Научная статья на тему 'История изучения традиционной одежды красноуфимских марийцев (XVIII–XXI вв.)'

История изучения традиционной одежды красноуфимских марийцев (XVIII–XXI вв.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
уральские марийцы / историография традиционной одежды / музейные коллекции / фотоматериалы / Ural Mari / traditional clothing historiography / museum collections / photographic materials

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Е.Е. Нечвалода

Красноуфимские марийцы — группа уральских марийцев, традиционную одежду которых отмечала яркая самобытность. Она привлекала внимание путешественников, исследователей, краеведов, этнографов, искусствоведов. Костюм уральских марийцев был неоднократно описан исследователями XVIII–XIX вв., а в ХХ–XXI вв. был объектом изучения как отечественных, так и финских этнографов разных поколений. Самые ранние свидетельства о костюме уральских марийцев оставил П.С. Паллас. В XIX в. одежду марийцев Красноуфимского уезда описали Г. Городской (В.Н. Шишонко), С. Соммье, Д.П. Никольский. В ХХ в. костюм этой группы марийского этноса изучали Т.Е. Евсевьев, С.Н. Шитова, Т.Л. Молотова, а также А.О. Хайкель и И. Лехтинен. В ХХ в. была опубликована лишь одна статья, посвященная одежде красноуфимских марийцев, а в XXI в. в свет выходит целый ряд богато иллюстрированных статей и изданий, главы которых были посвящены костюму уральских марийцев. Часть из них подготовлена на материалах, собранных в Красноуфимском районе Свердловской области. Трудами исследователей XVIII–XI вв. были сгруппированы три основных корпуса источников по теме: тексты; коллекции предметов одежды; фотодокументы. В настоящей статье рассматривается история формирования всех трех групп источников, поскольку они были взаимосвязаны и представляли собою нередко лишь различные грани единого исследовательского процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History of the Study of Traditional Clothing of the Krasnoufim Mari ( 18th–20th Centuries)

The Krasnoufim Mari is a group of Ural Mari people, whose traditional clothing was marked by bright originality. They attracted the attention of travelers, researchers, local historians, ethnographers, art historians. The costume of the Ural Mari was repeatedly described by researchers of the 18th–19th centuries, and in the 20th-21st centuries it was the object of study of both Russian and Finnish ethnographers of different generations. The earliest evidences about the costume of the Ural Mari left by P.S. Pallas. In the 19th century the clothing of Mari people of Krasnoufimsky uyezd was described by G. Gorodskoy (V.N. Shishonko), S. Sommier, D.P. Nikolsky. In the twentieth century the costume of this group of Mari ethnos was studied by T.E. Evseviev, S.N. Shitova, T.L. Molotova, as well as by A.O. Heikel and I. Lehtinen. In the 20th centure only one article devoted to the clothing of the Krasnoufim Mari people was published, and in the 21st century a number of richly illustrated articles and editions were published, the chapters of which were devoted to the costume of the Ural Mari people. Some of them are based on the materials collected in the Krasnoufim District of the Sverdlovsk Region. Three main bodies of sources on the topic were grouped by the researchers of the 18th–21st centuries: texts; collections of clothing items; photo-documents. In this article the history of formation of all three groups of sources is considered, as they were interrelated and represented often only different parts of a single research process.

Текст научной работы на тему «История изучения традиционной одежды красноуфимских марийцев (XVIII–XXI вв.)»

УДК 391.9 ББК 63.5

История изучения традиционной одежды красноуфимских марийцев (XVIII-XXI вв.)*

Е.Е. Нечвалода

Институт этнологических исследований имени Р.Г. Кузеева Уфимского научного центра РАН (Уфа, Россия)

History of the Study of Traditional Clothing of the Krasnoufim Mari ( 18th-20th Centuries)

E.E. Nechvaloda

R.G. Kuzeev Institute for Ethnological Studies, Ufa Federal Research Center RAS (Ufa, Russia)

