Научная статья на тему 'История организации занятий по физической культуре в Томском государственном университете в 1920-х гг'

История организации занятий по физической культуре в Томском государственном университете в 1920-х гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
122
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТЫ / ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / ИСТОРИЯ СИБИРИ / PHYSICAL TRAINING / STUDENTS / TOMSK STATE UNIVERSITY / HISTORY OF SIBERIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Черданцева Раиса Геннадьевна, Борисов Денис Вадимович

Рассматриваются исторические аспекты возникновения и организации занятий по физическому воспитанию в Томском государственном университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Черданцева Раиса Геннадьевна, Борисов Денис Вадимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The history of organizing physical training classes at Tomsk State University in 1920s

After the end of the Civil War the students represented a non-uniform social mass. It is known that Soviet power headed for proletarianization of the higher school though in 1920 no basic changes in the social structure of students occurred. Even after the change of the rules of students enrollment in 1925/26 academic year workers and peasants made only 32% of the total number of students enlisted in Tomsk State University (TSU). With the introduction of preconscription military training in 1927 by the order of the Head of the Military and Sanitary Department of the Siberian military district of December 3, 1926 it was recommended to carry out medical examination of TSU students. On February 1-5, 1927 a special medical commission examined a part of TSU firstand third-year students of Physical-Mathematical and Medical Faculties, prospective preconscription trainees. At the same time anthropometrical materials were collected. The results revealed an unsatisfactory physical state of the overwhelming part of students. In whole, all over the USSR the average percent of students fit for military service fluctuated within 60%. The Soviet state was also disturbed by the state of physical development of young men including students. The National Committee of Education of RSFSR took a number o measures directed at improving students financial position, regulating their life and study conditions, as well as medical aid rendered to them. Among the offered measures there was an introduction of obligatory physical culture training. At the TSU board meeting of December 30, 1928, N.N. Bijazi's report was discussed on the introduction of physical training at the university. The program recommended for the university stipulated general physical development and training of students. Physical training had to include, first of all, morning hygienic exercises consisting of 15-minutes daily gymnastics. The basic educational work on physical training consisted of 1-hour classes twice a week. Students' attendance, as well as achievements in physical culture, was controlled. Optional work included classes, competitions, excursions, walks, and so on, provided by the annual plan of extra-curriculum work. Physical training classes in TSU started in the second semester of 1928/29 academic year. As the National Committee of Education had not allocated the necessary means for their carrying out they were introduced only for the first-year students of both faculties Medical and PhysicalMathematical. The subject commission on physical culture included I.M. Bulaev, teachers of physical culture, a representative of the students' sports circle and a student representative of their number. The classes were conducted in accordance with the syllabus with specifications sent from higher schools managing department. In the course of accessing students to regular physical training and sports special attention was paid to the work of sports circles and sections. The initiative of creating a sports circle belonged to the students' trade union. As far back as the spring of 1927 the first sports base opened in students' hostel 7, in Belynsky Street. Thus, since the second semester of 1928/29 academic year physical training classes were gradually introduced into the TSU educational process. They were aimed at the promotion of improving students' health in the course of training specialists. They played an important role in preconscription military training of the future defenders of the Homeland. Physical training became a component of the curriculum of all TSU faculties. At the end of 1930 the physical training chair opened in the university.

Текст научной работы на тему «История организации занятий по физической культуре в Томском государственном университете в 1920-х гг»

Р.Г. Черданцева, Д. В. Борисов

ИСТОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ТОМСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ В 1920-х гг.

Рассматриваются исторические аспекты возникновения и организации занятий по физическому воспитанию в Томском государственном университете.

Ключевые слова: физическая культура; студенты; Томский государственный университет; история Сибири.

Цель статьи заключалась в исследовании исторических аспектов возникновения и организации занятий по физическому воспитанию в Томском государственном университете.

После окончания Гражданской войны студенчество представляло собой неоднородную в социальном отношении массу. Известно, что советская власть взяла курс на «пролетаризацию» высшей школы. На учебу в вузы в первую очередь принимались выходцы из рабоче-крестьянской среды. Однако и в середине 1920-х гг. коренных изменений в социальном составе студенчества не произошло. Преобладали, особенно на старших курсах, студенты - выходцы из непролетарских слоев. Даже после изменения правил приема в вузы в 1925/26 учебном году рабочие и крестьяне составляли лишь 32% из общего числа зачисленных в ТГУ [1. С. 128].

