Научная статья на тему 'История методов обучения рисованию в России в X-XVIII веках'

История методов обучения рисованию в России в X-XVIII веках Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2550
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История методов обучения рисованию в России в X-XVIII веках»

ББК 30.182

И.И. Одегова

ИСТОРИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ РИСОВАНИЮ В РОССИИ

В Х-ХУШ ВЕКАХ

Интерес к рисованию как к учебной дисциплине на Руси возник очень давно. Уже в XI веке Рукописная книжная графика и миниатюра достигли высокой степени развития («Остромирово Евангелие», 1056-1057, «Изборник Святослава», 1073 и ряд других). Это говорит о том, что вместе с грамотой ученики овладевали и рисунком. Скорее всего, в обучении рисованию был положен метод копирования и перерисовывания образцов. Обучали этому греческие и византийские учителя, а в дальнейшем представители русского духовенства.

Более серьезно обучение рисунку происходило у русских иконописцев. Они считали рисунок важной частью своего искусства. Для организации учебной работы ведущие мастера составляли сборники правил и законов построения изображения - иконописные (лицевые) подлинники. Вначале обучение ограничивалось копированием подлинников, а затем уже переходили к самостоятельному рисованию.

Со второй половины XVII века в древнерусском искусстве формируются новые требования к рисунку и методам преподавания - помимо четкости и слаженности, рисунок должен был быть правдоподобным. Эти зачатки реалистического подхода к рисунку, в основе которого лежало изучение натуры, встречаются в высказываниях Иосифа Владимирова и Симона Ушакова.

В первой половине XVIII века специальное художественное образование получали в основном в частных мастерских или за границей. Среди частных заведений того времени известностью пользовались мастерские живописца И. Аргунова, скульптора Р. Роллана, живописца П. Ротари, где обучение рисунку было поставлено на высоком уровне.

Передовые люди России стали поднимать вопрос о необходимости создании специальных художественных заведений. В 1755 году И. И. Шувалов поднимает вопрос о необходимости создания Академии художеств и получает от Елизаветы согласие. В 1756 году он едет за границу, где при посредстве Дидро и Вольтера знакомится с постановкой художественного образования во Франции. 6 ноября 1757 года последовал указ Сената в котором разрешалось Шувалову учредить Академию художеств.

Так по инициативе И. И. Шувалова была основана Академия трех знатнейших художеств - живописи, скульптуры и архитектуры, где впервые стали серьезно обучать изобразительному искусству русских художников. Основным предметом в Академии должен был стать рисунок. Здесь начала формироваться новая методика преподавания рисования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.