Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ: ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ СПЕЦКУРСА'

ИСТОРИЯ ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ: ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ СПЕЦКУРСА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
14
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история прикладной психологии / содержание дисциплины / периодизация / методология / идеология / теория и практика / history of applied psychology / discipline content / periodization / methodology / ideology / theory and practice

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Носкова Ольга Геннадьевна

В статье представлен опыт преподавания специального курса «История прикладной психологии» для студентов-психологов Московского университета. Обозначены цели и задачи дисциплины, методология и методы истории прикладной психологии; описан авторский вариант периодизации зарождения, становления и развития прикладной психологии в России. Рассмотрена социальная история прикладной психологии на примере психологии труда; обсуждаются вопросы соотнесения трансформаций жизни общества и появления новых объектов исследования в прикладной психологии. Проводится анализ соотношения фундаментальной и прикладной психологии, психологии и философии, психологии и идеологии, кризисных явлений в психологической науке. Обозначены перспективные линии исследований

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF APPLIED PSYCHOLOGY: THE EXPERIENCE OF TEACHING A SPECIAL COURSE

The article presents the experience of teaching a special course “History of Applied Psychology” for psychology students of Moscow University. The goals and objectives of the discipline, methodology and methods of the history of applied psychology are outlined; the author’s version of the periodization of the origin, formation and development of applied psychology in Russia is described. The social history of applied psychology is considered on the example of labor psychology; the issues of correlation of transformations of social life and the emergence of new objects of research in applied psychology are discussed. The analysis of the correlation of fundamental and applied psychology, psychology and philosophy, psychology and ideology, crisis phenomena in psychological science is carried out. Promising lines of research are outlined.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ: ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ СПЕЦКУРСА»

DOI: 10.17805/trudy.2022.6.5 ПСИХОЛОГИЯ

ИСТОРИЯ ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ: ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ СПЕЦКУРСА

О.Г. Носкова

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Аннотация: В статье представлен опыт преподавания специального курса «История прикладной психологии» для студентов-психологов Московского университета. Обозначены цели и задачи дисциплины, методология и методы истории прикладной психологии; описан авторский вариант периодизации зарождения, становления и развития прикладной психологии в России. Рассмотрена социальная история прикладной психологии на примере психологии труда; обсуждаются вопросы соотнесения трансформаций жизни общества и появления новых объектов исследования в прикладной психологии. Проводится анализ соотношения фундаментальной и прикладной психологии, психологии и философии, психологии и идеологии, кризисных явлений в психологической науке. Обозначены перспективные линии исследований.

Ключевые слова: история прикладной психологии; содержание дисциплины; периодизация; методология; идеология; теория и практика

HISTORY OF APPLIED PSYCHOLOGY: THE EXPERIENCE OF TEACHING A SPECIAL COURSE

O.G. Noskova Lomonosov Moscow State University

Abstract: The article presents the experience of teaching a special course "History of Applied Psychology" for psychology students of Moscow University. The goals and objectives of the discipline, methodology and methods of the history of applied psychology are outlined; the author's version of the periodization of the origin, formation and development of applied psychology in Russia is described. The social history of appliedpsychology is considered on the example of labor psychology; the issues of correlation of transformations of social life and the emergence of new objects of research in applied psychology are discussed. The analysis of the correlation of fundamental and applied psychology, psychology and philosophy, psychology and ideology, crisis phenomena in psychological science is carried out. Promising lines of research are outlined.

Keywords: history of applied psychology; discipline content; periodization; methodology; ideology; theory and practice

Спецкурс «История прикладной психологии» читается на факультете психологии Московского университета с 2017 г. для студентов 4 курса дневного отделения специальности «Психология служебной деятельности», а именно для двух групп специализации: «Психология познания и деятельности субъекта» и «Организационное консультирование». Введение данной дисциплины было осуществлено по инициативе кафедры общей психологии при поддержке профессора А.Н. Ждан; программа данной дисциплины согласована с базовым курсом «Истории психологии» и соответствующим учебником (Ждан, 2016). На спецкурс выделено 4 зач. ед., или 144 академических часа, из них: 36 час. - лекции, 36 час. - семинары и 72 часа - самостоятельная работа студен-

тов); форма отчетности - обязательный экзамен в разделе дисциплин специализации.

