Научная статья на тему 'История психодиагностики в России (1969-1991 гг. )'

История психодиагностики в России (1969-1991 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
7169
513
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ИСТОРИЯ ПСИХОДИАГНОСТИКИ В РОССИИ / ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ / HISTORIOGRAPHICAL ANALYSIS / BIBLIOGRAPHICAL THEMATIC ANALYSIS / THE HISTORY OF PSYCHODIAGNOSTICS IN RUSSIA / PSYCHOGNOSTICAL TECHNIQUES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пичугова Анна Витальевна

На основе проведенного историографического анализа обоснована актуальность исследования истории психодиагностики в России периода 1969-1991 гг. Представлены результаты библиографического поиска работ по отечественной психодиагностике (1969-1991 гг.). На основе количественного и качественного библиографического тематического анализа выделены и описаны этапы развития психодиагностики за этот период, проведен анализ направлений развития психодиагностики внутри каждог о этапа. Приводятся результаты поиска и анализа психодиагностических методик за период 1969-1991 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The history of psychodiagnostics in Russia (1969-1991)

The article describes the results of historiographical analysis and proves the timeliness of research of history of psychodiagnostics in Russia (1969-1991). The article describes the results of bibliographical search of publications on native psychodiagnostics (1969-1991). The author outlines and describes stages of psychodiagnostics development in the period 1969-1991. Also the author analyses of psychodiagnostics development directions on each stage. This research was carried out on the basis of quantitative and qualitative bibliographical thematic analysis. The article presents the results of findings and analysis of psychognostical techniques in the period 19691991.

Текст научной работы на тему «История психодиагностики в России (1969-1991 гг. )»

УДК 159.9(09)

ББК Ю93+Ю91

ИСТОРИЯ ПСИХОДИАГНОСТИКИ В РОССИИ (1969-1991 гг.)* А.В. Пичугоеа

На основе проведенного историографического анализа обоснована актуальность исследования истории психодиагностики в России периода 1969-1991 гг. Представлены результаты библиографического поиска работ по отечественной психодиагностике (1969-1991 гг.). На основе количественного и качественного библиографического тематического анализа выделены и описаны этапы развития психодиагностики за этот период, проведен анализ направлений развития психодиагностики внутри каждог о этапа. Приводятся результаты поиска и анализа психодиагностических методик за период 1969-1991 гг.

Ключевые слова: историографический анализ, библиографический тематический анализ, история психодиагностики в России, психодиагностические методики.

Актуальность исследования. В современной психологии наблюдается актуализация внимания и интереса к истории психологии. Это подтверждается результатами наукометрического анализа развития российской психологии в 80-90-е годы XX в. [12]. Исследование книг по психологии, вышедших в данный период показывает, что история психологии по числу изданий относится к числу приоритетных, интенсивно развивающихся направлений психологии и занимает 5-е ранговое место. Особенно интенсивно разрабатываются проблемы научного наследия ученых и истории развития различных направлений психологии. По мнению В.А. Кольцовой, «столь высокое внимание к проблемам истории психологии, с одной стороны, является эффектом переломного момента в развитии психологии (а таким моментом с уверенностью можно назвать конец 1980 - начало 90-х годов), с другой - обусловлено стремлением заполнить «белый пятна» в психологической науке [12, с. 280].

Исследование истории психодиагностики является одним из самых малоизученных и проблемных областей, по сравнению с историческими исследованиями других направлений психологии. Прежде всего, это связано с тем, что политические события в России первой половины XX века оказали наибольшее влияние на психодиагностику и затормозили ее развитие (и, как следствие, развитие всей отечественной психологии) вплоть до 1970-х гг.

