Юнеева Елена Андреевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры вокального искусства Волгоградского государственного института искусств и культуры
Yuneeva Elena Andreevna, PhD (History), Associate Professor at the Vocal Art Department of the Volgograd State Institute of Arts and Culture
E-mail: [email protected]
ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЧЕТЫРЕХ СТАРИННЫХ НЕАПОЛИТАНСКИХ КОНСЕРВАТОРИЙ
В статье рассматриваются исторические и культурные предпосылкам появления в XVII в. первых итальянских консерваторий, описывается своеобразный «культурный климат», привлекавший в Неаполь не только музыкантов Средиземноморья, но и всей Европы. В статье демонстрируется исторический облик самого города, и прослеживаются социальные и политические проблемы, которые привели к открытию консерваторий, или же последовавшему закрытию некоторых из них. Показываются особенности питания, одежды и быта, финансирование и регламент занятий. Изучаются особенности развития консерваторий, а вместе с ними профессионального музыкального образования, называются наиболее известные и значимые имена преподавателей и выпускников этих учебных заведений и те факторы, которые привели к появлению неаполитанской музыкальной школы.
Ключевые слова: музыкальная культура Италии эпохи барокко, неаполитанская музыкальная школа, первые итальянские консерватории, обучение музыкантов в XVII-XVIII вв.
EMERGENCE AND DEVELOPMENT OF FOUR ANCIENT NAPOLITAN CONSERVATORIES
The article examines the historical and cultural background of the emergence in the 17th century of the first Italian conservatories, describing a kind of «cultural climate», which attracted to Naples musicians from Mediterranean and other regions of Europe. The article describes the city itself and traces social and political premises that led to the opening of the conservatories, and to the subsequent closure of some of them. Peculiarities of food, clothing and everyday life as well as financing and regulations of education are shown. The article tells about the development of professional music education, names the most famous and significant teachers and graduates of the conservatoires and points to the factors that led to the emergence of the Neapolitan music school.
Key word: musical culture of Italy in the Baroque era, Neapolitan music school, first Italian conservatories, training of musicians in the XVII-XVIII centuries.
Старинные неаполитанские консерватории, появившиеся в XVII в., создали особые традиции, заложили основы профессионального образования и мощный фундамент для развития музыкальных школ, сделали возможным появление уникальных методик, которые впоследствии повлияли на создание современной системы обучения музыкантов. На Западе первым консерваториям был посвящен ряд работ, представляющих безусловный интерес. Однако в отечественном научном пространстве эта тема не получила внимания со стороны исследователей, и мы не нашли специальных работ, изучающих условия появления и развития первых неаполитанских консерваторий. Между тем, обращение к данной теме позволит не только увидеть историю возникновения этих образовательных очагов, но и познакомит с исторической, культурной обстановкой того времени, с конкретными персонами (знаменитыми и менее известными), благодаря которым возникла и утвердилась неаполитанская музыкальная школа.
Чтобы увидеть предпосылки появления консерваторий, обратимся к истории Неаполя. Первоначально
Парфенопес1 был греческой колонией, находившейся под культурным влиянием Афин. В городе были театры на открытом воздухе и закрытые театры, в которых звучали музыкальные драмы Алессия (^-Ш вв. до н. э.), Филимона Сиракузского (361-263 г. до н. э.), и в целом этот культурный город, находившийся в великолепном географическом положении, привлекал известных людей искусства со всего Средиземноморья. Именно в южной Италии, в Кротоне с Ласом Гермионским2 и Пифагором, началось систематическое изучение основ музыки [7, с. 75]. При неаполитанском дворе Карла Анжуйского в 1275 г. была исполнена «Любовь Робина и Марион» французского трувера Адама де ла Аля, возможно, ставшая первым прообразом оперы в музыке [4, р. 2].
Первая музыкальная школа (по всей видимости, не только в Италии, но и в Европе) была основана в Неаполе королем Фердинандом I Арагонским. В ней участвовали крупнейшие музыканты того времени [5, р. 89-90], в том числе теоретик и композитор эпохи Возрождения Иоанн Вервер, известный как Тинкторис.
1 Парфенопес или Партеноп — первое название Неаполя, рожденное из мифологической легенды, происходит от имени одной из трех сирен: Левкозии, Лигеи и Партенопы, которая, согласно легенде, хотела покончить жизнь самоубийством в водах моря из-за того, что не сумела очаровать Улисса своей волшебной песней, ее вынесло на берег в Неаполитанском заливе.
2 Лас Гермионский из Арголиды — греческий лирический поэт и музыкант VI в. до н. э. Он жил при дворе Гиппарха, был учителем Пиндара и автором первой книги, посвященной музыке. Он первым использовал термин «гармония» в музыкальном смысле, увеличил количество нот, которые можно было сыграть на цитре, и определил в математических терминах амплитуду звука музыкальных интервалов.
Расцвет его научной карьеры связан именно с периодом жизни в Неаполе, где он написал все дошедшие до нас музыкально-теоретические опусы (в том числе один из первых словарей музыкальных терминов «Termino-rum musicae diffinitorium», 1495).
