УДК 372.817
Педагогические науки
Базаркулов Сайфулла Онорбаевич, доктор философии по религиоведению, доцент кафедры религиоведения и общего образования, Ошского государственного университета, Кыргызская Республика
ИСТОРИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ УРОК ЭТИКИ
Аннотация: В статье анализируется процесс преподавания этики в Кыргызстане с исторической точки зрения. Этике нужно учить в общем образовании. Потому что человек не рождается моральным. Нравственное воспитание - это процесс, который начинается с семьи и регулярно проводится государством.
После обретения независимости Кыргызстан начал искать пути преодоления моральной деградации. В сфере образования, как и в других сферах, существует проблема возврата к своим национальным, нравственным и религиозным ценностям. Поэтому его цель - привить молодежи национальные духовные и нравственные ценности. С этой целью он преподавал этику в школах.
Ключевые слова: адеп, ыйман, этика, нравственное воспитание, религиозное воспитание, Кыргызстан.
Annotation: This article analyzes the process of teaching ethics in Kyrgyzstan from a historical point of view. Ethics must be taught in general education. Because a person is not born moral. Moral education is a process that begins with the family and is regularly carried out by the state.
After gaining independence, Kyrgyzstan began looking for ways to overcome moral degradation. In the field of education, as well as in other areas, there is a problem of returning to one's national, moral and religious values. Therefore, its goal
is to instill in youth national spiritual and moral values. To this end, he taught ethics in schools.
Keywords: adep, yiman, ethics, ethical education, religious education, Kyrgyzstan.
Развитие общества зависит от духовного и нравственного развития личности. Школьное образование должно обеспечивать духовно-нравственное развитие ребенка параллельно с его академическим развитием. В противном случае образования будет недостаточно. Нравственное воспитание-это вопрос, который должен стать центральным для государства, начиная с семьи.
Сегодня, в связи с изменением социально-экономических условий и потребностей, а также ростом материальных интересов, мораль отошла на второй план. Семья не смогла выполнить свою традиционную функцию нравственного воспитания. С другой стороны, в результате технологического развития изменение скорости общения между странами, культурами и религиями поставило под угрозу национальные, духовные и религиозные ценности. Самое главное, это поставило под угрозу человеческие моральные ценности.
Поэтому во всех странах она приступила к новым поискам защиты методы мира, целостности общества и человеческих ценностей и передачи их новым поколениям. В этом контексте различные эксперименты в некоторых странах, название такие как курс ценностное воспитание, воспитание характера, комплексный подход к обучению ценностям, нравственное воспитание и религиозного образования.
С обретением Кыргызстаном независимости в 1991 году, в процессе политико-экономической и социально-культурной перестройки, общество начало получать образование, развиваться и искать нравственные ценности. В общем образовании на первый план вышло преподавание национальных, духовных, нравственных и религиозных ценностей. В рамках этого курса в
школах преподается «Курс этики» с целью адаптации кыргызской культуры для будущих поколений.
Курс этики преподавался в период в 1991-2002 гг. В эти годы преподаваемые основные учебные программы: Первая из них программа, которая началась в 1990-1991 годах и завершилась в 1998 году [6, с.12]. Вторая - это программа, которая была подготовлена и внедрена Ошским областным институтом повышения квалификации учителей в 1992-1993 учебном году [2]. Третий - это учебная программа, подготовленная Центром морали и культуры «Дил Мурогу» [8, с. 456-474]. Понимание содержания и тематика этих программ также различаются.
Вначале нравственное воспитание преподавалось в некоторых школах в рамках общей культуры. В некоторых он направлен на обучение исламским концепциям, мыслям и традициям.
В 2002-2003 учебном году предмет «Ыйман» преподавался экспериментально один час в неделю для 1-11 классов [1, с. 3]. Когда программа курса была официально объявлена, это вызвало споры в некоторых слоях общества. Причина разногласий связана с тем, что курс называется «ыйман/вера». Это потому, что были те, кто утверждал, что слово «ыйман/вера» является религиозной концепцией ислама, и требовали, чтобы его содержание считалось религиозным.
В 2004 году Министерство образования оценило результаты экспериментальный курсы этики за последний учебный год. В результате оценки было заявлено, что урок «ыйман/вера» не является уроком религии, и что слово «ыймандуу» на кыргызском языке означает нравственный и благородный. В результате по решению министерства название курса было изменено на «Адеп/этики». Однако в учебную программу не было внесено никаких существенных изменений. Однако было решено, что этот курс является обязательным [3, с. 1].
