УДК 378
Ирина Анатольевна Тютюева Татьяна Николаевна Филютина
г. Шадринск
История подключения Шадринского государственного педагогического университета к
мировому движению «Абилимпикс»
В данной статье представлена история международного движения «Абилимпикс» и этапы развития движения «Абилимпикс» по профессиональному мастерству для инвалидов с лиц с ограниченными возможностями здоровья в Шадринском государственном педагогическом университете. Авторы показывают динамику и анализируют количественные показатели по обучающимся с инвалидностью и ОВЗ по разным нозологиям в ФГБОУ ВО «ШГПУ» с 2018 - 2024 год. В статье представлен анализ опыта командной работы кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии с 2018 года по сопровождению студентов с инвалидностью и ОВЗ для участия в региональных, отборочных, национальных чемпионатах по компетенциям: «Учитель начальная классов», «Психология», «Дошкольное воспитание».
Ключевые слова: университет, студенты с инвалидностью и ОВЗ, компетенция, конкурс профессионального мастерства «Абилимпикс».
Irina Anatolievna Tutueva Tatiana Nikolaevna Filiutina
Shadrinsk
The history of the connection of Shadrinsk State Pedagogical University to the world
movement "Abilimpics"
This article presents the history of the international movement "Abilimpics" and the stages of the movement development "Abilimpics" on professional skills for disabled people at Shadrinsk State Pedagogical University. The authors show the dynamics and analyze quantitative indicators for students with disabilities in various nosologies in Shadrinsk State Pedagogical University from 2018 to 2024. The article presents an analysis of the experience of teamwork of the Department of Correctional Pedagogy and Special Psychology since 2018 accompanying with disabled students to participate in regional, qualifying, national championships in competencies: "Primary school teacher", "Psychology", "Preschool education".
Keywords: university, disabled students, competence, "Abilimpix" Professional Skills Competition.
Введение. В настоящее время в России регистрируется 34 тысячи инвалидов в возрасте от 18 до 30 лет. Из них только 1% обучается в ВУЗах [8], данная статистика свидетельствует, о неудовлетворительной профориентационной работе с детьми с инвалидностью и ОВЗ и их родителями, об отсутствии дифференцированных количественных показателей, в частности, не выделены группы инвалидов с ментальными и множественными нарушениями, нет информации у потенциальных абитуриентов с инвалидностью и ОВЗ о возможных направлениях их подготовки в ВУЗах страны. Фактически, в каждом профессиональном учреждении высшей школы в России в настоящее время имеют возможность обучаться и обучаются лица с ОВЗ и инвалидностью, которые активно вовлекаются в конкурсы профессионального мастерства «Абилимпикс» [5].
Abilympics - международное некоммерческое движение основанное в 70 -х годах в Японии. Abilympics - это олимпиады по профессиональному мастерству инвалидов различных категорий, само название движения - это сокращение от английского Olympics of Abilities («Олимпиада возможностей»). В 1972 году, японская ассоциация по трудоустройству инвалидов при Министерстве труда, проводила олимпиаду способностей. Целью которой явилось улучшение профессиональных навыков лиц с ограниченными возможностями. Рассмотрим в таблице географию международных чемпионатов и их девизы [6].
Таблица 1
Международные чемпионаты «Абилимпикс»_
Год Место проведения Девиз
1981 Токио, Япония Получение профессиональных навыков открывает путь в блестящее будущее
1985 Богота, Колумбия -
1989 Шатин, Гон Конг Равенство при участии
1995 Перт, Австралия Мир, работающий вместе
2000 Прага, Чехия - Первый Абилимпикс, проведенный в Европе Первый Абилимпикс, проведенный в Европе
2003 Нью Дели, Индия - Мы можем, мы сделаем
2007 Шизуока, Япония Блестящие Навыки, Сияющие личности, создающие общество для всех
2011 Сеул, Корея Бесконечный вызов миру
2016 Бордо, Франция Обычные навыки, необычные люди
Как мы видим из таблицы 1, Международные чемпионаты проводятся один раз в четыре года. У каждого чемпионата есть всегда свой девиз, страна организатор. Количество компетенций от чемпионата к чемпионату только увеличивается, движение расширяется по континентам и странам планеты, но остается неизменным всегда - оценивание практических профессиональных навыков профессионального мастерства у лиц с ОВЗ и инвалидностью, где в компетенциях после конкурса можно оценить материальный результат.
