Научная статья на тему 'История планирования и застройки военного городка № 19 в Иркутске'

История планирования и застройки военного городка № 19 в Иркутске Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
896
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ / ИРКУТСК / ВОЕННЫЙ ГОРОДОК / КАЗАРМА / ИРКУТСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС / ЮНКЕРСКОЕ УЧИЛИЩЕ / ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ / EASTERN SIBERIA / IRKUTSK / MILITARY SETTLEMENT / BARRACKS / IRKUTSK CADET CORPS / CADET SCHOOL / MILITARY SCHOOL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Скорикова Наталья Александровна

В 2009 г. в Иркутске было расформировано Иркутское высшее военное авиационное инженерное училище (ИВВАИУ). После ликвидации осталось 73 объекта общей площадью более 100 тыс. кв. м. 10 объектов являются памятниками архитектуры. Сейчас учебные и административные корпуса, казармы, общежития и другие объекты находятся в плачевном состоянии. В ходе исследования были выявлены основные этапы застройки военного городка № 19, которая велась на протяжении почти ста лет. Развитие инфраструктуры городка происходило по мере развития учебного заведения, поэтому его отличает исключительное удобство, соответствие потребностям как военного, так и гражданского населения. Этот бесценный опыт может быть использован современными специалистами при создании подобных объектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History of Planning and Building of Military Settlement No. 19 in Irkutsk

In 2009, the Higher Military Aviation Engineering School was disbanded in Irkutsk. After the liquidation, 73 objects with a total area of more than 100 thousand square meters remained. 10 objects are architectural sites. Now the educational and administrative buildings, barracks, dormitories and other facilities are in a deplorable state. In the course of the study, the main stages of the construction of the military settlement No. 19, which was conducted for almost a hundred years, were identified. The development of the infrastructure of the town took place as the educational institution developed, so it is distinguished by its exceptional convenience, compliance with the needs of both the military and civilian populations. This invaluable experience can be used by modern specialists when creating such objects.

Текст научной работы на тему «История планирования и застройки военного городка № 19 в Иркутске»

Оригинальная статья / Original article

УДК 930:355/359.07

DOI: 10.21285/2415-8739-2017-1-132-147

ИСТОРИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ И ЗАСТРОЙКИ ВОЕННОГО ГОРОДКА № 19 В ИРКУТСКЕ

© Н.А. Скорикова

Иркутский национальный исследовательский технический университет, Российская Федерация, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

В 2009 г. в Иркутске было расформировано Иркутское высшее военное авиационное инженерное училище (ИВВАИУ). После ликвидации осталось 73 объекта общей площадью более 100 тыс. кв. м. 10 объектов являются памятниками архитектуры. Сейчас учебные и административные корпуса, казармы, общежития и другие объекты находятся в плачевном состоянии.

В ходе исследования были выявлены основные этапы застройки военного городка № 19, которая велась на протяжении почти ста лет. Развитие инфраструктуры городка происходило по мере развития учебного заведения, поэтому его отличает исключительное удобство, соответствие потребностям как военного, так и гражданского населения. Этот бесценный опыт может быть использован современными специалистами при создании подобных объектов.

Ключевые слова: Восточная Сибирь, Иркутск, военный городок, казарма, Иркутский кадетский корпус, юнкерское училище, военное училище.

Формат цитирования: Скорикова Н.А. История планирования и застройки военного городка № 19 в Иркутске // Известия Лаборатории древних технологий. 2017. Т. 13. № 1. С. 132— 147. DOI: 10.21285/2415-8739-2017-1-132-147

HISTORY OF PLANNING AND BUILDING OF MILITARY SETTLEMENT No. 19 IN IRKUTSK

© N.A. Skorikova

Irkutsk National Research Technical University,

83, Lermontov Str., Irkutsk, 664074, Russian Federation.

In 2009, the Higher Military Aviation Engineering School was disbanded in Irkutsk. After the liquidation, 73 objects with a total area of more than 100 thousand square meters remained. 10 objects are architectural sites. Now the educational and administrative buildings, barracks, dormitories and other facilities are in a deplorable state.

In the course of the study, the main stages of the construction of the military settlement No. 19, which was conducted for almost a hundred years, were identified. The development of the infrastructure of the town took place as the educational institution developed, so it is distinguished by its exceptional convenience, compliance with the needs of both the military and civilian populations. This invaluable experience can be used by modern specialists when creating such objects.

Keywords: Eastern Siberia, Irkutsk, military settlement, barracks, Irkutsk cadet corps, cadet school, military school

Citation format: Skorikova N.A. History of Planning and Building of Military Settlement No. 19 in Irkutsk. Reports of the Laboratory of Ancient Technologies. 2017. Vol. 13. No. 1. Pp. 132-147. (In Russian) DOI: 10.21285/2415-8739-2017-1-132-147

История города Иркутска неразрывно связана с историей военного образования в Иркутской области. Наш город может гордиться своим опытом подготовки военных кадров. Однако историография данной проблемы охватывает, прежде всего, вопросы организации и управления военным образованием в России и отдельных военных округах, в системе подготовки военных кадров, воспитания и досуга личного состава военных учебных заведений1. Исследований же, посвященных истории и опыту планирования и застройки военных городков, практически нет. Можно, пожалуй, упомянуть статьи Р.С. Авилова, посвященные истории Иркутского военного округа (Авилов Р.С., 2014. С. 26-32) и войсковым строительным комиссиям в Иркутском военном округе начала XX века (Авилов Р.С., 2016. С. 42-63).

