УДК 37
Шоназаров З.У.
преподаватель, кафедра «Музыкального образования» факультет истории искусств Каршинского государственного университета (г. Карши, Республика Узбекистан)
ИСТОРИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ
Аннотация: в статье содержится информация о музыкальной культуре, истории происхождения наших древних народных инструментов, процессе становления и исторического развития.
Также представлена группа ударных, духовых и струнных инструментов, входящих в состав узбекских народных инструментов, и характерные черты нашего национального музыкального наследия.
Ключевые слова: музыка, национальное достояние, национальные музыкальные инструменты, арфа, лира, кифара, чилтор, чагана, круг, танбур, закон, уд, руд, чагана, чилтар, флейта, дрель, труба, труба, чангкобиз, мелодия, музыкальное исполнение.
С честью обретения независимости были восстановлены наши национальные ценности, а нашему национальному музыкальному наследию, выражающему нашу самобытность, стало уделяться большое внимание. Изменилось отношение к истории, прошлому, ценностям и культурному наследию нашего народа. Широкое использование нашего национального музыкального наследия стало одной из важных задач воспитания членов общества и восстановления наших древних ценностей, формирования национальной идеологии в сознании молодежи. Наше национальное музыкальное наследие, включая происхождение, появление и процесс игры на наших древних музыкальных инструментах, восходит к нескольким векам до
нашей эры. По данным предполагается, что первые музыкальные инструменты появились на свет в 13 тысячелетии до нашей эры.
Первый Президент Республики Узбекистан И.Каримов в своем труде «Высокая духовность - непобедимая сила» высказал следующие мысли о музыкальной культуре: «Всем нам ясно, что любовь к музыке, искусству, музыкальной культуре формируется в нашем нации с детства, в семейной среде. Не будет преувеличением сказать, что трудно найти в нашей стране человека, не имеющего дома дутора, кружка или другого музыкального инструмента, и не ощущающего в своей жизни живительного действия музыки. Самое главное, что сегодня музыкальное искусство имеет большее и сильное влияние, чем другие виды искусства, на развитие нашего современного поколения в духе высокой духовности» [1].
Много сведений о происхождении и развитии древних музыкальных инструментов дано также в трактатах восточных мыслителей. «Великая книга музыки» («Китаб ал-мусика аль-кабир») Абу Насра аль-Фараби (873-950), «О музыке» в «Книге исцеления» («Китаб уш-шифа») трактат Абу Али ибн Сины (980-1037), книга Абу Абдуллы аль-Хоразми (10 век) «Ключ знаний», Ибн Зайла (умер в 1044 году) «Полная книга музыки», Абдукадир Мароги (15 век) "Сборник мелодий в науке о музыке", "Трактат о музыке" Абдуррахмана Джами (1414-1492) - один из них.
Названия многих музыкальных инструментов упоминаются в произведениях великого узбекского поэта и мыслителя Алишера Навои. Это уд, ланбур, чанг, рубоб, кобуз, гиджак, ганон, руд, флейта, труба, труба, дафар или круг, барабан и другие инструменты, бывшие в употреблении в то время. По описаниям в музыкальных трактатах Абдуррахмана Джами (15 век) и Дарвиш Али (16-17 века), ученых из Средней Азии, живших в средние века, эти слова дошли до нас практически в неизменном виде.
В период Амира Темура и Тимуридов были выполнены большие задачи по развитию музыкального искусства, совершенствованию музыкальных
инструментов и использованию их в воинских традициях. Во второй половине XIV века и первой половине XV века, в период правления Амира Темура и Тимуридов, музыкальное искусство также прошло период развития, в результате которого велась эффективная работа по инструменты и их звукоусиление.
Искусствовед С.Б. Саиди Сахибкиран впервые показывает, что боевые и музыкальные инструменты времен Амира Темура могут быть классифицированы на следующие группы на основе научных стандартов, характерных для мировых требований. Это:
1. Идиофоны (звучащие, шумные и грубые ударные инструменты): джаррос, (чарос), джан, гхола, сандж, чейн, гуль-гул.
2. Мембранофоны (ударные инструменты): нокур, дойра, дав, дафф, кос, табира, большой и малый барабаны, индивидуальный чиндул (тулумбас), духул, духул (духол), кошногора (большой и малый барабаны), таблак, редкий, наккой, коварга (кобарка).
3. Хордофоны (мизроб, нонхунли, скретч-нохун (нохуншер), чертим, смычковые и ударно-струнные инструменты): хан, чанг, танбур, танбур-дилкаш, гиджак, ситар, рубоб, манзур, гусли, (сигар) , мухир и различные таджикские музыкальные инструменты вблизи Афганистана и Пакистана.
