УДК [01б:1/.2](470+571)"1917/1921"
Г. В. Михеева
История отечественной библиографии по философии и религии в первое послереволюционное пятилетие, 1917-1921 гг.
В рассматриваемое послереволюционное пятилетие по-прежнему значительный интерес представляли библиографические списки, помещаемые в трудах русских философов. Значительно пополнилась библиография по вопросам истории русской общественной мысли. К концу периода начинают появляться списки, призванные «освободить религиозного человека от насилия церкви». Постепенно на первый план выдвигаются вопросы истории классовой борьбы, обоснование всемирно-исторической роли социалистической революции, марксистско-ленинской идеологии и философии, исторического материализма. Библиография своими средствами должна была обеспечить оказание информационной поддержки в решении задач, поставленных новой властью.
Ключевые слова: отечественная библиография, история России 1917-1921 гг., библиография философии, библиография религии, история русской библиографии, библиография общественных наук
Galina V. Mikheeva
History of Russian bibliography on philosophy and religion in first post-revolutionary five years, 1917-1921
In the five years under consideration is still considerable interest to bibliographies of the works of Russian philosophers. Greatly enriched the bibliography on the history of Russian social thoughts. By the end of the period began to appear some lists, designed to «liberate everybody from the religious violence of the church». Gradually the fore questions of history of the class struggle, the rationale for the world-historical role of socialist revolution, the Marxist-Leninist ideology and philosophy, historical materialism appeared. Bibliography of their funds was to provide information support in meeting the challenges posed by the new authorities.
Keywords: national bibliography, history of Russia of 1917-1921, bibliography of philosophy, bibliography of religion, history of Russian bibliography, bibliography of social sciences
Русская философская библиография к 1917 г. представляла собой разветвленную область отраслевой библиографии. «Очерки современной русской философии» С. О. Грузен-берга (СПб., 1911) и «Очерк истории русской философии» Э. Л. Радлова (СПб., 1912) давали полное представление о развитии русской философской мысли, издании различных трудов по философии и содержали библиографические примечания и списки по разным областям философского знания. Текущая библиография русской и отчасти иностранной философской литературы осуществлялась с 1910 по 1914 г. в журнале «Логос». На протяжении 30 лет с 1889 г. знакомил своих читателей с новой западной и русской философской литературой и журнал «Вопросы философии и психологии», издаваемый Московским психологическим обществом при содействии Петроградского философского общества. Продолжился выход этого журнала и в 1917-1918 гг. Во всех номерах журнала (кн. 136-142) присутствовал раздел «Критика и библиография», в котором в целом учтены всего 22 названия новых книг и брошюр. С прекращением выхода журнала в середине 1918 г. надолго
прервалась текущая библиография философской литературы.
Одним из крупных дореволюционных ретроспективных библиографических пособий, надолго сохранившим свое значение и оцениваемым впоследствии М. В. Машковой как «очень обстоятельный, тщательно составленный»1, был указатель «Русская библиография по истории древней философии» (Юрьев, 1915) будущего издателя берлинского журнала «Русская книга» («Новая русская книга») А. С. Ящен-ко. А. С. Ященко - юрист, правовед, философ, библиограф - навсегда вошел в историю отечественной культуры как издатель в 1921-1922 гг. берлинского журнала «Русская книга» («Новая русская книга»), содержащего среди прочего беспрецедентную «Книжную летопись» русского зарубежья и уникальный раздел «Писатели. Судьба и работы русских писателей, ученых и журналистов». Эти разделы его журнала до сих пор сохранили свое значение как источник сведений о судьбах и работах русских писателей и ученых, оказавшихся за пределами России в эти трагические годы. Именно опыт, приобретенный А. С. Ященко при составлении капитального би-
История отечественной библиографии по философии и религии..
блиографического труда по философии, позволил ему в дальнейшем выполнить эту сложнейшую работу по учету печати русского зарубежья.
