ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ НЕМЕЦКОЙ ДИАСПОРЫ В КАЗАХСТАНЕ В КОНТЕКСТЕ
ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ И ФАКТОРОВ
Апендиев Тимур Акимханович
PhD докторант института Истории и этнологии, им. Ч.Ч. Валиханова, г. Алматы, Казахстан
THE HISTORY OF GERMAN DIASPORA APPERANCE IN THE CONTEXT OF HISTORYKAL EVENTS AND FAKTORS
Apendiev Timur Akymhanovich, PhD Institute of History and Ethnology named after Ch.Ch. Valikhanov, Almaty, Kazakhstan
АННОТАЦИЯ
В данной статье были исследованы проблемы появления немецкой диаспоры в Казахстане и ее сегодняшнее развитие. Автор с помощью сравнительного и контент анализа определяет специфический характер немецкой диаспоры на территории современного Казахстана и систематично составляет несколько концепции из истории и перспективы развития данной диаспоры.
ABSTRACT
This article investigated the problem of the emergence of the German diaspora in Kazakhstan and its current development. Written by a comparative analysis of the content and determines the specific character of the German community in the territory of present-day Kazakhstan and systematically makes some conception of the history and prospects of development of the diaspora.
Ключевые слова: диаспора, демография, депортация, немцы, миграция, территория, Ассамблея, переселение, этнос, нация.
Keywords: diaspora, demography, deportation, the Germans, migration, territory, Assembly, relocation, ethnicity,
nation.
Диаспора — часть народа, проживающая вне страны своего происхождения, образующая сплочённые и устойчивые этнические группы в стране проживания, и имеющая социальные институты для поддержания и развития своей идентичности и общности. Т.е. определенная диаспора стремится сохранить и развивать свои национально-культурные ценности вне географическом ареале существования. Также любая диаспора для консолидации своего народа тесно контактируется представителями исторической родины.
Появления термина «диаспора» связано несколькими факторами и историческими событиями геополитического масштаба, т.е. данный термин является итогом трансформации геополитического ареала и движения населения на чужую землю.
На рубеже третьего тысячалетия можно констатировать, что Старый свет дважды подвергалась коренному, крупномасштабному размежеванию территорий по национальному признаку.
Во-первых, в начале прошлого века эти события были обусловлены продолжавшимся разложением Османской империи, с одной стороны, а с другой — развалом в результате Первой мировой войны Габсбургской и Романской империй [1].
Во-вторых, крупное размежевание произошло совсем недавно, после краха восточноевропейских коммунистических режимов, перестали существовать такие федерации, как СССР, Югославия, Чехословакия.
И наконец, третий, немаловажный фактор, который в последние десятилетия придает феномену диаспор новое качество. Это интенсивные миграционные потоки и прежде всего трудовая миграция, которая изменила облик развитых и доминирующих стран.
Важными причинами, того что в последнее время феномен диаспоры проявляется острее, являются новые и недорогие технологии, используемые в качестве средств связи, например, общественный транспорт, телевизор, интернет, электронная почта, нано, био и айтитехнологии ит.д. [2].
За последние десять лет вышел ряд научных работ, посвященных таким общетеоретическим проблемам диаспор, как условия возникновения и эволюция диаспоры, ее идентифицирующие признаки и процессы ее интеграции.
В результате не только многие аспекты положения и развития современных диаспор рассматривались и оценивались по-разному, но и сама дефиниция диаспоры трактовалась в зависимости от того, к какому национальному меньшинству она была адресована.
Исследования социологов, этнографов, философов, правоведов, политологов, психологов в основном группируются вокруг таких проблем диаспоры, кактеоретико-ме-тодологическая база, дефиниции понятия, критерии диас-порaльности, типология диаспор, перспективы развития и т.д.Т.е. вокруг диаспоральной проблематики идет интеграция разных научных сфер, которая стремится дать ответ вызову по нескольким и комплексным трактовкам.
