Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ ОБЩЕСТВА "ТЕХНИКА - МАССАМ" В КОНТЕКСТЕ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ТЕХНИКИ В СССР НА РУБЕЖЕ 1920-1930-Х ГГ.'

ИСТОРИЯ ОБЩЕСТВА "ТЕХНИКА - МАССАМ" В КОНТЕКСТЕ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ТЕХНИКИ В СССР НА РУБЕЖЕ 1920-1930-Х ГГ. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
213
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ТЕХНИКИ / "ТЕХНИКА - МАССАМ" / "ТЕХМАСС" / НАУКА И ВЛАСТЬ / П.К. ЭНГЕЛЬМЕЙЕР / ИСТОРИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ / ИСТОРИЯ ДОСУГА / ИЗОБРЕТЕНИЯ / HISTORY OF TECHNOLOGY / "TECHNIQUE FOR THE MASSES" / "TECHMASS" / SCIENCE AND POWER / PETER ENGELMEYER / HISTORY OF EVERYDAY LIFE / HISTORY OF LEISURE / INVENTIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сидорчук Илья Викторович

Исследование посвящено вопросам технического обучения и пропаганды в СССР 1920-1930-х гг. на примере деятельности общества «Техника - массам» (1927-1931 гг.), основной целью которого было массовое просвещение широких слоев промышленных и сельскохозяйственных рабочих и колхозников техническими знаниями, необходимыми для полного освоения новой техники. Его история позволяет получить представление о взглядах советской власти на перспективы и формы развития науки и о практиках выстраивания и отработки механизмов внедрения техники в жизнь общества. Для достижения поставленных целей «Техмасс» применялся целый комплекс методов: учебная работа, различные способы популяризации через досуговые практики (выставки, кино, радио и пр.), поддержка инициатив снизу, организация кружков и пр. Подобная совокупность видов работ была характерна и для других масштабных пропагандистских кампаний 1920-х - 1930-х гг. Проблемы, ставшие критическими для Общества, также не являлись уникальными: конкуренция с другими обществами, недостаточная финансовая поддержка, организационные провалы, отсутствие должной поддержки сторонних организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF THE SOCIETY “TECHNIQUE FOR THE MASSES” IN THE CONTEXT OF POPULARIZATION OF TECHNOLOGY IN THE USSR AT THE TURN OF THE 1920S-1930S

The research is devoted to the issues of technical training and propaganda in the USSR of the 1920s-1930s through the history of the Society “Technique for the masses” (1927-1931). Its aim was a mass education of a wide range of industrial and agricultural workers and collective farmers with the technical knowledge necessary for the full development of new technology. The history of the Society allows us to get an idea of the views of the Soviet government on the prospects and forms of development of science and on the practices of building and working out mechanisms for the introduction of technology into society. To achieve these goals, a whole range of methods was used by the Society: educational work, various methods of popularization through leisure practices (exhibitions, movies, radio, etc.), support for initiatives from below, organizing circles, etc. Such a combination of types of work was typical for other large-scale propaganda campaigns of the 1920s and 1930s. The problems that became critical for the Society were also not unique: competition with other societies, insufficient financial support, organizational failures, and lack of proper support from third-party organizations.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ ОБЩЕСТВА "ТЕХНИКА - МАССАМ" В КОНТЕКСТЕ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ТЕХНИКИ В СССР НА РУБЕЖЕ 1920-1930-Х ГГ.»

УДК 94(47+57)"1927/1931"

Сидорчук Илья Викторович

кандидат исторических наук, доцент, ассоциированный научный сотрудник Социологического института РАН

ИСТОРИЯ ОБЩЕСТВА «ТЕХНИКА - МАССАМ» В КОНТЕКСТЕ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ТЕХНИКИ В СССР НА РУБЕЖЕ 1920-1930-Х ГГ. [1]

Sidorchuk Ilya Victorovich

PhD in History, Associate Professor, Associate research fellow, Sociological Institute of the Russian Academy of Sciences

THE HISTORY OF THE SOCIETY "TECHNIQUE FOR THE MASSES" IN THE CONTEXT OF POPULARIZATION OF TECHNOLOGY IN THE USSR AT THE TURN OF THE 1920S - 1930S [1]

Аннотация:

Исследование посвящено вопросам технического обучения и пропаганды в СССР 1920-1930-х гг. на примере деятельности общества «Техника - массам» (1927-1931 гг.), основной целью которого было массовое просвещение широких слоев промышленных и сельскохозяйственных рабочих и колхозников техническими знаниями, необходимыми для полного освоения новой техники. Его история позволяет получить представление о взглядах советской власти на перспективы и формы развития науки и о практиках выстраивания и отработки механизмов внедрения техники в жизнь общества. Для достижения поставленных целей «Техмасс» применялся целый комплекс методов: учебная работа, различные способы популяризации через досуговые практики (выставки, кино, радио и пр.), поддержка инициатив снизу, организация кружков и пр. Подобная совокупность видов работ была характерна и для других масштабных пропагандистских кампаний 1920-х - 1930-х гг. Проблемы, ставшие критическими для Общества, также не являлись уникальными: конкуренция с другими обществами, недостаточная финансовая поддержка, организационные провалы, отсутствие должной поддержки сторонних организаций.

Ключевые слова:

история техники, «Техника - массам», «Техмасс», наука и власть, П.К. Энгельмейер, история повседневности, история досуга, изобретения.

Summary:

The research is devoted to the issues of technical training and propaganda in the USSR of the 1920s-1930s through the history of the Society "Technique for the masses" (1927-1931). Its aim was a mass education of a wide range of industrial and agricultural workers and collective farmers with the technical knowledge necessary for the full development of new technology. The history of the Society allows us to get an idea of the views of the Soviet government on the prospects and forms of development of science and on the practices of building and working out mechanisms for the introduction of technology into society. To achieve these goals, a whole range of methods was used by the Society: educational work, various methods of popularization through leisure practices (exhibitions, movies, radio, etc.), support for initiatives from below, organizing circles, etc. Such a combination of types of work was typical for other large-scale propaganda campaigns of the 1920s and 1930s. The problems that became critical for the Society were also not unique: competition with other societies, insufficient financial support, organizational failures, and lack of proper support from third-party organizations.

Keywords:

history of technology, "Technique for the masses", "Techmass", science and power, Peter Engelmeyer, history of everyday life, history of leisure, inventions.

Развитие техники и рост технологической грамотности населения являлись неотъемлемыми составляющими государственной политики первых лет советской власти. Это объясняется целым рядом причин: технократическими идеалами лидеров партии, верой в невозможность построения коммунизма в условиях технологической отсталости, пониманием необходимости ликвидации отставания от развитых стран, являющихся потенциальными врагами, и, наконец, восприятием науки как надежного средства борьбы с религией, предрассудками и суевериями [2]. Неслучайно советскую перестройку общества называют «инженерией» и характеризуют стремлением уподобить жизнь строителей коммунизма работе хорошо отлаженной машины [3, р. 145-149]. Для достижения заявленных целей власть предпринимала целый комплекс мер, начиная от поддержки научно-популярной периодики, организации лекций, музеев и кружков и заканчивая проведением массовых кампаний и созданием общественных организаций, рекрутировавших сотни тысяч человек. Одной из них являлось общество «Техника - массам», созданное в 1927 году.

Основной задачей Общества стало «массовое вооружение широких слоев промышленных и сельскохозяйственных рабочих и колхозников техническими знаниями, необходимыми для полного освоения новой высокой техники, для успешного выполнения технической реконструкции страны, для осуществления на деле лозунга "догнать и перегнать", для укрепления обороноспособности страны и для окончательного завершения социалистического строительства» [4]. Утверждалось,

что «социалистическая реконструкция промышленности и сельского хозяйства, подведение новейшей технической базы подо все отрасли народного хозяйства СССР, задачи укрепления обороноспособности страны вызывают громадный рост потребности в кадрах работников, вооруженных знанием своего производства и новейших достижений техники, особенно в области своей специальности» [5, с. 3]. Проблема технической неграмотности действительно была актуальна. Недостаток кадров, способных управлять новейшей импортной техникой, задерживал освоение введенных в действие предприятий. Подобное несоответствие между уровнем оснащения заводов и состоянием технических знаний руководителей, инженерно-технических работников и рабочих «представляло опасность, грозившую стать тормозом в индустриализации страны» [6, с. 51]. Как замечает исследовательница А.А. Фишева, «в сложноорганизованном индустриализирующемся обществе неграмотные люди представляли собой недостаточно квалифицированную рабочую силу, были не способны осваивать сложную технику, их трудно было вовлечь в активную политическую деятельность» [7, с. 32]. Беспокоили власть и постоянные конфликты «в процессе управления производством между "спецами" и "красными директорами", бывшими в большинстве своем членами партии, но обладавшими малыми техническими знаниями» [8, с. 170].

