Научная статья на тему 'История принятия ислама в Осетии (Алании)'

История принятия ислама в Осетии (Алании) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
884
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМ / КАВКАЗ / ХАЛИФАТ / ОРДА / ОСЕТИЯ / ISLAM / CAUCASUS / CALIPHATE / HORDE / OSSETIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дзеранов Т.Е.

Религиозный фактор в истории Кавказа во все времена имел большое значение. Доминирующей формой религии на Северном Кавказе является ислам. Изучение его специфики у разных народов, в частности осетин, необходимо для осуществления национальной политики в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История принятия ислама в Осетии (Алании)»

Дзеранов Т.Е.

Доцент, канд. филос. наук, отдел этнологии, Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева

ИСТОРИЯ ПРИНЯТИЯ ИСЛАМА В ОСЕТИИ (АЛАНИИ).

Аннотация

Религиозный фактор в истории Кавказа во все времена имел большое значение. Доминирующей формой религии на Северном Кавказе является ислам. Изучение его специфики у разных народов, в частности осетин, необходимо для осуществления национальной политики в регионе.

Ключевые слова: ислам, Кавказ, Халифат, Орда, Осетия

Keywords: Islam, Caucasus, Caliphate, Horde, Ossetia

Северный Кавказ - уникальный по этноконфессиональному многообразию населения регион России. Разнообразие исповедуемых населением форм религии всегда было характерным явлением для Кавказа. Со времен Арабского халифата по ней пролегла граница двух культурных миров - христианского и мусульманского. Роль религиозного фактора в истории северокавказского региона, культуре и общественно-политической жизни его народов во все времена играла большое значение. В течение VIII-XVIII веков, доминирующей формой религии на Северном Кавказе стал ислам.

В центре Кавказа по обеим сторонам Большого Кавказского хребта проживает около 500 тысяч осетин. Осетия отличается от других субъектов региона тем, что в силу ряда обстоятельств северные осетины восприняли как христианскую, так и мусульманскую религию, сохранив при этом многие элементы традиционной религии. Мусульманская община никогда не превышала 15% населения Северной Осетии (Упоминаемые в СМИ 25-30% мусульман взяты со слов духовенства и не подтверждаются проводимыми в республике социологическими исследованиями - Т.Д.). Южная Осетия не входит в зону распространения ислама.

Христианство и ислам распространяются среди горцев в разное время, и в разной степени влияли на население. Население Армении, а затем и Грузии, принимает в III-IV вв. н.э. христианство, начинает оно распространяться и среди народов Северного Кавказа. Аланы вступают в контакт с христианами с V века. В начале X века православное христианство становится государственной религией средневекового северокавказского государства - Алании, объединившего многие племена и народы региона.

Ислам у каждого из народов Северного Кавказа имеет как общерегиональные черты, так и свои «национальные» особенности. «...Сегодняшнее кавказское сообщество мусульман - предельно сложное и многогранное явление, в котором усматриваются внутренние различия и оттенки. Во-первых, Кавказ - самый многонациональный регион России, и каждый народ Северного Кавказа отличается собственной моделью социального поведения и отношения к религии. По единодушному признанию специалистов, более исламизированной является его восточная часть - Дагестан, Ингушетия, Чечня, менее - запад региона - Северная Осетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия и Адыгея. Хотя в последние годы влияние ислама в западных республиках стремительно возрастает.

Руководствуясь теми или иными параметрами, специалисты подразделяют Северный Кавказ на два, а то и четыре субрегиона, в которых ислам имеет свою специфику. Кавказовед Энвер Кисриев полагает, что первым субрегионом является Дагестан, вторым - Чечня и Ингушетия, третьим - Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия и Адыгея, наконец, четвертым - Северная Осетия» [1].

История проникновения ислама к предкам осетин - аланам изучена недостаточно. Среди исследователей нет единого мнения о времени распространения ислама в Осетии. Емельянова Н. М. дату «закрепления ислама среди части общества» относит к VII веку, и связывает ее с периодом

завоевания арабами Закавказья и их походами на Северный Кавказ. «Ислам к аланам начал проникать очень рано, в период первых завоевательных походов арабов на Кавказе. Но, ...лишь незначительная часть алан становилась убежденными мусульманами. ... В целом же можно

предположить, что аланы с интересом отнеслись к новой религии и связанной с нею культурной традиции. Как и в случае с христианством, аланы смотрели на ислам в познавательном плане» [2, 13-14]..

Но, по нашему мнению, говорить о мусульманских предках осетин -аланах времен Арабского халифата не корректно. Аланы в союзе с хазарами оказали арабам упорное сопротивление и остановили на несколько веков экспансию ислама на северо-запад. Не все локальные группы алан Северного Кавказа приняли участие в этногенезе осетин и являются их предками. Обитавшие на востоке Кавказа аланы теряют связь с единоплеменниками центральной и западной частей Северного Кавказа и постепенно сливаются с народами Дагестана и Поволжья, приняв вместе с ними ислам. В Дербенте эти аланы занимали отдельный квартал и имели собственную мечеть [3, 183]. По данным грузинских источников попытки арабов Тифлисского эмирата силой обратить в ислам обитавших в Закавказье алан - предков южных осетин и их походы на Северный Кавказ с целью утверждения ислама, не давали результатов [4, 75-77].

