Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АРХИТЕКТУРЫ И ИНТЕРЬЕРА АРМЯНСКИХ КИНОТЕАТРОВ'

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АРХИТЕКТУРЫ И ИНТЕРЬЕРА АРМЯНСКИХ КИНОТЕАТРОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
151
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА / ДИЗАЙН / КИНОТЕАТР / ИНТЕРЬЕР / СТИЛЬ / ПЛАНИРОВКА / ФАСАД / ПРОЕКТ / ЗДАНИЯ / КИНОЗАЛ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Микаелян Р.Т.

В статье представлена история развития архитектуры и дизайна интерьеров кинотеатров Армении. Цель данной работы - выявление предпосылок возникновения, стадий развития интерьеров кинотеатров, их стилистические, типологические, территориальные особенности и различия. Впервые вводятся в научный оборот детали строительства первых кинотеатров, дизайн их интерьеров, а также документация кинотеатров, которые до сих пор были практически неизвестны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF THE DEVELOPMENT OF ARCHITECTURE AND INTERIOR OF ARMENIAN CINEMAS

The article presents the history of the development of architecture and interior design of cinemas in Armenia. The purpose of this work is to identify the prerequisites for the emergence, stages of development of cinema interiors, their stylistic, typological, territorial features and differences. For the first time, details of the construction of the first cinemas, the design of their interiors, as well as documentation of cinemas, which were still practically unknown, are introduced into scientific circulation.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АРХИТЕКТУРЫ И ИНТЕРЬЕРА АРМЯНСКИХ КИНОТЕАТРОВ»

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АРХИТЕКТУРЫ И ИНТЕРЬЕРА АРМЯНСКИХ

КИНОТЕАТРОВ

Р.Т. Микаелян, аспирант1, преподаватель2 Институт искусств Национальной академии наук Армении Государственной академии художеств Армении (Армения, г. Ереван)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-1-1-84-87

Аннотация. В статье представлена история развития архитектуры и дизайна интерьеров кинотеатров Армении. Цель данной работы - выявление предпосылок возникновения, стадий развития интерьеров кинотеатров, их стилистические, типологические, территориальные особенности и различия. Впервые вводятся в научный оборот детали строительства первых кинотеатров, дизайн их интерьеров, а также документация кинотеатров, которые до сих пор были практически неизвестны.

Ключевые слова: архитектура, дизайн, кинотеатр, интерьер, стиль, планировка, фасад, проект, здания, кинозал.

Кинематографическая культура проникла в Армению в начале 20 века, когда Армения была частью Российской Империи. Первые показы фильмов в Ереване состоялись в 1898 году в небольшом деревянном сарае, расположенном во дворе здания городской полиции. Можно сказать, что этот сарай стал первым ереванским «кинотеатром». В этот период в Армении были построены несколько кинотеатров. Кинотеатр "Аполло", "Иллюзион", летний деревянный кинотеатр имени "Аванесова и Хачатурова" в Ереване, кинотеатр "Эрато" в Александрополе (совр. Гюмри). Еще два кинотеатра работали в Карсе, Сарикамише (армянское название: Ехегник, находится в Карсском районе). Зрелищные здания Джанполадяна и кинотеатра "Аполло" были построены в Ереване в 1920-х годах. Последний построен на месте здания городского клуба, служил театром, а позднее стал зданием кинотеатра «Иллюзион» (архитектор - Е. Богуше-вич). Кинотеатр "Иллюзион" был открыт

1909 года, а "Аполло" открылся в октябре

1910 года. Оба кинотеатра были основными развлекательными заведениями и центрами города Ереван, все горожане посещали эти кинотеатры не реже одного раза в год, что объяснялось, прежде всего, показом хороших фильмах в кинотеатрах. В обоих кинотеатрах прошли мировые премьеры. Испытывая финансовые затруднения первые владельцы кинотеатров продали их. Новые хозяева обновили интерьер зала, внося изменения в эргономику, внут-