Необходимость организации Общества также объяснялась задачами повышения обороноспособности страны, что было одним из ключевых аргументов в поддержке тех или иных проектов в рассматриваемый период, начиная от физкультуры и спорта и заканчивая научными центрами [9]. Среди тезисов для докладчиков, распространявшихся между членами Общества, был и такой: «Задачи обороны страны и все усиливающееся значение военной техники властно требуют подготовки допризывников в области узких специальностей (военное, телефонное, телеграфное, радио-прожекторное, автомобильное дело и проч.)» [10, с. 1].

В создании Общества принимали участие различные организации, включая Агитпропотдел ЦК ВКП(б) и ЦК ВЛКСМ, ряд газет и журналов, технических обществ. В выработке принципов его работы участвовали А.В. Луначарский, И.И. Скворцов-Степанов, И.М. Губкин, Н.А. Семашко и другие известные партийные функционеры. Ведущую роль в его создании и быстром росте сыграла Н.К. Крупская [11, с. 68-69]. Устав Общества был утвержден СНК СССР 18 февраля 1928 г. [12, с. 35]. Как и у многих инициатив и организаций периода рубежа 1920-1930-х гг., его история была яркой, но кратковременной. Уже в 1931 г. оно было слито со схожим по своим задачам Научно-техническим обществом (НТО) [13]. Объединенное общество вскоре получило название «За овладение техникой» и во многом продолжило работу, развернутую «Техмасс».

Как видно из названия, основной особенностью Общества должна была стать массовость. В докладе, посвященном причинам необходимости его организации, один из докладчиков, тов. Гилинсон, говорил о необходимости того, чтобы каждый рабочий фабрики и завода, каждый член совхоза и колхоза хорошо «знал ту работу, ту машину, на которой он работает. Умел бы ее правильно использовать и улучшать». В связи с этим, «большая задача ликвидации технической неграмотности широких масс может быть выполнена только тогда, когда сами рабочие массы возьмутся за это дело. Самодеятельность масс - главный залог в деле распространения технических знаний» [14]. Степень мобилизации населения, массовости членства в организации являлись важнейшими отчетными показателями [15]. Это же требование массовости включения в ряды, мобилизации широких слоев населения предъявлялись и к активистам преемника «Тех-масс», общества «За овладение техникой» [16]. Особые надежды возлагались на деятельную и готовую к работе молодежь. От студентов, уезжающих на производственную практику, требовали «добиваться всемерно того, чтобы техническая неграмотность рабочих считалась таким же стыдом, как незнание политграмоты у членов партии и комсомола и неумение владеть винтовкой у красноармейца и члена "Осоавиахима"» [17, с. 7].

Для достижения указанных целей Общество проводило работу по массовому производственно-техническому и агротехническому просвещению, в частности:

а) организовывало лекции, курсы, ремонтно-учебные мастерские, выставки, лаборатории и технические кружки, а также содействовало пропаганде технических знаний через клубы, избы-читальни, дома культуры и т. д.;

б) содействовало колхозам, совхозам, бедняцко-середняцким массам в деле технического подъема сельского хозяйства путем ликвидации агротехнической и производственно-технической неграмотности;

в) организовывало различные технико-образовательные экскурсии на заводы, фабрики, крупные инженерные сооружения, образцовые совхозы, колхозы и т. д.;

г) организовывало распространение технических знаний в Красной Армии и Флоте, а также техническую подготовку отпускника как проводника технических знаний и навыков в деревне [18].

К вышеуказанным мерам можно добавить конкурсы, «техвикторины» и «техсуды», издание массовой производственной литературы [19]. Основными видами работы ячеек на предприятиях признавались лекции и беседы, вечера вопросов и ответов, технические уголки, выставки, экскурсии на фабрики и заводы, кружки, конкурсы и пр. Создавались производственно-технические кружки. В деревнях Общество стремилось устраивать уголки техники в избах-читальнях [20]. Удостаивалась внимания и тема технической пропаганды среди детей, должная включать в себя «организацию детских технических вечеров, технической библиотеки, организацию фото-радио и модельных кружков», пропуск «всех детей через экскурсии на родственный завод» [21, с. 16].

