Научная статья на тему 'История происхождения и дальнейшее развитие узбекской национальной одежды'

История происхождения и дальнейшее развитие узбекской национальной одежды Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
596
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
узбекская национальная одежда / культура / история / искусство / мода / театр исторического костюма / галерея / художник / модельер / дизайн / театр / стиль / вышивка / орнамент

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Анна Джалильевна Мустафина, Шоира Сайфиевна Очилова

Статья описывает создание уникальных костюмов для театральных постановок, которые были воссозданы с использованием материалов из мировых музеев. Рассматривается история происхождения узбекской национальной одежды и её дальнейшее развитие в сфере моды. В статье также упоминается использование различных материалов для создания костюмов, таких как грубые ткани, шкуры, кожа, шелк, бархат, парча и ткани ручной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История происхождения и дальнейшее развитие узбекской национальной одежды»

История происхождения и дальнейшее развитие узбекской

национальной одежды

Анна Джалильевна Мустафина mustafina_a_d@samdchti. uz Шоира Сайфиевна Очилова Самаркандский государственный институт иностранных языков

Аннотация: Статья описывает создание уникальных костюмов для театральных постановок, которые были воссозданы с использованием материалов из мировых музеев. Рассматривается история происхождения узбекской национальной одежды и её дальнейшее развитие в сфере моды. В статье также упоминается использование различных материалов для создания костюмов, таких как грубые ткани, шкуры, кожа, шелк, бархат, парча и ткани ручной работы.

Ключевые слова: узбекская национальная одежда, культура, история, искусство, мода, театр исторического костюма, галерея, художник, модельер, дизайн, театр, стиль, вышивка, орнамент

The history of origin and further development of Uzbek

national clothes

Anna Djalilevna Mustafina [email protected] Sh.S.Ochilova

Samarkand State Institute of Foreign Languages

Abstract: The article describes the creation of unique costumes for theatrical performances, which were recreated using materials from world museums. The history of the origin of the Uzbek national clothes and its further development in the field of fashion is considered. The article also mentions the use of various materials to create costumes, such as coarse fabrics, hides, leather, silk, velvet, brocade, and handmade fabrics.

Keywords: uzbek national clothes, culture, history, art, fashion, theater of historical costume, gallery, artist, fashion designer, design, theatre, style, embroidery, ornament

Узбекская национальная одежда - это не только элемент национального костюма, но и отражение богатой истории и культуры узбекского народа. Она является одним из самых ярких проявлений национальной идентичности и олицетворяет традиции и обычаи, которые передаются из поколения в поколение. Каждый элемент одежды имеет свой символический смысл и отражает уникальные особенности узбекской культуры. Развитие узбекской одежды происходило под влиянием различных факторов, таких как климатические условия, культурные традиции и иностранные влияния.

Если опираться на древние исторические источники, то становиться ясным, что изначально узбекская одежда была простой и функциональной, предназначенной для защиты от жаркого климата и песчаных бурь. Она состояла из широких халатов, плащей и туник, сшитых из грубых тканей. С течением времени узбекская национальная одежда стала более изысканной и утонченной. Она стала отражать культурные и религиозные традиции народа Узбекистана. Важным элементом узбекской национальной одежды стали разнообразные вышивки, которые украшали края халатов, рукавов и воротников.

Не секрет, что во многих странах национальный костюм является важной частью традиционной культуры народа. По стилю одежды, тканям, из которых он выполнен, рисункам и узорам можно довольно-таки много узнать о жизни, обычаях и истории народа. Например, узбекский национальный костюм был создан еще в древние времена и до сих пор используется не только как удобная одежда для повседневной жизни, но и как отдельный наряд в индустрии моды. Узбекский национальный костюм особенно четко отражает национальную специфику узбекского народа так, как он тесно связан с его культурой и историей. Он также имеет характерные для каждого региона отличия и особенности. И сейчас, в этой статье будет описан ход развития узбекской национальной одежды, начиная с древних времен и до настоящего времени.

Как известно, первые упоминания о традиционной узбекской одежде можно найти еще в древних писаниях, которые относятся к периоду Зороастризма. В то время женщины носили длинные халаты, которые назывались "курта". Эти халаты были украшены искусной вышивкой, красивыми орнаментами и рисунками. Их одежда также заметно отличалась яркими цветами и орнаментами, которые символизировали различные аспекты жизни, например: природу, животных, растения, геометрические фигуры и т.д.

Хотя общие черты одежды оседлых народов Мавераннахра были схожи, у каждого народа были свои уникальные особенности. Например, золотое шитье -это искусство, которое получило всемирную славу. Археологи обнаружили следы золотого шитья в Ташкентской области, которые относятся к началу нашей эры. По преданию, золотое шитье было известно в Согдиане еще до

появления шелка. Однако в XIX - начале XX веков оно получило особую популярность и распространение.

