ИСТОРИОГРАФИЯ/
HISTORIOGRAPHY
УДК 930
Дата поступления (Submitted) 10.01.2024
Дата принятия к печати (Accepted) 18.01.2024
вспомогательных исторических дисциплин Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина 603005, Нижний Новгород, пл. Минина, д.7 e-mail: mik-shlyakhov@yandex. ru
ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА СУРОВЕГИНА
старший преподаватель кафедры Истории России и вспомогательных исторических дисциплин Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина 603005, Нижний Новгород, пл. Минина, д.7 e-mail: [email protected]
История коммунистических идей в российской публицистике второй половины XIX века (на примере работы А.К. Шеллера-Михайлова «Революционный анабаптизм»)
ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА СОЛОМАХА
кандидат исторических наук, доцент кафедры Истории России и вспомогательных исторических дисциплин Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина 603005, Нижний Новгород, пл. Минина, д.7 e-mail: elenasolomakha@yandex. ru
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ШЛЯХОВ
кандидат исторических наук, доцент кафедры Истории России и
Аннотация. Формирование и развитие социалистических идей XIX века, привело к поиску идей протокоммунизма на всех этапах истории человечества. Особый интерес вызывали события Реформации, в которых виднейшие представители европейской социалистической мысли видели важнейший этап формирования революционных коммунистических идей. В Российской империи второй половины XIX века, на фоне острой общественно-политической борьбы и существующих цензуры, публицистика стала местом формирования научных представлений об истории революционных, коммунистических идей в Европе. В статье проанализирована работа «Революционный анабаптизм» А.К. Шеллера-Михайлова, которая сыграла значительную роль в формировании этих представлений. Дается историографический обзор, посвященный творчеству Шеллера-Михайлова. Анализ работы «Революционный анабаптизм» приводит авторов к следующим выводам: исследование было написано на богатом фактическом материале, с использованием последних научных исследований того времени и проникнуто сочувствием к представителям революционного религиозного движения Германии. Описывая события XVI века Шеллер-Михайлов, вводил их в общую теорию развития коммунистических идей в Европе и подводил читателей к проблемам, остро стоящим перед Россией в конце XIX века. Важным выводом автора работы стала закономерность появление анабаптизма в Германии и при этом его оценка как утопического проекта, изначально обреченного на провал.
Ключевые слова: А.К. Шеллер-Михайлов, историографический источник, историографический факт, историографический анализ, революционный анабаптизм, политическая утопия, развитие коммунистических идей, Радикальная Реформация
History of communist ideas in Russian journalism of the second half of the 19th century (using the example of A.K. Sheller-
Mikhailov's work "Revolutionary Anabaptism")
ELENA NIKOLAEVNA SOLOMAKHA
Ph. D. in History, Associate Professor of the Department of History of Russia and auxiliary historical disciplines Minin State Pedagogical
University of Nizhny Novgorod 603005, Russia, Nizhny Novgorod, Minin Square, 7 e-mail: [email protected]
MIKHAIL YURIEVICH SHLYAKHOV
Ph. D. in History, Associate Professor of the Department of History of Russia and auxiliary historical disciplines Minin State Pedagogical
University of Nizhny Novgorod 603005, Russia, Nizhny Novgorod, Minin Square, 7 e-mail: [email protected]
EKATERINA SERGEEVNA SUROVEGINA
Art. Lecturer at the Department of History of Russia and auxiliary historical disciplines Minin State Pedagogical University of Nizhny Novgorod 603005, Russia, Nizhny Novgorod, Minin Square, 7 e-mail: [email protected]
Abstract. The formation and development of socialist ideas of the 19th century led to the search for ideas of proto-communism at all stages of human history. Of particular interest were the events of the Reformation, in which the most prominent representatives of European socialist thought saw the most important stage in the formation of revolutionary communist ideas. In the Russian Empire of the second half of the 19th century, against the backdrop of acute socio-political struggle and existing censorship, journalism became a place for the formation of scientific ideas about the history of revolutionary, communist ideas in Europe. The article analyzes the work "Revolutionary Anabaptism" by A.K. Sheller-Mikhailov, who played a significant role in the formation of these ideas. A historiographical review dedicated to the work of Sheller-Mikhailov is given. An analysis of the work "Revolutionary Anabaptism" leads the authors to the following conclusions: the study was written on rich factual material, using the latest scientific research of the time and imbued with sympathy for the representatives of the revolutionary religious movement in Germany. Describing the events of the 16th century, Sheller-Mikhailov introduced them into the general theory of the development of communist ideas in Europe and led readers to the problems acutely facing Russia at the end of the 19th century. An important conclusion of the author of the work was the pattern of the emergence of Anabaptism in Germany and at the same time its assessment as a utopian project, initially doomed to failure.