ренее убранство, одновременно поменяв состав оркестра и ценовую политику. После пожара кинотеатра "Илюзион" в феврале 1910 года, руководство Эриванской губернии одобрило переработанный архитектурный проект и план кинотеатра. По новому плану все залы кинотеатра были расширены, интерьеры приобрели роскошный дизайн, были детально проработаны схемы эвакуации при пожаре, установлено новейшее оборудование. Кинотеатр Илюзион имел хорошую функциональную планировку. Центральная часть плана была выделена под кинозал. Часть партера и амфитеатра были организованы как в театральных залах, он также имел яму для оркестра, расположенный перед эстрадой. Портал перед эстрадой имел 8,2 м высоту. Реставрационные работы проводил новый владелец "Иллюзион" В.С. Гагуа. Сведения об этих двух кинотеатрах сохранились и в армянской художественной литературе, в частности, в незаконченном романе Гургена Маари "Юность" и в романе Рафаэля Атаяна "Пробуждение". Особенно интересны упоминания Маари в связи с количеством мест в кинотеатре Аполло (121), а также некоторые другие примечательные сведения.

Согласно источникам, кинотеатр "Аполло" имел более роскошное оформление, чем "Иллюзион", к тому же билеты в кинотеатр "Аполло" были дороже, а на показ дорогих фильмов было запрещено опаздывать. К сожалению сохранилось

очень мало сведений об интерьерах кинотеатра Аполло. До нас дошли только фотографии здания кинотеатра. Главный фасад кинотеатра выделялся округлыми формами, которые образовывали массивный парадный портал перед входом. Здание имело несколько входов, трое из них находились на главном фасаде. Эти два кинотеатра постоянно конкурировали между собой. В одном из журналов было напечатано объявление о предстоящем новогоднем празднике "Елка", танцевальном фестивале в кинотеатре Аполло, в котором упоминается также приобретение хозяином ко-нотеатра дорогих елочных игрушек, украшений, разноцветных электрических фонарей, а также сказано о розыгрыше игровых призов в и раздача подарков в фойе кинотеатра.

Что касается дома Джанполадяна, то сохранились фотографии фойе, которые были сделаны уже 1990-ых годах. Это фойе было отремонтировано в классическом стиле в эпоху Советской Армении. В мае 1922 года, решением Народного Совета Армянской ССР кинотеатры "Аполло" и "Эрато" были национализированы, последние были переименованы в "Проле-тар" и "Ширак". В кинотеатре "Пролетар" был летний кинотеатр, еще один кинотеатр работал при рабочем клубе. В Ереване также функционировал кинотеатр "Ашха-танк" с летним и зимним кинозалами. Кинотеатр "Хорацар" или Клуб советских служащих действовал на месте нынешнего центрального банка. Кроме того, показы фильмов шли в Нор Баязете, Каракилисе и Степанаване. Интересно, что известный армянский архитектор А.Таманян при проектировании здания Ереванского государственного театра предусмотрел экран для кинопоказов и кинокамеры. Здание кинотеатра "Пролетар" был снесен в 1930-е годы. Что касается кинотеатра «Иллюзион», то он также был национализирован и превращен в клуб Красной Армии, а позже, после независмости, стал Домом офицеров Министерства обороны Республики Армения. В 2005 году здание демонтировали и построили бизнес-центр Piazza Grande. В 1923 году в здании Дома Красной Армии в Ереване (ныне "Школа № 2 им. Х. Абовяна") был открыт кинотеатр "Астх" Советского армянского военного отделения, в котором также шли показы

кинофильмов. В то же время, на территории одного из парка, предоставленных городским советом на улице Абовян, был построен летний кинотеатр "Петкино" (позже на его месте было построено кафе "Кавказ") Летний кинотеатр "Петкино" представлял собой строение, состоящее из длинных скамей, лож, кинозала и касс, причем выкрашенная в белый цвет часть здания служила киноэкраном. Как это было принято в кинотеатрах того времени, в Петкино работал духовой оркестр. Под балконом здания вывеска кинотеатра специально освещалась. Примечательно, что через ложе росло дерево. Стремление Пет-лускино или Первого союза кинематографистов иметь зимний кинотеатр в дополнение к летнему, было удовлетворено за счет конфискации в 1924 году здания армянских евангелистов на улице Амирян, которое было переделано в кинотеатр Наири. Позже кинотеатр "Наири" был перенесен на улицу Сталина (ныне - проспект Месропа Маштоца). Здание по проекту архитектора А. Таманяна и Г. Таманяна стало одним из первых встроенных кинотеатров в Армении. Во время атеистического движения, многие религиозные сооружения были снесены и на их месте построены театры и кинотеатры. Такой кинотеатр, получивший название "Москва", был построен в 1923 г на месте церкви Святого Павела и Петра на улице Абовян. 1938 г. архитекторы Г. Кочар, Т. Ерканян впервые в истории Армении проектировали многозальный кинотеатр, который представлял собой двухэтажное сооружение, состоящее из двух кинозалов на 700 мест.