Рис 1. Пример Узбекского традиционного костюма (1845-1847) Узбекский национальный костюм отражает художественные особенности, архаичные черты народных промыслов, этнографические и региональные формы развития одежды. А головной убор, который вы видите на фото называется по-узбекски «салла». Когда мужчины собиралась паломничать в (Хадж) Саудовскую Аравию надевали убор и всегда имели при себе белый материал, который был ровно 2 метра. При смерти у мусульман человека надо было завернуть в этот белый материал и похоронить по обычаям.

С течением времени узбекская национальная одежда стала значительно меняться и совершенствоваться, что привело тому, что она приобрела более изысканный и утонченный вид. Как известно, уже в период Средневековья узбекский народ начал носить уже более сложные и красивые наряды. А в настоящее время традиционную одежду чаще надевают по праздникам, но в кишлаках люди старшего возраста носят ее почти постоянно. Узбекская одежда для мужской половины жителей государства состоит из чапана - халата с поясом, рубашки - куйлака, шароваров и тюбетейки. Так, например женский комплект одежды включает в себя платье-тунику и шаровары. Голову женщины покрывают платком, чапаном или надевают тюбетейку.

Позже, в 20 веке узбекская национальная одежда продолжила свое развитие, благодаря чему были созданы новые виды нарядов, которые сочетали в себе не только традиционные элементы, но уже и современный стиль. Дизайнеры Узбекистана начали использовать новые материалы и технологии, для того чтобы создать еще более стильную, комфортную и практичную одежду.

Сегодня узбекская одежда продолжает развиваться и изменяться, но уже в соответствии с современными требованиями моды и комфорта. Многие

дизайнеры создают новые интерпретации традиционной узбекской одежды, умело сочетая ее элементы с современными материалами и технологиями.

Рис 2. Пример классического варианта узбекской национальной одежды

Однако, несмотря на изменения, узбекская одежда сохраняет свою уникальность и символическое значение. Она продолжает быть неотъемлемой частью культуры и традиций Узбекистана, а также популярным предметом для изучения и интереса у людей со всего мира. Более того, на сегодняшний день, благодаря своей уникальности, узбекская национальная одежда пользуется огромной популярностью в мире моды. Изумительные узоры, орнаменты и золотая вышивка на одежде просто покоряют сердца модельеров и ценителей искусства со всего света. Даже на сегодняшний день, она все еще продолжает свое развитие и изменение под влиянием моды и современных технологий. Однако она все еще остается важной частью культуры Узбекистана и используется в театральных постановках, национальных праздниках и других торжественных мероприятиях.

Особенно большому развитию узбекской национальной одежды способствовало создание Театра Исторического Костюма - «Эл Мероси», расположенного в центре города Самарканд. В этом театре люди могут с легкостью ознакомиться с жизнью, бытом, обычаями и традициями жителей региона начиная с древнейших времен и по настоящее время. Театр представляет костюмы различных исторических периодов, которые стали летописью жизни наших предков. Самобытные исторические наряды языком цвета, формы, орнамента и рисунка раскрывают сокровенные тайны и законы красоты народного костюма и погружают зрителя в магию чарующего Востока.

Во время представления перед зрителями оживают все важные страницы бурной истории. Посетителей также ждёт буйство красок и образов манящего Востока, великолепные костюмы, одухотворяющая музыка и хореография, благодаря чему получится с легкостью погрузиться в водоворот древней и

богатой Истории Узбекистана. Например, в одном из самых популярных спектаклей - «По Шёлковому пути», где демонстрация костюмов дополняется хореографией, вниманию публики представлены образы древних скифов - саков и масагетов, огнепоклонников, персидских и согдийских правителей и знати, большая коллекция красочных костюмов эпохи Тимуридов, а также костюмы различных регионов Узбекистана.

Рис. 3 Пример узбекской национальной одежды, представленный Театром Исторического Костюма - «Эл Мероси».

Еще интересен тот факт, что представленные костюмы были максимально исторически точно воссозданы по материалам фондов ведущих мировых музеев Эрмитажа, Миланского музея истории, Британского исторического музея, Королевского института искусств и истории в Брюсселе, Института Востоковедения АН РФ, Академии Наук Узбекистана, барельефов и фресок Персеполиса, Афрасиаба, Пенджикента, старинных миниатюр Бехзода и исторических хроник Шах-Наме, Бобур-Наме, Зафар-Наме. При пошиве этих костюмов обычно используются ткани грубой выделки, шкуры, кожа, шелк, бархат, парча, ткани ручной работы. На сегодняшний день в театре создано более двухсот уникальных костюмов.

Следует помнить, что создание уникальных костюмов для театральных постановок, которые были воссозданы с использованием материалов из мировых музеев, является одним из способов сохранения и продвижения узбекской национальной одежды. Такие костюмы позволяют зрителям увидеть и оценить красоту и утонченность узбекской культуры, а также принять участие в ее сохранении и продвижении. Поэтому в этом музее у каждого зрителя появляется уникальная возможность погрузиться в древнюю Историю Узбекистана, почувствовать непоколебимый дух воинов саков и массагетов, ощутить мощь легендарной персидской династии Ахеменидов и даже появляется возможность стать свидетелями шествия послов ко двору согдийского правителя Вархумана.