Предпосылками возникновения психодиагностики в России стало развитие экспери-

ментальной психологии в конце XIX века. Первые собственно психодиагностические работы появились в первое десятилетие XX века исходя из запросов практики и связаны с именами А.Н. Бернштейна, А.П. Нечаева, Г.И. Россолимо, Ф.Е. Рыбакова и др. В 20-30-е гг. XX века психодиагностика получила еще большее распространение в России. Этому способствовала буржуазно-демократи-ческая революция в России 1917 г. и развитие психотехники в нашей стране. Однако несмолкающая на протяжении всех первых десятилетий критика метода тестов (по самым разным причинам) привела к Постановлению ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» (4 июля 1936 г.), которое фактически приостановило теоретические и практические разработки в области психодиагностики более чем на 30 лет. Необходимо отметить, что исследования в других областях психологии также осуществлялись без соответствующего инструментария и отличались, в силу сложившихся обстоятельств, описательным характером. Даже «оттепель» в военные 1941-1945 годы не способствовала улучшению ситуации, а идеологическая кампания И.В. Сталина по борьбе с космополитизмом, начавшаяся с 1947 г., еще больше усугубила ее. Так, решения, принятые на сессии АН СССР и АМН СССР, посвященной проблемам физиологического учения И.П. Павлова, привели к тому, что право на существование получила дифференциальная психофизиология, давшая начало психофи-

* Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ, грант 10-06-90720.

экологическим исследованиям и разработке соответствующих методик экспериментального характера. Только после смерти И.В. Сталина отмечается интерес к тематике психодиагностических исследований, что было связано с общим идеологическим потеплением. Предпосылки для возрождения психодиагностики возникли в тех областях, в рамках которых психодиагностика активно развивалась до 1936 г. - педагогика и психология труда. Благодаря развитию нового направления - программированного обучения, начинают создаваться тесты достижений, осуществляются психодиагностические исследования по психологии труда. Однако официальное разрешение на тесты (и, следовательно, на развитие психодиагностики) было получено в 1969 г. В марте 1969 г. на Центральном совете Общества психологов СССР психодиагностика была признана одной из наименее развитых областей психологического знания, крайне нуждавшейся во внимании со стороны исследователей. Большинством психологов решение ЦС ОП СССР было воспринято как долгожданное официальное «разрешение на тесты» [4, с. 89-90].

Таким образом, выбор нижней границы исследуемого периода был обоснован решением Центрального совета Общества психологов СССР о фактически официальном разрешении развития психодиагностики. Верхняя граница (1991 г.) связана с датой распада СССР и изменившейся политической, социально-экономической ситуацией в России и новых государствах, сформировавшихся на постсоветском пространстве. После 1991 г. начинается новый этап в развитии психодиагностики, который является предметом отдельного исследования.

Актуальность исследования периода

1969-1991 гг. в истории психодиагностики России обосновывает выбор метода историографического анализа. В данном случае используется более узкое и специфическое понимание историографии как «истории изучения историко-психологического знания», которое «предполагает ограничение историографического исследования собственно историко-психологическими трудами» [12, с. 257]. Получение сведений о том, как в отечественной психологии представлена история психодиагностики в России, осуществлялось на основании поиска и анализа работ, прямо посвященных или косвенно затрагивающих данную тематику. Поиск осуществлялся по

изданиям в области истории психологии, психодиагностики (учебные пособия, учебники, монографии), а также в наиболее информативных (с точки зрения темы исследования) публикациях в периодических журналах: «Вопросы психологии» (1955-2009 гг.),

«Психологический журнал» (1980-2009 гг.), «Вестник МГУ. Серия 14. Психология» (1977-2009 гг.), «Вестник СПбГУ. Серия 12. Психология, социология, педагогика» (1996— 2009 гг.), «История и методология науки» (2006-2009 гг.), «Психологическая диагностика» (2003-2009 гг.). Далее представлены обобщающие сведения констатирующего характера.

Во-первых, в отечественной психологии отсутствуют работы, в которых история психодиагностики в России выступала бы в качестве самостоятельного предмета исследования. В некоторых работах [2, 4, 9, 10, 16, 17, 19-21 и др.] она излагается как часть всеобщей истории психодиагностики, вследствие чего ее описание носит слишком общий, обзорный характер. В других работах [3, 11, 13-15, 18, 22 и др.] изложение истории психодиагностики в России имеет ярко выраженный фрагментарный вид, определяемый целью основного исследования авторов.

Во-вторых, отечественная история психодиагностики изложена неравномерно: публикации по вопросам истории психодиагностики в России по-разному представлены в отечественной психологии, а в отечественной психологии по-разному представлены различные периоды истории психодиагностики в России. Были выделены данные, отражающие количество работ, в которых соответствующий период рассматривается (рис. 1), и общий объем информации по каждому из периодов (рис. 2).

Результаты проведенного анализа позволяют отметить несколько важных моментов.

