Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ ПРОСВЕЩЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ В ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ М.М. ЩЕРБАТОВА'

ИСТОРИЯ ПРОСВЕЩЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ В ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ М.М. ЩЕРБАТОВА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
231
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / М.М. ЩЕРБАТОВ / ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ / ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК / ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Скопа Виталий Александрович

В статье рассматривается история просвещенческой мысли в России на примере творческого наследия князя М.М. Щербатова. Показано, что идеология Просвещения представляла собой квинтэссенцию философского осмысления действительности и определения новых траекторий развития личности, общества и государства. Отмечается, что идейные воззрения М.М. Щербатова, который являлся одним из ярких представителей эпохи русского Просвещения второй половины XVIII века, охватывали такие сферы как история, политика, государственное устройство, общественные нравы, принципы сосуществования людей. На формирование просветительских воззрений М.М. Щербатова существенное влияние оказали труды Д'Аламбера, Ч. Беккариа, И. Зоннельфельса, Дж. Локка, Д. Юма. С позиции Просвещения интересны суждения М.М. Щербатова о сущности человека и его природе (работы «О пользе наук» и «Размышление о самстве»). По мнению автора, нравственно-философская тематика сочинений указывает на то, что князь в своем творчестве отразил ранние масонские увлечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF ENLIGHTENMENT THOUGHT IN THE CREATIVE HERITAGE OF M.M. SHCHERBATOV

The article deals with the history of enlightenment thought in Russia on the example of the creative heritage of Prince M.M. Shcherbatov. It is shown that the ideology of the Enlightenment was the quintessence of philosophical understanding of reality and the definition of new trajectories for the development of the individual, society and the state. It is noted that the ideological views of M.M. Shcherbatov, who was one of the brightest representatives of the era of the Russian Enlightenment in the second half of the 18th century, covered such areas as history, politics, government, social mores, and the principles of human coexistence. On the formation of educational views M.M. Shcherbatov was significantly influenced by the works of D'Alembert, C. Beccaria, I. Sonnelfels, J. Locke, D. Hume. From the perspective of the Enlightenment, the judgments of M.M. Shcherbatov about the essence of man and his nature (works “On the Usefulness of Sciences” and “Reflection on the Self”). According to the author, the moral-philosophical theme of the writings indicates that the prince reflected early Masonic passions in his work.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ ПРОСВЕЩЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ В ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ М.М. ЩЕРБАТОВА»

ТРУТ ВЛАДИМИР ПЕТРОВИЧ - доктор исторических наук, профессор, старший научный сотрудник кафедры истории, философии, литературы и непрерывного казачьего образования МГУТУ им. К. Г. Разумовского (ПКУ) (trut.vladimir@rambler.ru).

BAKURADZE, ANDREY B. - Doctor of Philosophy, Professor, Head of the Department of History, Philosophy, Literature and Continuing Cossack Education, K.G. Razumovsky Moscow State Technical University (PKU) (bondovich@mail.ru ). KAZAREZOV, IGOR V. - Ph.D. in Political Sciences, Deputy Ataman of the All-Russian Cossack Society. TRUT, VLADIMIR P. - Doctor of History, Professor, Senior Researcher at the Department of History, Philosophy, Literature and Continuing Cossack Education, K.G. Razumovsky Moscow State Technical University (PKU) (trut.vladimir@rambler.ru )

УДК 94(47). 06:929Щербатов DOI: 10.24412/2308-264X-2022-4-42-46

СКОПА В.А.

ИСТОРИЯ ПРОСВЕЩЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ В ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ

М.М. ЩЕРБАТОВА

Ключевые слова: эпоха Просвещения, Российская империя, М.М. Щербатов, история культуры, исторический источник, природа человека.