В современном Казахстане проживает более 130 наций и народностей. Это большое богатство нашего общества, но одновременно и большие заботы. Так как многонациональная страна должна сохранить баланс между всеми нациями и этносами. Потому что только консолидация и социальное равенство всех нации может сохранить нашу обществу. Для данной цели государства тесно кон-тактируется всеми представителями разных народностей и этносов, т.е. идет совокупность интеграции в транспа-рентном обществе. Например, в течении четверть века в Казахстане открылось национально-культурные центры всех народностей и этносов.
А 1 марта 1995 года, указом президента Республики Казахстан образовалось Ассамблея народа Казахстана, которая занимает центральное место в системе государственной национальной политики.
Интегрируя свыше 820 этнокультурных объединений, Ассамблеянарода Казахстана, стала ключевым звеном общественного согласия, сочетающим возможности гражданского общества и государства. Не имеющий аналогов в мире этот уникальный институт гражданского общества, стал по-настоящему органом народной дипломатии.
За годы своей работы Ассамблея превратилась в координатора работы центральных и местных исполнительных органов власти по вопросам межэтнического развития. Это работа охватывает информационные, образовательные, воспитательные, правовые, а также международные аспекты обеспечения межэтнического согласия [3.1].
Председателем Ассамблеи является сам Президент - гарант Конституции, и этим определен ее высокий общественно-политический статус. Решения ее высшего органа - сессии АНК обязательны к рассмотрению всеми государственными органами.
В Казахстане действует 88 этнических общеобразовательных школ, в которых обучение ведется на узбекском, таджикском, уйгурском и украинском языках. В 108 школах языки 22 этносов преподаются в качестве самостоятельного предмета. В 190 специализированных лингвистических центрах изучаются языки 30-ти этносов.
Ежегодно во Дворце мира и согласия проходит сессия Ассамблеи Народа Казахстана. В здании работают центры этнокультурных объединений. В 2010 году совместно с Ассамблеей во Дворце мира и согласия был открыт Музей национальных костюмов [3.2].
Одной из самых многочисленных диаспор является - немецкая. До 80-ых годов прошлого столетия в республике проживал почти миллион немцев, которые составляли третью по численности национальную диаспору. С середины 1980-х годов началась массовая эмиграция немцев в Германию. И хотя вследствие этого количество немцев сократилось, в последние годы отмечается стабилизация численности.
История немецкой диаспоры в Казахстане насчитывает более 200 лет. В Казахстане немцы стали появляться едва ли не в то же время, как они появились в Российском государстве. В составе российских военных экспедиций, направляемых в обширные юго-восточные регионы Российской империи, заметное место занимало немецкое дворянство, состоявшее на службе в царской России, и ученые, приглашенные Петром I и последующими монархами в Российскую Академию Наук.
В составе одной из таких экспедиции в 1734 г. Фридрих Миллер создал географическое описание Северного Казахстана, быта местных жителей. В это времяИван Дмитриевич Бухгольц исследовал Алтайский край и район озера Зайсан и основал первую Омскую крепость, Петр-Симон Паллас и Евгений Эверсман описали Центральный и Западный Казахстан. Они впервые выяснили, что уровень Каспийского моря лежит ниже уровня мирового океана и высказали гипотезу о связи Каспийского и Черного морей. В начале XIX века всемирно известный математик Леонард Эйлер работал в экспедиции, изучавшей низовья реки Урал. Он первым создал карту реки Урал и организовал в бывшем Гурьеве первый метеорологический пункт. Описание генезиса системы озера Балхаш-Акколь дал впервые немецкий исследователь Александр Иванович фон Шренк. Он в 1840-43 гг. исследовал район Джунгар-ского Алатау и оценил высоты пиков по барометрическому эффекту.В середине прошлого века астроном Василий Яковлевич Струве создал гидрографическую карту Аральского и Каспийского морей [4.1].
