Научная статья на тему 'История Православной Церкви на Кавказе в контексте курса истории Русской Церкви'

История Православной Церкви на Кавказе в контексте курса истории Русской Церкви Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
109
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Хризостом
Область наук
Ключевые слова
Православная Церковь на Кавказе / Русская Церковь / церковная история Кавказа / русско-кавказские связи / Russian Orthodox Church in the Caucasus / Russian Church / church history of the Caucasus / Russian-Caucasian relations

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Леонид Костаненко

Статья посвящена вопросам преподавания в семинариях истории Православной Церкви на Кавказе в контексте изучения курса истории Русской Церкви. Глубокая древность и самобытность церковно-исторических процессов юга России определили его обособленное положение по отношению к истории собственно Русской Церкви, но, тем не менее, обнаруживают с ней прочную, живую и устоявшуюся связь. В статье выявляются общие закономерности развития Православия на территории российского государства, обусловленные политическими, экономическими и иными причинами. Утверждается необходимость рассматривать историю Православной Церкви на Кавказе в общем контексте изучения истории Русской Церкви в качестве одного из ее характерных аспектов, демонстрирующих тенденции распространения христианства на Руси. Становление церковной жизни на территории Русского государства и на Северном Кавказе происходило параллельно. С учётом данной взаимосвязи предлагается историческая периодизация развития Православия на Кавказе в контексте истории Русской Церкви.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History of the Orthodox Church in the Caucasus in the Context of the Course on the History of the Russian Church

The article is devoted to the issues of teaching the history of the Orthodox Church in the Caucasus in the context of studying the course of the history of the Russian Church. The deep antiquity and originality of the church-historical processes in the south of Russia have determined its separate position in relation to the history of the Russian Church proper, but nevertheless reveal a strong, living and well-established connection with it. The general patterns of the development of Orthodoxy on the territory of the Russian state, due to political, economic and other reasons, are revealed. The author argues that it is necessary to consider the history of the Orthodox Church in the Caucasus in the general context of studying the history of the Russian Church as one of its characteristic aspects, demonstrating the trends of the spread of Christianity in Russia. The formation of church life in Russia and the North Caucasus took place in parallel. Taking into account this relationship, the author suggests a historical periodization of the development of Orthodoxy in the Caucasus in the context of the history of the Russian Church.

Текст научной работы на тему «История Православной Церкви на Кавказе в контексте курса истории Русской Церкви»

УДК 271.2 Леонид Костаненко, иерей,

преподаватель кафедры церковной истории, Екатеринодарская духовная семинария

История Православной Церкви на Кавказе в контексте курса истории Русской Церкви

Аннотация. Статья посвящена вопросам преподавания в семинариях истории Православной Церкви на Кавказе в контексте изучения курса истории Русской Церкви. Глубокая древность и самобытность церковно-исторических процессов юга России определили его обособленное положение по отношению к истории собственно Русской Церкви, но, тем не менее, обнаруживают с ней прочную, живую и устоявшуюся связь. В статье выявляются общие закономерности развития Православия на территории российского государства, обусловленные политическими, экономическими и иными причинами. Утверждается необходимость рассматривать историю Православной Церкви на Кавказе в общем контексте изучения истории Русской Церкви в качестве одного из ее характерных аспектов, демонстрирующих тенденции распространения христианства на Руси. Становление церковной жизни на территории Русского государства и на Северном Кавказе происходило параллельно. С учётом данной взаимосвязи предлагается историческая периодизация развития Православия на Кавказе в контексте истории Русской Церкви.

Ключевые слова: Православная Церковь на Кавказе, Русская Церковь, церковная история Кавказа, русско-кавказские связи.

