УДК: 72.033
ББК: 85.113(3)
А43
Б01: 10.18688/аа200-5-64
С. А. Клюев
История изучения скальных церквей области Тэмбен региона Тыграй, Эфиопия1
Область Тэмбен в регионе Тыграй на севере Эфиопии представляет научный интерес с точки зрения истории политической и религиозной жизни этой страны. В истории христианской Эфиопии она имела важное значение, в особенности в период Х1У-ХУ вв. [4, р. 853]2. Тем не менее мы можем констатировать, что средневековые памятники церковного зодчества этой области в научной литературе представлены очень поверхностно. Известные исследователи церковной архитектуры Эфиопии зачастую фокусировали своё внимание на других областях, где были обнаружены памятники, датируемые более ранними периодами (прежде всего это области Гэральта, Ацби-Дэра и Цэра). В Тэмбене, по мнению ряда учёных, большинство памятников датируется не ранее XV в. [7, р. 58; 27, р. 164]. Однако вопрос датировки многих храмов этой области остаётся открытым по сей день. Не менее актуальной остаётся задача первичного исследования отдельных памятников, некоторые из которых не имеют даже полноценного описания в научной литературе. В данной статье автор ставит своей целью историографический обзор работ, посвящённых научному изучению скальных церквей области Тэмбен, с акцентом на вопросы классификации и датировки рассматриваемых памятников.
Согласно современному административному делению, историческая область Тэмбен — это два района: Дыгуа (верхний, горный) Тэмбен и Квэлла (нижний, долинный) Тэмбен. Здесь мы будем рассматривать Тэмбен как единую территорию, в качестве области входившую в провинцию Тыграй в составе Эфиопской империи (до 1974 г.) [32, р. 38-39].
На сегодняшний день в области Тэмбен насчитывается, согласно предварительному списку, 36 скальных и частично скальных церквей. Некоторые из памятников, такие как Абба Йоханни и Габрыэль Уэкен, подробно описаны в литературе, другие, напротив, лишь упоминаются в списках без каких-либо дополнительных сведений по их расположению и архитектурным формам.
1 Исследование выполнено в рамках Плана фундаментальных научных исследований РААСН и Минстроя России на 2020 г. Тема коллективной работы: «Храмовая архитектура на периферии византийского мира. Вариативность развития».
2 Можно отметить подчёркнутую в житийной литературе связь с областью таких знаменитых святых Эфиопской церкви, как первый епископ Аксума — Абба Сэлама (Фрументий) [11, р. 487] и Даниил Тэмбенский, которому приписывают основание ряда храмов в различных районах Тыг-рая [4, р. 853].
В XX — начале XXI в. на территории этой области зарубежными исследователями предпринимались разнообразные научные экспедиции. Их целью были исследования природных особенностей или поиск исторических источников. Так или иначе, в публикациях по итогам экспедиций упоминались скальные церкви. Следует отметить статью Д. Козэра, посетившего примечательную пещеру, расположенную на территории монастырского комплекса Абунэ Арэгави Зэйэ в районе Дыгуа Тэмбен. В статье, вышедшей в 1962 г. в издании «Уэссекского пещерного клуба», учёный представил описание пещеры как геологического объекта [8]. Архитектура самого монастырского комплекса здесь осталась без внимания.
Среди полевых исследований двух первых десятилетий XXI в. следует отметить серию экспедиций 2010-2015 гг. коллектива учёных Гамбургского университета под руководством Д. А. Носницына с целью изучения хранящихся в монастырях и церквях манускриптов [30]3. Также большой интерес вызывает работа группы исследователей под руководством геолога Я. Ниссена, изучавших особенности ландшафта и геологии района Дыгуа Тэмбен и по результатам своих исследований опубликовавших книгу с подробной картой района и небольшим разделом, посвящённым скальным церквям [15].
Самые ранние, номинальные, упоминания храмов Тэмбена в западной литературе относятся, вероятно, к XVII в. и связаны с миссионерской деятельностью иезуитов [9, р. 279]. Однако первое специальное изучение скальных церквей этого региона приходится на рубеж 1960-х — 1970-х гг. Ранее, во время итальянской оккупации Эфиопии, в литературе местным памятникам внимания практически не уделялось. Так, в путеводителе 1938 г., единственная в области Тэмбен, упоминается скальная церковь в Абий Адди [23, р. 281]4. Р. Сотэ предполагает, что речь идёт о храме Абунэ Самуэль [34, р. 171]. Однако полноценное описание храма в книге отсутствует. Крайне поверхностны описания архитектуры области Тэмбен и в наиболее ранних публикациях исследователей эфиопских храмов. Так, в одной из своих ранних статей, опубликованной в 1947 г., один из основоположников исследования архитектуры Эфиопии, её скальных церквей, британский учёный Дэвид Родэн Бакстон (1910-2003) проводит архитектурный анализ древних наземных церквей Тыграя и Ласты, скальных храмов Лалибэлы и её окрестностей, двух скальных памятников в районе Аддис-Абебы5, а также очень кратко упоминает три скальных храма в Тыграе [6, р. 32-33]. В том числе Д.-Р. Бакстон характеризует скальный храм в Абий Адди (вероятно, Абунэ Самуэль) как имеющий сильно упрощённые формы и датируемый поздним периодом [6, р. 32].