Понятно, что на кафедре психологии труда и инженерной психологии, первоначально был разработан и читался много лет спецкурс, адресованный истории той отрасли психологической науки, которой занимаются сотрудники кафедры. Так, благодаря поддержке доцента Ю.В. Котеловой в 1976 г. был введен спецкурс «История психологии труда». В 1980 г., после смерти Юлии Владимировны, на кафедре появился профессор Е.А. Климов, который предложил работать под его руководством над темой кандидатской диссертации, посвященной изучению истоков научно-психологических исследований труда и трудящихся в дореволюционной России. Диссертация была защищена в 1986 г., а в 1992 г. была опубликована книга «История психологии труда в России» (Климов, Носкова, 1992), где во второй части были использованы материалы нашей диссертации. В 1999 г. автором была защищена докторская диссертация, в которой была рассмотрена социальная история отечественной психологии труда и смежных дисциплин в России первой половины ХХ века. Содержание диссертации отражено в книге (Носкова, 1997). В течение последних 15-ти лет программа спецкурса менялась в связи с логикой развития образовательных программ. Тематика спецкурса «История прикладной психологии» неизбежно должна была выйти за границы индустриальной психологии, психотехники, но и эта более широкая тематика рассматривалась на основе тех принципов и обобщений, которые сложились в исследовании истории отечественной психологии труда.

Важную роль в авторском профессиональном развитии сыграла наша совместная деятельность с аспиранткой МосГУ Т.В. Зверевой, которая успешно защитила в 2012 г. кандидатскую диссертацию на тему «Система психологических взглядов К.К. Платонова». По материалам диссертации опубликована книга (Зверева, Носкова, 2016). На примере творчества этого выдающегося ученого были проверены базовые положения «Субъектно-деятельностного подхода в истори-ко-психологических исследованиях», который складывался постепенно в течение всех лет наших занятий историей психологии. Авторский подход в разработке программы курса соответствовал традициям ученых, труды которых были взяты нами за образец историко-психологического исследования (работы А.А. Богданова, Е.А. Будиловой, Б.Ф. Ломова, Е.А. Климова и др.). Суть субъектно-деятельностного подхода применительно к историко-психологическому исследованию была представлена в наших выступлениях перед историками психологии в 2020 г. и в недавней статье (Носкова, 2021).

Каковы цели и задачи учебной дисциплины? Согласно современным идеям науковедения, теория должна освещать путь практике, а практика, в свою очередь, должна быть средством оценки истинности и действенности теоретического знания, а также источником новых проблем, новых предметов научного исследования. Ключевая цель спецкурса - сформировать адекватное представление студентов о соотношении фундаментального и практико-ориентированного

научно-психологического знания, об их предназначении, функциях в жизни общества, методологических основах, противоречиях и тенденциях развития.

Каковы основные методологические принципы историко-психологи-ческого исследования, принятые в разработке курса? Мы руководствовались базовыми положениями и принципами наших классиков, лидеров отечественной истории психологии (Ждан, 2016; Кольцова, 2004 и др.), среди них: принцип детерминизма; единства логического и исторического; системности; объективности; конструктивно-позитивного анализа истории науки; периодизации; единства прошлого настоящего и будущего науки; единства коллективного и индивидуального творчества ученых. К этому перечню вслед за Б.Ф. Ломовым и его последователями (Ломов, 1984; Журавлев, Ушаков, 2011) был добавлен принцип единства теории и практики, имелось в виду единство теории и практики в деятельности ученых и практиков всех времен. Этот принцип важен как в осуществлении реальной научно-практической деятельности, так и в историко-научном исследовании ее индикаторов и продуктов.