Ссылка на статью: Костаненко, Л. А. (иерей). История Православной Церкви на Кавказе в контексте курса истории Русской Церкви / иерей Леонид Костаненко. - Текст: непосредственный // Хризостом : научно-просветительский журнал Екатеринодарской духовной семинарии. - 2021. - № 1. С. 31-30. - Библиогр.: с. 30 (8 назв.)/

UDC 271.2 L. A. Kostanenko, priest,

teacher of the Department of Church History, Ekaterinodar Theological Seminary

History of the Orthodox Church in the Caucasus in the Context of the Course on the History of the Russian Church

Abstract. The article is devoted to the issues of teaching the history of the Orthodox Church in the Caucasus in the context of studying the course of the history of the Russian Church. The deep antiquity and originality of the church-historical processes in the south of Russia have determined its separate position in relation to the history of the Russian Church proper, but nevertheless reveal a strong, living and well-established connection with it. The general patterns of the development of Orthodoxy on the territory of the Russian state, due to political, economic and other reasons, are revealed. The author argues that it is necessary to consider the history of the Orthodox Church in the Caucasus in the general context of studying the history of the Russian Church as one of its characteristic aspects, demonstrating the trends of the spread of Christianity in Russia. The formation of church life in Russia and the North Caucasus took place in parallel. Taking into account this relationship, the author suggests a historical periodization of the development of Orthodoxy in the Caucasus in the context of the history of the Russian Church.

Keywords: Russian Orthodox Church in the Caucasus, Russian Church, church history of the Caucasus, Russian-Caucasian relations.

История Православной Церкви на Кавказе представляет собой отдельный церковно-исторический вопрос, позволяющий говорить о его определённой исключительности в контексте преподавания истории Русской Православной Церкви. Под Кавказом, в отличие от Закавказья, изучение церковной истории которого в большей степени (за исключением периода существования грузинского экзархата Русской Церкви в XIX - нач. ХХ вв.) относится к курсу истории поместных церквей, следует понимать именно Северный Кавказ, в настоящее время являющийся канонической территорией Русской Православной Церкви. Глубокая древность и самобытность церковно-исторических процессов на Кавказе обусловили его обособленное положение по отношению к истории собственно Русской Церкви, но, тем не менее, обнаруживают с ней прочную, живую и устоявшуюся связь.

Начиная с синодального периода, в церковно-исторической литературе история Русской Церкви рассматривается в этнокультурном аспекте как история Церкви восточно-славянских народов - русских, украинцев и белорусов, что основано на словах Спасителя: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа...» (Мф. 28:19). В данном случае аудитория для проповеди Евангелия задаётся, исходя из этнических, а не политических предпосылок. Говоря проще, Спаситель посылает апостолов к народам, а не к их царям, к племенам и языкам, а не государствам. Эллинистический мир, включённый в границы Римской империи, объединивший многие народы и культуры, зачастую негативно влиял на этническое своеобразие и самобытное развитие соприкасавшихся с ним народов.

Ярко выраженным «этническим» характером трактовки истории Русской Церкви отличается позиция митр. Макария (Булгакова), который, рассматривая древнейшую историю Церкви на территории России, обращается, в том числе, и к распространению Православия на Северном Кавказе и в Северо-Восточном Причерноморье. При этом он отмечает: «Как ни любопытны для нас все представленные сведения о древнейшем состоянии христианской веры в родных странах наших, между народами, которых потомки суть наши братья в смысле политическом, - а многие и в смысле духовном, будучи чадами одной и той же матери - Православной Церкви, -но нельзя не сознаться, что особенной, сердечной близости к нам эти све-

19

дения ещё не имеют.» .

Учитывая характерные геополитические особенности, многонациональный состав, существование феномена казачества и древность христи-

19 Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви : в 5 ч. Ч. 1 / митрополит Макарий (Булгаков). - М., 1994. - С. 159.

анской традиции у ряда автохтонных народов Кавказа, а также важнейшую миссию, которую Русская Православная Церковь выполняет в данном регионе, трудно согласиться с данным утверждением.