Keywords: A.K. Sheller-Mikhailov, historiographical source, historiographical fact, historiographical analysis, revolutionary Anabaptism, political utopia, development of communist ideas, Radical Reformation
Известный российский писатель Александр Константинович Шеллер-Михайлов (1838-1900) принадлежит к плеяде писателей «шестидесятников». Он дебютировал с первыми произведениями во второй половине 1860-х годов и на протяжении всей оставшейся жизни занимался литературной и редакторской работой в крупных российских журналах. Его творчество и влияние на литературную жизнь России второй половины XIX века было значительно, и по тиражу своих произведений он превосходил многих классиков [1, с.59]. А.К. Шеллер-Михайлов имел огромное влияние на молодое поколение (Шеллер популяризировал в беллетристической форме те идеи, которые проводились публицистикой и критикой 1860-х годов), и публиковал исторические очерки, посвященные истории европейских социалистических и революционных идей в разные периоды истории [2].
Можно обозначить два фактора подогрева-
ющих наше внимание к этим публикациям А.К. Шеллера-Михайлова. Во-первых, в условиях ужесточения цензуры в 1880-е годы публикации по истории европейской социалистической революционной мысли, воспринимались как актуальный материал по действительности в самой Российской империи. Общественно-политическая проза выливалась ни в описание российской политической действительности, а в описание политических событий (как современных, так и в прошлом) в ведущих странах. Во-вторых, творчество А.К. Шеллера-Михайлова было забыто после революционных событий и мало изучалось в советской гуманитарной науке, ограничиваясь лишь ярлыками и тенденциозными оценками [3]. В конце XX - начале XXI веков интерес к творчеству писателя возродился, и было написано несколько диссертаций по особенностям литературного творчества А.К. Шеллера-Михайлова [4]. Кроме того, внимание к его литературной деятельности не угасает [5].
Исследователи обратили внимание и на педагогические воззрения А.К. Шеллера-Михайлова [6]. Не изучались отдельно общественно-политические, философские взгляды писателя. А между тем, в конце XIX века ни одно энциклопедическое или критико-биографическое издание не обходилось без биографии и обзора творчества Александра Константиновича Шеллера (псевдоним А. Михайлов) [7]. Его литературная деятельность началась в 1859 году, когда он стал помещать, с подписью А. Релеш, фельетоны в журнале Плю-шара «Весельчак», под заглавием «Мои беседы». Социальная проблематика остро поставлена в романе «Лес рубят - щепки летят». Роман связан с темой отмены крепостного права и последующей нравственной перестройкой в жизни вчерашних крепостников. Происходит некий слом: жить по-старому уже нельзя, а по-новому пока что не получается. Центр романа составляет жизнь семьи Прилежаевых, которые являются типичными представителями городского мещанства. Оставшись без отца, обреченные на голод и нищету, главные герои путем неимоверных усилий пробивают себе жизненный путь. Главный их девиз - саморазвитие и стремление познать новое, высокие идеалы и нравственные ценности [8]. Общественно-политические и философские взгляды А.К. Шеллера-Михайлова сформировались, как и у многих писателей «шестидесятников», под воздействием революционных событий в 1848-1849 годов и развития либеральной и социалистической европейской мысли. Шеллер-Михайлов был близок по своим взглядам к левому крылу «шестидесятников», его романы были посвящены острым социальным проблемам российской действительности. Издаваемые в эти годы очерки по рабочему вопросу и социальной жизни во Франции, показывали его сочувствие низшему сословию [1,4,5,7,8]. В них читалась прямая аналогия с российской действительностью. Социалисты-утописты сильно повлияли на его взгляды, как и на взгляды известных русских писателей Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова и других.
