Научная статья на тему 'История мебели в стиле рококо'

История мебели в стиле рококо Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1413
254
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Лесотехнический журнал
ВАК
AGRIS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИЯ МЕБЕЛИ / СТИЛЬ РОКОКО / ЭПОХА / HISTORY OF FURNITURE / ROCOCO STYLE / ERA

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гарин Вадим Анатольевич, Разиньков Егор Михайлович, Чернышев Александр Николаевич

Архитектура в этот период окончательно теряет все признаки монументальности и тектоничности: уже не существует деления на несущее и несомое. Стены и потолки превращены в декоративные плоскости, расчлененные различными филенками с обрамленьями. Орнаментальные формы асимметричны и неизменно криволинейны; не подчиняясь никаким правилам, они покрывают почти сплошь поверхности стен и потолков. Сами стены, обшитые деревом, выкрашиваются в изысканнейшие светло-голубые, светло-зеленые, розовые и белые тона, оттеняемые позолоченной орнаментикой, и увешиваются большим количеством зеркал в пышных рамах. Рокайльный орнамент включал в себя и растительные мотивы, и очень обобщенно, почти произвольно варьирующийся мотив фантастической раковины, представляющей собой как бы пульсирующий поток завитков, стеблей, листьев. Светская жизнь этой эпохи большей частью протекала в небольших уютных комнатах, обставленных не только стационарной мебелью вдоль стен, но и большим количеством легко передвигаемых предметов небольших столов, кресел, легких банкеток. Все они, обитые одной тканью, вместе с диванами образовывали гарнитуры, связанные композиционно и общностью форм. В убранстве помещений важную роль стали играть вазы и скульптура на специальных подставках и столиках, а также напольные часы, в дамских будуарах все пространство заставлялось малогабаритными предметами: маленькими письменными столами, этажерками, горками для фарфора, картоньерками и т.д., приспособленными для самых различных индивидуальных потребностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Гарин Вадим Анатольевич, Разиньков Егор Михайлович, Чернышев Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF FURNITURE IN THE ROCOCO STYLE

The architecture in this period finally loses all signs of monumentality and tectonics of form: there is no longer division by carrying and carried. Walls and ceilings are made ​​into decorative planes dissected by various panels with a frame. Ornamental forms are asymmetric and always curvilinear; without being subject to any rules, they cover almost entirely the surface of walls and ceilings. The very walls, wood-paneled, are crumbled in choicest light blue, light green, pink and white colors, set off by a gilded ornamentation and hanged on with lots of mirrors in the lush frames. Rocaille ornament included both floral motifs, and very generally, almost arbitrarily ranging motif of fantastic shell which is like a pulsating flow of curls, stems, leaves. Savor of this epoch mostly proceeded in small cozy rooms, furnished not only with stationary furniture along the walls, but also a lot of easy to move objects small tables, chairs, light banquettes l. All of them upholstered in the same fabric, with sofas formed headsets connected by composition and common forms. In the decoration of the premises vases and sculpture at special stands and tables, as well as a grandfather clock, in ladies' boudoirs all space was filled with small-sized objects: small desks, shelves, slides for porcelain, cartonnier, etc., adapted to the most different individual needs began to play an important role.

Текст научной работы на тему «История мебели в стиле рококо»

Деревопереработка. Химические технологии

Information about authors

Aksenov Alexey Aleksandrovich - Associate Professor of Production, Repair and Maintenance of Machinery Department of FSBEI HPE «Voronezh State Academy of Forestry and Technologies», PhD in Engineering, Voronezh, Russian Federation; e-mail: [email protected].

Malyukov Sergey Vladimirovich - Senior Lecturer of Department of Forestry Mechanization and Machine Design of FSBEI HPE «Voronezh State Academy of Forestry and Technologies», PhD in Engineering, Voronezh, Russian Federation; e-mail: [email protected].