Истории Иркутского высшего военного авиационного училища, действующего на

1 Например: Астраханцев О.Н. Военно-учебные заведения Сибири (1813-1917 гг.) : автореф. дис...канд. ист. наук: 07.00.02 / О.Н. Астраханцев. Иркутский гос. ун-т. Улан-Удэ, 2009; Ращупкин Ю.М. Иркутский военный округ (1884-1917 гг.) : дис... канд. ист. наук: 07.00.02 / Ю.М. Ращупкин; Иркутский Гос. Ун-т, Иркутск, 1999; Федорова Т.В. Быт и досуг офицеров Сибирского военного округа второй половины XIX - начала XX века // Четвертые университетские социально-гуманитарные чтения 2010 года: в 3 т. Т. 2. Иркутск : Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2010. С. 22-27; Чернаков В.В. Исторические аспекты создания и развития системы кадетских корпусов в России: дис.. канд. ист. наук: 07.00.02. СПб., 2002.

For example: Astrakhantsev O.N. Military educational institutions of Siberia (1813-1917): The author's abstract. Dis ... cand. hist. sciences: 07.00.02 / O.N. Astrakhantsev. Irkutsk State University. Ulan-Ude, 2009; Raschupkin Yu.M. The Irkutsk Military District (1884-1917): dis ... cand. hist. sciences: 07.00.02 / Yu.M. Raschupkin; Irkutsk State University, Irkutsk, 1999; Fedorova T.V. Life and leisure of the officers of the Siberian military district of the second half of the XIX - beginning of the XX century // The fourth university social and humanitarian readings of 2010: 3 volumes. Vol. 2. Irkutsk: Irkutsk State University Publishing House, 2010. Pp. 22-27; Chernakov V.V. Historical aspects of the creation and development of the system of cadet corps in Russia: dis .... cand. hist. sciences: 07.00.02. SPb., 2002.

базе военного городка № 19, о котором пойдет речь в этой статье, посвящена диссертация и ряд статей Г.А. Островского (Островский Г.А., 2008. С. 381-385).

Как основной источник информации для данного исследования использована книга В.М. Полюха и В.Г. Стаханова «Не прерывать традиций нить» (Полюх В.М., Стаханов В.Г., 1991). В ней отражены важнейшие события, связанные с деятельностью училища до 1991 г. Благодаря этому труду мы смогли выявить основные периоды застройки военного городка № 19.

Для воссоздания более полной картины проводились личные беседы с бывшим начальником училища, кандидатом технических наук, почетным работником высшей школы, генерал-майором запаса А.Г. Барсуковым; с членами совета ветеранов ИВВАИУ полковником в отставке С.Н. Кузнецовым, полковником запаса М.И. Лайковым, майором запаса А.А. Аче-киным и другими (Архив автора). С.Н. Кузнецов любезно предоставил схемы и планы городка, составленные Военпроек-том (рис. 1).

За период своего существования Иркутское военное училище несколько раз меняло название. Этот факт позволяет безошибочно выделить периоды его существования как военно-образовательного заведения (табл. 1).

Следует отметить, что застройка военного городка, на территории которого располагалось Иркутское военное училище, начиналась еще в XX веке, и его история является своего рода продолжением истории создания Иркутского кадетского корпуса и Иркутского юнкерского училища.

2 Островский Г.А. История военного образования в Иркутской области : XIX - начало XXI вв. : дис ... канд. ист. наук : 07.00.02 / Островский Г.А. Иркутск, 2008. 256 с.

Ostrovsky G.A. History of military education in the Irkutsk region: XIX - the beginning of the XXI centuries. : Dis ... cand. hist. sciences: 07.00.02 / Ostrovsky G.A., Irkutsk, 2008. 256 p.

л. я

T3 м

о 03

3. л

О 3

^ 5

П>

" о»

I §

^ S

о я

> ТЗ

з т

s

п> —

3- х

п> 2

о х

р

о CTQ пГ

сл <

о

о Ьэ о -1

н

о 2

р z

~ к>

ю о

О Ь-

--J

сл

с/5

Z

4-

н—

сд

I

ОС

UJ ЧО

л

Площадь земельного участка - 7,07 га Здания занимаемые в/ч 55433

Здания КЭЧ Памятники архитектуры Жилые дома I Свободный фонд

Административно-казарменная зона в/ч 55433 Жилая зона

Объекты совместного пользования

| Складская зона в/ч 55433

Парковая зона в/ч 55433

S

о н о ■а s a

о -s

Рис. 1. Схема военного городка № 19 Fig. 1. Schema of the military settlement No. 19

Таблица 1 Table 1

Официальные наименования Иркутского военного училища с 1931 по 2008 гг.