По книгам Вильгельма Бартольда и Фридриха Рад-лова, оставивших уникальные сведения по жизни и быту кочевников, до сих пор учатся студенты исторических факультетов отечественных вузов. Недра Казахстана исследовали Е. Михаэлс, К. Вернер, фон Грент, А. Фридерикс. Именем выдающегося ботаника Э. Баума названа большая роща в Алматы. Омский генерал-губернатор фон Шпингер держал связь с казахским султаном Чингисом Валихановым и много сделал для продвижения его сына - выдающегося казахского ученого Чокана Валиханова. Генерал-губернатор Туркестанского края фон Кауфман занимался просвещением местного населения, врач Александр Шварц спасал от недугов жителей Южного Казахстана [4.2].
Десятая часть российских предпринимателей, работавших в Казахстане на рубеже Х1Х-ХХ веков, были немцами. Вили Пфафф основал Чимкентский фармацевтический завод, а Ганс Шпрингер построил в Степногорске золотодобывающую фабрику [4.3].
Первые немецкие поселения появились в Казахстане на рубеже Х1Х-ХХ веков. К началу Первой мировой войны география их размещения существенно расширилась, а количество самих сел заметно возросло. В ходе реализации основных положений столыпинской аграрной реформы, имевшей целью решение земельного вопроса в России за счет хозяйственного освоения окраин страны, немецкая диаспора значительно увеличилась и стала играть заметную роль в социально-экономической жизни региона. Первый крупный очаг немецкой крестьянской колонизации в Степном крае возник в Омском уезде Акмолинской области на государственных землях. К 1915 году на казенных землях в Акмолинской губернии было образовано 56 немецких поселков с наделом в размере более 260 тысяч десятин и населением около 27 тысяч человек [5].
Немцев Поволжья привлекала возможность переселяться в азиатскую часть страны, где они получали бесплатно около 15 десятин казенной земли на мужскую душу в вечное наследственное пользование. В Акмолинской области средний надел на одну семью составлял 54 десятины. При этом правительство гарантировало получения различных пособий и ссуд, что даже являлось причиной переселенческой горячки. Селение Рождественское,
Акмолинского уезда было основано крестьянами, которые «под влиянием нелепых слухов о том, что тут пособия дают до 300 рублей, и что для переселенцев здесь даже дома готовы», мигрировали сюда из Самарской и Саратовской губерний [13].
Первые немецкие поселения на территории Казахстана возникли в начале 1880-х годов в Аулиеатинском уезде СырДарьинской области. Это были немцы-менно-ниты из Новоузенского уезда Самарской и Бердянского уезда Таврической губерний. В количестве около 100 семей они основали в Таласской долине в 1882 году 4 селения: Николайполь, Владимировку, Андреевку и Рома-новку, которые объединялись в одно Николайпольское общество и располагались в нескольких километрах друг от друга. И на новом месте возникли религиозные трения внутри общины, в результате чего вышедшими из общины в 1890 году был образован поселок Орлов.
Массовая миграция немецких поселенцев в Среднюю Азию и Казахстан в 1891-92 годах была связана с сильным неурожаем и голодом в Поволжье. В гигантской переселенческой волне, хлынувшей из Поволжья, были и сотни колонистских семей. В эти годы был образован поселок Константиновский в Ташкентском уезде, куда при-
Немецкое
были 84 семьи; в дальнейшем прибывало еще по несколько семейств в год. В общей сложности переселилось 482 человек [14].
По результатам Первой переписи населения Российской империи 1897 года, в Средней Азии и Казахстане проживало 8.870 немцев, в том числе 3.020 в городах (34% от общей численности), а в уездах - 5.850 человек (66%). В целом по империи из 1млн. 790 тыс. немцев в городах проживало 23,3%, а в сельской местности - 76,7% [15]. Т.е. немецкая урбанизация была очень слабой, так как они в основном занимались земледелием.