Проблема становится ещё более актуальной в контексте открытой до настоящего времени дискуссии о появлении «руссов» в истории, в которой гипотезы норманнского и сармато-аланского происхождения этого военно-политического объединения на протяжении уже более столетия проходят различные этапы синтеза и взаимовлияния: «Русь конца VIII - начала IX вв. - подвижное месиво народов: славянского, норманнского и, может быть, частично скифско-иранского или даже тюркского, большая часть которых

бродила и была рассеяна по всем северным берегам Черноморья, уже из-

20

давна христианизованным Византией» .

При этом важнейшей составляющей этой дискуссии является версия южного, «кавказского» происхождения рассматриваемого этнонима, а также исторические свидетельства о христианизации руссов задолго до 988 г.: «Наличие раннехристианских общин на территории Таманского полуострова наряду с влиянием соседней Византии не могло не сказаться на том, что значительная часть древних руссов приняла христианство. Причем произошло это намного раньше, чем крещение князя Владимира в Киеве. Принятие христианства древними руссами на Таманском полуострове и в некоторых других районах Причерноморья, видимо, сыграло свою роль в возникновении довольно устойчивых очагов государственного образования Южной Руси (Тмутараканского княжества), которое сравнительно долго существовало фактически как часть древнерусского государства»21.

Тема церковной истории Кавказа поднималась большим количеством как дореволюционных, так и современных авторов, изучавших христианские памятники Кавказа, но как отдельное исследование представлена лишь трудом митр. Гедеона (Докукина) «История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России» и работой В.А. Кузнецова «Христианство на Северном Кавказе». В то же время данные материалы, имеющие обобщающий характер, нуждаются в значительных дополнениях и переработке, а также в более тщательном изучении источников.

В 2015 г. Московский государственный институт международных отношений (МГИМО) в серии «Постсоветские и восточноевропейские ис-

20

Карташёв, А. В. Очерки по истории Русской Церкви : в 2 т. Т. 1 / А. В. Карташёв. -

СПб., 2004. - 720 с.

21

Сударев, Н. И. «Город Русия». Истоки русской государственности и христианства [Электронный ресурс] // Фонд «Археология». URL:

https://web.archive.Org/web/20180814130430/http://www.archae.ru/helpful-information/helpf ull-information_176.html (дата обращения: 24.04.2021).

следования» выпустил сборник статей под общим названием «Очерки истории христианства на Северном Кавказе: с древнейших времён до начала ХХ века». В нем были обобщены сведения по христианской истории Кавказа, накопленные за весь период исследований данного вопроса в науке. Несмотря на то, что авторы публикаций, вошедших в состав этого издания, по ряду ключевых вопросов придерживаются позиции устоявшихся стереотипов, в целом сборник представляет собой последовательное и достаточно подробное научное изложение основных фактов, относящихся к церковной истории Кавказа.

При определении содержания учебного курса истории Православной Церкви на Кавказе следует учитывать корреляцию излагаемого материала с изучением истории Русской Церкви. В таком контексте тема предполагает изучение различных периодов развития Православия на Кавказе:

1. Период апостольской проповеди. Традиционно русская церковная история, в первую очередь,обращается ко временам апостольской проповеди. В связи с этим вопрос о происхождении апостольских «Хождений...», среди которых особое место занимает история о проповеди св. ап. Андрея и его спутников на Кавказе и в Северо-Восточном Причерноморье, освещён в научной литературе достаточно подробно. Однако, говоря о результатах современных исследований происхождения апокрифов, необходимо помнить, что церковная история исследует не только набор различных источников, но и Священное Предание Церкви, что требует от историка особого отношения к данному материалу.

2. Период IX в. - миссионерская деятельность Византии на Кавказе; Хазарская миссия св. Кирилла и Мефодия, летописи и жития того времени. Начиная с IX в. широкое распространение апостольских «Хождений.», относящихся к региону Кавказа и Северо-Восточного Причер-номорья22, совпало по времени с появлением большого количества летописной и агиографической литературы - летописи Картли, жития Або Тбилисского, жития Стефана Нового, жития Стефана Сурожского, жития Иоанна Готского и др. Структурный анализ, выделение семантических и прагматических аспектов в содержании названных литературных памятников даёт возможность получить глубокое представление о древнейшем периоде церковной истории Кавказа, с раннего времени интегрированного в цивилизационное пространство христианской ойкумены.