Вполне закономерным видится процесс перехода автора от развития социальной тематики в литературе к рассмотрению социальных учений в истории. Интерес вызывает особенность публикации А.К. Шеллера-Михайлова «Смутное время анабаптизма» (изначально напечатанный в журнале «Русская мысль»), которая впоследствии были издана в отдельную брошюру «Революционный анабаптизм». В этом труде автор рассмотрел историю немецкого анабаптизма от «пророков Цвиккау» до падения Мюнстера» [9, с.1].
Историография по революционным событиям в XVI веке в Германии сформировалась в революционных событиях 1848-1849 годов, немецкие историки гейдельбергской школы Вильгельм Циммерман и Ф.К. Шлоссер были переведены на
русский язык и оказали существенное влияние на формирование взглядов революционеров-демократов в середины XIX века. Отечественная историография по этой проблематике только формировалась. Работы А.К. Шеллера-Михайлова активно пропагандировали представления о «коммунизме» и «революции», как естественном процессе в мировой истории. В 1880-е годы ситуация изменилась, идут контрреформы, мы наблюдаем нарастание цензуры и консервативного духа. Еще более актуальным становиться изучение революционных процессов прошлого, интересна смена названия произведения у автора: «Смутное время анабаптизма» в 1886 году, а в 1900 году «Революционный анабаптизм». Во многом А.К. Шеллер-Михайлов сформировался под влиянием идей социалистов первой половины XIX века, которые получали название «социалисты-утописты». Поэтому он предполагал, что коммунизм - это некая присущая человеку идея (любви, братства и равенства), стремление к которой всегда отражало самые глубинные чаяния народных масс.
В этой работе мы рассмотрим понятия «коммунизма» и «революции» на примере труда «Революционный анабаптизм» А.К. Шеллера-Михайлова. Работу «Революционный анабаптизм. Исторические очерки» мы рассматриваем и как историографический источник, на основании которого можно судить о концепции автора в целом, и о его понимании коммунизма и революции, и как историографический факт.
Историографический источник аналогичен историческому источнику в конкретном историческом изучении [10]. Но, в отличие от исторического источника, который мы стремимся подвергнуть всеобъемлющему охвату, историографическое изучение требует предварительного отбора [11, с.64-65]. Историк рассматривается как «представитель направления или школы, объединяемой единством методологических принципов исследования и тематической общностью или общностью проблематики, отражающей его понимание органической сущности внутренней структуры исторической действительности», при этом, «общность направления не снимает индивидуальность историка, она должна из нее вырастать» [12, с.103]. Историографический источник - это непосредственно сами исторические произведения историка. Историографический факт, кроме того, что он является исходным материалом для историографической работы, равно как исторический факт - это отправной материал, база для исторического познания, обобщения, построения теории и гипотезы, выявления закономерностей исторического процесса, еще несет в себе информацию о развитии науки, ее деятелях, способствует этому развитию на каждом этапе ее поступательного движения, воплощая новое в науке [11, с.65]. Само понятие «историческая кон-
цепция» широка. Оно включает в себя не только понятийный аппарат, с помощью которого историк анализирует и осмысливает исторические факты и явления, но и представления историка об исследуемых фактах, его оценки и суждения по поводу значения существа, особенностей фактов, и наконец, выводы и обобщения историка, конечные результаты проверенного им осмысления фактов. Концепция ученого может быть выражена не в одном его сочинении, а в нескольких [13].
Историческая концепция А.К. Шеллера-Михайлова, его социальные идеи, понимание коммунизма и революции, оценка этих понятий дана не только в работе «Революционный анабаптизм», но и в рядом опубликованном очерке «Икария», где А. Михайлов анализирует социальную утопию Кабе. Эти две работы, по сути, соединены в одно целое - труд «Революционный анабаптизм. Исторические очерки» [9].
