Научная статья на тему 'История мечети Магоки Аттар'

История мечети Магоки Аттар Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
428
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАХ / ЛУНА / ЧАР / МАГАК / ВИХАРА / ТОКИ ТЕЛПАКФУРУШОН / МОНОХРОМ / СТАЛАКТИТ / МACH / MOON / CHAR / MAGAK / VIHARA / TOKI TELPAKFURUSHON / MONOCHROME / STALACTITE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кадыров Давронбек Хашымович, Гадоев Дадахон Хайруллоевич

Статья посвящена одному из древнейших памятников архитектуры Бухары мечети Магоки Аттор, а также историческим процессам его строительства. Освещается превращение Магоки Аттара в мечеть после прихода арабов в Бухару и процессы, которые он провел в течение своего длительного исторического периода. Приезжающие в Бухару иностранные туристы всегда удивляются, увидев великолепную мечеть Магоки Аттари, которая находится в центре Бухары, рядом с каналом Шахруд, на южной стороне города. Этот мечеть считается самым древним из архитектурных памятников. Мечеть Магоки Аттар масчити имеет важное значение в духовной жизни бухарского народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Кадыров Давронбек Хашымович, Гадоев Дадахон Хайруллоевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF THE MAGOKA ATTARI MOSQUE

The article is devoted to one of the most ancient architectural monuments of Bukhara, the Magoki Attor mosque, as well as the historical processes of its construction. The transformation of Magoki Attar into a mosque after the arrival of Arabs in Bukhara and the processes that he conducted during his long historical period are highlighted. Foreign tourists who come to Bukhara are always surprised to see the magnificent mosque of Magoki Attari, which is located in the center of Bukhara, near the Shahrud Canal, on the south side of the city. This mosque is considered the most ancient of architectural monuments. Mosque of Magoki Attar Maschiti is important in the spiritual life of the Bukhara people.

Текст научной работы на тему «История мечети Магоки Аттар»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЯ МЕЧЕТИ МАГОКИ АТТАР Кадыров Д.Х.1, Гадоев Д.Х.2 Email: [email protected]

'Кадыров ДавронбекХашымович — старший преподаватель;

2Гадоев Дадахон Хайруллоевич — преподаватель, кафедра национальной идеологии, основ духовности и юридического образования, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: статья посвящена одному из древнейших памятников архитектуры Бухары мечети Магоки Аттор, а также историческим процессам его строительства. Освещается превращение Магоки Аттара в мечеть после прихода арабов в Бухару и процессы, которые он провел в течение своего длительного исторического периода. Приезжающие в Бухару иностранные туристы всегда удивляются, увидев великолепную мечеть Магоки Аттари, которая находится в центре Бухары, рядом с каналом Шахруд, на южной стороне города. Этот мечеть считается самым древним из архитектурных памятников. Мечеть Магоки Аттар масчити имеет важное значение в духовной жизни бухарского народа. Ключевые слова: Мах, луна, чар, магак, вихара, Токи Телпакфурушон, монохром, сталактит.

HISTORY OF THE MAGOKA ATTARI MOSQUE Kadirov D.R1, Gadoev D.R2

'Kadirov Davronbek Hashimovich — Senior Lecturer; 2Gadoev Dadaxon Hayrulloevich — Lecturer, DEPARTMENT OF NATIONAL IDEOLOGY, FUNDAMENTALS OF SPIRITUALITY AND LEGAL EDUCATION,

BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article is devoted to one of the most ancient architectural monuments of Bukhara, the Magoki Attor mosque, as well as the historical processes of its construction. The transformation of Magoki Attar into a mosque after the arrival of Arabs in Bukhara and the processes that he conducted during his long historical period are highlighted. Foreign tourists who come to Bukhara are always surprised to see the magnificent mosque of Magoki Attari, which is located in the center of Bukhara, near the Shahrud Canal, on the south side of the city. This mosque is considered the most ancient of architectural monuments. Mosque of Magoki Attar Maschiti is important in the spiritual life of the Bukhara people.