В этот же период впервые были переведены на латынь греческие музыкальные трактаты, такие как фундаментальная «Элементарная гармония» («Elementa Harmonica») первого музыкального теоретика античности Аристоксена из Таранто и «Элементарная ритмика» («Elementa rhytmica») александрийского теоретика Аристида Квинтилиано, также автора трактата «О музыке», в котором он проводил параллель между риторическим искусством и музыкальной композицией, способной вызывать эмоции. Иными словами то, что в XVIII в. стало теорией аффектов. Все вышеперечисленное было очень важно для развития музыки в Италии и определило основы зарождающейся неаполитанской музыкальной школы.
Нужно упомянуть музыкантов, работавших в Неаполе: композиторов Орландо Лассо и Стефано Фелиса, мадригалиста Помпонио Ненна, органиста и капельмейстера Жана де Макке, композитора, альтиста и теоретика Диего Ортиса, и огромное количество написанной музыки в жанре «Вилланелла» или «Неаполитанская канцона».
Помимо этого, в Неаполе проходили представления «Комедии на музыке» в Академии «Serení», в которых участвовали величайшие музыкальные представители города. Особо надо отметить деятельность в Неаполе гениального Карло Джезуальдо да Веноза3 и его Каме-раты [12], к которой принадлежали Джованни Леонардо Примавера, известный в Неаполе XVI в. клавесинист и органист Сципионе Дентиче, органист и педагог Джованни Мария Сабино (преподаватель Франческо Про-венцале в консерватории «Pietá dei Turchini»).
Во второй половине XVI в. commedia dell'arte в Неаполе начала сливаться с музыкой. Впоследствии, с прибытием и пребыванием в Неаполе Febi Armonici, музыкальная комедия во всех ее формах консолидировалась и в следующие два столетия копировалась и экспортировалась по всей Европе. А еще через какое-то время Неаполь стал позиционировать себя как столица инструментальной музыки — это связано с активной деятельностью в городе знаменитого испанского композитора и гитариста Гаспара Санса и Доменико Скарлатти. Именно такой культурный климат предшествовал появлению и сопровождал работу консерваторий, которые фактически стали местом рождения Неаполитанской
музыкальной школы.
Дидактическая организация консерваторий позволяла приглашать известных педагогов-музыкантов и принимать высокомотивированных и способных студентов со всего Королевства, а также из остальной части Италии и даже Европы4. Музыканты, получившие образование в Неаполе, демонстрировали очень крепкую музыкальную подготовку в области гармонии, контрапункта и инструментальных средств [13, p. 7].
Изучая предпосылки появления консерваторий Неаполя, необходимо взглянуть на исторический облик самого города. Выгодное для торговли географическое положение сделало его ареной бесконечных боевых действий. Чередование политических событий в Королевстве: непрерывные изменения порядка от византийцев к норманнам, от австрийцев к бурбонам, переход от анжуйцев к арагонцам, в конце концов, привели Неаполь под протекторат испанской короны на несколько столетий. Такое множественное господство сопровождалось последующим вторжением различных культур, и способствовало развитию у неаполитанского народа особых, индивидуальных черт, направленных на сохранение своей идентичности [14, p. 15].
История появления неаполитанских консерваторий тесно пересекается с социальными проблемами, вызванными различными причинами. Присутствие оккупационных войск, невероятное число нищих, озабоченные собственными интересами и часто меняющиеся вице-короли (американская исследовательница Г. Лазаревич [11, p. 2] упоминала, что их правление редко превышало 4 года) — все это привело к тому, что часть населения оказалась за чертой бедности. Католическая церковь вынуждена была прибегнуть к масштабным мерам, чтобы спасти беспризорных детей, и таким образом в разное время были созданы благотворительные приюты, ставшие впоследствии первыми консерваториями — «Santa-Maria di Loreto», «Pieta dei Turchini», «San-Onofrio a Capuana» находились под патронатом вице-короля и «Poveri di Gesu Cristo» под покровительством архиепископа.
Поначалу воспитанников в них обучали ремеслам, но ученики своим участием в воскресных службах и торжественных процессиях по случаю рукоположения священников существенно пополняли казну. Самые юные, одетые херувимами — «angiulilli» (ангелочки)5 — помимо прочего, должны были бодрствовать у гробов умерших детей, а затем участвовать в их похоронах. Учитывая высокую детскую смертность того времени, статья была впечатляюще прибыльная [1, с. 50].
3 Джезуальдо родился в Венозе в провинции Потенца 8 марта 1566 г. и умер в провинции Авеллино 8 сентября 1613 г. Отец современного использования полифонической музыки со смелыми диссонансами. Он сочинял духовную и светскую музыку, в том числе различные мадригалы.
4 В реестрах старинных консерваторий, хранящихся в Сан-Пьетро-а-Майелла, можно найти формы приема студентов из Кампании, Сицилии, Калабрии, Пульи, Молизе, Лацио, Умбрии, Пьемонта, а также из Мальты, Германии, Англии, Польши, Испании, Франции, Швейцарии.
5 Самые юные воспитанники консерваторий были одеты как «Играющие ангелы» и выполняли различные религиозные функции: в неаполитанском вертепе XVIII в. было много Ангелов, играющих вокруг Рождества, также в нем было множество музыкантов с самыми разными инструментами, точными копиями инструментов того времени.