Важным этапом развития коммунистических идей, по мнению А. Михайлова, стало движение анабаптистов, перекрещенцев в Германии в период Реформации, а крестьянская война 15241525гг. логическим последствием деятельности и этого движения и развития коммунистических идей в том числе [9, с.1-5]. Анабаптизм - это протестантское течение, отделившееся во времена Реформации от главных течений протестантизма. Анабаптисты-перекрещенцы, создавали добровольные религиозные сообщества на основе ревностного соблюдения новозаветных установлений. Термин употреблялся и как оскорбительное наименование всех религиозных радикалов в XVI-XVII веках со стороны католиков, лютеран и реформаторов в межконфессиональной полемике [14]. А. Михайлов уточняет в предисловии, что «не будет вдаваться в специальные вопросы религии и мелкие подробности», его интересуют только «главные моменты развития новых идей этого времени» [9, с.1-5]. Объясняя причины событий, А. Михайлов намеренно уходит от религиозной составляющей, подчеркивая, что это всего лишь оболочка социального протеста. Факторы этого протеста и почва к нему, а также предпосылки к появлению идей революционного анабаптизма в Германии были готовы. Это и неимоверный гнет крепостного права, давным-давно созданный негативный образ властей в народном эпосе, разврат в церкви, монастырях. «Высшее духовенство было до того развратно, что, по свидетельству одного епископа, каждый отец должен был отдать свое дитя лучше в публичный дом, чем в монастырь: в первом можно было во всякое время свернуть с дороги порока, из второго возврата на честный путь не было. У всех монахов были любовницы и незаконнорожденные дети. Высшие духовные лица в Риме держали публичные дома, и при Юлии III в священном городе было до 40 тысяч падших женщин, дававших доход духовенству»
[9, с.2-4]. В самый разгар борьбы против распространения реформационных идей католическое духовенство лишь ужесточало инквизиционные процессы. «Зверства растут все сильнее, по мере того, как народ пробует освободиться от гнета...» [9, с.4]. «Огрубление нравов было крайне велико, и даже среди «цвета интеллигенции» полемика велась не иначе, как в «нецензурных» выражениях, не попадающих нынче и в лексиконы» [9, с.5]. Автор, иллюстрируя уровень накала страстей, предлагает посмотреть на образцы этой полемики между Лютером и Мюнцером, а также на то, что «если в Италии, Франции, Испании литература думала о создании изящных форм, то в Германии преобладал плебейский тон, грубая печать чисто народной иронии» [9, с.5]. Народная сатира в отношении властей и церкви появилась в Германии гораздо раньше, чем Лютер и его сподвижники взялись за это оружие, раньше, чем Мюнцер начал свою пропаганду [9, с.6]. Таким образом, тезисы Лютера легли на совершенно подготовленную почву.
А.К. Шеллер-Михайлов подходит к пониманию сути идеи коммунизма и революционной борьбы через сравнительную характеристику двух лидеров реформации в Германии - Лютера и Мюнцера. Описывая ярких деятелей реформации и анабаптизма - Мюнцера, Лютера, Иоганна Денка, Иоанна Лейденского, автор открыто выражает свои симпатии именно Мюнцеру. Резкая критика Лютером властей не мешала ему быть другом коронованных лиц, Лютер «хотел видеть свободным христианина, а человека он оставлял рабом» [9, с.8, с.30-33]. Мюнцер шел гораздо дальше, он был убежден разрушить старую церковь и уничтожить все существовавшие государственные отношения [9, с.30]. Речь шла о построении нового мира на новых коммунистических началах. Крестьяне волновались не из-за религиозных вопросов, дворянство угнетало их до последней степени, и если Реформация не призывала к крестьянской войне, то она явно указывала на новое направление этого движения. Таким направлением стали коммунистические идеи, получившие свое определенное выражение в анабаптизме, истоки которого А. Михайлов находит в г. Цвиккау. Там преобладал простой люд - рудокопы и суконщики, выражавший недовольство направлением реформации. Утверждались следующие идейные положения. Во-первых, говорилось о Царстве Божием на земле, это очень перекликается с идеей построения нового мира здесь и сейчас, что предлагали революционные партии в России рубежа XIX-XX веков. Во-вторых, провозглашается общее равенство и свобода, «где не будет ни князей, ни папы, ни господ и повинностей, каждый сам будет зарабатывать себе на хлеб насущный, и никто не будет желать иметь больше, чем другие» [9, с.13]. Это положение перекликается с положением советского социалистического