В 2019 году Российская Федерация получила право стать организатором X Международного чемпионата «Абилимпикс» [7]. По решению Организационного комитета X Международный чемпионат «Абилимпикс» должен был пройти в Москве в августе 2022 года. В начале 2022 года Международная Федерация «Абилимпикс» приняла решение об отмене X Международного чемпионата «Абилимпикс» в августе 2022 года в России. В рамках подготовки к чемпионату Национальный центр «Абилимпикс» создал аккаунты, посвященные X Международному чемпионату «Абилимпикс» на английском и китайском языках. Участники чемпионата должны были соревноваться по 55 компетенциям.
В настоящее время выделяются основные задачи движения «Абилимпикс»:
1. Повысить стремление инвалидов к профессиональной независимости и улучшить их профессиональные навыки.
2. Поднять на новый уровень общественное восприятие профессиональных возможностей инвалидов и их участие в социально-экономической жизни.
3. Поддерживать социальную интеграцию инвалидов в жизнь общества, уделяя особое внимание их профессиональному развитию и образованию.
4. Способствовать международному обмену и дружбе между участниками.
5. Способствовать успешной социализации и трудоустройству инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья.
Россия присоединилась к данному движению в 2014 году. Рассмотрим этапы его развития в России.
M
Щ
1 этап
2 этап
• Первый Презентационный чемпионат Абилимпикс. 72 участника, 18 компетенций.
Проведение региональных чемпионатов.
M
щ
3 этап
4 этап
5 этап
Проведение Первого национального конкурса в Москве "Абилимпикс - Россия". 254 конкурсанта, 29 регионов, 29 компетенций.
• Международный чемпионат. Участие Российской команды в IX Международном чемпионате.
X Международный чемпионат в России.
Рис 1. Этапы развития движения «Абилимпикс» в России
Как видно из рисунка на первом этапе развития состоялся первый презентационный чемпионат, который прошел благодаря созданному Управляющему совету, в который вошли руководители Всероссийского общества глухих, Всероссийского общества слепых, Всероссийского общества инвалидов, российского клуба психиатров и многих других организаций, которые взаимодействуют с лицами с инвалидностью и ОВЗ. В дальнейшем движение разворачивалось по регионам, вовлекая все больше территорий России [2]. С привлечением большего количества участников, увеличивался и контингент участников. Приведем статистику участников движения в РФ по годам.
25000 20000 15000 10000
2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023
Рис. 2. Распределение количества участников движения в РФ по годам
Как видно из рисунка количество участников чемпионатов «Абилимпикс» с 2016 года по 2023 году увеличивается примерно в 13 раз. Если в 2016 году принимали участие 1680 человек, то уже в 2023 году - 21576 человек. Также и увеличивается перечень компетенций, которые в свою очередь делятся на определенные группы (культура и искусство; сфера
17
образования; медицинские профессии; декоративно-прикладное искусство; сфера услуг, сервис; экономика и управление; строительство; общественное питание; промышленные профессии; 1Т - технологии). С 2022 года все компетенции делятся на несколько уровней: основные, которые утверждаются каждый год протоколом рабочей группы, презентационные, региональные и компетенции фестиваля возможностей. В 2024 году утверждено 50 основных компетенций Национального чемпионата, который будет проходить в Москве, в октябре. В связи с этим и увеличивается количество экспертов, которые осуществляют судейство чемпионатов, у которых есть свои права и обязанности.
Исследовательская часть. Курганская область присоединилась к движению «Абилимпикс» в 2016 году. Организационный комитет формируется из представителей органов исполнительной власти, руководителей образовательных учреждений, представителей общественных организаций под патронажем Правительства Курганской области, создан Координационный совет работодателей [7].