Но сравнительно немецкая диаспора была более урбанизирована чем другие народы, депортировавшие в казахскую землю. Это связан с несколькими факторами, например, более высокий удельный вес городского населения в Казахстане связан в значительной степени с тем, что немцы появились в Степном крае еще в конце XVIII века, в подавляющем большинстве как городские жители, прежде всего из Прибалтики и крупных городов и военные, представители местной администрации, предприниматели, врачи, ссыльные и т.д. Крестьянское же заселение началось, за небольшим исключением, только в начале 1890-х годов.
Немецкое население распределялось по областям и местностям Казахстана следующим образом:
Таблица 1
население
Области, Территории Городское население Сельское население Всего Удельный вес к общему населению
Акмолинская 700 4.091 4.791 0,702
Уральская 125 36 161 0,025
Семипалатинская 71 29 100 0,015
Тургайская 35 25 60 0,013
Астраханская губ. 4 11 15 0,007
(Букеевская орда)
СырДарьинская 691 1.196 1.887 0,128
Семиреченская 22 10 32 0,005
Закаспийская 2 1 3 0,0048
(Мангышлак.уезд)
ИТОГО: 1.650 5.399 7.049 0,135
Городское немецкое население было сосредоточено прежде всего в краевых центрах: Ташкенте - 554 и Омске - 437 человек, а также в Акмолинске - 205, Уральске - 95, Семипалатинске - 47 человек и других городах.
Значительное немецкое сельское население к моменту переписи проживало только в Акмолинской и СырДарьинской областях, в Акмолинском - 1.178, в Омском -2.878, в Аулиеатинском - 682 и в Ташкентском уездах - 512 душ обоего пола, где они заселили 14 переселенческих поселков (6 в СырДарьинской и 8 в Акмолинской областях) [16]. Подавляющее большинство проживало в национально-однородных поселениях. Это было связано как с политикой Переселенческого управления, которое рекомендовало с целью закрепления новоселов и создания стабильного сельского общества заселять участок по преимуществу родственниками и земляками - выходцами из одной деревни или местности. А так же с религиозными, языковыми и бытовыми отличиями немецкого населения от окружающих его казахского, русского и украинского народов. Только отдельные семьи немецких крестьян селились в русских или украинских поселках или отдельными хуторами.
В Тургайскую область мигрировали в подавляющем большинстве выходцы из Южной России. Они расселялись практически в пределах одного уезда - Кустанай-ского. Здесь первое немецкое поселение возникло в 1901 году - Озерное, в 1902 - Надеждинка и Воскресеновка, в 1904 году - Нелюбинский, Семеновский и Викентьевский.
Депортация российских немцев из европейской части Советского Союза и с Кавказа была начата в июле 1941 года. Местами для "расселения" волжских немцев должны были стать "изобилующие пахотной землей районы Новосибирской и Омской областей, Алтайского края, Казахстана и другие соседние местности". Местами проживания немцев в Казахстане были в основном Карагандинская, Кустанайская, Целиноградская, Павлодарская, Семипалатинская, Кокчетавская, Джамбульская области. Когда немцы были сняты с учета спецпоселения (Указ от 30 декабря 1955 г.); они получили право переезжать в другие районы страны, за исключением мест, где они жили до войны. Одновременно стали приниматься некоторые меры по улучшению жизни немцев в различных районах СССР, в том числе и в Казахстане, например, было расширено преподавание немецкого языка в школах [6].
Немаловажную роль играли при этом переговоры с ФРГ, требовавшей возвращения в Германию лиц, имеющих немецкое гражданство, в том числе тех, кто получил его в годы Второй мировой войны.
С началом перестройки российские немцы усиливают борьбу за восстановление автономии; прежде всего, речь идет о воссоздании республики на Волге. Эти попытки наталкиваются на существенные трудности и не приводят к желанному результату. Одновременно ведется работа по приобщению немцев, живущих в странах бывшего СССР, к немецкой культуре, улучшению преподавания немецкого языка. Правительство ФРГ выделяет значительные средства на помощь в этом деле. Регионами, которые получили значительную помощь из ФРГ в 1990 г., были, например, Павлодарская, Карагандинская и Куста-найская области в Казахстане [7].