Автором наиболее раннего опубликованного перечня скальных церквей Тыграя является один из родоначальников изучения данного явления — абба Тэвэльдэ Мэдхын
3 Работа экспедиции включала исследование рукописей, хранящихся на территории двух монастырей Тэмбена, известных своими скальными или полускальными храмами: Тэнсыхе Киданэ Мыхрэт [28, р. 13-18] и Зала Ында Амануэль [29, р. 7-10]. Однако в задачи экспедиции входила фотофиксация манускриптов, и архитектура специально не исследовалась.
4 В 1928 г. храм Абба Йоханни упоминается итальянским путешественником доктором Энцо Парона [7, р. 64].
5 Йэкка (Уаша, Ваша, Варка) Микаэль в 6 км к северо-востоку от центра Аддис-Абебы и Адади Марьям в 70 км к юго-западу от Аддис-Абебы.
Йозиф. Впоследствии другие авторы (Р. Плант [33, р. 181-183], Р. Сотэ [34, р. 157]) обращались к его списку как к отправной точке своих исследований. В статье Тэвэльдэ Мэдхына Йозифа 1969 г., вошедшей в сборник материалов Третьей международной конференции эфиопских исследований, состоявшейся тремя годами ранее в Университете имени Хайле Селассие в Аддис-Абебе, упоминаются семь скальных храмов Тыграя с указанием традиционной датировки памятников [35, р. 86-87]. Так, Тэвэльдэ Мэдхын Йозиф отмечает, что храм Дэбрэ Амба Селассие датируется, согласно местной традиции, временем правления царя Давида II (1382-1411), а храмы Тэамина, Кака, Агбэ, Хыбыито, Вэлэгеса, Итсэуто — царствованием Зара Якоба (1434-1468) [35, р. 86-87]. Всего же в списке скальных храмов, представленном в конце статьи, абба Тэвэльдэ Мэ-дхын Йозиф упоминает пятнадцать памятников в области Тэмбен [35, р. 97-98].
Д.-Р. Бакстон в своей наиболее информативной статье, вышедшей в журнале Аг-сЬаео1о§1а в 1971 г., упоминает десять скальных церквей из области Тэмбен6 [7, р. 41, 57, 60-68]. Все храмы, за исключением Марьям Итсэуто, автор относит, согласно разработанной им системе классификации, к типу «тыграйские базилики поздней серии» (XIV-XV (?) вв.) [7, р. 38, 57]. Данный тип объединяют следующие черты: утрата ясных различий между центральным и боковыми нефами, алтарное пространство в ряде случаев не отделено стеной от наоса, большинство ячеек сводов решено в виде куполов (без имитации купольных конструкций, таких как, например, рёбра7), расположение фризов из ложных арочек строго не регламентировано, крещатые или прямоугольные в сечении столбы, общая тенденция к упрощению форм, в том числе исчезновение капителей и баз столбов [7, р. 58-59]. Храм Марьям Итсэуто Д.-Р. Бакстон относит к типу «тыграйские базилики ранней серии» (ХШ-Х^ (?) вв.)8, как и другие известные храмы областей Ацби-Дэра и Гэральта9 [7, р. 38, 57]. В статье автор публикует планы четырёх церквей Тэмбена (Габрыэль Уэкен, Йесус Вэлэгеса, Абба Йоханни, Тамба Марьям) [7, р. 60-66], а также несколько зарисовок интерьеров и фотографий, среди которых особо интересны изображения интерьера церкви в Абба Сэлама [7, р1. ХХХ1-с] и центрального монолитного мэнбэрэ-табота из Йесус Вэлэгеса (он также отдельно зарисован ав-тором10) [7, р. 64].
6 Это храмы: Марьям Хыбыито, Амануэль Май Баха (в наши дни название — Амануэль Зала), Марьям Итсэуто, Габрыэль Уэкен, Йесус Вэлэгеса, Абба Йоханни, Абунэ Тэклэ Хайманот и Марьям Тамба (ныне — Абунэ Тэклэ Хайманот и Марьям Гуйя), Арбаату Ынсыса Кака, Абба Сэлама.
7 Исключением может быть округлый элемент в центральной части купола, наподобие «гирьки».
8 Их отличительные черты: базиликальный план, чёткое обозначение нартекса, своды по крайней мере двух ячеек центрального нефа повышены, возможно наличие фризов, размещённых в нетипичных местах (их вид существенно отличается от форм известных в наземных памятниках), алтарная часть открыта в наос тремя высокими арками, большинство соединений арочные, декор сводов все ещё подражает чертам деревянных конструкций [7, р. 52-53].
