Научная статья на тему 'История народного костюма Орловской области'

История народного костюма Орловской области Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3335
279
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНЫЙ КОСТЮМ / ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ / ТРАДИЦИИ / ДЕКОР / ТКАНЬ / ДЕКОРАТИВНЫЕ СРЕДСТВА / ОРНАМЕНТ / КУЛЬТУРА / NATIONAL COSTUME / HATS / TRADITION / FABRIC / DECORATIVE FUNDS / ORNAMENT / DECORATION / ANDCULTURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ягупова Т. А.

В данной статье рассматривается история народного костюма Орловской области, его многообразие форм, типов одежды, декор художественного решения, самобытность орнамента и техник его исполнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF THE NATIONAL COSTUME ORYOL

This article examines the history of the national costume of the Oryol region, its variety of forms, types of clothing decor art solutions, identity and ornamentation techniques of its execution.

Текст научной работы на тему «История народного костюма Орловской области»

УДК 378.1:51 UDC 378.1:51

Т.А. ЯГУПОВА TA YAGUPOVA

кандидат педагогических наук, старший преподава- PhD, Senior Lecturer Arts and crafts and technical graph-

тель кафедры декоративно-прикладного искусства и ics Orel State University

технической графики Орловского государственного E-mail: [email protected] университета E-mail:[email protected]

ИСТОРИЯ НАРОДНОГО КОСТЮМА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

HISTORY OF THE NATIONAL COSTUME ORYOL

В данной статье рассматривается история народного костюма Орловской области, его многообразие форм, типов одежды, декор художественного решения, самобытность орнамента и техник его исполнения.

Ключевые слова: народный костюм, головные уборы, традиции, декор, ткань, декоративные средства, орнамент, культура.

This article examines the history of the national costume of the Oryol region, its variety of forms, types of clothing decor art solutions, identity and ornamentation techniques of its execution.

Keywords: national costume, hats, tradition, decoration, fabric, decorative funds,ornament,andculture.

История народного костюма, так же как и история в целом, изучается по материалам, полученным при археологических раскопках, летописям, историям, документам прошлого времени. Многообразие форм, типов одежды, яркий декор художественного решения, самобытность орнамента и техник ее исполнения - характерные черты русского народного костюма на протяжении ряда веков.

Отечественный народный костюм имеет многовековую историю, которая предопределялась бытом наших предков, внешним обликом, общим жизненным образом и устоями, а также географическим положением. Народный костюм русского населения, как и любого другого народа, является показателем и источником творчества, которое базируется на материальной и духовной культуре народности.

Народный костюм - это своего рода историческая книга, при правильном чтении которой можно узнать обычаи, традиции и настрои населения того времени. Ни одна отрасль жизни человека не реагирует на изменения настолько быстро, как его одежда. На территории Руси народную одежду очень ценили, непозволительной роскошью было выбросить или сжечь одежду, часто одежду передавали по наследству своим детям.

Многообразие форм, типов одежды, яркий декор художественного решения, самобытность орнамента и техник ее исполнения - характерные черты русского народного костюма на протяжении ряда веков. Снимки богатых и уникальных образов русской одежды позволяют показать красоту композиционного решения крестьянского костюма, выразительность декора его составных частей - головных уборов, ювелирных украшений, обуви; изобретательность в применении материалов - от драгоценных металлов и жемчуга до

© Т.А. Ягупова © TA Yagupova

тканевых аппликаций и крашеных перьев. Народный костюм прошел в своем развитии долгий путь, тесно связанный с историей и эстетическими воззрениями его создателей. Он стойкий этнический индикатор, важный элемент материальной культуры и подлинное явление большого искусства, синтезирующее различные виды декоративного творчества, вплоть до середины XX столетия донесшего характерные традиционные элементы покроя, орнаментации, использования материалов и украшений, свойственных русской одежде в прошлом.

Во многих странах, таких как Швеция, Америка, Германия и др., в настоящее время укоренилась прекрасная традиция надевать национальный костюм не только на какой-либо тематический праздник, но и во время приятного досуга, например, в кругу друзей, после работы. В народных костюмах есть что-то волшебное, завораживающее, душевное. Любому человеку важно знать свои исторические корни, а принадлежность к вековым традициям даёт ему ощущение защищённости и значимости.

На Руси национальный костюм всегда имел особенности в зависимости от региона и подразделялся на повседневный и праздничный. По национальной одежде можно было понять, откуда человек родом, к какому социальному классу он принадлежит. В русском костюме и его отделке была заложена символичная информация о целом роде, о его занятиях, обычаях и семейных событиях.