В статье рассматривается история просвещенческой мысли в России на примере творческого наследия князя М.М. Щербатова. Показано, что идеология Просвещения представляла собой квинтэссенцию философского осмысления действительности и определения новых траекторий развития личности, общества и государства. Отмечается, что идейные воззрения М.М. Щербатова, который являлся одним из ярких представителей эпохи русского Просвещения второй половины XVIII века, охватывали такие сферы как история, политика, государственное устройство, общественные нравы, принципы сосуществования людей. На формирование просветительских воззрений М.М. Щербатова существенное влияние оказали труды Д'Аламбера, Ч. Беккариа, И. Зоннельфельса, Дж. Локка, Д. Юма. С позиции Просвещения интересны суждения М.М. Щербатова о сущности человека и его природе (работы «О пользе наук» и «Размышление о самстве»). По мнению автора, нравственно-философская тематика сочинений указывает на то, что князь в своем творчестве отразил ранние масонские увлечения.

SKOPA, V.A.

THE HISTORY OF ENLIGHTENMENT THOUGHT IN THE CREATIVE HERITAGE OF M.M SHCHERBATOV

Key words: Age of Enlightenment, Russian Empire, M.M. Shcherbatov, history of culture, historical source, human nature.

The article deals with the history of enlightenment thought in Russia on the example of the creative heritage of Prince M.M. Shcherbatov. It is shown that the ideology of the Enlightenment was the quintessence of philosophical understanding of reality and the definition of new trajectories for the development of the individual, society and the state. It is noted that the ideological views of M.M. Shcherbatov, who was one of the brightest representatives of the era of the Russian Enlightenment in the second half of the 18th century, covered such areas as history, politics, government, social mores, and the principles of human coexistence. On the formation of educational views M.M. Shcherbatov was significantly influenced by the works of D'Alembert, C. Beccaria, I. Sonnelfels, J. Locke, D. Hume. From the perspective of the Enlightenment, the judgments of M.M. Shcherbatov about the essence of man and his nature (works "On the Usefulness of Sciences" and "Reflection on the Self'). According to the author, the moral-philosophical theme of the writings indicates that the prince reflected early Masonic passions in his work.

Просвещенный абсолютизм, как наивысшая точка русского Просвещения XVIII века, дал сильнейший толчок процессу научного познания, формированию национальной идеи, ее определению и, вместе с тем, оформлению основных направлений в науке, культуре и искусстве [16, с. 3-4]. Современные общественно-политические процессы заставляют сегодня вновь обращаться к этой эпохе, несущей в себе идеи гуманизма и рациональности, объясняющей роль человека в мире. Трансформация ценностей (государственных, общественных, семейных, личностных) актуализирует рассматриваемую эпоху, заставляя переосмыслить и по-иному взглянуть на мировоззренческие установки того времени, соотнося их с реалиями. В данном случае творческое наследие М.М. Щербатова позволяет это сделать весьма объективно и целостно.

Эпоха русского Просвещения немыслима без такой личности как Михаил Михайлович Щербатов - государственный, политический, общественный деятель, внесший серьезный вклад в развитие философской, научной и общественной мысли. В его научных и публицистических работах подняты актуальные и злободневные проблемы, связанные с современным ему государственным устройством, с общественными институтами, исследованы вопросы сосуществования государства и личности, духовно-нравственного развития человека и т.д.

Историография заявленной проблемы обширна и охватывает многие аспекты, касающиеся Просвещения, как социокультурного феномена, а также самого М.М. Щербатова. Из всего массива выявленных работ особо выделим исследования Н.Н. Алексеева, И.А. Дмитриевой, С.Г. Калининой, И.А. Федосова, в которых повествуется о самом М.М. Щербатове и его административно-государственной службе [1, 7, 10, 12, 18]. Исследования Т.В. Артемьевой, М.И. Козловой, Б.А. Назаренко, Н.В. Серенченко посвящены анализу работ Щербатова в разрезе

исторического развития российского государства [4, 11, 13, 14, 17]. В самостоятельную группу можно выделить работы С.В. Артанухина, Т.В. Артемьевой, И.А. Болдырева, И.Я. Щипанова, касающиеся проблем философии русского Просвещения и истории философской мысли [2, 3, 5, 6, 21]. В целом, несмотря на такой солидный массив исследований, проблема - просветительская мысль в творческом наследии М.М. Щербатова, представляется актуальной и своевременной, поскольку не получила всестороннего научного освещения и требует проработки в контексте заявленной исторической эпохи - эпохи Просвещения.