В структуру движения «Абилимпикс» Курганской области входят:
- региональный центр развития движения «Абилимпикс» создан в 2017 году на базе ГБПОУ «Курганский педагогический колледж»
- региональный центр обучения экспертов на базе ГБПОУ «Курганский педагогический колледж»
- региональный волонтерский центр движения «Абилимпикс», создан на базе ГБПОУ «Курганский технологический колледж имени Героя Советского Союза Н.Я. Анфиногенова»
В 2021 году была утверждена новая концепция развития движения «Абилимпикс» в РФ на 2021-2030 годы.
Структура движения «Абилимпикс» на региональном уровне:
• Организационный комитет развития движения «Абилимпикс».
• Региональный координационный совет партнеров.
• Молодежный совет «Абилимпикс» (содружество).
• Региональный ЦРД «Абилимпикс» в Курганской области .
• Региональный центр обучения экспертов «Абилимпикс».
• Центр добровольчества «Абилимпикс».
Форматы соревнований постепенно трансформировались и расширялись: увеличивалось количество компетенций, категорий участников, количество экспертов и добровольцев. Приведем статистику по региональным чемпионатам Курганской области.
200 150 100 50 0
142153
88
43
я 14 16 16 18 20 21 21 8 ■■II ||
10496 9310а°6
96 93 95
¡¡¡1 1111 V .|||
4 8 __ ■■ ■■ 0
Количество компетенций Количество участников Количество экспертов Количество добровольцев
■ 2016 ■ 2017 ■ 2018 ■ 2019 ■ 2020 ■ 2021 ■ 2022 ■ 2023
Рис. 3. Статистика по региональным чемпионатам Курганской области
Как видно из рисунка количество компетенций и участников регионального чемпионата Курганской области с каждым годом увеличивается, просматривается
18
стабильный состав экспертов и добровольцев, то есть можно с уверенностью сказать, что идет активная профориентация школьников и привлечение всех категорий участников (школьники, студенты, работающие) с инвалидностью и ОВЗ к движению «Абилимпикс» в Курганской области.
ФГБОУ ВО «ШГПУ» присоединилось к данному движению в 2018 году. В Шадринском государственном педагогическом университете в настоящее время обучается 28 студентов с ОВЗ и инвалидностью по уровням образования: среднее профессиональное образование, бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. Приведем статистику обучающихся по видам нарушений за последние 7 лет в ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет».
Таблица 2.
Динамика количественных показателей обучающихся студентов с ОВЗ и инвалидностью в ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический
университет»
Виды нозологий 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024
Нарушение зрения 2 4 2 4 3 6 8
Нарушение ОДА 7 7 5 10 12 10 11
Соматические 3 4 5 6 10 12 15
заболевания
ВСЕГО 12 15 12 20 25 28 34
Как видно из таблицы, происходит общая динамика нарастания студентов с инвалидностью и ОВЗ в Шадринском университете за последние 7 лет. Статистика и анализ публикаций показывает, повышение доступности инклюзивного высшего образования, и одновременно плохую осведомленность выпускников с ОВЗ и инвалидностью из инклюзивных классов среднеобразовательных школ и колледжей о возможностях поступления в ВУЗ. В связи с развитием дистанционного обучения и усилением цифровизации образования обозначились проблемы соответствия выбора профиля образования индивидуальным возможностям, способностям и желаниям для каждого обучающегося и его социально-психологической адаптации и социализации в группе [10]. Вид нарушения важно учитывать в профориентационной работе при выборе студентом профиля образования, чтобы его ограниченные возможности здоровья не создавали проблем в профессиональном высшем инклюзивном образовании и дальнейшем трудоустройстве.
В сентябре 2018 года 2 студента Шадринского государственного педагогического института Е.А. Заварницына (факультет коррекционной педагогики и психологии) и Е.Д. Лукиных (педагогический факультет) участвовали в Чемпионате Курганской области по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» - в компетенции «Учитель начальных классов» [8]. По итогам выполнения конкурсных заданий студентка факультета коррекционной педагогики и психологии, обучающаяся по направлению подготовки: 44.03.03 - специальное (дефектологическое) образование по профилю: «Специальная психология») Е.А. Заварницына и стала победителем регионального уровня, конкурс проходил на площадке Курганского педагогического колледжа.