(составлено по: http://ivaii.irk.ru/history.html (Дата обращения 05.01.2017)) Official names of the Irkutsk Military School From 1931 to 2008

(Compiled by: http://ivaii.irk.ru/history.html (Date of circulation 05. 01 2017))

Годы Years Наименование Name Принятая аббревиатура Accepted abbreviation

1931- -1938 4-я Иркутская военная школа авиационных техников 4th Irkutsk Military School of Aviation Technicians ВШАТ IMSAT

1938- -1941 Иркутское военное авиационно-техническое училище Irkutsk Military Aviation Technical School ИВАТУ IMATS

1941- -1949 Иркутская военная школа авиационных механиков Irkutsk Military School of Aviation Mechanics ИВШАМ IMSAM

1949- -1975 Иркутское военное авиационно-техническое училище Irkutsk Military Aviation Technical School ИВАТУ IMATS

1975- -1998 Иркутское высшее военное авиационное инженерное училище Irkutsk Higher Military Aviation Engineering School ИВВАИУ IHMAES

1998- -2005 Иркутский военный авиационный инженерный институт Irkutsk Military Aviation Engineering Institute ИВАИИ IMAEI

2005- -2008 Иркутское высшее военное авиационное инженерное училище Irkutsk Higher Military Aviation Engineering School ИВВАИУ IHMAES

Конечно, с точки зрения развития военного образования в Иркутске военное училище советского периода не может считаться приемником предшествующих военно-образовательных заведений, однако с точки зрения планирования и застройки военного городка у них прослеживается общая историческая судьба.

Изыскание оптимального земельного участка для строительства кадетских казарм и учебных корпусов представители иркутского самоуправления и военного ведомства вели совместно. Для этого была создана специальная комиссия, в которую, в частности, входил член городской управы, городской землемер Н.И. Григорьев и начальник Иркутской военной инженерной службы полковник С.К. Афанасьев. Параллельно шли изыскания территории под юнкерское училище.

В конце июля 1910 г. Иркутская Городская Дума приняла решение о передаче Военному ведомству 16 десятин на правом берегу р. Ангары вблизи р. Ушаковки. Несколько позже, в январе 1912 г. Военное ведомство подобрало участок и для юнкерского училища. Он располагался в непосредственной близости с будущим кадетским корпусом. Это были кварталы, расположенные между улицами Загоскинской (сегодня - улица Ядринцева) на западе и Вагинской на востоке, Первой Иерусалимской улицей (сегодня - 1-я Советская) на севере и Третьей Иерусалимской (сегодня -улица Трилиссера) на западе. С точки зрения планирования застройки - это значительно экономило средства на затраты по проведению водопровода и строительства электростанции. Восточная сторона была смежной с участком, отведенным кадетскому корпусу.

Здания Иркутского кадетского корпуса предполагалось строить по проекту Владикавказского кадетского корпуса (рис. 2). Причем здания для обоих иркутских учебных заведений (юнкерского училища и кадетского корпуса) мыслились в виде единого архитектурного ансамбля. Отведенные под них территории были смежными, их разделяла небольшая речка, впадавшая в реку Ушаковку. Название этой речки в памяти не осталось, однако для жителей военного городка в более поздний период она стала именоваться Иватушкой. Само место представляло собой относительно ровный участок, причем довольно живописный: здесь цвели черемуховые рощи.

Решения по указанным вопросам не принимались мгновенно. Основные работы на стройке должны были быть завершены к началу учебного 1915-1916 года. На деле начало строительных работ задерживалось в связи с поиском необходимых денежных средств. Только летом 1914 г. ГУ ВУЗ открыло кредит на покупку земли под строи-

тельство юнкерского училища. Руководство стройкой было поручено одному из самых известных иркутских архитекторов, гражданскому инженеру Александру Петровичу Артюшкову (рис. 3).

На протяжении осеннее-зимнего периода рубежа 1914-1915 гг. шел набор рабочих из местных и иногородних жителей, строились бараки, склады, конный двор. Активно шла заготовка строительных материалов. На стройке были созданы: столярная мастерская, слесарная мастерская, паровая лесопилка, кузница.

Осуществлению намеченным планам помешала I Мировая война. Многие из тех, кто был задействован на стройке, были мобилизованы в российскую армию, некоторые отправлены на фронт. Чтобы восполнить потерю рабочих рук, подрядчики завезли на стройку свыше двухсот китайских рабочих, а несколько позднее - и около ста человек из военнопленных австро-германских солдат. Задействованы были также беженцы и ссыльнопоселенцы.

Рис. 2. Здание главного Владикавказского кадетского корпуса, по образцу которого производилось планирование и постройка корпусов военного училища в Иркутске. Начало XX века Фото с сайта http://khalinin.livejournal.com/3070.htm Fig. 2. The building of the main Vladikavkaz cadet corps, modeled on the planning and construction of the military school buildings in Irkutsk. The beginning of XX century. Photo from the site

http://khalinin.livejournal.com/3070.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вот как выглядел штат строителей Иркутского юнкерского училища и Иркутского кадетского корпуса (табл. 2).

Таблица 2 Table 2

Штат строителей Иркутского юнкерского училища

(составлено по: Полюх В.М., Стаханов В.Г., 1991. С. 50-52) The staff of the builders of the Irkutsk Junker College

(Compiled by: Polyukh V.M., Stakhanov V.G., 1991. P. 50-52)

Не обошлось и без несчастных случаев. 24 января 1917 г. в 5 часов утра в строящемся здании кадетского корпуса вспыхнул пожар. Горела крыша. Убыток на этот раз составил около 50 тыс. рублей (Романов Н.С., 1994. С. 230).