9 Храмы Микаэль Барэка, Дэбрэ Марьям Коркор, Йоханныс Маакудди, Селласие Дугум, Дэбрэ Маар, Марьям Айрэфеда, Габрыэль Цилалмео, Гийоргис Май Кадо, Марьям Бузухан Губо, Йесус Гува-хигот, Марьям Бахэра. Однако настоящую типологию и датировку оспаривают более поздние исследования учёных. Позицию Д.-Р. Бакстона по объединению столь разнородных храмов в одну категорию не разделяет и автор данной статьи.
10 Материал представляет большой научный интерес, так как в 1969 г., на момент обследования Д.-Р. Бакстоном, памятник был заброшен и его алтарная часть была доступна для изучения вблизи.
Знаменитый швейцарский фотограф (прославившийся аэрофотосъёмкой природных и культурных объектов по всему миру) Георг Герстер (1928-2019), дополнил переиздание своей книги «Церкви в скалах», вышедшее в 1972 г.11 [19], материалами о некоторых скальных храмах Тэмбена. Была добавлена информация о храмах Абба Йоханни, Габрыэль Уэкен, Абба Сэлама и Амануэль Май Баха, в том числе их планы [19, S. 149-157]. В 1970 г. в журнале National Geographic опубликована статья Г. Герстера, посвящённая изучению им скальных храмов Эфиопии [20]. В ней в частности содержится сопровождённый фотографиями рассказ автора о посещении труднодоступного монастыря Абба Сэлама12, в том числе фотографией интерьера скального храма [20, p. 860]. Также следует отметить фотографию интерьера скального храма Абба Йоханни [20, p. 883].
Британский архитектор и исследовательница Рут Изабелла Плант (1912-1988) — автор работ, охватывающих наибольшее число памятников церковного скального зодчества Тыграя. В двух статьях в журнале Ethiopia Observer13 совместно с Д.-Р. Бакс-тоном и П. Гилксом она публикует список из 26 памятников, расположенных в Тэмбе-не [33; 31]. Из них двадцати церквям посвящено различного объёма описание, в большинстве случаев сопровождаемое планами и изредка фотографиями [32, p. 144-167]. Несмотря на то что изложенная в этих публикациях информация поверхностна и не содержит глубокого архитектурного анализа, аргументированных версий датировки, а иногда и не совсем корректна (в первую очередь это касается планов церквей), работы Р. Плант являются на сегодняшний день наиболее содержательными и информативными источниками по памятникам данного района благодаря количеству рассматриваемых в них храмов. Не все храмы, упомянутые в статьях и книге, в силу тех или иных причин Р. Плант удалось посетить14. Так, например, она не имела возможности побывать в монастырях Абунэ Арэгави Зэйэ, Абунэ Сэлама, Киданэ Мыхрэт Тэнсыхе, Йоханныс Вэльдэ Нэгуэдгуад Укро, Абунэ Самуэль Абий-Адди и некоторых других [32, p. 33-34, 149-150, 163]. Ранее, в статье 1973 г. в Ethiopia Observer, Р. Плант впервые опубликовала описание следующих храмов Тэмбена: Ында Мэскэль и Черкос Харамэ (Аберджелле), Асэла Марьям Дэнгур. Здесь же очень кратко она упоминает монастырь Абунэ Арэгави Зэйэ (в первую очередь указывает на пещеру, посещённую Д. Козэром [8]), Абба Сэлама; отмечает в списке названия храмов: Киданэ Мыхрэт Чеи (возле Агбэ), Димканэ Марьям и Абба Губба [31, p. 49]. О некоторых храмах в этой статье Р. Плант представлено больше информации, чем в книге 1985 г., где она лишь их номинально упоминает. В частности, в статье 1973 г. исследовательница указывает
11 Ранее книга была опубликована в 1968 г. на немецком [17] и французском [16] языках, а в 1970 г. переиздана на английском [18].
12 К монастырю, расположенному на вершине скалы, традиционно добирались по отвесному склону при помощи верёвок. В настоящее время подъём значительно упрощён благодаря вмонтированным в скалу железным лестницам, однако на последнем участке подъёма (несколько метров до вершины) паломникам необходимо подняться по висящей цепи. Подобные символически обусловленные сложности подъёма можно наблюдать сегодня и в монастыре Дэбрэ-Дамо.
13 Впоследствии, в 1985 г., они были преобразованы в книгу [32].
14 В некоторые монастыри запрещён вход женщинам, другие храмы оказались труднодоступны либо их расположение было неизвестно.
расположение и даёт описание внешнего вида (особо отмечая аксумский портал на фасаде) храма Абунэ Самуэль в Абий-Адди, который ей так и не удалось посетить: храм был заброшен, а подъём к нему труднодоступен ввиду сильно заросшего склона [31, p. 49].