Однако материальные условия жизни студентов оставляли желать лучшего. Вот что, например, писала томская газета «Красное знамя» в заметке «Еще о нуждах студенчества»: «...перебиваясь с хлеба на квас, ведет студент свое жалкое, подчас полускотское существование, заболевает часто желудочными болезнями, ревматизмом, простывает вечно и к концу высшей школы получается из человека, когда-то здорового, сильного, жизнерадостного, растративший свою молодую жизнь на учебу и борьбу с голодухой и поэтому неспособный в жизни по выходе из высшей школы проявить ни интенсивности, ни энергии в хозяйственной работе страны, ни даже жажды этой работы по специальности, к которой он когда-то стремился. Он может только “устраиваться” в жизни на теплые местечки, улучшать свою личную жизнь, нисколько не заботясь об обязанностях гражданина. В конечном итоге страдает от этого государство» [2].

И даже после некоторого улучшения в середине 1920-х гг. материально-бытовые условия студентов оставляли желать лучшего. Все это отрицательным образом сказывалось на их физическом развитии. В связи с введением в 1927 г. занятий по допризывной военной подготовке распоряжением начальника Военно-санитарного управления Сибирского военного округа от 3 декабря 1926 г. предписывалось провести медицинское освидетельствование студентов ТГУ [3. С. 28].

С 1 по 5 февраля 1927 г. специальная комиссия по медосмотру провела обследование части студентов 1-3-го курсов физико-математического и медицинского факультетов ТГУ, которым предстояло проходить допризывную военную подготовку. Попутно собирался антропометрический материал. Результаты выявили неудовлетворительное физическое состояние подавляющей части студентов [4]. В целом по СССР средний процент годных к строевой службе колебался в пределах 60% [3. С. 29].

Ассистент кафедры социальной гигиены ТГУ ИМ. Булаев на основе обработки проведенных им антропометрических измерений пришел к выводу, что «физическое развитие всех обследованных студентов по показателям физического развития. говорит о недостаточной упитанности студентов» [4. С. 191].

Лучшие показатели физического развития наблюдались у студентов из рабочих и крестьян, в то время как для студентов из служащих, по его наблюдениям, было характерно «слабое развитие мышечной системы, окружности груди и большее развитие роста (последнее недостаточно для других групп).». И. М. Булаев объяснил это явление «различием социально-экономических условий быта этих групп» [4. С. 192].

На основании полученных результатов автор статьи подчеркивает необходимость обратить самое серьезное внимание на укрепление физического развития студенчества «путем улучшения общих условий студенческого труда и быта, улучшения питания, жилищных условий, широкого проведения физкультуры студенчества и гигиенического режима дня. ». Это, по его мнению, необходимо было «осуществить на деле и в самый ближайший срок» [4. С. 193].

Состоянием физического развития молодых людей, в том числе и студенчества, было обеспокоено и государство. Наркомпрос РСФСР принял ряд мер, направленных на улучшение материального положения студентов, упорядочение их быта и условий занятий, улучшения медицинской помощи. Среди предложенных мер было и введение обязательных занятий физической культурой.

Военный руководитель ТГУ АН. Кузнецов и сменивший его Н. Н. Биязи, ссылаясь на полученные инструкции из СибВО, поставили перед правлением университета вопрос о введении занятий по физической культуре.

На заседании правления ТГУ, состоявшемся 30 декабря 1928 г., была обсуждена докладная записка Н.Н. Биязи о введении физической подготовки в университете. Сославшись на полученные из центра указания о введении физкультуры в вузах, он отметил, что занятия по физкультуре со студентами должны были вестись «преподавателями с высшим образованием под общим руководством военного руководителя» [5. Л. 5]. В то же время Биязи обратил внимание правления на то, что ни Наркомпросом РСФСР, ни правлением ТГУ средств на оплату труда преподавателей и приобретение спортивного инвентаря не было выделено. В учебном плане на текущий год не были отведены часы для занятий физкультурой, не было и специальных помещений. В качестве причин, потребовавших введения в обязательном порядке такого рода занятий, он назвал «слабое физическое состояние студенчества и громад-

ный процент выбракованных студентов при приеме в Красную армию (до 70%)» [5. Л. 5].

Программа по физической культуре предусматривала общее физическое развитие и воспитание студентов. Помимо этого, студенты должны были в ходе занятий приобрести «некоторые военно-практические навыки, облегчающие подготовку бойца» Красной армии, и «простейшие инструкторские навыки» в области физического воспитания. Физподготовка в первую очередь включала утренние гигиенические занятия (15-минутная ежедневная зарядка). Основная учебная работа по физподготовке заключалась в проведении два раза в неделю по 1 часу занятий по физкультуре. Учитывались посещаемость и достижения занимающихся. Внеучебная работа состояла из занятий в кружках, в соревнованиях, экскурсиях, прогулках и т. п., предусмотренных годовым планом клубной работы.