В рассматриваемое послереволюционное пятилетие крупных значимых библиографических работ в области философии создано не было. По-прежнему значительный интерес представляли библиографические списки, помещаемые в трудах русских философов. В серии «Введение в науку», философский отдел в которой выходил под редакцией известных философов Л. П. Карсавина, Н. О. Лос-ского, Э. Л. Радлова, в первом выпуске «Введение в философию», подготовленном тогдашним директором Российской Публичной библиотеки, будущим членом-корреспондентом Академии наук СССР Э. Л. Радловым, приведен обзор философской литературы за 1776-1916 гг.2 Годом позже во втором дополненном издании «Очерка истории русской философии»3 того же автора приведена библиография рассматриваемых работ по всем философским проблемам. В других выпусках этой серии также имелись списки литературы по поводу изучения той или иной проблемы философии: в выпуске 5-м - о гносеологии религиозного философа, профессора Петроградского университета, будущего основателя религиозно-философского общества «Братство Серафима Саровского» С. А. Алексеева (Аскольдова)4 (197 названий книг и статей на русском и иностранных языках за 17921917 гг.); в выпуске 6-м - «Обзор русской литературы по логике»5 (70 названий книг на русском и иностранных языках за 1877-1917 гг.) профессора Петроградского университета, специалиста по логике и риторике С. И. По-варнина. В известной мере «Обзор» дополнял опубликованный ранее список трудов по философии заслуженного профессора Петроградской духовной академии М. И. Каринско-го6. В 8-м выпуске этой серии была опубликована «Этика» Э. Л. Радлова и также сохранена традиция обзоров соответствующей литературы за XVIII - начало XX в.7
В области библиографии социологии заметным явлением было появление «Систематического указателя книг по главнейшим социологическим вопросам». Этот указатель был помещен в качестве приложения к книге преподавателя социологии Высших курсов П. Ф. Лесгафта, петроградских Психо-неврологического и Кооперативного институтов К. М. Тахтарева «Социология, ее краткая история, научное значение, основные задачи, система и методы» (Пг., 1918) (около 100 названий книг и статей на русском и иностранных языках за 1865-1917 гг.). Годом
ранее в сборнике статей, вышедшем в связи с кончиной историка, социолога и этнографа М. М. Ковалевского, был помещен список его трудов (239 названий книг и статей по истории государства и права, социологии и этнографии за 1876-1915 гг.)8.
В этот период значительно пополнилась библиография по вопросам истории русской общественной мысли. Прежде всего следует отметить библиографический указатель и кри-тико-библиографический обзор, помещенные в 5-м издании «Истории русской общественной мысли» (с. 20-52) социолога, публициста, историка русской литературы и литературного критика Р. В. Иванова-Разумника (Пг., 1918)9. Всего автором учтены около 700 названий книг и статей, выпущенных с середины XIX в. по 1920 г. Указаны наиболее ценные труды по русской истории, истории русской общественной мысли, истории революционного движения и истории литературы XIX в., перечислены собрания сочинений и письма наиболее крупных поэтов, беллетристов, драматургов и критиков XIX в., отчасти XVIII и XX вв., и библиографические, биографические и критические работы о них. Указаны книги, журнальные и некоторые газетные статьи, появившиеся на русском и иностранных языках в XIX-XX вв. Впоследствии известный библиограф А. Г. Фомин, оценивая этот указатель, «заключавший ценный и обширный библиографический материал», отмечал и его недостатки: «Описаны книги и статьи не выдержанно по полноте, часто не приведено необходимых сведений: заглавий книг и статей, места и года издания книг, номеров журнала и т. п. В указателе, приближающемся к критико-би-блиографическому обзору, дана группировка материала, сделаны критические замечания, подведены кратко итоги состояния литературы по данному вопросу или писателю»10. При этом он отмечал, что «в подборе, оценке и рекомендации материала довольно ярко сказалась народническая позиция составителя»11.
В этот период значительно пополнилась библиография по вопросам истории русской общественной мысли. Так, истории русского либирализма и прежде всего взглядам известного мыслителя и декабриста Н. И. Тургенева была посвящена книга о нем, вышедшая в 1918 г. в Самаре в период власти там Комуча, содержавшая исчерпывающую библиографию его трудов и литературы о нем12.
Рассматриваемое пятилетие характеризуется началом научного издания и изучения произведений крупнейших мыслителей домарксистской философии, внесших вклад в развитие материалистической диалектики. Особое вни-
Г. В. Михеева
мание уделялось историческому материализму как философскому обоснованию свершившейся социалистической революции в России. Не стояла в стороне от этих проблем и соответствующая тематическая библиография, начало интенсивному развитию которой было положено именно в этот исторический отрезок времени.
Еще в 1908 г. в атмосфере острой идейной борьбы на философском фронте впервые в России был выпущен крупный библиографический указатель русской и иностранной литературы по историческому материализму13. После 1917 г. неоднократно переиздавался и дополнялся сборник статей «Исторический материализм», составленный С. Ю. Бронштейном (С. Семков-ским), членом ЦК меньшевиков, профессором Харьковского университета. Так, в 1919 г. этот сборник, содержащий статьи Ф. Энгельса, К. Каутского, П. Лафарга и других мыслителей, в переводе и с предисловием С. Семковского был выпущен Отделом печати Московского совета р[абочих и к[расноармейских] депутатов. Сопровождал сборник обширный «Указатель литературы об историческом материализме на русском и иностранных языках»14, также составленный Семковским (свыше 500 названий).