В 2005 г. была опубликована книга о храмах Тыграя VII-XIX вв. французских исследователей церковной архитектуры и живописи Эфиопии Клода Лепажа15 и Жака Мерсье, в которой область Тэмбен представлена, однако, единственным памятником — храмом Абба Йоханни [27, p. 164-169]. Авторы отмечают, что в Тэмбене, согласно неопубликованным материалам Гирмы Элиаса, насчитывается 36 скальных храмов и большинство из них датируется периодом после XV в. [27, p. 164]. Здесь же они упоминают храмы Марьям Хыбыито и Габрыэль Уэкен как основанные, согласно местной традиции, святым XIV в. Абунэ Абрыхамом или его учениками [27, p. 164]. Исследователи датируют памятник Абба Йоханни на основании купольного решения сводов, «открытого типа» мэкдэса, монолитных кубических мэнбэрэ-таботов и отсутствия ак-сумского декора — концом XIV — XV в.
Исследователи М. Джерверс и Э. Фритш в статье 2007 г. Pastophoria and Altars: Introduction in Ethiopian Liturgy and Church Architecture рассматривают трансформацию алтарного пространства и форм престолов (мэнбэрэ-таботов) в эфиопских церквях в период с VII (?) по XVI в. В качестве примера поздних трансформаций они приводят три храма области Тэмбен: Абба Йоханни, Габрыэль Уэкен и Абунэ Тэклэ Хайманот Гуйя (в более ранних списках — Тамба) [14, p. 16, 45-46, 48]. Результаты исследования Эммануэлем Фритшем особенностей трансформации литургических зон эфиопских храмов изложены в статье The Altar in the Ethiopian Church: History, Forms and Meanings 2012 г., в которой учёный рассматривает несколько храмов района Тэмбен с точки зрения особенностей решения престолов (мэнбэрэ-таботов) [13, p. 505, 508]. Здесь автор публикует описание и анализ мэнбэрэ-таботов скальных храмов Абба Йоханни, Габрыэль Уэкен, Йесус Вэлэгеса (упоминается в контексте схожести решения), а также Абунэ Тэклэ Хайманот Гуйя и Киданэ Мыхрэт Чеи [13, p. 505, 508]. Обе эти работы стали важной вехой в вопросе датировки скальных церквей Тыграя и Эфиопии в целом. Авторы разработали концепцию, согласно которой трансформация алтарной части и устройство мэнбэрэ-таботов являются важнейшими признаками для датировки памятника [14, p. 39-51; 13, p. 508-510].
Следует отметить вклад М. Джерверса и Э. Балицкой-Витаковской в развитие международной эфиопистики, в частности создание общедоступной онлайн-базы фотоматериалов Mazgaba Seelat по теме истории искусства Эфиопии. Она включает в себя в том числе фотографии некоторых скальных храмов Тыграя [21]. Несомненно, данная база не может быть полноценным источником для изучения скальных церквей Эфиопии, однако многие из размещённых там фотоматериалов ценны, так как фиксируют уже утраченные или разрушающиеся элементы.
15 Клод Лепаж внёс весомый вклад в историю изучения церковной архитектуры Эфиопии и Тыграя, в частности, благодаря тому что произвёл фундаментальные исследования некоторых скальных памятников ещё в 1970-е гг. [24; 25], а в 1973 г. обнаружил и подробно описал древнейшую сохранившуюся наземную церковь Тыграя — Зарема Гийоргис, датируемую VIII в. [26].
Особое значение для науки представляет наиболее полный на сегодня энциклопедический свод данных по природе, культуре, истории, этнографии Эфиопии — Encyclopaedia Aethiopica [10]. Пятитомное издание было выпущено в период с 2003 по 2014 г. коллективом ведущих специалистов в области различных аспектов эфиопистики. Несколько статей посвящено отдельным памятникам области Тэмбен: Абба Сэлама [36], Дэбрэ Тэамина [5], Абба Йоханни [3], Габрыэль Уэкен [2]. Данные статьи не только резюмируют имеющуюся информацию о памятниках, но и зачастую представляют научную новизну, так как содержат изложение авторских версий относительно датировок. Так, в статье о Габрыэль Уэкен Э. Балицка-Витаковска отмечает правдоподобность традиционной версии датировки храма, приписывающей его создание местному святому XV в. — Даниилу Тэмбенскому [2, p. 1135]. Исследовательница подкрепляет её собственным анализом декоративных решений интерьера памятника и особенностей его литургического зонирования. В статье, посвящённой скальному храму Абба Йо-ханни, Э. Балицка-Витаковска и М. Джерверс датируют рассматриваемый памятник XV в. на основании его характерных особенностей [3, p. 209].
