Научная статья на тему 'История монастырского врачевания'

История монастырского врачевания Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
3378
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНАСТЫРСКАЯ МЕДИЦИНА

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Ибрагимова Д.Х., Ким А.Л.

Цель: изучить историю возникновения монастырской медицины на Руси.Определить роль монастырей в сохранении и развитии медицины.Монастырская медицина на Руси сформировалась в X-XI веке наряду с принятием христианства. Монахи, утверждали, что болезнь это Божие наказание за грехи и непослушание предписанным законам.Лечебница в Переславле, построенная в 1091 г. митрополитом киевским Ефремом, и Киево-Печерская лавра в 1051 г. в пригороде Киева монахами Феодосием и Антонием, оставили яркий след в развитии древнерусской медицины. Название лавры происходит от слова «печеры» пещеры, которые являлись кельями монахов, где и совершался акт лечения. В ней были созданы летописи Никона, Сельвестра, и Нестора.Уже в XVIII веке появляется сборник рассказов об этом именитом монастыре и жизни монахов, который носит название «Киево-Печерский патерик», впервые изданный в 1661 г.В монастыре были помещения как для больных с самыми разнообразными недугами, так и изоляторы, где производился специальный уход. Также монахи исцеляли безнадежно больных, что заставляло их уверовать во всевышние силы и Бога.Самыми известными врачевателями были святой Агапий, который исцелил Владимира Мономаха, преподобный Алимпий, который боролся с таким инфекционным заболеванием, как проказа (лепра). А также, прибывший из Греции, Антоний, который помогал больным исцеляющим «зельем».Для лечения монахи использовали настои трав, аналоги современных лечебных банок горшки, вправляли вывихи, делали кровопускание. Лечение проходило бесплатно. Начиная с XII века, лекари обязывались соблюдать врачебную этику: уважение, гуманность, альтруизм, внимательность, добросердечность и терпение по отношению к больному; которой и в настоящее время уделяется большое внимание в учебных заведениях и на практике.Лечцы передавали свои знания в школах, создавали свои и переводили рукописи с других языков, пополняя монастырские библиотеки, формировались трактаты и сборники, таким образом, происходило обучение, знания сохранялись и пополнялись долгое время. Вывод. Благодаря монастырской медицине был сделан огромный шаг в развитии врачевания на Руси: возникли новые методы практической медицины и их усовершенствование, закладывались основы врачебной этики, и, как результат, улучшение состояния общественного здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История монастырского врачевания»

Бюллетень медицинских Интернет-конференций (ISSN 2224-6150) 2017. Том 7. № 6

Ю: 2017-06-27-^14422 Тезис

Ибрагимова Д.Х., Ким А.Л.

История монастырского врачевания

ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России, кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Научный руководитель: к.ф.н. Фахрудинова Э.Р.

Цель: изучить историю возникновения монастырской медицины на Руси, определить роль монастырей в сохранении и развитии медицины.

Монастырская медицина на Руси сформировалась в Ж-Ж! веке наряду с принятием христианства. Монахи, утверждали, что болезнь - это Божие наказание за грехи и непослушание предписанным законам.

Лечебница в Переславле, построенная в 1091 г. митрополитом киевским Ефремом, и Киево-Печерская лавра в 1051 г. в пригороде Киева монахами Феодосием и Антонием, оставили яркий след в развитии древнерусской медицины. Название лавры происходит от слова «печеры» - пещеры, которые являлись кельями монахов, где и совершался акт лечения. В ней были созданы летописи Никона, Сельвестра, и Нестора.

Уже в XVIII веке появляется сборник рассказов об этом именитом монастыре и жизни монахов, который носит название «Киево-Печерский патерик», впервые изданный в 1661 г.

В монастыре были помещения как для больных с самыми разнообразными недугами, так и изоляторы, где производился специальный уход. Также монахи исцеляли безнадежно больных, что заставляло их уверовать во всевышние силы и Бога.

Самыми известными врачевателями были святой Агапий, который исцелил Владимира Мономаха, преподобный Алимпий, который боролся с таким инфекционным заболеванием, как проказа (лепра). А также, прибывший из Греции, Антоний, который помогал больным исцеляющим «зельем».

Для лечения монахи использовали настои трав, аналоги современных лечебных банок - горшки, вправляли вывихи, делали кровопускание. Лечение проходило бесплатно. Начиная с XII века, лекари обязывались соблюдать врачебную этику: уважение, гуманность, альтруизм, внимательность, добросердечность и терпение по отношению к больному; которой и в настоящее время уделяется большое внимание в учебных заведениях и на практике.

Лечцы передавали свои знания в школах, создавали свои и переводили рукописи с других языков, пополняя монастырские библиотеки, формировались трактаты и сборники, таким образом, происходило обучение, знания сохранялись и пополнялись долгое время.

Вывод. Благодаря монастырской медицине был сделан огромный шаг в развитии врачевания на Руси: возникли новые методы практической медицины и их усовершенствование, закладывались основы врачебной этики, и, как результат, улучшение состояния общественного здоровья.

Ключевые слова: монастырская медицина

© Бюллетень медицинских Интернет-конференций, 2017

www.medconfer.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.