История народного костюма стоит у истоков формы одежды времен Киевской Руси. Именно в это время складывается традиция шить одежду из дорогих тканей, свидетельствующих о материальном достатке своего хозяина. Следует учитывать, что в те времена народный костюм изготавливался из самых простых

13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 13.00.00 - PEDAGOGICAL SCIENCES

тканей, поскольку большинство жителей Руси не могли себе позволить дорогие ткани.

Одежда всегда подчеркивала семейные и возрастные отличия. Так в южных районах страны единственной одеждой девочки до четырнадцати-пятнадцати лет была рубаха, девушки носили холщовую юбку-подол, в костюме молодых женщин преобладали более яркие цвета, пожилых - темные. Особый костюм или какие-либо его части (например, рогатые кички)

были свойственны наряду женщин первого года замужества или до рождения первого ребенка. Различались головные уборы девушек и женщин, известны и старушечьи. Есть упоминания о белой одежде вдов. Детский костюм, как правило, почти полностью повторял - в покрое и в орнаментации - взрослый, но состоял из меньшего количества предметов, был менее сложным в исполнении и делался из более доступного материала. В гардеробе зажиточной северной или верхневолжской крестьянки были парчовые сарафаны, отделанные мехом душегреи, головные уборы, украшенные жемчугом. Богатым был костюм уральских казачек. В бедных семьях преобладала домотканая ткань, в качестве отделки использовались тканье, мелкий речной жемчуг, стеклярус, бисер, птичий пух и крашеные перья.

В орловском крестьянском костюме встречается влияние и Московского удельного княжества, и соседей: татар, мордвы, белорусов, украинцев.

Орловские крестьянки использовали множество видов и способов украшения одежды: вышивку, узорное ткачество, крашение, разнообразные вставки из кумача и набивного сатина; нашивки из цветных полос, атласных лент, блесток, кружев. Различные декоративные средства, применявшиеся для создания единого художественного целого - праздничного костюма, неизменно были подчинены выработанным веками приемам композиции.

Расположение орнамента неразрывно связывалось с покроем одежды и пропорциями женской фигуры. Примечательно, что русский женский костюм при значительных особенностях для разных местностей обладал общими чертами - малорасчлененным компактным объемом, мягким лаконичным контуром. Когда женщина шла, костюм ее сохранял плавность, текучесть линий. Этот характер движения был настолько органичен для русской женщины, что сохранился во многих плясках и хороводах: в озорной динамичной орловской "Матане" и в лирическом хороводе "Алые цветочки", популярном на Орловщине. Основной орловский крестьянский костюм, как и все костюмы южновеликорусского края (Тульская, Орловская, Тамбовская,

Рязанская губернии), издревле состоял из рубахи, поневы (род женской поясной одежды), передника-завесы, сложного головного убора из нескольких элементов и шейных украшений - "ожерелка", бус либо гайтана. Вариации украшения и покроя основных элементов одежды значительно разнились в восточных и западных уездах Орловской губернии и даже в отдельных деревнях.

Орловские поневы также явно перекликаются с болгарскими "престилками" и украинскими "плахтами" (женская поясная одежда). Несмотря на самобытность и своеобразие одежды различных уездов Орловской губернии, существует ряд объединяющих признаков, проявляющихся в покрое, объеме, общем строе украшений, орнаментике. Этот ряд ясно прослеживается в достаточно представительной коллекции Орловского краеведческого музея, собранной за столетнюю историю его существования. Самой древней одеждой славян, живущих в районах верхнего и среднего течения Оки (вятичей, кривичей и др.), была рубаха, изначально изготовлявшаяся из грубого полотна. Она защищала людей от зноя, на нее надевали меховую и шерстяную одежду в зимние холода. Рубашка непосредственно соприкасалась с телом человека, поэтому ей приписывалось обладание магическими силами.

Для украшения открытых частей рубахи - ворота, рукавов и подола - использовались закладное и бранное ткачество, т. н. "красное тканье" и вышивка в технике "роспись", "настил", "крест". Излюбленным сочетанием цветов было красное с черным. В сундуке для приданого невеста хранила пять, шесть, а богатая и дюжину рубашек. Самую красивую, тонкую, хорошо отбеленную, особо удавшуюся, ярко украшенную, надевала невеста в день свадьбы. Крестьянка свой самый лучший праздничный костюм надевала в день свадьбы.