Вторая мировая война значительно замедлила темпы строительств киноатеат-ров, в 1950-х годах оно получило новый размах. В этот же период началось строительство встроенных кинотеатров. Как уже упоминалось выше, кинотеатры Наири и Пионер были первыми в числе встроенных кинотеатров. За ними последовало строительство многих других. В этот период национальный архитектурный стиль получивший название «таманяновского», широко распространяется как в общей городской архитектуре, так и в стилистических решениях при строительстве кинотеатров. Такие примеры можно увидеть во внешних и внутренних решениях кинотеатра

"Айреник" (арх. Г. Агабабян), построенного в Ереване в 1951 году, кинотеатра "Джермук" в Джермуке и «Эчмиадзин» (арх. О. Бабаджанян), а также кинотеатра "Сасунци Давит" (арх. К. Оганнесян, А. Тер-Аветикян), построенного в Ереване ранее. Попытки объединить так называемый «сталинский ампир» со стилем национального классицизма заметны во внутренних композициях построек. В 1960-х годах здания кинотеатров проектировали по типовым проектам. Этот метод использовался при строительстве районных и микрорайонных кинотеатров, детских садов, школ и других общественных зданий в каждом административном районе. На этом принципе построены кинотеатры "Комитас", "Арагац", "Ани", авторами которых является известное архитектурное трио - А. Тарханян, С. Хачикян, Г. Погосян. В этот же период кинотеатры были построены и в других городах Советской Армении, таких как Иджеван, Ка-линино, Алаверди и др. Уже в 1965-х годах сеть кинотеатров Советской Армении достигла около 968 точек. В среднем в каждом из более или менее крупном городе было 2-3 кинотеатра. В целом же 19601970-е годы стали переломным временем для архитектурного дизайна. Впервые в Советском Союзе было использовано понятие "отечественный дизайн". Гуманистическая, органичная, интернациональная архитектуро-дизайнерская идеология известных архитекторов Фрэнка Ллойда Райта и Алвара Аалто, которые в то же время революционизировали мир, не оставили равнодушными армянских архитекторов и дизайнеров. Связь архитектуры и природы стала более непсредственной, появились стеклянные фасады, которые позволяли любоваться панорамами парка или гор прямо из широких окон здания, в фойе были созданы небольшие зеленые уголки. Такие решение можно было наблюдать в ряде зрелищных зданий, таких как кинотеатр "Лалвар"в городе Алаверди, здание Армянского Государственного театра имени Г. Сундукяна, Ванадзорский театр и др. Разработка железобетонных конструкций дала архитекторам большую свободу для воплощения в жизнь самых смелых творческих идей. Один из таких примеров - известный трехзальный кинотеатр "Ай-рарат" в Ереване (авторы - А. Тарханян,

С. Хачикян, Г Погосян). Этот кинотеатр особенно выделялся современными инте-рьерными решениями, сочетающими элементы брутализма и национальной пластики. С 1960 года в жилых и общественных зданиях стали широко применяться типовые конструкции. Контроль качества и надзор за строительными работами типовых объектов осуществлял Петшин во главе с Григором Агабабяном. Кинотеатры на 400, 500, 600 мест также строились по типовой схеме. С применением типовых конструкций было построено много кинотеатров в Ереване, таких как «Арагац», «Комитас», "Ани", а также "Дилижан", "Алаверди" и др. Несмотря на критику типовых конструкций в течение следующего десятилетия, такое проектирование продолжалось до распада Советского Союза. В этот же период были разработаны ряд конкурсных проектов, которые легли в основу так называемых монументальных универсальных типов зданий. Также заметно их влияние на постройки армянских театров и кинотеатров данного периода. Среди таких проектов особенно выделяется здания Дома кино (архитектор С.Сафарян).