Другие исследователи (Лункин Р., Рощин М.) считают, что распространение ислама среди осетин началось с XVIII века [5, 204-205]. По нашему мнению в этот период можно говорить о восстановлении ислама, а не о его начале в Осетии. Полученные в последние годы археологами и фольклористами материалы, позволили по-новому взглянуть на историю ислама в Осетии. На их основании можно утверждать, что процесс исламизации предков осетин начался в татаро-монгольский период, когда часть находившихся на службе монгольских ханов алан приняла ислам. [6, 16-34; 7, 119-120]. Процесс исламизации алан проходил постепенно в татаро-

монгольский период, без давления со стороны государства. Золотая Орда, принявшая в XIII веке при хане Берке ислам в качестве государственной религии, отличалась необычной для средневековья веротерпимостью. По свидетельствам Иоанна де Плано Карпини, посла папы Иннокентия IV в 1245 г. к татарам, и Гильома де Рубрук, посла французского короля Людовика IX Святого в Монгольскую империю в 1253-1255 гг., основная масса алан продолжала сохранять христианскую веру [8, 211-216].

Начатый процесс исламизации алан катастрофически прерывается в конце XIV века. В 1395-1396 гг. народы Северного Кавказа и Поволжья постигла страшная катастрофа - с целью уничтожить Золотую Орду на их территорию вторглась армия Тимурхана. Оказавшие Тимуру сопротивление аланы были подвергнуты геноциду; аланское население в предгорье и на равнине было уничтожено. Сохранившаяся в горных ущельях небольшая часть народа, известная с этого времени как «осетины», была отброшена в своем культурном развитии назад. Постигшая народы региона катастрофа привела к утрате ими многих достижений и христианской и мусульманской культуры.

Возрождение ислама в Осетии начинается в XVIII веке, и связывается с влиянием соседней Кабарды, принявшей незадолго до этого ислам. В горах Северной Осетии ислам начинает распространяться среди социальных верхов, пользовавшихся поддержкой кабардинских князей, принявших религию незадолго до этого под давлением Турции и Крыма [9, 5]. Основная масса осетин, в противовес им демонстрировала приверженность христианству.

Первое письменное свидетельство о распространении ислама среди осетин в этот период мы находим в книге «География Грузии», написанной грузинским царевичем Вахушти. Вахушти подчеркивает социальное разделение мусульман и христиан в Осетии, а также поверхностное знание осетинами основ религии: «Главари и знатные, - отмечал он, - суть

магометане, а простые крестьяне - христиане, но они не сведующие в той и другой вере: различие между ними состоит только в том, что кушающие свинину считаются христианами, а кушающие конину - магометанами». [10, 141]. И «христиане» и «мусульмане» продолжали в быту сохранять обычаи и обряды, связанные с традиционной «языческой» культурой своих предков. Список использованной литературы

1. Курбанов Р. Духовные управления мусульман России: История создания и внутренняя неоднородность [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http: //gazeta-nv.info/content/view/4875/216/

2. Емельянова Н.М. Мусульмане Осетии: на перекрестке цивилизаций. - М.: РИК, 2003. - 360 с.

3. Аликберов А.К. Эпоха классического ислама на Кавказе: Абу Бакр ад-Дарбанди и его суфийская энциклопедия «Райхан ал-хака'ик» (XI-XII вв.) / А.К. Аликберов. - М., 2003. - 847 с.

4. Чичинадзе З. История Осетии по грузинским источникам. Второе издание. - Цхинвал, 1993, - 178 с.

5. Лункин Р., Рощин М. Ислам в Республике Северная Осетия-Алания // Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания.

Т. III. - М. Логос, 2005. - 464 с.

6. Фидаров Р.Ф. Мусульманские погребения алан XIII-XIV вв. // Историкофилологический архив. 2004. № 1. - С. 16-34.

7. Таказов Ф.М. Генезис религиозных воззрений народов Северного Кавказа. Монография; Сев.-Осет. институт гуманитарных и социальных исследовании. - Владикавказ, 2009. - 207с.

8. Алемань А. Аланы в древних и средневековых письменных источниках. -М.: Издательство «Менеджер». 2003 - 608 с.

9. Емельянова Н.М. Мусульмане Кабарды: Монография. - М.: «Граница», 1999. - 142 с.

10. Вахушти, царевич. География Грузии. // Записки Кавказского отдела ИРГО. Кн. XXIV, вып. 5. - Тф., - 1904.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.