По нашему мнению, попечители быстро обнаружили, что доход, полученный от артистических выступлений студентов, которые «озвучивали» религиозные церемонии всех видов, вечеринок и юбилеев, в дополнение к щедрой и постоянной поддержке благотворителей, давал им возможность улучшить качество пребывания в приюте и способствовал укреплению финансового положения консерваторий. Поэтому приюты быстро «перепрофилировались», преподавание музыки стало приоритетным, и к нему были привлечены известные мастера, которые в свою очередь поддержали возможность доступа к обучению музыке не нуждающихся студентов, которым приходилось платить за посещение консерватории.
Э. Амато отмечал, что музыкальная школа опиралась на две фигуры: Maestro di Cappella и второго хормейстера. Maestro di Cappella преподавал композицию и все связанные с ней предметы, от теории до практики. Второй обычно учил пению. Другие учителя занимались инструментальным обучением. В дополнение к общекультурным предметам преподавались следующие дисциплины: сольфеджио, композиция, клавесин, partimenti6, контрапункт, основной инструмент, пение, ансамблевая музыка, хоровые упражнения [4, p. 6].
Maestri изучали и исправляли упражнения в присутствии всех учеников. Одной из прерогатив неаполитанской школы было «взаимное обучение»: самые продвинутые ученики, так называемые «mastricelli» (подмастерья), заботились о неофитах, гарантируя дидактическую преемственность и освобождая преподавателей от «скучных и раздражающих уроков», чтобы они могли посвятить свое время обучению самых продвинутых учеников [2, с. 75].
Эти более продвинутые ученики оставались с остальными в конце урока для обсуждения, которое завершало и дополнительно разъясняло указания, изложенные Маэстро. Экзамены сдавались каждый год в присутствии всех преподавателей, а самые суровые тесты предназначались для студентов младших курсов, которые могли продемонстрировать свой прогресс в этой проверке. Учащиеся с низкой предрасположенностью отчислялись, бездельников сурово наказывали, а лучших учеников иногда награждали деньгами [4, p. 7].
В XVII в. преподавание музыки в неаполитанских консерваториях заняло основное место в обучении и продолжалось от 8 до 10 лет. К каждой из четырех Неаполитанских консерваторий была пристроена церковь, что позволяло маэстро и их воспитанникам заниматься музыкой во время литургических церемоний [3, с. 425] (ил. 1).
Обычно у консерватории состав попечителей насчитывал шесть человек, каждый из которых управлял
Иллюстрация 1. Церковь «Pieta dei Turchini»
бытовыми аспектами: первый отвечал за ризницу и одежду учеников, второй — за здания и помещения, третий — за музыкальные и другие занятия, четвертый — за доходы и концертную деятельность, пятый — за юридическую поддержку, шестой — за питание. Совет попечителей состоял из мирян и руководил ректором, жившим в консерватории и бывшим духовным лицом. В структуре руководства еще состояли вице-ректор, maestro di casa — хозяйственник, несколько префектов, ответственный за питание распорядитель, определенное количество капелланов и ризничий, и у каждого из них в подчинении находились слуги.
Учителя могли жить в городе, среди них тоже была своя иерархия. Выше по служебной лестнице стояли преподаватели грамматики7, риторики, богословия и философии; а учителя музыки, преподававшие игру на инструментах (secular), стояли ниже.
Традиционно считалось, что женщины не могли заниматься музыкой, однако невозможно представить, чтобы в такой атмосфере они оставались в стороне, довольствуясь лишь ролью зрителей. Поначалу в Неаполе они обучались музыке в основном дома. Это подтверждают и живописные источники, судя по которым женщина, имеющая дело с инструментом или партитурой, всегда изображалась в закрытом месте или под благожелательным надзором какой-нибудь монахини. Однако позже появилось множество женских консерваторий, о которых практически никогда не упоминалось, ввиду того что занятия музыкой рассматривались как развлекательная деятельность. По этой же причине произведения женщин-композиторов практически не известны, поскольку они хранились либо в частных закрытых архивах или вообще утрачены. Следует сказать, что правила в женских консерваториях относительно использования и изучения музыки были очень строгими,
6 Partimento нельзя путать с реализацией basso continuo (инструментальное сопровождение мелодии через числовые обозначения, указывающие на гармонию). Разработка и структурирование композиции применялась Неаполитанской музыкальной школой в XVIII в. через Partimenti, которые содержали всю информацию, необходимую для создания музыкального произведения.
7 Например, известный политический философ, историк и правовед Джованни Баттисто Вико, который согласно реестру с 1620 по 1627 был «маэстро грамматики» (!) в консерватории «Poveri di Gesu Cristo».
83
они запрещали любые формы светского музицирования и отдавали предпочтение григорианскому пению и духовной музыке. Среди женских консерваторий следует упомянуть следующие: «dell'Annunziata», «della Maddalena», «dello Spirito Santo», «della Madonna dei Sette Dolori», «di Santa Maria del RifUgio», «di Santa Maria della Concezione Spagnuola», «Santa Maria della Caritä», «Santa Maria del Soccorso» и др. Среди женщин-музыкантов неаполитанской школы можно назвать Дионисию Зам-парелли и сестру Алессандро Скарлатти, Аннамарию, которая училась пению у Никколо Йоммелли и Мель-хиорра Бриджида [4, р. 9].