государства - «каждому по труду и от каждого по способностям». В-третьих, «вопрос о поднятии меча против врагов: сперва признавался страшным грехом, потом, под влиянием критики и опыта, священным долгом» [9, с.18]. Здесь мы находим отклик в революционном положении о праве прогрессивного рабочего класса на высшую меру социальной защиты. В-четвертых, «веру без дел они признавали мертвой. Наследственность греха они отрицали, т.к. Бог создает только доброе. В связи с этим отвергалось и предопределение, а признавалась свободная воля. Не было бы ее - не было бы ответственности за свои поступки. Этой свободной воле давался полный простор, они предоставляли каждому и думать, и верить, как он хочет. „при таком вероучении духовенство делалось излишним» [9, с.20]. А. Михайлов указывает, что такие идеи увлекали простой народ, пугая состоятельные классы, но цвиккауские пророки были всего лишь изгнаны из города, т.е. понесли свое учение в массы [9, с.21]. По мысли А. Михайлова Штох, Мюнцер, Книппердолинк, Иоганн Бокгольд довели учение до его логических выводов. Например, существующее государство с его исправительными средствами и наказаниями, судом, военной присягой является злом. Только революция сможет заставить богачей разделить имущество с бедняками. Мюнцер подходил, по мнению А. Михайлова именно к этому выводу - к выводу о необходимости социального взрыва. Мюнцер проповедовал о земных интересах. Его идеалом был коммунизм. Он не указывал, как и в какой форме должна быть построена общественная жизнь, но четко показывал на необходимость на развалинах старого строить новое общество [9, с.34-35, 42-40]. «Посмотрите, - пишет он - главные представители, наши князья и господа берут от жизни все в собственность: рыбу в воде, птицу в небе, растение на земле. Потом они же распространяют заповедь Божию: «не укради». И если они у бедного земледельца или ремесленника грабят и отнимают все существенное на земле, то он от захвата им ничтожнейшей вещи будет повешен» [9, с.39]. А. Михайлов подчеркивает, что анабаптисты являлись радикалами и революционерами реформации, они хотели закончить ее не столько в религиозной, сколько в политической сфере, т.к. Библию считали гражданским сводом законов. Автор «Революционного анабаптизма» детальнейшим образом анализирует двенадцать тезисов Мюнцера, и показывает, что действие - крестьянская война, бунты, желание воплотить в жизнь идеи тезисов должны были быть логическим их исходом [9, с.69-75]. Проповедь Мюнцера стала проповедью коммунизма, «Мюнцер понимал коммунизм только в том смысле, как его понимали в первые времена христианства: кто имел много, тот обязан был делиться с тем, кто не имел ничего. Дать необходимое (еду, одежду) неимущим, не
поощрять даровыми подачками тунеядства, не побуждать людей ни к праздности, ни к роскоши» [9, с.77]. Причем переход к коммунизму для Мюнцера был возможен только путем революции как коренного перелома существующего государственного устройства. Если Лютер считал, подчеркивает А. Михайлов, что «христианское учение дает свободу не смертному телу, а бессмертной душе», то Мюнцер эту свободу через коммунизм и социальную революцию хотел обрести не только для души в мире ином, а в первую очередь для бренного народного тела в мире этом [9, с.82]. Если у анабаптистов вера без дел мертва, то «делом явилась политическая и социальная революция. Когда она началась, тут уже некогда было вести религиозную пропаганду» [9, с.106].
