Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ РАЗВИТИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ЭРГОНОМИКИ'

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ЭРГОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
306
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ РАЗВИТИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ЭРГОНОМИКИ»

Рабцевич А.А. ассистент кафедра социологии труда и экономики предпринимательства Као Тхи Тху Хиен студент 1 курса ИНЭФБ БашГУ Россия, г. Уфа

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ЭРГОНОМИКИ

Сегодня для системы образования характерны следующие тенденции: резкое увеличение спроса на образование, значительно превосходящее возможности образовательных учреждений.Анализ научных исследований свидетельствует об усилении внимания к рассмотрению pазвитие и становление эргономики проблем образования. Необходимость научного анализа и решения вопросов создания эргономичных образовательных условий определяется противоречием между потребностью в научном эргономическом обосновании образовательного процесса и отсутствием представлений о целостной теории педагогической эргономики. Одним из новых направлений в педагогической теории и практике стала педагогическая эргономика. Предпосылкой возникновения и развития педагогической эргономики стала объективная необходимость в эргономическом подходе к изучению учебного процесса как сложного системного объекта.

Расширение научной сферы педагогики удалось осуществить в результате синтеза история развития и становления эргономики.Эргономика как комплексная наука изучает возможности и особенности человека во время работы в определенной рабочей среде для создания таких условий, методов и форм работы, которые способствуют производительной, надежной и безопасной для здоровья труда и вместе с тем всестороннему развитию личности.

В первый термин " эргономика" был использован в 1857 польским учебным Войцехом Ястшембовским.И термин "эргономика" был принят в Великобритании.в 1920-х годах дальнейшее развитие получила,в связи со значительным усложением техники,который должен управлять человек в своей деятельности.

С которыми непосредственно связывают зарождение этой науки, относят к 20-м гг. 20в., когда в Великобритании, США, Японии и некоторых других странах физиологами, психологами и инженерами предпринимались попытки комплексного изучения человека в процессе трудовой деятельности с целью максимального использования его физических и психологических возможностей и дальнейшей интенсификации труда.

Развитие и становление эргономики в 20-30-х гг. 20в. в СССР связано с возникновением научной организации труда.На основе комплексного

изучения отдельных видов трудовой деятельности человека разработали первую содержательную концепцию эргономики,и сформулировали положение об основных задачах эргономики в социалистическом обществе. Далее развитие эргономики можно охарактеризовать как расширяющееся и углубляющееся. В нашей стране проблемы с развитием эргономики в настоящее время обусловлены только общей экономической ситуацией.Становление эргономики как науки связывают с началом изучения человека в производственной среде с целью максимального использования человеческих ресурсов и интенсификации труда и относят к 20-м гг. XX в. Активное развитие и становление эргономики как самостоятельной научной дисциплины произошло в 50-х гг. и связывается с организацией Эргономического исследовательского общества К. Марелла. Именно с этого момента начинается активное развитие эргономики во многих странах.

В социалистическом производстве человек рассматривается не только как работник, но и как творческая личность. Поэтому задачи эргономики в социалистическом обществе определяются не только необходимостью повышения производительности труда и улучшения качества промышленной продукции, но в общественной потребностью в сохранении здоровья и развития личности работника.

В 1926г. ученый разработал и передал в Управление московских городских железных дорог проект переустройства рабочего места вагоновожатого трамвая. Так, Н.М. Добротворский в 1930г. опубликовал анализ кабины летчика и приборной доски с позиций человеческого фактора, который не утратил своей актуальности и в наши дни, а исследователями Г.Н. Скородинским и Е.Э. Менделеевой были выполнены работы по изучению машин, применявшихся на различных заводах; завершилось данное исследование разработкой предложений по совершенствованию подъемно-транспортных механизмов.

Однако развитие техники все чаще предъявляет повышенные требования к человеку, нередко вынуждая его работать на пределе психофизиологических возможностей. Научно-техническая революция и последующий научно-технический прогресс привели к механизации и автоматизации производства и обусловили необходимость дальнейшего развития новой отрасли знания - эргономики. Становление и развитие науки в эти годы было вызвано изменениями условий трудовой деятельности, которые произошли в результате бурного развития техники, механизации и автоматизации труда, новых методов работы и нового оборудования, а также необходимостью научной организации труда.

В Великобритании, Канаде, Польше, Румынии, США, Франции, ФРГ и Японии разрабатываются учебные программы, и ведется подготовка специалистов в области эргономики в университетах и других высших учебных заведениях.

Особую важность это имеет при разработке требующих высокой ответственности и нервного напряжения систем, например диспетчерских пунктов управления полетами, где от поведения оператора зависят судьбы человеческих жизней и громадных материальных ценностей. Таким образом, педагогическая история развития и становления эргономики призвана содействовать совершенствованию процесса образования. Это вытекает из основных задач педагогической эргономики как прикладной науки.

Рабцевич А.А. асситент кафедра социологии труда и экономики предпринимательства

До Кхань Ха студент 1 курса ИНЭФБ БашГУ Россия, г. Уфа

ВРЕМЯ РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА

Человек это биологический организм. Нервная система человека тоже работает периодический. Ученые утверждают, что нормальному человеку нужно спать минимум 8 часов в день. А это значит, что из 24 часов осталось только 16 часов, в нем и входят некоторое время для работы. Занятием труда до какое-то время будет вызывать биологической усталости. Чтобы эффективно работать, рабочие должны иметь определенное время для отдыха. В этом промежутке времени рабочие восстанавливают свою рабочую силу. Словом, время работы ограничено.

Понятие рабочего времени

Рабочее время — время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами относятся к рабочему времени

Понятие времени отдыха

Время отдыха — это период времени, в течение которого работник свободен от выполнения трудовых обязанностей и, следовательно, может использовать это время по своему усмотрению.

Режим труда и отдыха имеет особенно большое значение при умственной работе. Мы нередко наблюдаем, как большая умственная работа производится за счет отдыха или сна. Между тем то и другое при работе, продолжающейся в таком ритме очень длительное время, может сказаться переутомлением нервной системы. Поэтому чем более напряженная работа и чем дольше она продолжается, тем важнее соблюдение режима.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.