Численность учебных групп должна была не превышать 25 человек. Причем группы дифференцировались с учетом состояния здоровья, пола и физической подготовки.

По причине отсутствия необходимых средств и перегрузки студентов текущими занятиями Биязи предложил правлению ТГУ ряд мер, которые, по его мнению, должны были обеспечить нормальное ведение занятий по физкультуре уже в следующем учебном году: включение в смету ТГУ расходов на приобретение инвентаря и оборудования (7 926 руб. 20 коп.), оплаты труда 4 преподавателей (5 500 руб.) и учебновспомогательного персонала (300 руб.) и по 2 часовых занятия в каждой группе в учебный план.

Им был также предложен ряд мер, которые необходимо было принять уже в текущем учебном году. К докладной записке прилагались и сметы расходов на оборудование спортивного зала для одновременных занятий с группой в 30 человек, устройство душа, оборудование спортплощадок [5. Л. 9-13].

Обсудив и одобрив докладную записку Биязи, правление ТГУ постановило уже в текущем учебном году предпринять шаги, направленные на уменьшение академической нагрузки студентов и устранение ненормальных условий их быта.

Для этого предлагалось отменить все непредусмотренные учебным планом занятия, установить календарный план внеучебной нагрузки студентов - выполнения общественных поручений и участия во всевозможных мероприятиях, - согласовав его с партийными, комсомольскими и общественными организациями.

Кроме того, предусматривалось установление «твердых дней отдыха» (вечернее время в субботу и целиком воскресенье), чтобы студенты в это время не привлекались ни к учебе, ни к каким-либо занятиям умственного порядка.

Постановление содержало такие пункты, как устройство комнаты отдыха в каждом общежитии, запрет на самоподготовку к учебным занятиям в общежитиях после 12 ночи, улучшение питания в студенческих столовых, регулярный медосмотр. Для студентов, проживающих в общежитии, предусматривались организация по утрам 15-минутной физзарядки под наблюдением инструкторов, улучшение работы физкультурного кружка и т. п. На первичное обзаведение инвентарем и

оборудование спортзала выделялось 500 руб. из кредита на учебные цели.

Занятия по физической подготовке предлагалось ввести на первом курсе со второго семестра с оплатой преподавателей из сумм, выделенных военному руководителю ТГУ. Врачебный контроль должен был осуществлять доктор И. М. Булаев, который включался в состав предметной комиссии создаваемой кафедры физической культуры [5. Л. 4].

Проведение занятий по физической культуре в ТГУ было организовано уже во втором семестре 1928/29 учебного года. По той причине, что на их проведение Наркоматом просвещения не было выделено средств, они вводились только для студентов первого курса обоих факультетов - медицинского и физикоматематического .

Из-за ограниченности средств и невозможности ломать учебный план численность одной группы занимающихся в среднем составила 50 человек. Занятия проводились в утренние часы. Двухчасовые занятия в группах давались некоторым студентам с трудом. Занятия по физкультуре вели 2 преподавателя - Макаров и Гуляев, приглашенные из Артшколы, оба с высшим физкультурным образованием [6. Л. 9].

В предметную комиссию по физкультуре вошли И. М. Булаев, преподаватели физкультуры, представитель студенческого физкультурного кружка и представитель от студентов. Сами занятия проводились по программам, присланным из Управления вузами. Они касались проведения занятий в женской группе и спец-группе, сформированной из студентов с ослабленным физическим здоровьем. Дополнительно вводился военный элемент.

Каждое занятие, особенно для студентов-медиков, сопровождалось разъяснением того или иного упражнения. Занятия проводились в физкультурном зале и на воздухе. Посещаемость составила 85%. Однако в период проведения зачетов она достигала 50%. В целом студенты приветствовали организацию занятий по физкультуре [6. Л. 9 об.]. Под спортивный зал было оборудовано довольно светлое и просторное помещение с вентиляцией, раздевалками и минимальным количеством спортивного инвентаря. Душевой комнаты не было. В результате проведения ряда воскресников была построена спортивная площадка.

Что касается организации утренней зарядки в студенческих общежитиях, то на первых порах к ней отнеслись без энтузиазма. Потребовались разъяснительная работа и меры воздействия со стороны общественных организаций [6. Л. 9 об.].