1. В отечественной психологии представлены 4 периода истории психодиагностики в России: конец XIX в., 1910-1920 гг., 1920— 1930 гг. и 1960-2000 гг.

2. Наибольшее внимание в описании истории психодиагностики уделяется периодам конца XIX в. и 1920-1930 гг. Эти периоды рассматриваются в большинстве изученных источников. Почти половина найденной информации (42 % публикаций) относится к периоду 1920-1930 гг. и 25 % - к периоду конца XIX в.

15т

10-

>

р

21

К.Х1Х в. 1910-1920 гг. 1920-1930 гг. 1960-2000 гг.

В Количество работ, в которых рассматривается данный период

Рис. 1. Представленность разных периодов истории психодиагностики в отечественной психологии (по количеству работ)

13%

25%

В к. XIX в.

В1910-1920 гг. □ 1920-1930 гг. Н1960-2000 гг.

Рис. 2. Представленность разных периодов истории психодиагностики в отечественной психологии (по объему информации)

Истории развития психодиагностики в эти временные интервалы посвящены статьи в периодических изданиях и отдельные главы в монографиях. Необходимо отметить, что первый период (конец XIX в.) не является собственно историей психодиагностики, он относится к ее предыстории и представлен в основном в работах по отечественной истории психологии. Интерес ко второму периоду объясним в связи с многочисленными проблемами в разработке и применении тестов в рамках педологии и психотехники, сопровождающимися в эти годы критикой тестов, приведшей в итоге к выходу упомянутого выше Постановления ЦК ВКП(б) 1936 г. и полному запрету тестов. Этот период стал поворотным пунктом в истории всей российской психодиагностики (и, как следствие, психологии) и во многом определил ее судьбу на все последующие десятилетия.

3. Периоды 1910-1920 гг. и 1960-2000 гг. отечественной истории психодиагностики наименее представлены в психологической библиографии. Причем несмотря на то, что период 1910-1920 гг. рассматривается в значительно меньшем количестве работ, по объему информации он представлен более подробно, чем период 1960-2000 гг.

Период 1960-2000 гг. наименее представлен в отечественной психологии (13% от общего объема найденной информации) и описан преимущественно в учебной литературе в виде обзоров по основным направлениям и достижениям в истории психодиагностики этих лет. В связи с таким малым количеством информации не удалось выделить данные о содержании исследований в области психодиагностики в России (например, 1960-1970 гг.,

1970-1991 гг., 1991-2000 гг.). Такие этапы выделяются, но никакой подробной информации о них в исследованных источниках не приводится.

Период 1969-1991 гг. е истории отечественной психодиагностики

В качестве метода исследования истории психодиагностики в России в 1969-1991 гг. были использованы процедуры библиографического тематического анализа, включающие как качественное, так и количественное изучение информационных материалов по проблемам истории психодиагностики. Единицами анализа выступали научные публикации по отечественной психодиагностике - книги и статьи, изданные в период с 1969 г. по 1991 г. Источником получения информации о книжных изданиях являлись каталоги книг библио-

тек им. Ленина и Психологического института РАО, библиографические списки в книгах и статьях по психодиагностике, интернет-сайты по психодиагностике. Источником получения информации о статьях по психодиагностике являлись перечисленные выше периодические журналы по психологии.

Конкретные задачи исследования: выявление количественных характеристик книжных изданий и статей с целью установления динамики развития психодиагностических исследований в 1969-1991 гг., выделение направлений исследований в области психодиагностики в рассматриваемый период.

Количественные результаты библиографического тематического анализа отражены на рис. 3.

Таким образом, установлено, что за период 1969-1979 гг. было найдено 36 работ по психодиагностической тематике (из них 14 статей), которые издавались равномерно на протяжении десятилетия. В то же время за период 1980-1991 гг. было издано 177 работ по психодиагностической тематике (из них 100 статей), что почти в 5 раз больше, чем в предыдущий равнозначный период. Такой разрыв можно объяснить интенсивным развитием психодиагностики именно с 1980 гг., тогда как период 1969-1979 гг. можно считать периодом возрождения данной области.

Качественный библиографический тематический анализ позволил выделить несколько важных положений о развитии психодиагностики в периоды возрождения (1969-1979 гг.) и интенсивного развития (1980-1991 гг.).

