлюс
б) пригоден ли для оставления на занимаемой должности;
в) подлежит ли предупреждению о неполном служебном соответствии, или
г) подлежит увольнению от службы.
Аттестация проводилась ежегодно и в несколько этапов, что способствовало постоянному поддержанию требуемой квалификации военнослужащих, а также создавало наиболее полное представление о квалификации аттестуемого.
На первом этапе, проведение аттестации возлагалось на непосредственных начальников соответствующих офицеров. Аттестующий составлял аттестации преследуя цель возможно точной и полной характеристики служебных, физических, умственных и нравственных качеств аттестуемого1 . Далее на аттестацию давались заключения вышестоящих начальников.
На втором этапе, осуществлялось рассмотрение аттестации, которое проводилось специально созданными при каждой части Аттестационными Совещаниями. В состав Аттестационного Совещания входил начальствующий офицерский состав части, при этом командир части не входил в состав Аттестационного Совещания. На своем заседании Аттестационное Совещание проводило обсуждение предоставленных аттестаций и составляло мотивированное заключение об аттестуемых.
На третьем этапе, аттестации и мотивированное заключение Аттестационного Совещания поступали к командиру части, который был вправе утвердить решение Аттестационного Совещания или постановить самостоятельное решение подробно его мотивировав. Решение командира части было окончательным и сообщалось непосредственным начальникам аттестуемых и самим аттестуемым.
Особенностью проведения аттестации являлось то, что срок предупреждения аттестуемого о неполном служебном соответствии не включался в общую выслугу лет для повышения в звании.
По результатам аттестации, офицеры, получившие предупреждение о неполном служебном соответствии вторично, а также подлежащие увольнению со службы, должны были подать прошения о добровольном увольнении в течение двух месяцев. Лица, не подавшие таких прошений, увольнялись со службы принудительно.
Стоит отметить, что ответственность за недостоверные аттестации возлагалась на непосредственного начальника аттестуемого, и на вышестоящих начальников, которые готовили заключения об аттестуемом офицере. При этом, офицерский состав, участвующий в процедуре аттестации, был обязан уведомлять о начальниках, явно неверно и пристрастно оценивших служебные качества своих подчиненных, а также определять меру ответственности для таких лиц12
Примечательно, что после апробации Временного положения, аналогичные положения появились в иных родах войск. Так, к примеру, 22 января 1909 года Военным Советом было утверждено «Временное Положение об аттестациях обер-офицеров полевой, крепостной и осадной артиллерии» (далее - «Положение об аттестации артиллерии»).
11 «Кадровик. Кадровый менеджмент», 2010, № 9 http://www.hr-portal.ru/article/attestaciya-oficerov-v-voenno-uchebnyh-zavedeniyah-rossiyskoy-imperii-v-nachale-xx-veka/[Электронный ресурс];
12 Полное собрание законов Российской Империи. Собрание 3-е // СПС КонсультанПлюс
В отличии от Временного Положения, Положение об аттестации артиллерии дополняло перечень возможных решений командования после проведения аттестационных процедур. Так, согласно Положению, об аттестации артиллерии процедура аттестации определяла:
1. Подготовлен ли аттестуемый к продвижению по службе;
2. Если не подготовлен, то пригоден ли для строевой службы;
3. Если не пригоден к строевой службе, то годен ли к административной.
Стоит отметить, что аттестации подлежали также и чиновники, проходящие службу в действующей армии. 9 июня 1909 года Военным Советом было утверждено «Временное Положение об аттестации чиновников, состоящих на службе в строевых частях войск всех родов оружия»13. Данное положение по своей структуре и содержанию не отличалось от Временного Положения кроме субъектного состава аттестуемых.
Рассматривая аттестационные процедуры в Российской империи, следует обратить внимание на тот факт, что, не смотря на их многоступенчатость, призванную гарантировать объективную проверку деловых качеств аттестуемого, действующий механизм проведения аттестации был весьма спорным, так как итоговое решение по результатам аттестации выносилось единолично вышестоящим начальником. Так создавалась ситуация, при которой первые два этапа носили формальный характер, а также не соблюдался главный принцип беспристрастности проведения аттестации, закрепленный в действующих положениях.