DOI: 10.12737/6287 УДК 674.402

ИСТОРИЯ МЕБЕЛИ В СТИЛЕ РОКОКО

В. А. Гарин1

доктор технических наук, профессор Е. М. Разиньков1 кандидат технических наук, доцент А. Н. Чернышев1 1 - ФГБОУ ВПО «Воронежская государственная лесотехническая академия»,

г. Воронеж, Российская Федерация

Архитектура в этот период окончательно теряет все признаки монументальности и тек-тоничности: уже не существует деления на несущее и несомое. Стены и потолки превращены в декоративные плоскости, расчлененные различными филенками с обрамленьями. Орнаментальные формы асимметричны и неизменно криволинейны; не подчиняясь никаким правилам, они покрывают почти сплошь поверхности стен и потолков. Сами стены, обшитые деревом, выкрашиваются в изысканнейшие светло-голубые, светло-зеленые, розовые и белые тона, оттеняемые позолоченной орнаментикой, и увешиваются большим количеством зеркал в пышных рамах. Рокайльный орнамент включал в себя и растительные мотивы, и очень обобщенно, почти произвольно варьирующийся мотив фантастической раковины, представляющей собой как бы пульсирующий поток завитков, стеблей, листьев. Светская жизнь этой эпохи большей частью протекала в небольших уютных комнатах, обставленных не только стационарной мебелью вдоль стен, но и большим количеством легко передвигаемых предметов - небольших столов, кресел, легких банкеток. Все они, обитые одной тканью, вместе с диванами образовывали гарнитуры, связанные композиционно и общностью форм. В убранстве помещений важную роль стали играть вазы и скульптура на специальных подставках и столиках, а также напольные часы, в дамских будуарах все пространство заставлялось малогабаритными предметами: маленькими письменными столами, этажерками, горками для фарфора, картоньерками и т.д., приспособленными для самых различных индивидуальных потребностей.

Ключевые слова: история мебели, стиль рококо, эпоха.

192

Лесотехнический журнал 3/2014

Деревопереработка. Химические технологии

HISTORY OF FURNITURE IN THE ROCOCO STYLE

V. A. Garin1

DSc in Engineering, Professor Y. M. Razinkov1 PhD in Engineering, Associate Professor A. N. Chernyshev1 1 - FSBEI HPE «Voronezh State Academy of Forestry and Technologies»,

Voronezh, Russian Federation

Abstract

The architecture in this period finally loses all signs of monumentality and tectonics of form: there is no longer division by carrying and carried. Walls and ceilings are made into decorative planes dissected by various panels with a frame. Ornamental forms are asymmetric and always curvilinear; without being subject to any rules, they cover almost entirely the surface of walls and ceilings. The very walls, wood-paneled, are crumbled in choicest light blue, light green, pink and white colors, set off by a gilded ornamentation and hanged on with lots of mirrors in the lush frames. Rocaille ornament included both floral motifs, and very generally, almost arbitrarily ranging motif of fantastic shell which is like a pulsating flow of curls, stems, leaves. Savor of this epoch mostly proceeded in small cozy rooms, furnished not only with stationary furniture along the walls, but also a lot of easy to move objects - small tables, chairs, light banquettes l. All of them upholstered in the same fabric, with sofas formed headsets connected by composition and common forms. In the decoration of the premises vases and sculpture at special stands and tables, as well as a grandfather clock, in ladies' boudoirs all space was filled with small-sized objects: small desks, shelves, slides for porcelain, cartonnier, etc., adapted to the most different individual needs began to play an important role.

Keywords: history of furniture, Rococo style, era.

Совершенствование дизана мебели в настоящее время во многом связано с обращением к мировой истории развития различных стилей мебели. В настоящей статье представлены материалы по истории мебели в стиле рококо.

Хронологические рамки нового периода развития мебели не совсем точны, так как Людовик XV (1715-1774), с правлением которого связывают расцвет стиля рококо, царствовал немного дольше, чем господствовал этот стиль.

Архитектура окончательно теряет все признаки монументальности и тектонично-сти: уже не существует деления на несущее и

несомое. Стены и потолки превращены в декоративные плоскости, расчлененные различными филенками с обрамленьями. Орнаментальные формы асимметричны и неизменно криволинейны; не подчиняясь никаким правилам, они покрывают почти сплошь поверхности стен и потолков. Сами стены, обшитые деревом, выкрашиваются в изысканнейшие светло-голубые, светло-зеленые, розовые и белые тона, оттеняемые позолоченной орнаментикой, и увешиваются большим количеством зеркал в пышных рамах.