Важное место отводилось работе спортивных кружков и секций. Инициаторами создания физкультурного кружка выступили студенческие профсоюзы. Еще весной 1927 г. при студенческом общежитии (ул. Белинского, 7) была открыта физкультурная база. Правда, ее спортивный инвентарь был довольно скуден (футбольная, баскетбольная и волейбольная покрышки, требовавшие ремонта, 3 гуттаперчевых мяча, 2 волейбольные сетки, 2 лапты и 3 комплекта для игры в городки). В должности инструктора и одновременно заведующего базой состоял А. Петкевич. При базе велись занятия в легкоатлетической секции [7. Л. 12-13].

На состоявшемся 29 августа 1927 г. заседании бюро физкультбазы при профсоюзном исполнительном бюро (ПИБе) ТГУ было предложено организовать физкультурный кружок. Инициаторы аргументировали его необходимость «общим интересом студенчества к физкультуре» и «огромной важностью физкультуры в жизни студенчества». Начав с создания небольшого ядра физкультурников из 10-15 человек, они намеревались затем развернуть работу по «втягиванию в кружок остальной массы студенчества» [5]. Организаторы кружка обратились к администрации университета с просьбой предоставить помещение для занятий, а профсоюзную организацию попросили выделить необходимые средства на приобретение спортивного инвентаря. Было также предложено разработать «Положение о физкультурном кружке» [7. Л. 4].

На заседании физкультурного кружка 24 октября 1927 г. было избрано бюро кружка. В его состав вошли: Трофимов (председатель), Никулина (секретарь), К. Орлов (зам. председателя) и Петкевич. Кандидатами в члены бюро были избраны К. Калиничева и Кудрявцева [7. Л. 21].

К октябрю 1927 г. в кружке занимались уже свыше 100 человек. Имелось несколько секций: лыжная, легкоатлетическая и др. План работы лыжной секции, например, предусматривал подготовительный и зимний периоды. В ходе занятий изучались стили лыжной ходьбы, проводились тренировки, организовывались соревнования. Таким образом, физкультурный кружок стал тем ядром, вокруг которого объединялись любители физической культуры и спорта из числа студентов и сотрудников университета [7. Л. 19-21].

В 1928 г. университетский физкультурный кружок уже насчитывал свыше 150 человек (в университете в то время обучалось до 1 500 студентов). Его работой

руководили приглашенный из Артшколы преподаватель Макаров, военрук Н. Н. Биязи и наиболее подготовленные из числа физкультурников. При кружке была образована научно-исследовательская комиссия, которая занималась подготовкой врачей для обработки материалов медицинских осмотров. Однако на этот вид деятельности было выделено всего 115 руб. [6. Л. 10].

Военный руководитель Н.Н. Биязи в отчете о проведении занятий по физической культуре за зимний период 1928/29 учебного года в ТГУ от 7 мая 1929 г. предложил ряд мер, направленных на улучшение физкультурной работы в вузе. Они включали предложение поставить перед Главпрофобром вопрос об отпуске достаточных средств на физкультурную работу, приобретение спортинвентаря и оборудование спортзала и спортплощадок, об оплате преподавателей. Он также рекомендовал организацию кафедры физической культуры с подчинением ее военному руководителю, введение штатной должности врача по физкультуре. По его мнению, следовало обратить внимание местных профсоюзных организаций на «недопустимое отношение. к физкультуре. своих членов-студентов» и добиться выделения средств на организацию физкультурной работы [6. Л. 10].

Таким образом, начиная со второго семестра 1928/29 учебного года занятия физической культурой начали постепенно внедряться в учебный процесс в ТГУ. Они были призваны способствовать укреплению здоровья студентов, подготовке специалистов. Им отводилась важная роль и в допризывной подготовке будущих защитников Родины. Физическая культура вошла составной частью в учебные планы факультетов. В конце 1930-х гг. в составе университета была открыта и кафедра физической культуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Томский государственный университет. 1880-1980. Томск : Изд-во Том. ун-та, 1980. 431 с.

2. Красное знамя. 1924. 5 янв.

3. Голиков В.И. В едином строю: История военной кафедры, факультета военного обучения Томского государственного университета (1926-

2006) / под ред. С.Ф. Фоминых. Томск : Изд-во НТЛ, 2006. 624 с.

4. Булаев И.М. Материалы к характеристике физического развития студентов ТГУ // Известия Томского государственного университета. 1929.

Т. 84. С. 169-193.

5. Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. Р-815. Оп. 1. Д. 454.

6. ГАТО. Ф. Р-815. Оп. 1. Д. 367.

7. ГАТО. Ф. Р-815. Оп. 1. Д. 391.

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 26 января 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.