Немцы не получили полной реабилитации, т.е. своей государственности, но они впервые после полувекового забытья по-настоящему почувствовали себя этнической общностью, которой свойственно и национальное самосознание, и стремление к этническому самосохранению.
Начало процесса активизации национального сознания в Казахстане, в том числе немецкого, пришлось на 1989 г. Повсюду усилиями энтузиастов создавались общества «Возрождение» и национальные культурные центры немцев. На двух созванных съездах немцев Казахстана (в 1992 и 1995 гг.) избирался Совет немцев, представляющих интересы в то время полумиллионного населения республики.
А в 1994 г. в Алматы был открыт Немецкий дом, известный ныне во всем Казахстане и за его пределами. За недолгий период своего существования Дом сумел стать центром культурной и социально-политической жизни немцев. А Совет немцев стал надежным мостом между Казахстаном и Германией, точкой соприкосновения взаимных интересов наших стран, прежде всего, связанных жизнедеятельностью немецкой этнической группы в Казахстане. Им разработана Комплексная программа этнического возрождения немцев (утверждена в октябре 1993г.Постановлением Правительства Республики Казахстан) [8].
На основе данной программы разработаны и приняты областные программы этнического возрождения. В декабре 1994 г. принято решение о продлении срока ее действия и утверждены дополнительные мероприятия к этой программе.Большое значение Совет немцев придает работе по возрождению родного языка.
В Астане усилиями областного общества «Возрождение» создан немецкий комплекс, включающий в себя детский сад, начальную школу и гимназию. В Караганде открыта немецкая прогимназия (начальные классы) и немецкий детский сад [9].
Значительную роль в деятельности немецких общественных объединений занимает культурно-досуговая работа, направленная на возрождение и распространение культуры. При областных, городских и районных национально-культурных центрах действуют хоровые и вокальные группы, фольклорные, музыкальные и семейные ансамбли, танцевальные группы. При центрах работают библиотеки, немецкие детские воскресные школы. Подготовку кадров для культурных центров ведут два му-
зыкальных колледжа в городах Павлодаре и Рудном.В Алматы работает единственный в СНГ немецкий драматический театр. О жизни немцев жители Казахстана и за его пределами узнают из постоянно действующей еженедельной телепрограммы «ГутенАбенд», регулярных республиканских радиопередач на немецком языке, газеты «ДойчеАльгемайне», которые получают дотации из республиканского бюджета. С 1958 г. существует немецкая редакция на Казахском государственном радио. Государственную поддержку получает и немецкий литературно-художественный и общественно-политический альманах «Феникс». С осени 1997 г. в Германии стало выходить популярное издание «Евроазиатский курьер», рассчитанное как на выходцев из Казахстана, так и на других читателей. Особого упоминания заслуживает объединение немецких ученых Казахстана [10].
Немецкий этнос, являясь частью многонационального народа Казахстана, выступает за общенациональное согласие. Нельзя создать надежную основу гражданской консолидации и достичь общенационального согласия в таком полиэтническом государстве, как Казахстан, без восстановления исторической правды, какой бы горькой она ни была. Правда истории такова, что в разные годы и периоды на территорию Казахстана были сосланы целые народы, которые выжили лишь благодаря помощи и поддержке казахского народа, по-братски делившего с ними последнее.
Историко-культурное наследие каждого этноса, населяющего Казахстан, самобытные обычаи и традиции народов являются нашим общим достоянием, которое следует беречь, развивать и взаимообогащать, как общенациональное достояние всех казахстанцев.
