УДК 94(47)«1881/1917»:331.45:351.63:663.97
К.А. Яковенко
История разработки правовых основ охраны труда рабочих табачной промышленности в России в конце XIX - начале XX в.
Статья посвящена истории разработки правового законодательства в табачной промышленности в России в конце XIX - начале XX в. в условиях повсеместного несоблюдения вопросов охраны труда и техники безопасности на предприятиях Российской империи. Автором освещена история создания и дана характеристика первым основополагающим законам фабрично-заводского законодательства, а также выявлены цели, задачи и функции «Общества рабочих табачного производства».
The article is dedicated to the history of the development of the tobacco industry legislation in Russia at the end of the 19th - beginning of the 20th centuries under the conditions of general violation of work safety and accident prevention rules at the factories in Russian Empire. The author covered the history of the creation, and gave characterization of the first fundamental laws of the industrial legislation and explored purposes, goals and functions of the "tobacco industry workers society”.
Ключевые слова: фабрично-заводское законодательство, табачная промышленность, рабочие табачного производства, «Общество работников табачного производства».
Key words: industrial legislation, tobacco industry, tobacco industry workers, «tobacco industry workers society».
Актуальность исследования вопроса об охране труда российских рабочих в конце XIX - начале XX в. обусловлена, как минимум, двумя обстоятельствами. Во-первых, необходимостью углубить имеющиеся в науке представления о положении рабочих в позднеимперской России и об особенностях государственной политики в «рабочем вопросе» в указанный период. Во-вторых, потребностью дальнейшего совершенствования трудового законодательства в современной России с учетом ее исторического опыта в указанной сфере. Несмотря на наличие ряда научных работ, посвященных отдельным аспектам законодательного регулирования «рабочего вопроса» в России в конце XIX - начале XX в., вопросы разработки правовых основ охраны труда рабочих табачной промышленности в указанный период остаются до сих пор не исследованными.
В дореволюционной России систематическая разработка вопроса о законодательном регулировании трудовых отношений
© Яковенко К. А., 2015
138
началась еще в период Великих реформ. Межведомственные комиссии под руководством А.Ф. Штакельберга (1859-1862), П.Н. Игнатьева (1870-1872) и П.А. Валуева (1874-1875) подготовили ряд либеральных законопроектов, в основу которых было положены принципы и нормы фабричного законодательства западноевропейских стран, прежде всего, Англии, Франции и Германии [2, с. 16-17]. Однако ни один из этих законопроектов в тот период не был реализован.
Принятие первых фабричных законов в России и создание фабричной инспекции произошло лишь в начале 1880-х гг., во многом благодаря инициативе либерального экономиста и видного государственного деятеля Н.Х. Бунге. Разрабатывая вопросы
улучшения положения в различных отраслях промышленности, Н.Х. Бунге в своей записке, адресованной императору Александру II (1880) указывал на необходимость самого срочного принятия законов, регулировавших наемный труд в фабрично-заводской промышленности [3]. В 1881-1886 гг., занимая пост министра финансов, Н.Х. Бунге внес огромный вклад в принятие ряда законов, нацеленных на охрану труда рабочих [11].
Важнейшим законом, который положил начало государственной и юридической защите прав работников и охране труда является Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета от 1 июня 1882 г. «О малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах» [4, с. 265]. Закон обладал всеми признаками нормативного акта: устанавливал запрет на работу детей до 12 лет, для детей от 12 до 15 лет устанавливал максимальную продолжительность их работы 8 часами в день (притом не более 4 ч. без перерыва) и запрещал ночную (от 21.00 до 5.00) и воскресную работу, в том числе запрещал применение детского труда на вредных производствах; утверждал орган надзора за его исполнением - инспекцию по надзору за занятиями малолетних, работающих на фабриках и мануфактурах. Срок его вступления в силу был отложен из-за внесения корректировок [16, с. 64]. Окончательно закон был введен в действие с 1890 г. Тем же законом учреждалась специальная инспекция по контролю за его выполнением, которая впоследствии стала называться фабричной инспекцией [подробнее см.: 15, с. 1018]. Для соблюдения закона и предотвращения его нарушения 5 июня 1884 г. был принят закон «О взысканиях за нарушения постановлений о работе малолетних на заводах, фабриках, мануфактурах и в ремесленных заведениях» [5, с. 342-343].