Затем носила его по праздникам очень долго, часто в течение всей жизни, могла передать его дочери. К архаичным одеждам во всем мире относятся и различные виды поясной одежды, сделанные из куска ткани, обернутого вокруг бедер. Если он надет поверх длинной рубашки, то его можно и не сшивать. Таковой и была понева, являющаяся основой орловского женского костюма, да и южновеликорусского в целом. Наиболее древней была понева распашная, т. е. состоящая из трех полотнищ, одно из которых располагалось сзади, а два других, пришитых к нему, - по бокам. Спереди полотнища не сшивали, т. к. распашная понева надевалась непременно поверх длинной рубахи.

В некоторых селах Болховского уезда правое полотнище не дошивали доверху, в Дмитровском уезде с одного бока снизу вшивали вставку "бедро" из кумача либо разноцветного тканья. В большинстве сел распашные поневы носили с подтыком , т.е. поднимали полы и затыкали у пояса, чем достигали необычного эффекта пышности, статности женской фигуры. Понева, как правило, делалась из домашней шерстяной ткани простого полотняного переплетения черного либо темно- синего цвета в квадратную или прямоугольную прорисованную клетку. Понева была предметом особой гордости крестьянки. Чем богаче был украшен подол поневы, чем больше ярких полос было на ней, тем наряднее считалась хозяйка.

В отдельных местностях богатые крестьянки кроме повседневной имели до трех понев. Самая богатая (семь нарядных полос) называлась "годовой", надевалась лишь по самым крупным религиозным праздникам, затем следовала "полугодовая" понева и самая

скромная - "воскресная", которую надевали к обедне по воскресным дням. Распашные поневы украшали полихромной вышивкой цветной шерстью, нашитыми полосами красной ткани, галунами, позументами, шерстяным тканьем. Зачастую край подола и полы обшивали "пояском" - узкой тесьмой из шерсти. Встречались на Орловщине поневы-плахты (в западных уездах губернии) и более поздние поневы, сшитые по типу юбки. Понева зачастую была короче рубахи, и тогда из-под нее был виден расшитый подол рубахи. На Орловщине бытовали шерстяные тканые юбки, как правило, красные в полоску.

Разные виды поясной одежды указывали на принадлежность к различным социальным группам крестьян. Н. С. Лесков в рассказе "Юдоль" упоминает о том, что в 1840-х годах в Орловской губернии крепостные женщи-

ны носили поневы, в отличие от этих поневниц свободные однодворки ходили в красных юбках. Каждое село жило своей замкнутой жизнью, и его жители нередко отличались от соседей не только говором, но и обычаями и, конечно, деталями одежды. В женском костюме понева в некоторых местностях заменялась сарафаном, косоклинным либо прямым. Наиболее ранним был сарафан из черного или темно-синего шерстяного домотканого материала, подол которого украшался красным сукном, лентами, блестками, золотой тесьмой.

Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, а также без народного костюма, который раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрируя его моральные, эстетические ценности, художественный вкус, и является частью его истории.

Библиографический список

1. Андреева А.Ю. Русский народный костюм. Путешествие с Севера на Юг. Издательство "Паритет" Санкт- Петербург, 2004.

2. Ильин М.А. Вещи рассказывают. М.,1989.

3. КлиентовА.Е. Народные промыслы. М. Издательство "Белый город", 2002.

4. Костюмы народов мира. Издательство "Литур", Екатеринбург, 2004.

5. Лотман Ю.А. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства. С.-Пб.,1994.

6. Первые страницы истории. Московская учебная фирма "Рекорд", 1994.

7. Преображенский Л.А. История раскрывает тайны. М.,1991.

8. Русский народный костюм. Издательство " Мозаика- синтез", М.,2006.

9. Шпикалова Т.Я. В мире народного творчества М.,1998.

References

1. AndreevaA.Y. Russian folk costume . Travelling from the North to the South. Publishing house " Parity" St. Petersburg, 2004.

2. Ilyin M.A. Things to tell. M. , 1989.

3. Rlientov AE customers Folk crafts . M. Publisher "White City" , 2002

4. Costumes of the world. Publishing house " Litur ", Ekaterinburg, 2004.

5. Lotman Y.A. Conversations about Russian culture. Life and traditions of Russian nobility. St.-Petersburg , 1994.

6. The first pages of history. Moscow training firm " Record", 1994.

7. Transfiguration L.A. History reveals mysteries. M. , 1991.

8. Russian folk costume . Publishing house " Mosaic -synthesis" , Moscow, 2006.

9. Shpikalova T.J. In the world of folk art , Moscow, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.