В настоящее время руководство Казахстана принимает ряд мер, направленных на сокращение эмиграции. Следует отметить, что все больше казахстанских немцев, в последние годы выехавших в Германию, стремятся вернуться обратно. Правительство страны подтверждает свою заинтересованность в возвращении соотечественников и в сохранении связей с проживающими ныне на исторической родине бывшими казахстанцами. Это и упрощение визового режима и возвращения гражданства. Забота о сохранении связей между казахстанскими и германскими соотечественниками, их разностороннее сотрудничество - непременное условие для сохранения и развития немецкой этнической группы в многонациональном Казахстане.
Проблемы языка, на котором говорили и говорят немцы из стран бывшего СССР, во многом связаны с их происхождением, с немецкой родиной. Живущие сегодня в Казахстане, как и в других республиках бывшего СССР, немцы - потомки выходцев из различных областей Германии. Большинство из них происходит из юго-западных районов, где крестьяне особенно страдали от малоземелья, разорения в результате многолетних войн с Францией, а также высоких налогов и податей. Областями, из которых шла интенсивная эмиграция во второй половине XVIIи в начале XIX века были, например, северный Эльзас, северный Баден, Вюртемберг, Гессен, Пфальц. С другой стороны, в течение ряда лет шло массовое переселение немецких крестьян из северной Германии. Среди колонистов были и швейцарцы. Как известно, существует множество региональных разновидностей немецкого языка, ко-
торые и сегодня широко используются в Германии в повседневном общении, особенно в сельской местности [11].
Ясно, что родным языком крестьян, переселившихся в Российскую империю, был диалект той местности, из которой приехали колонисты.В результате депортации немцев вовремя и после Второй мировой войны в некоторых областях Казахстана сложилась особая, не только демографическая и социальная, но и языковая ситуация. Возникли многонациональные села со значительной долей немецкого населения. Часто в одной и той же семье наблюдался своеобразный мультилингвизм, причем, если носители верхненемецких говоров сравнительно хорошо понимали друг друга, нижненемецкие говоры столь значительно отличаются от других, что взаимопонимание оказывалось невозможным. "Общим языком" в таком случае служит либо русский, либо диалектно окрашенный литературный немецкий. При этом многие носители диалекта, особенно нижненемецкого ("менно-нитского"), испытывали большие затруднения в обучении немецкому литературному языку.Изучение языка российских немцев восходит к годам первой мировой войны, когда немецкий германист В. Унверт записал целый ряд говоров в лагере для военнопленных и даже попытался дать классификацию этих диалектов.
В 20-х и в начале 30-х годов прошлого столетия немецкие поселенческие диалекты изучались в Саратове поруководством профессора Г. Г. Дингеса, а затем А. П. Дульзона и в Ленинграде под руководством профессора В. М. Жирмунского.Ученые Казахстана, в основном из Алма-Аты, также заинтересовались немецкими диалектами. Уже в 1964 году Г.Панкратц публикует в сборнике трудов Алма-Атинского Государственного Педагогического Института Иностранных языков свою первую работу, посященную нижненемецкому диалекту на территории СССР. Другой ученый из Алма-Аты А. А. Вейлерт, изучавший говоры выходцев из волжских колоний, переселившихся еще в 1907-1908 годах в район Караганды [12].
Российские немцы, многие из которых живут сегодня в Казахстане, сохранили не только диалекты, но и фольклор, в основном песенный, обычаи и обряды, особый образ жизни, что позволяет им сохранять свою национальную идентичность.
В итоге можно констатировать тот факт, что немецкая диаспора в Казахстане появилась более чем два века назад. Данная диаспора имеет несколько идентичных факторов притока на нашу республику. Например, первая волна немцев были депортированы как военные рабочие демаркационного ареала; а вторая волна крестьяне-земледельцы; и последняя волна данных народностей заселились в нашу республику после Второй мировой войны.