Проблемы науковедения, методологии психологии, ее теории и практики, вопросы методологии прикладной психологии. Указанные темы затрагиваются в начале спецкурса, а также на завершающих занятиях, когда методологические положения можно проиллюстрировать рассмотренными примерами. Перечислим главные вопросы методологического круга. На вводном занятии рассматриваются основные понятия современного науковедения: наука как социальное явление, соотношение науки, техники и практики; место науки в системе других форм общественного познания; критерии научности знания; соотношение обыденного и научного знания; психология и психотехника (Выготский, 1982; Мюнстерберг, 1996; Штерн, 1998 и др.). Обсуждаются основные типы научного знания: фундаментальное научное знание (созерцательно-объяснительное), эмпирическое и практико-ориентированное, психотехническое (действенно-преобразующее); проблема связи фундаментального научного знания и прикладной науки (прикладной психологии, в частности); локальное и глобальное знание (на примере психологической практики); различие типов практических задач и требуемых объяснительных моделей (или схем) (Пономарев, 1980 и др.); пути порождения нового научного знания в прикладной психологии (от фундаментальной теории к практике и, напротив, от практики - к новым научным проблемам); проблема создания теории психотехники (практической прикладной психологии) и ее связи с общепсихологическими концепциями, а также теориями, разрабатываемыми в разных частных отраслях психологии; проблема выстраивания предмета научного исследования, направленного на разработку объяснительной модели (или схемы) изучаемого явления, адекватно «объекту воздействия», или адекватно особенностям воздейственной практической задачи и особого рассмотрения психики действующих людей, участников осуществления данной задачи (Геллерштейн, 2018). В завершении вводного раздела практическая прикладная психология (психотехника) определена как научно-практическое направление,

представители которого берутся предсказывать новые будущие особенности проявлений психики, либо берутся создавать, формировать у человека действия с заданными характеристиками.

Искусство психолога-исследователя, изначально практико-ориентирован-ного, реализующего психотехническую методологию рассмотрено на примерах, среди них, во-первых, работы самого С.Г. Геллерштейна (Геллерштейн, 1943; 1958), а также «Теория поэтапно-планомерного формирования умственных действий и понятий» П.Я. Гальперина. В докторской диссертации М.А. Степановой (Степанова, 2022), показано, как практико-ориентированное психологическое исследование П.Я. Гальперина породило не только эффективный метод обучения избранным частным действиям, но оказалось применимым для формирования многих (может быть, любых) умственных действий.

Формы научного знания обладают особенностями в зависимости от уровня и стадии развития научной концепции (зарождения, институционального оформления, становления) (Пископпель, 1999). В оценке каждого рассматриваемого направления прикладной психологии студентам предлагается характеризовать накопленный «научный потенциал» в соответствующей научной дисциплине и его отдельные компоненты (Добров, 1969), к ним относятся: совокупность идей, научных концепций; трансляция знаний, достижений; наука как общественный институт; деятели науки и практики, их творчество. На этой науковедческой основе могут быть разработаны частные и интегральные шкалы экспертной оценки уровня развития научной отрасли, научной дисциплины на определенном временном этапе, можно сравнивать объективные индикаторы прогрессивного или регрессивного изменения их состояния, характеристик научного потенциала, или ресурсов научной активности.

В истории прикладной психологии изучаются частные концепции и опыт их применения в практике, судьба научных идей, методов исследования и воздействия, государственное управление наукой и практикой (поддержка, содействие, или репрессии и пр.), судьба и научное творчество отдельных психологов. Кратко рассматривается ситуация кризиса в мировой психологии начала ХХ в., анализ его проявлений и причин, интерпретация источников и движущих сил кризиса Л.С. Выготским (Выготский, 1982). Психотехника предлагает новые проблемы для психологической науки, а также задает рамки методологии психологической науки будущего, изначально практико-ориентированной психологии. Далее сравниваются ситуации кризиса в психологии начала ХХ в. и начала XXI в. Предлагается оценивать сосуществование разных психологических концепций, порожденных разными задачами практики, как нормальное явление развития научного знания, но при этом, на каждом этапе истории сохраняется, воспроизводится проблема соотношения частных практико-ориентированных направлений прикладной психологии и ее фундаментальных основ, общепсихологического знания.

Во вводном разделе рассматриваются методы историко-психологического исследования: (метод логической реконструкции научного знания (Климов, Но-

скова, 2002: 256-274), метод контент-анализа текстов; метод предметно-категориального анализа; метод проблемологического анализа; наукометрические; библи-ометрические методы; автобиографический и биографический методы; методы интервью, беседы, анкетирования; исторические и историографические методы).

Проблема периодизации в истории прикладной психологии. Зачем нужны периодизации в истории психологии, какова их познавательная функция, сколько можно предложить разных периодизаций, каковы критерии выделения отдельных периодов? В нашем спецкурсе обсуждается периодизация истории отечественной прикладной психологии, причем периоды выделяются в соответствии с периодами гражданской истории, т.к. в использованной нами историографической концепции общественная востребованность знаний является одной из ведущих детерминант научного развития. Другими детерминантами выступают внутрина-учные процессы порождения новых идей, выявление противоречий, а также творческая инициатива отдельных ученых. В предлагаемой периодизации истории отечественной прикладной психологии - две крупных составляющих (эпохи).