Мальчиков приобщали к музыке в раннем возрасте, и в дополнение к гуманитарным наукам они ежедневно посвящали себя вокальным и инструментальным упражнениям (гаммы, орнаменты, сложные отрывки), углублялись в контрапункт и теорию музыки, а оставшееся время тратилось на сочинительство. Учитывая, что период обучения длился не менее 8 лет, с такой интенсивностью обучения молодые студенты становились полноценными музыкантами, способными решать любые проблемы, связанные с композицией и музыкальным исполнением.
Дж. Галанти писал, что «в Неаполе есть три школы вокальной и инструментальной музыки, ученики которых носят рясы», в них воспитывается около 230 молодых людей. Среди выпускников этих школ он называл в первую очередь Алессандро Скарлатти, Николо Порпора, Леонардо Лео, Франческо Дуранте, Джованни Баттиста Перголези, Давида Перес, Антонио Траэтта, Антонио Саккини, Николо Пиччини, Йомелли. Помимо этих выдающихся композиторов, школы Неаполя выпустили известных певцов, среди которых были Каффарелли, Эзизиелло и Фаринелли [9].
Консерватория «Santa Maria di Loreto» располагалась на Via Marina, когда-то за пределами городских стен Неаполя, в деревне Лорето (сейчас там находится больница Санта-Мария-ди-Лорето-Маре). Самая старая из четырех неаполитанских консерваторий была основана в 1537 г., в самом начале испанской экспансии при вице-короле Доне Педро де Толедо. По одним сведениям ее учредителем стал апостольский протонотарий испанского происхождения Джованни ди Таппиа, который основал приют при церкви и начал принимать детей бедных рыбацких кварталов Неаполя. Другие источники ссылаются на некоего Мастро Франческо как на основателя консерватории, «которая начала увеличиваться благодаря прибытию отца по имени Джованни ди Таппиа». Кто бы из них ни был первым, после смерти ди Таппиа в 1543 г. структура продолжала функционировать, принимая как мужчин, так и женщин [4, р. 13].
Девочки покинули консерваторию в 1565 г., когда их приняли в консерватории «Annunziata» и «Sant'Eligio» по указу кардинала Альфонсо Карафа.
В реестрах консерватории «Santa Maria di Loreto» XVI в. есть ряд имен мальчиков, размещенных там между 1560 и 1570 гг. Происхождение молодых людей в основном неаполитанское, но многие имена среди них испанские: Эскалона, д'Арагона, Бонадиес, Германо Инфантес, д'Аула, де Луна, Перес, д'Алоизио, д'Авалос, а также упоминаются ломбардцы, французы, сицилийцы. Этот реестр содержит более полутора тысяч имен, что свидетельствует о том, что консерватория «Santa Maria di Loreto» была самой популярной в Неаполе [4, p. 13].
Мальчикам нанимали профессиональных музыкантов в учителя, и с 1630-х гг. консерватория стала музыкальным заведением, куда, в числе прочего, можно было пойти учиться, заплатив по установленной таксе. Плата за обучение была установлена на уровне тридцати дукатов в год. Справедливости ради нужно заметить, что все консерватории за весь период существования оставались в первую очередь благотворительными организациями, и многие в них учились бесплатно. В дополнение к сбору пожертвований в соседней церкви располагалась Cippo — большая деревянная копилка, куда деревенские купцы делали пожертвования малоимущим, и, судя по всему, эти средства попадали именно в консерваторию.
Что касается бытовых условий, известно, что ученикам консерватории «Santa Maria di Loreto» предписывалось носить подрясник и стихарь белых цветов. Зимой им полагалось выдавать теплую одежду (giuppone)8.
Среди документов консерватории сохранились бумаги, их которых видно, что рацион молодых людей был богат бобовыми и рыбой. Например, детям давали Tonnina — блюдо, состоящее из кусочков спинки тунца консервированных в бочках с солью, и продукт под названием «Tarantiello» — в виде салями, полученный из брюшка тунца (он назывался так из-за того, что производился в Таранто).
Э. Амато ссылается на сохранившийся листок с меню, из которого мы можем узнать, что в 1777 г. в консерватории «Santa Maria di Loreto» подавали к столу следующее. «Воскресенье и вторник: зеленый суп La Mattina с отварным мясом, закуской и фруктами. Вечер: блюдо из пасты, сыра и фруктов. Понедельник и четверг: белый суп с ньокки (клецки. — Е. Ю.), с мясом, закуской и фруктами по утрам. Вечер: мясная и фруктовая закуска. Среда, пятница и суббота: утром зеленый суп, белый суп и фрукты. Вечером: салат, сыр и фрукты. Каждый вечер в обычные блюда добавлялась рыба» [4, p. 13].
Среди маэстро-преподавателей можно было встретить: Николо Порпора, Алессандро Скарлатти, Франческо Дуранте, Джованни Паизиелло, Саверио Меркаданте и других известных музыкантов. Например, «Santa Maria di Loreto» очень гордилась, когда сумела взять на место maestro di capella знаменитого Франческо Про-венцале в 1663 г. Он был известнейшим музыкантом
8 Это была одежда, которую в основном использовали дворяне, дшрропе носили как рубашку, из которой были видны только рукава, и с высокой обхватывающей шейкой, которая хорошо подходила для того, чтобы согреть горло маленьких певцов. Однакодшрроив был сделан из грубой ткани, названной «тарантола» по месту происхождения — городка в регионе Абруццо Таранта Пелинья.