Красноуфимские марийцы — группа уральских марийцев, традиционную одежду которых отмечала яркая самобытность. Она привлекала внимание путешественников, исследователей, краеведов, этнографов, искусствоведов. Костюм уральских марийцев был неоднократно описан исследователями ХУШ-Х1Х вв., а в ХХ-ХХ1 вв. был объектом изучения как отечественных, так и финских этнографов разных поколений. Самые ранние свидетельства о костюме уральских марийцев оставил П.С. Паллас. В Х1Х в. одежду марийцев Красноуфимского уезда описали Г. Городской (В.Н. Шишонко), С. Соммье, Д.П. Никольский. В ХХ в. костюм этой группы марийского этноса изучали Т.Е. Евсевьев, С.Н. Шитова, Т.Л. Молотова, а также А.О. Хайкель и И. Лехтинен. В ХХ в. была опубликована лишь одна статья, посвященная одежде красноуфимских марийцев, а в ХХ1 в. в свет выходит целый ряд богато иллюстрированных статей и изданий, главы которых были посвящены костюму уральских марийцев. Часть из них подготовлена на материалах, собранных в Красноуфимском районе Свердловской области. Трудами исследователей ХУ111-Х1 вв. были сгруппированы три основных корпуса источников по теме: тексты; коллекции предметов одежды; фотодокументы. В настоящей статье рассматривается история формирования всех трех групп источников, поскольку они были взаимосвязаны и представляли собою нередко лишь различные грани единого исследовательского процесса.

Ключевые слова: уральские марийцы, историография

традиционной одежды, музейные коллекции, фотоматериалы.

БО!: 10.14258Дгуа8и(2023)5-10

The Krasnoufim Mari is a group of Ural Mari people, whose traditional clothing was marked by bright originality. They attracted the attention of travelers, researchers, local historians, ethnographers, art historians. The costume of the Ural Mari was repeatedly described by researchers of the 18th-19th centuries, and in the 20th-21st centuries it was the object of study of both Russian and Finnish ethnographers of different generations. The earliest evidences about the costume of the Ural Mari left by P.S. Pallas. In the 19th century the clothing of Mari people of Krasnoufimsky uyezd was described by G. Gorodskoy (V.N. Shishonko), S. Sommier, D.P. Nikolsky. In the twentieth century the costume of this group of Mari ethnos was studied by T.E. Evseviev, S.N. Shitova, T.L. Molotova, as well as by A.O. Heikel and I. Lehtinen. In the 20th centure only one article devoted to the clothing of the Krasnoufim Mari people was published, and in the 21st century a number of richly illustrated articles and editions were published, the chapters of which were devoted to the costume of the Ural Mari people. Some of them are based on the materials collected in the Krasnoufim District of the Sverdlovsk Region. Three main bodies of sources on the topic were grouped by the researchers of the 18th-21st centuries: texts; collections of clothing items; photo-documents. In this article the history of formation of all three groups of sources is considered, as they were interrelated and represented often only different parts of a single research process.

Keywords: Ural Mari, traditional clothing historiography, museum collections, photographic materials.

* Публикация подготовлена в рамках Государственного задания ИЭИ УФИЦ РАН на 2021-2024 г.

Красноуфимские марийцы — часть марийского этноса, проживающая на территории Свердловской области в бассейне реки Уфы. По характеристикам культуры они относятся к уральским марийцам — группе восточных марийцев, проживающих на территории Пермского края и Свердловской области. При том, что их одежда составляет единый с марийцами Пермского края костюмный комплекс, в ней присутствуют специфические черты. Прежде чем осуществить полноценное этнографическое исследование традиционного костюма красноуфимских марийцев, необходим историографический анализ, который позволит выявить степень изученности, не освещенные в литературе вопросы, существующие на сегодняшний день источники в виде музейных коллекций и фотодокументов. Мобилизация источников XVIII — начала ХХ в. даст в руки исследователя сравнительный материал, позволяющий увидеть традицию в динамике ее развития. В этом актуальность данной статьи.

А.В. Черных ранее осуществил историографический обзор литературы по уральским марийцам в целом [1], но специального исследования письменных, визуальных и музейных источников по одежде крас-ноуфимских марийцев ранее не проводилось.

Цель настоящей статьи: создать необходимый фундамент для дальнейшего историко-этнографи-ческого изучения традиционного костюма красно-уфимских марийцев. В исследованиях по истории изучения традиционной одежды важен комплексный подход, в том числе рассмотрение истории создания различных групп источников: вербальных (описания), материальных (музейные коллекции), визуальных (фотоматериалы) как взаимосвязанных процессов. Материал в статье излагается в соответствии с хронологией источников.