Первая эпоха - зарождения использования вненаучных психологических знаний в жизни людей. Обозначенная эпоха берет начало в глубокой древности и завершается периодом зарождения и осознания необходимости научного подхода в разработке знаний о психической реальности в связи с новыми потребностями развития капитализма в России. Психологические знания в культуре данной эпохи могут быть обнаружены, в частности, методом логической реконструкции текстов, а также «вещных» памятников истории. Материальные орудия труда изучаются историками (археологами и культурологами) трассологическим методом -по следам их использования в работе, оставленным как на других предметах -объектах труда, так и на самих орудиях (Семенов, 1968 и др.).

Вторая эпоха - это эпоха институционального оформления, становления и развития процесса порождения психологического знания в виде научных и научно-практических дисциплин; она начинается в конце XIX в. и завершается первыми десятилетиями XXI в.

Предлагаемая периодизация истории отечественной прикладной психологии содержит 8 периодов:

I. Эпоха донаучного психологического знания:

1) - Древность, дописьменный период, Средние века;

2) - Новое время, век просвещения (XVП-XVШ вв.);

3) - Период зарождения предпосылок научной психологии (осознание необходимости научного подхода в изучении психики и первые попытки его реализации) в условиях развития капитализма и империализма (последняя треть XIX в. - начало ХХ в.).

II. Эпоха становления и развития институционально оформленных направлений прикладной психологии:

4) - Период оформления научно-прикладных дисциплин о человеке, его психике и деятельности в годы НЭПа (1920-е гг. начало 1930-х гг.);

5) - Период свертывания психологической практики в СССР в предвоенные годы в условиях массовой коллективизации и социалистической индустриализации (середина и вторая половина 30-х гг.). Постановление ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов» (4.07.1936 г.);

6) - Прикладная психология в годы Великой Отечественной войны и послевоенное десятилетие (1945-1956);

7) - Прикладная психология в СССР второй половины ХХ в.;

8) - Прикладная психология в России начала XXI века.

Период последней трети XIX - начала ХХ в. отечественной истории рассматривается как этап зарождения и развития научно-психологического знания, потребность в котором была порождена новыми задачами общественной жизни, социальными реформами и, конечно, достижениями науки. Этот материал студенты осваивают, читая книгу Е.А. Будиловой «Социально-психологические проблемы в русской науке» (Будилова, 1983), а также «Историю психологии труда в России» (Климов, Носкова, 1992). Авторская периодизация помогает психологам соотносить и содержание социального заказа - психологической науке и тематику ее исследований. Периодизация помогает наметить возможную связь психологических теоретических концепций и философской позиции их авторов-психологов.

Философия и прикладная психология. Какой-бы философской позиции ни придерживался психолог, историк психологии обязан пытаться, по возможности, реконструировать ее, ибо психическая реальность и ее изучение не отделимы от философии. Попытки игнорировать философию - приводят к ошибкам как в теории, практике, так и в истории психологической науки и психотехники. В спецкурсе уделяется место философским и методологическим дискуссиям в психологии и их влиянию на прикладную психологию. Эти вопросы иллюстрируются дискуссиями в отношении индустриальной психотехники, педологии, рефлексологии в СССР 20-30-х гг.

Прикладная психология и идеология в историко-психологических исследованиях. Философия тесно связана с идеологией. Как понимается идеология? Вслед за А.А. Богдановым (см. его книгу «Наука об общественном сознании», первое издание которой вышло в 1914 г.), идеологией можно считать совокупность форм духовной культуры (среди них - речь, речевая культура, обычаи, традиции, право, познание, религия, искусство и т.п.), в которых отображаются социально-важные явления общественной жизни; они сохраняются в жизни общества, но по мере его развития требуют обновления (Богданов, 1999). Идеология имеет организационную функцию, она необходима для объединения множества людей данного общества в единый коллектив, для объединения их мировоззрений, духовных устремлений жизнедеятельности в интересах достижения целей, важных для всего общества (или отдельных его групп, классов). Невозможно устойчивое существование никакого общества, если оно не обладает общепринятой идеологией. Идеология бывает разной по содержанию ее идей,

