Научная статья на тему 'История комплектования фондов Национального музея Республики Башкортостан: предметы из дерева'

История комплектования фондов Национального музея Республики Башкортостан: предметы из дерева Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
214
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН / ФОНД "ДЕРЕВО" / МУЗЕЙНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ / ЭТНОГРАФИЯ / ДЕРЕВЯННАЯ ПОСУДА / МУЗЕЙНЫЙ ПРЕДМЕТ / КЛАССИФИКАЦИЯ / БАШКИРЫ / NATIONAL MUSEUM OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN / WOOD COLLECTION / MUSEUM COLLECTION / ETHNOGRAPHY / WOODENWARE / MUSEUM ITEM / CLASSIFICATION / BASHKIRS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сулейманова Маргарита Нугмановна, Нигматуллина Зиля Фасимовна

Статья является результатом исследования истории формирования, содержания коллекции фонда «Дерево» Национального музея Республики Башкортостан. Впервые предпринята попытка систематизации фонда для дальнейшего изучения. Комплектование музейных предметов из дерева и организация фонда тесно связаны с историей становления самого музея. Первые экспонаты из дерева в музее появились еще во второй половине XIX в. На сегодняшний день в фонде «Дерево» насчитывается более двух тысяч предметов. Деревянные экспонаты группируются по функции, материалу и технологии изготовления, т. е. по основным критериям классификации музейных коллекций. Приведена подробная классификация музейных предметов, изготовленных из дерева и древесных материалов, на примере домашней утвари, которая является основной, самой многочисленной и разнообразной составляющей фонда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The history of a wood collection in the National Museum of the Republic of Bashkortostan

The study deals with the history of acquiring the wood collection in the National Museum of the Republic of Bashkortostan. An attempt is made to systematize this collection for further research. The acquisition of museum wooden items and building up the collection under review are closely related to the history of the National Museum. The first wooden pieces were exhibited in the museum in the second half of the 19th century. Nowadays, there are more than two thousand items in the wood collection. Wooden exhibits are grouped according to functions, materials, and manufacturing technology, i.e. based on the main classification criteria of museum collections. The research presents a detailed classification of wooden and wood-based museum items by a case study of household utensils that are the largest and most diverse components of the wooden collection.

Текст научной работы на тему «История комплектования фондов Национального музея Республики Башкортостан: предметы из дерева»

УДК 94:069(470.57)

https://doi.org/10.24158fik.2018.11.22

Сулейманова Маргарита Нугмановна кандидат исторических наук,

доцент кафедры истории Республики Башкортостан, археологии и этнологии Института истории и государственного управления Башкирского государственного университета

Нигматуллина Зиля Фасимовна

Suleymanova Margarita Nugmanovna

PhD in History, Associate Professor, History of the Republic of Bashkortostan, Archeology and Ethnology Department, Institute of History and State Administration, Bashkir State University

Nigmatullina Zilya Fasimovna

аспирант кафедры истории Республики Башкортостан, археологии и этнологии Института истории и государственного управления Башкирского государственного университета

ИСТОРИЯ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ФОНДОВ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН: ПРЕДМЕТЫ ИЗ ДЕРЕВА

PhD student, History of the Republic of Bashkortostan, Archeology and Ethnology Department, Institute of History and State Administration, Bashkir State University

THE HISTORY OF A WOOD COLLECTION IN THE NATIONAL MUSEUM OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

Аннотация:

Статья является результатом исследования истории формирования, содержания коллекции фонда «Дерево» Национального музея Республики Башкортостан. Впервые предпринята попытка систематизации фонда для дальнейшего изучения. Комплектование музейных предметов из дерева и организация фонда тесно связаны с историей становления самого музея. Первые экспонаты из дерева в музее появились еще во второй половине XIX в. На сегодняшний день в фонде «Дерево» насчитывается более двух тысяч предметов. Деревянные экспонаты группируются по функции, материалу и технологии изготовления, т. е. по основным критериям классификации музейных коллекций. Приведена подробная классификация музейных предметов, изготовленных из дерева и древесных материалов, на примере домашней утвари, которая является основной, самой многочисленной и разнообразной составляющей фонда.