84
того времени, жил в Неаполе. Между 1673 и 1701 гг. делил свою работу среди двух консерваторий («Loreto» и «Pietà dei Turchini»). Позже в «Santa Maria di Loreto» его заменили Гаэтано Венециано, затем Никола Ачербо и Катальдо Амодео [б, p. 405].
В 1797 г. «Santa Maria di Loreto» была реорганизована и перешла в состав консерватории «San-Onofrio», поскольку количество учеников резко сократилось из-за плохого управления и ослабления дисциплины. Строение по одним сведениям было реквизировано под военный госпиталь, по другим — стало использоваться как казарма.
Консерватория «Pietà dei Turchini» появилась следующим образом. В 1573 г. несколько жителей района собрались в маленькой церкви «Incoronatella» на Rua Catalana (ныне Via Medina), чтобы сформировать братство, первоначально называвшееся «I Bianchi dell'Imma-colatella», которое имело намерение собирать и принимать брошенных или потерянных детей [4, p. 15]. Вначале дети размещались в церкви, но их количество постепенно увеличивалось, и впоследствии они были размещены в здании рядом с церковью, которое можно увидеть даже сегодня, хотя оно полностью преобразовано: «Santa Maria della Pietà dei Turchini» на Via Medina.
Жизнь в консерватории «Pietà dei Turchini» иллюстрировалась документами того времени. Различные правила жестко регулировали практически каждый шаг не только учеников, но и преподавателей. Чем-то эти правила напоминали суровую дисциплину монастырских школ, они были изложены в уставах консерваторий, дошедших до наших дней. «Regole e Statuti del Real Conservatorio della Pietà de Turchini da osservarsi dalli Ministri, Maestri, Alunni e Serventi. Anno domini 1746» (ил. 2) — предписывали посты, молитвы, регулярную исповедь: мальчикам до двенадцати лет полагалось исповедоваться каждую неделю, старшим — каждые две недели.
Форма предписывалась теми же Правилами и Положениями, в которых детально описывался способ одеваться для молодых студентов, обязанных заботиться о своем имидже. Подрясник и стихарь у студентов «Pietà dei Turchini» были цвета turchino — возможно именно название цвета вошло в наименование консерватории. Приведем вольный перевод: «Каждый, кто живет в консерватории, должен одеваться в скромный и приличный костюм темно-синего цвета, или подходящий темно-лиловый, длинный, как сутана, с белым воротником, пуговицами, поясом и плащом того же темно-синего цвета, шляпой и черными туфлями, темно-синими или белыми чулками. Пуговицы, пояса, чулки других цветов не разрешаются. Вообще запрещается любой декор одежды: кружева, вставки, ленты, красные каблуки в туфлях, банты, позолоченные или посеребренные пуговицы, инкрустации для украшения платья, кокарды на шляпе, кольца, манжеты на руках, серебряные или металлические пряжки и многое другое, что указывает на светское тщеславие, а не на консервативную скром-
Иллюстрация 2. Титульный лист «Правила и Устав Королевской консерватории "Pieta dei Turchini" должные соблюдаться директорами, учителями, учениками и слугами. Год 1746». Исторический архив консерватории
«San Pietro а Majella», Неаполь
ШШШШШШШ^^^ШШШШ^: - L
е
statuti del real
conservât:0
dclla Pizû delbr
chrni
ài cffservaygi dalli hlír nisír^ntaestri sturmi,
с, ягтогти
Mucîiomiui |7*Г
> г
ность»9. Запрещалось носить длинные волосы, завивать их, присыпать кипарисовой пудрой или декоративными средствами любого сорта; волосы должны были быть короткими и стричься, по меньшей мере, раз в месяц. В случае, если одежда нуждалась в заплате, запрещалось появляться на публике без плаща.
Вести себя предписывалось всегда сдержанно и чинно, во время еды соблюдать абсолютное молчание. Питание было двухразовым, как и в «Santa Maria di Loreto»: один раз в полдень и один раз вечером в зависимости от времени года в половине десятого или в половине одиннадцатого. После еды полагалось четверть часа досуга, когда только и можно было поболтать с соседями по спальне либо со старшими или младшими однокашниками. Послеполуденный отдых (сиеста) разрешался лишь летом, ночью запрещалось шуметь и вести себя неприлично. Даже в сильную летнюю жару figlioli (мальчики) должны были оставаться в рубашках и кальсонах. В правилах жестко было сказано, что обнажаться «не только неприлично, но и мерзко в глазах Господа» [1, с. 55].
9 «Rególe e Statuti del Real Conservatorio della Pieta dei Turchini» Archivio storico del Conservatorio Di Música di San Pietro a Majella Di Napoli.
Существовало определенное расписание занятий: одни приходили на уроки утром, а другие после обеда. Это не значило, что те ученики, кому не досталось учителя утром или во второй половине дня, имели досуг и теряли время, они должны были оставаться в своем общежитии для учебы. Когда звон колокола оповещал о появлении их маэстро, они были должны «немедленно выйти из общежития, подойти к нему, поцеловать руку, встать перед ним скромно и подобострастно, прилежно изучать его предмет и повиноваться его командам, никогда не оспаривать наказания, даже если посчитали его необоснованным». Они не должны были отходить от своего учителя, если он не отослал их, а если имели вескую причину для ухода, должны благоговейно попросить разрешения [4, р. 16].