Эпоха Просвещения - это исторический период, который охватывает XVIII - начало XIX столетий. Идеология Просвещения в первую очередь связана с философским осмыслением действительности и определением новых траекторий развития личности, общества, государства [8]. Как отмечали представители философской мысли эпохи Просвещения, в это время «формировались условия, на которых мысль о том, что с помощью человеческого разума можно изменить человека, превратить в то, каким он действительно должен быть» [11, с. 234-235].

Определение понятия «Просвещение» в философских воззрениях начала XVIII столетия представляло собой, прежде всего концепцию существования данного человеку Богом «естественного света» разума, который дает основание избавиться от «интеллектуальной слепоты и открыть истинную природу вещей» [15, с. 60-62]. Именно эту концептуальную основу использовал Декарт, оказавший немалое влияние своими воззрениями на М.М. Щербатова.

Центры философского Просвещения - Англия, Германия, Франция создавали принципиально новую основу в понимании того, что есть разум, а впоследствии наделяли «разум статусом высшего авторитета» [3, с. 115]. Следствием этого являлось утверждение мысли о том, что «носитель разума - это просвещённый гражданин». Именно в этом духе и шло построение всего сущего и, на тот момент времени, «правильного» [15, с. 63].

В Российской империи идеи Просвещения во многом были связаны с представителями французского общества и их просветителей - Руссо, Вольтера, Дидро. Немалое влияние на идеи русского Просвещения и собственно просвещенческую мысль оказали деизм, масонство, а также становление академической науки [5, 6, 18]. Синтез общественного, философского и научного находил отражение в работах каждого, кто был причастен к эпохе Просвещения. Убежденность в решающей роли науки и разума побуждала просветителей по-новому понимать действительность и подходить с новым обоснованием к трактовкам происходящих процессов, а вместе с тем и иначе определять роль человека во всём этом, все больше и больше отводя ему доминирующее начало.

Однако важно заметить, что просветительские воззрения в Российской империи отличались от европейских. В России значительно большее внимание уделяли вопросам нравственного, эстетического и религиозного характера. Проблемы социального неравенства, имевшие место быть, входили в противоречие с крепостнической системой, что во многом находило отражение в художественных стилях - сентиментализме и классицизме, которые, в свою очередь, также пропагандировали просветительские идеи [20, с. 114]. Существенное влияние на дух русского Просвещения оказали абсолютизм, особенности абсолютной монархии с ее неистовым стержнем. Одна из стратегических задач именно русского Просвещения в этой связи отчасти заключалась в укреплении идей монархизма, незыблемости самодержавия, что во многом и порождало как проимперские суждения, так и оппозиционные воззрения [21, с. 117].

Одним из ярких представителей эпохи русского Просвещения второй половины XVIII века является М.М. Щербатов, идейные воззрения которого охватывали такие сферы как история, политика, государственное устройство, общественные нравы, принципы сосуществования людей. На формирование просветительских воззрений М.М. Щербатова существенное влияние оказали труды представителей эпохи Просвещения - Д'Аламбера, Ч. Беккариа, И. Зоннельфельса, Дж. Локка, Д. Юма, несущие в себе дух гуманизма и стремление к благосостоянию каждого гражданина и всего государства в целом, основанные на культе разума [7, 8]. Увлечение античной традицией также нашло отражение в его мировоззрении [14, 16].

Начало научно-творческой деятельности Щербатова приходится на конец 50-х - начало 60-х годов XVIII столетия. К числу наиболее известных можно отнести его работы «О надобности и пользе градских законов», «Слово о спокойствии души, взятое из Иппарха, философа пифагорейского», «Из мнений, рассуждений и нравоучительных наставлений господина Оксеншерна» [9].