Ключевые слова:

Национальный музей Республики Башкортостан, фонд «Дерево», музейная коллекция, этнография, деревянная посуда, музейный предмет, классификация, башкиры.

Summary:

The study deals with the history of acquiring the wood collection in the National Museum of the Republic of Bashkortostan. An attempt is made to systematize this collection for further research. The acquisition of museum wooden items and building up the collection under review are closely related to the history of the National Museum. The first wooden pieces were exhibited in the museum in the second half of the 19th century. Nowadays, there are more than two thousand items in the wood collection. Wooden exhibits are grouped according to functions, materials, and manufacturing technology, i.e. based on the main classification criteria of museum collections. The research presents a detailed classification of wooden and wood-based museum items by a case study of household utensils that are the largest and most diverse components of the wooden collection.

Keywords:

National Museum of the Republic of Bashkortostan, wood collection, museum collection, ethnography, woodenware, museum item, classification, Bashkirs.

В современном мире роль и значение музеев в сохранении духовно-нравственных ценностей неоценимы. Музей является надежным хранителем исторической памяти. Фонды многих музеев располагают ценными артефактами, реликвиями, хранящими в себе свидетельства прошедших эпох. Представленные в современных экспозиционных залах музеев, они приобщают людей разного возраста, уровня образования и интересов к истории и культуре народов. Отсюда популяризация музейных коллекций или отдельных предметов не только важна, но и необходима [1].

В современном культурно-образовательном пространстве музейная коллекция, музейный предмет играют огромную роль, способствуя повышению профессионального образования, формированию научного мировоззрения. Это в свою очередь позволяет составить более целостное представление о картине окружающего мира. Следовательно, музейные экспонаты выступают как средство наглядности и первоисточник при изучении окружающего нас мира, истории людей различных обществ, живших до нас, особенностей их культуры и быта, мировоззренческих и эстетических представлений и вкусов.

Это наглядно демонстрируют предметы, составляющие музейные фонды, например, Национального музея Республики Башкортостан, являющиеся одними из наиболее содержательных, богатых по составу предметов. Среди них самым интересным, значительным и многочисленным является фонд «Дерево». Его коллекция насчитывает 2067 музейных предметов.

Из истории музея. Национальный музей Республики Башкортостан был основан в 1864 г. в городе Уфе как музей при Статистическом комитете Оренбургской губернии (с 1865 г. Уфимской губернии). Первыми музейными предметами стали образцы продукции местной горнозаводской промышленности, монеты, историко-археологические, ботанические и зоологические предметы. До 1919 г. музей назывался «Уфимским губернским музеем». Позже музей был переименован в «Уфимский историко-социальный музей народов Востока», с 1921 г. - «Музей Южного При-уралья», 1923 - «Башкирский центральный краевой музей», 1934 - «Башкирский центральный краеведческий музей», 1946 - «Центральный краеведческий музей БАССР», 1947 - «Государственный краеведческий музей БАССР», 1958 - «Республиканский краеведческий музей БАССР», с 1984 г. - «Башкирский государственный объединенный музей». И, наконец, в 1993 г. музей был переименован в Национальный музей Республики Башкортостан [2].

На сегодняшний день в двенадцати фондовых коллекциях («Археология», «Текстиль», «Нумизматика», «Документальный» и т. д.) хранятся более 130 000 музейных предметов. По мере пополнения, комплектования фонда и увеличения числа предметов из того или иного материала создавался отдельный фонд.

Из истории фонда. История комплектования фонда «Дерево» так же непроста, как и история создания и развития самого музея. Комплектование его фондов вплоть до середины ХХ в. сопровождалось утратами собранных экспонатов как из-за отсутствия соответствующего фондохранилища, так и из-за отсутствия здания самого музея. Тем не менее имевшиеся и вновь поступавшие предметы бережно сохранялись и представляют собой бесценное наследство, которое таит в себе неисчерпаемую информацию о традициях народного искусства, передавая ее своими формой, функцией, технологией изготовления, вызывая даже определенные чувства и ощущения присутствия мастера.