Самые ранние описания одежды марийцев относятся к концу XVIII в. У П.С. Палласа, проезжавшего через Красноуфимск, прилегающие к нему территории и марийские деревни, была возможность наблюдать одежду уральских марийцев. Прибыв в город Сарапул, он сделал обобщенное описание удмуртов и марийцев и их костюма, предваряя текст таким замечанием: «На последней части сего моего проезда имел я случай узнать двух Российскому владычеству подвластных народов, а именно Вотяков и Черемисов, которые во время всего моего путешествия еще мне не встречались» [2, с. 28-29]. П.С. Паллас подробно характеризует женский марийский костюм: головной убор и прическу, кратко — вышитые рубахи, упоминает штаны «из толстого холста», суконные и холщовые кафтаны, медные круглые заколки для рубах и отмечает обычай женщин «толсто» обматывать ноги. В костюме уральских марийцев присутствовали описанные П.С. Палласом круглые застежки шыркама, а также головной убор шына шовычо,

для ношения которого делали специальную прическу: «...обыкновенно в две вертушки завертывают, из коих одна на макушке, а другая на затылке завиваются. Сии волосяные пучки и большую часть головы прикрывают маленькой, разноцветною шерстью вышитою холщовой шапочкою, состоящей из полуаршинного вместе собранного и на конце сшитого лепеста, который сшитым углом на передний узел волос выходит. Таково есть украшение замужних, над коим выходя из дому навязывают еще от плеч до подбородка кусок сукна, коего угол также разными нитками вышит, его носят также и девицы, кои, впрочем, с обнаженною головою ходят, и заплетают волоса сзади в две вниз висящие косы» [2, с. 38].

В «Хозяйственном описании Пермской губернии», подготовленном в начале XIX в. директором пермской гимназии Н. С. Поповым, также содержатся описания одежды уральских марийцев [3]. Они достаточно пространны и интересны в деталях. Н.С. Попов подробно описал как мужскую, так и женскую летнюю и зимнюю одежду, головные уборы, обувь. Мужчины носили «летом белые холщовые подобные кроем зипуну балахоны; рубахи с прямыми воротниками, около которых вышиваются пряденою разноцветною шерстью, кою сами умеют красить, разные узоры; портки также холщовые; на ногах шерстяные чулки, но больше онучи и мел-ковырчатые прямые лапти, больше сукном опушенные, как коты; иногда вместо их уледи, шитые подобно котам из сыромятной своего рукоделия кожи. Женщины и девки носят рубахи, шитые около ворота и по подолу разноцветными узорами, и портки [.] На головах носят шлыки востроверхие [...] Женский пол обувается также в лапти и уледи, но отлично любит русские с красными опушками коты» [3, с. 42,42].

Этот комплекс одежды устойчиво сохранялся в течение всего XIX в. Мы встречаем его описания у разных авторов, отдельные его элементы и сейчас еще можно увидеть в домах уральских марийцев.

Особый интерес в русле заявленной темы представляет опубликованное в 1864 г. сочинение «О черемисах, проживающих в Красноуфимском уезде Пермском губернии», автором которого указан Г. Городской. Автор описывает некоторые особенности вышивки уральских марийцев, упоминает женский «шабур» — верхнюю одежду из белого сукна, штаны, женские головные уборы, характеризует особенности молельной одежды [4, с. 24, 30]. Особое внимание автор уделил описанию головного убора: «Девицы черемисские ходят до замужества с непокрытой головой, без кички (в сноске указано: «головной убор, сшитый из холста кульком, и всегда расшитый узорами». — Е.Н.) и только по праздникам украшают голову и косу бисерной сеткой, убранной разноцветными камешками и мелкой серебряной монетой» [4, с. 24]. И.Н. Смирнов полагал, что Григорий Городской — псевдоним из-

вестного историка-краеведа Пермской губернии Василия Никифоровича Шишонко [5, с. 239-240], в «Пермской летописи» [6] В.Н. Шишонко почти дословно воспроизвел текст, опубликованный в статье Г. Городского.