Этот театр также проводит показы мод по всему миру и выступает не только перед ценителями искусства и узбекской культуры, но и перед мировыми лидерами.

Благодаря театрам танца и оперы в Узбекистане, национальный костюм продолжает играть важную роль в искусстве и культуре страны. Так, как многие танцевальные номера и оперные постановки включают в себя традиционные элементы узбекской одежды, это что делает их более яркими и запоминающимися. Поэтому, и на сегодняшний день узбекская одежда продолжает привлекать внимание людей по всему миру своей красотой и оригинальностью. Многие дизайнеры даже используют элементы узбекской одежды в своих коллекциях, что позволяет сохранить национальную культуру и традиции.

Рис. 4 Пример женской праздничной узбекской национальной одежды,

представленный Театром Исторического Костюма - «Эл Мероси» Еще одна организация, которая помогает узбекскому костюму продолжать свое развитие в сфере искусства и моды - это расположенная в городе Самарканде галерея «Айсель». Она проводит свои гастрольные вернисажи и участвует в конкурсах и международных фэшн-проектах по всему миру, а именно: в Москве, Казани, Новосибирске, Алматы, Перми, Ташкенте, Екатеринбурге, Верноне (Франция), Санкт-Петербурге, Самарканде, Калининграде, Астане.

В данной галерее в основном представлены работы творческой группы художников по текстилю из Самарканда, которые профессионально работают с шелковыми и натуральными тканями в разных техниках обработки и декорирования. Среди них можно найти такие техники, как батик "Бандан", который представляет собой узелковое и ровное окрашивание тканей специальными и натуральными красителями, батик "Роспись", горячий батик

"Кракле", а также ручную набойку на шелке штампами, вырезанными вручную из древесины фруктовых деревьев. Краски для этих техник изготавливаются из местных растений. Также в галерее представлены работы по вышивке по шелку и бархату в технике "Попур", глади по расписному батику, а также народная узбекская техника глади "вприкреп" - "Ироки" и собственная технология вышивки по верёвочному рельефу шелковой нитью, подсказанная техникой бухарского золотого шитья. Кроме того, здесь можно найти цветочные узоры свободной росписи, художественное " колорирование" тканей, тематическую роспись, ассоциативную живопись и знаковые орнаментальные письмена, имеющие смысловые поэтические формы, зашифрованные в узорах. Таким образом, галерея представляет собой настоящий кладезь различных техник и приемов работы с текстилем, которые создают уникальные и красочные произведения искусства.

Кроме того, узбекская одежда играет важную роль в и повседневной жизни народа. Традиционные костюмы носят на праздниках и торжествах, а также в обычной жизни. Они не только красивы, но и удобны в носке и подходят для различных климатических условий. Таким образом, узбекская одежда является неотъемлемой частью культуры и искусства Узбекистана. Она продолжает развиваться и привлекать внимание людей со всего мира своей красотой, уникальностью и символическим значением.

Рис. 5 Пример модернизированной узбекской национальной одежды Творческая группа «АЙСЕЛЬ» создает артистическую и модельную одежду, на каждый день и для особо торжественных случаев. В разнообразии стилей обязательно присутствует основная "восточная" составляющая - декор и фактура тканей центральноазиатского региона. Все костюмы, созданные этой творческой группой художников и модельеров, являются коллекционным эксклюзивом, потому что, повтор и дубль практически невозможен. Даже если и можно повторить крой изделия, то декор и цвет ткани неповторимы.

Рис. 6 Пример модернизированной узбекской национальной одежды, созданной художниками и модельерами галереи «Айсель»

Заключение

В заключение можно добавить, что история узбекской национальной одежды является очень богатой и интересной. Более того она отражает традиции и культуру узбекского народа, а также его стремление к совершенствованию и развитию. Сегодня узбекская одежда продолжает радовать глаз своей красотой и оставаться важным элементом культурного наследия Узбекистана. Поэтому она и является ярким примером того, как культура и традиции народа отражаются в одежде. Она продолжает развиваться и привлекать внимание людей со всего мира, что позволяет сохранять национальную культуру и традиции. Узбекская одежда - это не только красота, но и символы женственности, мужества и силы, которые передаются из поколения в поколение.

Использованная литература

1. Особенности самобытной традиционной одежды Хорезма (https: //ares. uz/uz/maqola-sahifasi/o sobenno sti-samobytnoj -tradicionnoj -odezhdy-horezma)

2. Узбекский национальный костюм ( https: //web .archive.org/web/20100924155504/http : //www. sairamtour.com/uzbekistan /uzbek_national_dress_r.html)

3. Узбекские национальные костюмы: ткани, цвета, тенденции, история и роль (https://centralasia.club/uzbekistan/elementy-uzbekskogo-natsionalnogo-kostyuma)

4. El merosi (http://elmerosi.uz/index.php/ru/)

5. Айсель (https://aysel.co.uk/)

6. Очилова, Ш. С. (1991). Из истории эвакуации и спасения советский людей в годы Великой Отечественной войны. Историко-партийный аспект проблемы (по материалам республик Средней Азии).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.