Ячейка общества «Техмасс» могла быть организована по инициативе партийных, комсомольских, профессиональных, хозяйственных органов или самих рабочих. Там, где не имелось членов Общества, инициативная группа могла состоять из 3-5 человек, в противном случае, от 3-9 человек, «в зависимости от количества членов Об[щест]ва и объединяемых цехов» [22].

Широта направлений работы Общества приводила к тому, что не оставалось практически ни одной области техники и производства, где бы оно не декларировало свою активность. Так, им создавались следующие виды ячеек: «заводская или фабричная, сельская, военная, школьная, учительская, студенческая, учрежденческая (при учреждениях, торгово-промышленных предприятиях и т. п.), кустарно-ремесленная, американская, кустарно-промысловая, агрономическая». Еще существовала изобретательская секция, секция технического любительства и др. [23].

Важной составляющей работы Общества была передача опыта иностранных специалистов и рабочих. В качестве примера приведем доклад инженера А.У. Зеленко «О путях культурной связи в американских университетах» в учительской секции Общества. Если социальный строй главного центра капитализма всячески осуждался, то ряд особенностей организации производства и технического просвещения в период индустриализации ставился в пример [24, с. 268-269]. Так, он сообщал: «Товарищи, как-то недавно я шел по улице с одним моим приятелем, большим чудаком; он смотрел на публику, снующую взад и вперед и сказал мне: "наверное у каждого из них есть вопросы, на которые он не может сам ответить, а у другого, который идет ему навстречу, есть готовый ответ на все его вопросы и недоумения. Вся задача состоит только в том, чтобы эти две личности связать друг с другом. А как это сделать, я не знаю". Мне думается, что чрезвычайно важно изучить метод этой связи, посыл в пространство какого-то запроса и получение из пространства ответа на этот запрос, так сказать, психический радио-контакт. Многое в этой области уже делается и жизнь нам показывает, что мы можем еще лучше работать в этом направлении именно благодаря нарождающемуся Обществу "Техмасс". Очень много примеров контакта "знающих людей" с "незнающими" дает нам Америка» [25]. Далее он приводил конкретные примеры работы американских учреждений, которые проводят массовую культурно-просветительскую работу. Отдельно подчеркивалось, что американцы «народ очень практичный», и эта работа «всегда по содержанию своему носит технический характер» [26].

К работе Общества с энтузиазмом подключались известные популяризаторы техники. Так, с предложением зачислить его в члены-учредители в письме к заведующему Научно-техническим отделом ВСНХ В.М. Свердлову обратился ведущий отечественный специалист по философии техники П.К. Энгельмейер. Кроме этого, он предлагал ряд конкретных оригинальных инициатив, направленных на достижение задач Общества: «Я посвятил много трудов делу распространения технических знаний. Это знают московские инженеры, праздновавшие в минувшем мае 40-летний юбилей моей научно-технической деятельности. Хотя мне 72 года, но сил еще много. И я надеюсь, что теперь осуществится мой давнишний план летучих технических лабораторий.

На реке барка, на рельсах вагон - физический кабинет для демонстрации законов силы, движения, работы (и только на первое время - остальное впоследствии). Приборы самые простые, но больших размеров. Если средства дозволят, то прибавляются приборы для жидкостей и газов. Имеется проекционный фонарь и кино. Желательны еще самые простые станки (токарный, сверлильный, горн и пр.), тиски и необходимый инструмент.

Летучая техническая лаборатория разъезжает по фабричным районам, а также по земледельческим захолустьям и распространяет технические сведения прямо на демонстрациях. Попутно производятся - в пределах возможности - починки необходимых на местах попорченных машин (молотилок, веялок, жнеек и т. д.), которых работоспособность восстанавливается зачастую знающим человеком очень легко при наличии некоторых инструментов.

Ничто так успешно не распространяет здравые технические сведения, как производимая на глазах работа, особенно когда она сопровождается простым, но толковым объяснением да еще пояснительными опытами. Ничто лучше не предохраняет от веры в perpetuum mobile и не оказывает умственную помощь начинающим изобретателям» [27]. На письме красным карандашом была поставлена резолюция «в папку актив», однако идея П.К. Энгельмейера не получила распространения.