Подробную характеристику одежды уральских марийцев оставил итальянский исследователь проф. С. Соммье, посетивший Красноуфимский уезд в 1888 г.. Он в своем сочинении «О черемисах» дает описание причесок и головных уборов марийских женщин, их украшений, вышитых мужских и женских рубах и кафтанов, обуви, погребальной одежды, а также технологии крашения нитей и используемых при этом растительных красителей [7, с. 89-103]. Традиции восточных марийцев исследовал и Д.П. Никольский, побывавший в 1894 г. в Красноуфимском уезде Пермской губернии [8; 9].

Сведения об одежде красноуфимских марийцев начала ХХ в. мы находим и у марийского этнографа, собирателя коллекций Т.Е. Евсевьева, он излагал их, сопоставляя с материалами из Бирского уезда [10, с. 136-144]. Ценность его работы не только в сравнительном анализе данных по одежде разных групп восточных марийцев, но и в иллюстрировании текста экспедиционными фотографиями 1924 г. Через 40 лет, в 1965 г., с традициями красноуфимских марийцев в д. Юва ознакомились этнографы из Уфы С.Н. Шитова, Н.В. Бикбулатов, Р.Г. Кузеев. С.Н. Шитовой на материалах этой экспедиции была подготовлена статья, в которой одежда марийцев деревни Юва не только описывается, но и анализируется в контексте истории миграций башкирских племен [11]. Автор отмечает многочисленные заимствования в костюме красноуфимских марийцев элементов и терминов традиционной одежды башкир. В комплексном историко-этнографическом исследовании восточных марийцев, подготовленном Г.А. Сепеевым и опубликованном в 1975 г., традиционной одежде исследователь посвящает отдельную главу [12]. Костюм марийцев Красноуфимского и Кунгурского уездов Г.А. Сепеев выделяет в отдельный комплекс.

В монографии «Марийский народный костюм» [13] Т.Л. Молотова не описывала одежду восточных марийцев, но в иллюстративном приложении опубликованы несколько фотографий костюмов и предметов одежды уральских марийцев, сделанных во время экспедиции 1987 г. в Пермскую и Свердловскую области. Материалы по одежде уральских марийцев, собранные во время той экспедиции, были опубликованы и в виде статьи [14]. В дальнейшем Т.Л. Молотова возвращается к теме одежды уральских марийцев, совершив в 1996 г. экспедицию в Красноуфимский район Свердловской области и подготовив на материалах полевых исследований 1987 и 1996 гг. статью «Костюм уральских марийцев как идентификационный этнический сим-

вол» [15]. В ней автор особое внимание уделяет бытованию национальной одежды в конце ХХ в., ее месту в повседневной и обрядовой культуре уральских марийцев. В альбоме «Марийский костюм» (2020 г.) одежде уральских марийцев Т.Л. Молотова посвящает главу «Костюмный подкомплекс уральских марийцев» [16, с. 325-366].

Описание одежды марийцев Свердловской области подготовил А.А. Бобрихин для альбома «Народное искусство Урала» [17]. Автор дает характеристику материалам, из которых шили костюм, описывает крой предметов, состав костюма, подробно останавливается на вышивке — одном из основных способов декорирования одежды. Достоинством работы является обилие фотографий, иллюстрирующих текст, а также этнических терминов — названий предметов одежды, их частей, техники вышивки, мотивов орнамента. Эта работа на сегодняшний день остается самым подробным описанием традиционного костюма красноуфимских марийцев. К той же теме автор обращался и в дальнейшем [18].

Исследованию одежды уральских марийцев посвящена глава «Традиционный народный костюм» в коллективной монографии «Марийцы Пермского края: очерки истории и этнографии», которую подготовил А.В. Черных [1, с. 181-254]. Среди фотографий, иллюстрирующих текст монографии, присутствуют фото марийцев в традиционных костюмах, сделанные в Красноуфимском уезде Пермской губернии в начале ХХ в. [1, с. 14, 16, 53, 199].

Е.Е. Нечвалода изучала традиционную одежду марийцев Красноуфимского района Свердловской области на материалах из фондов Музея археологии и этнографии УФИЦ РАН (далее МАЭ) и в ходе полевых исследований 2002 и 2006 гг. Собранные материалы были опубликованы в ряде статей [19-21].