Невозможно точно определить, когда строительство на площадке будущего военного городка окончательно остановилось. Вероятнее всего, произошло это весной 1917 г., после того как в Иркутск дошли сведения о свершившейся в Петрограде ре-

Рис. 3. Александр Петрович Артюшков (1867-1938) - архитектор, гражданский инженер, педагог и общественный деятель Руководил строительством зданий военного

училища в Иркутске Fig. 3. Alexander Petrovich Artyushkov (18671938) - architect, civil engineer, pedagogue and public figure. He supervised the construction of military school buildings in Irkutsk

волюции и свержении самодержавия в России.

Однако мы знаем, что в итоге за 2,5 года было сооружено 13 зданий, практически все из них сохранились до наших дней: главное здание, канцелярия, баня и прачечная, лазарет, пеший манеж, флигель для семейных служащих, шесть офицерских флигелей, т. е. немного больше половины из того, что было запланировано. Но и это нужно рассматривать как большое достижение, учитывая время, в которое происходили указанные события.

Осенью 1918 г. деятельность Иркутского военного училища была возобновлена. Состоялось несколько выпусков. Училище прекратило существование после событий

Категория Числен-

Category ность (чел.)

Number of

people

Мужчины 1067

Men

Женщины 172

Women

Подростки 21

Teens

Занятые на строительном 554

объекте кадетского корпуса

Employed at the construction

site of the Cadet Corps

Занятые на строительном 706

объекте юнкерского училища

Employed at the construction

site of the junker school

Всего 1260

Total

января 1919 г., связанных с сопротивлением колчаковскому режиму.

Эти чрезвычайные условия, которые дополнятся последующими событиями Гражданской войны, сделали невозможным продолжение каких бы то ни было строительных работ.

Забвение Иркутского военного городка продолжалось и во время существования так называемой Белой Сибири, возглавляемой сначала Временным Сибирским правительством, а затем Колчаком, и после свержения Колчака, и в первые годы советской власти в стране. В 1920 г. стройка была законсервирована.

Но отстроенные здания кадетского корпуса не пустовали. До 1924 г. в них располагалась Иркутская пехотная школа командиров Красной армии. Недостроенные здания училища передавались в ведение Иркутского государственного университета.

Долгие десятилетия уже построенные здания подвергались разграблению со стороны местного населения. Были сняты двери, выбиты оконные рамы, вынесено все, что могло стать товаром или пойти на топку. С таким трудом отстроенные здания начали ветшать, а местами и разрушаться под давлением природных стихий.

Так закончился первый этап истории, связанный со строительством военного городка в Иркутске.

Второй этап связан уже с советским периодом нашей истории.

В начале 1920 г. был ликвидирован Иркутский кадетский корпус. Затем началась и реорганизация военного училища. По факту как военно-образовательное учреждение оно больше не работало.

Однако, прежде всего, было необходимо разобраться с хозяйственной частью, но именно с этим возникли существенные трудности. Несмотря на то, что была создана новая строительная комиссия, которую также возглавил инженер А.П. Артюшков, стройка была заморожена: на строительство новых корпусов просто не было средств. Перед руководством страны стояла и без

такого сложная задача восстановления народного хозяйства, разрушенного Гражданской войной.

На этом фоне в марте 1920 г. иркутские власти приняли решение о передаче законсервированной стройки в ведение Народного комиссариата просвещения. К этому времени здания училища были бесхозными вот уже десять лет. Неудивительно, что они, как и вся территория городка, находились в ужасном состоянии: «Окраска крыш выгорела, железо начало ржаветь; местами крыши были повреждены или недокрыты; оконные и дверные проемы открыты, и дождь и снег проникают в здания и под фундамент, в результате отмечены случаи осадки фундаментов и трещины в стенах» (Полюх В.М., Стаханов В.Г., 1991. С. 21). Сама строительная площадка превратилась в мрачный, грязный пустырь, зараставший густым бурьяном.

Время шло, и перед Советским правительством встала серьезная проблема в обеспечении военной безопасности Сибири и Дальнего Востока. Проблемой поиска оптимального местоположения будущего авиационного военного образовательного учреждения в Сибири занимался непосредственно Председатель Реввоенсовета СССР, Народный комиссар по военным и морским делам К.Е. Ворошилов. В 1929 г. он совершил рабочую поездку по сибирским гарнизонам и вынес решение о дислокации будущей школы военных авиационных техников в Иркутске (рис. 4). Официальным Днем рождения Иркутской школы авиатехников считается 1 мая 1931 г. Начальником был назначен военный комиссар И.И. Михайлов. В короткие сроки соответствующая территория была передана в ведение Наркомата обороны. Начались расчетные и проектные работы.

Объем работ представлялся чрезвычайно большим. Было необходимо в первую очередь произвести экспертизу сохранившихся зданий и сооружений. На основе исследований - составить план восстановления старых и строительства новых объектов, произвести максимально точные рас-

Рис. 4. Картина М.М. Иманаева «Ворошилов в Иркутске». До сих пор она хранится

в помещении музея ИВВАИУ Fig. 4. Picture painting by M.M. Imanaev "Voroshilov in Irkutsk". Until now, it is stored in the premises of the Museum of IHMAES

четы материального и технического обеспечения строительства. На следующем этапе стояли задачи по созданию учебно-методической базы образовательного процесса, оборудованию учебных аудиторий и лабораторий.