Во время проведения занятий, не связанных с музыкой, все должны были перестать петь или играть, так как это могло помешать ученикам или учителям, поэтому каждому классу назначались конкретный час и место для занятий. Все задания по музыке должны были выполняться не во время «общеобразовательных дисциплин», а после их окончания.
Управление консерваторией не всегда бывало успешным. Иногда там случались беспорядки, подогреваемые зарождающимися республиканскими идеями, вдохновленными Французской революцией. Чтобы не допустить волнение и смуту, Фердинанд IV Бурбон-ский назначил Королевского делегата с абсолютными властными полномочиями Саверио Маттеи, человека весьма уважаемого в культурной среде того времени за свои убедительные организаторские и управленческие способности.
Благодаря сначала Маттеи, а позже Джузеппе Сигиз-мондо, консерватория «Pieta dei Turchini» стала единственной, которая не закрылась, а наоборот принимала студентов других консерваторий [6, р. 407]. Несколько раз она меняла место положения: сначала переехала в монастырь «Сан-Себастьяно», а затем в монастырь «San Pietro a Majella», где продолжает функционировать в настоящее время. Саверио Маттеи также можно поблагодарить за то, что он создал и сохранил невероятную коллекцию автографов великих композиторов неаполитанской школы XVIII в., которая сейчас хранится в библиотеке консерватории «San Pietro a Majella» в Неаполе. Среди других учителей консерватории «Pieta dei Turchini» можно назвать: Джованни Мария Сабино, Франческо Провенцале, Дон Дженнаро Урсино, Николу Фаго, Леонардо Лео, Лоренцо Фаго, Николу Сала, Джакомо Тритто, Джеронимо Абос и Паскуале Кафаро, а среди музыкантов — талантливых скрипачей Паоло
Диана и Эмануэле Барбелья [4, р. 16].
В историческом центре Неаполя, на Piazza dei Gi-rolamini, прямо напротив церкви находится здание, в котором некогда помещалась консерватория «Poveri di Gesu Cristo». Происхождение восходит к 1599 г.10, когда монах-капуцин Марчелло Фоссатаро ди Никотера начал собирать в Неаполе голодных и бездомных плачущих детей-сирот в месте, названном Консерваторией «Бедных Иисуса Христа». Здесь собирались дети от семи до одиннадцати лет, которых, помимо религиозного обучения, учили читать, писать и сочинять музыку. Собственно как консерватория приют стал функционировать с 1620 г.
Консерватория «Poveri di Gesu Cristo» с середины XVII в. выделилась как лучшая скрипичная школа [8], а своего расцвета достигла к концу века, когда ее руководителем был назначен Гаэтано Греко. После смерти в 1728 г. его заменили Франческо Дуранте, затем Франческо Фео и Джироламо Абос. В начале XVIII в. ее отличал «звездный» состав как преподавателей, так и студентов" — Никколо Йоммелли, Джовани Баттиста Перголези, Николо Порпора, Леонардо Винчи, Джузеппе Арена, Джузеппе Авосса, Джакомо Инсанвин12, Томмазо Траэтта и др.
Серьезное преступление нарушило кажущееся спокойствие учебного заведения, которое к этому времени стало ареной конфликта с влиятельным орденом ора-торианцев1з, утверждавших, что шум и гам от консерватории причиняет им неудобства в часы духовных занятий, прикрываясь при этом защитой Святого престола. В 1730 г. молодой студент консерватории Доменико Ланотте был жестоко убит «Корсори» — ополчением архиепископской курии при соучастии тогдашнего ректора. Последний, подстрекаемый ораторианцами, решил насильственно задушить недовольство, которое сам спровоцировал своим плохим управлением. А. Джаннетти в книге «Церковные патенты: конфликт между государством и церковью в истории права Неаполитанского королевства в XVIII веке» упоминал, что в депеше от 13 ноября 1734 г. Карл Бурбонский вмешался, запретив высокомерным Корсори носить оружие, отказав им в неприкосновенности и подчинив королевскому трибуналу [10, р. 35].
Тем не менее, в 1744 г. из-за дальнейших беспорядков, которые вызвали серьезные дисциплинарные проблемы в консерватории, многие молодые люди были исключены, поэтому архиепископ Спинелли, тогдашний глава консерватории, предпочел распустить ее, распределив студентов по другим трем музыкальным институтам Неаполя.
Первоначально конгрегация «San-Onofrio a Capuana»
10 Как отмечал Сальваторе ди Джакомо, дата возникновения Консерватории «Бедных Иисуса Христа», определена из письма Марчелло Фоссатаро, отправленного в 1596 г. в форме петиции канонику собора, дону Иеронимо Маргарите, после которого архиепископ Неаполя кардинал Альфонсо Джезуальдо вмешался, чтобы поощрить создание консерватории в Неаполе.
11 В этот период за плату принимали детей из всех итальянских и даже зарубежных городов, в 1726 г. в качестве «иностранца» был принят Дж. Перголези.
12 Особенно известен в свое время своим умением дополнять и переделывать чужие работы, за что получил нелестное прозвище «Maestro delle pezze» — маэстро кусочник.
13 Конфедерация Ораторианцев Св. Филиппо Нери (Confoederatio OratoriiS. PhilippiNerii).