Период возрождения психодиагностики (1969-1979 гг.)

1. В этот период создаются первые (после Постановления 1936 г.) отечественные тесты

и адаптации зарубежных методик. Наибольшее число работ посвящено адаптациям методик Векслера и ММР1. Проводятся исследования с помощью разработанных и адаптированных психодиагностических методик, публикуются результаты их применения на практике и возможности использования.

2. Происходит развитие методологических основ психодиагностики. Появляются первые публикации методологического характера, в которых авторы обращаются к определению, основным понятиям, общим вопросам психодиагностики.

3. Появляются наработки в области психометрики и статистики в психодиагностике (в том числе Ю.З. Гильбух [6, 7] в двух статьях обращается к проблемам валидности и надежности психологических тестов), выходят две монографии (в том числе одна переводная), посвященные статистическим методам в психологии [8, 23], Ю.Л. Ханин публикует стандартный алгоритм адаптации зарубежных опросных методов [24].

4. Из отдельных направлений в психодиагностике, развитие которых относительно четко определяется (по количеству публикации), следует выделить диагностику умственного развития детей школьного возраста, что, видимо, было обусловлено запросами практики. Разработка методик по определению уровня умственного развития учащихся в процессе обучения осуществлялась в двух направлениях:

- изучение общей способности к обучению - «обучаемости». В качестве показателей обучаемости использовались ускоренное продвижении при усвоении учебного материала, возможность делать самостоятельные обобщения и выводы (Л.В. Занков, В.В. Давыдов), степень овладения внутренним планом дейст-

~ ~

— — “

II п ■■ -пт,-. - - - - - -

ШСтатьи ШКниги

69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81

Годы

82 83 84 85 86 87 88 89 90 91

Рис. 3. Количественные результаты библиографического тематического анализа публикаций

по психодиагностике (1969-1991 гг.)

вия (Я.А. Пономарев), быстрота, легкость и свертываемость операций при переходе от практических к умственным действиям (П.Я. Гальперин, Н,Ф. Талызина и др.)- Для каждого из выделенных показателей разрабатывались экспериментальные методики, позволяющие диагностировать уровень усвоения учащимися знаний, умений и навыков;

- определение уровня умственного развития учащихся, связанное с анализом структуры отдельных специальных способностей, характеризующих различные стороны умственной деятельности школьников: особенности их восприятия, памяти, мышления.

Результаты библиографического анализа позволяют сделать вывод о развитии исследований характера, диагностики психических состояний, диагностики психического развития, диагностики личности и интеллекта как направлений психодиагностики. В рамках каждого направления описываются соответствующие психодиагностические методы исследования (диагностическое интервью, беседа, анкетные методы, оценочные шкалы, проективные тесты, аппаратурные методы). При описании метода тестов преимущественно рассматриваются зарубежные методики (тесты Бине, Векслера, Равена, Амтхауэра, Мей-ли, ММР1, Айзенка, Кэттелла, Леонгарда-Шмишека и др.)

В рамках клинической психологии и психодиагностики происходит разработка «качественных тестов» в патопсихологии (С.Я. Рубинштейн, 1970) и нестандартизиро-ванных «проб» в нейропсихологии (А.Р. Лу-рия, 1973). В 1979 г. выходит монография Бурлачука Л.Ф. «Исследование личности в клинической психологии (на основе метода Роршаха)» [5].

Период интенсивного развития психодиагностики (1980-1991 гг.),

1. Продолжается интенсивная разработка отечественных и адаптация зарубежных методик. Появляются новые адаптации методики ММР1, адаптации личностного теста ЕР1 и опросника Кеттелла, а также модификации методик Т. Лири и М. Люшера и др.

2. Продолжается тенденция прошлого периода в развитии общей психодиагностики, однако, в отличие от периода 1969-1979 гг., в котором в основном рассматривались определение психодиагностики и ее основные понятия, большинство статей и монографий в период 1980-1991 гг. носит проблемный харак-

тер и посвящено основным путям развития современной психодиагностики, ее проблемам и методам.

В период интенсивного развития психодиагностики издаются первые учебники и учебные пособия по психодиагностике как учебной дисциплине. Знаковым событием становится выпуск и перевод монографии А. Анастази «Психологическое тестирование» [1]. В 1980-е гг. выпускается (преимущественно издательством МГУ) целая серия психодиагностических практикумом, что также связано с началом преподавания психодиагностики как научной и учебной дисциплины в вузах.