Информации о формировании коллекции из дерева немного. Для представления полной картины становления и пополнения фонда авторам предстоит изучить всю музейную учетную документацию, такую как книги поступлений, акты постоянного хранения и т. п. Сохранилась некоторая обрывочная информация разных лет о наличии в фонде музея деревянных предметов. Начало комплектования предметов из дерева можно отнести ко второй половине XIX в. Так, в 1865 г. в Уфимский губернский музей было передано 417 экспонатов из Палаты государственных имуществ губернии, где были в том числе изделия из дерева [3, с. 8]. Известно, что в 1872 г. в лесном и сельскохозяйственном отделах были предметы, выполненные из древесины [4, с. 11].

Летом 1920 г. была организована этнографическая экспедиция в Туркестан, куда съездили этнограф Н. Колесницкий, художники Г. Гефель и А. Тюлькин [5, с. 33]. Результатом поездки стало пополнение фондов новыми экспонатами. Более половины привезенных деревянных предметов представлены посудой. Среди них башкирские ложки, мутовка для сбивания кумыса, маслобойка, блюдо, чувашские кадочки - «лянкес», «думбурсей», несколько берестяных кузовов, бураков [6].

К 1929 г., когда музей именовался Башкирским центральным краевым музеем, был создан и этнографический отдел, который включал в себя национальные подотделы. Так, например, в экспозиции башкирского этнографического подотдела имелись домашняя утварь и предметы пчеловодства [7, с. 42]. Нет никаких сомнений, что эти экспонаты были выполнены из дерева.

Во всех музеях с накоплением большого объема и разнообразного состава фондов, как правило, выделяются фондовые коллекции по материалу предметов. Так и в Национальном музее Республики Башкортостан увеличение количества предметов, выполненных из дерева, позволило объединить их в середине 1970-х гг. в отдельный фонд «Дерево».

Музейный предмет представляет собой не только материальную культуру, но и духовную. Именно духовная культура зафиксирована на материальном носителе. Музейный экспонат отражает нравы, обычаи, традиции народа, поэтому большое значение имеет атмосфера создания и бытования той или иной вещи, т. е. его принадлежность, существование, способ производства, материал изготовления и назначение. Поэтому, основываясь на том, что предметы музейных коллекций классифицируются по трем основным критериям: по функции, материалу и технологии изготовления, попытаемся дать характеристику экспонатам фонда «Дерево».

В музейных фондах одним из главных признаков классификации этнографических экспонатов, в том числе деревянных, является функция, т. е. назначение, роль предмета.

Экспонаты фонда «Дерево» по функции подразделяются на несколько групп, например на домашнюю утварь - это различной формы и размеров чаши, сосуды, кадки, блюда, ложки, ковши, мутовки, черпаки, бураки, ведра, туеса, тарелки, формы для хлеба, чаны, ночовки, весы-безмен, коромысла, рубеля и ручные мельницы.

В число орудий прядения и ткачества включены веретена, прялки, самопрялки, ткацкие станки и его детали: нитченки, подножка, бёрдо, блоки, педали и челнок.

Грабли, плуг, вилы, цепь для молотьбы зерна, лопата, сито, седло, хомут, сумка пастушья, узда, дуга, стремя выделяются в группу земледелия и скотоводства.

Категорию предметов охоты, рыболовства и бортничества составляют такие экспонаты, как капкан, лыжи, дубинка, пороховница, футляр для дроби, мозга, морда, ульи, роевня, маточник для пчел и колода.

Вещи, хранящиеся в фонде «Дерево», по функциональному признаку можно также определить как архитектурные детали (наличник окна), предметы вооружения (лук, стрела, щит, ящик для боеприпасов), средства передвижения (сани, телега) и мебель (стол, стул, трюмо, кресло, буфет, шкаф, сундук, диван, рама для зеркала).

Музыкальные инструменты (пианино, скрипка, курай, гитара, гусли, барабан, волынка, мандолина, балалайка) и сувениры (ваза, панно, шкатулка, миниатюра, пенал) составляют отдельный класс и четко различаются по назначению.