Нравственно-философская тематика сочинений указывает на то, что Щербатов в своем творчестве отразил масонские увлечения. Однако в его сочинениях, при всей близости к масонству, отчетливо проступает стремление к логической ясности, к всесторонней обоснованности выводов. Это выгодно отличает М.М. Щербатова от идеологов масонства, как русского, так и европейского [2]. Так, хотя Щербатов в своем «Путешествие в землю Офирскую, 1784» предлагал, по существу, масонский вариант «духовной» религии - без догматической ее кодификации, без авторитетов, преданий и священных писаний, фактически без богослужений и духовенства, тем не менее он выражал известную долю сомнения в иррациональных началах религиозной жизни, в пресловутой масонской «тайне». Идеальные жители идеального государства - офирцы - после двухминутной общей молитвы и призыва церковного иерарха-санкерея («Вознесите молитвы свои к Вышнему») должны, по словам Щербатова, начать свой духовный диалог с богом, который символически изображался в Офирской земле в виде солнца. При этом, подчеркивал Щербатов, «тайности никакой в их молениях нет» [7].

По сравнению с масонскими «доказательствами бытия бога Щербатов значительно принижает элемент мистицизма: вера офирцев «основана на одном видимом величии деяний Божиих... основание веры ни от каких откровений или преданий происходит, но от самого размышления и очевидного зрения вещей» [7, с. 89]. Разумность оказывается, таким образом, эквивалентна религиозности. Исходя из этого, Щербатов с большим критическим пылом выступал против любых проявлений атеизма: «Богохульники у нас наказуются яко безумные; ибо кто не чувствует естества Божия по видимым ему тварям, тот инако как безумным счесться не может» [7, с. 95]. С другой стороны, Щербатов подвергал осторожной рационалистической критике догматы и мифологемы христианского учения, которые в масонской идеологии, например, у того же Сен-Мартена, не опровергаются, а, наоборот, активно обосновываются. Так, Щербатов указывал, что догмат о сотворении мира в шесть дней противоречит христианскому же учению о совершенстве бога, который мог бы для этого затратить и не столь долгое время, а вполне ограничиться и кратким земным мгновением; противоречит божественному «всемогуществу», «всеблагости» и несовершенство его «тварей», в том числе и человека. В русло такой критики некоторых стереотипов религиозного сознания, критики, которая была чрезвычайно далека от того, чтобы поставить под вопрос саму религию и веру, вливается и возмущенное отрицание Щербатовым многих народных суеверий, религиозно-антропологических предрассудков. Историческая деятельность Петра I по искоренению последних получила высокую оценку Щербатова [6].

Таким образом, Щербатов, будучи по мировоззрению объективным идеалистом, в изложении своих взглядов тяготел к внецерковным формам религиозности и, в отличие от масонства, отрицательно относился к мистицизму, алхимии и сложной ритуально-магической обрядности [19, с. 87].

Чуть позже знакомство с Г.Ф. Миллером, его наставления подтолкнули князя к изучению и написанию истории собственной страны - «Истории Российской с древнейших времен» [20].

В 1767 г. по рекомендации Миллера Екатерина II назначила Щербатова на должность историографа, что во многом предопределило его последующую научную судьбу, а также оформление его просветительских взглядов.

Отдельный научный интерес представляют воззрения М. М. Щербатова на формы правления. В его представлениях монархия обеспечивает соблюдение интересов всех сторон, всех элементов социума. В то же время он отмечал, что злоупотребление монархом своей властью ведет к самовластью. В этой связи его критике подвергалась и эпоха просвещенного абсолютизма, причем он сближал правление Екатерины II с самовластьем.

Весьма интересны суждения М.М. Щербатова о сущности человека и его природе. В своих работах «О пользе наук» и «Размышление о самстве» М.М. Щербатов касался вопросов, связанных с познанием человека. Важность и значимость рассмотрения человека с точки зрения его познания Щербатов подчеркивал постоянно. Если воспитание, как утверждали европейские просветители, «делает» человека, то Щербатов признает главнейшим продуктом воспитания - способность объективного самопознания, а на его основе - самовоспитания. Во многом данный аспект является ключевой идеей воспитания личности эпохи Просвещения [8, 9]. Так, в сочинении «Письмо к вельможам» он бросает обвинение высшим чинам феодально-бюрократического Российского государства, обвиняя их как раз в отсутствии критического самопознания: «Не природа есть

причина ваших пороков, но незнание самого объяснения вашей должности, забвение самих себя и страсти ваши, иже соделывают из вас не людей, но неких чудовищ» [9].

