5. Тутов С.С. Сравнение транспортных машин для осуществления манипуляции горных пород // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. Тула: Изд-во ТулГУ, 2021. Вып. 5. С. 270-274.
ИСТОРИЯ ПОДЗЕМНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА Кочеткова А.С.
Кочеткова Анастасия Сергеевна - студент, кафедра геотехнологий и строительства подземных сооружений, Тульский государственный университет, г. Тула
Аннотация: в работе рассматривается вопрос об истории подземного строительства нынешнее состояние возведения подземных городов. Описываются материалы и технологии для подземного строительства.
Ключевые слова: подземное строительство, технологии, материалы, подземные города, порода, горная.
УДК 624.1
Подземные города - далеко не новость. Они существовали в древности, но не повсеместно, а только там, где климат, рельеф и структура грунта позволяли их создавать. Классическим примером таких поселений являются подземные сооружения в Турции, в Каппадокии. Целые города, вырезанные в легко поддающемся обработке туфе, дошли в местностях с сухим климатом в целости и сохранности до нашего времени. Построены они были в период раннего христианства. Глубина, на которую уходили подземные сооружения, была около 100 м. Внутри были в основном жилые помещения, имевшие хорошую систему вентиляции и водоснабжения, но также построены и винодельни, пекарни, церкви и помещения для содержания скота. Сохранилось 20 уровней этого города под землей, из которых сегодня обследовано только половина. Снаружи город ничем себя не выдавал, кроме нескольких скрытых отверстий среди скал.
Подобный город, также скрытый, но уже под надземным городом, есть во Франции. Он более поздней постройки и был обитаем еще в 19 веке. И он в этой стране не один, таких подземных сооружений насчитывается 70, и все они служили защитой населению при многочисленных войнах.
В сердце Австралии существует настоящий современный подземный город, скрывающийся в недрах раскаленной пустыни. Вода в него поступает из артезианской скважины, а электричество вырабатывают дизельные генераторы и солнечные батареи. Живут в городе горняки и их семьи. Здесь добываются опалы.
А вот увидеть настоящий подземный город будущего можно в Канаде, в Монреале. Город RESO является гигантским развлекательным центром, который создан на основе местного метрополитена. В нем есть торговые центры, автобусные вокзалы, офисы, рестораны, отели, банки, кинотеатры, галереи и даже студенческий городок. Подземелье особенно популярно зимой. Попасть в него можно из любого городского района, практически не выходя на мороз на надземную улицу. Такой же город есть в Торонто, в Амстердаме. Многие предприятия и заведения для проведения массовых мероприятий все чаще устраиваются под землей в Финляндии.
Есть проект создания города под куполом с использованием разработанного карьера в России, в Якутии. Глубина выработки 1200 м. Планируется создание 3 уровней. На нижнем уровне будут выращиваться животные, на среднем расположится лесная зона отдыха, а жилым уровнем будет самый верхний.
Не только климатические условия подвигают архитекторов и государственные структуры на создание таких городов. Подземные сооружения - не дешевое удовольствие. Но появившиеся современные строительные материалы и технологии делают такое строительство более рентабельным и технически возможным [1-4]. Новые строительные смеси сейчас активно заменяют в строительстве устаревший бетон. Применяются прочные фибробетоны и бетоны с полимерными добавками, углепластиковая арматура, энергосберегающее стекло, современные горнопроходческие машины, позволяющие делать быстро прочные туннели. Так что, переезд под землю всей цивилизации вполне возможен, если в этом возникнет необходимость.
Список литературы
1. Григорьев М.С., Ковалёва Т.Е., Тутов С.С. Анализ конструкции и особенности шагающего экскаватора, применяемого в горной промышленности // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. Тула: Изд-во ТулГУ, 2020. Вып. 6. С. 251-254.
2. Керимов З.Э. Гидравлические машины ударного действия и их практическое применение // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. Тула: Изд-во ТулГУ, 2019. Вып. 10. С. 481-489.
3. Егоров И.В., Жабин А.Б., Поляков А.В. Определение рациональных параметров гидротранспорта твердых полезных ископаемых в системе гидроподъема с подводной станцией // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. Тула: Изд-во ТулГУ, 2019. Вып. 9. С. 89-97.
4. Тутов С.С. Сравнение транспортных машин для осуществления манипуляции горных пород // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. Тула: Изд-во ТулГУ, 2021. Вып. 5. С. 270-274.