4. Аэрофоны (духовые инструменты): бургу, вагу, нафир, сур (крутая локтевая труба), коранай (современная труба), различные трубы, шон, чабчиг, гонг, шокфар, дунай, сийхонай, дукат, шонфур и др. [2].
Высокая духовная среда во времена Амира Темура дала широкие возможности для развития музыкального искусства, совершенствования музыкальных инструментов и роста исполнительского искусства, а также развития музыкальной науки. В эпоху Тимуридов обычай строить над главными воротами дворца специальные барабанные комнаты - еще одно яркое свидетельство внимания к музыкальному искусству. В частности, руководители дворцовых музыкальных коллективов, состоявшие из трубачей и барабанщиков, назначались лично правителем и назывались «мехтар». Эти группы заняли место
танбура и дойры в статусе государственных праздников и народных гуляний, в удумах, проводимых на рынках во время Рамадана. Кроме того, в период Сохибкирана были специально построены «тарабхона» (специальная площадка для выступлений) и минбар (трон, построенный для Сохибкирана и военных барабанов). По сведениям французского историка Люсьена Керена, Амир Темур обычно проводил в Самарканде торжественные церемонии и военные смотры, чтобы поднять боевой дух воинов [3].
Узбекские народные инструменты сформировались в объятиях древней восточной культуры. Они сохранили свои уникальные характеристики и звуковую окраску в течение многих веков развития, и по своей уникальной структуре най, танбур, дутор, рубоб, гиджак, кабуз дошли до нас в традиционных формах. У узбекского народа более 10 прекрасных национальных инструментов, и каждый инструмент имеет свой мир, философию и историю.
В результате археологических экспедиций, организованных в 1930-1940-х годах 20 века (руководители С.Л. Толстов, Б.А. Вяткин, М.Б. Массон и др.), были найдены ценные сведения в изучении среднеазиатской культуры, в том числе народных инструментов. В памятниках культуры, обнаруженных в таких городах, как Афросиаб, Тупроккала, Айратам (так называемый айратамский фриз), есть различные музыкальные инструменты, а именно танбур, рубобоподобный инструмент, канон, уд, руд, чилтор, флейта, бургу, труба, труба, домбира похожи на настоящий круг, и на них изображены играющие музыканты.
Большой вклад в собирание и изучение народных инструментов внес известный композитор, этнограф и педагог В. А. Успенский. Благодаря его активному участию и деятельности в 1919 году в Ташкенте был открыт музыкально-этнографический отдел, которым он руководит. Одной из задач этого отдела было сбор коллекции народных инструментов и изучение их исполнительских возможностей [4].
Народные инструменты прочно вошли в жизнь человека, стали частью быта и творчества народов Средней Азии. Под аккомпанемент музыкальных инструментов песни, игры и наигрыши стали проводиться во время великих обрядов и народных праздников народа («Навруз», «Лола сайли», «Праздник урожая», «^овун сайли», «Узум сайли»).
Подводя итог, даются исторические сведения о первых ударных, а затем и духовых инструментах, созданных народными мастерами, но мало сведений об их технических и художественных возможностях. В начале 20 века в результате реставрации и усовершенствования народных инструментов расширились возможности звукоизвлечения и исполнительства, сформировались исполнительские школы игры на инструменте.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. И.А. Каримов. Юксак маънавият-енгилмас куч". Т.: "Маънавият", 2008. Стр. 141-143.
2. Джумаев С. Звук слов. Т.: Агентство мировых новостей. 2001 год. 117 страниц.
3. Рахимов Ш., Нурматов Х. История музыкального исполнительства. Издательство "Музыка". Т., 2009.
4. Мирзаев У. Инструментальное исполнительство и ансамбль. Навои -2019. 150 страниц.
Shonazarov Z.U.
Teacher, Department of "Music Education" Faculty of Art History Karshi State University (Karshi, Republic of Uzbekistan)
HISTORY OF MUSICAL INSTRUMENTS & FEATURES OF ITS STUDY
Abstract: the article contains information about musical culture, the history of the origin of our ancient folk instruments, the process offormation and historical development.
A group of percussion, wind and string instruments, which are part of Uzbek folk instruments, and characteristic features of our national musical heritage are also presented.
Keywords: music, national treasure, national musical instruments, harp, lyre, kifara, chiltor, chagana, circle, tanbur, law, oud, ore, chagana, chiltar, flute, drill, trumpet, trumpet, changkobiz, melody, musical performance.