Следует отметить возрастающий в последнее время интерес к скальным храмам Ты-грая. Однако полноценных архитектурных исследований в области Тэмбен не много и научная новизна публикуемых материалов, как правило, состоит в фотофиксации текущего состояния памятников. В 2017 г. Американским университетом Каира издана книга двух британских авторов — известной журналистки Мэри Энн Фицджеральд, работавшей в различных странах Африки, и писателя-путешественника Филипа Мар-сдена — Ethiopia: The living Churches of an Ancient Kingdom [12]. Среди двадцати четырёх скальных храмов Тыграя рассматриваются три церкви Тэмбена (Марьям Хыбы-ито, Габрыэль Уэкен и Абба Йоханни) [12, p. 134-137; 192-201].
Примечательной публикацией последних лет стала книга, написанная коллективом авторов-исследователей во главе с бельгийским геологом Яном Ниссеном, посвящён-ная как авторским трекинговым маршрутам в районе Дыгуа Тэмбен, так и подробному обзору особенностей геологии и животного мира этого района, а также краткому экскурсу в его историю [15]. Отдельный небольшой раздел посвящён скальным храмам района. Много информации даётся со ссылкой на более ранние работы других авторов, но данные по некоторым памятникам публикуются впервые16.
Итак, подводя итог историографического обзора литературы, посвящённой скальным церквям Тэмбена, можно сделать вывод, что данный район и по сей день продолжает оставаться одним из наименее изученных в Тыграе. Отдельные памятники, такие как Габрыэль Уэкен и Абба Йоханни, полноценно описаны в научной литературе, имеются их масштабные планы, фотографии интерьеров, аргументирована датировка. Другие храмы, напротив, представлены в литературе поверхностно, без полноценного анализа либо не представлены вовсе. Несмотря на ряд сложностей, связанных с труд-
16 В книге упоминаются известные ранее храмы и монастыри: Абунэ Арэгави Зэйэ, Дэрамба (Ге-рамба) Селассие, Марьям Хыбыито, Микаэль (Самба) Веркибет, Абба Сэлама, Йесус Вэлэгеса, Ама-нуэль Май Баха (Зала), Марьям Итсэуто, Киданэ Мыхрэт Тэнсыхе; а также некоторые впервые описанные: Киданэ Мыхрэт Аб'Аро, Лафа Габрыэль, Дэбрэ Сэма'ит (Йоханныс Укро Вэльдэ Нэгуэдгуад), в том числе современные: Киданэ Мыхрэт Адди Нефас, Веркамба Медханэ Алем.
нодоступностью отдельных горных районов, изучение архитектуры скальных церквей ^грая, представляющее большой научный интерес для мирового сообщества, продолжает осуществляться. В данном контексте следует упомянуть участие и автора данной статьи в полевых исследованиях храмов области ^мбен. Tак, кандидатом исторических наук, научным сотрудником MAЭ PAH В. Н. Cемёновой и C. A. Клюевым по материалам экспедиции 2019 г.17 была подготовлена к печати статья в журнале «Вестник Cанкт-Пе-тербургского университета. Востоковедение и африканистика» — «Полускальные пещерные церкви ^мбена и Ындэрты ^ыграй, Эфиопия): роль ландшафта» [1], в центре внимания которой оказались некоторые храмы монастырей области ^мбен: Aбунэ Aрэгави Зэйэ, Киданэ Мыхрэт ^нсыхе и Цадыкан Tэнсыхе [1, с. 218-226].
Литература
1. Клюев С. А., Семёнова В. Н. Полускальные пещерные церкви Хэмбена и Ындэрты СГыграй, Эфиопия): роль ландшафта // Вестник Cанкт-Петербургского университета. Востоковедение и африканистика. — 2020. — T. 12, — Вып. 5. — C. 208-229.
2. Balicka-Witakowska E. Wäqen Gabrsel // Encyclopaedia Aethiopica. Vol. 4: O-X / Ed. S. Uhlig, A. Bausi. — Wiesbaden: Harrassowitz, 2010. — P. 1135-1136.
3. Balicka-WitakowskaE., GerversM. Abba Yohanni //Encyclopaedia Aethiopica. Vol. 5: Y-Z / Ed. A. Bausi, S. Uhlig. — Wiesbaden: Harrassowitz, 2014. — P. 208-210.
4. Bausi A. Tämben. Early History of Tämben to 17th century // Encyclopaedia Aethiopica. Vol. 4: O-X / Ed. S. Uhlig, A. Bausi. — Wiesbaden: Harrassowitz, 2010. — P. 852-853.
5. Bausi A., Balicka-Witakowska E. Däbrä Tä'amina // Encyclopaedia Aethiopica. Vol. 2: D-Ha / Ed. S. Uhlig. — Wiesbaden: Harrassowitz, 2005. — P. 48-49.
6. Buxton D. R. The Christian Antiquities of Northern Ethiopia // Archaeologia. — 1947. — Vol. 92. — P. 1-42.
7. Buxton D. R. The Rock-Hewn and Other Medieval Churches of Tigre Province, Ethiopia // Archaeologia. — 1971. — Vol. 103. — P. 33-100.