3. В области психометрики и статистики в 1980-е гг. также можно отметить позитивные тенденции. Помимо работ, посвященных оценке валидности и надежности отдельных методик, статистическим методам, появляются публикации по вопросам конструирования тестов, о применении факторного, дискриминантного, кластерного анализа и непараметрической статистики в психологических исследованиях.

4. Среди отдельных направлений развития психодиагностики в период 1980-1991 гг. на основе проведенного библиографического анализа выделяются следующие:

а) продолжение разработки направлений, начатых в прошлые периоды (диагностика уровня умственного развития школьников, психических состояний, психического развития, интеллекта и личности), а также новых направлений. В психолого-педагогической диагностике, помимо создания методик диагностики умственного развития, возникают новые направления, например, исследование психологической готовности детей к школе, выявление нарушений развития учащихся, диагностика способностей и личностных качеств в целях профконсультации. В психодиагностике личности с 1980-х гг. начинаются исследования в области экспериментальной психосемантики. Появляются работы теоретического характера по тестам интеллекта в психологии, начинает развиваться критериально-ориентированное тестирование;

б) в качестве нового направления выделяется диагностика межличностных отношений, связанная, прежде всего, с исследованием отношений в трудовых коллективах. Актуальность данной работы была продиктована преимущественно народнохозяйственными задачами, поставленными перед советской наукой

XXVI съездом КПСС. В «Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1981-1985 годы и на период до 1990 года» психологический климат коллектива рассматривается в ряду важнейших условий труда и быта, требующих дальнейшего совершенствования;

в) развивается направление профессионального отбора как области психодиагностики, вводится психодиагностика инженерных кадров и кадрового резерва на замещение руководящих должностей. Начинают разрабатываться психодиагностические критерии отбора руководящих кадров, проводятся исследования личностных особенностей руководителей, их индивидуально-психологических и деловых качеств;

г) основным объектов исследования профессиональной психодиагностики в данный период стали летные экипажи и спортивные команды, проводились исследования их психологической совместимости, уровня сплоченности, профессионального отбора и др., что было обусловлено государственным заказом;

д) в рамках клинической психологии продолжается разработка новых методик исследования личности и интеллекта, создаются экспериментальные автоматизированные системы для медико-психологических обследований. В специальной психологии проводятся исследования в области аномального развития детей.

5. С середины 1980-х гг. в психодиагностике начинается внедрение компьютерных методов, что было обусловлено тенденциями развития современного общества. Компьютеризация психодиагностических исследований привела к созданию компьютеризированных комплексов для психодиагностического обследования в различных областях (в школе, на предприятии, в медицине). Публикации 1984—

1990 гг. посвящены описанию подобных программ, опыту их применения, а также проблемам, связанным с использованием компьютерной диагностики.

6. Именно в период интенсивного развития психодиагностики начинают развиваться (помимо метода тестов) проективные и графические методы, ассоциативный эксперимент, метод экспертных оценок и техника репертуарных решеток как метод психологического исследования.

Отечественные психодиагностические методики (1969-1991 гг.). За период 1969—

1991 гг. было найдено 57 психодиагностиче-

ских тестов и методик. В период 1969— 1979 гг. было издано 7 тестов и методик, тогда как за период 1980-1991 гг. - 50 тестов и методик, что обусловлено интенсивным развитием психодиагностики именно с 1980-х гг. Психодиагностические методики и тесты создавались, как правило, для исследования взрослых людей.

Был проведен качественный анализ найденных психодиагностических методик и тестов по категориям:

• цель исследования (предназначение методики);

• возраст исследуемых (на какую категорию людей она рассчитана);

• тип методики;

• психометрические характеристики методики.

По результатам анализа было установлено, что 63 % найденных тестов и методик содержат в себе доступную информацию о психометрических характеристиках.

Преимущественно в исследуемый период создавались опросники и шкалы (39 % выборки методик), методики экспериментального характера с использованием специально разработанной аппаратуры (26 %), тесты способностей и достижений (16 %).

Отечественные тесты и методики в период 1969-1991 гг. были направлены на психодиагностику интеллекта, специальных способностей, достижений (23 %), межличностных отношений (18%), личностных особенностей (9 %) и психических состояний (9 %).