Действующие на тот момент нормативно-правовые акты, регулирующие аттестацию, не носили системный характер и действовали на ограниченный круг лиц, что существенно уменьшало круг субъектов, подлежащих аттестации.
Однако, нельзя не отметить, что принятие отдельных положений, регулирующих аттестацию учитывала специфику каждого рода войск и отдельных должностей, позволяя варьировать конечные управленческие решения, принимаемые после аттестационных процедур.
Регулирование аттестационных процедур в различных сферах общественных отношений и различных отраслях экономической жизни наиболее полно проявилось в советский период. Ставя в основу идеи построения социализма человека, В. И. Ленин неоднократно подчеркивал решающее значение роли кадров14.
По окончанию гражданской войны, советская власть столкнулась с проблемой нехватки квалифицированных кадров в различных сферах общественной жизни. В этой связи, большее внимание со стороны власти стало уделяться, выработки критериев оценки деловых качеств работников. Так В. И. Ленин выделял следующие критерии оценки работников:
а) добросовестность;
б) политическая позиция;
в) знание дела;
г) административные способности15.
Важно отметить, что в советский период наряду с проверкой и оценки деловых качеств работников проверялись также и политические качества работников, которые оценивались наравне с профессиональными
13 Полное собрание законов Российской Империи. Собрание 3-е // СПС КонсультанПлюс
14 Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т.45, С.110
15 Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т.53, С.97
знаниями и навыками аттестуемого. В.И. Ленин в свое работе «Лучше меньше да лучше» отмечал, что служащие должны помимо профессиональных качеств обладать и политическими качествами. Так, по мнению В.И. Ленина для повышения эффективности и качества общественного производства, работник должен:
- получить рекомендации нескольких коммунистов;
- выдержать испытание на знание государственного аппарата;
- пройти испытание на знание основ теории по вопросу о госаппарате,
- должен знать основы науки, управления, делопроизводства;
- сработаться с членами ЦКК и со своим секретариатом так, чтобы могли ручаться за работу всего этого аппарата в целом16.
Поэтому говоря о проведении аттестации работников в советский период уместно заметить, что оценке подлежали не только деловые качества работников, но и их морально-политические знания и убеждения.
В руководителях же В.И. Ленин отмечал твердость, решительность, смелость, умение вести практическое дело, а также важность наличия доверия со стороны подчиненных17
Проверка деловых качеств работников и фактического выполнения возложенной на работника трудовой функции стала регулятором, позволяющим наладить эффективное производство, а также принимать правильные управленческие решения. В.И. Ленин особое внимание уделял проверки фактического выполнения трудовой функции работника и результата его труда. Так, на заседании Всероссийского съезда металлистов 6 марта 1992 года В.И. Ленин, говорил: «Нам нужна проверка пригодности людей, проверка их фактического исполнения. Проверять людей и проверять фактическое исполнение дела - в этом и есть гвоздь всей работы»18
Стоит отметить, что по результатам такой проверки принимались определенные управленческие решения, такие как: повышение по должности, направление на обучение, перевод на другую работу, увольнение.
Советские ученые подчеркивали, что аттестация работников является не только одной из форм проверки деловых качеств работников, но она также призвана стимулировать работников к постоянному повышению уровня профессиональных знаний и идейно-политических качеств. Целью аттестации являлось повышение производительности труда и добросовестности работников при выполнении им возложенных на них задач, повышение их деловой квалификации и идейно-политического уровня, улучшения подбора и расстановки кадров для их наиболее рационального использования .
Исходя из целей аттестации в науке советского трудового права выделяют следующие функции аттестации:
а) контроль;
б) стимулирование;
в) улучшение подбора и расстановки кадров20.
В юридической литературе советского периода подчеркивалось, что аттестация работников строится на самостоятельных принципах правового регулирования. Выделялись следующие принципы аттестации работников:
16 Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т.45, С.393-394
17 Там же
18 Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т.45, С.110
19 Курилов, В. И. Аттестация работников по советскому праву //Правоведение. 1978. № 2. С. 52
20 В. И. Курилов. Аттестация и личность работника в советском трудовом праве. Владивосток, Изд-во Дальневосточного ун-та, 1983, С 91
1. Систематичность аттестации;
2. Гласность аттестации;
3. Объективность и комплексность аттестации;
4. Презумпция соответствия работника занимаемой должности21.
