Научная статья на тему 'История озеленения города Владивостока'

История озеленения города Владивостока Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
403
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЛАДИВОСТОК / VLADIVOSTOK / ЛЕС / WOOD / ВЫРУБКИ / FELLING / ОЗЕЛЕНЕНИЕ / PLANTING / ЗЕЛЕНЫЕ НАСАЖДЕНИЯ / GREEN PLANTINGS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дорохина З.П.

В статье описаны основные периоды в озеленении города Владивостока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История озеленения города Владивостока»

Дорохина З.П. ©

Кандидат сельскохозяйственных наук, старший научный сотрудник Информационно-картографического центра Тихоокеанский институт географии Дальневосточного отделения Российской академии наук

ИСТОРИЯ ОЗЕЛЕНЕНИЯ ГОРОДА ВЛАДИВОСТОКА

Аннотация

В статье описаны основные периоды в озеленении города Владивостока.

Ключевые слова: Владивосток, лес, вырубки, озеленение, зеленые насаждения. Keywords: Vladivostok, wood, felling, planting, green plantings.

Город Владивосток расположен в южной части Приморского края на берегу Японского моря, занимает полуостров Муравьева-Амурского и островные территории. Побережье города омывается водами Амурского, Уссурийского заливов, проливом Босфор Восточный, входящих в акваторию залива Петра Великого Японского моря. Согласно данным Генплана [1], площадь города составляет 35044,0 га (без островов и полуострова Песчаный). По данным авторов [11], в настоящее время во Владивостоке площадь зеленых насаждений общего пользования составляет 211 га - по 3,5 м кв на человека.

При изучении истории озеленения города Владивостока нами было условно выделено 6 периодов, описание которых приводится ниже.

Первый период представлен активной эксплуатацией лесов на полуострове Муравьева-Амурского. Отхватывает время с основания поселения до начала 1880-х гг.

В июле 1860 г. первых поселенцев с военного транспорта «Маньчжур» встретили нетронутые хвойно-широколиственные труднопроходимые леса, в которых хозяйничал уссурийский тигр, наводивший страх на вновь прибывших в течение нескольких лет. «... На днях поставленный пост наш, своими белыми палатками, хорошо выглядит в группе еще не вырубленных и еще только расчищенных дубовых деревьев» [5, 31]. Капитан корпуса лесничих А. Ф. Будищев в 1860 г. так описывал территорию будущего города: «На горе смешанный лиственный и хвойный лес с очень крупными кедровыми, еловыми и ореховыми деревьями в самой разнообразной смеси древесных и кустарниковых пород. Спуск с горы покрыт лиственным лесом, преимущественно дубовым, иногда корабельных размеров, но часто дупловатыми. Кроме дуба, по склонам хребта есть крупных и средних размеров: клен, липа, черная береза, а по оврагам ольха, ясень, береза белая и желтая, орех, акация Маака, пробковое дерево, диморфант, аралия, жимолость, панакс и многие другие. Хвойный лес в редкой примеси заметен на правом и левой берегах реки Прямой. Начиная с полугоры, на обеих хребтах растет хороший строевой лес.» [3, 15].

В ближайший год в связи с началом строительства и предписанием на вырубку леса, годного для судостроения, началось освоение лесных богатств полуострова. В 1863 г. были введены «Правила о рубке леса и о лесной промышленности в Приморской области Восточной Сибири» сроком на 5 лет. В 1877 г. были утверждены новые «Правила при производстве и рубке леса». Была установлена плата за лес, используемый как для внутренних нужд, так и для вывоза за границу, что позволило несколько упорядочить лесопользование на полуострове Муравьева-Амурского и на острове Русский. В этот же период учреждена должность лесного ревизора Приморской области, введен небольшой штат смотрителей леса. Несмотря на принятые меры, истребление лесов продолжалось быстрыми темпами [13]. В 1874 г. мичман А. Я. Максимов писал: «На месте, где возвышался недавно богатый строевой и даже мачтовый лес, в настоящее время одиноко, печально

© Дорохина З.П., 2016 г.

торчат безобразные, обгорелые пни, поваленные вершины деревьев; ... грудами разбросанные опилки и щепы заглушили под собою всякое произрастание. » [12, 171].

Второй период - с начала 1880-х до начала 1900-х гг. - строгий контроль за рубками и первые работы по озеленению территории города.