Немецкая диаспора, чтобы сохранить и развивать свои культурные, морально-духовные ценности начали тесно контактировать своими представителями исторической родины. ФРГ, в свою очередь, поддержала идею своих народов давно переселившие в Казахстан. Таким образом, стартовала интеграция между ФРГ и Казахстаном в проблеме материального и морального поддержки немцев в Центральной Азии.
Литература
1. Лаллука. С. Диаспора.Теоретический и прикладной
аспекты.социс №7, 2000г.
2. Под.ред. Мукомель В.И. и Паин Э.А. Новые диаспоры. М. 2002г.
3. Ир:/Мшш.ги$паика.сот/17_АШ_2011^Ио!о§1а/3 _89273.doc.htm
4. Немцы России (энциклопедия). В 3-х томах. Москва: Изд-во «Эндиклопедия Российских Немцев», 1999—2006 (Предс. редкол.В. Карев, О.Кубицкая).
5. Материалы по переселенческому хозяйству в Степной и Тургайской областях, собранные и разработанные Экспедицией по исследованию Степных областей. - Том II. Акмолинская область, Акмолинский уезд. - СПб., 1907. - С. 3 (вторая пагинация).
6. ЦГИА СССР. Ф.592. Оп.44. Д.301. Л.15-18, 297.
7. Станович Т.Н. Из истории носителей немецкого говора села Петерфельд Северо-Казахстанской обла-сти//Вопросы немецкой диалектологии и истории немецкого языка. - 1973. - Омск. - С. 36-38; Розанов А. На родной земле//Наука и религия, 1986. - № 8. - С. 21-23; Социально-культурное развитие немцев Казахстана. Научно-аналитический обзор. - Алма-Ата, 1990 и др.
8. АмановаА.С.Немецкое население Карагандинской области (по материалам переписи населения 1999 г.)//Этнодемографические процессы в Казахстане и сопредельных территориях: Материалы V Международной научно-практической конференции. Усть-Каменогорск, 20-21 октября 2003 г. - Усть-Каменогорск: Изд. "Медиа - Альянс". 2004. -С. 343352.
9. Этнодемографические характеристики немецкого населения Центрального Казахстана (по материалам) переписей населения Казахской ССР 19591979 годов // Научное сообщество этнических немцев в Средней Азии и России: современное состояние и перспективы. Материалы Межд. науч.-метод. конф. 23-24 октября 2008 г. - Караганда: Арко, 2008.- С.17-23.
10. К вопросу о трудовой миграции немецкого населения Казахстана// Вестник филиала РГСУ в г.Ош.-Ош: Изд. филиала РГСУ в г.Ош, Материалы международной научно-практической конференции «Защита социальных интересов личности- гарант стабильного и благополучного общества», посвященной 15-летию российского государственного социального университета. №4, 2006.-189 с. - С.106-112.
11. Лайгер М.П. Социально-культурное развитие немцев Казахстана: научно-аналитический обзор.— Алма-Ата: Наука, 1990.
12. История российских немцев в документах (1763— 1992 гг.).- (Сост.: В. А. Ауман, В. Г. Чеботарева) — М.: МИГУП, 1993.
13. Немецкое население Центрального Казахстана в первой половине 20-х гг. ХХ в.// Культура и интеллигенция меняющихся регионов России: ХХ в. Интеллектуальные диалоги: ХХ! век. Россия-Сибирь-Казахстан: Материалы VI Всерос. науч. и науч.-практ. конф. с международным участием (Омск, 35 окт. 2006 г.)/Отв.ред. В.Г.Рыженко. Ч. 2. Омск: Межд. ин-т стратегич. проектир., 2006.- 328 с. -С.252-257.
14. Обзор деятельности правительственной агрономической организации в Сибири и Туркестане в 1913 г. - Петроград, 1915. - С. 40.
15. Соколов П.И. Население, культура, колонизация района Туркестан-Сибирской железной дороги. -СПб., 1909. - С. 116-120.