Полевые исследования, осуществлявшиеся среди уральских марийцев, сопровождались сбором коллекций для различных музеев, которые сами со временем становились важнейшим этнографическим источником. В музейных собраниях России и Финляндии представлены различные по времени изготовления предметы одежды уральских марийцев, собиравшиеся в течение XX в. Самые ранние из этих коллекций были приобретены А.О. Хайкелем в 1910 г. [22] и С.И. Руденко в 1912 г. [12, с. 11] и хранятся в настоящий момент в фондах Национального музея Финляндии в Хельсинки и в Российском этнографическом музее в Санкт-Петербурге [23, с. 212-216]. В Российском этнографическом музее одежда марийцев Свердловской области представлена в нескольких коллекциях, привезенных С.И. Руденко (в 1912 г.), Т.А. Крюковой (в 1937 г.), К. Тюкаевым (в 1962 г.), Т.А. Крюковой и Е.Н. Котовой (в 1973 г.). Коллекции 1912 г. (212 предметов) и 1973 г.(12 предметов) были собраны на территории Красноуфимского района

Свердловской области. Предметы одежды уральских марийцев хранятся и в национальном музее Марий Эл в Йошкар-оле, часть из них была опубликована в альбомах Э.Д. Меджитовой [24] и Т.Л. Молотовой [16].

Музей археологии и этнографии Института этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева в Уфе тоже располагает собранием одежды красноуфимских марийцев, которое составляют четыре коллекции, приобретенные с 1984 по 2006 г. (1984 г. — 16 предметов, собиратель С.Н. Шитова; 1993 г. — 20 предметов, экспедиция МАЭ (руководитель Р.И. Якупов); 2002 г. — 2 предмета, собиратели Р.Р. Садиков, Е.Е. Никонорова; 2006 г. — 18 предметов, собиратели Е.Е. Никонорова, Р.Р. Садиков). Фотографии нескольких предметов из собрания МАЭ были опубликованы [25, с. 18,19, 25-31, 36-41; 26, с. 195-199]. Коллекциями предметов костюма уральских марийцев располагают фонды музеев в Красноуфимске и Екатеринбурге. Многие экспонаты из Красноуфимского муниципального музея были опубликованы А.А. Бобрихиным [17]. Небольшие коллекции одежды хранятся и в местных сельских, школьных музеях. Отдельные предметы одежды уральских марийцев есть даже в фондах Государственного исторического музея Южного Урала (Челябинск) и Тобольского государственного историко-архитектурного музея-заповедника.

Важное значение в исследованиях традиционной одежды имеют фотодокументы, хранящиеся в архивах различных музеев. Так, фотографии красноуфим-ских марийцев, сделанные А.О. Хайкелем (в 1910 г.), Т.Е. Евсевьевым (в 1924 г.), сегодня находятся в фотоархиве Национального музея Финляндии. Их можно видеть в работах И. Лехтинен [27; 28, с. 27, 86; 142, 152, 159]. Серия старых фотографий «Инородцев

Красноуфимского уезда Пермской губернии» (в их числе «черемисы») — в архиве музея Казанского университета. Любопытные фотографии уральских марийцев хранит архив Пермского областного краеведческого музея. Эти фотографии были опубликованы [1, с. 14, 16; 17, с. 81, 82].

Подводя итог историографическому анализу работ, посвященных одежде красноуфимских марийцев, можно констатировать, что публикации имели в большей части описательный характер. В XVIII-XIX вв. авторы давали общее описание одежды, ее состава, особенностей кроя, декора, используемых материалов и украшений, а в альбомах и коллективных монографиях XXI в. также присутствуют описания всего костюмного комплекса, более подробные. На настоящий момент наиболее детально описал костюм именно красноуфимских марийцев А.А. Бобрихин. В XXI в. появляются статьи, которые посвящены анализу только отдельных предметов одежды. При этом существуют исследования, в которых одежда красноуфимских марийцев рассматривалась в контексте различных проблем, например, межэтнических взаимодействий и процессов миграции башкирских племен или бытования традиционного марийского костюма в конце ХХ в. и использования его в обрядовой практике, проблемы эволюции его форм в историческом пространстве. Монографического издания, посвященного традиционной одежде красноуфимских марийцев, в настоящее время не существует.

Благодаря опубликованным материалам, архивам и музейным коллекциям мы сегодня можем представить эволюцию традиционной одежды уральских марийцев в ХХ в. и лучше понять и интерпретировать полевые материалы, собранные в начале XXI в.