Участникам предлагались 3 конкурсных задания: проведение фрагмента воспитательного мероприятия, посвященного Дню Учителя, изготовление поделки с учащимися (волонтерами); и проведение подвижной игры для детей начальных классов. Задания оценивались по 10-бальной шкале, по следующим критериям: методическая грамотность разработки воспитательного мероприятия; воспитательная целесообразность беседы; качество выполнения образца; соответствие результатов мероприятия с поставленными целью и задачами; уровень сложности материала, его объем; способ
демонстрации и объяснения выполнения работы, их соответствие возрастным и индивидуальным особенностям учащихся.
Подготовку участников к региональному этапу в конкурсе по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляли И.А. Тютюева (доцент, канд. психол. наук), Т.Н. Филютина (профессор, канд. пед. наук), Ю.Н. Рюмина (доцент, канд. пед. наук). И.А. Тютюева прошла подготовку и являлась экспертом на региональном чемпионате Курганской области по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» - 2018 [9].
Победитель регионального чемпионата Е.А. Заварницына и наставники Т.Н. Филютина, И.А. Тютюева приняли участие в IV Национального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями «Абилимпикс» по компетенции «Учитель начальных классов» 20-23 ноября 2018 г. в г. Москва. Участникам было предложено три задания: решение педагогической ситуации, демонстрация фрагмента урока по окружающему миру (2 класс) на тему «Дикие и домашние животные», организация и проведение внеклассного мероприятия с элементами конструирования и робототехники.
С 2019 года команда сопровождения начала осваивать компетенцию «Психология», соревнования прошли на площадке Курганского педагогического колледжа. В 2020 году при содействии и поддержке ректора ШГПУ А.Р. Дзиова, проектора Н.В. Скоробогатовой была подготовлена и аккредитована площадка Шадринского государственного педагогического университета для проведения чемпионата по компетенции «Психология». Экспертами выступили кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии: Т.Н. Филютина, Н.В. Скоробогатова, В.А. Юдина, И.А. Тютюева, которые прошли обучение по программам повышения квалификации:
- «Подготовка региональных экспертов конкурсов профессионального мастерства «Абилимпикс» г. Курган,
- «Подготовка экспертов чемпионата профессионального мастерства «Абилимпикс» в области коррекционной педагогики, специальной психологии и реабилитологии» г. Челябинск и получили удостоверения экспертов.
Данная работа способствовала развитию и активному становлению компетенции «Психология» [11], а также развитию фестиваля «Абилимпикс. Дети» и волонтерскому движению «Абилимпикс» в ШГПУ
ФГБОУ ВО «ШГПУ» структурно активно развивается, в 2022 году были набраны группы обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в Университетский колледж. В 2024 году кафедра приняла решение расширить участие в движении. Команда сопровождения организовала и подготовила соревнования по двум компетенциям «Психология» и «Дошкольное воспитание». Был расширен состав экспертов двух компетенций, а также участников, которые обучались по программам СПО в Университетском колледже ШГПУ, по программам бакалавриата, по программам магистратуры. Приведем статистику победителей региональных чемпионатов «Абилимпикс» Курганской области обучающихся в ФГБОУ «ШГПУ» с 2018 по 2024 год.
Таблица 3
Победители региональных чемпионатов «Абилимпикс», _ обучающиеся в ФГБОУ ВО «ШГПУ»_
Год участия Компетенция Победители
2018 Учитель начальных классов Заварницына Е. А.
2019 Психология Заварницына Е. А.
2020 Психология Манакова А.В.
2021 Психология Букина О.В.
2022 Психология Манакова А.В.
2023 Психология Коновалов И.И.
2024 Психология Коновалов И.И.
2024 Дошкольное воспитание Манакова А.В.
Как видно из таблицы Е.А. Заварницына участвовала в региональных Чемпионатах 2 раза, но в разных компетенциях и показала устойчивый высокий результат победив первый раз в компетенции «Учитель начальных классов», а второй по ее непосредственному направлению подготовки «Психология». Екатерина участвовала в Национальном Чемпионате, как победитель Регионального Чемпионата по компетенции «Учитель начальных классов», где показала 9 место из 37 участвующих. Это был первый опыт участия студентов, экспертов и преподавателей-наставников в региональном и Национальном Чемпионате ФГБОУ ВО «ШГПУ». В настоящее время Е.А. Заварницына успешно работает психологом и тьютором в дошкольном образовательном учреждении г. Салехарда с детьми с РАС.