8. Causer D. J. A Cave in Ethiopia //Wessex Cave Club. — 1962. — Vol. 7, no. 86. — P. 91-94.
9. Cohen L., Martínez A. Jesuits // Encyclopaedia Aethiopica. Vol. 3: He-N / Ed. S. Uhlig. — Wiesbaden: Harrassowitz, 2007. — P. 277-281.
10. Encyclopaedia Aethiopica. 5 Vols / Ed. S. Uhlig. — Wiesbaden: Harrassowitz, 2003-2014. — 846; 1082; 1211; 1198; 1270 p.
11. Fiaccadori G. Sälama (Käsate Bsrhan) // Encyclopaedia Aethiopica. Vol. 4: O-X / Ed. S. Uhlig. — Wiesbaden: Harrassowitz, 2010. — P. 484-488.
12. Fitzgerald M. A., Marsden P. Ethiopia: The Living Churches of An Ancient Kingdom. — Cairo, New York: A Ludwig Publishing Edition, The American University in Cairo Press, 2017. — 536 p.
13. Fritsch E. The Altar in the Ethiopian Church: History, Forms and Meanings // Journal of Eastern Christian Studies. — 2012. — Vol. 12. — P. 443-510.
14. Fritsch E., Gervers M. Pastophoria and Altars: Introduction in Ethiopian Liturgy and Church Architecture // Aethiopica. — 2007. — Vol. 10. — P. 6-51.
15. Geo-trekking in Ethiopia's Tropical Mountains. The Dogu'a Tembien District / Eds. J. Nyssen, M. Jacob, A. Frankl. — Basel: Springer Nature Switzerland AG, 2019. — 675 p.
16. Gerster G. L'art éthiopien, églises rupestres. — La Pierre-qui-vire: Zodiaque, 1968. — 148 p.
17. Gerster G. Kirchen im Fels. Entdeckungen in Äthiopien. — Stuttgart: Kohlhammer, 1968. — 148 S.
18. Gerster G. Churches in Rock. Early Christian Art in Ethiopia. — London: Phaidon, 1970. — 148 p.
19. Gerster G. Kirchen im Fels. Entdeckungen in Äthiopien. — Zürich: Buchclub Ex Libris, 1972. — 172 S.
20. Gerster G. Searching out Medieval Churches in Ethiopia's Wilds // National Geographic. — Dec.,1970.— Vol. 138. No. 6. — P. 856-884.
17 Экспедиция и исследование проводились при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-012-00299 А.
21. Gervers M., Balicka-Witakowska E., et al. MÀZGÀBÀ S33LAT. A Database for the Recording of Ethiopian Art, Architecture and Culture. 2005-2017. URL: https:// ethiopia.deeds.utoronto.ca/ (дата обращения: 21.05.2020).
22. Gervers M., Fritsch E. Rock-Hewn Churches and Churches-in-Caves // Encyclopaedia Aethiopica. Vol. 4: O-X / Ed. S. Uhlig. — Wiesbaden: Harrassowitz, 2010. — P. 400-404.
23. Guida dell'Africa Orientale Italiana / Ed. Consociazione Turistica Italiana. —Milano: C.T.I., 1938. — 640 p.
24. Lepage C. Les monuments rupestres de Degum et les églises de vallée // Documents pour servir à l'histoire des civilisations éthiopiennes. — 1971. — No. 2. — P. 61-72.
25. Lepage C. Léglise rupestre de Berakit // Annales d'Éthiopie. — 1972. — No. 9. — P.147-191.
26. Lepage C. Léglise de Zaréma (Éthiopie) et son apport à l'histoire de l'architecture éthiopienne // Comptes-Rendues des Séances de l'Académie des Inscriptions et Belles Lettres, Paris: Académie des Inscriptions et Belles Lettres. — Juillet-Octobre, 1973. — P. 416-455.
27. Lepage C., Mercier J. Les églises historiques du Tigray. Art éthiopien / Ethiopian Art: The Ancient Churches of Tigrai. — Paris: ADPF, 2005. — 247 p.
28. Nosnitsin D. Ethio-SPaRe. Cultural Heritage of Christian Ethiopia: Salvation, Preservation and Research. Fifth Mission, May-June 2012. Report / European Union Seventh Framework Programme IDEAS ERC Starting Grant. — Hamburg: Hamburg University, 2012. — 37 p.
29. Nosnitsin D. Ethio-SPaRe. Cultural Heritage of Christian Ethiopia: Salvation, Preservation and Research. Sixth Mission, November-December 2012. Report / European Union Seventh Framework Programme IDEAS ERC Starting Grant. —Hamburg: Hamburg University, 2012. — 45 p.
30. Nosnitsin D. Churches and Monasteries of Tsgray. A Survey of Manuscript Collections. — Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 2013. — 430 p.
31. Plant R. Notes on 17 Newly-Discovered Rock-Hewn Churches of the Tigre (Ethiopia) // Ethiopia Observer. — 1973. — Vol. 16, no. 1. — P. 36-53.
32. PlantR. Architecture of the Tigre, Ethiopia. — Worchester: Ravens Educational and Development Services, 1985. — 230 p.