Столь большое морально-психологическое, социальное и философское значение, которое Щербатов придавал познанию человеком самого себя, проявляется и в том, что он специально выделяет общие принципы, подходы к анализу человека. С одной стороны, описывая жизнь и смерть человека, он обращался к достоверным положениям естествознания, стараясь «взять себе в проводники науку и наивернейшие испытания» [5, с. 65]. С другой стороны, он призывал полагаться на «благость Божию» в познании человека и природы человеческой души: «Я во все времена моей жизни полагался на благость Божию и бессмертие души почитал яко драгоценный дар нашего создателя» [17, с. 158]. В уста Никиты Федоровича Коковинского - персонажа его философического «Разговора о бессмертии души» Щербатов вкладывает немалую долю сомнения в правомерности научной постановки проблемы человека и, прежде всего, важнейшего вопроса о природе человеческой души, сознания в отношении к телу и его органам. «Как возможно, - говорил он, - чтобы через науку, имеющую себе в предмет единые тела, могли до познания невещественные вещей достигнуть?» [17, с. 184].

Затрагивая проблему взаимного сосуществования человека и государства, в контексте духа Просвещения, М.М. Щербатов уделял немалое внимание правовым аспектам государства, как института. Он полагал, что орган законодательной власти в законотворчестве обязан учитывать географическое положение государства, обычаи и нравы народов России, конфессиональные основы. Изучая природу государства и его институты, М.М. Щербатов выделял свойственные пороки данных структур, в частности, критически относился к действиям Уложенной комиссии.

Таким образом, просветительская мысль в творческом наследии М.М. Щербатова находит свое отражение фактически в каждом произведении. Влияние философии европейского Просвещение позволило Щербатову подходить к рассматриваемым проблемам в духе рационалистического объективизма. Несмотря на его консерватизм и принадлежность к патриархально-консервативному крылу русского Просвещения, идейные воззрения князя содержат в себе важные концептуальные основы государственного устройства, эволюции нравственности человека и миропорядка.

Литература и источники

1. Алексеев Н.Н. Российская империя в ее исторических истоках и идеологических предпосылках. Отдел третий: Политическая идеология различных классов русского общества в XVIII в. // Русский исторический журнал. - 1999. - Т. II. - № 3. - С. 117-156.

2. Артанухин С.В. Философские и общественно-политические взгляды русских масонов второй половины XVIII - первой четверти XIX вв.: Дис. ... докт. филос. наук. - Екатеринбург, 1996. - 391 с.

3. Артемьева Т.В. История метафизики в России в XVIII веке. - СПб., 1996. - 215 с.

4. Артемьева Т.В. Новая Атлантида Михаила Щербатова // Вопросы философии. - 2000. - № 10. - С. 104-108.

5. Артемьева Т.В. Теория «Естественного права» как философское основание русской социально-политической мысли второй половины XVIII в. // Философия и освободительное движение в России. Межвузовский сборник. - Л., 1989. - С. 115-129.

6. БолдыревА.И. Проблема человека в русской философии Х'УШ века. - М., 1986. - 122 с.

7. Вагеманс Э. К истории русской политической мысли: М.М. Щербатов и его «Путешествие в землю Офирскую» // Русская литература. - 1989. - № 4.

8. Дмитриева И.А. Щербатов Михаил Михайлович (1733-1790) // Историки России: Биографии. - М., 2001. - С. 41-47.

9. ДьяконовМ.А. Выдающийся русский публицист XVIII века // Вестник права. - 1904. - Кн.7. - С. 1-27.

10. ЕрмичевА.А. Имена и сюжеты русской философии. - СПб., 2014. - 285 с.

11. Калинина С.Г. Государственная деятельность М.М. Щербатова: идеи и практика. 1767-1790 гг.: Дис. ... канд. ист. наук. -М., 2004. - 194 с.

12. Калинина С.Г. Историографические проблемы изучения жизни и творческого наследия князя М. М. Щербатова // Источниковедение и историография в мире гуманитарного знания. - М., 2002. - С. 233-237.

13. Калинина С.Г. Проблемы реконструкции биографии князя М.М. Щербатова // Архив русской истории. - М., 2002. - Вып. 7. - С. 125-148.