Осень - зима 1932 г. стали настоящим испытанием для училища. Военстрой не справлялся с поставленными задачами, сроки строительства отодвигались. В конце ноября произошло чрезвычайное происшествие: в левом южном крыле главного корпуса, где располагались спальные помещения рот, обвалилось чердачное перекрытие. Под тяжестью обрушившейся конструкции не выдержали межэтажные перекрытия и даже пол первого этажа. Тогда погибли 8 курсантов, 11 получили серьезные травмы (Полюх В.М., Стаханов В.Г., 1991. С. 34).

Ситуация изменилась уже к середине и окончательно наладилась в конце 30-х годов. Главным образом был достроен и отремонтирован уже имеющийся фонд. На протяжении 40-х гг. никакие строительные работы на территории городка не производились.

Активное строительство развернулось на территории Иркутского военного училища уже в послевоенное время, в основном в 50-е годы. Тогда производился ремонт старого и строительство нового жилого фонда училища, было закончено возведение ограждения вокруг городка, значительно выросло число всевозможных хозяйственных построек. Практически все здания и сооружения были каменными.

Чтобы понять масштабы строительства, особое внимание в данной статье уделим

ISSN 2415-8739

139

описанию главного корпуса (учебный корпус № 1), в котором размещалась учебная зона, социально-вспомогательные помещения, библиотека (рис. 5).

Здание начали возводить не ранее 1914 г., временем же окончания его строительства условно можно считать начало 1930-х годов. Общий строительный объем корпуса составляет 126 106 кубометров и общей площадью 18 609 кв. м.

Здание в два этажа с цокольным этажом построено в виде буквы «Ш». Все корпуса (крылья) взаимосвязаны. Центральный вход расположен в центре западного фасада, снабжен тамбуром с естественным освещением. По периметру здания имеются дополнительные входы с тамбурами.

Северное и южное крыло изначально использовались как учебные помещения. Из схемы здания видно, что они идентичны. В них располагались учебные аудитории, лекционные залы, помещения, приспособленные под лаборатории. Во время учебного процесса здесь единовременно свободно размещалось около 1200 курсантов. Часть первого этажа южного крыла использовалась под библиотеку, читальный зал и книгохранилище. На втором этаже

была устроена секретная библиотека.

Архитектура центрального крыла отличается. От центрального входа начинается парадная мраморная лестница шириной около 5 м, ведущая на первый и, через коридор, на второй этаж. По периметру лестничного проема на втором этаже расположены колонны, высотой 5 м. Колонны упираются в купольный свод, украшенный барельефами. К сожалению, художественное убранство пострадало в ряде пожаров, однако эта часть здания до сих пор выглядит величественно и торжественно (рис. 6).

Парадная лестница ведет в зал на втором этаже, который, вероятно, при строительстве здания планировался как зал для проведения праздничных мероприятий и других воинских ритуалов. Площадь зала -700 кв. м, высота потолков - 12 м. Пол выложен плитами из мраморной крошки. В центре пола - мозаичное изображение красной звезды. Зал получил неофициальное название «греческий», т. к. в каждом оконном проеме устроены пилястры, что придает залу особо торжественный вид. В бытность ИВВАИУ там был устроен самолетный зал, в котором были самолеты в полной сборке, 4 действующих самолета, в

Рис. 5. Фасад главного корпуса. Фото из архива С.Н. Кузнецова, относящееся к концу 1990-х гг. Fig. 5. Facade of the main building. Photo from the archive of S.N. Kuznetsov,

belonging to the late 1990-s.

Рис. 6. Парадный вход главного корпуса, мраморная лестница, ведущая в «греческий зал»,

пострадавшая при пожаре в 2014 г. Fig. 6. The main entrance of the main building, a marble stairs leading to the "Greek Hall",

damaged in the fire in 2014

том числе и МИГ-29. Эта часть здания также пострадала от пожара: обвалилась крыша.

На первом этаже, под «греческим залом», расположен другой зал, названный «колонным». Название не случайно: на расстоянии 4,5 м от стен и 3 м друг от друга в два ряда выстроены 8 квадратных в сечении колонн. Они являются элементами несущего остова. Высота зала - 3,8 м. Здесь также располагался самолетный зал.

Особого внимания заслуживают окна. Ширина оконных проемов на всех этажах составляет 1,5 м, высота - не менее 2 м, расстояние между окнами - 1,5 м. Окна расположены по всему периметру здания, всего их, не считая окон на цокольном этаже, - свыше 350. Эта архитектурная особенность здания не только обеспечивает естественное освещение на протяжении практически всего светового дня, но и делает здание при его габаритах визуально менее массивным.

Архитектура здания позволила организовать два независимых друг от друга плаца во внутренних дворах здания с восточной стороны. Изолированность плацев позволяла проводить учения сразу нескольких подразделений. Скорее всего, при строительстве здания так и планировалось, однако наличие плацев в казарменной зоне позволило командованию училища от них отказаться и превратить эту территорию в парковую зону. Там до сих пор растут тополя, яблони, березы.

В целом, планировка здания, построенного в начале XX века для юнкеров, продумана таким образом, чтобы удовлетворять потребности, связанные с воинским уставом. Например, ширина коридоров составляет в среднем 6,15 м, т. е. они, во-первых, настолько широкие, чтобы была возможность проводить построения, и, во-вторых, по ним свободно могли передвигаться строем встречные потоки контингента. Это, безусловно, является преимуществом, т. к. отвечает требованиям внутреннего распорядка СВУ.

