ИСТОРИЯ ФОРМУЛ ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ
Константин Душенко ИСТОРИЯ ПОВТОРЯЕТСЯ ДВАЖДЫ...
Аннотация. В статье прослеживается происхождение выражения «История повторяется дважды» и его позднейшее бытование в культуре.
Ключевые слова: крылатые слова; Фукидид; Плутарх; Гегель; Гейне; Маркс.
Konstantin Dushenko History repeats itself twice
Abstract. The article traces the origin of the expression «History repeats itself twice» and its later existence in culture.
Keywords: Origin of familiar phrases; Thucydides; Plutarch; Hegel; Heine; Marx.
Выражение «История повторяется» («Die Geschichte wiederholt sich») появилось в немецкой печати не позднее 1830-х годов. Затем были отысканы его античные предшественники, прежде всего вступление Фукидида к «Истории Пелопонесской войны» (конец V в. до н.э.): «...исследовать достоверность прошлых и возможность будущих событий (могущих когда-нибудь повториться по свойству человеческой природы в том же или сходном виде)...» (пер. Г. Стратановского)(5, с. 14).
Близкая мысль выражена у Плутарха (II в. н. э):
«Поскольку поток времени бесконечен, а судьба изменчива, (... ) часто происходят сходные между собой события. (...) .Неминуемо
Константин Душенко
должны по многу раз происходить сходные события, порожденные одними и теми же причинами». («Серторий», 1; пер. А. Каждана.) (4, с. 5).
В XIX в. Гегель учил:
«Наполеон был два раза побежден, и Бурбоны были изгнаны два раза. Благодаря повторению того, что сначала казалось лишь случайным и возможным, оно становится действительным и установленным фактом» («Лекции по философии истории» (1837), III, 2; пер. А. Водена) (1, с. 296).
Эту мысль продолжил Карл Маркс:
«Гегель где-то отмечает, что все великие всемирно-исторические события и личности появляются, так сказать, дважды. Он забыл прибавить: первый раз в виде трагедии, второй раз в виде фарса» («Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» (1852), I) (3, с. 119).
«Кажется, право, будто историей в роли мирового духа руководит из гроба старый Гегель, с величайшей добросовестностью заставляя все события повторяться дважды: первый раз в виде великой трагедии и второй раз - в виде жалкого фарса.
О смене трагедии фарсом на исторической сцене еще раньше говорил Генрих Гейне:
«...Великий праотец поэтов [т.е. Бог] (...) в своей тысячеактной мировой трагедии доводит комизм до предела (...): после ухода героев на арену выступают клоуны и буффоны с колотушками и дубинками, на смену кровавым революционным сценам и деяниям императора [Наполеона] снова плетутся толстые Бурбоны.» («Идеи. Книга Le Grand» (1826), гл. 11); перевод Н. Касаткиной) (2, с. 136).
В письме к Марксу от 3 дек. 1851 г. Энгельс приводит примеры того же рода: «Кажется, право, будто историей в роли мирового духа руководит из гроба старый Гегель, с величайшей добросовестностью заставляя все события повторяться дважды: первый раз в виде великой трагедии и второй раз - в виде жалкого фарса. Коссидьер вместо Дантона, Луи Блан вместо Робеспьера, Гора 1848-1851 гг. вместо Горы 1793-1795 гг., племянник вместо дяди. И та же самая карикатура в обстоятельствах, сопровождающих второе издание восемнадцатого брюмера!» (3, с. 341).
Речь шла о сходстве между переворотом 18 брюмера (9 ноября 1799 г.), когда единоличную власть захватил Наполеон Бонапарт, и переворотом 2 декабря 1851 г., осуществленным его племянником Луи Бонапартом. 98
История повторяется дважды.
В 1970 г. в американской печати появилась поэтическая метафора «История не повторяется, но рифмуется», приписанная Марку Твену («History does not repeat itself, but it rhymes)».
На сайте «Quoteinvestigator» указан любопытный предшественник этого афоризма. В октябрьском номере лондонского журнала «The Christian Remembrancer» за 1845 г. появилась обширная рецензия на изданную в Англии книгу А.Н. Муравьева «История Церкви в России» (1842). Рецензент писал:
«Зрелище повторяется; восточное солнце восходит вторично; история неосознанно повторяет свой рассказ, оборачиваясь какой-то мистической рифмой; одна эпоха оказывается прообразом другой, и извилистый ход времени снова приводит нас к той же точке» (6, с. 264).
Список литературы
1. Гегель Г.В.Ф. Сочинения: В 14 т. - М.; Л.: СОЦЭГИЗ, 1935. - Т. 8. - 468 с.
2. Гейне Г. Собр. соч.: В 6 т. - М.: Худож. лит., 1982. - Т. 3. - 486 с.
3. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - Изд. 2-е. - М.: Политиздат, 1957. - Т. 8. -
736 с.
4. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. - М.: Наука, 1994. - Т. 2. - 672 с.
5. Фукидид. История. - М.: АСТ, 1993. - 733 с.
6. «A History of the Church in Russia» by A.N. Mouravieff. <...> - Oxford, 1842: [Review] // The Christian Remembrancer. - London, 1845. - Vol. 10, October. - P. 245331.
References
1. Hegel G. W. F. Sochinenia: V 14 t. - M.; L.: SOTSEGIZ, 1935. - T. 8. - 468 s.
2. Heine G. Sobr. soch.: V 6 t. - M.: Khudozh. lit., 1982. - T. 3. - 486 s.
3. MarxK., EngelsF. Sochinenia. - Izd. 2-e. - M.: Politizdat, 1957. - T. 8. - 736 s.
4. Plutarch. Sravnitelnye zhizneopisania. - М.: Nauka, 1994. - T. 2. - 672 s.
5. Thucydides. Istoria. - М.: АСТ, 1993. - 733 s.
6. «A History of the Church in Russia» by A.N. Mouravieff <...>. Oxford, 1842: [Review] // The Christian Remembrancer. - London, 1845. - Vol. 10, October. - P. 245-331.