В 1881 г. были разработаны «Временные правила рубки и вывозки лесных материалов и добывания извести в казенных лесах на полуострове Муравьев-Амурский», которые воспрещали рубку всякого леса по южной части полуострова, по билету допускалась рубка строевого и дровяного леса в его северной части. С 1881 г. была введена лесная стража Приморской области [4]. В 1891 г. во Владивостоке состоялся съезд лесничих Приамурского края, где были рассмотрены и приняты соответствующие решения по важным вопросам лесного дела, как лесоустройство, лесовозобновление, отпуск леса из казенных дач, организация лесной стражи, меры против лесных пожаров, экспорт леса и др. [2].

Что касается озеленения города, то в 1884 г. в постановлении Думы появились первые записи о необходимости «сделать посадку деревьев вдоль главных улиц города» [4, 31; 5, 233]. Начали выделяться средства для посадки древесных культур. Так, по инициативе жителей при содействии городского управления по ул. Шефнеровской было начато устройство сквера.

Городские сады в этот период стали появляться в разных частях города. Они формировались за счет деревьев естественных лесов, оставшихся при освоении и частичной подсадки других видов растений. Так, в 1888 г. газета «Владивосток» писала: «В последнее время. на площади, принадлежащей Морскому Собранию, разбивается сад. Сад, в общем, займет довольно большое пространство: (от линии портового забора по берегу до пересечения улиц Светланской и Ключевой)» [6, 91-92]. В настоящее время сад имеет запущенный и бесхозный вид.

В 1886 г. на полуострове Черкавского (нынче район Чуркин) находился сад «Италия» с благоустроенными местами для отдыха, аттракционами [10]. От этого сада сейчас сохранился только сквер вдоль ул. Калинина.

После окончания строительства здания Общества изучения Амурского края (ОИАК) на ул. Прудовой в 1890 г. было принято решение разбить тут же Ботанический сад. Стараниями членов Общества было высажено около 40 деревьев, кустарников и лиан уссурийской тайги: лимонник, барбарис, липа, клен, бересклет, бархат, ясень, граб, тис и др. [6]. На месте бывшего сада до настоящего времени сохранился небольшой сквер.

Первый в городе рукотворный спланированный сад был высажен в 1899 г. за домом командующего флотом, для посадки которого из уссурийской тайги были привезены редкие породы деревьев и кустарников. Разбивку Адмиральского сада производил лесничий Петровичев. Со временем посадки сада образовался большой парк, доступ в который был ограничен. В период Гражданской войны он был запущен, а в 1920-е гг. стал называться Садом профсоюзов, позднее - парком Дома офицеров Красной армии. Прогулка по саду современного уже Дома офицеров флота дает слабое представление о некогда существовавшей усадьбе [6].

В XIX в. озеленение было по сути стихийным и базировалось на местных и немногих инорайонных видах, доставленных моряками из Северной Америки и острова Сахалин: шелковица белая, ясень маньчжурский, граб сердцелистный, бересклет Максимовича, виноград амурский, робиния. С начала ХХ в. ввозились туя западная, ели европейская и сибирская, лиственница Гмелина, тополь пирамидальный итальянский [11].

Третий период - после Русско-японской войны (1904-1905 гг.) до конца 1930-х гг. -интенсивное гражданское строительство.

Активный рост города не способствовал увеличению числа древесных и кустарниковых посадок на его территории. Садов и парков в городе мало. Можно назвать Городской сад, расположенный недалеко от пересечения ул. Светланской и Океанским пр. (тогда ул. Китайская), который состоял из нескольких деревьев и имел запущенный вид [13]. Большой ухоженный сад был возле дома начальника морских сил Тихого океана, куда

пускали избранных посетителей 2 раза в неделю. Были сквер на углу ул. Петра Великого (тогда ул. Прудовой) и ул. Светланской для прогулки детей; садик возле Адмиралтейской пристани и сад при Морском собрании. Последний могли посещать только имеющие на это право горожане.

В 1920-е гг. в районе станции Океанская был заложен Ботанический сад госуниверситета, от которого до настоящего времени сохранились посадки ели сибирской.

В 1930-е годы шло активное жилое строительство. Многие улицы именовались по названию древесных пород, которыми озеленяли свои улицы жители: Каштановая, Черемуховая, Пихтовая, Еловая, Тополевая, Кленовая и др. По данным исследований [13], на этих участках в настоящее время названные древесные породы практически отсутствуют в озеленении.

Четвертый период - с конца 1930-х до начала 1970-х гг. - организация озеленения в советский период.