С 2020 года А.В. Манакова участвовала в чемпионатах «Абилимпикс» разного уровня. Результатом эффективной работы команды сопровождения по подготовке к профессиональному конкурсу была победа Александры в региональном Чемпионате, а следом и в Национальном Чемпионате 2020 года в компетенции «Психология». Пропустив один год соревнований, в соответствии с нормативными документами, в 2022 А.В. Манакова подтверждает свой достигнутый результат и вновь занимает первое место на региональном и третье место на Национальном Чемпионате.
На Региональных соревнованиях 2024 года мы пришли к следующим результатам:
Компетенция «Психология», категория «Студенты»:
1 место - Коновалов Илья
2 место - Манакова Александра
3 место - Спирина Екатерина.
Участник: Мельникова Алина, Черепанова Валерия
Эксперты: Алексеев И.А., Филютина Т.Н., Скоробогатова Н.В., Юдина В.А., Никулина Л.Ю., Тютюева И.А.
Компетенция «Дошкольное воспитание», категория «Студенты»:
1 место - Манакова Александра
2 место - Спирина Екатерина
3 место - Батурина Дарья (Куртамышский филиал Курганского педагогического колледжа).
Участники: Никулин Игорь, Мельникова Алина
Эксперты: Филютина Т.Н, Юдина В.А., Жданова Н.М., Крючкова Т.А., Тютюева И.А.
Второй год подряд компетенция «Психология» является только региональной компетенций. В этом году компетенция «Дошкольное воспитание» входит в перечень компетенций Национального Чемпионата. Для справки: победители регионального этапа смогут принять участие в Национальном чемпионате «Абилимпикс» после отборочного этапа, который будет организован в июне 2024 года в 8 Федеральных округах. По итогам отборочного этапа участники смогут принять участие в Национальном Чемпионате, который пройдет в период с 25 по 29 октября 2024 года в Москве в Выставочном центре «Гостиный двор». В соответствии постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2022 г. №119 победители и призеры Национального чемпионата награждаются сертификатами на право получения дополнительного образования или приобретения специализированных технических средств реабилитации. Участие в данном конкурсе позволяет посмотреть «другими глазами» на людей, которые в обществе зовутся «людьми с ограниченными возможностями и инвалидами». Создается впечатление, что никаких ограничений у них нет, что они могут выполнять профессиональные задания на очень
высоком уровне, на уровне мастерства, но им нужна небольшая поддержка. Цель конкурса -содействие развитию профессиональной инклюзии обучающихся, выпускников и молодых специалистов с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья на рынке труда - несомненно достигнута.
Заключение. Опыт участия команды сопровождения кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии ФГБОВ ВО «ШГПУ» в региональных и всероссийских Чемпионатах показывает, как положительные стороны, так и некоторые недочеты, которые влияют на точки дальнейшего роста участников и развития компетенций.
В 2019 году ШГПУ инициировал включение в IV чемпионат Курганской области по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ОВЗ «Абилимпикс» компетенцию «Психология», так как в педагогических профессиональных стандартах на современном этапе актуализируются развитие двух групп навыков: жестких и гибких, при чем овладение гибкими навыками важно для всех обучающихся по психолого-педагогическим направлениям. Однако в 2022 было принято решение об исключении из перечня Национального Чемпионата «Абилимпикс» компетенции «Психология». В связи с этим решением возникает противоречие: с одной стороны, нарастают негативные явления в детской и молодежной среде - агрессия, разного рода зависимости, буллинг, социальное одиночество, низкий уровень воспитанности, а с другой стороны, принимается решение об исключении компетенции «Психология». Психологические знания, навыки очень востребованы и необходимы при решении острых и актуальных проблем и вопросов в образовательных учреждениях, семьях и педагогических коллективах.
Подчеркнем, что одна треть педагогических ВУЗов РФ наработали определенный положительных опыт командного сопровождения студентов по компетенции «Психология» и ограничение конкурсантов и команды сопровождения участием только в региональных чемпионатах снижает их мотивацию.