16. Составлено автором по материалам: Первая всеобщая перепись населения Российской империи,
1897 год. Уральская область. Вып. 88. - СПб., 1904; Тургайская область. Вып. 87. - СПб., 1904; Акмолинская область. Вып. 81. - СПб., 1904; Семипалатинская область. Вып. 84. - СПб., 1905; Астраханская губерния. Тетрадь 2. -. Вып. 2. - СПб., 1904; Семире-ченская область. Вып. 85. - СПб., 1905; Сыр-Дарьин-ская область. Вып. 86. - СПб., 1905; Закаспийская область. Вып. 82. - СПб., 1905.
ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ И ГЕРМАНИИ НАКАНУНЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ _ВОЙНЫ. ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ОБОРОНОСПОСОБНОСТЬ СТРАН
Атавина Анастасия Евгеньевна Панкова Елена Игоревна
преподаватели иностранного языка, «Военно-Воздушная Академия», им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А.
Гагарина, г. Воронеж Бессонов Алексей Константинович курсант I курса, «(Военно-Воздушная Академия», им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, г. Воронеж
MILITARY EDUCATION IN RUSSIA AND GERMANY BRFORE WORLD WAR II. ITS INFLUENCE ON THE COUNTRIES' DEFENSIVE CAPACITY
Atavina Anastasia, teacher of foreign language in the Air Force Academy Pankova Elena Igorevna, teacher of foreign language in the Air Force Academy Bessonov Aleksey Konstantinovich, first-year cadet in the Air Force Academy АННОТАЦИЯ
Цель данной статьи сравнить систему подготовки офицерских кадров двух противоборствующих стран России и Германии накануне Второй мировой войны и оценить влияние военного образования на обороноспособность этих стран. Предпринимается попытка выявить проблемы, достоинства и недостатки двух систем образования. В результате проводится обзор последствий, к которым привели серьезные ошибки, сделанные руководством в процессе развития советской системы подготовки командного состава. ABSTRUCT
The purpose of this article is to compare systems of military education in two warring countries Russia and Germany before the World War II and to evaluate its influence on their defensive capacity. Attempts to identify problems, advantages and drawbacks of the system of training officers. As a result, impressive mistakes made by the Soviet government led to numerous victims during all period of the World War II.
Ключевые слова: военное образование; Вторая мировая война; командный состав; система подготовки. Keywords: military education; the World War II; commanders; training system.
Современное военное образование в России нельзя назвать совершенным. Для более полного анализа сегодняшних проблем и недостатков необходимо обратиться к опыту прошлых лет, а также сравнить систему подготовки офицерских кадров в России с подобной системой в одной из ведущих Европейских стран - Германии.
Военный историк и педагог Каменев А.И. высказался на тему необходимости осмысления исторического опыта так: «На нашу долю выпала задача бережно сохранить все ценное в этом опыте, осмыслить причины издержек и недочетов, сделать надлежащие выводы для современной практики подготовки офицеров в нашей стране». [6, с. 184]
Развитие системы военного образования в России прошло долгий путь. Дело подготовки офицерских кадров всегда находилось в ведении высших органов государственной власти и напрямую зависело от внешних и внутренних политических условий. Вначале единой централи-
зованной программы обучения для всех военных заведений не существовало, но к началу Первой мировой войны система образования приобрела строгую логическую последовательность и единообразие. На первое место ставилась строевая подготовка и патриотическое воспитание дворянских детей. Военные академии создавались на базе лучших военных училищ и школ и в короткие сроки становились центрами русской военно-теоретической и военно-инженерной мысли. В академии принимались лучшие из выпускников кадетских корпусов и военных училищ, прошедшие тщательный конкурсный отбор. Военные специалисты могли получить офицерские звания только после приобретения практических навыков в войсках и сдачи специальных экзаменов. Подавляющую массу офицеров составляли потомственные дворяне, воспитанные в духе преданности царю и Отечеству. Таким образом, военное образование в царской России по уровню подготовки выпускников занимало одно из ведущих мест в мире.