Рокайльный орнамент включал в себя и растительные мотивы, и очень обобщенно, почти произвольно варьирующийся

Лесотехнический журнал 3/2014

193

Деревопереработка. Химические технологии

мотив фантастической раковины, представляющей собой как бы пульсирующий поток завитков, стеблей, листьев.

Светская жизнь этой эпохи большей частью протекала в небольших уютных комнатах, обставленных не только стационарной мебелью вдоль стен, но и большим количеством легко передвигаемых предметов - небольших столов, кресел, легких банкеток. Все они, обитые одной тканью, вместе с диванами образовывали гарнитуры, связанные композиционно и общностью форм. В убранстве помещений важную роль стали играть вазы и скульптура на специальных подставках и столиках, а также напольные часы, в дамских будуарах все пространство заставлялось малогабаритными предметами: маленькими письменными столами, этажерками, горками для фарфора, картоньерками и т.д., приспособленными для самых различных индивидуальных потребностей.

Следует сказать, что если в пору Людовика XIV следование моде было уделом избранных, то во времена Людовика XV оно вышло далеко за круг аристократии. Производство рокайльной мебели достигло громадного размаха. Только парижская гильдия чернодеревцев насчитывала 1200 мастеров. В большинстве своем это были только исполнители. За немногими исключениями (Булль, Крессан, Мартен и некоторые другие), они выполняли изделия по рисункам авторов интерьеров или художников, издававших большие альбомы рисунков мебели. Особенно большой популярностью пользовались альбомы Жана Ауреля Мейссонье (1693-1750), Жюля Мари Оппенора (1672-1742), Никола Пино (1684-1754) и некоторых других художников, которых можно с полным основа-

194

нием назвать родоначальниками стиля.

Известна и большая плеяда блестящих мастеров-мебельщиков того времени: Шарль Крессан (1685-1768), получивший известность еще во времена Регентства, братья Мартен, бронзолитейщики Жан Каффиери (1678-1755) и его сын Филипп (1714-1777) и многие другие.

Во времена Людовика XV отпечаток изнеженности и некоторой фривольности рококо лежал на всем интерьере помещения. Шпалеры по рисункам Удри Берена, Буше и других художников, вырабатывавшиеся на мануфактурах Гобеленов в Париже и в Бове, варьировали сюжеты на пасторальные темы и китайские пейзажи. Изысканные серебряные и бронзовые изделия - жирандоли, торшеры, канделябры, напольные часы вносили праздничность в ансамбль интерьера (рис. 1, 1, 2).

Из интерьеров в период рококо исчезают все громоздкие предметы, которые могли загородить изысканно оформленные стены. Угловые шкафы сохранились только потому, что зрительно включались в систему стенных панно. Вообще тяга ко всему легкому, ажурному, подвижному привела к уменьшению габаритов мебели, если это не шло в ущерб удобству пользования ею.

Излюбленным элементом интерьера в период рококо были комоды (первое упоминание о них относится к 1708 г.). Слово комод происходит от французского commode - "удобный". Комод рококо, как правило, имеет два ящика. Своей формой, они напоминают древнекитайские сосуды. Отделка поверхности способом маркетри достигла здесь подлинного совершенства. Эта техника, кстати говоря, очень технологична

Лесотехнический журнал 3/2014

Деревопереработка. Химические технологии

Рис. 1. Мебель времени Людовика XV: 1 - часы напольные; 2 - бра; 3 - столик туалетный; 4 - комод закрытый; 5 - комод с выдвижными ящиками

для всякого рода криволинейных форм: фанеровку приходилось бы набирать из отдельных кусочков (рис. 1, 3, 4, 5).