Качество выступления, обучающегося на конкурсе - это совместный результат команды сопровождения. Этот результат зависит от глубины осознанности и качества отработки любой конкурсной задачи: (организационной, адаптационной, социальной, рекламной, психологической, педагогической, конкурсной, аналитической, трудоустройства). При профессиональной подготовке к участию в конкурсе по профессиональному мастерству «Абилимпикс» все работают на результаты конкурса. Результаты конкурса - это не только бальные оценки и ситуация успеха, но развитие профессиональных компетенций, эмоционального интеллекта, личностного роста студента с инвалидностью и ОВЗ и его трудоустройство, а также расширение перспективы развития командной работы специалистов сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Исследование выполнено при финансовой поддержке научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям деятельности вузов партнеров ЮУрГГПУ и ШГПУ в 2024 году по теме «Исследование принципов командной работы на Чемпионатах «Абилимпикс» (№ 16-379 от 2 мая 2024 г.)
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Белявский, Б. Два конкурса, два разных подхода / Б. Белявский. - Текст : непосредственный // Воспитание и обучение с нарушениями развития. - 2019. - № 1. - С. 34.
2. Мартынова, Е.А. Теоретические основы построения и функционирования системы высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / Е.А. Мартынова. - Челябинск, 2003. - 353 с. - Текст : непосредственный.
3. Правительство утвердило план мероприятий по повышению уровня занятости
инвалидов на 2023-2024 годы. - URL: http://government.ru. - Текст : электронный.
4. Психолого-педагогические основы инклюзивного образования : коллект. моногр. / отв. ред. С.В. Алехина. - Москва : МГППУ, Буки Веди, 2013. - 334 с. - Текст : непосредственный.
5. Сайт международного чемпионата «Абилимпикс» во Франции (город Бордо). - URL: http://abilympics-france.fr/en/. - Текст : электронный.
6. Сайт международной федерации «Абилимпикс». - URL: http://www.jeed.or.jp/english/.
- Тект : электронный.
7. Сайт национального чемпионата «Абилимпикс» в России. - URL: http://abilympics-russia.ru. - Тект : электронный.
8. Статистика инвалидности в России . - URL: http://specialbank.ru/2016/10/18/stats_russia/. - Тект : электронный.
9. Тютюева, И.А. Реализация методологических подходов при подготовке студентов с ОВЗ к профессиональным конкурсам / И. А. Тютюева, Т. Н. Филютина, А. С. Костылева. -Текст : электронный // Педагогическое образование в России. - 2020. - № 5. - С. 162-169. -URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44220442
10. Тютюева, И.А. Субъектно-деятельностный подход в высшем образовании студентов-инвалидов при включении в движение «Абилимпикс» / И. А. Тютюева, Т.Н. Филютина, В.А. Юдина. - Текст : электронный // Субъектно-деятельностный подход в специальной и инклюзивном образовании : материалы Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 90-летию со дня рождения заслужен. деятеля науки РФ, д-ра психол. наук, проф. У.В. Ульенковой, Нижний Новгород, 8 нояб. 2019 г. / сост. ред. Е. Е. Дмитриева, С. Н. Каштанова, И.А. Конева. -Нижний Новгород : НГПУ им. К. Минина, 2019. - С. 191-196. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41699438.
11. Тютюева, И.А. Уровневая классификация задач движения «Абилимпикс» и подготовка студентов-инвалидов и с ОВЗ к участию в чемпионатах» / И.А. Тютюева, Т.Н. Филютина. - Текст : непосредственный // Современное педагогическое образование. - 2019.
- № 9. - С. 118-121.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
И.А. Тютюева, кандидат психологических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет, г. Шадринск, Россия, e-mail: medvedeva452010@mail.ru.
Т.Н. Филютина, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: filyutina1960@mail.ru.
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:
I.A. Tutueva, Ph. D. in Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Correctional Pedagogy and Special Psychology, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: medvedeva452010@mail.ru.
T.N. Filiutina, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor, Department of Correctional Pedagogy and Special Psychology, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: filyutina1960@mail.ru.