1970-е годы известны как период «застоя» как в экономическом, так и в культурном плане: надо отметить, что посещения кино в этот период были относительно низкими в истории Советской Армении. Несмотря на это, темпы строительства кинотеатров не замедлялись. Были оотре-монтированы различные кинотеатры в Ереване и Гюмри. Однако неудовлетворительное качество строительства приводило к необходимой реставрации различных построек. Например, крыша кинотеатра "Айастан" в Гюмри вышла из строя всего через 7 лет после открытия кинотеатра. Помимо технических проблем были и другие, например, в интерьерах кинотеатров иногда не хватало мебели. Также подвергалась критике качество архитектуры и дизайн интерьеров. В этот период все больше внимания уделялось дизайну интерьера кинотеатров, в частности, выбору облицовочных материалов, новаторству композиций, скульптурному и графическому оформлению интерьеров, а также качеству афиш. В 1980-е годы начались массовые реконструкции и реставрации кинотеатров. Примечательно, что киноте-

атры заняли особое место в проектах мо- кинотеатры еще активно использовались лодых армянских архитекторов и студен- даже в самых отдаленных уголках респуб-тов, представлявших свои работы на все- лики, например, в 2001-2003 годах были союзных конкурсах. Один из таких проек- приватизированы кинотеатры "Айрарат", тов был многозальный панорамный кино- "Урарту" в Ереване, кинотеатр "Гугарк" в театр разработанный 1986 г. молодыми г. Ванадзор, "Манушак", "Арпи" в Вайке, армянскими архитекторами "Гандзакар" в Иджеване, "Муш" в Верин

Р. Григоряном, Г. Петросяном, Геташене, а также кинотеатры "Ануш" в

А. Мкртчяном, К. Проект и Алаверди, "Масис" в Арарате, а также

С. Хуршудяном за которую студентам бы- здания практически всех киносетей. Мно-ли присуждены премии третьей степени гие кинотеатры были превращены в мага-Всесоюзного конкурса архитектуры. В зины, торговые центры, автосалоны, клу-1987 г. открывается «Кино Айастан» по- бы и т.д. Некоторые кинотеатры просто следний из построенных кинотеатров Со- пришли в упадок из-за плохого качества ветской Армении и один из немногих ки- строительства, например: "Айастан" в нотеатров, который после долгого простоя, Гюмри. функционирует до сих пор. В этот период

Библиографический список

1. Бек-Назарян А.И. Записки актера и кинорежиссера (на армянском языке). - Е.: изд. Айастан, 1968. - 389 с.

2. Арутюнян В.М., Асратян М.М., Меликян А.А. Ереван. - М.: Стройиздат, 1968. -303 с.

3. Григорян А.Г., Товмасян М.Л. Архитектура советской Армении. - М.: Стройиздат, 1986. - 318 с.

4. Щербаков В.В., Быков В.Е. Архитектура кинотеатров. - М.: Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1955. - 166 с.

5. Щербаков В.В. Кинотеатры. - М.: Изд-во Академия архитектуры СССР. - 1948. -45 с.

6. Авагян Р.Э.Перспективы формирования архитектура кинотеатров. Дис. к-та. арх., ЕГУАС, 2009. - 130 с.

7. Иванов А.В. Серая Жемчужина Еревана // Проект Байкал. - 2014. - Вып. 39-40. -С. 72-76.

8. Mikayelyan R.T. To the 30th anniversary of founding of designers union of Armenia (the history of creation) // European science. - 2019. - Vol. 47. №5. - P. 69-71.

9. Балян, К.П. Молодые архитекторы Армении // Архитектура СССР. - 1988. - № 3-4. -С. 58-63.

HISTORY OF THE DEVELOPMENT OF ARCHITECTURE AND INTERIOR

OF ARMENIAN CINEMAS

R.T. Mikaelyan, Postgraduate Student1, Lecturer2

institute of Arts of the National Academy of Sciences of Armenia

2State Academy of Arts of Armenia

(Armenia, Yerevan)

Abstract. The article presents the history of the development of architecture and interior design of cinemas in Armenia. The purpose of this work is to identify the prerequisites for the emergence, stages of development of cinema interiors, their stylistic, typological, territorial features and differences. For the first time, details of the construction of the first cinemas, the design of their interiors, as well as documentation of cinemas, which were still practically unknown, are introduced into scientific circulation.

Keywords: architecture, design, cinema, interior, style, layout, facade, project, buildings, cinema hall.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.