Особое внимание уделялось систематичности аттестации, так как именно данный принцип превращал аттестацию в определенную систему проверки и контроля деловых и политических качества работников, улучшения их подбора и расстановки22. Наиболее дискуссионным являлся вопрос о периодичности проведения аттестации. Сторонники проведения ежегодной аттестации полагали, что проведение ежегодной аттестации станет стимулом к постоянному поддержанию деловых и политических качеств работников, и ставили в пример наиболее успешные и прибыльные американские фирмы такие как «Пфайзер», «Сперри Рэнд», «Америкэн телефон» которые проводили ежегодную аттестацию руководящих специалистов23. Противники ежегодной аттестации считали, что год-слишком маленький срок для изменения деловых и политических качеств работников, кроме того, проведение ежегодной аттестации является материально и ресурсно - затратным мероприятием. Стоит отметить, что на практике, периодичность проведение аттестации определялась для разных учреждений по-разному. Так, на флоте рыбной промышленности аттестация начальствующего состава плавательных судов проводилась ежегодно. Впоследствии от проведения ежегодной аттестации пришлось отказаться, и был установлен общий период проведения аттестации - не реже чем один раз в три - пять лет. При этом точная периодичность проведения аттестации определялась соответствующими государственными органами и должна была быть одинаковой на предприятиях и в организациях одной и той же отрасли народного хо-зяйства24. При этом, в случае если работник показал неудовлетворительный результат на аттестации, допускалось повторное ее проведение.
Для соблюдения принципа гласности аттестации, администрация учреждения заблаговременно информировала работника и профсоюзный комитет о проведении аттестационной процедуры, а также знакомила их с характеристикой аттестуемого работника, с которой по желанию мог быть также ознакомлен весь трудовой коллектив организации.
Принцип объективности аттестации обеспечивался наличием специальной аттестационной комиссии создаваемой на основании распоряжения руководителя организации в состав которой входили высококвалифицированные специалисты и руководители организации, а также представители партийной, профсоюзной и комсомольской организации. Об объективности аттестации свидетельствовал также и законодательно закрепленный порядок составления отзыва на работника. Непосредственный руководитель аттестуемого
21 В. И. Курилов. Аттестация и личность работника в советском трудовом праве// Владивосток, Изд-во Дальневосточного ун-та, 1983 // С 97
22 Там же
23 Там же
24 Постановление ГКНТ СССР № 470, Госкомтруда СССР N 267 от
05.10.1973 «Об утверждении Положения о порядке проведения атте-
стации руководящих, инженерно-технических работников и других
специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи»//СПС Консуль-татнПлюс
подготавливал такой отзыв на работника, который содержал характеристику его производственной деятельности, указание на квалификацию, показатели в социалистическом соревновании и участие в общественной жизни, а также соблюдение работником государственной и производственной дисциплины.
Необходимо подчеркнуть, что в советский период аттестация носила комплексный характер, ее теоретическая основа базировалась на ленинских критериях оценки деловых и политических качеств работников. При этом, зачастую деловые качества аттестуемого могли отходить на второй план, при комплексной оценки личности работника. Судебная практика того периода признавала участие аттестуемого в общественной работе исключительно положительной чертой при аттестации работника. Так, по мнению Верховного суда РФСФР общественная активность работника положительно характеризует морально-политическую сторону такого работника25.
Принцип презумпции соответствия работника занимаемой должности, устанавливал правило при котором, работник считается соответствующим занимаемой должности и выполняемой работе, пока иное не установлено решением аттестационной комиссии.
Важной особенностью аттестации в советском трудовом праве является субъектный состав лиц, подлежащих аттестации. Законодательством были закреплены критерии отнесения работников к лицам, подлежащим аттестации исходя из особенностей их труда. Постановлением ГКНТ СССР и Госкомтруда СССР от 5 октября 1973 г. № 470/267 (в ред. 22 октября 1979 г., с изм. и доп. от 14 ноября 1986 г.)2 (далее - Положение об аттестации 1973 года) «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи» утверждено, что круг лиц подлежащих аттестации закреплен в Типовом перечнем должностей руководящих, инженерно-технических работников утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 26 июля 1973 г. № 531, утвержденного ГКНТ и Госкомтрудом СССР.