Keywords: Мach, moon, char, magak, vihara, Toki Telpakfurushon, monochrome, stalactite.

В истории мечети Магоки Аттар, мы видим разные и длительные исторические процессы с начала ее создания. Этот памятник архитектуры, воплощающий традиции восточного зодчества, был построен в стиле "Чар", то есть четырехугольник. До прихода в Мавереннахр арабов на его месте находился рынок Мах (Луна), где стоял храм огнепоклонников-зороастров. На этом базаре Луны продавались идолы, лекарства и пряности. Тут находился и храм огнепоклонников. В книге "История Бухары" жившего в X веке историка Наршахи, упоминается что на месте храма был построен мечеть и назывался она "Магок", то есть "глубокий", потому что быстро растущие культурные слои покрыли его еще в те времена [ 1. 40-41 ].

Религиозные сооружения в доисламской Бухаре были в основном связаны с религией Авесты-зороастризмом. И в то же время в Бухаре проживали как христиане, так и последователи буддизма. По одной версии само название города исходит из санскрита "Вихара", тоесть означает "место, где стоят буддийские монахи"). Однако здесь преобладала религия магов -заратустров, и назывались они "муг". Историки свидетельствуют, что в Бухарском оазисе, в частности в самой Бухаре, было много аташданов - храмов огня.

В 1940 годах в результате археологических раскопок В.А. Шишкина была найдена мечеть, построенная в IX веке на месте храма огнепоклонников. И первая мечеть была с четырьмя резными и украшенными колоннами [2. 14]. А в 70-х годах группа бухарских исследователей очистила памятник архитектуры от 7-метровой толщи грунта и вырыла колодцы под фундаментом здания. В результате этого было выявлено, что на месте памятника было

построено в разные периоды 3 здания друг над другом. В саомй нижней части храма зороастрийцев была открыта стена из глины. Как пишет Наршахи "огонь 937 году начавшийся с Северных ворот перешел к мечети Мах и мечеть сгорела полностью дотла" [1. 50].

В XII веке по тому же проекту было возведено новое здание, от которого сохранилась уникальная монохромная крыша с южной стороны; здание было разрушено в XV веке. Неудивительно, что мечеть была восстановлена на месте, которое считалось священным на протяжении веков. Мечеть была построена согласно надписи на Восточном выступе, которая ведет шесть колонн к перегородке в 1546/47 году [3. 40]. Древняя арка на южной стороне является главным предметом этого памятника, имеющего художественную ценность. Его цветочные колонны окружены лентами из остроконечного кирпича. Колонный купол веранды прорезан по центру широким крыльцом, которое украшено тонким рисунком; углы купола заполнены пористыми сталактитами. По бокам цветочных колонн двойные полуколонны покрыты клиньями над "бантиками", характерными для архитектурных традиций, господствовавших до монгольского нашествия.

Южная веранда была раскопана в 1934 году, ее укрепили и отремонтировали в 1934-40 годах [4]. Было проведено озеленение вокруг и сделана лестница, чтобы спуститься на площадку Х11-го века. Магоки Аттари по архитектуре напоминает мечеть местного квартала -махалли. Подобные здания невероятно разнообразны: обычно их зимний отсек соединяется с колонной веранды воедино. Именно оригинальность его в этом. Секции закрываются одним или несколькими куполами. А купола могут подпираться к кирпичным колоннам или перекладинам колонн. Мы столкнемся с интересной ситуацией, познакомившись с двумя памятниками среди многочисленных образцов махаллинских мечетей, которые сохранились в Бухаре. Один из них Магоки Курпа расположен на западной стороне Токи Телпакфурушон. Он представляет собой необычное двухэтажный мечеть, построенный на невероятно древнем фундаменте в 1636/37 году: он полностью погружен в культурные слои. По плану постройки этот мечеть прямоугольный, а на обоих этажах есть секция с двенадцатью куполами и шестью колоннами. Отдельно выделяется купол, закрывающий отсек перед мехрабом, который размещен на высокопотолочном белом барабане. На внутренней стороне этого купола поразительно пересекающиеся арки образовали 16-конечную звезду, в центре которой находиться сталактитовая чаша.