Уникальным объектом является и клуб училища. Его строительство было начато в 1912 г. Общая площадь здания составляет 4 234 кв. м, вместимость - 980 человек. Здание двухэтажное, состоит из двух частей:

1. Главный корпус клуба. Его площадь

- 3 309 кв. м. На первом этаже здесь располагались: холл, раздевалка, туалеты, производственные помещения, а на втором этаже

- центральный холл, через который посетители попадали во вторую часть здания.

2. Пристрой клуба. Его площадь -925 кв. м. Состоит он из просторного парадного зала, в котором проходили различные торжественные мероприятия, и концертного зала с оркестровой ямой, который одновременно являлся и кинозалом на 400 мест. Пристрой не делен на этажи, поэтому высота потолков составляет от 7 до 12 м.

В 1970-е годы командование училища обратило внимание на необходимость благоустройства городка. Активно строились жилые корпуса для офицеров и их семей, производилось озеленение. Ответственным за эти мероприятия был заместители начальника училища по материально-техническому обеспечению И.И. Шитиков, а позднее - А.Г. Скосырский (Полюх В.М., Стаханов В.Г., 2008. С. 207-208). В это же время несколько двухэтажных каменных жилых зданий были переоборудованы под штаб № 2 (на схеме инв. № 8) и гостиницу (на схеме инв. № 12).

В 1975 г. Иркутскому военному авиационному техническому училищу было присвоено звание высшего. Одной из проблем периода реорганизации училища в высшее военное учебное заведение была оптимизация учебного процесса, чему должны были соответствовать учебные помещения. Например, в ИВАТУ все виды занятий проводились с одним классным отделением, а высшее учебное заведение предполагало чтение лекций потоку. Поэтому впервые появилась необходимость в создании так называемых поточных (лекционных) аудиторий, вместимостью в 100 и более человек.

Для решения этих задач был составлен генеральный пятилетний план реорганизации на 1975-1980 гг. Был создан внештатный отдел капитального строительства во главе с Л.В. Коссинским, а затем А.Н. Се-ленчуком. В кратчайшие сроки институт получил 10 лекционных аудиторий, а в течение 5 лет и несколько прекрасно оборудованных лабораторий. Были созданы аудитории курсового и дипломного проектирования, переоборудованы библиотеки.

Всего за 4 года был проделан невероятный объем работ, причем ни на день не останавливался учебный процесс. Вот что было сделано в период весна 1976 - осень 1980 гг.

Подрядным способом:

- построены 3 жилых пятиэтажных дома № 181, 182, 183;

- возведены 3 трансформаторные подстанции, которые подавали электричество в учебные и жилые помещения;

- достроена и сдана в эксплуатацию столовая (на схеме инв. № 177);

- построено караульное помещение с учебным классом и караульным городком с гауптвахтой (на схеме инв. № 202);

- отсыпана и заасфальтирована автомобильная дорога;

- одно из зданий было реконструировано под детский сад (он функционирует по сей день) (на схеме инв. № 11);

- одно из зданий реконструировано под офицерское общежитие (на схеме инв. № 12);

- началось строительство поликлиники (на схеме инв. № 189).

Хозяйственным способом:

- построен контрольно-пропускной пункт (на схеме инв. № 203);

- возведена станция испытания авиационных двигателей МИСС (на схеме инв. № 207);

- учебный корпус для кафедры № 11;

- тренажерный корпус (на схеме инв. № 211);

- пожарное депо (на схеме инв. № 188);

- стоянки самолетов.

Практически все строения соответствуют современным нормам проектирования.

Трудно удержаться и не отметить уникальность многих из этих объектов.

Например, столовая одновременно принимала полторы тысячи человек, обеспечивая три смены блюд, при этом, естественно, соблюдались все санитарные нормы. Само здание очень хорошо освещено, снабжено системой вентиляции. Досконально продумана планировка хозяйственных помещений.

Вблизи столовой располагались необходимые склады (на схеме инв. № 172, 174), два овощехранилища (на схеме инв. № 127, 164) и даже квашпункт, в котором производилось квашение капусты, маринование других овощей (на схеме инв. № 171).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Особого внимания заслуживает и поликлиника с прекрасно оснащенными кабинетами и лабораториями, стационаром и инфекционным отделением (всего на 50 койко-мест). Несмотря на небольшую площадь (2079 кв. м), в ней даже располагалась грязе- и водолечебница, чем не могло похвастаться ни одно военное учебное заведение страны.

С не меньшим энтузиазмом производилось озеленение городка. Вдоль дорог высаживались акации и тополя, оформлялись клумбы перед учебными корпусами, штабом и в жилой зоне.

Таким образом, намеченный пятилетний план был полностью выполнен.

Окончательно сформировался архитектурный облик военного городка. Он состоял из двух частей: служебной и жилой территории. Служебная зона состояла из отдельно-стоящих территорий.

В западной части располагалась казарменная зона и часть учебных корпусов, главный плац № 1 (на нем принимали присягу и прощались со знаменем выпускники), столовая, банно-прачечный комбинат и различные хозяйственные постройки. В восточной части расположился огромный

учебный комплекс, снабженный библиотеками, лабораториями, мастерскими. Там же находился клуб.