Проводя дифференциацию правового регулирования, законодателем был очерчен круг лиц не подлежащих аттестации так, в очередную аттестацию не могли быть включены лица проработавшие в данной должности менее одного года, молодые специалисты в период работы по назначению после окончания учебных заведений, беременные женщины и женщины имеющие детей до одного года27.
Заслуживает внимание тот факт, что конкретный перечень должностей, подлежащих аттестации носил закрытый характер и устанавливался отраслевыми актами министерств и ведомств СССР и актами союзных республик. Так, например, Министр угольной промышленности СССР по согласованию с ЦК профсоюза рабочих угольной промышленности приказом №431 от 6 декабря 1973 года утвердил «Перечень должностей, по которым проводится аттестация руководящих инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций Министерства угольной
25 Бюллетень Верховного суда РСФСР, 1976, №4, С.12
26 Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР.1974 г. С.3.
27 Там же
промышленности СССР»28 Аналогичные перечни были приняты другими министерствами и ведомствами для работников из иных отраслей народного хозяйства.
С принятием Постановления Государственного комитета СССР по науке и технике и Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 22 октября 1979 г. № 528/445 перечень субъектов, подлежащих аттестации существенно расширился. Данный нормативно-правовой акт содержал базовые наименования должностей руководящих работников и специалистов, подлежащих аттестации. Оценка деловых качеств производилась также в отношении работников, занимающих должности, образованные от указанных базовых наименований. При этом учитывая специфику отраслей народного хозяйства, перечень субъектов, подлежащих аттестации мог быть расширен актами соответствующих министерств и ведомств.
Кроме того, существовали категории работников, которые в силу своей трудовой функции не подлежали аттестации. Так аттестации не подлежали работники назначение и освобождение должностей которых производится вышестоящими органами. В свою очередь, руководители министерств, ведомств были вправе принять решение об освобождении отдельных предприятий отрасли от проведения аттестации29.
В советский период, аттестация работников, будучи одним из важнейших институтов проверки деловых качеств работника, способствовала развитию и иных форм оценки деловых качеств схожих с аттестацией. Принципы аттестации работников легли в основу таких институтов как избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности, а также стажировки молодого специалиста. В обоих вышеуказанных случаях формировалась специализированная комиссия, которая принимала решения о дальнейшем использовании работника основываясь на оценке его деловых и политических качеств.
В завершении, необходимо отметить, что законодательство об аттестации за рассматриваемый в настоящей статье период безусловно эволюционировало, однако претерпело не столь существенное изменение. Достаточно обратить внимание, на схожесть принципов аттестационных процедур в период российской империи и советский период. Для обоих вышеуказанных периодов характерны: особый субъектный состав аттестуемых, презумпция соответствия работника занимаемой должности до принятия решения соответствующим компетентным органом, систематичность аттестации, ее гласность, а также объективность и комплексность.
В советский период институт аттестации работников носил комплексный характер. Аттестации была присуща соответствующая идеологическая направленность, которая базировалась на ленинских критериях оценки деловых и политических качеств работников. При этом, политические качества работника и участие его в общественной жизни предприятия зачастую имели определяющее значение при его аттестации.
Необходимо принять во внимание, что действующее законодательство регулирующее аттестацию работников не претерпело столь кардинальных изменений по сравнению с советским периодом. Нормативно-
28 Приказ Министерства угольной промышленности СССР от 06.12.1973. №431 // СПС КонсультанПлюс
29 Приказ Министерства угольной промышленности СССР от 06.12.1973. №431 // СПС КонсультанПлюс
правовые акты, регулирующие аттестацию принятые в СССР, действуют и в настоящее время. Так Положение об аттестации 1973 года является универсальным нормативным правовым актом регулирующим аттестацию работников. Оно применяется практически во всех отраслях экономической жизни и организации любой формы собственности, при утверждении локального нормативно-правового акта, регулирующего аттестацию, руководствуются Положением об аттестации 1973 года.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 80, 72%.