33. Plant R., Buxton D. R. Rock-Hewn Churches of the Tigre Province [by R. P.] with additional churches [by D. R. B.] // Ethiopia Observer. — 1970. — Vol. 13. — P. 157-268.
34. Sauter R. Églises rupestres au Tigré // Annales d'Ethiopie. — 1976. — Vol. 10. — P. 157-175.
35. Tewelde Medhin J. Introduction générale aux églises monolithes du Tigrai // Proceedings of the Third International Conference of Ethiopian Studies, Addis Ababa. — Vol. 1. — 1969. — P. 83-98.
36. Zewde G-S. 3nda Abba Salama// Encyclopaedia Aethiopica. Vol. 2: D-Ha / Ed. S. Uhlig. — Wiesbaden: Harrassowitz, 2005. — P. 286.
Название статьи. История изучения скальных церквей области Тэмбен региона Тыграй, Эфиопия Сведения об авторе. Клюев Сергей Андреевич — научный сотрудник. Филиал ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России» Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ), ул. Душинская, д. 9, Москва, Российская Федерация, 111024. [email protected]
Аннотация. Статья посвящена истории изучения скальных храмов области Тэмбен в регионе Тыграй на севере Эфиопии. Даётся обзор сравнительно небольшого объёма существующей литературы по данной тематике. Особое внимание уделяется подходам различных авторов к вопросам классификации и датировки памятников. В своём большинстве местные памятники малоизучены, несмотря на составленные уже в 1960-1970-е гг. их первичные списки. Интерес к скальным церквям Тыграя и в частности области Тэмбен в настоящее время возрастает. И всеобъемлющее изучение этих храмов ещё только предстоит.
Ключевые слова: скальные церкви, Эфиопия, Тыграй, Тэмбен, историография эфиопской архитектуры
Title. The History of the Study of Rock-Hewn Churches in the Temben District,Tigray Region, Ethiopia Author. Klyuev, Sergey Andreevich — researcher. The Research Institute of Theory and History of Architecture and Urban Planning, Dushinskaya ul., 9, 111024 Moscow, Russian Federation. [email protected] Abstract. The article is devoted to the history of the study of rock-hewn churches of the Temben district in the Tigray region in northern Ethiopia. The text provides an overview of the relatively small number of publications on this topic. Particular attention has been paid to the approaches of various authors to the classification and dating of the monuments. Mainly, local monuments are little-known, despite their preliminary
lists compiled at the turn of 1960s —1970s. The historical interest in the rock-hewn churches of Tigray and especially of the Temben region is currently increasing and the comprehensive study of these churches is yet to be made.
Keywords: rock-hewn churches, Ethiopia, Tigray, Temben, historiography of Ethiopian architecture
References
Balicka-Witakowska E. Wäqen Gabrsel. Encyclopaedia Aethiopica, vol. 4: O-X. Wiesbaden, Harrassowitz Publ., 2010, pp. 1135-1136.
Balicka-Witakowska E.; Gervers M. Abba Yohanni. Encyclopaedia Aethiopica, vol. 5: Y-Z. Wiesbaden, Harrassowitz Publ., 2014, pp. 208-210.
Bausi A. Tämben. Early History of Tämben to 17th Century. Encyclopaedia Aethiopica, vol. 4: O-X. Wiesbaden, Harrassowitz Publ., 2010, pp. 852-853.
Bausi A.; Balicka-Witakowska E. Däbrä Tä'amina. Encyclopaedia Aethiopica, vol. 2: D-Ha. Wiesbaden, Harrassowitz Publ., 2005, pp. 48-49.
Buxton D. R. The Christian Antiquities of Northern Ethiopia. Archaeologia, 1947, vol. 92, pp. 1-42.
Buxton D. R. The Rock-Hewn and Other Medieval Churches of Tigre Province, Ethiopia. Archaeologia, 1971, vol. 103, pp. 33-100.
Causer D. J. A Cave in Ethiopia. Wessex Cave Club. 1962, vol. 7, no. 86, pp. 91-94.
Cohen L. ; Martinez A. Jesuits. Encyclopaedia Aethiopica, vol. 3: He-N. Wiesbaden, Harrassowitz Publ., 2007, pp. 277-281.
Consociazione Turistica Italiana (ed.). Guida dell'Africa Orientale Italiana. Milan, C.T.I. Publ., 1938. 640 p. (in Italian).
Fiaccadori G. Sälama (Käsate Bsrhan). Encyclopaedia Aethiopica, vol. 4: O-X. Wiesbaden, Harrassowitz Publ., 2010, pp. 484-488.
Fitzgerald M. A.; Marsden P. Ethiopia: The Living Churches of an Ancient Kingdom. Cairo, New York, A Ludwig Publishing Edition, The American University in Cairo Press Publ., 2017. 536 p.