Западные и восточные корпуса соединялись дорогой, которую жители городка назвали курсантской. Здания на данной территории расположены компактно. Штаб, все учебные корпуса, клуб соединены удобными переходами, что делало учебные и вспомогательные корпуса монолитным архитектурным сооружением и обеспечивало свободное перемещение личного состава внутри всего комплекса. Общим недостатком практически для всех зданий, расположенных на данной территории, являлись деревянные перекрытия, что привело к нескольким пожарам, происходящим в учебных корпусах, которые привели к обрушению крыши в центральном крыле корпуса № 1 и в учебном корпусе.

Между ними, по обеим сторонам курсантской дороги, располагались жилые дома, детские площадки. Кроме того, к северу от дороги находились военторговские магазины: продуктовый, хозяйственный, детский мир. К югу от дороги находился штаб № 2, офицерское общежитие, гостиница, детский сад.

Центральное место в городке занимал стадион. На нем проводились многочисленные спортивные и праздничные мероприятия. Доступ к спортивным сооружениям был у всех жителей городка. Особой гордостью стала полоса препятствий, на которой одновременно производилось 5 стартов.

В начале 90-х гг. было закончено строительство тир-манежа. Представляет он собой спортивный зал с беговой дорожкой на 100 метров, который полностью находится под землей. С южной стороны к нему примыкает трехэтажное здание, где располагались кабинеты и раздевалка, а два его этажа также расположены под землей (инв. № 210). До сих пор на стадионе имеется футбольное поле, окруженное беговыми дорожками, зрительские трибуны, теннисный корт, каток, гимнастические тре-

нажеры (тогда гимнастический городок был рассчитан на 120 мест).

Новый статус училища требовал отселения курсантов старших курсов из казармы в общежитие. Так, в 1983 г., в казарменной зоне появилось два пятиэтажных панельных жилых здания (на схеме инв. № 190, 191). В комнаты общежития селились по три-четыре человека. Корпуса были благоустроены, в каждом предусмотрен тренажерный зал, комната отдыха. Дизайном комнат занимались сами курсанты.

90-е годы XX в. были сложными для всей страны. С развалом СССР рушились многие системы, в том числе и система военного образования. В тот период главным для командования училища стало сдерживание разрушительных тенденций, которые диктовало время. В 1993 г. было выстроено здание под залы дипломного проектирования. Хотя в архитектурном плане оно несколько выбивалось из общей картины, нельзя не признать его функциональность.

Несмотря на отсутствие финансирования, были предприняты все усилия для поддержания хозяйственного порядка на территории городка. Конечно, без должного внимания и ремонта старые здания теряли прежний величественный облик, однако прочность их конструкций, оптимальная планировка военного городка ни у кого не вызывали сомнений.

Таким образом, удается выделить определенные периоды в застройке военного городка.

Первый период охватывает 1910 -начало 1912 гг. Это так называемая предыстория, время, когда шло обсуждение вопроса о необходимости постройки специального городка для юнкеров и кадетов в Иркутске. Тогда осуществлялась процедура согласования действий в этом направлении со стороны военного ведомства и местных органов власти и самоуправления, производился отвод земли, составлялась проектная документация и расходные сметы.

Второй период - весна 1912 - весна 1917 гг. Это был трудный период для всей страны, в который произошли огромные

перемены в судьбе народов Российской империи. Но именно в годы Первой мировой войны и революционных потрясений в России происходило строительство первых зданий и сооружений на территории Иркутского военного городка. Среди них -главное здание (казарма для кадетского корпуса, площадью свыше 19 тыс. кв. м).

Третий период - время запустения недостроенного военного городка. Он не совпадает с исторической периодизацией и охватывает вторую половину 1917-1929 гг., т. е. время Гражданской войны и годы первых политико-экономических опытов большевиков (имеется в виду политика военного коммунизма и НЭП). По естественным причинам стройка была заброшена.

Так продолжалось до конца 1920-х годов. Оправданное желание Советского правительства укрепить Сибирь и Дальний Восток в военном отношении заставило вспомнить о забытой стройке.

С 1929 г. начался очередной, четвер-

тый период, в жизни военного городка, связанный уже непосредственно с Иркутским авиационным техническим училищем, который продолжался вплоть до 1975 г. Характерной чертой этого строительного периода являлось активное освоение и совершенствование уже имеющихся зданий и строений. Оборудуется автопарк и учебный аэродром.

1975 - конец 1990-х гг. - пятый период, который включает в себя знаменитую училищную пятилетку. В это время облик военного городка значительно преобразовался. Активно велось строительство не только зданий и помещений, предназначенных для обучения курсантов, но и расширялся жилой фонд, благоустраивалась территория.

В последующий (шестой) период, вплоть до закрытия училища, на территории городка строились исключительно жилые объекты, обустраивались детские площадки и преддомовые территории.

Рис. 7. Современное состояние учебного корпуса № 5. Фото автора Fig. 7. The modern state of the educational building № 5. Photo of the author

2008 г. по сегодняшний день - дислокация на территории бывшего училища военной части спецназа № 55433, период запустения и разграбления объектов училища.