На месте, где стоит мечеть, где течет большой канал, в тени деревьев находился базар. На базаре были 10000 лавок. Абу-л Хасан Нишапури в в своем труде "Хазаин аль-улум" пишет, что в древние времена в Бухаре был царь по имени Мах. Он построил этот рынок и привлек сюда всех плотников и художников, чтобы они воздвигли тут идола. Он приходил каждый день на этот рынок и сидел на троне, а народ приходил и покупал для себя идолов. Тот факт, что сам бухарский правитель сидел на троне перед храмом во время этого ритуала, свидетельствует о большом значении этого обычая. На этом месте находился и храм огнепоклонников. Во время базара, когда люди собирались здесь, они входили в храм и поклонялись огню. Этот храм находился там до времен усиления Ислама. Потом мусульмане построили на том же месте мечеть Мах.

Наршахи пишет об этом так: "Когда люди собирались здесь в воскресенье, входили в храм и поклонялись огню. Этот храм стоял до времени Ислама, а когда мусульмане укрепились, они построили эту мечеть Мах на том же самом месте. Сейчас это одна из почтенных мечетей Бухары".

Среди бухарцев есть такая легенда о мечети Магоки Атторон. Каждый день пророк Хизр совершал полуденную молитву в мечети Магоки Аттари в Бухаре. И однажды среди тех, кто молился речь зашел о пророке Хизре. Тогда один из стариков сказал:

-Я каждый день читаю пять раз молитву в этой мечети, но я ни разу не видел Хизра. Один молодой человек, который услышал это, ответил ему:

- Вы приходите в мечеть раньше всех и уходите позже всех в течении сорока дней и после этого вы удостоитесь чести увидеть Хизра.

Старик тридцать девятый день остался с молодым человеком в мечети. Парень проводив старика до дверей мечети спрашивает сколько ему лет. Старик отвечает:

- Мне восемьдесят пять лет. Старик тоже спрашивает молодого человека, сколько ему лет. И тогда парень ответил:

- Не знаю, сколько мне лет, но я видел, что Бухара семь разрушался и как семь раз его воздвигали, и что эта мечеть была построена на самом глубоком (магоки) месте реки.

Когда старик поворачивается к нему спиной с намерением увидеть того, кто прожил так много, оказывается, что молодой человек исчез. Только тогда старик понял, что этот молодой человек и был Хизр, и ему стало жаль, что он не может с ним поговорить [3. 560].

Конечно, это легенда. Но в каждой легенде есть истина. Потому и Бухару называют из

древля, что он под покровительством святого Хизра или как по персидски "Хизр назар карда".

Список литературы / References

1. Абу Бакр ибнМухаммадНаршахи. Бухоро тарихи. Т.: "Шар; баези", 1993. Б. 40.

2. "Бухоро очик остидаги Музей осмон". Т.: "Internet", 1991. Б. 50.

3. Муинди Х/амдам Рахмон. Бухоро. Бухоро, 2005. 14 б.

4. Бобохонов Шавкат. Бухоро хасрати, 2017. 37 б.

5. НаймаН. / Бу нима // Бухорои Шариф Магоки Атторон масжиди, 2014. Апрель 17.

6. Olimovich D.I. Tourism potential of Uzbekistan // Lucrarile Seminarului Geografic" Dimitrie Cantemir", 2015. Т. 40. С. 125-130.