14. Козлова М.И. Изучение творчества М.М. Щербатова советской историографией // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики (Тамбов). - 2012. - № 11 (25). - В 2 ч. - Ч. I. - 92-94.

15. НазаренкоБ.А. Государственно-правовые взгляды М.М. Щербатова (Историко-правовое исследование). Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2009. - 22 с.

16. Посконин В.В. Естественно-правовые воззрения М.М. Щербатова и А.П. Сумарокова // Известия ВУЗов. Правоведение. -1980. - № 6. - С. 58-64.

17. Рустам-Заде З.П. М.М. Щербатов, его публицистические и литературно-художественные произведения: Дис. ... канд. филол. наук. - Л., 1967. - 294 с.

18. Серенченко Н.В. Консерватизм князя М.М. Щербатова // Философия хозяйства. Альманах Центра общественных наук и экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. - М., 2006. - Ч. 3. - 251 с.

19. Федосов И.А. Из истории русской общественной мысли XVIII столетия. М.М. Щербатов. - М., 1967. - 293 с.

20. ЩербатовМ.Ы. История Российская от древнейших времен. - СПб, 1770-1791. - Т. 1-7.

21. Щипанов И.Я. Общественно-политические и философские воззрения русских просветителей второй половины XVIII в. // Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР. В 2-х т. - Т. 2. - М., 1955. - 351 с.

References and Sources

1. Alekseev N.N. Rossijskaya imperiya v ee istoricheskih istokah i ideologicheskih predposylkah. Otdel tretij: Politicheskaya ideologiya razlichnyh klassov russkogo obshchestva v XVIII v. // Russkij istoricheskij zhurnal. - 1999. - T. II. - № 3. - S. 117-156.

2. Artanuhin S.V. Filosofskie i obshchestvenno-politicheskie vzglyady russkih masonov vtoroj poloviny XVIII - pervoj chetverti XIX vv.: Dis. ... dokt. filos. nauk. - Ekaterinburg, 1996. - 391 s.

3. Artem'eva T.V. Istoriya metafiziki v Rossii v XVIII veke. - SPb., 1996. - 215 s.

4. Artem'eva T.V. Novaya Atlantida Mihaila Shcherbatova // Voprosy filosofii. - 2000. - № 10. - S. 104-108.

5. Artem'eva T.V. Teoriya «Estestvennogo prava» kak filosofskoe osnovanie russkoj social'no-politicheskoj mysli vtoroj poloviny XVIII v. // Filosofiya i osvoboditel'noe dvizhenie v Rossii. Mezhvuzovskij sbornik. - L., 1989. - S. 115-129.

6. Boldyrev A.I. Problema cheloveka v russkoj filosofii XVIII veka. - M., 1986. - 122 s.

7. Vagemans E. K istorii russkoj politicheskoj mysli: M.M. Shcherbatov i ego «Puteshestvie v zemlyu Ofirskuyu» // Russkaya literatura. - 1989. - № 4.

8. Dmitrieva I.A. Shcherbatov Mihail Mihajlovich (1733-1790) // Istoriki Rossii: Biografii. - M., 2001. - S. 41-47.

9. D'yakonov M.A. Vydayushchijsya russkij publicist XVIII veka // Vestnik prava. - 1904. - Kn.7. - S. 1-27.

10. Ermichev A.A. Imena i syuzhety russkoj filosofii. - SPb., 2014. - 285 s.

11. Kalinina S.G. Gosudarstvennaya deyatel'nost' M.M. Shcherbatova: idei i praktika. 1767-1790 gg.: Dis. ... kand. ist. nauk. - M., 2004. - 194 s.

12. Kalinina S.G. Istoriograficheskie problemy izucheniya zhizni i tvorcheskogo naslediya knyazya M.M. Shcherbatova // Istochnikovedenie i istoriografiya v mire gumanitarnogo znaniya. - M., 2002. - S. 233-237.

13. Kalinina S.G. Problemy rekonstrukcii biografii knyazya M.M. Shcherbatova // Arhiv russkoj istorii. - M., 2002. - Vyp. 7. - S. 125-148.