В сборнике «Исторический материализм: (источники, комментарии и библиография)» (Киев, 1921) (выпущен в качестве «пособия для партшкол, политкурсов и кружков марксистской мысли») профессора Киевского университета Я. С. Розанова автором были учтены около 100 названий книг и журнальных статей за 18951920 гг. («Указатель литературы по историческом материализму») (с. 169-174).
Выходили списки, посвященные жизни и творчеству и отдельных философов, в частности Р. Оуэна15. «Возрождение интереса к фурьеризму и оуэнизму» в этот период отмечала в своей одноименной статье А. В. Мезьер, представив в ней обзор около 20 работ о Р. Оуэне и Ш. Фурье16.
Созданию прочной источниковой базы изучения зарубежной философской социалистической мысли содействовала и предпринятая Советским правительством в 1920-1922 гг. закупка в Англии, Германии, Швейцарии и Австрии богатейших коллекций книг по истории социализма и рабочего движения на Западе17. Развернувшаяся на базе созданного в 1919 г. Кабинета теории, истории и практики марксизма в составе Социалистической академии общественных наук собирательская и издательская деятельность принесла ощутимые результаты в области этой отрасли библиографии в последующие годы.
Библиография собственно религиозных изданий в рассматриваемое пятилетие, в отличие
от дореволюционного периода, не принадлежала к числу отраслевых библиографий, получивших сколько-нибудь существенное развитие. Продолжалось раскрытие коллекций старопечатных фондов монастырей, которое, собственно, лишь отчасти можно было отнести к библиографии религиозной литературы Сохранялось и преумножалось широко развитое до 1917 г. описание монастырских и церковных собраний рукописных и печатных книг. В рассматриваемый период описание подобных собраний выходили в основном в 1917 г. К их числу относятся: очередной выпуск начатого еще в 1855 г. «Описания славянских рукописей Московской синодальной библиотеки»18; очередной том выходившего с 1911 г. «Описания греческих рукописей монастыря святой Екатерины на Синае»19; «Рукописи Московской епархиальной библиотеки»20; «Опись библиотеки и части ризницы Желтикова Тверского монастыря»21; «Каталог Никоновского музея в Иверском монастыре близ г. Валдая»22; «Миниатюры рукописей Соловецкой библиотеки»23; «Опись лицевых изображений и орнамента книг ризницы Троице-Сергиевой лавры»24 и др.25
Лишь на первое послереволюционное двухлетие приходится издание традиционных для этого вида библиографии каталогов миссионерских библиотек26, благотворительно-просветительных союзов27, магазинов, торгующих книгами соответствующей тематики28. Создавались указатели содержания отдельных религиозных журналов29. Списки литературы сопровождали и научные исследования, посвященные изучению агиографических материалов30. По прежнему отечественная наука проявляла большой интерес к изучению восточных религиозных и религиозно-философских учений31.
К концу периода начинают появляться списки, призванные «освободить религиозного человека от насилия церкви». Список книг, в котором декларировалось, что «грядущий коммунизм не только отвергает религиозность, но „разрушает" всякое верование в Бога», появился в «Пути чтения»32. Однако настоящая борьба атеистического мировоззрения с религиозным в области библиографии была еще в самой начальной стадии.
Постепенно на первый план выдвигаются вопросы истории классовой борьбы, обоснование всемирно-исторической роли социалистической революции, марксистско-ленинской идеологии и философии, исторического материализма. Библиография своими средствами должна была обеспечить оказание информационной поддержки в решении поставленных задач, но все это относится уже к последующему периоду ее развития.
История отечественной библиографии по философии и религии.
Примечания
1 Машкова М. В. История русской библиографии начала XX в., до октября 1917 г. М., 1969. С. 246.
2 Обзор литературы // Радлов Э. Л. Введение в философию. Пб., 1919. С. 33-55.
3 Радлов Э. Л. Очерк истории русской философии. 2-е изд., доп. Пб., 1920.
4 Обзор литературы по гносеологии // Алексеев (Аскольдов) С. А. Гносеология. Пб., 1919. С. 36-48.
5 Поварнин С. И. Введение в логику. Пб., 1921. С. 52-67.
6 Журн. М-ва нар. просвещения. 1917. Ч. 71, сент., отд. 4. С. 19.
7 Радлов Э. Л. Этика. Пб., 1921. С. 57-80.