Развитие рабочего законодательства продолжилось и после отставки Н.Х. Бунге. При разработке законов 1886 г. в государственную межведомственную комиссию В.К. Плеве были приглашены представители фабрично-заводской промышленности Петербург-
139
ской, Московской, Владимирской губерний. В результате таких действий представители фабричной элиты получили возможность прямого влияния на содержание законов. В деятельности комиссии отразились разногласия между московскими промышленниками, пользовавшимися «патриархальным» способом: ночными работами, женским и детским трудом, и петербургским, более молодым, промышленным центром, значительную долю которого составляли иностранные предприниматели. Петербургский производственный уклад, естественно, был с более модернизированными фабриками, с меньшей продолжительностью рабочего дня, с культурно образованными рабочими, с большей производительностью труда и высо-доплачиваемыми рабочими руками. Данное противоречие
отразилось на принятии различных законов, причем в разные периоды законодательство то становилось более консервативным, то развивалось в соответствии с либеральными взглядами в зависимости от того, какие промышленные силы брали верх в правительственных кругах [14, с. 11].
Модернизация трудового вопроса продолжалась, и к началу XX в. в российском законодательстве появились важнейшие законы, регулировавшие трудовую деятельность рабочих. Фундаментом и гарантом прав работников стали следующие законы: «О воспрещении ночной работы несовершеннолетним и женщинам на фабриках, заводах и мануфактурах» (1885), «Правила о надзоре за заведениями фабричной промышленности и о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих» (1886), они устанавливали порядок найма, увольнения и оплаты труда, регулировали внутренние стороны трудовой деятельности рабочих [12, с. 69]. В частности, запрещалось взимать с рабочих плату за врачебную помощь, освещение мастерских и использование орудий производства [9, с. 380].
В апреле 1890 г. вышел закон «Об изменении постановлений о работе малолетних, подростков и лиц женского пола на фабриках, заводах и мануфактурах, и распространении правил о работе и обучении малолетних на ремесленные заведения» [6, с. 309].
В начале ХХ столетия, в условиях значительного ухудшения положения рабочих и их семей [1, с. 60; 10, с. 42-44], был учрежден институт фабричных старост [2, с. 18], приняты правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев на производстве [7 с. 595-596], а также обнародована целая серия законов 1912 г. о страховании рабочих от несчастных случаев и от болезней [8, с. 847-882].
Условия труда рабочих на табачных фабриках России, несмотря на отмеченное выше постепенное усовершенствование фабрично-заводского законодательства, а также использование передовых технологий [17, с. 130-131], оставались в целом тяжелыми.
140
Для защиты прав рабочих, занятых в табачной промышленности, в соответствии с вышеперечисленными законами было создано «Общество рабочих табачного производства» [13, с. 3]. Целью данной организации являлось выяснение экономических интересов рабочих, улучшение условий их труда, содействие умственному и нравственному развитию трудящихся. Общество устраняло конфликты между предпринимателями и его членами, предусматривало выдачу денежных пособий работникам в случае болезни и при других чрезвычайных обстоятельствах. Предусматривался также порядок оказания медицинской помощи, а для защиты юридических прав рабочих открывалось бюро по оказанию юридической помощи. С его помощью работник мог защищать свои интересы в суде через своих уполномоченных в соответствии с законодательством.
Для приезжающих членов Общества и тех, кто не имел места жительства, открывались общежития. Устраивались чайные, столовые, ясли для малолетних детей и другие учреждения, способствовавшие улучшению материального быта членов Общества. Заботясь об умственном и нравственном развитии работников, Общество устраивало лекции, вечера и экскурсии, а также создавало библиотеки.
В Уставе устанавливалось, что членами Общества могли быть лишь «рабочие и работницы, занятые на предприятиях табачной промышленности и платящие установленный членский взнос» [13, с. 6]. Члены общества платили единовременный взнос в размере 30 к., а затем установленный собранием ежемесячный членский взнос. Предусматривались меры наказания за отказ платить членский взнос. Это грозило нарушителю исключением из состава Общества. При этом условии все взносы, внесенные им, «ни в коем случае» не возвращались [13, с. 7]. Прием в состав Общества осуществлялся на основе рекомендации двух его членов и при отсутствии мотивации отказа в приеме.
Все входившие имели равные права. Это выражалось в пункте II §8 Устава, в котором говорилось о том, что все «члены Общества могут быть избираемы на все должности» [13, с. 7-8], вне зависимости от времени пребывания в его составе.