Таким образом, результаты поиска и анализа отечественных психодиагностических тестов и методик за период 1969-1991 гг. согласуются и подтверждают результаты проведенного библиографического анализа.

Литература

1. Анастази, А. Психологическое тестирование: пер. с англ. / А. Анастази; под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского. -М.: Педагогика, 1982. - Кн. 1, 2.

2. Аванесов, В.С. Тесты в социологическом исследовании/В.С. Аванесов. -М., 1982.

- 199 с.

3. Будилова, Е.Е. Начало экспериментальной психологии / Е.Е. Будилова // Психологический журнал. - 1985. -№4. - С. 3-11.

4. Бурлачук, Л. Ф. Психодиагностика: учебник для вузов / Л.Ф. Бурлачук. - СПб.: Питер, 2006. - 351 с.

5. Бурлачук, Л.Ф. Исследование личности в клинической психологии (на основе метода Роршаха) / Л. Ф. Бурлачук. - Киев: Вища школа, 1979.-175 с.

6. Гилъбух, Ю.З. Актуальные проблемы валидизации психологических тестов / Ю.З. Гилъбух // Вопросы психологии. - 1978. -№5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Гилъбух, Ю.З. Надежность психологических тестов и пути ее повышения /Ю.З. Гилъбух //Вопросы психологии. -1979. -№ 3.

8. Гласс, Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Дж. Гласс, Дж. Стенли. -М.: Прогресс, 1976. - 496 с.

9. Ждан, А.Н. История психологии. От Античности до наших дней: учебник для вузов / А.Н. Ждан. - М.: Академический проект, 2004. -576 с.

10. Кадневский, В.М. Генезис тестирования в истории отечественного образования: монография / В.М. Кадневский. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2007. - 336 с.

11. Кожухова, О.А. Психотехнические тесты профпригодности / О.А. Кожухова // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. - 1986.

- № 2. - С. 57-70.

12. Кольцова, В.А. История психологии: Проблемы методологии / В.А. Кольцова. - М. : Изд. «Институт психологии РАН», 2008. -510 с.

13. Курек, Н.С. История ликвидации педологии и психотехники в СССР / Н.С. Курек.

- СПб.: Алетейя, 2004. - 330 с.

14. Ломов, Б.Ф. Начало развития экспериментальной психологии в России / Б. Ф. Ломов // Психологический журнал. - 1986. - № 3.

- С. 18-25.

15. Милерян, Е.А. Развитие психодиаг-

ностики профпригодности в СССР / Е.А. Милерян // Психологический журнал. - 1983. -№3. - С. 73-86.

16. Общая психодиагностика / под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - СПб.: Речь, 2000.-438 с.

17. Основы психодиагностики / под ред. А.Г. Шмелева. - М.; Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 544 с.

18. Петровский, А.А. Непрочитанные страницы истории 30-х гг. / А.А. Петровский // Психологический журнал. - 1988. - № 4. -С. 125-138.

19. Петровский, А.В. История и теория психологии / А.В. Петровский, А.Г. Ярошев-ский. - Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 1996. -416 с.

20. Психологическая диагностика: учебник для вузов / под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. - СПб.: Питер, 2003. -652 с.

21. Психологическая наука в России XX столетия: проблема теории и истории / под ред. А.В. Брушлинского. - М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 1997 - 574 с.

22. Соколов, М. В. Критика метода тестов на русских съездах по педагогической психологии / М. В. Соколов. - Вопросы психологии. - 1956. -№ 6. - С. 16-28.

23. Суходолъский, Г.В. Основы математической статистики для психологов / Г.В. Суходолъский. - М., 1972. - 345 с.

24. Ханин, Ю.Л. Стандартный алго-

ритм адаптации зарубежных опросных методов / Ю.Л. Ханин // Психологические проблемы предсоревнователъной подготовки квалифицированных спортсменов. - Л.:

ЛНИИФК, 1977. - С. 129-135.

Поступила в редакцию 10 октября 2010 г.

Пичугова Анна Витальевна. Психолог кафедры психодиагностики и консультирования факультета психологии, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск: kamani@mail.ru.

Anna V. Pichugova. Psychologist of the Chair Psychological diagnostics and Counseling of South Ural State University: kamani@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.