22 ц

Виноградов, А. Ю. Предания об апостольской проповеди на восточном берегу Черного моря / А. Ю. Виноградов // Богословские труды. - 2007. - № 41. - С. 260-271.

Отдельное место в истории рассматриваемого периода занимает Хазарская миссия св. равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, часть пути которых проходила по территории Кубани и Северного Кавказа.

Кроме того, открытым остаётся вопрос о локализации основных церковных центров Западного Кавказа - Никопсии и Сотериуполиса, без объективного ответа на который невозможно составить правильную картину развития церковной истории в регионе в данный период.

3. Период русского княжения на Тамани (епархия Таматархи). Неслучайно в списке церковных единиц Константинопольской церкви в Х в., следующей за Русской митрополией, под № 61 стоит Аланская архи-епископия, территория которой к XIV в. простиралась до областей Нижнего Подонья.

Зодчие и мастера с Кавказа принимали участие в строительстве и оформлении самых ранних монументальных церковных сооружений Древней Руси.

Важнейшим вопросом исследования является история древней епархии Таматархи и известного с XI в. русского Тьмутараканского княжества. На его территории действовал русский монастырь, основанный преп. Никоном Печерским. В этот период епархией Таматархи управлял русский епископ Николай, а сама она являлась отдельной структурой Константинопольской Церкви; предстоятели епархии носили титул Зихий-

23

ских .

Особо следует отметить чрезвычайно сложные династические связи между представителями русских и кавказских княжеских родов. Самой известной в данный период можно назвать историю женитьбы сына Андрея Боголюбского Юрия на Тамаре - «Царице Царей и Цариц, Абхазов, Картвелов, Ранов, Кахов и Армян, Властительнице Ширванша и Шахинша, Всего Востока и Запада», их последующего развода и участия Юрия в противостоянии абхазских и западногрузинских феодалов24.

Следует сказать и о том, что нашествие монголов катастрофическим образом отразилось на церковной жизни Кавказа, как и Русской Церкви.

4. Период установления связей между народами Кавказа и русским государством в XVI XVII вв. Непосредственно в контексте истории

23

Гадло, А. В. Предыстория Приазовской Руси : очерки истории русского княжества на Северном Кавказе / А. В. Гадло. - СПб., 2004. - 360 с.

24 Грамота царицы Тамар Гелатскому монастырю (1193 г.). - Текст: электронный // Восточная литература. URL: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/IX/840-860/ Gruz_dok_9_15/1-20/10.htm (дата обращения: 24.04.2021).

Русской Церкви необходимо рассматривать русско-кабардинские отношения в XVI веке, ставшие основой для последующего вхождения Кабарды в Русское государство.

Сложная проблематика межконфессиональных отношений, сложившаяся на Кавказе в XVI-XVII вв., была обусловлена активным проникновением в регион ислама.

Не менее противоречивой выглядела ситуация и в соседнем Северо-Восточном Причерноморье, где наряду с существованием в Крыму Готской епархии создавались военно-демократические казачьи республики Запорожья и Дона, изначально декларирующие принцип защиты Православия на юге русской земли.

Миграция на Кавказ большого количества старообрядцев дополняла многообразие факторов, повлиявших на становление в регионе Русской Церкви. Синодальному периоду предшествовало образование в 1602 г. Астраханской епархии, первоначально включавшей в себя всю территорию Северного Кавказа.

5. Синодальный период. Последовательное продвижение Российской империи на Кавказ открывало широкие перспективы для миссионерской деятельности Русской Церкви, возрождения древних церковных центров. Так, в 1875 г., на месте древней кафедры Никопсии в Абхазии

25

открылся Симоно-Кананитский Новоафонский монастырь , в 1887 г. вместо исторического центра Аланской Церкви возникла Зеленчукская Алек-сандро-Афонская пустынь. В открытии этих и ряда других монастырей на Кавказе основную роль сыграли русские афониты - самая пассионарная часть русского монашества.