Далее А. Михайлов показывает, чем и как закончился социальный эксперимент на основе идей анабаптизма в отдельно взятом г. Мюнце-ре, когда в мае 1525г. ремесленники предъявили городским властям ряд статей, требовавших ограничения прав и имущества духовенства. Кроме того, А. Михайлов подчеркивает, что возглавить народные массы удалось людям не совсем чистоплотным. С определённой долей юмора и иронии А. Михайлов описывает личность Ротмана, который «был главою мюнстер-ской церкви, ее законодателем. «Гильдии признавали в нем своего вожака, совет был обязан ему своим существованием, евангелистическое бюргерство видело в нем освободителя от папства» [9, с.154], причем к разным новым религиозным идеям эта историческая личность была необычайно восприимчива в зависимости от выгоды момента. Авантюристами показаны А. Михайловым также лидеры Иоанн Лейденский и Книппердолинк.
«События, наступавшие теперь в г. Мюнсте-ре, были похожи на странный, невероятный сон, на какую-то небывалую, волшебную сказку» [9, с.156]. Главный монастырь и другие монастыри были разрушены и опустошены: произведения искусства разбиты и поломаны, картины изрезаны. Гербы знатных фамилий, памятники, расписные окна, органы, драгоценные башенные часы - все это уничтожалось. Книппердолинк приказал даже сбить шпили башен, т.к. «высокое должно быть уничтожено» [9, с.165]. За пьянство солдат и стражей полагалась смертная казнь, город держал осаду. Подати и проценты отменены, двери домов должны были оставаться открытыми днем и ночью. Объявлялась общность имущества, чтобы пользоваться им по насущным нуждам, а не по произволу: «богачи без всяких насильственных мер приносили деньги к ногам Ротмана, разрывали векселя, некоторые возвращали полученные по векселям проценты... Эта мера была крайне необходима, т.к. в городе было много бедняков, особенно среди пришлого населения» [9, с.169]. Земля объявлялась об-
щей, ремесленники должны были производить предметы первой необходимости, причем сырье выдавалось. «Строгий порядок сохранялся при помощи старейшин. Они твердо держали бразды правления, грозя смертной казнью ослушникам законов. Эти законы в форме заповедей касались всех мелочей общественного строя» [9, с.175]. В конечном итоге Иоанн Лейденский провозгласил себя королем и ввел многоженство, перестав проповедовать скромную жизнь и отказ от роскоши. По мере усиления осады города и недостатка провианта у осажденных нарастало недовольство властью и «казнями усмиряли голодных», а после того, как город был взят -«смертные казни шли без пощады, без счету» [9, с.217].
А.К. Шеллер-Михайлов в конечном итоге делает вывод о том, что насилием и на насилии
Литература и источники
нельзя построить новое общество. «История коммунизма—это история мирной проповеди любви, братства и равенства,— проповеди мечтателей; все теоретические проекты коммунистов, начиная с «Государства» Платона и кончая «Ика-риею» Кабе, не подстрекают к насилию, по крайней мере, не возбуждают страстей, являясь простыми философскими, иногда, надо признаться, очень скучными, трактатами; все практические попытки коммунистов, начиная с ессеев и кончая какими-нибудь американскими перфекциониста-ми, полны самоотречения, но никогда - насилия» [9, с.225]. Социальный эксперимент при этом момент совершенно необходимый, даже если он будет неудачен, т.к. это тоже есть опыт. «Мирные коммунисты добивались хоть чего-нибудь на известное время, - воинствующие не добились ни до чего. Это был своего рода урок» [9, с.226].
1. Книгин И.А. А.К. Шеллер-Михайлов в журнале «Русское слово» // Известия Саратовского университета. Т.15. № 2. 2015. С.59-64.
2. См.: Фаресов А. Александр Константинович Шеллер. Биография и мои о нем воспоминания. СПб., 1901.
3. Ахмадиев Ф.Н., Мягков Г.П. Крестьянская война в Германии в российской историографии середины - второй половины XIX века // Известия Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. 2022. Т. 42. № 1. С. 5-12.
4. Коковина Н.З. А.К. Шеллер-Михайлов и литературное движение 1860- 1870-х годов: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. - Русская литература. - Калинин, 1985. - 235 с.