Было высказано предположение, что религия должна включать моральные принципы в учебную программу и должна рассматриваться как
часть культуры и как культурология [4]. Материал курса этики должен быть свободен от религиозного и научного догматизма, политико-идеологического давления и односторонности.
На самом деле это скорее курс «ыйман/вера» - это не религиозный, а моральный, нравственный урок, на котором моральные правила изучаются в рамках кыргызской культуры и традиций. Однако, поскольку религия связана как с моралью, так и с культурой, религиозные предметы включены в учебную программу, хотя и частично. Программа обычно включает темы, связанные с основными моральными добродетелями, культурными и человеческими ценностями, обычаями и традициями.
Целью курс этики является воспитание людей, которые принимают нормы поведения в соответствии с социальными идеалами школьников и условиями дня и имеют моральное, национальное и универсальное моральное поведение [4].
Для того, чтобы содержание общего образования в стране соответствовало потребностям дня, была принята образовательная стратегия на 2012-2020 годы. В рамках этой стратегии были пересмотрены образовательные стандарты и учебное содержание курсов. Соответственно, было принято решение комплексно оптимизировать школьную программу. В свизи с 20122013 учебного года курсы «Адеп» и «Введение в экономику» интегрированы в курс «Человек и общество» и сокращены из школьной программы 9, 10 и 11 классов [5, с. 3]. Этот интегрированный процесс был исключен из школьной программы за счет включения курса этики в второстепенные курсы путем перехода с 8-го класса на 5-й в последующие учебные годы. 1-4. классах продолжает преподавать курс этики классный руководительям.
Было заявлено, что интегрированный процесс, просканированный Министерством образования, не означает, что курс этики был полностью удален, а предметы были перенесены на урок «Человек и общество».
Согласно с новыми учебно-нормативными документами было принято решение об оптимизации Базисного учебного плана в общеобразовательной школе.
Сегодня формирование компетенций учащихся в образовании требует формировать активной жизненной позиции ученика, что должно облегчить ему адаптацию к жизни в современном обществе. Обществу нужен не только морально воспитанный человек, а ученик имеющий представление о нормах и правилах, общественных отношениях и их закономерностях, процессах общественного развития, направленности изменений, который может найти место себя и своей страны в окружающем мире [7].
В результате, в период, когда важность воспитания ценностей достигла своего пика в мире и усиливаются по защите и развитию национальной идентичности, курс этики надо следует преподавать как специальный отдельный курс. Это для будущего кыргызского государства и общества важно и необходимо знакомить ученики с национальной культурой и нравственными ценностями.
Библиографический список:
1. «Ыйман сабагы» жалпы билим беруучу мектептердин 1-Х1 класстары YЧYн окуу программасы» // Кутбилим газетасы, 05.09.2003.
2. 1-Х класстарда ыйман сабагын окутуунун болжолдуу программасы (1992-93-окуу жылы YЧYн)/ ТYЗ.: Б. Нурунбетов, М. Байымбетов, А. Кечкенов, А. Теленбаев. - Ош, 1992.
3. Адеп сабагы. Жалпы билим берYYЧY мектептердин 1-11-класстары YЧYн окуу программасы:-Б.: «ТАС», 2004. - с. 60.
4. Государственные стандарты предметного образования в школах Кыргызской Республики / Ответсвенный редактор А. Абдиев. - Б.: «Билим куту». 2006.
5. Об утверждении Базисных учебных планов общеобразовательных организаций 2012/2013 учебный год Кыргызской Республики
(10.08.2012. № 529/1). // Кутбилим газетасы, № 31-32 (104890) 17-август, 2012-ж.
6. Сарыгулов Д. Ыйман сабагы (тYпкY тYШYHYктeр). - Бишкек, 2004.
7. Человек и Общество, Программа для общеобразовательной организации 5-9 классов Кыргызской Республики [Электронный ресурс] Бишкек-2018; https://edu.gov.kg/media/files/b5a7a19a-03f9-419d-87e7-78c510635fc0.pdf (Дата обращения: 30.01.2021).
8. Чотонов 6. Ыйман сабагы, Философиялык, публистикалык ой-толгоолор. - Б.: Мега Медиа, 2004. С. 456-474.