Общество всячески поощряло изобретательство, стремясь поддержать отечественных «кулибиных». По замыслу популяризаторов этой деятельности, она должна была стать некой формой досуга, способной принести реальную и своевременную пользу промышленности. Согласно выводам исследовательницы Н.О. Солдатовой, рассмотревшей вопрос на примере Самарского края, «из-за отсутствия финансирования и бюрократической волокиты, нежелания хозяйственных органов помогать изобретателям и заниматься внедрением изобретений общество "Техника - массам" не смогло стать действенным и превратиться по-настоящему в общественную организацию, объединяющую большие изобретательские массы» [28]. Тем не менее, говоря о союзном масштабе, можно утверждать как о значительном числе изобретателей-энтузиастов, так и о некотором прогрессе в их поддержке. Так, в отчете о работе секции содействия рабочему изобретательству за время с 5 ноября 1929 г. по 5 марта 1930 г. утверждалось, что «оказана техническая] помощь 13-ти изобретателям, а изобретения одного изобретателя т. Шелковни-кова, благодаря секции реализуются» [29]. В отчете за период с 1 сентября 1930 г. по 1 января 1931 г. указывалось, что несмотря на все многочисленные трудности, «секция добилась отпуска средств через Секцию Изобретателей ВСНХ СССР на содержание консультации не только в Москве, но и на ее филиалы в 10 укрупненных промышленных рабочих центрах СССР». Также ей поднимался вопрос об изучении психологии изобретателя [30].

Изобретательская секция Общества составляла памятки и сборники для активистов Общества и изобретателей с указанием наиболее необходимых для разных отраслей промышленности изобретений. Таким образом делалась попытка внесения плановости в изобретательское творчество, привлечения его на разрешение нужд народного хозяйства. Среди актуальных изобретений, в частности, были следующие: изобретение конструкции более мягкого сцепления вагонов трамвая; недорогих упрощений весов для взвешивания паровозов, показывающих общий вес и давление на каждую ось; приспособление для гнутья труб; реверсив для двигателя трактора «Коммунар»; удобный чертежный стол; счетчик для учета топлива, поступающего после карбюрации и цилиндр двигателя внутреннего сгорания; способ получения из свекловичных соков непосредственно рафинада; автоматические простые весы для жидких продуктов и соков свеклосахарного завода; простой автоматический счетчик пара; наиболее устойчивая раса культурных дрожжей для паточного винокурения; обезвреживание шкур от сибирской язвы; уничтожение личинок овода на скоте; крашение мехов кубовыми, сернистыми и пр. красителями на холоду; аппарат для дезинфекции тряпья; проект перевозки людей в наклонных шахтах и др. [31]. Для текстильной промышленности требовались: бесшумный станок, вместо шумного; удобный предохранитель от вылета челноков в ткацкой; прибор для чистки ткацких станков, дешевый, удобный для использования и дающий быструю и хорошую чистку (пневматический или иной)

[32]. Применительно к нуждам сельского хозяйства предлагалось изобрести особую машину для сбора садовых дичков с гряды, сконструировать посадочные машины для саженцев, рассады помидор и капусты, разработать дешевые, простые весы для взвешивания скота и молодняка и др.

[33]. Не была забыта и организация административной работы. Необходимо было изобретать способы сокращения прохождения документов по инстанциям и во времени, а также устранения параллельных работ и дублирования [34]. Обращает на себя внимание, что основными требованиями к изобретениям были рациональность, дешевизна, простота и удобство. Таким образом, они должны были позволить сэкономить столь драгоценные в период первой пятилетки деньги и быть понятными даже рабочим и инженерам с недостаточной квалификацией.

Исследователи сходятся во мнении, что результаты деятельности Общества трудно признать успешными. На то был целый ряд как объективных, так и субъективных причин. Например, занятия в заводских кружках срывались из-за отсутствия помещений, по вине общественных организаций, устраивавших в дни занятий кружков массовые собрания, неявки руководов, трудностей сбора рабочих, работающих в вечерние и ночные смены и т. д. [35]. К 1930 г. стал все очевидней конфликт Общества с НТО, чьи задачи были схожими. Так, в Харькове бригадирам «Тех-масс» пришлось выдержать борьбу с инструкторами НТО, которые на собраниях рабочих противопоставляло НТО «Техмассу» [36]. Выпады, направленные на дискредитацию Общества, вела газета «За индустриализацию», печатный орган ВСНХ СССР [37]. Недостаточную заинтересованность техмассовой работой проявляли профсоюзы [38]. Обращалось внимание и на «неясность положения и места "Техмасс" в общей системе организаций, занятых вопросами производственно-технической и агрономической пропаганды» [39]. Сложности возникали из-за отсутствия у Общества полиграфической базы и «недостаточно отзывчивого отношения издательств к нуждам "Техмасс""» [40]. Проблемной областью являлась и оплата труда сотрудников. Например, оклад единственного сотрудника (зав. отделом) аппарата учебно-методического отдела составлял 100 рублей в месяц, что, как справедливо было указано в отчете, «не побуждает все-таки к