5. См.: Холодкова Ю.В. «У смертного одра» Томаса Гуда в творческом восприятии М.Л. Михайлова, В.Д. Костомарова, Д.Л. Михайловского и А.К. Шеллера-Михайлова (сопоставительный анализ) // Иностранные языки: лингвистические и методологические аспекты. №30, 2015. С.314-319.; Андреева В.Г. Идейные особенности романа А.К. Шеллера-Михайлова «Над обрывом» в контексте художественного полилога русских романистов второй половины XIX века // Вестник Череповецкого государственного университета. №4 (65), 2015. С.50-56.; Дмитриева Н.Ю. «Литературный альбом» журнала «Нива»: писатель А.К. Шеллер-Михайлов (к 185-летию со дня рождения) //Берковские чтения-2023г. Книжная культура в контексте международных контактов. М., 2023. С.271-279.
6. Книгин И.А. О педагогических воззрениях и убеждениях А.К. Шеллера-Михайлова // Известия Саратовского университета. Т.17. № 4. 2017. С.424-430.
7. «... В двух городах и во всей России.» // Две столицы: проза русских писателей второй половины XIX века о жизни Москвы и Петербурга / сост. Г.М. Миронов, Л.Г. Миронов. — М.: Современник, 1990. С. 12.
8. Никитин Д. В. «Вечный шестидесятник» А.К. Шеллер-Михайлов // Ассоциация «Гильдия словесников», 2017. // URL: https://slovesnik.org/chto-chitat/pochti-zabytye/vechnyj-estidesyatnik-sheller-mikhajlov.html (дата обращения: 05.01.24).
9. Михайлов А. Революционный анабаптизм. Исторические очерки. С-Петербург, 1889. - 284с.
10. Соломаха Е.Н. Решение теоретических вопросов историографии в 40-е гг. XX века // Клио, 2014. №5(89). С.5-14.
11. Соломаха Е.Н. Труд Н.Л. Рубинштейна «Русская историография»: его содержание и оценка в отечественной исторической литературе. - Н. Новгород, 2011.- 229с.
12. Рубинштейн Н.Л. О путях исторического исследования // Вопросы истории. 1962. №6. С. 88-114.
13. Соломаха Е.Н. Постановка теоретико-методологических вопросов историографического исследования в 50-е - 90-е гг. XX века // Клио, 2014. №7(91). С.12-17.
14. Анабаптизм. Универсальная научно-популярная энциклопедия «Кругосвет»//URL:https://www.kшgosvet.ш/ enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/ANABAPTIZM.htm (дата обращения: 05.01.24).
References
1. Knigin I.A. A.K. Sheller-Mikhailov vzhurnale «Russkoe slovo» [Sheller-Mikhailov in the journal "Russian Word"]. Izvestiya Saratovskogo universiteta [News of Saratov University]. Vol. 15, No. 2, 2015, pp. 59-64.
2. Faresov A. AleksandrKonstantinovich Sheller. Biografiya i moi o nem vospominaniya [Alexander Konstantinovich Sheller. Biography and my memories of him]. St. Petersburg, 1901.
3. Akhmadiev F.N., Myagkov G.P. Krest'yanskaya voina v Germanii v rossiiskoi istoriografii serediny - vtoroi poloviny XIX veka [The Peasant War in Germany in Russian historiography of the mid-second half of the 19th century]. Izvestiya Ob-shchestva arkheologii, istorii i ehtnografii pri Kazanskom universitete [News of the Society of Archeology, History and Ethnography at Kazan University]. Vol. 42, No. 1, 2022, pp. 5-12.
4. Kokovina N.Z. A.K. Sheller-Mikhailov i literaturnoe dvizhenie 1860- 1870-kh godov [A.K. Sheller-Mikhailov and the literary movement of the 1860-1870s] Russkaya literatura [Russian literature]. Kalinin, 1985, 235 p.