была основана по инициативе торговцев и ремесленников для производства и продажи в Неаполе превосходного качества тканей. Только в 1598 г., возможно, следуя примеру консерваторий «Pieta dei Turchini» и «Poveri di Gesu Cristo», конгрегация внезапно приняла решение посвятить свою деятельность благотворительности и единственной цели — принимать, воспитывать, обучать сирот и бедняков, приобщая их к искусству.
Маленькие гости «San-Onofrio» начали учиться музыке в первой половине XVII в., это были дети от восьми лет и старше, чьи голоса использовались для религиозных служб в соседней церкви. В 1635 г. в консерватории работали следующие учителя: Джованни Терраччано, школьный учитель, Карло Сика, маэстро капеллы, Дон Аньелло Руссо, ректор. Было также 11 платных пансионеров (ил. 3).
Иллюстрация 3. Внутренний дворик консерватории «San-Onofrio a Capuana», фото Сальваторе ди Джакомо,
1924
Судьба этой консерватории, пожалуй, острее других пересеклась с судьбой города: с революцией Томмазо Аньелло, известного как «Масаньелло»14, и разрушительной эпидемией чумы, с января по август 1656 г. унесшей более трехсот тысяч жертв. Расположение «^ап-Опо/по» в районе Викария было крайне невыгодным: близость к тюрьме «Castel Сариапо», где появилась одна из первых вспышек чумы, расположение входа в консерваторию на площади, которая использовалась во время революции для проведения смертных казней и была заполнена трупами, способствовали распространению чумы в этом месте. К тому же, скопление учеников в плохо отапливаемом и полуразрушенном здании привело к гибели более двух третей пансионеров [4, р. 19].
Однако вскоре старая консерватория «^ап-Опо/г/о»,
немного отремонтированная, стала заселяться. В конце века началась новая жизнь, более уравновешенная, дисциплинированная и плодотворная. Различные обстоятельства улучшили ее экономику и развитие. В дополнение к доходам от многочисленных объектов собственности, приобретенных или переданных в дар, экономические доходы от музыкальных услуг, предлагаемых консерваторией — шествий, религиозных церемоний, свадеб, похорон, вечеринок и представлений, проводимых молодыми студентами, составили около 300 дукатов в год.
С 1653 г. можно назвать многие имена капельмейстеров: Дон Джузеппе Терраччано, Пьетро Антонио Циани, Дон Катальдо Амодео, Дон Анджело Дуранте, Никола Сабино, Никола Фаго, Франческо Дуранте, Никола Грилло, Николо Порпора, Игнацио Прота, Франческо Фео, Леонардо Лео, Джироламо Абос, Карло Котумаччи, Джозеф Долл, Джакомо Инсангвин, Сальваторе Рисполи. Имена студентов и других преподавателей «Бап-Опо/г/о»: Гаэтано Латилла, Маттео Капраника, Доменико Фишет-ти, Николо Пиччинни, Сальваторе Перилло, Никколо Йоммелли, Дженнаро Манна, Доменико Сарро, Никола Фал Сабини, Микеле Аулетта [4, р. 19].
Первые оратории родились именно в этой консерватории: поначалу с религиозными сюжетами, куда иногда вставлялись комические фрагменты (где начал проявляться вкус к тому, что впоследствии станет оперой-buffa).
Мы увидели, что консерватории XVП-XVШ вв. воспитали большое количество композиторов, певцов и инструменталистов и создали неаполитанскую музыкальную школу — уникальную систему, которая впоследствии легла в основу современного музыкального образования. Большим достоинством этой системы было изначальное единство обучения и практики, которое даже в наши дни является одной из сложнейших проблем. Неаполитанская школа довела до большой высоты искусство сольного пения. Композиторы-неаполитанцы создавали выдающиеся произведения в разных жанрах: кантаты и серенады, сочинения для театра (опера^епа, опера-buffa), активно работали в области духовной (многочисленные мессы, оратории и литургические драмы) и инструментальной музыки (соната, концерт^, симфония"). Именно в неаполитанской школе была закреплена тональность (благодаря Ф. Дуранте, Л. Лео и К. Котумаччи). Неаполитанскую школу отличала не только крепкая музыкальная подготовка, но и способность мастеров создавать уникальный неповторимый стиль, основанный на легкости, изяществе, ясности и блеске. Дидактической прерогативой этой школы было «вза-
14 27-летний неграмотный рыбак, но харизматичный и популярный, возглавил народный бунт против испанского вице-короля. Поводом для бунта послужило введение нового налога на торговлю фруктами. Вице-король не смог ни одолеть, ни подкупить Мазаньелло. Эти 10 июльских дней 1647 г. остались в памяти неаполитанского народа, хотя участники тех событий не ставили колоссальных целей, толком ничего не добились, а вдохновитель погиб при непонятных обстоятельствах.
15 Леонардо Лео написал шесть концертов для виолончели с оркестром в период, когда инструментальная виртуозность еще не была развита, а виолончель играла второстепенную роль.
16 Если под «Симфонией» подразумевать оркестровую пьесу, состоящую из нескольких частей, довольно больших по размеру и написанных по определенным правилам, то А. Скарлатти написал двенадцать из них в начале XVIII в.