8 Кондратьев Н. Д. Список трудов М. М. Ковалевского // М. М. Ковалевский: ученый, гос. и обществ. деятель и гражданин: сб. ст. Пг., 1917. С. 264-274.
9 Первое издание этого труда вышло в 1907 г.
10 Фомин А. Г. Путеводитель по библиографии, биобиблиографии, историографии, хронологии и энциклопедии литературы. Л., 1934. С. 138.
11 Там же. С. 139.
12 Литература о Н. И. Тургеневе // Тарасов Е. И. Декабрист Николай Иванович Тургенев: очерки из истории либерализма в России. Самара, 1918. С. 8-13.
13 Подробную его характеристику см.: Машкова М. В. Указ. соч. С. 246.
14 Исторический материализм: сб. ст. / сост. С. Семков-ский. М., 1919. С. 319-337.
15 Роберт Оуэн (1771-1858): библиогр. справка // Книжник. 1918. № 7/8. С. 23-24. Подпись: С. И.
16 Вестн. кооперации. 1918. № 9/10. С. 109-116.
17 Об этом подробнее см.: Алексеева Г. Д. Создание центров советской исторической науки и их деятельность в 1918-1923 гг. // История и историки. Историография истории СССР: сб. ст. М., 1965. С. 102-104.
18 Горский А. В., Невоструев К. И. Описание славянских рукописей Московской синодальной библиотеки. Отд. 3. Книги богослужебные, ч. 2. М., 1917. XVI, 582 с. (Чтения в О-ве истории и древностей российских при Моск. ун-те; кн. 4 (263)).
19 Описание греческих рукописей монастыря святой Екатерины на Синае. Т. 3, вып. 1. Рукописи 1224-2150 / под ред. В. Н. Бенешевича. Пг., 1917. IV, 354 с.
20 Перетц В. Н. Рукописи Московской епархиальной
библиотеки // Библиогр. летопись. 1917. С. 70-95 (паг. 2-я). (О-во любителей древ. письменности и искусства; вып. 3).
21 Яцимирский А. И. Опись библиотеки и части ризницы Желтикова Тверского монастыря 1636 г. // Там же. С. 96-100 (паг. 2-я).
22 Франц Д. Д. Каталог Никоновского музея в Иверском монастыре близ г. Валдая. Новгород, 1920. 86 с.
23 Денике Б. П. Миниатюры рукописей Соловецкой библиотеки // Казан. библиофил. 1921. № 2. С. 24-31.
24 Олсуфьев Ю. А. Опись лицевых изображений и орнамента книг ризницы Троице-Сергиевой лавры. Сергиев, 1921. VIII, 96 с.
25 Полный перечень подобных описей, изданных в изучаемый период, см.: Библиография русской библиографии: указ. библиогр. пособий. Ч. 1. 1917-1921 / сост. С. Н. Котломанова и др.; авт. предисл. и науч. ред. Г. В. Ми-хеева. СПб., 2000. С. 30-37.
26 Издания Православного миссионерского общества, напечатанные Переводческой комиссией Православного миссионерского общества в Казани. Казань, 1917. 12 с. 312 названий книг на чувашском, татарском, вотском, черемисском и русском языках.
27 Каталог библиотеки Союза благотворительно-просветительного развития при Старо-Афонском Свято-Андреевском подворье на Песках в Петрограде, 1918 г. Пг., 1918. 55 с. 612 названий книг и периодики за 1775-1917 гг.
28 Каталог собственных изданий и книг, находящихся на складе [книжного магазина и книгоиздательства «М. С. Елов и сын»]. № 3. Сергиев Посад, 1917. 6 с. 186 названий книг этого издательства по истории религии, церкви и богословию за 1887-1917 гг.
29 Оглавление неофициальной части журнала «Пастырь и паства» за 1915 и 1916 гг. // Пастырь и паства. 1917. № 3. С. 1-16 (паг. 2-я). Около 500 названий статей.
30 Алфавитный перечень агиографической литературы // Рудаков А. П. Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии. М., 1917. С. 225-262.
31 Замотайло И. Литература о даосизме // Изв. Одес. библиогр. о-ва при Имп. Новорос. ун-те. 1917. Вып. 5/6. С. 39-40; Бартольд В. В. Ислам. Пг., 1918. Библиогр.: с. 94-96; Его же. Культура мусульманства. Пг., 1918. Библиогр.: с. 108-109; Ушаков П. Книги по истории религий Востока // Изв. Курсов кавказ. журналистики. 1921. № 2. С. 63-67.
32 Религия и церковь: духовное рабство // Путь чтения. 1920. № 2. С. 3-12.