Материал изготовления - один из признаков, придающий вещи статус музейного предмета. Ведь предмет, представляющий историко-культурную ценность, являющийся источником знаний и становящийся музейным экспонатом, распределяется в фонд именно по признаку: из чего он сделан, из какого материала. Названия многих музейных фондов говорят сами за себя: «Текстиль», «Дерево», «Металл», «Фарфор, фаянс, стекло» и т. д.

Характерной особенностью экспонатов фонда «Дерево» Национального музея РБ является разнообразие древесных материалов, из которых они изготовлены, например из разных пород дерева, таких как дуб, липа, береза, тополь, черемуха, сосна, вяз, клен и ильм, или из различных материалов, а именно фанеры, шпона, бересты, коры, капокорня, луба, лыка, камыша и курая (башкирское название крупных зонтичных растений, в том числе борщевика, дягиля).

Технологии, использованные при создании предметов, хранящихся в фонде «Дерево», самые разные. Способ обработки материала большинства экспонатов ручной. Т. е. буквально вещь создавалась руками конкретных мастеров, что придает ей уникальность, эмоциональность. Мастер обработал материал сразу после изъятия его из лона природы, не применяя ничего, кроме своего умения и одного или двух инструментов. Только мастер знал, где, когда, в какое время года и в какую погоду срезать то или иное дерево. Теперь по истечении времени о его методах, приемах и вообще об индивидуальном технологическом процессе рассказывает созданный его руками в единственном экземпляре деревянный шедевр, будь то резной ковш, наличник окна или долбленый сосуд.

Большинство предметов фонда «Дерево» выполнены в долблено-резной технике, особенно это касается домашней утвари. В предметах обихода просматриваются строгание, точение, резьба, шитье и плетение.

Мебель и музыкальные инструменты изготовлены из прессованной, клеёной, гнутой и гну-токлеёной древесины, т. е. с помощью прессовки, гнутья, полировки, сверления, точения, склеивания и т. д.

Все признаки классификации более детально можно рассмотреть на примере посуды. В коллекции Национального музея Башкортостана представлены разные образцы деревянной утвари русских, башкир, татар, чувашей, удмуртов, мари, мордвы, белорусов и украинцев. Самую значительную часть экспонатов составляют предметы башкирского народа, которые были собраны в основном в Бурзянском, Баймакском, Зилаирском, Кугарчинском, Ишимбайском, Давле-кановском районах Республики Башкортостан.

Деревянная посуда является самым обширным классом среди музейных предметов из древесины и насчитывает более четырехсот единиц хранения. Среди них предметы, предназначенные для приготовления пищи, подачи на стол, переработки и хранения зерна и муки, выпечки хлеба, приготовления кумыса. Сразу отметим, что все эти предметы давно утрачены в естественной среде бытования и теперь хранятся только в музейном фонде. Обработка дерева, изготовление и использование деревянной посуды, в основном из липы и дуба, были сильно развиты у всех народов Башкортостана. Не только посуда, но почти вся домашняя утварь во второй половине XIX - первой половине ХХ в. изготавливалась из дерева. Только после широкого распространения стеклянной, фарфоро-фаянсовой, алюминиевой посуды во второй половине ХХ в. деревянная посуда почти полностью исчезла из обихода. Поэтому неудивительно, что большинство предметов в фонд музея были переданы тогда, когда они почти перестали использоваться в быту.

На основании исходного материала, его свойств, технологии изготовления можно рассматривать следующие подклассы деревянной утвари, хранящейся в фонде Национального музея РБ:

- предметы из естественных форм дерева, предметы из колоды дерева, выполненные в долблено-резной технике;

- предметы, выполненные из заготовок лиственных деревьев в токарной технике;

- предметы, сшитые и плетенные из коры лиственных деревьев, предметы, плетенные из щепы хвойных деревьев.

В целом резьба и роспись по дереву являлись одними из основных видов народного искусства башкир. С давних времен дерево широко использовалось для изготовления орудий труда,

жилищных сооружений, предметов бытового обихода и т. д. Отдельное внимание башкирские мастера уделяли украшению посуды, особенно для хранения и подачи традиционного напитка башкирского народа - кумыса. Мастера подбирали тот или иной материал и умело обращались с ним, потому что прекрасно знали свойства деревьев разных пород.