форм, но нельзя требовать от общества его полной деидеологизации, может идти речь лишь о замене старой идеологии - новой. В этом смысле утопичны и не реализуемы призывы к деидеологизации науки (они равносильны призывам к тому, чтобы психологи игнорировали актуальные проблемы своей страны. Но тогда кому будут нужны их «продукты», и сами психологи? Аналогичным образом бессмысленны стремления к деидеологизации позиции историка науки, историка психологии, но, к сожалению, подобные установки все еще встречаются. Позиция историка психологии (как и психолога-практика, психолога-исследователя), на наш взгляд, должна соответствовать принятой обществом (ее прогрессивной частью) идеологии, в этом проявляется гражданская позиция ученого и преподавателя.

Одна из задач спецкурса - состоит в реконструкции идеологических позиций психологов-авторов текстов, а также в формулировании верных идеологических позиций также и в собственных историко-психологических исследованиях. При этом важно способствовать формированию у студентов критического мышления, способности вырабатывать осознанное отношение к высказываниям, относящимся к разным вариантам идеологии. Ситуация с идеологией как в самих психологических работах, так и в историко-психологических исследованиях (в частности, в стремлении к построению деидеологизированной историографической концепции историка психологии) в главном аналогична дискуссии о неизбежном выборе классовой позиции психотехником в классовом обществе, о невозможности политической нейтральности психотехнического исследования, какой бы темы он ни касался, если речь идет о людях, их взаимоотношениях, особенно связанных с трудом, производством, образованием, воспитанием и пр. (Шпильрейн, 1931а; 1931б).

В спецкурсе рассматриваются внешние и внутринаучные обстоятельства ликвидации педологии и психотехники во второй половине 30-х гг. ХХ в., прикладные психологические исследования в годы Великой Отечественной войны и послевоенного десятилетия, а также особенности возрождения прикладной психологии в конце 1950-х гг., восстановление психологических служб в производственных организациях, в системе школьного образования, в здравоохранении, в армии и гражданской авиации, на атомных станциях после 1986 г. (авария на Чернобыльской АЭС).

Содержание семинарских занятий в спецкурсе. История прикладной психологии в нашем спецкурсе рассматривается максимально широко. На семинарах студенты выступают с докладами по избранным прикладным направлениям, выполняют самостоятельные работы, пишут эссе на различные темы.

О возможных перспективах развития проблематики истории прикладной психологии, вариантах организации этого материала. Мы сделали попытку объединить в лекциях общие проблемы, методы, принципы, положения истории прикладной психологии и познакомить студентов, которые слушают наш спецкурс, по возможности, хотя бы кратко, компактно с историей каждого

из направлений современной прикладной психологии: педология и психология развития; педагогическая психология; юридическая психология; этнопсихология; психоанализ и другие направления психотерапии; клиническая психология; психология труда; инженерная психология и эргономика; тейлоризм; прикладная социальная психология; авиационная и космическая психология; военная психология; психология спорта; психология в трудах деятелей церкви и т.д.

Особого внимания заслуживает такое новое направление прикладной психологии, как психологическое консультирование личности, широко развернувшееся в 90-е гг. XX в., и начале XXI в. Однако данное направление прикладной психологии настолько разнообразно само по себе, что заслуживает отдельного спецкурса (Василюк, 1998; 2007 и др.). Сложность предмета исследования не должна быть препятствием для современных психологов и историков психологии, будем надеяться на прогресс и в этом направлении; и, хотя бы кратко данная область прикладной психологии, также может быть рассмотрена в рамках спецкурса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Богданов А.А. (1999) Наука об общественном сознании // Богданов А.А. Познание с исторической точки зрения. Избранные психологические труды. М.-Воронеж, АПиСН; МПСИ. С. 261-470.

Будилова Е.А. (1983) Социально-психологические проблемы в русской науке. М.: Наука, 231 с.

Василюк Ф.Е. (2007) Понимающая психотерапия как психотехническая система. Автореферат дис... докт. психол. наук. М.

Василюк Ф.Е. (1998) Психотехнический анализ психотерапевтического процесса // Вопросы психологии. № 6. С. 40-43.