Fritsch E. The Altar in the Ethiopian Church: History, Forms and Meanings. Journal of Eastern Christian Studies, 2012, vol. 12, pp. 443-510.
Fritsch E.; Gervers M. Pastophoria and Altars: Introduction in Ethiopian Liturgy and Church Architecture. Aethiopica, 2007, vol. 10, pp. 6-51.
Gerster G. Lart éthiopien, églises rupestres. La Pierre-qui-vire, Zodiaque Publ., 1968. 148 p. (in French).
Gerster G. Kirchen im Fels. Entdeckungen in Äthiopien. Stuttgart, Kohlhammer Publ., 1968. 148 p. (in German).
Gerster G. Churches in Rock. Early Christian Art in Ethiopia. London, Phaidon Publ., 1970. 148 p.
Gerster G. Kirchen im Fels. Entdeckungen in Äthiopien. Zürich, Buchclub Ex Libris Publ., 1972. 172 p. (in German).
Gerster G. Searching out Medieval Churches in Ethiopia's Wilds. National Geographic. Dec., 1970, vol. 138, no. 6, pp. 856-884.
Gervers M.; Balicka-Witakowska E., et al. MÄZGÄBÄ SRRLAT. A Database for the Recording of Ethiopian Art, Architecture and Culture. 2005-2017. Available at: https:// ethiopia.deeds.utoronto.ca/ (accessed 21 May 2020).
Gervers M.; Fritsch E. Rock-Hewn Churches and Churches-in-Caves. Encyclopaedia Aethiopica, vol. 4: O-X. Wiesbaden, Harrassowitz Publ., 2010. pp. 400-404.
Klyuev S. A.; Semenova V. N. The Role of Landscape in Semi-Rock-Hewn and Cave Churches of Tämben and 33ndärta (Tsgray Region, Ethiopia). Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Vostokovedenie i Af-rikanistika (Herald of Saint Petersburg University. Asian and African Studies), 2020, vol. 12, iss. 2, pp. 208-229 (in Russian).
Lepage C. Les monuments rupestres de Degum et les églises de vallée. Documents pour servir à l'histoire des civilisations éthiopiennes, 1971, no. 2, pp. 61-72 (in French).
Lepage C. Léglise rupestre de Berakit. Annales d'Ethiopie, 1972, no. 9, pp. 147-191 (in French).
Lepage C. Léglise de Zaréma (Ethiopie) et son apport à l'histoire de l'architecture éthiopienne. Comptes-Rendues des Séances de l'Académie des Inscriptions et Belles Lettres. Paris, Académie des Inscriptions et Belles Lettres, Juillet-Octobre, 1973, pp. 416-455 (in French).
Lepage C., Mercier J. Les églises historiques du Tigray. Art éthiopien / Ethiopian art: The ancient churches of Tigrai. Paris, ADPF Publ., 2005. 247 p.
Nosnitsin D. Ethio-SPaRe. Cultural Heritage of Christian Ethiopia: Salvation, Preservation and Research. Fifth Mission, May-June 2012. Report. Hamburg, Hamburg University Publ., 2012. 37 p.
Nosnitsin D. Ethio-SPaRe. Cultural Heritage of Christian Ethiopia: Salvation, Preservation and Research. Sixth Mission, November-December 2012. Report. Hamburg, Hamburg University Publ., 2012. 45 p.
Nosnitsin D. Churches and Monasteries of Tagray. A Survey of Manuscript Collections. Wiesbaden, Harrassowitz Publ., 2013. 430 p.
Nyssen J.; Jacob M.; Frankl A. (eds.). Geo-Trekking in Ethiopia's Tropical Mountains. The Dogua Tembien District. Basel, Springer Nature Switzerland AG Publ., 2019. 675 p.
Plant R. Notes on 17 Newly-discovered Rock-Hewn Churches of the Tigre (Ethiopia). Ethiopia Observer, 1973, vol. 16, no. 1, pp. 36-53.
Plant R. Architecture of the Tigre, Ethiopia. Worchester, Ravens Educational and Development Services Publ., 1985. 230 p.
Plant R.; Buxton D. R. Rock-Hewn Churches of the Tigre Province [by R. P.] with additional churches [by D. R. B.]. Ethiopia Observer, 1970, vol. 13, pp. 157-268.
Sauter R. Églises rupestres au Tigré. Annales d'Ethiopie, 1976, vol. 10, pp. 157-175 (in French). Tewelde Medhin J. Introduction générale aux églises monolithes du Tigrai. Proceedings of the Third International Conference of Ethiopian Studies. Addis Ababa, 1969, vol. 1, pp. 83-98 (in French).
Uhlig S. (ed.). Encyclopaedia Aethiopica, 5 Vols. Wiesbaden, Harrassowitz Publ., 2003-2014. 846; 1082; 1211; 1198; 1270 p.
Zewde G-S. 3nda Abba Salama. Encyclopaedia Aethiopica, vol. 2: D-Ha. Wiesbaden, Harrassowitz Publ., 2005, p. 286.