7. Farmonovna E.A., Matyakubovna K.M., Habibulloevna K.S. THE ROLE OF THE TOURISM NATIONAL CRAFTS IN BUKHARA REGION // European science, 2020. № 1 (50).

8. Olimovich D.I., Khabibovna K.M., Alimovich F.E. Innovative ways of reducing tourism seasonality of tourist areas // Достижения науки и образования, 2020. № 1 (55).

9. Alisherovna D.N. FLIPPED LEARING AS THE KEY TO IMPROVING EDUCATION IN HIGHER EDUCATION // European science, 2020. № 1 (50).

10. Арипова М.С., Рузиев С.С. Организационная структура ресторанов // Вопросы науки и образования, 2020. № 6 (90).

11. Давронов И.О. Экономическое влияние инноваций в индустрии туризма // Наука, техника и образование, 2019. № 11 (64).

12. Халилов Б.Б., Курбанов Ф.Г. Важность подготовки кадров в экономике // Вопросы науки и образования, 2020. № 6 (90).

13. Шадиев А.Х., Давронов И.О. Роль развития персонала в повышении эффективности услуг и его влиянии на экономику // Вопросы науки и образования, 2020. № 6. С. 90.

14. Davronov I.O. Innovative ways of improving excursion service around the touristic destinations // Indonesian Journal of Innovation Studies, 2020. Т. 10. № 1.

15. Olimovich D.I., Kudratovna F.S., Sayfitdinovich I.B. THE IMPORTANCE OF MARKETING ANALYSIS FOR PREDICTING THE PROSPECTS OF RESTAURANTS IN BUKHARA HOTELS // Economics, 2020. № 1 (44).

16. Фарманов Э.А., Кадыров Д.Х., Ходжаева Ф.Н. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ // Достижения науки и образования, 2020. С. 20.

17. Davronov I.O., Ismatillayeva S.S. The role of innovative technologies for improving economy of hotels, 2019.

18. Olimovich D.I., Temirkulovich U.J., Bakhodirovna M.M. Mechanisms of improving staff training // Academy, 2020. № 2 (53).

19. Davronov l.O, Tadjibayev M.B., Narzullaeva G.S. IMPROVING OF PERSONNEL TRAINING IN HOTEL BUSSINES // Academy. № 2 (53), 2020.

20. Qizi K.N.N. "new world in the ancient desert" the prosperous ways of the development of eco-tourism in Bukhara region // Science Time, 2014. № 8 (8).

21. Kilichov M.H., Hairylaeva N.N. MODEL LOOP BUNDLING AS A BASIS FOR THE FORMATION OF COMPETITIVE MOBILITY SPA COMPLEX //СОВРЕМЕННОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ, 2017. С. 1865-1867.

22. Фарманов Э.А., Кадыров Д.Х., Ходжаева Ф.Н. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОТУРИЗМА ПО ИСЛАМСКИМ КАНОНАМ //Достижения науки и образования, 2020. № 4 (58).

23. Azamatovich K.L. THE ROLE OF THE HAKIM TERMIZI ARCHITECTURAL COMPLEX IN VISITING TOURISM IN UZBEKISTAN // Вопросы науки и образования, 2020. № 9 (93).

24. Alimovich F.E., Habibulloevna K.S., Bahodirovna D.N. CENTRAL FEATURES OF HALAL TOURISM AND HALAL FOOD // Academy, 2020. № 3 (54).

25. Kayumovich K.O., Annamuradovna F.S., Kamalovna S.F. Features of electronic online market in tourism // Вестник науки и образования, 2019. № 24-3 (78).

26. Olimovich D.I., Khabibovna K.M., Samadovich R.S. Improving tourist season in Bukhara region //Вестник науки и образования, 2020. № 1-2 (79).

27. Фарманов Э.А., Кадыров Д.Х., Ходжаева Ф.Н. Роль культурного наследия Узбекистана в развитии туризма // Вестник науки и образования, 2020. № 2-3 (80).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.