Одним из первых мероприятий советского руководства города в области зеленого строительства было создание Центрального городского парка культуры и отдыха на месте Покровского кладбища. В первом генеральном плане города, разработанного Е. А Васильевым, говорилось: «Городской парк культуры и отдыха, располагается в Куперовской пади и включает территорию бывшего Покровского кладбища, ныне осваиваемую как первая очередь парка. Из нижней части парка намечается выход к пляжам на берегу Амурского залива через аркаду над полотном железной дороги. Территория парка непосредственно связана с сопочной зеленой грядой, идущей по городскому перевалу и служащей защитой города от северных ветров. Общая территория парка 75 га» [7, 12]. Однако план создания парка был воплощен лишь частично, и парковой зоной стало лишь 9 га, относящиеся к православному участку Покровского кладбища. С осени 1934 г. начались субботники по созданию этого парка. Так, в мае 1937 г. здесь было высажено 1000 саженцев деревьев и кустарников. В 1990 г. в виду особой исторической значимости Центральный парк культуры и отдыха объявлен мемориальным Покровским парком и вскоре передан епархии.

В предвоенные годы был создан горзеленхоз, задачей которого явилось создание новых парков, скверов, садов. Основой их должны были стать сохранившиеся при освоении территории естественные леса. Было осуществлено озеленение улиц однорядными посадками тополя душистого, ильма японского и клена ясенелистного. К началу 1970-х гг. в своем большинстве эти насаждения потеряли свою декоративность и жизнеспособность.

В 1949 г. была организована Приморская лесная опытная станция, которая изучает вопросы восстановления лесов, лесоводства, искусственных лесных посадок, методов рубки, охраны лесов от пожаров, от вредных насекомых и грибов, рационального использования лесных ресурсов. В этом же году создается научно-практическое учреждение Ботанический сад ДВО РАН.

В 1957 г. горисполком принял решение озеленить 70 га возвышенностей и сопок Владивостока, к чему были привлечены коллективы учреждений и предприятий. В 1959 г. на площади 24 га было посажено 151 тыс. деревьев и кустарников на склонах сопок [3]. Однако для таких масштабных работ не было качественного посадочного материала. В течение первых лет погиб высаженный тополь канадский. Посевы желудей дуба монгольского, сеянцы и саженцы ясеней маньчжурского и горного, рябинника, леспедецы, высаживаемые в заглубленные лунки, прижились хорошо. Озеленение сопок Мальцевской, Почтовой, Тигровой, Орлиной оказались удачными [13].

К концу 1960-х гг. в городе насчитывалось 17372 га лесов и различных видов лесных насаждений, в том числе на заселенной части дачного района - 2278 га, внутриквартальных насаждений - 98 га. Сады, скверы, бульвары занимали 48 га. Весной 1959 г. в городе и дачном районе высажено около 730 тыс. деревьев и кустарников [3].

Пятый период - с начала 1970-х до начала 1990-х гг. - размах градостроительства и озеленения.

К этому времени относятся наиболее масштабные озеленительные мероприятия, результаты которых сохранились до настоящего времени. В центре города, согласно новому генеральному плану, были созданы системы площадей и озеленительных пространств, новые зоны отдыха на берегу Амурского залива. Так, в составе архитектурно-строительного ансамбля Второй речки включены многие древесные и кустарниковые породы уникальной местной дендрофлоры. Много зелени и цветов внутридворовых насаждений микрорайона. Проводилось озеленение общественных зданий и учреждений.

В 1985 г. на основе естественной растительности был заложен самый большой в настоящее время городской парк Минного городка площадью 37 га. Здесь на значительной площади (7 га) сохранились мелкоплодниковые леса с калопанаксом и ясенем маньчжурским. В парке произрастает 50 видов местных деревьев, кустарников и лиан, 7 краснокнижных видов [11].

В этот период в городе насчитывалось 4 парка (Покровский, Минного городка, им. Фадеева, им. Лазо) общей площадью 60,6 га и 9 садов (у памятника Лазо, Дома офицеров флота, Матросского клуба, Дома культуры железнодорожников, Жариковский, Жертв революции, на Гайдамаке, Школьный, в 5-м микрорайоне), занимающих площадь 14,7 га. Более 60 скверов площадью свыше 100 га и несколько бульваров площадью 7,5 га [13].

Согласно данным [8], на 1 января 1984 г. площадь зеленых насаждений селитебной зоны Владивостока составляла 1221,5 га, в т. ч. внутриквартальных насаждений - 355,9 га, насаждений ограниченного пользования и специального назначения - 624,7 га, насаждений общего пользования - 210,9 га. На каждого жителя приходилось 3,5 кв м насаждений.