Гибельным для училища стал 2009 г. До сих пор до конца не ясны причины ликвидации ИВВАИУ. Буквально в течение месяца все здания и помещения были освобождены. Все было похоже на бегство. Поражает кощунство и безответственность тех ответственных лиц, которые затянули передачу территории и строений военного городка в муниципальное ведомство. Время для городка вернулось в начало прошлого века. Казармы и учебные корпуса - в плачевном состоянии, плацы разрушаются травой и деревьями, дороги не убираются и не ремонтируются, весной вырывается из подземного плена «река Иватушка», подмывая фундаменты жилых строений...

Статья поступила 08.01.2017 г.

Библиографический список

Авилов Р.С. Иркутский военный округ (1884-1899, 1906-1918 гг.): страницы истории // Военно-исторический журнал. 2014. № 12. С. 26-32.

Авилов Р.С. «Комиссии предстоит произвести.» Опыт организации работы войсковых строительных комиссий в Иркутском военном округе в 1908-1910 гг. // Известия Лаборатории древних технологий. 2016. № 1 (18). С. 42-62.

Архив автора.

Островский Г.А. Иркутское военное авиационно-техническое училище

(ИВАТУ) 1949-1975 гг. // Иркутский исто-рико-экономический ежегодник. Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2008. С. 381-385.

После ликвидации училища осталось 73 объекта (среди которых учебные корпуса, клуб, типография, столовая, лазарет, пожарное депо и проч.) - общей площадью более 100 тыс. кв. м. 10 объектов являются памятниками архитектуры. В декабре 2015 - январе 2016 гг. корпус № 7 неоднократно горел, практически полностью уничтожена крыша, обрушены перекрытия (рис. 7).

На основании исследования мы можем сделать вывод о том, что застройка военного городка № 19 в Иркутске продолжалась на протяжении почти 100 лет. Развитие инфраструктуры городка происходило по мере развития учебного заведения, поэтому его отличает исключительное удобство, соответствие потребностям как военного, так и гражданского населения. К сожалению, сегодня этот уникальный комплекс, который мог бы служить городу и стране еще долгие годы, практически обречен на гибель.

Article was received in January, 08, 2017

References

Avilov R.S. Irkutskii voennyi okrug (1884-1899, 1906-1918 gg.): stranitsy istorii [Irkutsk Military District (1884-1899, 19061918): pages of history]. Voenno-istoricheskii zhurnal [Military-historical archive]. 2014. No. 12. Pp. 26-32. (In Russian)

Avilov R.S. "Komissii predstoit proizvesti..." Opyt organizatsii raboty voiskovykh stroitel'nykh komissii v Irkutskom voennom okruge v 1908-1910 gg. ["Commission is Going to Build." The Experience of the Management of Work of the Force Building Commissions in Irkutsk Military District in 1908-1910]. Izvestiya Laboratorii drevnikh tekhnologii [Reports of the Laboratory of Ancient Technologies]. 2016. No. 1 (18). Pp. 4262. (In Russian)

Arkhiv avtora [Archive of the author]. Ostrovskii G.A. Irkutskoe voennoe aviat-sionno-tekhnicheskoe uchilishche (IVATU) 1949-1975 gg. [Irkutsk Military Aviation Technical School (IMATS), 1949-1975]. Irkutskii istoriko-ekonomicheskii ezhegodnik

Полюх В.М., Стаханов В.Г. Не прерывать традиций нить: краткий исторический очерк ИВВАИУ / под ред. Б.И. Рожкова. Иркутск : ИВВАИУ, 1991. 301 с.

Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1902-1924 гг. Иркутск : ВосточноСибирское книжное издательство, 1994. 560 с.

История училища ИВВАИУ. URL: http://ivaii.irk.ru/history.html (Дата обращения 05.01.2017)

Сведения об авторе Скорикова Наталья Александровна,

кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и философии, Иркутский национальный исследовательский технический университет, Российская Федерация, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83, e-mail: histor@istu.edu

Критерии авторства

Н.А. Скорикова провела исследование, на основании полученных результатов провела обобщение и написала рукопись. Н.А. Скорикова имеет на статью авторские права и несет ответственность за плагиат.

Конфликт интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

[Irkutsk Historical and Economic Yearbook]. Irkutsk, BGUEP Publ., 2008. Pp. 381-385. (In Russian)

Polyukh V.M., Stakhanov V.G. Ne prery-vat' traditsii nit': kratkii istoricheskii ocherk IVVAIU /pod red. B.I. Rozhkova [Do not lose the thread of tradition: brief historical sketch of IHMAES]. Irkutsk, IVVAIU Publ., 1991. 301 p.

Romanov N.S. Letopis' goroda Irkutska za 1902-1924 gg. [Chronicle of the city of Irkutsk for 1902-1924]. Irkutsk, Vostochno-Sibirskoe knizhnoe Publ., 1994. 560 p.

Istoriya uchilishcha IVVAIU [History of the school IHMAES]. Available at: http://ivaii.irk.ru/history.html (accessed

01.05.2017) (In Russian)

Information about the author Natalia A. Skorikova,

Candidate of Sciences (History), Associate Professor of the Department of History and Philosophy,

Irkutsk National Research Technical University,

83, Lermontov Str., Irkutsk, 664074, Russian Federation,

e-mail: histor@istu.edu

Attribution criteria

Skorikova N.A. made the research work, on the basis of the results conducted a compilation and prepared the manuscript for publication. Skorikova N.A. owns the copyright on this article and solely responsible for its originality.

Conflict of interest

The author declares no conflict of interest.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.