Библиографический список

1. Черных А.В., Голева Т.Г., Щукина Р.И. Марийцы Пермского края: очерки истории и этнографии. Пермь, 2013.

2. Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российской империи. Ч. III, книга 2. СПб., 1778.

3. Попов Н.С. Хозяйственное описание Пермской губернии по гражданскому и естественному ее состоянию в отношении к земледелию, многочисленным разным заводам, промышленности и домоводству. Ч. III, отд. 3. СПб., 1813.

4. Городской Г. О черемисах, проживающих в Красно-уфимском уезде Пермском губернии // Этнографический сборник РГО. Вып. VI. СПб., 1864.

5. Смирнов И.Н. Черемисы. Историко-этнографиче-ский очерк. Казань, 1889. 265 с.

6. Шишонко В.Н. Пермская летопись. Период 5. Ч. 2 : С 1695-1701 г. Пермь, 1887.

7. Соммье С. О черемисах. Этнографическо-антропо-логический очерк // Записки Уральского общества любителей естествознания (ЗУОЛЕ). Т. 17, вып. I. Екатеринбург, 1896.

8. Никольский Д.П. Из поездки к восточным черемисам // Известия имп. Русского геогр. общ-ва. 1895. Т. XXXI, вып. 1.

9. Никольский Д.П. Этнографическо-антрополо-гический очерк восточных черемис // Труды Антро-пол. Общ-ва при Военно-мед. Академии. СПб., 1897. Т. 2 за 1894-1985 уч. г.

10. Евсевьев Т.Е. Этнографические коллекции. Йошкар-Ола, 2002.

11. Шитова С.Н. Об особенностях костюма красно-уфимских марийцев в связи с историей расселения башкирских племен. Уфа, 1973.

12. Сепеев Г.А. Восточные марийцы. Историко-этно-графическое исследование материальной культуры (середина Х1Х — начало ХХ вв.). Йошкар-Ола, 1975.

13. Молотова Т.Л. Марийский народный костюм. Йошкар-Ола, 1992.

14. Молотова Т.Л., Иванова Н.А. Особенности женского народного костюма уральских марийцев // Археология и этнография марийского края. Йошкар-Ола, 1993.

15. Молотова Т.Л. Костюм уральских марийцев как идентификационный этнический символ // Проблемы культурогенеза народов Волго-Уральского региона. Уфа, 2001.

16. Молотова Т. Л. Марийский косюм. Йошкар-Ола, 2020.

17. Бобрихин А.А. Марийская народная одежда и вышивка // Народное искусство Урала. Екатеринбург, 2006.

18. Бобрихин А.А. Мужская одежда Мари // Уральский следопыт. 2021. № 9 (771).

19. Нечвалода Е.Е. Шына шовычо — женский головной убор красноуфиских марийцев (происхождение, эволюция, декор) // Известия Уфимского научного центра РАН. 2020. № 3.

20. Нечвалода Е.Е. Эволюция традиционной рубахи красноуфимских марийцев во второй пол. XIX-XX вв. // Ежегодник финно-угорских исследований. 2022. Т. 16. № 1.

21. Нечвалода Е.Е. Верхняя одежда красноуфимских марийцев (основные типы, крой, декор) // Костюмология. 2022. Т. 7, № 3.

22. Лехтинен И., Молотова Т. Марийские коллекции в фондах Национального музея Финляндии // Финноугроведение. 1994. №1.

23. Народы Среднего Поволжья и Приуралья : каталог-указатель этнографических коллекций. Ч. 1: Финно-угорские народы. Л., 1990.

24. Меджитова Э.Д. Марийское народное искусство. Йошкар-Ола, 1985.

25. Финно-угорские народы в коллекциях Музея археологии и этнографии Центра этнологических исследований УНЦ РАН : каталог / сост. Е.Е. Никонорова. Уфа, 2006.

26. Музей археологии и этнографии : каталог музейной экспозиции Центра этнологических исследований. Уфа, 2007.

27. Lehtinen I. Marien mekot. Volgansuomalaisten kansanpukujen muutoksista. Helsinki, 1999.

28. Lehtinen I. Tscheremissischer Schmuck. Ethnographische Untersuchung. — Helsinki, 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.