Количество применявшихся пород дерева с течением времени все более и более увеличивался. Применялось около ста пород дерева - от простой липы до красного дерева, вошедшего в моду во второй четверти XVIII в. Разнообразные сочетания этих пород создавали богатую, полную неожиданных контрастов цветовую палитру. В конце периода в технике маркетри изображаются натуралистически трактованные букеты, корзины с цветами и даже целые жанровые картины (позднее дерево было вытеснено бронзовым литьем). Искусством орнаментации из бронзы прославились Жан и Филипп Каф-фиери. Раскованность, смелость их рисунков и композиций удивительны.

В связи с сильным увлечением искусством Востока, в период рококо широкое распространение получила лаковая роспись.

Подражательной была не только сама техника, но и тематика изображений: на комодах и ширмах можно видеть пейзажи в духе китайских картин - с фигурками людей, храмами, мостиками. Нельзя не упомянуть братьев Мартен, мастеров-мебельщиков, в совершенстве освоивших технику лаковой живописи.

Другим излюбленным предметом эпохи был письменный стол. Вариантов столов вообще множество. Для удобства пользования и комфорта их оснащали открытыми ящиками, разделенными вертикальными перегородками, книжными полками, на них ставили часы. Их схема напоминает аналогичные столы периода регентства. Но орнаментика разбросана по поверхности щедрее, скомпонована свободнее, несравненно сложнее и прихотливее (рис. 2, 1, 2).

Тенденция к уменьшению размеров и веса предметов мебели ярко выразилась в формах стульев и кресел. Спинка стала ниже,

Лесотехнический журнал 3/2014

195

Деревопереработка. Химические технологии

и силуэт сидящего человека стал хорошо просматриваться. Несколько сжатая с боков, спинка сохранила, однако, орнаментальное завершение. Изящные изогнутые ножки плавно переходят в арбалетообразное основание. В очертаниях кресла уже нельзя приметить ни одной вертикали или горизонтали. Вместе с тем мастера добиваются высокой степени удобства сидения: сиденье и спинка, обитые тканью, скульптурно моделированы, словно облегали тело сидящего (рис. 2, 6, 7).

Формообразование мебели стиля Людовика XV для лежания были очень разнообразны. Особенно необычны излюбленные в этот период софы. То это нечто вроде подковы, образующей глубокую мягкую емкость и поставленной на множество ножек; то это софа с двумя симметричными спинками, отдаленно напоминающая античный прообраз, но уже со всеми атрибутами рококо (рис. 3, 1); или диван - пожалуй, самый своеобразный предмет, у которого симметрично поставленная спинка много короче ложа (рис. 3, 2).

В Германии стиль рококо начинает складываться в 1730 годах. Особенно значимым центром рококо был двор прусского короля Фридриха II. Ведущим мебельным мастером в то время являлся Гопленхаупт, который внес в искусство орнаментики рококо много новых элементов, заимствованных из природы. Среди мебельщиков, работавших для потстамских дворцов (17501760 годы) были такие известные мастера, как Мельхиор, Камбли и Шпиндлер. Около 1760-1770 годов капризные, беспокойные, доведенные до крайнего перенасыщения формы начинают постепенно «успокаиваться» в творчески переработанном виде и

196

«очищаться» от излишеств дворцового характера. Так, меньше чем во французской мебели применялась бронза. С её использованием исполнялись лишь детали лицевой фурнитуры. Широкое распространение получают буфеты, по конструкции напоминающие шкафы-бюро (рис. 3, 3).

Разновидность рококо сложилась в австрийских провинциях, особенно при венском дворе в период правления императрицы Марии Терезы. Формы предметов широкие, выразительные, по-домашнему уютные. Они имеют мало общего с аристократической мебелью, а свойственный им умеренный, бюргерский характер является следующим шагом на пути к мебельным формам, свободным от влияния архитектуры и в полной мере отвечающим своему назначению. Однако формы австрийской мебели еще перегружены элементами различных стилей (рис. 3, 4).