должной полной инициативе, необходимой для успешного и более быстрого темпа проведения в жизнь главных задач О-ва "Техмасс"» [41].

История общества «Техника - массам» позволяет понять представления власти в советский период о перспективах и формах развития науки и о практиках выстраивания и отработки механизмов внедрения техники. Главной задачей являлся быстрый рост числа квалифицированных рабочих и инженерных кадров, способных овладеть современной техникой. Для успеха ее реализации применялся целый комплекс методов: учебная работа, различные способы популяризации через досуговые практики (выставки, кино, радио и пр.), поддержка инициатив снизу, организация кружков и пр. Подобная совокупность видов работы была характерна и для других масштабных пропагандистских кампаний 1920-х - 1930-х гг., начиная от физкультуры и спорта и заканчивая освоением Севера и стахановским движением. Проблемы, ставшие критическими для Общества, также не являлись уникальными: конкуренция с другими обществами, недостаточная финансовая поддержка, организационные провалы, отсутствие должной поддержки со стороны смежных организаций. Этим объясняется скромность его достижений, несмотря на искренний энтузиазм среди значительного круга рабочих и инженеров.

Ссылки и примечания:

1. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-39-20006 «Российская наука в эпоху системных трансформаций, 1914-1934 гг.».

2. Сидорчук И.В. Технократическая утопия и буколическая реальность: большевики, техника и общество 1920-х гг. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 8 (82). С. 179-183.

3. Stites R. Revolutionary Dreams. Utopian Vision and Experimental Life in the Russian Revolution. N. Y., 1989. 308 p.

4. Устав Всесоюзного общества «Техника - массам». Проект. К заседанию 22.03.31 г. // ГАРФ. Ф. 5576. Оп. 1. Д. 73. Л. 4.

5. Типовой устав Всесоюзного отраслевого общества «За овладение техникой». М., 1934. 34 с.

6. Хламин В.А. Борьба комсомольцев Урала за овладение техникой (1928-1932 гг.) // Идеи В.И. Ленина живут и побеждают (Из истории партийных организаций Урала): сборник научных трудов № 83. Челябинск, 1970. С. 51-66.

7. Фишева А.А. Решение проблемы неграмотности и малограмотности взрослого населения на территории Кузбасса в годы форсированной индустриализации // Вестник Кемеровского государственного университета. 2012. № 1 (49). С. 32-37.

8. Ульянова С.Б. Формирование «Треугольника» на советских предприятиях в первой половине 1920-х гг. // Новейшая история России. 2013. № 2 (7). С. 169-184.

9. Сидорчук И.В. От «Положения о мобилизации спорта» к советской физкультуре // Проблемы и тенденции развития социокультурного пространства России: история и современность: материалы VI международной научно-практической конференции (Брянск, 17-18 мая 2019 г.). Брянск, 2019. С. 339-347 ; Ульянова С.Б., Крепкая Т.Н. Милитаризация массового спорта в СССР в 1920-е - 1930-е гг. // Вопросы истории. 2019. № 12-3. С. 281-287.

10. «Техника массам», всесоюзное общество. Тезисы для докладчиков. Нижний Новгород, 1929. 4 с.

11. Ильюхов А.А. Общество «Техника - массам» («Техмасс») - эпизод борьбы за технический прогресс в России (1927-1931 гг.) // Вестник Государственного Университета Управления. Серия: Философия. История. Культурология. Право. Политология: Теоретический и научно-методический журнал. 2002. № 1. С. 68-81.

12. Солдатова О.Н. Всесоюзное общество «Техника - массам» и зарождение рабочего изобретательства в Самарском крае. 1927-1931 годы // Известия Самарского научного центра Российской Академии наук. Исторические науки. 2019. Т. 1. № 3 (3). С. 35-41.