14. Kozlova M.I. Izuchenie tvorchestva M.M. Shcherbatova sovetskoj istoriografiej // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki (Tambov). - 2012. - № 11 (25). - V 2 ch. - Ch. I. - 92-94.

15. Nazarenko B.A. Gosudarstvenno-pravovye vzglyady M.M. Shcherbatova (Istoriko-pravovoe issledovanie). Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. - M., 2009. - 22 s.

16. Poskonin V.V. Estestvenno-pravovye vozzreniya M.M. Shcherbatova i A.P. Sumarokova// Izvestiya VUZov. Pravovedenie. -1980. - №6. -S.58-64.

17. Rustam-Zade Z.P. M.M. Shcherbatov, ego publicisticheskie i literaturno-hudozhestvennye proizvedeniya: Dis. ... kand. filol. nauk. - L., 1967. -294 s.

18. Serenchenko N.V. Konservatizm knyazya M.M. Shcherbatova // Filosofiya hozyajstva. Al'manah Centra obshchestvennyh nauk i ekonomicheskogo fakul'teta MGU imeni M.V. Lomonosova. - M., 2006. - Ch. 3. - 251 s.

19. Fedosov I.A. Iz istorii russkoj obshchestvennoj mysli XVIII stoletiya. M.M. Shcherbatov. - M., 1967. - 293 s.

20. Shcherbatov M.M. Istoriya Rossijskaya ot drevnejshih vremen. - SPb, 1770-1791. - T. 1-7.

21. Shchipanov I.Ya. Obshchestvenno-politicheskie i filosofskie vozzreniya russkih prosvetitelej vtoroj poloviny XVIII v. // Ocherki po istorii filosofskoj i obshchestvenno-politicheskoj mysli narodov SSSR. V 2-h t. - T. 2. - M., 1955. - 351 s.

СКОПА ВИТАЛИИ АЛЕКСАНДРОВИЧ - доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии естествознания, заведующий кафедрой философии и культурологии Алтайского государственного педагогического университет (sverhtitan@rambler.ru).

SKOPA, VITALY A. - Doctor in History, Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Natural Sciences, Head of the Department of Philosophy and Cultural Studies, Altai State Pedagogical University (sverhtitan@rambler.ru).

УДК 94(47).07:377.5 DOI: 10.24412/2308-264X-2022-4-46-51

ИБНЕЕВА Г.В., ШАКИРОВА А.И. ФИНАНСИРОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА УЕЗДНЫХ УЧИЛИЩ КАЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

Ключевые слова: Казанская губерния, уездные училища, народное образование, материально-техническая база, финансирование, благотворительность.

Статья посвящена малоизученному аспекту истории становления отечественного школьного образования. На основе архивных материалов были выявлены особенности финансирования уездных училищ Казанской губернии в первой половине XIX в., а также представлена характеристика их материально-технической базы. Авторами анализируются результаты попыток государственной власти решить проблему финансирования уездных училищ за счет привлечения средств благотворительных обществ и организаций. Раскрыты различные формы и способы привлечения негосударственных средств для решения проблемы. Авторы приходят к выводу, что ведущим источником пополнения училищного бюджета было государственное финансирование. Привлечение средств местных благотворителей, как правило, было недостаточным для эффективного функционирования уездных училищ.

IBNEEVA, G.V., SHAKIROVA, A.I. FINANCING AND MATERIAL AND TECHNICAL BASE OF DISTRICT SCHOOLS OF THE KAZAN PROVINCE IN

THE FIRST HALF OF THE XIX CENTURY

Key words: Kazan province, district schools, public education, material and technical base, financing, philanthropy.

The article is devoted to a little-studied aspect of the history of national school education. On the basis of archival materials, the sources and features of financing the district schools of the Kazan province in the first half of the 19th century were studied, as well as a description of their material and technical base. The authors analyze the results of attempts by the state authorities to solve the problem of financing district schools by attracting funds from charitable societies and organizations. Various forms and methods of attracting non-state funds to solve the problem are disclosed. The authors come to the conclusion that state funding was the leading one when using the funds of local philanthropists, which, as a rule, were not always enough for the effective functioning of district schools.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.