В Англии мебель стиля рококо неразрывно связана с именем выдающегося мебельного мастера Томаса Чиппендейла (17181779 гг.) - мастера-практика, резчика по дереву, автор многочисленных проектов мебели. Стиль Чиппендейла представляет собой своеобразное сочетание французского рококо с формальными элементами английской мебели первой трети XVIII века, с готическими и восточноазиатскими (китайскими) мотивами. В 1754 году Томас Чиппендейл издал альбом образцов своей мебели под названием "The Gentleman and Cabinet Maker's Director", оказавший большое влияние на мебельное искусство не только в Англии, но и во всей Европе. Особое место в творчестве Чиппендейла занимают бесконечно варьируемые формы мебели для сидения (рис. 4, 1, 2).

Начиная с 1720 годов, по мере увели-

Лесотехнический журнал 3/2014

Деревопереработка. Химические технологии

Рис. 2. Мебель эпохи рококо: 1 - стол письменный; 2 - стол письменный без подстолья; 3 - стол бюро для работы стоя; 4 - стол-бюро для работы сидя; 5 - стол консольный; 6, 7 - кресла парадное

Рис. 4. Английское рококо или стиль Чип-

пендейла: 1 - стул из альбома 1-го издания Director. Интерпретация французкого рококо; 2 - ореховый стул 1760 г., Филадельфия; 3 - буфет 1750-1760 г.г., Магдебург. Исторический музей. Из альбома Чиппендейла; 4 - бюро

Рис. 3. Мебель эпохи рококо: 1 - кушетка;

2 - диван; 3 - шкаф-бюро; 4 - шкаф платяной

чения ввоза в страну красного дерева, производство английской художественной мебели полностью переключается на него, поэтому стилевые этапы позднего барокко и рококо иногда именуют как "период махагони". Буржуазный характер английского рококо более выражен. Английские мастера, переживая этап буржуазной революции, работали более самостоятельно и удовлетворяли в первую очередь запросы буржуазии (рис. 4, 3, 4).

Спад рококо начался с пятидесятых годов во Франции, но в других странах Европы, особенно в Германии, стиль этот продолжал господствовать еще долгое время. И наконец, временное забвение принципов классицизма сменилось их

Лесотехнический журнал 3/2014

197

Деревопереработка. Химические технологии

полным торжеством. Как было отмечено Фонтена, что напрасно думать, что можно

вышедшим в 1812 году "Собранием образ- создать что-либо лучшее, чем формы, за-

цов убранства интерьера" Персье и вещанные нам древними.

Библиографический список

1. Бартенев, И. А. Очерки истории архитектуры стилей [Текст] : учеб. / И. А. Бартенев, В. Н. Батажкова. - М. : Изобразительное искусство, 1983. - 263 с.

2. Антикварная мебель: Иллюстрированное руководство по определению стилей мебели [Текст] : учеб. / пер. с англ. Т. Форрест. - М. : Эмонт Россия ЛДП, 2000. - 160 с.

3. Гарин, В. А., Разиньков Е.М., Чернышев А.Н. Архитектура и интерьер Древней Греции [Текст] / В. А. Гарин, Е. М. Разиньков, А. Н. Чернышев // Дизайн и производство мебели. - 2005. - № 1. - С. 64-68.

4. Гарин, В. А. Архитектура и интерьер Древнеримской империи [Текст] / В. А. Гарин,

Е. М. Разиньков, А. Н. Чернышев // Дизайн и производство мебели. - 2005. - №3. - С. 47.

5. Гарин, В. А. Готический стиль [Текст] / В. А. Гарин, Е. М. Разиньков, А. Н. Чернышев // Дизайн и производство мебели. - 2005. - № 4. - С. 43-46.

References

1. Bartenev I.A., Batazhkova V.N. Essays on the history of architecture styles [Bartenev I.A., Batazhkova V.N. Ocherki istorii arhitektury stilej]. Moscow, 1983, 263 p. (In Russian).

2. Antique Furniture: The Illustrated Guide to a certain style of furniture [Antikvarnaja mebel': Ill-justrirovannoe rukovodstvo po opredeleniju stilej mebeli]. Moscow, 2000, 160 p. (In Russian).

3. Garin V.A., Razinkov E.M., Chernyshev A.N. Architecture and interior of ancient Greece

J. [Garin V.A., Razinkov E.M., Chernyshev A.N. Arhitektura i inter'er Drevnej Grecii]. Dizajn i proizvodstvo mebeli - Design and manufacture of furniture, 2005, no. 1, pp. 64-68. (In Russian).