Список литературы:
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // СПС КонсультантПлюс;
2. Приказ Военного совета от 01 декабря 1906 года «Временное положение об аттестации капитанов (ротмистров, есаулов), штаб-офицеров и генералов строевых частей и о выборе кандидатов на некоторые должности» Полное собрание законов Российской Империи. Собрание 3-е // СПС КонсультанПлюс;
3. Циркуляр Главного штаба 1908 г. № 21, Приказ по военному ведомству 1910 г. № 153 // СПС Консультан-Плюс;
4. Приказ Военного совета от 22 января 1909 года «Временное Положение об аттестациях обер-офицеров полевой, крепостной и осадной артиллерии» Полное собрание законов Российской Империи. Собрание 3-е // СПС КонсультанПлюс;
5. Постановление ГКНТ СССР № 470, Госкомтруда СССР № 267 от 05.10.1973 «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи»//СПС Кон-сультатнПлюс;
6. Приказ Министерства угольной промышленности СССР от 06.12.1973. № 431 // СПС КонсультанПлюс;
7. Свод военных постановлений 1869 года. 2-е изд. КнтСПб., 1896;
8. Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР.1974;
9. Бюллетень Верховного суда РСФСР, 1976, №4 //СПС КонсультатнПлюс;
10. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т.45 [Электронный ресурс] bolshevick.org/lenin-v-i-polnoe-sobranie-sochinenij/ (дата обращения 22.07.2018);
11. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т.53 [Электронный ресурс] bolshevick.org/lenin-v-i-polnoe-sobranie-sochinenij/ (дата обращения 22.07.2018);
12. В. И. Курилов. Аттестация и личность работника в советском трудовом праве. Владивосток, Изд-во Дальневосточного ун-та, 1983;
13. Курилов, В. И. Аттестация работников по советскому праву //Правоведение.1978. № 2;
14. Маталин А.С. «Аттестация служащих в трудовом праве» Дис. канд. юрид. наук: Москва, 2004 172 с. РГБ ОД, 61:04-12/1547;
15. Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании. М.: Наука, 1982 - С. 199;
16. Dubois, Charles, 1874-1954. ; Fouss, E. P. Vieux-Virton romain : le vicus romain de Vertunum;
17. И А. Белозерцев Аттестация офицеров в России исторический аспект //ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 10 2007;
18. «Методология моделирования при подготовке и оценке персонала государственной службы»// ЧиновникЪ. №5 2002.;
19. Кирсанова Д.А., (2015), Основные предпосылки законодательного регулирования специальной оценки условий труда. Пробелы в российском законодательстве, 5: 102-104;
20. Демченко М.В., (2017), Из истории развития российского законодательства о квалификации и подготовки работников. Социально-политические науки, 6: 53-57;
21. Коровин В.М., Свиридов В.А. «Надев форму полка, всякий становился полноправным его членом» Аттестация офицерских кадров в русской армии// Военно-исторический журнал. №3 2004;
22. «Кадровик. Кадровый менеджмент», 2010, № 9 [Электронный ресурс] http://www.hr-portal.ru /article /attestaciya-oficerov-v-voenno-uchebnyh-zavedeniyah-rossiyskoy-imperii-v-nachale-xx-veka (дата обращения 22.07.2018).
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Кучмина А. Ю. на тему: «История развития аттестации служащих в Российской империи и СССР» Тема работы достаточно интересна и мало исследована, поэтому определенной заслугой автора является выбор такой сложной темы
В работе описывается история развития института аттестации работников. Автором очерчена нормативно правовая
база, регулирующая аттестацию в период Российской империи и СССР. Проанализирован советский период при котором аттестация работника подразумевала не только проверку деловых качеств работника, но и выявление его морально-политических знаний и убеждений.
Отдельно рассмотрен порядок проведения аттестации служащих в обозначенный период, дан анализ деятельности аттестационных комиссий, а также решениям работодателя принимаемым после проведения аттестационных процедур.
В списке литературы содержится достаточное количество литературы по данной теме, что свидетельствует о том, что автор серьезно изучил эту тему.
Из содержания работы видно, что автор умеет работать с материалом, обобщать и анализировать его. Все вышеизложенное позволяет рекомендовать статью Кучмина А. к публикации в научном издании
Рецензент
д-р юрид. наук, профессор
НИУ ВШЭ
Буянова М. О.