Особый интерес для нашей работы представляет деятельность Осетинской духовной комиссии в 1745-1793 гг. и созданного в 1860 г. Общества возрождения Православного христианства на Кавказе.

Кроме того, заслуживает внимания специфический характер цер-ковно-приходского устройства на Кубани, связанный с особенностями уклада казачьих земель.

6. Советский период (1917-1985 гг.). Состоявшийся в 1919 г. в Ставрополе Юго-Восточный Русский Церковный Собор стал выдающимся событием в условиях, сложившихся на Кавказе в период политической катастрофы, постигшей Российскую империю.

25 „ ^ ^

Леонид (Кавелин), архм. Абхазия и в ней Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь / архм. Леонид (Кавелин). - М., 1885. - С. 19.

Распространение, которое получило впоследствии на юге России деструктивное обновленческое движение, тем не менее подчёркивает характерный для региона индивидуальный путь развития.

Епархии Северного Кавказа в полной мере разделили участь гонений на Православную Церковь в советское время.

В хрущёвский период, после закрытия большинства монастырей в стране, на Кавказе возникли условия, в которых стало возможным распространение пустынножительства и малых монашеских общин, тщательно сохранявших традиции старчества и умного делания.

7. Новейший период. Наконец, в новейший период, начиная с конца 1980-х гг. и до настоящего времени, происходит возрождение церковной жизни на Кавказе. Однако в данной связи возникают и острые региональные проблемы, касающиеся развития Русской Православной Церкви в целом. Одной из них стал так называемый «Новоафонский церковный раскол», произошедший в 2011 году. Сложность ситуации заключается для Русской Православной Церкви в практической невозможности участвовать в судьбе Новоафонского монастыря, основанного русскими афонскими монахами и созданного на пожертвования, собранные по всей России при непосредственном вкладе императорской семьи, построенного и украшенного силами русских архитекторов и художников.

Все вышесказанное позволяет нам сделать вывод о том, что история Православной Церкви на Кавказе, представляя собой древнейшую традицию, тем не менее является неотъемлемой частью истории Русской Православной Церкви вообще. В данной связи считаем, что изучение и преподавание истории Православной Церкви на Кавказе должно являться не только важнейшим компонентом курса истории Русской Церкви в духовных учебных заведениях юга России, но и частью общей программы истории Русской Церкви в духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви.

Список использованных информационных ресурсов

1. Виноградов, А. Ю. Предания об апостольской проповеди на восточном берегу Черного моря / А. Ю. Виноградов // Богословские труды. - 2007. -№ 41. - С. 260-271.

2. Гадло, А. В. Предыстория Приазовской Руси : очерки истории русского княжества на Северном Кавказе / А. В. Гадло. - СПб., 2004. - 360 с.

3. Грамота царицы Тамар Гелатскому монастырю (1193 г.). - Текст: электронный // Восточная литература. - URL: http://www.vostlit.info/Texts/ Dokumenty/Kavkaz/IX/840-860/ Gruz_dok_9_15/1-20/10.htm (дата обращения: 24.04.2021).

4. Карташёв, А. В. Очерки по истории Русской Церкви : в 2 т. / А. В. Карташёв. Т. 1. - СПб., 2004. - 720 с. '

5. Леонид (Кавелин), архм. Абхазия и в ней Ново-Афонский Симо-но-Кананитский монастырь / Архим. Леонид (Кавелин). - М., 1885. - 141 с.

6. Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви : в 5 ч. Ч. 1 / Митрополит Макарий (Булгаков). - М., 1994. - 400 с.

7. Сударев, Н. И. «Город Русия». Истоки русской государственности и христианства. - Текст: электронный / Н. И. Сударев // Фонд «Археология». - URL: https://web.archive.org/web/20180814130430/ http: //www.archae.ru/helpful-information/helpfull-information_176 .html (дата обращения: 24.04.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.