4. Garin V.A., Razinkov E.M., Chernyshev A.N. Architecture and interior of Ancient Roman Empire. J. [Garin V.A., Razinkov E.M., Chernyshev A.N. Arhitektura i inter'er Drevnerimskoj imperii]. Dizajn iproizvodstvo mebeli - Design and manufacture of furniture, 2005, no. 3, pp. 47. (In Russian).

5. Garin V.A., Razinkov E.M., Chernyshev A.N. Gothic style. J. [Garin V.A., Razinkov E.M., Chernyshev A.N. Goticheskij stil']. Dizajn i proizvodstvo mebeli - Design and manufacture of furniture, 2005, no. 4, pp. 43-46. (In Russian).

Сведения об авторах

Гарин Вадим Анатольевич - доцент, ФГБОУ ВПО «Воронежская государственная лесотехническая академия», г. Воронеж, Российская Федерация; e-mail: [email protected].

Разиньков Егор Михайлович - заведующий кафедрой механической технологии древесины, ФГБОУ ВПО «Воронежская государственная лесотехническая академия», доктор технических наук, профессор, г. Воронеж, Российская Федерация; e-mail: [email protected].

Чернышев Александр Николаевич - доцент кафедры механической технологии древеси-

198

Лесотехнический журнал 3/2014

Деревопереработка. Химические технологии

ны, ФГБОУ ВПО «Воронежская государственная лесотехническая академия», кандидат технических наук, доцент, г. Воронеж, Российская Федерация; e-mail: [email protected].

Information about authors

Garin Vadim Anatolyevich - Associate Professor, FSBEI HPE «Voronezh State Academy of Forestry and Technologies», Voronezh, Russian Federation; e-mail: [email protected].

Razinkov Yegor Mikhailovich - Head of Department of Mechanical Wood Technology of FSBEI HPE «Voronezh State Academy of Forestry and Technologies», DSc in Engineering, Professor, Voronezh, Russian Federation; e-mail: [email protected].

Chernyshev Aleksandr Nikolaevich - Associate Professor of Mechanical Wood Technology Department of FSBEI HPE «Voronezh State Academy of Forestry and Technologies», PhD in Engineering, Associate Professor, Voronezh, Russian Federation; e-mail: [email protected].

DOI: 10.12737/6288 УДК 674.047

ЭНЕРГО И РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩАЯ СУШКА ДРЕВЕСИНЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

кандидат технических наук, доцент Т. К. Курьянова1 доктор технических наук, доцент А. Д. Платонов1 кандидат технических наук, доцент А. В. Киселева1 1 - ФГБОУ ВПО «Воронежская государственная лесотехническая академия»,

г. Воронеж, Российская Федерация

Потребность малых деревообрабатывающих предприятий в эффективных сушильных установках небольшой вместимости очень велика. Используемые в промышленности сушильные камеры отличаются большим разнообразием конструктивного исполнения и энергообеспечения. Учитывая то, что процессы гидротермической обработки древесины являются самыми энергозатратными в технологии деревообработки, пути решения данной проблемы весьма актуальны. Одним из перспективных и малозатратных способов является комбинированный способ сушки пиломатериала с предварительной атмосферной подсушкой древесины. Естественная сушка древесины дешевле камерной. Отсутствуют затраты на теплоноситель, являющиеся одной из главных статей расхода при камерной сушке. Одним из недостатков этой сушки является большая длительность и зависимость от метеорологических условий. Решением этой проблемы является создание побудительной циркуляции воздуха по высушиваемому материалу. Для этих целей возможно применение простых и дешевых сборных конструкций проходного или тупикового типа из щитовых материалов, оснащенных вентилятором. Данная конструкция может одновременно являться и буферным складом для хранения пиломатериалов. Предварительная подсушка древесины производится до влажности 40-45 %. Испытания такой конструкции показали её высокую эффективность. Продолжительность последующей камерной сушки в климатических условиях г. Воронежа

Лесотехнический журнал 3/2014

199

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.