5. Kholodkova YU.V. «U smertnogo odrA» Tomasa Guda v tvorcheskom vospriyatii M.L. Mikhailova, V.D. Kostomarova, D.L. Mikhailovskogo i A.K. Shellera-Mikhailova (sopostavitel'nyi analiz) ["At the Deathbed" by Thomas Hood in the creative perception of M.L. Mikhailova, V.D. Kostomarova, D.L. Mikhailovsky and A.K. Sheller-Mikhailov (comparative analysis)]. Inostrannye yazyki: lingvisticheskie i metodologicheskie aspekty [Foreign languages: linguistic and methodological aspects]. No. 30, 2015, pp. 314-319; Andreeva V.G. Ideinye osobennosti romana A.K. Shellera-Mikhailova «Nad obryvoM» v kontekste khudozhestvennogo poliloga russkikh romanistov vtoroi poloviny XIX veka [Ideological features of the novel by A.K. Sheller-Mikhailov "Above the cliff" in the context of the artistic polylogue of Russian novelists of the second half of the 19th century]. Vestnik Cherepovetskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Cherepovets State University] No.
4 (65), 2015, pp.50-56; Dmitrieva N.YU. «Literaturnyi al'boM» zhurnala «Niva»: pisatel> A.K. Sheller-Mikhailov (k 185-letiyu so dnya rozhdeniya) ["Literary album" of the magazine "Niva": writer A.K. Sheller-Mikhailov (on the 185th anniversary of his birth)]. Berkov Readings-2023. Book culture in the context of international contacts. Moscow, 2023, pp.271-279.
6. Knigin I.A. O pedagogicheskikh vozzreniyakh i ubezhdeniyakh A.K. Shellera-Mikhailova [About the pedagogical views and beliefs of A.K. Sheller-Mikhailov]. Izvestiya Saratovskogo universiteta [News of Saratov University]. Vol. 17, No. 4, 2017, pp. 424-430.
7. Mironov G.M., Mironov L.G. «... V dvukh gorodakh i vo vsei Rossii...» ["... In two cities and throughout all of Russia..."]. Dve stolitsy: proza russkikh pisatelei vtoroipoloviny XIX veka o zhizni Moskvy i Peterburga [Two capitals: prose of Russian writers of the second half of the 19th century about the life of Moscow and St. Petersburg]. Moscow, Sovremennik Publ., 1990, 12 p.
8. Nikitin D. V. «Vechnyi shestidesyatniK» A.K. Sheller-Mikhailov ["The Eternal Sixties" A.K. Sheller-Mikhailov]. Assot-siatsiya «Gil'diya slovesnikov», 2017. Available at: https://slovesnik.org/chto-chitat/pochti-zabytye/vechnyj-estidesyat-nik-sheller-mikhajlov.html (Accessed 05 January 2024).
9. Mikhailov A. Revolyutsionnyi anabaptizm. Istoricheskie ocherki [Revolutionary Anabaptism. Historical essays]. St. Petersburg, 1889, 284 p.
10. Solomakha E.N. Reshenie teoreticheskikh voprosovistoriografii v40-e gg. XX veka [Solving theoretical issues of historiography in the 40s. XX century] Klio, 2014, no.5(89), pp. 5-14.
11. Solomakha E.N. Trud N.L. Rubinshteina «Russkaya istoriografiya»: ego soderzhanie i otsenka v otechestvennoi is-toricheskoi literature [Labor N.L. Rubinstein "Russian historiography": its content and assessment in Russian historical literature]. N. Novgorod, 2011, 229 p.
12. Rubinshtein N.L. O putyakh istoricheskogo issledovaniya [On the paths of historical research]. Voprosy istorii [Questions of history]. 1962, No. 6, pp. 88-114.
13. Solomakha E.N. Postanovka teoretiko-metodologicheskikh voprosovistoriograficheskogo issledovaniya v 50-e - 90-e gg. XX veka [Statement of theoretical and methodological issues of historiographic research in the 50-90 XX century]. Klio, 2014, №7(91), pp. 12-17.
14. Anabaptizm. Universal popular science encyclopedia «Krugosvet» Available at: https://www.krugosvet.ru/enc/kultur-a_i_obrazovanie/religiya/ANABAPTIZM.html (Accessed 05 January 2024).
© «Клио», 2024
© Соломаха Е.Н., Шляхов М.Ю., Суровегина Е.С., 2024