В 1986 г. протяженность зеленых посадок вдоль улиц, проездов, набережных составляла 241 км, длина подстригаемых живых изгородей, преимущественно из ильма мелколистного и пузыреплодника калинолистного - 32 км. Площадь цветников из летников 3,1 га, из многолетников - 0,5 га, из луковичных - 0,08 га. [11].

В середине 1980-х гг. в парках, садах, скверах, улицах города было высажено 80 пород деревьев, из которых 20 видов массовые: тополь корейский, ильм мелколистный, черемуха Маака, ясень маньчжурский, береза маньчжурская, яблоня Палласова, клены приречной и мелколистный, трескун амурский, дерен белый, чубушник, жимолость Маака, вейгела ранняя (из местных видов), тополь бальзамический, акация белая, клен ясенелистный, ясень пенсильванский, пузыреплодник (из инорайонных ) [11]. По данным Н. С. Шиховой [14], дендрофлора селитебной зоны Владивостока насчитывает 115 видов деревьев и кустарников из 62 родов и 25 семейств. Имеющиеся 31 интродуцент принадлежат к 14 семействам и 22 родам.

Шестой период - с начала 1990-х до настоящего времени - спад объемов лесоразведения, незаконные вырубки.

В первой половине 1990-х гг. из-за нестабильной политической и экономической ситуации в стране, были до минимума сведены озеленительные работы. В последние годы ситуация стала несколько улучшаться. Однако в связи с расширением основных транспортных магистралей, реконструкций микрорайонов, интенсивным городским строительством началось повсеместное сокращение площади городских зеленых насаждений. В СМИ стали регулярно появляться публикации о незаконной вырубке насаждений в городской черте [9].

Хочется надеяться, что ситуация изменится в лучшую сторону, а наметившийся положительный сдвиг в решении организационных проблем зеленого градостроительства Владивостока приведет к созданию грамотной системы озеленения, базирующейся на научно обоснованном многолетнем опыте.

Литература

1. Генеральный план Владивостока (эл. ресурс) http://www.vlc.ru/life_city/architecture_and_ со^гисйоп^епега1_р1ап (10. 06. 2016 г.)

2. Гуков Г. В. Лесоводы Дальнего Востока: учеб. пособие. - Владивосток: Дальнаука, 2005. Ч.1 -307 с.

3. Владивосток. 1860-1960. - Владивосток: Приморское книжное издательство, 1960. - 272 с.

4. Владивосток. Штрихи к портрету. - Владивосток: Дальневосточное книжное издательство, 1985. - 304 с.

5. Матвеев Н. П. Краткий исторический очерк г. Владивостока. - Владивосток: «Рубеж», 2012. -512 с.

6. Мизь Н. Г. Владивосток: прогулки в прошлое. Краеведческие очерки. - Владивосток: ОИАК, 2016. - 384 с.

7. Мизь Н. Г. Покровское кладбище Владивостока: исторический очерк. - Владивосток: Изд-во «Вести», 1991. - 56 с.

8. Озеленение городов Приморского края / В. К. Василюк, Д. Л. Врищ, А.Ф. Журавкова и др. Владивосток: ДВО АН СССР, 1987. 516 с.

9. ОНФ: реликтовый лес во Владивостоке превращают в хозяйственные земли (эл. ресурс) http://fedpress.ru/news/ecology/news_envir/1435659579-onf-reliktovyi-les-vo-vladivostoke-prevrashchayut-v-khozyaistvennye-zemli (10. 06. 2016 г.)

10. Рублева О. Л. Владивосток в названиях от А до Я. Топонимический лингвострановедческий словарь. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2010. - 276 с.

11. Урусов В. М., Варченко Л. И. Растительность района Владивостока. - Владивосток: Дальнаука, 2012. - 152 с.

12. Хисамутдинов А. А. Владивосток. Этюды к истории старого города. - Владивосток: Изд-во ДВГУ, 1992. - 328 с.

13. Шихова Н. С., Полякова Е. В. Деревья и кустарники в озеленении города Владивостока. -Владивосток: Дальнаука, 2006. - 236 с.

14. Шихова Н. С. Современное экологическое состояние зеленых насаждений г. Владивостока и пути совершенствования системы озеленения // Проблемы озеленения населенных пунктов. -Владивосток: Изд-во ДВФУ, 2011. - С. 31-41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.