Долбленые сосуды были удобны для обработки и хранения многих продуктов. К цельно-долбленой деревянной утвари, которая является в основном столовой посудой, относятся большие деревянные чаши - «сара», «табак» (башк.), ложки, ковши [8]. Местами чаши называли «ашлау» (башк.), они предназначались для подачи на стол мяса и лапши, называемых <^алма», «бишбармак» (башк.) [9].

В фонде хранятся несколько больших глубоких чаш с небольшой ручкой - «алдыр» (башк.), в том числе и для питья кумыса «тудтак», «тэгэс» (башк.) [10]. Наиболее интересным экспонатом фонда «Дерево» являются резные ковши (башк. «ижау») для разливания кумыса с деревянной цепью из цельнодолбленой древесины [11].

В фонде хранятся долбленые сосуды со вставным дном различной величины и формы, из разных пород дерева. Такая посуда в фонде представлена большим многообразием башкирских образцов. Среди них «силэк» (башк.) - высокий сосуд, выдолбленный из ствола липы или березы с ушками с поддернутой веревкой для переноски, «батман-силэк» средних размеров с крышкой для перевозки и хранения меда, муки [12].

Высокие сосуды «гебе» (башк.) предназначались для сбивания кумыса, а схожие, но меньшего диаметра служили для сбивания масла [13].

«^нэк» (подойник для доения кобылиц, с ушком для ручки), «тэпэн» (невысокая кадочка с крышкой для хранения масла), «керэгэ» (кадочка с крышкой для подачи готового кумыса) изготавливались башкирскими мастерами очень тщательно, украшались резьбой [14].

Рассматривая по функциональному назначению посуду из дерева, можно выделить отдельную подгруппу - предназначенную для переработки и хранения зерна и муки. Это вертикальные ступы из поперечных срезов деревьев, ручные жернова из спилов дерева, совки желобчатой формы, долбленые цилиндрические кадки. Бондарные кадки использовались в больших масштабах у русских, башкир, татар, чувашей, мари, мордвы и удмуртов. Долбленые корытца - лотки для очистки зерна и муки, так называемые ночва, ночовка (башк. «^ел^ес», «юлпыс», чуваш. «такана»), сита с обечайкой из луба, из лиственных пород деревьев были также в обиходе у каждой семьи [15]. Белорусская ночва овальной формы отмечена еще как корытце для замешивания теста [16]. Среди хлебопечной посуды также следует отметить деревянную кадочку - квашню, обхваченную двумя металлическими кольцами и с деревянной лопаточкой [17].

Хлебопечную утварь дополняют несколько экземпляров сита круглой формы, предназначенного для просеивания муки. Стенки сита выполнены из полосы липовой коры, дно состоит из тонких полосок мочала [18]. У другого сита дно сплетено из конского волоса, стенки также сделаны из липовой коры [19]. Имеются сита большого размера для просеивания зерна [20].

В фонде хранятся также совки для муки, лопата для зерна [21]. Необходимо отметить, что набор хлебопечной утвари все народы, проживающие в Башкортостане, применяли до самого конца ХХ в.

Таким образом, предметы из дерева в фонде Национального музея Республики Башкортостан присутствуют с самого начала основания музея. Они выполнены из самых разных пород дерева и древесных материалов, изготовлены по разным технологиям - от резьбы и долбления до фабричного гнутья.

Самые первые экспонаты фонда «Дерева» внесены в Книгу поступлений основного фонда музея в 1950 г. Деревянные предметы были приобретены в результате собирательской деятельности музея, этнографических экспедиций, путем дарения и закупки у граждан.

Все экспонаты рассматриваемого фонда можно классифицировать по функции, материалу и технике изготовления, а также по национальной принадлежности, времени поступления в фонд.

Из-за большого количества предметов, хранящихся в фонде, в статье нет возможности дать характеристику каждому предмету. Но большой процент и разнообразие деревянной посуды свидетельствуют о том, что именно эта часть коллекции является основной составляющей и украшением данного фонда. В целом все предметы коллекции относятся к культуре первичного производства и культуре жизнеобеспечения, имеют самые разнообразные формы и размеры.