имное обучение», когда старшие ученики занимались с младшими, обеспечивая тем самым преемственность традиций. Возникнув как местные благотворительные организации, неаполитанские консерватории впоследствии принимали студентов не только из Италии, но и
всей Европы, что позволило Неаполю стать на длительное время центром итальянской оперы и распространить свое влияние на музыкальную культуру ряда европейских стран.
Литература
1. Барбье П. История кастратов. СПб.: Изд-во Ивана Лим-баха, 2006.
2. Митюкова 3.3. Неаполитанские «консерватории»-прию-ты XVIII века как педагогический феномен // Ученые записки РАМ имени Гнесиных. 2017. № 4. С. 70-84.
3. Юнеева Е. А. Эпоха итальянского барокко: у истоков профессионального музыкального образования // Образование: традиции и инновации. Прага, 2013. С. 424-428.
4. Amato E. I Quattro antichi conservatori di Napoli. Napoli, 2019.
5. BentleyJ. H. Política e cultura nella Napoli rinascimentale, Cosima Campagnolo Guida Editori. Napoli, 1995.
6. Cafiero R. Esistevano in Napoli quattro licei, fra noi detti Conservatori, Peter Lang AG, International Academic Publishers. Bern, 2015.
7. Comotti G. La musica dei greci nella cultura greca e romana, EDT. Torino, 1979.
8. Di Giacomo S. Storia del Teatro San Carlino. Contributo Alla
Storia della Scena Dialettale Napoletana, 1738-1884. Napoli: S. Di Giacomo, 1891.
9. Galanti G. M. Breve descrizione della citta di Napoli e del suo contorno. Napoli, 1792. Электронный ресурс, дата обращения 31.01.21. URL: https://archive.org/details/brevedescrizione-00gala_0.
10. Giannett A. Patentati ecclesiastici: il conflitto tra lo Stato e la Chiesa nella storia del diritto del Regno di Napoli nel Settecento, ed. UNIservice. Trento, 2008.
11. Lazarevich G. The role of Neapolitan intermezzo in the evolution of eighteen-century musical style: symphonic and dramatic aspects 1685-1735. Ph. D. Michigan, 1970.
12. Pizzichelli B. Introduzione a Gesualdo da Venosa. Rome, 1995.
13. Tintori G. L'Opera Napoletana Piccola. Biblioteca Ricordi. Milano, 1958.
14. Volpicella S. Studi di Letteratura, Storia ed Arti. Napoli 1876.
References
1. Barbier P. Istoria castratov [History of castrates] SPb.: Izd-vo Ivana Limbaxa, 2006.
2. Mityukova Z. Z. Neapolitanskie «conservatorii»-prijuti 18 veka kak pedagogicheskij fenomen [Neapolitan «conservatories»-asy-lums of the 18th century as a pedagogical phenomenon] // Uchenye zapiski RAM imeni Gnesinyh [Scientific notes of the Gnessin Russian Academy of Music]. 2017. № 4. Pp. 70-84.
3. Yuneeva E. A. Epoha italianskogo barokko: u istokov profes-sionalnogo obrasovania [The era of the Italian baroque: at the origins of professional music education] // Obrazovanie: traditsii i innovatsii [Education: traditions and innovations]. Prague, 2013. Pp. 424-428.
4. Amato E. I Quattro antichi conservatori di Napoli. Napoli, 2019.
5. Bentley J. H. Politica e cultura nella Napoli rinascimentale, Cosima Campagnolo Guida Editori. Napoli, 1995.
6. Cafiero R. Esistevano in Napoli quattro licei, fra noi detti Conservatori, Peter Lang AG, International Academic Publishers. Bern, 2015.
7. Comotti G. La musica dei greci nella cultura greca e romana,
EDT. Torino, 1979.
8. Di Giacomo S. Storia del Teatro San Carlino. Contributo Alla Storia della Scena Dialettale Napoletana, 1738-1884. Napoli: S. Di Giacomo, 1891.
9. Galanti G. M. Breve descrizione della citta di Napoli e del suo contorno. Napoli, 1792. Электронный ресурс, дата обращения 31.01.21. URL: https://archive.org/details/brevedescrizione-00gala_0.
10. Giannetti A. Patentati ecclesiastici: il conflitto tra lo Stato e la Chiesa nella storia del diritto del Regno di Napoli nel Settecento, ed. UNIservice. Trento, 2008.
11. Lazarevich G. The role of Neapolitan intermezzo in the evolution of eighteen-century musical style: symphonic and dramatic aspects 1685-1735. Ph. D. Michigan, 1970.
12. Pizzichelli B. Introduzione a Gesualdo da Venosa. Rome, 1995.
13. Tintori G. L'Opera Napoletana Piccola. Biblioteca Ricordi. Milano, 1958.
14. Volpicella S. Studi di Letteratura, Storia ed Arti. Napoli, 1876.
Информация об авторе
Елена Андреевна Юнеева E-mail: [email protected]
Государственное образовательное бюджетное учреждение культуры высшего образования «Волгоградский государственный институт искусств и культуры» 400001, Волгоград, ул. Циолковского, 4
Information about the author
Elena Andreevna Yuneeva E-mail: [email protected]
State educational budgetary institution of culture of higher education «Volgograd State Institute of Arts and Culture» 400001, Volgograd, 4 Tsiolkovsky St.