Для поддержания жизнедеятельности данного Общества необходимы были немалые денежные средства. В Уставе оговаривались статьи доходов: внесение единовременного членского взноса и последующие ежемесячные платежи. Немаловажную роль в складывании общего капитала имели пожертвования и отказы по завещанию с указанием специального (определенного) назначения или порядка расходования. Организуемые вечера, концерты, лекции, спектакли имели широкую популярность среди работников табачного производства. Все вырученные средства также шли в
141
общую кассу и расходовались для решения социальных проблем работников табачного производства.
Согласно Уставу, делами Общества занималось общее собрание и правление. Общие собрания созывались правлением и разделялись на обыкновенные, в функции которых входило рассмотрение и утверждение сметы, отчета, выборов членов и других обыденных вопросов и чрезвычайные, собиравшиеся по усмотрению правления.
Таким образом, Устав «Общества Рабочих табачного производства» содержал в себе основные понятия экономических и социальных интересов, гарантии их исполнения. Работая на трудном табачном производстве, члены данного общества могли рассчитывать на защиту своих интересов в любой сфере жизни согласно закону. За определенный членский взнос рабочий получал медицинскую, юридическую и другую помощь. Помимо этого, все члены Общества были уравнены в правах, что давало равные возможности в управлении данной организацией. Изменение Устава, а также закрытие Общества предполагалось коллективным решением на общем собрании, что определяло демократический характер организации.
Существование подобных организаций в табачном производстве свидетельствовало о заинтересованности как трудящихся, так и предпринимателей, занятых в данной отрасли промышленности, в регулировании многообразных и сложных отношений, возникавших в повседневной трудовой деятельности, на принципах общественной солидарности, открытости, и при строгом соблюдении всех норм фабричного законодательства.
Список литературы
1. Веременко В.А., Тропов И.А. Реформы и микросоциальные процессы в России (вторая половина XIX - начало ХХ вв.) // Социально-экономическая и политическая модернизация в России. XIX-ХХ вв.: сб. науч. ст. / отв. ред. И. В. Кочетков. - СПб., 2001. - С. 55-63.
2. Гальченко П.Г. Рабочий вопрос в России XIX - начала ХХ вв.: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - М., 2003.
3. Погребинский А.П. Финансовая политика царизма в 70-х-80-х гг. XIX в. // Исторический архив. - 1960. - № 2. - С. 130-144.
4. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ). Собрание-3. -Т. II. - 1882. - Отд. 2. - № 931. - СПб., 1886.
5. ПСЗ. Собрание-3. - Т. IV. - 1884. - Отд. 2. - № 2286. - СПб., 1887.
6. ПСЗ. Собрание-3. - Т. X. - 1890. - Отд. 1. - № 6742. - СПб., 1893.
7. ПСЗ. Собрание-3. - Т. XXIII. - 1903. - Отд. 2. - № 23060. - СПб., 1905.
8. ПСЗ. Собрание-3. - Т. XXXII. - 1912. - Отд. 2. - № 37444-37447. - СПб.,
1915.
9. Просьбин С. А. Торгово-промышленный сборник. - СПб., 1904.
142
10. Синова И. В. Дети в городском российском социуме во второй половине
XIX - начале ХХ вв.: проблемы социализации, девиантности и жестокого обращения. - СПб., 2014.
11. Степанов В. Л. Н.Х. Бунге. Судьба реформатора. - М., 1998.
12. Ташбекова И.Ю. Правовое регулирование деятельности фабричной инспекции в России в конце XIX - начале XX века. - Курск, 2007.
13. Устав «Общества рабочих табачного производства». - СПб., 1906.
14. Шавин В. А. Внутриполитические условия и юридические причины создания фабричной инспекции в России во второй половине XIX в. - Н. Новгород, 2008.
15. Шавин В. А. Организационно-правовые формы надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде во второй половине XIX в. - конце 80-х гг.
XX в. (историко-правовое исследование): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. -Мытищи, 2009.
16. Шелымагин И. И. Фабрично-трудовое законодательство в России (2-я половина XIX века). - М., 1947.
17. Яковенко К.А. Создание и особенности деятельности петербургской табачной фабрики «Лаферм» (вторая половина XIX - начало XX в.) // Столица и провинции: взаимоотношения центра и регионов в истории России: материалы Всерос. науч. конф. с междунар. участ. / отв. ред. В. В. Карпова. - Вып. 5. -СПб., 2014. - С. 127-131.
143