В современном историко-культурном пространстве музейные предметы являются средством актуализации этнографического наследия. Поэтому фонд «Дерево» в Национальном музее Республики Башкортостан является одной из самых значительных коллекций, которая позволяет не только изучить многие стороны этнографии, декоративно-прикладного искусства, приемы деревянной резьбы, но и в полной мере увидеть красоту, мастерство и исследовать богатство и неповторимость внутреннего мира разных народов Башкортостана.

Ссылки:

1. Кимеева Т.И. Музейные коллекции в контексте современных культурологических исследований [Электронный ресурс] // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2017. № 3 (32). С. 95-98 ; ^ауланова Г. Скарабей-^и фцызы TYрiндегi алтын сырга // «DАNА.kaz» журналы. 2013. № 3. Сэуiр. На каз. яз.

2. Валиуллин Г.Ф. Национальный музей Республики Башкортостан [Электронный ресурс] // Башкирская энциклопедия. URL: К^^П—7sbacsfsccnbdnzsqis3h5a6ivbm.xn--p1ai/component/content/article/2-statya/13505-natsionalnyj-muzej.html (дата обращения: 25.09.2018).

3. Валиуллин Г.Ф. Национальный музей Республики Башкортостан: история создания и развития. 2-е изд., изм. и доп. Уфа, 2014. 160 с.

4. Там же. ^ 11.

5. Там же. С. 33.

6. Фонд «Дерево» НМ РБ (Нац. музея Респ. Башкортостан). № НМРБ ОФ 3693, ОФ 3694, ОФ 3702, ОФ 3710, ОФ 3713, ОФ 3714, ОФ 3727-3731.

7. Валиуллин Г.Ф. Национальный музей Республики Башкортостан: история создания и развития. С. 42.

8. Фонд «Дерево» НМ РБ. № НМРБ ОФ 3601, ОФ 3602, ОФ 6498.

9. Там же. № НМ РБ ОФ 15995, ОФ 15996, ОФ 3564.

10. Там же. № НМ РБ ОФ 9134, ОФ 8342, ОФ 8345.

11. Там же. № НМ РБ ОФ 3608, ОФ 3609, ОФ 16023, ОФ 10695.

12. Там же. № НМ РБ ОФ 9809, ОФ 9822, ОФ 9841/1-3, ОФ 18773.

13. Там же. № НМ РБ ОФ 6551/1, ОФ 6946/2, ОФ 9811.

14. Там же. № НМ РБ ОФ 9814, ОФ 11635, ОФ 5129, ОФ 6401/1.

15. Там же. № НМ РБ ОФ 9856, ОФ 16093, ОФ 21702/190, ОФ 21702/194.

16. Там же. № НМ РБ ОФ 19491.

17. Там же. № НМ РБ ОФ 17645/1-2.

18. Там же. № НМ РБ ОФ 19486.

19. Там же. № НМ РБ ОФ 20226/21.

20. Там же. № НМ РБ ОФ 21702/146, ОФ 21702/156.

21. Там же. № НМ РБ ОФ 21702/120, ОФ 21702/153.

References:

Kaulanova, G 2013, 'Gold Earrings in the Form of a Scarab Beetle', DANA.kaz, no. 3, April, (in Kazakh).

Kimeeva, TI 2017, 'Museum Collections in the Context of Modern Cultural Studies', Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudar-stvennogo instituta kul'tury, no. 3 (32), pp. 95-98, (in Russian).

Valiullin, GF 2014, National Museum of the Republic of Bashkortostan: the Historical Background, 2nd ed., Ufa, pp. 11, 33, 42, (in Russian).

Valiullin, GF 2018, 'National Museum of the Republic of Bashkortostan', Bashkirskaya entsiklopediya, viewed 25 September 2018, <http://xn—7sbacsfsccnbdnzsqis3h5a6ivbm.xn--p1ai/component/content/article/2-statya/13505-natsionalnyj-muzej.html>, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.