Выготский Л.С. (1982) Исторический смысл психологического кризиса // Выготский Л.С. Собр. соч. Т.1. М.: Педагогика, С. 291-436.

Геллерштейн С.Г. (1943) Восстановительная трудотерапия в системе работы эвакогоспиталей. М.

Геллерштейн С.Г. (2018) Методология психотехники. Предвосхищение. Эволюция. Труд. Избранные психологические труды. Том 2. М.: Когито-Центр, 500 с.

Геллерштейн С.Г. (1932) Проблемы психотехники на пороге второй пятилетки // Геллерштейн С.Г. Методология психотехники. Предвосхищение. Эволюция. Труд. Избранные психологические труды в 2 томах. Том 1. С.359-396.

Геллерштейн С.Г. (1958) Чувство времени и скорость двигательной реакции. М.

Добров Г.М. (1969) Потенциал науки. Киев.

Ждан А.Н. (2016) Становление прикладной психологии // Ждан А.Н. История психологии. Учебник. — М.: Академия. С. 239-256.

Журавлев А.Л., Ушаков Д.В. (2011) Фундаментальная психология и практика: проблемы и тенденции взаимодействия // Психологический журнал, Т.32. N° 3. С.5-16.

Зверева Т.В., Носкова О.Г. (2016) Психологическое наследие К.К.Платонова. М.: ИП РАН, 214 с.

Климов Е.А., Носкова О.Г. (1992) История психологии труда в России. М.: МГУ, 221 с.

Климов Е.А., Носкова О.Г. (2002) Метод логической реконструкции в истории психологии // Современная психология: состояние и перспективы исследования. Часть 4. Методологические проблемы историко-психологического исследования. М.: ИП РАН, С. 256-274.

Кольцова В.А. (2004) Теоретико-методологические основы истории психологии. — М, 416 с.

Ломов Б.Ф. (1984) Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука.

Мюнстерберг Г. (1996) Основы психотехники. СПб.: Алетейя. Т.1.Части 1 и 2; Том 2 - Части 3 и 4.

Носкова О.Г. (2021) История прикладной психологии: субъектно-деятельност-ный подход // Вестник Московского ун-та. Серия 14. Психология, № 2. С. 58-73.

Носкова О.Г. (1997) История психологии труда в России (1917-1957). Под ред. Е.А. Климова. - М.: МГУ, 334 с.

Пископпель А.А. (1999) Научная концепция: структура, генезис. - М.: Путь, 416 с.

Пономарев Я.А. (1980) Методологическое введение в психологию. М.: Наука.

Семенов С.А. (1968) Развитие техники в каменном веке. Л.

Степанова М.А.(2022) Психотехнический подход к практической психологии образования: школа П.Я. Гальперина. Автореферат докт. дисс. М. МГУ, 35 с.

Шпильрейн И.Н. (1931a) К вопросу о теории психотехники. Доклад на VII Межд. психотехнической конференции в сентябре 1931 г. Москва // Психотехника и психофизиология труда, № 4-6.

Шпильрейн И.Н. (1931b) О повороте в психотехнике // Психотехника и психофизиология труда, № 4-6. С.247-285.

Штерн В. (1998) Дифференциальная психология и ее методические основы (1921 г. - оригинал). Перев. с нем. - М.: Наука, 336 с.

Носкова Ольга Геннадьевна - доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психологии труда и инженерной психологии, факультет психологии МГУ имени М.В.Ломоносова. член российской секции Международной академии наук, член Межрегиональной эргономической ассоциации. Адрес: 125009, Россия, г. Москва, ул. Моховая, д.11, стр.9. Тел.: 8-495-629-57-91. Эл. адрес: nog4813@mail.ru

Noskova Olga Gennadievna, Doctor of Psychological Sciences, Professor, Professor of the Department of Labor Psychology and Engineering Psychology, Faculty of Psychology of Lomonosov Moscow State University. Member of the Russian section of the International Academy of Sciences, member of the Interregional Ergonomic Association. Address: 11 Mokhovaya str., Moscow, 125009, Russia, p.9. Tel.: 8-495-629-57-91. Email: nog4813@mail.ru

Для цитирования:

Носкова О.Г. История прикладной психологии: опыт преподавания спецкурса. 2022. № 6. С. 49-57. DOI: https://www.doi.Org/10.17805/trudy.2022.6.5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.