13. Ильюхов А.А. Указ. соч. С. 72.

14. Как организовать ячейки «Техмасс» на фабрично-заводских предприятиях. Доклад тов. Гилинсона // ГАРФ. Ф. 5576. Оп. 1. Д. 73. Л. 14-15.

15. Протоколы и отчеты о работе отделов и секций общества «Техника - массам» // ГАРФ. Ф. Р5576. Оп. 1. Д. 47. Л. 12 ; Ильюхов А.А. Указ. соч. С. 72 ; Краткая сводка о мероприятиях... С. 8-9.

16. Отчет о проверке работы ячейки ЗОТ завода «Большевик» от 10.02.35 г. // ЦГАНТД СПб. Ф. Р-258. Оп. 1-1. Д. 46. Л. 12-12 об.

17. Памятка студента уезжающего на производственную практику по работе общества «Техмасс». М.; Л., 1930. 15 с.

18. Устав Всесоюзного общества «Техника - массам». Л. 4-4 об.

19. Типовой устав. С. 4-5.

20. «Техника массам», всесоюзное общество. С. 2-3 ; Гранов В.М., Клейман Л.И., Кольцов А.Д. Металло- и электропромышленность. Л., 1930. 191 с.

21. Гончаров Н. Техническая пропаганда на предприятии. М., 1932. 90 с.

22. Как организовать ячейку Об-ва «ТЕХМАСС» // ГАРФ. Ф. 5576. Оп. 1. Д. 73. Л. 14.

23. Дополнение к положению об ячейках о-ва «Техмасс» // ГАРФ. Ф. Р5576. Оп. 1. Д. 8. Л. 63-71.

24. Сидорчук И.В. Когда СССР «перегнал» Америку: деамериканизация как составляющая научно-технической политики в послевоенный период) // Вопросы истории. 2019. № 12-3. С. 268-273.

25. Стенограмма заседания инициативной группы общества «Техмасс» от 09.12.27 г. // ГАРФ. Ф. 5576. Оп. 1. Д. 2. Л. 18.

26. Там же. Л. 19.

27. Письмо В.М. Свердлову от инженера П.К. Энгельмейера // ГАРФ. Ф. 5576. Оп. 1. Д. 2. Л. 46.

28. Солдатова О.Н. Указ. соч. С. 40.

29. Отчет о работе секции содействия рабочему изобретательству за время с 5.11.29 г. по 10.03.1930 г. // ГАРФ. Ф. Р5576. Оп. 1. Д. 47. Л. 80-80 об.

30. Там же. Л. 83.

31. Что надо изобретать: [Сборник тем]. Самара, [б.г.]. 67 с. С. 3 ; Типовой устав Всесоюзного отраслевого общества., с. 10-16 ; Устав Всесоюзного общества «Техника - массам». ; «Техника массам», всесоюзное общество. ; Ильюхов А.А. Указ. соч. С. 68-81 ; Солдатова О.Н. Указ. соч. С. 35-41 ; Как организовать ячейки «Техмасс». ; Протоколы

и отчеты о работе отделов... ; Отчет о проверке работы ячейки ЗОТ... ; Устав Всесоюзного общества «Техника -массам»...

32. Что надо изобретать.С. 25.

33. Там же. С. 64, 66.

34. Там же. С. 63.

35. Гончаров Н. Указ. соч. С. 37.

36. Краткая сводка о мероприятиях, проведенных президиумом «Техмасс» с 1 мая по 15 июня 1930 г. // ГАРФ. Ф. Р5576. Оп. 1. Д. 47. Л. 12.

37. Там же. Л. 8-9.

38. Краткие сведения о работе Орготдела «Техмасс» на 12.03.30 г. // ГАРФ. Ф. Р5576. Оп. 1. Д. 47. Л. 30-30 об.

39. Резолюция по докладу Орготдела «Техмасс» // ГАРФ. Ф. Р5576. Оп. 1. Д. 47. Л. 39-40.

40. Отчет о работе редакционно-издательского отдела Всесоюзного общества «Техника - массам» // Ф. Р5576. Оп. 1. Д. 47. Л. 53-54.

41. Протокол обследования учебно-методического отдела всесоюзного общества «Техмасс» // ГАРФ. Ф. Р5576. Оп. 1. Д. 47. Л. 50.

Редактор: Фетисова Ирина Викторовна Переводчик: Бирюкова Полина Сергеевна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.